LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Методические наработки учителей школы

Обобщение опыта по проблеме
"Нравственное воспитание на уроках литературы"

Выполнила Васильева Л.И. учитель русского языка и литературы

Повышение качества учебно-воспитательного процесса в школе связывается с решением ряда задач. Одной из них является формирование идейно-нравственной позиции школьников, чему в первую очередь призвана служить художественная литература. Обращаясь к картинам жизни, изображенным в произведениях русской и зарубежной классической литературы, рассматривая их как окружающую человека среду (природный мир. условия жизни, быт), а также как мир отношений людей, в том числе и нравственных, учитель с помощью литературы формирует:
* умения видеть картину жизни, нарисованную писателем, как условие развития концептуального взгляда подростков на окружающую их жизнь;
* умения воспринимать систему образов героев как условие расширения опыта взаимоотношений подростков с окружающими людьми;
* умения осмысливать процесс становления личности героя как условие развития потребности в самовоспитании.
Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими не только высокими художественными достоинствами, но и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Школьная программа каждого класса включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и в человеческой жизни.
Многолетний опыт работы в школе, наблюдения прошлых лет убеждают в великой силе воздействия на формирование нравственных принципов подрастающего поколения. Поэтому на вопрос: чему нас учит литература? - можно ответить замечательными словами А.Сент-Экзюпери: "Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, ты помогаешь строить мир".
Но я далека от мысли абсолютизировать урок литературы, считая, что он один может повлиять на души наших детей, противостоять тем разрушительным воздействиям среды, которые их ожесточают. И прав Алесь Адамович, сказавший: "Под знаком беды снова сегодня живут люди, но уже все человечество, даже будущие поколения. Чтобы такой беде противостоять, нужен весь человек со всем его нравственным потенциалом". И поэтому в своей работе я прежде всего стараюсь вернуть книге значение властителя дум, какой она была всегда, а дальше двигаюсь к своей цели, к нашей общей цели - человек, его развитие, его совершенствование. Классические произведения несут в себе такие пласты общечеловеческого содержания, которые делают их вечно живыми в сознании сменяющих друг друга поколений. Герои, конфликты выдающихся творений искусства продолжают-волновать читателей позднейших десятилетий так же, как волновали своих современников. Чтобы затронуть души своих учеников, в первую очередь, предоставляю детям возможность прислушаться к призыву к добру и красоте, выдвигаемому художником, путем самостоятельного знакомства с произведением.
На уроке тактично, ненавязчиво руководствую детским чтением. Предлагаю задуматься над определенной деталью, сценой, сравнить какие-то страницы одного или нескольких произведений, ставлю проблемный вопрос. Это помогает постичь глубину произведений, "примерить" на себя и оценить их нравственные конфликты, ситуации, идеи.
Поэтичные, музыкальные пушкинские сказки легко воспринимаются учащимися, также ненавязчиво они постигают их народную мораль, нравственность. Так, в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" учащиеся 5 класса распознают красоту внешнюю и внутреннюю, видят, почему добро побеждает зло.
Духовные и нравственные качества Герасима ( И.С.Тургенев "Муму"): сила,достоинство, сострадание к окружающим, великодушие - вызывают чувство милосердия, глубокое сочувствие и сострадание герою. Доказательством их сопричастности к происходящему являются их предложения Герасиму выйти из данной ситуации по-иному, без потерь.
Правомерным и необходимым, Считаю, на уроке должно быть не только слово учителя, но и умелая организация дискуссий, помогающих постичь "тайную современность" произведения. Тактично ориентируя учащихся в ходе чтения на осмысление произведения, оказываю учащимся помощь в правильном выборе глав, сцен, отрывков, помогающих раскрыть идейно-художественную концепцию произведения. Так, возвратившись к изучению рассказа В.Г.Короленко "Дети подземелья" (сокращенный вариант повести "В дурном обществе" ), акцентирую внимание не только на эпизодах, показывающих дружбу детей имущих классов с детьми подземелья, которые по своим моральным качествам превосходили представителей обеспеченных слоев общества ( как это делалось раньше ), а и на сценах, раскрывающих трагедию взрослых, как они ее преодолевают, какую роль играют в жизни детей. Но главное, стараюсь показать детям, что это рассказ о добром человеческом сердце, сострадании, которое преодолевает страх, отчуждение, подозрительность и враждебность между людьми. Вместе с детьми подхожу к выводу, что главное для нас, как сказал бы Тыбурций, "иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня". Сострадание Васи, убеждаются дети, к своим несчастным товарищам вызвало ответное чувство с их стороны; растопило лед недоверия Тыбурция к сыну "пана судьи", позвало бродягу на активную защиту мальчика перед отцом. Отец понял и нашел сына, сын - отца. "Пан судья" изменил свое отношение к Тыбурцию. Ребята делают вывод, что горе сближает людей, что сострадание имеет великую силу, а взаимоотношение - основа отношений в семье. И я считаю, что это заставило ребят задуматься о взаимоотношениях в своей семье, что-то в ней изменить.
По мере того как художественные произведения становятся для учащихся все более емкими по смыслу, художественному значению и нравственному воздействию, происходят изменения и в самой читательской деятельности детей и ее результатах; активизируются интеллектуальные силы школьников, развивается самостоятельность, глубина их суждений и выводов.
Так, далеко не все дети поняли, что подразумевает под правдой М.М.Пришвин в ходе повествования сказки-были "Кладовая солнца", но все уловили ее важный оттенок: необходимость дружбы, согласия в человеческих отношениях. После глубокой стилистической работы, в ходе которой велось наблюдение за отношением рассказчика к детям, за ролью пейзажа (как пейзаж помогает передать автору внутреннее состояние персонажа: природа не бывает ни злой, ни доброй, все зависит от состояния человека, его настроения, природа может быть другом и врагом человека; свое отношение к героям, выразить основную идею произведения), велись размышления о судьбе героев, перед школьниками раскрывается на доступном им уровне смысл человеческой жизни, человеческого труда. Рядом с красотой природы нет места жадности. По мысли Пришвина, как природа красива, так и человек - творение природы - должен быть тоже красивым и добрым, думать о других.
Учитывая, что интенсивное развитие личности подростка, его характера происходит в активной деятельности, особое значение я придаю организации познавательно-творческой работе детей: подготовке маленьких докладов, сообщений о писателе, выразительному чтению отдельных сцен произведения, чтению эпизодов по ролям, пересказам всех видов, составлению планов, рецензий, ответам на вопросы и др.
Творческие работы учащихся показывают, что дети стали зорче, а пришвинские образы природы заставили их не только грустить, но и задуматься о смысле жизни. Двенадцати - тринадцатилетние дети в понравившемся герое произведения улавливают уже отдельные постоянные ценные черты, стараются их перенимать, определяют для себя идеал.
Но чем старше школьники, тем в большей степени выбор идеала начинает связываться с мыслями о его собственном месте в жизни, о профессии, о любимом занятии. Они начинают отчетливо понимать, что свое поведение надо подчинять законам красоты. Подростковый возраст, как трактует В.А.Крутецкий, - это начало интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов, которыми начинают руководствоваться подростки 14-16 лет. Таким образом, формирование личности в старшем подростковом возрасте приобретает яркую нравственную направленность.
Готовы ли старшеклассники решать вопросы нравственного характера, выдвигаемые требованием к современному уроку? Можно сказать - да, учитывая, что изучение классической литературы в предшествующие годы усилило её нравственное и эстетическое воздействие на подростков. Но произведение литературы как носитель нравственного и эстетического идеала только тогда оставляет глубокий след в сердце ученика, когда мы способны вызвать на уроке раздумья о жизни, сделать психологически понятными поступки и мысли героев.
Несмотря на многолетний опыт работы, я постоянно стою перед вопросами как помочь учащимся воспринять идейно-художественное богатство классики, проникнуть в духовный мир героев, осмыслить сложность исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Евгения Онегина, Печорина, Евгения Базарова, понять и полюбить Татьяну Ларину, Наташу Ростову. Форм и методов организации работы школьников много: доклады, творческие зачеты, составление планов, анализ эпизодов, сопоставление, рецензирование, отзывы. Наряду с этими формами практикую уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-панорамы, -путешествия, -концерты. Но любая из названных форм требует большой подготовитель-ной работы, отбора материала по теме.
Готовясь к урокам-семинарам, даю учащимся групповые и индивидуальные задания, провожу консультации. Так, к уроку семинару "Нравственная связь времен" были предложены несколько групповых заданий.
Поэзия К.Симонова. Верно ли, что определяющие мотивы поэзии Симонова это мужество, правда, тревога, добро? Почему стихотворение "Жди меня" было так популярно в годы войны? Какие стихи о любви вам больше всего нравятся? Творчество М.Светлова. В чем своеобразие стихотворения "Гренада"? Как в нем отразилось жизненное кредо М.Светлова? Показать гуманистический смысл стихотворения "Итальянец".
Поэт Р.Рождественский. Какие этические вопросы волнуют поэта? Как раскрываются вечные проблемы жизни и смерти, войны и мира, подвига и памяти в поэмах "Реквием" и "Двести десять шагов"? Вызывают ли его стихи глубокие раздумья?
Такие и другие вопросы позволили выявить нравственную связь времен в поэзии М.Светлова, К.Симонова, Р.Рождественского.
Уроки-диспуты помогают превратить знания, которые получают учащиеся, в нравственные убеждения. На таких уроках ребята учатся аргументировать свои мысли, отстаивать мнения. Так, во время урока-беседы с элементами диспута "Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова", являясь сама и дирижером, и руководителем, и активным участником спора, подвожу детей к выводу : что сближает Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах, что значит жить для добра, в чем разница между жалостью пассивной и активной.
Роман Л.Толстого "Война и мир" дает много нравственных уроков. И один из них -уметь понять другого человека, простить его. А это часто требует преодоления собственного "я". Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесенной этим человеком. И обращаясь не к героям, а к учащимся, я задаю вопросы им: умеем ли мы прощать? Что нам помогает и мешает прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?
Разговор о рассудке и нравственном чувстве я продолжаю при изучении творчества А.П.Чехова. Нравственное чувство спит в душе доктора Рагина ("Палата №6"), но мы узнаем, что страшные события разбудили его.
Эту тему продолжаю при изучении романа М.М.Булгакова "Мастер и Маргарита", в котором автор ставит тот же вопрос: о нравственной ответственности человека за свои поступки. Тема нравственного отступничества, конформизма в романе сопряжена с темой искупления (мнения Понтия Пилата). А Воланд высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты то, что отступилебь от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Всевидящий Воланд, приоткрывая "занавес" времени, показывает, что и сам ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Аллоизии существуют во всем мире. Что же тогда может противостоять стихии жизни? На этот вопрос нам отвечает сюжетная линия Мастера и Маргариты. Их поведение определяют не стечения обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. И если для Мастера это идея творчества, то для Маргариты - борьба за свою любовь, умение творить свою судьбу, преодолев хаос жизни. Заканчивая изучение романа, учащиеся приходят к выводу, что этот роман об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству, бесчеловечности. Он - о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящий душу к высотам истинной человечности.
Богатый материал по нравственному воспитанию дают произведения о Великой Отечественной войне. Вчитываясь, вдумываясь, осмысливая и трагические и звездные страницы Великой Отечественной, вместе с учениками пытаемся проникнуть в духовный мир тех, кто завоевал Победу на фронте и в тылу, осознать несиюминутность поднятых в них проблем жизни и смерти, мужества и трусости, самопожертвования и предательства.
Но литература о войне - это литература и против войны, литература, отразившая великую нравственную память народа, веру в человеческий разум, в жизнь, в будущее. И самое трудное в жизни - сделать жизнь красивой, не терпеть рядом с собой безобразия.
Обращаясь к названию рассказа В.Г.Распутина "В ту же землю...", вспоминаем слова одного из персонажей у "свежего холмика могилы": "А что... хоронят же при дорогах шоферов, когда погибают... Какая разница - где? В ту же землю..."
Да, законы природы предопределили человеку жить, и умирать, и уходить в землю... Только рассказ В.Распутина о другом: нам, людям, прежде чем успокоиться и с миром уйти в землю, нужно сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле!
И этому я стараюсь учить учеников на своих уроках.

Гражданское и правовое воспитание при изучении курса обществознания

Выступление Азарова В.А.
на районной секции учителей истории и обществознания (август 2004 года)

Вопросы права относятся, наряду с гражданским воспитанием, к числу приоритетных в курсе обществознания. Поэтому в обучении учащихся использую не только учебник Н.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой "Человек и общество", но и А.Ф.Никитина "Основы государства и права", Конституцию Российской Федерации, "Гражданский кодекс", "Уголовный кодекс" и другие документы. Делается это для того, чтобы учащиеся получали знания основных правоведческих понятий и умений:
* умения выявлять существенные признаки права, как особого вида социальных норм;
* знания основных структурных компонентов системы российского права, умения их распознавать по основным признакам;
* знания основных видов юридической ответственности;
* умения на основании приведённых ситуаций определить вид правонарушений;
* умения характеризовать место и роль Конституции РФ в системе источников права;
* умения различать, распознавать полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации, правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата.
Для решения этих задач учитель из программы по обществознанию для поступающих в Белгородский государственный университет вносит в своё перспективно- тематическое планирование по обществознанию в 11-м классе ибольше отводит часов на изучение политико-правовой сферы.
Практически во втором полугодии учебного года автор данного сообщения работает по учебнику обществознания А.Ф.Никитина "Основы государства и права". Материал изучается блоками:
1 блок. Право в системе социальных норм.
2 блок. Система права: основные отрасли, институты, отношения.
3 блок. Правонарушения.
4 блок. Конституция в иерархии нормативных актов.
5 блок. Юридическая ответственность и её виды.
6 блок. Правоотношения.
7 блок. Основы конституционного строя.
8 блок. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства.
Составлена программа факультативного курса "Государство и право", рассчитанного на 34 часа в год> Используется, кроме названной литературы, учебное пособие А.Ф.Никитина "Политика и право", " 200 вопросов и ответов по основам государства и права" и другие материалы.
Цель курса- содействие правовому воспитанию учащихся, формированию у них активной гражданской позиции и повышению уровня правовой подготовки выпускников школы.
Каковы результаты работы? Наши учащиеся успешно поступают в высшие и средние учебные заведения на юридические специальности. Тарасенко Никита, победитель районных и участник областных олимпиад по праву, поступил в Саратовский университет Генеральной прокуратуры РФ. В 2004 -м году только из 11"А" класса в различные учебные заведения на юридические специальности поступили восемь человек. Ученики Ровеньской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов ежегодно становятся победителями в районных олимпиадах по праву среди учащихся 9-11-х классов.
Правовое воспитание учащихся является одним из элементов гражданского образования. Гражданское образование включает также элементы политических, исторических, экономических, философских и психологических знаний. Из этой широкой трактовки можно сделать вывод, что гражданское образование должно помочь учащимся овладеть всей совокупностью знаний, необходимых гражданину России для позитивного участия в общественной жизни.
В школах Белгородской области специальный предмет "Граждановедение", к сожалению, не преподаётся. Но при изучении обществознания можно и нужно использовать наработки учителей Московской области, Концепцию гражданского образования, подготовленную авторским коллективом (ж. "Преподавание истории и обществознания в школе" №4-2002 год).
Необходимость изучения элементов граждановедения диктуется самой жизнью, которая ставит человека перед необходимостью решать новые и всё больше сложные проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школах необходимо ввести преподавание основ государства и права для повышения эффективности правового и гражданского образования и воспитания учащихся, так как только уроков обществознания явно недостаточно.

Открытие научно-практической конференции, посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Подготовил Азаров Владимир Андреевич

Уважаемые участники конференции, вы собрались в канун шестидесятилетнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне, чтобы ещё раз в полном объёме осмыслить её значение, её влияние на ход мировой истории, её глобальные последствия.
Великая Отечественная война- важнейшая составная часть Второй мировой войны 1939-1945 годов, происходившей на необозримой территории, на отличавшемся колоссальной протяжённостью театре военных действий. Её история настолько сложна, что ещё долгие годы российским и зарубежным историкам предстоит изучать её во всех подробностях, очищая от излишней идеологизации.
В настоящее же время, в год 60-летия Победы, мы должны использовать материал о войне в плане патриотического воспитания детей и молодёжи. А.С.Пушкин писал: "Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно...". Следование его словам особенно важно в современных условиях, когда вопросы образования и воспитания подрастающего поколения становятся приоритетами развития российского общества и государства. Важнейшей целью воспитания является формирование гражданственности, то есть чувства собственного достоинства человека, его внутренней свободы, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и власти.
Патриотизм является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, это гордость за достижения родной страны и горечь за её неудачи и поражения...
Основой патриотического самосознания учащихся является знание истории Отечества. Поэтому так велика и ответственна роль учителя истории, так как с повышением качества исторического образования учащихся связаны ожидания стабильности, толерантности и согласия в российском обществе. В решении этих задач важнейшую роль играет обращение к тематике Великой Отечественной войны, в которой были проявлены лучшие черты советских людей: их патриотизм и интернационализм, единение многонационального народа.
Я обращаюсь и к вам, юные участники нашей конференции! Бережное отношение к истории нашей страны, к воинской славе нашей армии- первый и совершенно необходимый шаг к строительству обновлённой, крепкой и стабильной России. Прислушивайтесь с уважением к голосу ветеранов, дорожите их традициями, учитесь у них мужеству, взаимопомощи, верности долгу.
Обращаясь к вам, уважаемые ветераны, хочу призвать вас помочь нам сохранить живую связь поколений. Чаще приходите в школы, выступайте перед учениками, вселяйте в них веру в то, что новое поколение россиян должно быть достойно великого подвига фронтовиков. От всего сердца желаю вам, уважаемые ветераны, крепкого здоровья, энергии и оптимизма!
Всем участникам конференции желаю успешной работы в деле сохранения памяти о войне. Великий смысл заключён в этой памяти, обращённой прежде всего не к прошлому, а к будущему и настоящему. Сейчас в нашем районе проводится акция по сбору фотографий тех ровенчан, которые погибли в годы войны, приняв на себя её самый страшный удар. Фотографии необходимы для того, чтобы создать галерею фотопортретов погибших, чтобы можно было увидеть их молодые, одухотворённые
лица, проникнуться их судьбами, понять причины их самоотверженности и самопожертвования. Они не выбирали судьбу. Это время выбрало их, и они достойно приняли вызов.
На нашей конференции присутствуют и более молодые ветераны- ветераны Афганской и Чеченской войн, к сожалению, прошедшими по их судьбам. Их воспоминания также важны и интересны молодёжи, их тоже надо сохранить в памяти.
Память-напоминание о тех, кого нет, кто погиб, сражаясь за правое дело, за наше сегодня и завтра. Нельзя не согласиться с дважды Героем Советского Союза, генералом армии П.И.Батовым, который сказал: "Память о войне живёт не только в бронзовых и каменных монументах, а прежде всего в человеческих сердцах. И очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших".
Ещё раз желаю всем участникам конференции успехов и плодотворной, интересной работы.

Применение коммуникативных технологий на уроках английского языка как средство формирования языковой компетенции

Подготовила
Мягкая Валентина Михайловна,
учитель английского языка Ровеньской средней школы с углублённым изучением отдельных предметов Белгородской области

Традиционная система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, что не позволяет последнему самому познавать, активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как своим приобретением. Кроме того знания при невостребованности обладают способностью забываться. Таким образом, традиционное обучение не раскрывает до конца творческий потенциал учащихся.
Поэтому в школьной практике преподавания мы стараемся использовать развивающие технологии, основная цель которых покончить с пассивной практикой передачи знаний.
Одним из направлений развивающего обучения является технология "мастер-класс". Целью этой педагогической технологии является введение учителем своих учеников в процесс познания, в поиск знаний.
Отличие данной технологии от проблемного обучения заключается в том, что учитель не ставит проблему. Он предлагает познавательную задачу, которая включает ученика в самостоятельный поиск ответа на вопрос, им же самим поставленный. Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью познания; точные знания следуют за ошибками.
В нашей школе урок "Мастер-класс" был проведён по английскому языку в 7 классе для формирования новых знаний. Урок проводился в течение двух учебных часов по теме "Лондон".
Урок начинается с актуализации знаний по предыдущей теме ("Москва") во фронтальной работе. Затем учитель задал вопрос: "А что вы знаете о Лондоне?". Формируются малые группы, состоящие из 3-х - 4-х учеников. На основе языкового материала изученного по теме "Москва", каждая группа составляет рассказ о Лондоне, используя известные учащимся сведения о достопримечательностях столицы Британии. "Ребята называли Трафальгийскую площадь, Букенгемский дворец кто-то вспомнил Биг-Бен и т.д. Каждая группа представила свой рассказ (участвовали все ученики). Подвёл итоги учитель словами: "Итак, все вместе мы знаем о Лондоне следующее..., и ребята получили тексты о достопримечательностях Лондона с более подробной информацией. В тексте есть незнакомые слова.
Учащимся предлагается прочитать текст, выписать незнакомые слова и, не пользуясь словарём, догадаться об их значении. Каждый учащийся работает самостоятельно, проявляя свой опыт, языковую догадку и интуицию. О значении незнакомых слов они догадываются по словообразовательным элементам, по контексту; в тексте есть интернациональные и заимствованные слова; есть иллюстративная наглядность на доске.
Следующий этап - обсуждение слов в парах. Учащиеся выписали разное количество слов, поэтому парная работа в данном случае способствует взаимообучению учащихся. Пары формируются стихийно без учёта учебных возможностей.
На следующем этапе уч-ся работают в группах. Каждая группа имеет свои наработки, записанные на листах бумаги.
На этапе общения каждая группа представляет результаты своей работы, зачитывает их вслух, знакомится с выводами других групп. Задача этого этапа - провести самокоррекцию, дать самооценку. Учитель не даёт никаких оценок, не выставляет отметок. Всё, что наработано, является достоянием всех.
Финальный этап урока - рефлексия, т.е. анализ своего пути на каждом этапе. Каждый ученик высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, может быть, сбило его с толку. Такой самоанализ необходим на уроке. Позиция учителя - он немногословен, никого не заставляет работать, воздерживается от оценок.
Учащиеся получают тексты домой, чтобы записать новые слова в двуязычный словарь.
В результате учащиеся ознакомились с 12 новыми словами, каждый учащийся произнёс или прослушал незнакомую лексику 4 раза: в индивидуальной, парной, групповой работе и на этапе общения. На уроках работали все, значит способны все. Учащиеся чувствовали себя творцами.
Наряду с данной технологией, в нашей школе большое внимание уделяется обучению многостороннему общению учащихся в форме проектной работы, имеющей интерактивный характер, т.е. направленной на взаимодействие учащихся, т.к. данный метод представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности: игры, анкетирования, выпуска журнала, поисковой деятельности.
Работая над проектом мы ищем "следы" иностранного языка в нашей стране (селе, школе) в 7 классе по теме "Английский язык - язык планеты", мы определили, где можно найти "контактные зоны со страной изучаемого языка, составили вопросы, опросники для
Учащиеся делятся на группы для выполнения следующих заданий:
* поиск иностранных слов в повседневном общении, книгах, фильмах;
* анализ телепрограмм с целью поиска передач о стране изучаемого языка и из страны изучаемого языка;
* анализ киноафиш с целью поиска фильмов страны изучаемого языка;
* изучение витрин магазинов с целью поиска соответствующих товаров;
* анкетирование знакомых взрослых, владеющих языком или работающих с языком
* беседы / анкетирование учителей иностранного языка в школе с целью выяснения того, почему они выбрали этот язык.
* изучение фондов библиотеки (городской, школьной) с целью составления каталога книг авторов страны изучаемого языка.
Для сбора информации учащиеся выходят за "пределы" класса в библиотеку, кинотеатр, другие школы, проявляют активность, умение вступать в общение с другими людьми.
Каждая группа информирует класс о собранной информации (говорение - аудирование), получает от своих товарищей новые импульсы для дальнейшего поиска (дискуссия, аргументация), обсуждает то, каким образом эту информацию можно оформить (говорение, чтение, письмо). Учитель помогает учащимся своим советом, участвует в обсуждении, высказывает свои пожелания. Общим результатом стал коллаж.
Приобретаемые учащимися знания, навыки и умения в ходе выполнения этой работы, и изменения в системе их отношений и позиций подтверждают, что проектная работа придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.

Методические подходы к обучению учащихся количественным расчетам на уроках химии

Выполнила Тютрина С.Ф.
учитель химии.
На основе анализа психологической и методической литературы химической задаче можно дать такое определение:
Химическая учебная задача - это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.
Решение задач не самоцель, а цель и средство обучения и воспитания учащихся. В связи с этим проблема решения задач является одной из основных для дидактики, педагогической психологии и частных методик.
Трудность решения задач зависит от объективного содержания и субъективного опыта. Задачи бывают репродуктивные и продуктивные. Механизм их решения различен. Репродуктивные - это типовые задачи, при решении которых возможно применение алгоритмов. В этом случае учитель сам объясняет ход их решения.
Продуктивные - творческие задачи, в них необходимо самостоятельно найти способы решения. Для этого недостаточно организованного опыта, необходим качественно иной опыт, заключающийся в умении логически мыслить, анализировать ситуацию в способности к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления.
Бессистемно отобранные задачи, не связанные с теориями и законами, не обеспечивают должного развития мышления. Необходима продуманная система последовательно усложняющихся задач, отражающих явления в их взаимосвязи и развитии.
Правильно подобранные задачи в соответствии с уровнем развития учащихся не только реализуют их психологический потенциал, но и мобилизуют личность в целом, охватывая эмоциональную сферу, интересы.
По наблюдениям психологов, учителей, методистов сверхтрудные задачи, превышающие известный барьер сложности, не стимулируют, а, наоборот, снижают уровень мышления и не приносят пользы. Чтобы задачи будили мысль и развивали мышление, они должны быть посильны. Тогда мысль учащегося последовательно переходит от одного объекта к другому, это приковывает его внимание к задаче и стимулирует его дальнейшее решение.
Как видим, учебные задачи имеют огромное развивающее значение, поэтому важно понять природу мышления и знать механизм их решения.
Природа внимания у школьников такова, что он не способен долго концентрировать его на одном предмете. Длительное решение подряд однотипных задач приводит тс тому, что учащиеся новую предложенную задачу решают по-старому, не замечая, что ситуация в целом изменилась. Они перестают видеть существо предмета, действуя по шаблону. Проявляется некая инерция мысли, трудность перехода от одних представлений к другим. Учитывая это учитель должен при работе над задачами обращать внимание на анализ их условий. При решении новых, более сложных задач ученики часто делают ошибки в простых действиях, которые им хорошо знакомы, т.е. при концентрации умственных усилий на решение относительно новой задачи наступает ослабление остроты осознания и мышления при выполнении привычных операций. Поэтому при разборе задач нового или более сложного типа нужна четкость, немногословие, нет необходимости давать слишком много объяснений, ибо это может ослабить внимание. Если учащимся что-то неясно, то этот момент при разъяснении следует повторить теми же словами, что и в первый раз, изменив лишь интонацию и ритм речи.
Как научить школьников решать задачи, является одной из наиболее сложных педагогических проблем. Сложность ее объясняется тем, что невозможен общий метод (алгоритм), овладение которым гарантировало бы решение любой задачи.
Основоположник эвристики Д.Пойа попытался найти общий подход к решению задачи, он стремился направить мысль учащегося в определенное русло. Его работы посвящены детальному анализу четырех этапов процесса решения задач, составляющие четыре главные части "таблицы Пойа": понимание постановки задачи, составление плана, осуществление плана (т.е. решение задачи) и взгляд назад ( т.е. изучение полученного решения). В основу "таблицы Пойа" положена мысль о том, что всякая новая задача решается на основании предыдущего опыта учащегося, а не просто путем догадки.
Очень важным на уроках по решению задач является и то, кого из учащихся (сильных, средних или слабых) вызывать к доске для решения. Это зависит от обстоятельств; например, решать новую задачу лучше вызывать среднеуспевающего ученика. Затруднения и вынужденные паузы в работе у доски полезны для обсуждения возникающих по ходу решения вопросов. В ход этого обсуждения вовлекаются и слабые ученики, что заставляет их работать со всем классом. За решением сильных учеников часто не успевают следить остальные. При решении сложных задач к доске лучше вызывать поочередно несколько учащихся, а после решения еще одного для воспроизведения решения всей задачи в целом. Определив, общеметодический подход, покажем на конкретном примере, как формируются умения учащихся по решению задач по химии продвинутого уровня.
Ролевая игра, в которой аудитория учителей химии - это гетерогенный 9 класс в конце учебного года.
Задача. Определите какой объем водорода выделится при взаимодействии 195 г цинка содержащего 10% примесей со 125г раствора 30% соляной кислоты, если его выход составил 90% от теоретически возможного.
Литература:
1. Штремплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 кл.: Пособие для учителя.- 3 изд.-М., Просвещение, 2001.-207с.

Применение технологий критического мышления на уроках математики

Шевченко Светлана Николаевна
учитель математики

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нём в соответствии с совместной деятельностью имеет право на существование спонтанность, неопределённость, нелинейность.
Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики( в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов.
Технология критического мышления фиксирует полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью, при работе создаются комфортные условия деятельности субъектов образовательного процесса. Данная технология обеспечивает совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жёсткой программы деятельности ученика по их достижению.
Технология критического мышления требует от учителя определения содержания текста для самостоятельного чтения учащимися, продумать возможную структуру учебной информации ( составить структурно-логическую схему) ; определить, какие мыслительные операции будут формироваться у школьников в процессе выполнения ими учебных заданий, определение главной идеи усваиваемой школьниками на учебном занятии.
В курсе 6 класса есть урок по теме: "Противоположные числа". Я считаю этот урок наиболее приемлемо провести по технологии критического мышления.
Урок начинается с устного упражнения в ходе игры "Найдите различия", из трёх рисунков выбрать соответствующие определению координатного луча.
На втором этапе, при актуализации знаний учащимся предлагается дополнить словосочетания: положительные ...; отрицательные ...
При изучении нового материала предлагается следующая работа:
1. Рассмотрите рисунки.
2. Начертите таблицу с тремя колонками.
3. В левой колонке запишите, что вы знаете об объектах и их движении.
4. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
5. Обсудите то, что у вас получилось.
6. Выпишите на доске в левой колонке всё, что говорят учащиеся.
7. Классификация записанного на доске по каким-либо основаниям.
8. Чтение с пометками:
a) Предлагается каждому ученику текст
b) Чтение и нанесение пометок
"V" - знаю, " - " - противоречит моим первоначальным представлениям, " ? " - хочу узнать.
c) Продолжение работы с маркировкой таблицы индивидуально
d) Маркировать две оставшиеся колонки " Хочу узнать" и "Узнал новое"
e) Запись в третьей колонке в ходе самостоятельной работы
f) Заполняется в ходе обсуждения вторая колонка таблицы
9. Отвечает на вопросы: "Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?", "У кого есть энциклопедия?".
10. На этапе первичного закрепления предлагаются следующие задания:
I. Начертите координатную прямую
II. Отметьте на ней точки А(3), В(-3), С(0), Д(5), К(7), Е(-5).
III. Выпишите точки с противоположными координатами.
11. На этапе домашнего задания учитель делает остановку на выбор темы для сообщения в соответствии с возникшими вопросами
Домашнее задание:
Напишите сказку по теме "Противоположные числа" или составьте стихотворения.
12. Рефлексию можно провести следующим образом. В какой из этих квадратов вы сегодня попали на уроке?












Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?), диагноз (в чём причина?), самоконтроль (каковы недостатки?), причина (согласны ли вы?).
Недостатки этой технологии:
1) Подготовка специального содержания текста.
2) Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.


Подход в работе с одарёнными детьми

Подход к работе с одаренными детьми по математике
учителя Шевченко Светланы Николаевны

1. На уроке
при решении задач, имеющих нестандартное решение, творческих заданий, задач с превышением дополнительной литературы выявление нестандартно-мыслящих, творческих натур.
2. при обучении алгебре и математическому анализу на1-м уровне
обучения.
1) Базовый уровень.
2) Расширение программы.
3) Наработка техники. .
(Решение задач по сборнику "Сборник задач по математике" под ред. М.И.Сканави; "Школьные математические олимпиады" Н.Х.Агаханов, Д.А.Терешин, Г.М.Кузнецова; "Задания математических олимпиад" И.Я.Бабешская; "Математика. Решение задач повышенной сложности" В.А.Клейменов)
На 2-м уровне
1. Решение задач по материалам вступительных билетов Белгородской
государственной сельскохозяйственной академии (2002г.),
Московского авиационного института (2002г.), Белгородского
Государственного Технологического Университета им. В.Г. Шухова.
2. Провели математическое исследование по теме: "Нахождение области
значений функции, а так же наибольшего и наименьшего значения"
Программа подготовки к олимпиаде по математике в 11 классе.
Дифференцирование функций. Применение дифференцирования к решению задач.
1. Показательная, логарифмическая и степенная функция и ее свойства.
Решение уравнений и неравенств с применением свойств функций.
2. Иррациональные уравнения и неравенства.
3. Рациональные уравнения и неравенства с параметрами.
4. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами.
5. Трансцендентные уравнения и неравенства с параметрами.
6. Системы уравнений и неравенств.
7. Решение авторских задач по сборнику "Школьных математических
олимпиад".
1.
Подход к работе с одаренными детьми
по математике учителя Белянской Зои Федоровны.

Программа подготовки к олимпиаде.
1. Делимость целых чисел.
1) разложение на множители вида хn-аn и x2n+a2n+1
2) принцип Дирихле;
3) признаки делимости;
2. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
1) Размещение;
2) Перестановка; ^
3) Сочетания.

3. Исследование квадратного уравнения.
4. Неравенства, доказательство неравенств.
5. Уравнения и системы уравнений

1) уравнения высших степеней;
2) нелинейные системы уравнений;
3) уравнения с параметрами;
4) уравнения, содержащие знак модуля.
6. Решение нестандартных задач по геометрии.

Литература:
Алгебра 9 класс (уч. пособие для уч-ся 9 класса с углубленным изучением математики) Н.Я.Виленкин, М.И.Сканави; Алгебра, геометрия. Сборник задач по математике М.Л.Галицкий Сборник задач по алгебре.

Работа с одаренными детьми.

Учитель географии ВолощенкоВ. Г.

Программа подготовки к олимпиаде.
8 класс.
1. Внутреннее строение Земли и геологическое летоисчисление.
2. Глобальная тектоглена плит, ее современная трактовка.
3. Атмосфера, ее строение и процессы.
4. Климат планеты и его закономерности.
5. Мировой океан, состояние воды на планете.
6. Поверхностные и подземные воды, ледники и вечная мерзлота.
7. Природная зональность на планете.
8. Заповедники планеты.
9 класс.
1. Демографические особенности в России на разных исторических этапах , религии.
2. Трудовые ресурсы и миграции населения.
3. Отрасли промышленности, межотрослевые комплексы.
4. Агроклиматические ресурсы, отросли хозяйства.
5. АПК и переработка продукции.
6. Инфраструктурний комплекс, его состав.
7. Транспортные и промышленные узлы.
8. Экономика России - единый механизм.

Литература.
1.ЕГЭ по географии-2001 год.
2. Задачи по географии.
3. Тесты по экономической географии России.



Программа подготовки учащихся
к олимпиаде по химии

Учитель химии: Тютрина С.Ф.

9 класс
1. Стехиометрические законы. Основные количественные величины в химии.
2. Газовые системы. Реальные газы. Расчёты компонентов газовой смеси.
3. Жидкие растворы. Растворимость. Количественные величины выражения концентрации растворов: массовая доля, молярность, нормальность, моляльность.
4. Особенности химических реакций в жидких системах. Гидролиз неорганических соединений: солей, бинарных соединений.
5. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Буферные растворы.
6. Качественные реакции на катионы и анионы.
7. Термодинамических подход к химическим реакциям. Первое, второе и третье начала термодинамики. Закон Гесса. Энтальпия, энтропия, энергия Гиббса.
8. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия.
9. Окислители. Восстановители. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций в растворах ионно-электронным методом.
10. Электрохимические процессы.
11. Основные методы разделения смесей веществ. Выделение веществ из смесей на основе химических превращений.
12. Кислотно-основное титрование как метод количественного анализа. Оксиметрия.
13. Основные промышленные и лабораторные способы получения наиболее распространённых неорганических веществ.
14. Специфические химические свойства наиболее распространённых неорганических соединений.
15. Тривиальная номенклатура неорганических веществ.
16. Генетическая взаимосвязь между основными классами неорганических веществ.

10 класс
1. Изомерия, химические свойства и способы получения основных классов углеводородов.
2. Изомерия, химические свойства и способы получения кислородсодержащих органических веществ (алканолы, фенолы, простые эфиры, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, углеводы).
3. Изомерия, химические свойства и способы получения азотсодержащих органических веществ (нитросоединения, амины, аминокислоты, азотсодержащие гетероциклы).
4. Строение и свойства белков и нуклеиновых кислот.
5. Идентификация органических веществ основных классов.
6. Основные лабораторные синтезы и способы очистки основных органических соединений. Тривиальная номенклатура наиболее распространённых органических веществ.
7. Генетическая взаимосвязь между основными классами органических соединений.
8. Качественные олимпиадные задачи по органической химии.
9. Основные варианты задач на выведение молекулярных формул органических веществ. Повторение количественных расчётов по программе подготовки учащихся в 9 классе на примере олимпиадных количественных задач.
10. Спектрофотометрия.

11 класс

1. Повторение модулей подготовки к олимпиаде в 9 и 10 классах.
2. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.
3. Приёмы работы с лабораторным оборудованием при органических синтезах.
4. Кинетика химических процессов. Термохимические расчёты.

Урок химии
учитель Тютрина С.Ф.

Тема учебного занятия: Вода в природе. Физические свойства воды. Получение чистой воды.

Образовательные цели :
1) )способствовать формированию знаний учащихся о распространенности воды в природе, её физических свойствах и способах очистки питьевой воды;
2) способствовать расширению знаний о причинах аномальных физических свойств воды и об экологических и экономических проблемах, связанных с её очисткой в Белгородской области, в п.Ровеньки;
3) создавать условия для развития основных качеств мышления учащихся.

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала (разработан на основе проблемно - поисковой и модульной технологий)

Форма проведения: Урок.

Дидактические материалы и оборудование:

1) видеофильм "Вода", видеомагнитофон, телевизор;
2) образцы дождевой, питьевой и дистиллированной воды;
3) образцы горных пород и минералов;
4) схемы: "Очистка питьевой воды", "Круговорот воды в природе";
5) карты - модули: "Физические свойства воды", "Вода в космосе", "Вода на Земле".


План учебного занятия:


1.Этап организации класса. Класс разбит на гетерогенные группы из 5-6 человек. Внутри каждой группы выбирается спикер, который руководит работой учащихся внутри группы.

2.Этап актуализации знаний учащихся:
* Характеристику каких химических элементов мы изучили на уроках химии? Сегодня на уроке мы перейдем к изучению самого уникального вещества на Земле с необычными физическими свойствами, состоящего из этих элементов. Как вы думаете, с каким веществом нам сегодня предстоит познакомиться более подробно?
* Эпиграфом урока (проецируется слайд на экран) являются слова русского ученого В.И.Вернадского: "Вода в природе стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено".
3. Постановка задачи урока:
Каждая группа самостоятельно изучит и представит результаты для обсуждения ряда модулей ( учащиеся знакомятся с названиями модулей. Спикеры зачитывают их вслух учащимся своей группы):
* Запасы воды на Земле. Свободная и связанная вода.
* Качественный и количественный состав молекулы воды.
* Физические свойства воды.
* Состав и очистка природной и питьевой воды.

4. Этап изучения нового материала и первичного закрепления:
Просмотрев отрывок из видеофильма "Вода в природе" и познакомившись с содержанием текста "Вода в космосе и на Земле" самостоятельно заполните схему 1
"Запасы воды на Земле" и подготовьте аргументированные ответы на вопросы:
* -В какой геологической оболочке Земли сосредоточены основные запасы пресной воды?
* Найдите в коллекциях минералы и горные породы, содержащие в своём составе химически связанную воду.
* -Составьте краткий прогноз-программу: "Перспективы обеспечения населения России питьевой воды"



Схема1. Запасы воды на Земле
Общий запас воды на Земле ......... куб. км.




Свободная вода
..........куб.км

Химически связанная вода ........куб.км

Пресная вода:

Солёная вода:

Вывод: Зачитайте предложение из высказывания В.И.Вернадского, которое наиболее точно подводит черту под темой нашего вопроса.

Модуль 2: 1. Выполните рисунки "Внутренний мир воды" в левой части поля. Как вы себе представляете внутреннее строение воды.

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign