LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Вода - пар
(газообразное состояние)

Вода-жидкость

Вода -лёд
(кристаллическое состояние)


2. Защита рисунка
2. Прочитайте отрывок текста "Геометрия молекулы воды. Строение льда. Мерцающие кластеры". Повторите рисунок в правой части поля.
Вопрос для вывода: - Какие отличия появились в ваших рисунках? Какая информация вызвала у вас удивление?
Вывод: Вода - единственное вещество на Земле, которое существует одновременно в трёх агрегатных состояниях.

Задание для групп 1-2: Рассчитайте количество молекул воды в одной столовой ложке и в химическом стакане на вашем столе.

Задание для групп 3-4: Вычислите массовую долю водорода и кислорода в составе воды.

Модуль 3. Физические свойства воды.
Прочитайте текст "Вода - самое удивительное вещество на Земле" и заполните таблицу в своих тетрадях:
Агрегатное состояние
Физические свойства
Причины
аномальных свойств
нормальные
аномальные
Жидкое

Твёрдое


Вопросы для вывода: - Какие причины аномальных физических свойств воды вам удалось выяснить? (Краткие сообщения спикеров).

Модуль 4. Очистка питьевой воды.
Перед вами в стаканах образцы речной воды, воды из школьного водопровода и дистиллированной воды.
* Можете ли вы визуально, не пробуя воду на вкус, установить в каком стакане находится питьевая вода?
* Что вы можете предложить для распознавания образцов воды?
Рассмотрите схему "Очистка питьевой воды". -Какие методы разделения смесей использует человек при очистке питьевой воды?
Общий вывод: Своими примерами докажите справедливость каждого предложения эпиграфа урока.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание:
Составить мини-проекты (по выбору): "Реконструкция системы водоснабжения п.Ровеньки" или "Моя программа улучшения водоснабжения населения п.Ровеньки".

7.Рефлексия.
Закройте глаза и мысленно нарисуйте пейзаж, на котором присутствует вода. Поделитесь вполголоса с учеником, сидящим рядом с вами. Что вам удалось увидеть: море, водопад, родник? Совпадает ли "мыслекартина" с вашим настроением?

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе (1-4)

Учитель Шаповалова Н.Л.
Тема: К.Д. Бальмонт. Золотое слово.

Цель: Организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта, создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения; организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог; содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1)Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на "отлично",
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор

-А наш разговор мы начинаем со

2) Скороговорки: 5 ребят нашли у пенька 5 опят.
3) Тренировка памяти.

- Вспомните, из какого произведения эти строки:
"Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает..."
(сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

"Выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом..."
( сказка "Сивка-Бурка")

"...в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные..."
(былина "Добрыня Никитич")

"...- Доливай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам...И почуял он в себе здоровье богатырское..."
( былина "Исцеление Ильи Муромца")
"Увидишь в тереме окошко: на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит "Жар-Птица""
(сказка "Иван-царевич и Серый волк")
"От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле прислоняются..."
( былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник")

2.Проверка Д/Задания
- Итак, продолжаем наш разговор
a) - Какое задание вы готовили дома
b) - Вспомним, какие требования к чтению стихотворения мы знаем.

ПАМЯТКА:
1) Читай в 2 раза медленнее, чем разговариваешь;
2) Читая, представляй, воображай то, о чем читаешь;
3) Читай внятно, выразительно, учись слушать себя.

в) Чтение учащимися стихотворения К.Д. Бальмонта "Осень"

Дополнительные вопросы: - Какая основная мысль этого произведения?
- Какие образные выражения нашли в стихотв.?
- Назовите приметы осени, описываемые в произв.
г) - А сейчас немножко творческой работы : составим АКРОСТИХ на слово
О....Е....
С....Н....
д) - Итог проверки домашнего задания:
- Молодцы, вы очень хорошо поработали.

3.ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- На первом уроке, когда мы только познакомились с поэтом К.Д. Бальмонтом, вы признались, что раньше не читали его стихов. И я попросила учащихся подготовить к этому уроку стихотворения, которых нет в учебнике.
- Но сначала вспомните, какое влияние оказал отец на будущее поэта?

1) Стихотворение...вот об...этой птичке (рисунок), которую вы наверняка видели расскажет учащийся 1

- Что необычного подметил автор в этой птичке?
- Как её зовут? "Трясогузка"
2) Вспомните, где учился поэт?

К.Д. Бальмонт очень любил Москву, особенно весеннюю. Любил праздники с колокольными перезвонами. Об одном из них нам расскажет учащийся 2 .

- О каком празднике идёт речь?
- Что за синие цветочки появляются ранней весной?

3) В 1920 году поэт уехал жить во Францию и жил там, в Париже, до конца своих дней. За границей он очень тосковал по своей Родине - Москве.
Стихи:
Учащийся 3 - О Родине
Учащийся 4 - О Москве

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
( под музыку: - Какие картины родной природы вы себе представили?)

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. - Давайте вспомним, как сказал о К.Д. Бальмонте другой поэт А. Блок

На доске: "...Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта- всегда слушаешь весну"

- Может кто-то догадается, о чём будем сегодня говорить на уроке?
- О ВЕСНЕ. А чтобы вам хотелось узнать о весне?

2. Чтение стихотворения (учащийся подготовленный ранее) "Золотое слово".

- Понравилось вам стихотворение?
- Что же значит "Золотое слово"?

Главная мысль стихотворения.
- Что обещала осень?
- Как ответила зима?
- А чьё слово оказалось самым твёрдым? Сказала и сделала.
- Так какое слово можно назвать "золотым" (Верное, стоящее, не пустое, сказано сделано)

3. Словарная работа:
КУТЕРЬМА - беспорядок, суматоха.

4. Чтение стихотворения вполголоса:

- найдите приметы весны (рисунки: лютика, одуванчика)

5. Чтение в парах:
- Найдите красивые образные выражения.

6. ИГРА: а)1. стр.: слова-предметы, т.е. имя существительное.
"Читает и находит" 2.стр.: слова-действия, т.е. глагол.
3.стр.: слова-признаки, т.е. имя прилагательное.
б) в течении 1-й мин. Учащиеся находят слова, ставим точку под словами.
в) сообщения детей о найденных словах "на ушко"
г) чтение вслух с похлопыванием (хлопок вместо найденного слова)

5. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. С/р: чтение вполголоса.
- Подготовься читать вслух для всех.

2. Что бы вы хотели улучшить в своём чтении?

6. Д/З: Научиться выразительно читать; сделать рисунок к стихотворению (творческая работа).

7.ИТОГ УРОКА.

- Творчество какого поэта мы изучали?

- Какое стихотворение особенно понравилось, и хотели бы вы его ещё раз услышать, прочитать?

- А какие чувства вызвал у вас стих "Золотое слово" - Что захотелось?

8. РЕФЛЕКСИЯ.

- А сейчас мы возьмём нашего мишку, вспомним всё, что было сегодня на уроке и передавая игрушку по цепочке будем сообщать:
- Сегодня меня порадовало...
- Сегодня меня огорчило...

Итог рефлексии.


Урок информатики

учитель Радченко Алексей Петрович

Тема : Внешние устройства ввода-вывода информации

Цели урока: создать условия для знакомства учащихся с назначением, устройством и принципами работы различных устройств ввода-вывода, способствовать развитию устной речи учащихся, способствовать выработке правильной постановки вопросов.
Тип урока: изучение новых знаний

Используемая технология: лекция

Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтально-индивидуальная

Средства обучения: КУВТ, джойстик, сканер, принтер, световое перо

Ход урока

Подготовка к восприятию нового материала.
На заре развития компьютерной техники не было ни дисплея, без которого мы не представляем компьютер, ни принтера, без которого мы не можем распечатать информацию на бумагу, ни тем более сканера, цифрового фотоаппарата и я немного вас ошеломлю, если скажу, что не было даже клавиатуры, не говоря уже о всем нам известной "мышке". Почему ? И как же тогда работали с компьютером ? А очень просто. Вводили информацию с помощью, можно сказать, обычных выключателей и кнопок от обычных дверных звонков, а получали ответ компьютера, списывая последовательность перемигивания обычных лампочек.
Но как вы сами понимаете, техника не стоит на месте - она развивается. Вначале все усилия были сконцентрированы только на одном: создать машину, способную самостоятельно вычислять. Об удобстве работы никто и не думал. Какие удобства? О каком комфорте общения с компьютером идёт речь, если самого компьютера то нет? Вспомните, какими были первые автомобили и какими в настоящее время они выпускаются. "Разве можно сравнить ?" - спросите вы. Можно и разница будет только лишь в удобстве водителя. А машину как создали в начале по схеме: двигатель - трансмиссия - колеса - так до сих пор и создают. Разница только лишь в удобстве управления и удобстве пользования.
Точно так же обстоят дела и с компьютерами: вначале создали сам компьютер, а потом удобства пользования им. Какие же устройства были созданы для этого? Как они работают? Как они устроены? На все эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня найти ответ.

Изучение нового материала.
Какие устройства, подключённые к компьютеру, вы знаете. ( Учащиеся перечисляют, а я записываю их на доске подряд ) С помощью одних мы вводим информацию в компьютер, с помощью других - выводим. Поэтому различают устройства ввода и устройства вывода информации. Начнём, пожалуй, с самого бросающегося в глаза устройства. Это, конечно же, дисплей ( монитор, телевизор - как назовут учащиеся). Что такое дисплей? Дисплей - это устройство визуальной ( зрительной) связи пользователя с системой обработки данных, имеющее экран и средства представления на нём данных в форме удобной для пользователя. Как Вы видите "дисплей" - это очень обширное понятие. Достаточно сказать, что приборный щиток автомобиля - это тоже дисплей. То есть дисплей - это всё, что имеет экран, а также имеет все средства для того, чтобы представлять на этом экране информацию в удобной для нас форме. Но не надо искажать мои слова и называть микроволновую печь дисплеем. Микроволновка имеет дисплей, и это будет "дисплей микроволновой печи", а не сама микроволновка является дисплеем. Понятие "монитор" многограннее дисплея. Конкретного определения я не смогу дать. Могу только сказать, что это что-то постоянно следящее за каким-нибудь явлением или процессом. Если это устройство, которое должно следить за своевременной доставкой информации пользователю по зрительному каналу, то это "видеомонитор", слуховому - "аудиомонитор". Монитором также называется компьютерная программа, которая следит за правильностью функционирования различных узлов компьютера или за процессами, происходящими в компьютере при выполнении тех или иных действий или команд. Понятие "видеомонитор" более конкретно: это дисплей, выполненный на базе электронно-лучевой трубки. А по-простому - на базе обычного телевизионного кинескопа. Видимую часть кинескопа мы называем "экран телевизора". Конечно же, компьютерный кинескоп имеет более высокое качество, чем телевизионный, но по принципу действия они одинаковы. Присмотритесь к экрану Вашего дисплея, и Вы увидите много маленьких точек. Так вот, чем мельче эти точки, тем более качественным считается монитор. А ещё лучше, если Вы посмотрите на экран через увеличительное стекло и увидите, что экран состоит не из белых точек, а из красных, синих и зелёных. А точку белого цвета Вы никогда не найдёте. Но объяснение этого явления Вас ждёт впереди. Словом "видеомонитор" можно язык сломать, поэтому в быту его сократили и говорят просто "монитор". Хотя тем самым расширяют и тем самым отменяют само понятие "видеомонитор". В определении "дисплей" мы встретили слово "данные". Что это такое? Данные - это факты, представленные в виде, пригодном для обработки на ЭВМ как автоматически, так и при участии человека. Можно также сказать, что данные - это любая информация в компьютере.
Скажите, а можно ли было бы назвать дисплеем или монитором перемигивание лампочек, о которых я говорил в начале занятия? ( здесь должен сработать стереотип мышления: компьютерный монитор - это что-то в виде телевизора) Почему нет? А ну-ка прочитаем определение дисплей. ( все определения даются под диктовку) Что теперь скажете? Я ведь не даром упомянул приборный щиток автомобиля, а вы это пропустили мимо ушей. ( семь лет работаю и ни разу никто не ответил правильно)
Записывать все перемигивания компьютера от руки было очень утомительно, поэтому посадили за компьютер машинистку, которая на обычной печатающей машинке распечатывала на бумаге выходную информацию компьютера. Но это был не выход, потому что машинистки работали по два часа, сменяя друг друга. При этом в одну смену работали две машинистки, дублируя друг друга, уменьшая тем самым вероятность ошибки печати. Это было довольно не выгодно и требовало больших затрат труда. Решили создать печатающую машинку, которой управлял бы сам компьютер. Так появился принтер. Ну-ка, сами дайте определение принтера. Принтер - это устройство вывода информации на бумагу. Первые принтеры были точной копией печатной машинки, но они продержались очень не долго. Можно сказать, что их применение ограничилось на стадии разработки. Так как были ненадёжны, медлительны в работе и производили очень много шума. Поэтому, мы даже не будем их выделять, как отдельный вид принтеров. Хотя даже сейчас можно встретить печатающие машинки, которые можно подключать к компьютеру. На смену им пришли лепестковые принтеры. По принципу действия они были похожи на первые принтеры, но имели бoльшую производительность и давали немного меньше шума. ( объясняю принцип работы лепестковых принтеров) Когда возникла необходимость распечатки графиков и рисунков - появились точечные или растровые принтеры. Они были очень медлительны, но зато распечатывали на бумаге рисунки ! Как вы думаете: сколько времени распечатывался один лист бумаги? Не меньше получаса. Почему так долго? (объясняю принцип формирования изображения по точкам ( лень печатать :)) ) Как увеличить производительность? Увеличить количество печатаемых точек за один проход каретки. Так появились матричные принтеры. Отличие было только в устройстве каретки: вместо одной иголки в матричном принтере было девять, а потом, для улучшения качества и скорости печати, появились и 24-игольчатые принтеры. Матричные принтеры до сих пор очень широко распространены и не уступают своих позиций более современным принтерам. Хотя стоимость их в два-три раза превышает стоимость современных принтеров. Почему? ( фантазии учащихся. Здесь и далее на все мои вопросы учащиеся дают собственные представления) Всё очень просто. Потому что только они при достаточной производительности формируют вдавленное в бумагу изображение, что очень важно для ответственных документов.
А вы что-нибудь записали? Мы ведь сейчас занимаемся классификацией принтеров по типам. Приучайтесь сами выделять главные мысли. Записываем:
Типы принтеров:
1. лепестковые
2. матричные
Качество печати рисунков на матричных принтерах невысокое. Как увеличить качество? Сделать иголки тоньше, но диаметр иголок ограничен качеством красящей ленты и механической прочностью самой иголки. Поэтому создать матричный принтер с диаметром печатаемой точки в 0,2 мм невозможно. Но эту точку можно получить с помощью чернил. Так появились струйные принтеры. К тому же одним махом убили двух зайцев. И качество печати улучшили, и получили возможность печати цветных рисунков. Можно ведь было принтер заправить чернилами разного цвета. ( объясняю принцип работы струйного принтера)
Качество печати стало очень хорошим, сравнимым с полиграфическим качеством, но скорость печати осталась та же, что и у матричных принтеров. Что-то около 1-2 страниц в минуту. В струйных принтерах осталась в наследство от матричных принтеров каретка, скорость перемещения которой дальше уже нельзя было увеличивать. Современную жизнь эта скорость не удовлетворяла. Для увеличения скорости печати, а за одно и качества печати, пришлось кардинально пересмотреть принцип формирования и распечатки на бумаге изображения. Так появились лазерные принтеры. Не "лазарные", а "лазерные", от слова "лазер". (объясняю принцип работы лазерного принтера)
Все эти устройства относятся к каким устройствам? К устройствам вывода. Кроме того, существует ещё довольно много устройств вывода информации. Это прежде всего, плоттер или ещё его называют, графопостроитель. Плоттер - это устройство вывода графической информации на бумагу. С помощью его в конструкторских бюро рисуют чертежи на ватмане, рисуют контурные и метеорологические карты. ( поверхностно объясняю принцип работы плоттера) Кроме того вы слышали о модеме. Модем - это устройство, предназначенное для связи компьютеров по телефонным линиям. Более детально его работу мы будем разбирать, когда будем изучать компьютерные сети. Существуют и другие устройства вывода информации, но мы пока остановимся на этих.
С помощью, каких устройств мы вводим информацию в компьютер? Клавиатура, мышь. Как работает клавиатура, я надеюсь объяснять не надо? Обычные кнопки. Информация о нажатии на ту или иную кнопку поступает в компьютер, который, обрабатывая эту информацию, выполняет те или иные действия. Манипулятор "мышь" имеет относительно простое устройство, но довольно интересный принцип работы. (объясняю устройство и принцип действия мышки) В переносном компьютере, или его ещё называют "ноутбук" использовать мышку очень неудобно. Поэтому для него изобрели трекбол. Хотя, в общем, и изобретать-то нечего было. Взяли мышку, перевернули и закрепили в ноутбуке. Ведь без разницы, как вращать шарик мышки, перемещая её по столу или вращать шарик непосредственно рукой. Кроме этих манипуляторов, очень распространённых, существуют и другие манипуляторы: дигитайзер, джойстик, световое перо, сенсорная панель и сенсорный экран. ( учащиеся сами пытаются объяснить работу каждого манипулятора) В идеале, для каждой программы или игры необходим собственный, для них спроектированный манипулятор. Для игры "самолёт" или "вертолёт" необходим манипулятор очень похожий на штурвал для гонок на автомобилях - руль и т. д. Но производители манипуляторов выпускают только манипуляторы для наиболее распространённых игр. Именно так и появился джойстик.
Кроме манипуляторов к устройствам ввода относится сканер. Сканер - это устройство ввода графической информации в компьютер. Типы сканеров: планшетный, ручной, барабанный и проекционный. Они различаются только принципом сканирования, а по принципу работы они одинаковы. Основу их составляет светочувствительный элемент или целая линейка элементов, мимо которых движется объект сканирования. Информация же о степени освещённости отдельных участков объекта поступает в компьютер. ( кратно рассказать о принципах сканирования каждого из типов)

Проверка первичного понимания и осмысления
( проводилась по блочно, в процессе изучения нового материала)

Первичное закрепление
Заполните в тетрадках таблицу с колонками "Устройства ввода" и "Устройства вывода"

Домашнее задание
В учебнике Симонович "Общая информатика" изучите материал на страницах 206 - 214. Свою точку зрения по теме: "Устройства ввода-вывода" я высказал вам на сегодняшнем занятии. В учебнике вы познакомитесь с другой точкой по данному вопросу. В чём-то моё мнение будет сходно с мнением авторов учебника, а в чём-то - разнuться. Не принимайте учебник, как догму. Ведь учебники пишут обыкновенные люди, которым свойственно ошибаться в вопросах мировоздания и мироощущения. Любой объект многогранен. Почему и говорят "точка зрения". Если рассматривать цилиндр с точки, находящейся выше цилиндра, то мы будем утверждать, что цилиндр - его круг. Другой человек будет смотреть на цилиндр сбоку и, противореча нам, будут утверждать, что цилиндр - это прямоугольник. И все мы будем правы. Ваша же задача состоит в том, чтобы ознакомиться с различными точками зрения и сформировать свою точку зрения. Для вас она и будет истиной. Истина, как известно, лежит посередине. Но для другого человека она будет ложью, потому что он рассматривал цилиндр совершенно под другим углом. Вот такая наша жизнь - сплошная стереометрия.

Рефлексия
Что скажете о сегодняшнем занятии? Много материала. Голова раскалывается? Ничего. Сейчас я внесу полную панику в стане врага.
Модем мы отнесли к устройствам вывода информации. Но ведь модем служит для связи компьютеров, следовательно, он же и принимает информацию от другого компьютера. Значит, он относится к устройствам ввода? А кто сказал, что при распечатке информации на бумаге принтер и компьютер не обмениваются информацией? ( немая сцена) Так вот знайте, что деление на устройства ввода и устройства вывода очень условно.

Анализ занятия
Традиционный способ обучения наиболее оптимален в классах технического цикла (между строк - классах коррекции) и физико-математического. Первым очень трудно сформулировать свои мысли и озвучить их, а вторые схватывают не то, что на лету, а иногда, останавливают на полуслове и требуют следующий параграф. Это на первых порах приводило меня в замешательство, но после нескольких очень въедливых проверок домашних заданий я успокоился и уже давал материал, исходя из запросов учащихся. Это способствовало экономии учебного времени и позволяло осветить более углубленно интересующий учащихся вопрос или трудный для понимания вопрос. Поэтому данный план занятия является чем-то средним между тем материалом, который я даю в техническом классе и материалом физико-математического направления. Лекцию веду обязательно с обратной связью. Внимательно слежу за реакцией класса и оперативно перестраиваю ход занятия. Лекция - это, прежде всего, диалог с учащимися, позволяющий заполнить пробелы в знания, полученных жизненным опытом самих учащихся. На лекциях я стараюсь постоянно приковывать внимание учащихся к материалу, а точнее, к ключевым понятиям материала, потому что постоянно держать в напряжении класс возможно, но недопустимо. Подросток не может долго концентрировать внимание на одном объекте и вполне возможно, что его мозг самопроизвольно возьмёт передышку как раз в тот момент, когда необходимо сконцентрироваться. Поэтому лучше будет, если я через каждые 5-10 минут буду делать, так называемые лирические отступления, углубляясь в материал, тем самым давать возможность посмотреть в окно, на часы или просто почесать затылок. Что-то из этого материала, не входящего в учебник, всё равно осядет в подсознании. А после лирического отступления мозг учащихся снова может плодотворно воспринимать информацию. Мне остаётся только завладеть их вниманием, что достигается различными способами, в зависимости от степени общей утомлённости класса. Начиная от смены моего местонахождения в классе или началу хождения по периметру класса и заканчивая постукиванием ручки, вращения ручки или смены тональности или громкости голоса. Но всё это, скорее всего, относится не к информатике, а к психологии.
Что же касается лекции, как формы учебного занятия, то я могу сказать только одно. Лекция - прекрасная форма занятия при изучении нового материала, хотя некоторые утверждают - в корне безнадёжно устаревшая в свете нынче модной гуманнизации общества. Она позволяет дать большой по объёму материал за относительно небольшой промежуток времени. Проведение урока в форме лекции способствовала развитию мыслительных операций учащихся. Осмысление услышанного позволило им делать выводы и обобщения.

Урок литературы

учитель Васильева Любовь Ивановна

Тема: "Если душа родилась крылатой..."
Очерк жизни и творчества М.Цветаевой.
Цель: 1) Открыть учащимся путь в мир удивительного поэта, подарить радость встречи с поэтическим миром М. Цветаевой.
2) показать на примере творчества М. Цветаевой масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья.
3)формировать у учащихся чувство любви, преданности своей родине на примере трагической судьбы поэтессы.
Оформление: Портрет М. Цветаевой, возле которого веточка рябины, цветы, подсвечник, сборники стихов М. Цветаевой, А. Блока, Н. Гумилёва, А.С. Пушкина.
Эпиграф (на доске)
И вот мы остались без Родины,
И вид наш и жалок, и пуст,
Как будто белой смородины
Обглодан раскидистый куст.
(И. Северянин).
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(М. Цветаева.)


План.
1. Историческая справка.
2. Рождение поэта.
3. Семейные узы.
4. Творческие связи.
5. "Творческая тайна" - "Вся жизнь моя - роман с собственной душой".
I. Слово учителя. В поэзии " Серебряного века" отчётливо слышны голоса тех поэтов, кто не принадлежал не к каким группировкам, шёл своим путём, обогащая русскую поэзию неповторимым творчеством: С. Есенин, Б. Пастернак, И. Бунин, М. Цветаева и др.
Сегодня мы соприкоснёмся с миром удивительного поэта "Серебряного века" М.И. Цветаевой.
II. Словарная работа.
Панорама? 1. Вид местности, открывающейся с высокого места.2. Больших размеров картина, помещённая на стене круглого, с верхним светом здания.3. Оптический прибор для наводки в артиллерийских орудиях.
А урок - панорама? (С высоты нашего времени рассмотреть лирический мир поэта).
III. Обращение к эпиграфу(слова И. Северянина).
- Как эпиграф раскрывает тему нашего урока? В чём их смысл?
IV. Историческая справка (сообщение ученика). В газете "Последние новости" (1920г.) было напечатано, что из России "ушёл цвет страны"... Да, на рубеже 19 -20вв. по разным причинам покинуло большинство её подданных. Первая волна эмиграции - это "белая" эмиграция. Октябрь 1917г. разделил Россию на "белых" и "красных", "своих" и "чужих", положив в основу классовый принцип. "Чужим" не было места в советской России. Осенью 1920г. из Крыма эвакуировались остатки белой армии и гражданские беженцы. В августе 1922г. была выслана без суда и следствия группа деятелей культуры.
В европейских столицах организуются русские литературные центры, издательства, выходят многочисленные газеты и журналы. В журнале "Современные записки"( Париж с 1920 - 1940 гг.) печатались И. Бунин, Куприн, Ходасевич, Цветаева.
Семнадцатилетняя одиссея М. Цветаевой за рубежом стала величайшим испытаниям для неё.
"В большом и радостном Париже
Всё та же тайная тоска"...
Ну кто же она? Какова её судьба?
V. "Если душа родилась крылатой..."
1.Стихотворение М. Цветаевой (читает учитель):
"Красною кистью рябина зажглась"
Падали листья я родилась
Спорили сотни колоколов
День был субботний: Иоанн Богослов...
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть.
- Какова особенность этого стихотворения? (Автобиографичное).
- 26 сентября 1882г. в семье И.В. Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского музея изящных искусств, и Марии А. Мейн, талантливой пианистки, ученицы Рубинштейна , родилась дочь Марина. "Когда вместо желанного, предрешённого, почти предсказанного сына Александра, родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Но скоро в мамином дневнике появилась запись: "Четырёхлетняя моя Маруся ходила вокруг меня и складывает в рифмы - может быть будет поэт".
2. Ст-е "Кто создан из камня, кто создан из глины" (стр. 56, ж № 6- 90г. и Р. яз. в школе).
3. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивыми глазами. Интерес к музыке угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Муся (так звал её отец) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. В доме М. Цветаевой в красной комнате был тайный шкаф. Запретный шкаф. Запретный плод. Это плод - тот огромный сине - лиловый тон с золотой надписью вкось "Собрание сочинений А.С.Пушкина".
Учитель: Пушкин в жизнь Цветаевой вошёл стремительно и властно и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Ученик: (М. Цветаева). Пушкин заразил меня любовью. ...мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год... Был, как это тогда называлось, публичный вечер - рождественский. Давали сцену из "Русалки".
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним...
Ведущий: "Скамейка. На скамейке - Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, она встаёт. Оба стоят. Потом говорил только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова".
Инсценирование:
Мать: "Что же тебе, Муся, больше всего понравилось?
Марина: "Татьяна и Онегин".
Мать: "Что? Не Русалка, где мельница, и князь, и леший?"
Марина: "Татьяна и Онегин".
Мать: "Но как же это может быть? Ну что ты там могла понять?"
Марина: (молчит)
Тихо звучит музыка из к /ф "Ирония судьбы" Музыка Таривердиева, слова М. Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной".
Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), а в них обоих вместе, в любовь. Я не тогда, не потом никогда не любила, когда целовались, всегда - расставались. Моя первая любовная сцена была не любовная: он не любил (я это поняла) и потому не сел, любила она, потому и встала; они не минуты не были вместе... он говорил - она молчала, он не любил - она любила, он ушёл - она осталась. это первая любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви.
(Музыка громче). Чтец продолжает от имени Цветаевой. "Но ещё одно, не одно а многое, предопределил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь первая писала, первая протягивала руки не страшась суда, то только потому, что на заре моих дней...Татьяна это на моих глазах сделала. и если потом я, когда уходили (всегда уходили) не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду Татьяна застыла статуей.
Ведущий: (на фоне песни на слова М. Цветаевой "Хочу у зеркала..." из к/ф "Ирония судьбы").
Урок смелости. Урок гордости. Урок одиночества. (Или Бетховен "Лунная соната")
(Картина "Дуэль" Наумова)
М. Цветаева : Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта - убили. С тех пор я его выбрала в подзащитные: защищать моего поэта от всех, как бы все эти не одевались и не назывались
Стихотворение: "Нет, бил барабан перед смутным полком(наизусть).
Интерпретация стихотворения (индивидуальное домашнее задание 1-2 уч.)
Чтец. Всякому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений "Стихи к Пушкину" и эссе "Мой Пушкин". Она принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычно всех, живущих ей. Цветаева была хорошо знакома с Брюсовым, Горьким, Маяковским, Б. Пастернаком, А. Ахматовой и другими талантливыми людьми конца 19 - начала 20 века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру - А. Блоку.
Чтец (наизусть) "Имя твоё - птица в руке".
Чтец (от имени Цветаевой).
Стихами о Москве я обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию подарить ей что-то более вечное любви...Если бы я могла просто подарить ей Кремль, я бы, наверное, этих стихов не написала.
Стихотворение (наизусть) "О муза плача, прекраснейшая из муз".
"Творческая тайна" М. Цветаевой.
Чтец: В 1910г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом". И хотя он вышел маленьким тиражом (всего 500 экземпляров), книгу заметили. О ней писал В. Брюсов, Н. Гумилёв, Н. Волошин. В 1912г. сборник "Волшебный фонарь".
М. Цветаева вспоминает. "Он предстоял мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю дверь. На пороге цилиндр. Из-под него лицо в оправе вьющихся волос надменной бороды. Вкрадчивый голос. Это был Макс Волошин. Он 36 - летний никогда не дал мне, 16 - летней, почувствовать преимущество своего опыта, не говоря об имени. Он к моим незрелым стихам относится с благоговейной бережностью. Он меня любил за мои промахи.
Чтец: Стихотворение Волошина "Душа так радостно влекла".
Ведущий: В 1906г. поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим в последствии мужем. Именно ему будут посвящены все её лучшие стихи.
Стихотворение "Я с вызовом ношу его кольцо".
Чтец: Жизнь М. Цветаевой прошла лишениях и одиночестве, и лишь фантастическая преданность поэзии мирила её с всегдашним бытовым и душевным неустройством, помогала переносить ей удары судьбы. В годы гражданской войны связь между мариной и мужем прервалась. К тому времени у них родились две дочери (1912 Ариадна Эфрон, 1915 Ирина). До марта 1919г. она не знала, жив ли муж. Этот год был для Марины очень трудным "самым чёрным, самым чумным, самым смертным". В марте 1920 года, не дожив до3-х лет, умерла младшая дочь Ира от голода. После её смерти Цветаева словно онемела, но через несколько месяцев нашла в себе силы написать реквием
Стихотворение наизусть: "Две руки, легко опущенные на младенческую голову!" с. 121,Л. в. ш. № 3 - 91 г.
Чтец:. Катастрофой стал для Цветаевой 1917г.
Её настоящий ХХ век, когда-то в ранних стихах "юный, прелестный", безусловно, начинается в роковые дни 1917г., начинается гневными стихами "Лебединого стана". Это первая и пожалуй единственная книга гражданской лирики в творчестве Цветаевой. Сборник при жизни не был опубликован. Есть разные версии причины этого, но скорее всего Цветаева многое переосмыслив поняла, что читатели её стихов не современники, даже не их дети, а внуки. В 1957г. эту книгу увидел Запад, а к нам пришла в 1990г., то есть подоспела к зрелости внуков. Помимо лирики, она пишет пьесы "Метель", "Фортуна", "Феникс", создаёт поэму "Царь-девица"
Чтец: Если внимательно прочитать стихотворения Цветаевой 1918-21гг., то можно заметить, что она находилась духовной оппозиции существующему укладу жизни, не хотела, да и не могла смириться с насилием, террором, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разума, ненависти, ужасов гражданской войны, обрушивается "громом на голову, саблей наголо".
Стихотворение наизусть: "И справа, и слева кровавые зевы..." с. 120, ж. Л. в. ш. №3 - 91г.
Чтец: Уже в ранних стихах проявляется её поэтическая индивидуальность, формируются важнейшие темы её творчества: Россия, любовь, поэзия. Благодаря отцу неотъемлемой частью её творчества становится античный мир. Сюжеты и образы греческого эпоса встречаются в самых различных её произведениях ("Психея" 1918г., "Орфей" 1921г. "Амазонки", "Ариадна" и др.). Значительное влияние оказала и христианская мифология. Особое место занимала в её духовной жизни Библия. В стихах Цветаевой оживают библейские образы, легенды Нового и Ветхого заветов. Но если предположить, что содержательная сторона поэзии Цветаевой складывалась под влиянием античной и христианской культур, то форму её стихов, их ритмомелодику, звукопись можно соотнести с музыкой, в атмосфере которой прошло утро её жизни. Поэтому, наверное, её стихи так легко ложатся на музыку ("Мне нравиться, что вы больны не мной")
Чтец: Цветаева много размышляет о мести поэта, о назначении поэзии. По её мысли, поэт мыслит и живёт не по обычным меркам, а по собственным категориям. Поэт безмерен, живёт и творит вопреки обычным законам:
Мой путь беспутен и нелеп
У нищего прошу на хлеб,
Богатому даю на милость...
Главная тема лирики Цветаевой в этот период - высокое предназначение поэта.
Умирая, не скажу: была.
И не жаль, и не ищу виновных
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.
В лирику Цветаевой входит образ парящего над поэтом крылатого Гения вдохновения. Вселяясь в поэта, Гений превращением его жизни в творческий костёр:
Птица-Феникс - я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю - горю дотла!
И да будет вам ночь - светла!
Учитель: В июле 1921г. М. Цветаева узнала, что её муж жив: она получила письмо из Праги. Она решила ехать к мужу. В своих стихах она прощается с Россией, с Москвой, оплакивает их.
В мае 1922г. с дочерью уезжает за границу. Берлин, Чехословакия, Париж. Живут бедно. В 1925г. родился сын Георгий. Обуревает тоска по родине, тяготит отсутствием привычного круга духовно близких людей: Эмигрантская интеллигенция, поначалу встретившая Цветаеву с распростёртыми объятиями, как единомышленницу, довольно скоро отшатнулась от поэтессы, увидя в ней оппозиционера, но и обличителя. Стихотворений "Эмигрант" (1923г.) есть строки, передающие настроение Цветаевой
"Не слюбившись с вами, не сбившись с вами...
Заблудившийся между грыж и глыб Бог в блудилище..."
Духовное одиночество, частичная изоляция, полунищенское существование не сломили поэтессу. Гораздо тяжелее было переносить тоску по родине. Это тоска отразилась в стихотворении "Рельсы", в стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку "Русской ржи от меня поклон..." (стр. 58, ж. Р. яз. Упр. №6 - 90г.)
Чтец: Годы жизни за границей - годы её поэтической зрелости. Она пишет "Поэму Горы", "Поэму Конца" (1925г.), 1926г. "Поэму одного дня" и "Поэма лестницы", 1927г. - "Попытка воздуха", драма "Федра", 1928-1929г.- поэма "Перекоп" и "Красный бычок". В 30- е годы издается значительная часть прозы Цветаевой: автобиографическая, мемуарная, литературно- критическая.
В 1937г. Ариадна и Сергей Эфрон уезжают в Россию. В 1939г. уезжает и Цветаева с сыном. Но надежды, связанные с возвращением не оправдались. Стихов она почти не пишет. Материальные условия ужасны. Союз писателей отказывает в просьбе о предоставлении квартиры и напечатании произведений, не дают работы по переводам.
Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу, арест мужа, дочери, сложные отношения с сыном. Начало войны. Эвакуация, похожая на высылку в Елабугу. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей.
И думы, думы. Испепеляющие душу, не оставляющие места желания жить.
Выразительное чтение реквиема "Уж сколько их упало в бездну..." (с. 276, "Серебряный век русской поэзии")
Чтец. 31 августа 1941г. Цветаева приняла решение уйти из жизни, Измученная она покончила с собой.

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миску и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.
Через - и - мимо
В землю чёрную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих...
(1934г.)
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать?
"Возьмите стихи... - это и есть моя жизнь".
Стихотворение " Мои стихам"...
Слово учителя. Обращение к словам эпиграфа.
- Сбылись ли слова Цветаевой?
- Можно ли утверждать, что урок - панорама? Докажите.
Д/з: наизусть стихотворение (по выбору).
Анализ письменный "Нет, бил барабан..."
Индивидуально "Орфей" и "Рельсы".



Урок математики в 6 классе.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign