LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ

МЕСТО МУЗЕЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Материалы семинара участников ПИЭР №3 от 14 января 2005 г.

ПРОБЛЕМА
Музей не является обязательной частью образовательного учреждения. Одни школы имеют музей в своей структуре, другие его не имеют. Поскольку образование нельзя считать особенно богатым социальным институтом, сразу отбросим предположение, что музей в школе создается "от избытка", от желания вложить во что-то лишние ресурсы. Нет, музеи возникают вопреки бедности и недостатку средств. А поскольку в педагогической системе на самом деле нет ничего лишнего, то стоит задуматься над вопросом, зачем школе нужен этот дополнительный, требующий помещений, сил, времени, средств и других ресурсов компонент ее структуры? И не следует ли другим образовательным учреждениям в срочном порядке начать создавать у себя подобные "органы"? Формальное определение места музея в педагогической системе образовательного учреждения является основной целью сегодняшнего семинара. Хотелось бы уточнить, какие задачи образования являются для музейной педагогики специфическими, то есть, решаются наиболее эффективно именно с ее помощью. И соответственно для чего необходимо создавать музеи в тех образовательных учреждениях, в которых их еще нет? Для ответа на эти вопросы в семинаре принимают участие представители образовательных учреждений, имеющие достаточный опыт музейной педагогики.

Рамзайцева Ф.С.
Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения.
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПАСПОРТИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Наша организация существует в стране и в самом Ульяновске очень давно. Скоро ей исполнится 60 лет. Я вижу здесь много друзей и знакомых, которые знают меня, и я их знаю. Областной центр детско-юношеского туризма и краеведения курирует музеи образовательных учреждений. Именно у нас в краеведческом отделе, которым я заведую, вы и регистрируете свой музей.
Несколько слов о том, зачем нужен школьный музей. Сама жизнь подтолкнет вас к созданию музея, если вы активно занимаетесь туристско-краеведческой деятельностью. Когда вы были школьниками, учителя учили вас по программе "Моя Родина - СССР". С 1997 года мы работаем по программе "Отечество". Эта прекрасная программа имеет двадцать номинаций: "Пункты и летопись родного края", "Земляки", "Великая Отечественная война", "Поиск" и много других. Если вы будете работать по этим номинациям, то постепенно у вас накопится много материалов. Вы захотите этот материал как-то оформить. И со временем у вас возникнет необходимость создать музей.
Музеи разделяются на несколько профилей. Комплексно-краеведческий музей - самая обширная категория и самая удобная. 41% школьных музеев в области относится к этой категории. В экспозициях этих музеев найдут себе место почти любые экспонаты. Есть военно-исторические музеи, историко-революционные, экологические, этнографические, литературные, мемориальные. В Новочеремшанске находится единственный в Ульяновской области технический музей. На 1декабря 2004 года у нас паспортизировано 139 музеев. Во многих школах есть музеи не паспортизированные. Это не значит, что мы не хотим их признавать. Просто официальное оформление свидетельствует уже об уровне, как самого музея, так и открывшего его образовательного учреждения.
Чтобы создать музей, следует, прежде всего, ознакомиться с положением об этой работе. В этот документ входят общие положения, основные понятия, описывающие эту деятельность, организация школьного музея, хранение экспонатов (немаловажная часть). Ежегодно совместно с УИПК ПРО наш центр проводит курсы повышения квалификации по краеведению и туризму. На эти курсы в качестве преподавателей приглашаются работники государственных музеев, преподаватели ИПК ПРО, руководители школьных музеев. Кроме лекционных занятий на этих курсах организуются лекционные занятия и выезды непосредственно в школьные музеи. В свободном порядке такие выезды организовать довольно сложно, но, благодаря курсам повышения квалификации, мы такую возможность имеем.
Первое действие при создании школьного музея - выработка его концепции. Первое решение - определение профиля музея (военно-исторический, историко-революционный, литературный, комплексно-краеведческий и т.п.). Следует обосновать идею создания музея, объяснить целесообразность выбора его профиля. В концепции должна быть отражена материальная база музея.
Планы работы музея составляются помесячно и на год в целом. В этом плане указывается научная работа, экскурсионная работа. Имеется в плане музея раздел "финансирование", поскольку маленьким музеям, также как и большим для своей работы необходимы какие-то материальные средства.
О создании музея следует объявить в средствах массовой информации. Местное население может оказать помощь и принести в музей необходимые вещи. Все полученные в музей предметы следует регистрировать в особой инвентарной книге. Структура страниц этой книги описана в брошюре, изданной нашим центром. Тот номер, под которым экспонат записан в инвентарной книге, должен быть нанесен и на сам экспонат. Способы маркировки ткани, дерева, бумаги, металла и других материалов - тема отдельного разговора. Инвентарную книгу музея не следует путать с книгой посетителей, в которой гости музея делятся своими впечатлениями и мнениями, пишут благодарности музейным работникам. Это - совсем другое дело. Кроме того, вы должны завести журнал, в котором записываются все проведенные экскурсии. В этом журнале обязательно фиксируются имена детей, проводящих экскурсии. Главное, чтобы в музее работали сами учащиеся. Конечно, совет музея возглавляется учителем, но членами его являются ученики. И поисковая, и экскурсионная работа проводится самими учащимися, хотя и под руководством учителя. Когда в книге регистрации посетителей музея можно увидеть, например, что ученица 7-го класса Маша Петрова провела экскурсию на такую-то тему, а через год, что та же Маша Петрова, уже восьмиклассница, провела экскурсию теперь уже на другую тему, то станет ясно, что с этой девочкой музей целенаправленно работает. Экскурсии, которые проводят ребята, делятся на обзорные, знакомящие с экспозицией музея в целом, и тематические. Понятно, что к тематическим экскурсиям приступают дети, уже получившие опыт проведения обзорных экскурсий.
По Положению музей должен иметь отдельное помещение. Не кабинет истории, в котором идут учебные занятия, а именно отдельная комната. На школьных окнах не положено ставить решетки, но для музеев мы просим сделать исключение. Печальные случаи взлома школьных музеев, к сожалению, время от времени повторяются. Особо ценные экспонаты, например, ордена, следует хранить в сейфе директора школы и выставлять только на время экскурсий. Итак, изолированное закрытое помещение - необходимое условие создания школьного музея.
Вторым пунктом описания музея должен быть список детей, составляющих его актив, с указанием того, чем они в музее занимаются.
Обязательно должен быть напечатан текст обзорной экскурсии. Это не случайный набор сведений, варьируемых от экскурсии к экскурсии, а официальный документ, характеризующий "лицо" музея.
Представляется уже упоминавшаяся инвентарная книга и отчет о работе не менее, чем за три года. Названные условия являются необходимыми и обязательными для паспортизации вашего музея.

Вопросы:
? - Назовите пожалуйста, по каким показателям один школьный музей отличается от другого.
Рамзайцева Ф.С. - Профиль музея, качество работы, количество экспонатов, количество экскурсий, качество работы с предметами, изучаемыми в школе, количество и успешность экспедиций, которые в течение года провел этот музей.
? - Давайте еще раз обобщим формальные характеристики описания музея:
1. профиль музея,
2. количество экспонатов музея,
3. уровень научной проработки экспозиции,
4. количество детей, которые в активе музея непосредственно занимаются экспозицией,
5. количество мероприятий, проводимых музеем в год.
Не возражаете ли Вы против такого списка характеристик?
Рамзайцева Ф.С. - В паспорте музея, оформляемом при регистрации, обозначены все названные позиции.


Афанасьева Е.А.
ДОУ 231
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Наше ДОУ работает в Программе ПИЭР с 1996 года. За это время коллектив прошел несколько этапов исследования. Разработана программа "Распахни окно в мир прекрасного" по художественному воспитанию дошкольников 4-7 лет. Технологическое обеспечение к программе подразумевает цикл мероприятий по рисованию, аппликации, лепке и художественному труду.
Когда мы работали по этой программе, мы уже использовали элементы музейной педагогики. В 1997 году для Заволжского района в нашем ДОУ работал вернисаж "В мире прекрасного". Поэтому не случайно темой нашего второго исследования стала "Музейная педагогика как инновационная технология в системе духовно-художественного воспитания дошкольников". ДОУ №231 расположено в таком районе, из которого трудно выехать в какой-либо музей города. Именно поэтому в коллективе возникла идея использования музейной педагогики в условиях ДОУ. Мы встали перед проблемой, какие элементы музейной педагогики применимы в условиях дошкольного образования. Целью исследования является разработка такой программы и технологии использования музейной педагогики, которые можно применять в любом дошкольном учреждении, расположенном также далеко от центра города, как и наше. Равным образом это может быть сельское ДОУ или ДОУ районного центра. Над достижением поставленной цели исследовательский коллектив работает с 2000 года. Несмотря на трудности, в прошлом году уже была разработана программа для подготовительной группы. В задачи программы входит:
- обеспечить развитие художественного восприятия и понимания искусства дошкольниками;
- воспитать у детей дошкольного возраста эмоциональный отклик на произведения искусства;
- сформировать интерес к музеям и выставкам;
- сформировать у дошкольников образ музея как храма искусства, места, где хранятся накопленные человечеством духовные и эстетические богатства;
Для реализации этой программы в ДОУ должны быть созданы специальные условия, соответствующие специфике музейной педагогики в целом и изучаемому содержанию в частности. В нашем ДОУ имеется эстетический центр, состоящий из нескольких помещений. В его состав входит живописная мастерская, лепная мастерская, два выставочных зала, кинозал и небольшая галерея. В комнате психологической разгрузки также размещена небольшая экспозиция. В настоящее время здесь находится галерея женских портретов, в которой представлены как работы детей (в основном изображающие воспитателей ДОУ), так и постеры картин известных художников. Лестничные пролеты и коридоры также оформлены работами наших педагогов и детей. В выставочном зале размещены детские работы по художественному труду и работы профессора Зои Александровны Богатеевой из бумаги, которые она подарила детскому саду.
Когда в ДОУ складывается очередная экспозиция, экскурсии по ней дети проводят сами. Несмотря на высказанное здесь недоверие, уверяю вас, что это действительно так. Многие дети дошкольного возраста способны провести экскурсию и рассказать об отдельных произведениях, выставленных в экспозиции. Они делают это с удовольствием как для воспитанников своего ДОУ, так и для гостей различного возраста, посещающих наш садик, от воспитанников других детских садов до учащихся соседних школ и взрослых посетителей образовательного учреждения.
Экспонаты многих выставок часто делаются руками самих детей. В ДОУ имеется своя муфельная печь, в которой обжигаются для последующей росписи керамические изделия - посуда и скульптура малых форм. Большой популярностью пользуются изделия из теста. Некоторые коллекции создаются с помощью родителей.
Несколько слов о распределении форм работы с детьми по музейной педагогике. Основная часть мероприятий проводится в эстетическом центре. Специалисты по живописи и лепке ежемесячно проводят специально организованные занятия с детьми. Занятия по оформлению выставок также проводятся раз в месяц. Если в эстетическом центре создается какая-то выставка, на нее приглашаются все дети и сотрудники детского сада. Дети в роли экскурсоводов проводят экскурсии. В ДОУ работает клуб друзей музея. Есть такие воспитанники старшей и подготовительной группы, которым очень нравится заниматься художественной деятельностью, очень нравится говорить о музеях. Поэтому специалистами по изодеятельности организован такой клуб друзей музея, в который дети могут прийти в свободное время. Конечно, этот клуб работает по специальному плану. Но дети часто приходят просто в свободное время, чтобы что-то дорисовать и дооформить.
В нашем ДОУ разработаны курсы по рисованию и лепке с методическим обеспечением в виде технологических карт (по 36 технологических карт на каждый курс). Занятия проводятся 1 раз в неделю. И практически на каждом занятии используются элементы музейной педагогики. Часто на занятиях детям показываются фрагменты видеофильмов. У нас собрана большая видеотека под названием "По музеям и выставочным залам России". Серию фильмов выпустил Русский музей специально для дошкольников. У нас есть фильмы о Третьяковской галерее и Эрмитаже. Фильм "Сказка про сказку" знакомит детей с творчеством Васнецова и Врубеля. Дети смотрят их с большим интересом. Элементами музейной педагогики на занятиях могут быть просмотр фрагментов таких фильмов или оформление экспозиции, или небольшая экскурсия. Поскольку основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, все занятия проводятся в игровых формах. У нас есть сквозные персонажи, которые приходят на различные занятия. Есть традиционные формы, например, игры-путешествия, игры-конкурсы, игры-викторины. В течение года они проводятся со всеми воспитанниками детского сада. Сейчас в ДОУ нет контрольной и экспериментальной групп. И по этой программе занятия проводятся со всеми воспитанниками ДОУ.
Есть формы работы, связанные с музейной педагогикой, которые проводят не специалисты, а воспитатели в группах. Самая любимая из этих форм - коллекционирование. На каждую коллекцию составляется паспорт. Паспорт включает в себя название коллекции, тему коллекции, список экспонатов, их размещение и музыкальный ряд, поскольку демонстрация коллекции часто проводится под музыку. Музыкальные фрагменты подбираются в соответствии с темой коллекции. Если содержание коллекции связано, например, с картинами русских художников, то для их сопровождения подбирается русская классическая музыка. Если это предметы зарубежного искусства, то их сопровождает музыка западноевропейских композиторов. Организаторы выставок работают в тесном контакте с музыкальными работниками ДОУ и придают большое значение гармоническому сочетанию изображения и звука. Иногда музыка побуждает детей глубже осмыслить содержание картины. Например, музыкальное сопровождение позволило детям "протанцевать" картину Врубеля "Царевна-лебедь". Детям предложен был выбор музыкального фрагмента из нескольких вариантов. Они сами выбрали музыку, под которую хотели исполнить свой танец по картине. Кроме этого у нас в группах проводятся искусствоведческие беседы. В ДОУ разработан целый цикл таких бесед, которые проводятся также воспитателями групп. Только тесное сотрудничество воспитателей и специалистов позволяет получить достаточно высокие результаты.
Дети старшей и подготовительной групп ведут у нас музейный словарь. Знакомясь с новыми понятиями и терминами по музейному делу, дети подбирают к ним соответствующие картинки, сочиняют рассказы и т.п. Все это оформляется в специальные альбомы, по которым проводятся свои занятия и игры. Воспитатели, занимаясь с детьми, собирают их интересные высказывания по теме занятий и также записывают их в альбом. Например, в этом году дети посещали выставку детских портретов в выставочном центре "Радуга". Имя голландского художника Ван Дейка дети запомнили как "Иван Дейк". Это дало возможность воспитателям провести беседу о звучании имен в языках разных народов.
К работе в области музейной педагогики активно привлекаются родители. Когда ДОУ только начинало заниматься данной темой, среди родителей было проведено анкетирование. Оно выявило следующий спектр мнений.
99% - поддерживают идею использования элементов музейной педагогики
в работе ДОУ.
49% - признались в своей слабой информированности в вопросе о том,
какие музеи и экспозиции имеются в нашем городе.
55% - не имеют возможности посещать с детьми музеи г. Ульяновска.
Для подготовительной группы разработаны циклы мероприятий под названием "По музеям Третьяковской галереи", "По музеям и выставочным залам России" и "Музеи Ульяновской области". Эти мероприятия позволяют дать детям достаточно полную картину и о музеях нашей страны, и о музеях города.
В качестве результатов работы мы рассматриваем отношение детей к занятиям рисованием, лепкой и посещению музеев. По результатам диагностики у 90-95% детей сформировано эмоционально положительное отношение к этим видам деятельности. Если сравнить результаты диагностики в начале эксперимента (1998 г.) и в конце эксперимента (2004 г.), то можно отметить значительный рост этих показателей.
1998 г. - 61% высокий и достаточно высокий уровень
2004 г. - 81% высокий и достаточно высокий уровень.
Мы считаем, что именно музейной педагогике ДОУ обязано высоким уровнем эстетического, нравственного и духовного развития детей.

ВОПРОСЫ
? - Не считаете ли Вы, что образовательная система в Вашем учреждении практически поглощена системой музея? То есть ДОУ оказалось в ситуации, когда не музей для образования и воспитания, а образование и воспитание для музея. Так ли это?
Афанасьева Е.А. - Я считаю, что две этих системы действуют в нашем учреждении в гармонии и равновесии друг с другом.


Шакирова С.М.
С.ш. №81
МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Уровень образования у нас иной, чем у предыдущего докладчика - это уровень средней школы. Музей в школе действует с 1997 г. Д.С. Лихаче говорил, что вне культуры существование человечества на планете лишается смысла. Действительно, сейчас много говорится об экономическом кризисе в нашей стране, но мало кто рассматривает его как действие кризиса культуры и нравственности. В настоящее время музей начинает рассматриваться как наиболее эффективное средство социализации, введения подрастающего поколения в культуру.
Цель работы школьного музея - изучение и сохранение историко-культурного наследия края, воспитание уважения к культуре своего и других народов, привитие навыков исследовательской работы.
Цель школы - образование, то есть, формирование знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного и нравственного опыта людей в прошлом и настоящем. Следовательно, цели работы школьного музея и школы пересекаются, имеют общие элементы. Это обстоятельство делает актуальность темы использования музейной педагогики в школе очевидной. Учащимися и учителями нашей школы в рамках проекта "Моя малая родина" проведено анкетирование. Несколько вопросов анкеты непосредственно касались отношения учащихся к школьному музею. Результаты опроса показаны в Таблице 1.
Таблица 1.
Отношения учащихся к школьному музею


положительное
затрудняются с ответом
отрицательное
Общее отношение к школьному музею
50%
9%
40%
Активное участие в работе музея
40% (помогают музею)
10%
50% (не участвуют)

Результаты анкетирования показывают, что значительная часть учащихся отрицательно относятся к музею и сознательно не участвуют в его работе. Это обстоятельство учитывалось при формулировании воспитательных задач музея.
Перед школьными музеями стоят специфические задачи. Они рассчитаны, прежде всего, на работу среди учащихся и молодежи. Сами учащиеся составляют ядро, основную действующую силу музея. Это совет музея, актив музея. Наряду с воспитательными целями музей ставит перед собой исключительно важные задачи содействия учебному процессу. Школьникам прививаются также навыки исследовательской работы.
Музей в школе работает с 1997 года, а коллекции музея создавались, начиная с открытия школы усилиями учащихся, родителей, учителей, ученых и представителей общественности. В настоящее время музей насчитывает 890 экземпляров подлинников и 500 научно-вспомогательных экспонатов. Нами была разработана концепция развития музея, которая стала неотъемлемой частью единого процесса развития школы. По своему профилю музей комплексно-краеведческий. Он отражает исторический и социально-экономический облик края. Комплектование фонда, документирвание, изучение, организация учета и хранения, создание экспозиций, художественное оформление музея требует большой работы. Эта работа предоставляет учащимся возможности для реализации своего творческого потенциала, воспитания трудовых качеств, создает основу для профессионального самоопределения. Учащиеся сами выбирают формы творческой деятельности: исследовательская работа, рефераты, оформление экспозиций, создание макетов, написание текстов экскурсий, проведение экскурсий. Такая систематическая созидательная творческая работа создает основу для осознанного выбора профессии. Из шести первых экскурсоводов музея - выпускников 1998 года - трое связали свою судьбу с педагогикой. В 2004 году 4,5% выпускников школы поступили на исторические факультеты педагогических вузов.
Работа школьного музея нашла свое отражение на Интернет-сайте школы. В нем имеются страницы:
- Цели и задачи музея;
- Структура музея;
- Творческое объединение "Наследники";
- Научные руководители музея - преподаватели вузов Ульяновска;
- Научный совет (научные руководители, учителя и общественность);
- Направления деятельности общества "Наследники" (историко-археологическая работа и историкоо-этнологическая и экологическая работа);
- Содержание работы по отдельным направлениям;
- Совет музея, актив музея;

Наш музей гордится своим военным залом. Все картины, портреты, помещенные в экспозиции, написаны руками ветеранов. Да и сама экспозиция, структура зала также разработана участниками Великой Отечественной войны. В настоящее время этот зал содержит более 400 экспонатов-подлинников и научно-вспомогательные экспонаты. На этом материале особенно эффективно проходят мероприятия патриотической направленности, в которых часто принимают участие ветераны войн и локальных конфликтов. Они делятся своими переживаниями, что создает у зрителей ощущение непосредственного контакта с историей.
Значительную часть работы музея составляют экспедиции. На сайте представлена летопись наших экспедиций.
Кроме поисковой работы дети занимаются практическим изучением ремесел наших предков, живших в Поволжье. Прежде всего, это плетение из лозы и различные виды декоративно-прикладного искусства.
Наиболее массовой формой деятельности является экскурсионная работа. Для разработки создается специальная экспозиционная группа. Экскурсовод должен обладать необходимыми качествами, умением говорить, общаться с публикой. Он является связующим звеном между экспозицией и публикой. За время работы музея проведено более 650 экскурсий, в которых участвовало около 4500 посетителей. Кроме учащихся в музей приходят учителя, родители, гости школы, слушатели ИПК ПРО, приезжающие в школу на семинары и другие категории посетителей.
Помимо воспитательных мероприятий в музее проводится значительный объем учебной работы. В школе накоплен большой опыт использования материалов музея в учебных занятиях. В первую очередь, это, конечно, занятия по истории. Но музей используется также в таких дисциплинах, как литература, русский язык, география, иностранный язык, технологии, изобразительное искусство. В процентном соотношении это использование определяется объемом регионального компонента. История - 71%, литература - 30%, русский язык - 14%, география - 28%, иностранный язык - 45%, технологии 23%, изобразительное искусство - 10% от объема регионального компонента образования. Поясним эти цифры. По истории с 5 по 9 класс на региональный компонент отводится 10-14 часов в год. Примерно 7-8 уроков из этого числа может быть проведено в музее с использованием его средств.



Латышев Ю.И.
школа-гимназия №44
МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Я хочу отметить большое значение музея в воспитательной работе. Музейная работа - это благодатное поле вовлечения детей в воспитательную систему школы. И конечно, нельзя забывать о значении музея в развитии и самореализации учащихся.
Музей в помещении нашей гимназии работает с 1962 года. По своему профилю он был тогда комплексно-краеведческим. Наш школьный музей иногда посещала зав. отделом ульяновского историко-краеведческого музея Мира Мироновна Савич. Как-то в ответ на мои оправдания по поводу недоделок в экспозиции она сказала слова, которые я помню до сих пор: "До тех пор, пока в музее не все доделано, он будет жить. Как только вы его сделаете окончательно, он умрет". Действие этих слов я испытал на себе много лет спустя. Когда наш музей приобрел блеск завершенности, он в каком-то смысле умер. Поэтому после переезда в новое здание мы решили несколько изменить концепцию музея. Он превратился в музей истории самой гимназии. Некоторые основания для этого имеются. В текущем году мы будем отмечать уже 108-ю годовщину гимназии. Возраст вполне почтенный для того, чтобы подходить к ней как к историческому явлению.
Если говорить об использовании музея в работе гимназии, то на первом месте стоит, конечно, воспитательная работа. Учебная работа тоже есть, но она носит более фрагментарный характер.
Цель работы музея - организация обучения, воспитания и развития учащихся, формирование их менталитета как патриотов гимназии и России. Хочу подчеркнуть последнюю позицию цели - воспитание патриотов гимназии и России. Мы часто говорим о воспитании патриотизма по отношению к малой родине, о любви к ней. Это любовь начинается как раз с семьи и школы. Если нет этой любви, то и любви к отечеству в целом вырасти не из чего.
Обратим внимание на экспонаты музея. Музей занимает целую классную комнату. Его экспозиции хорошо оформлены. Они включают в себя 10 разделов, что позволяет достаточно подробно рассмотреть историю гимназии. Факты истории школы разыскивались среди архивных данных и из многих других источников. На одном из стендов представлены подлинники учебников, по которым учились дети в начале прошлого века. Большой интерес посетителей вызывает также настоящая грифельная доска. В разделе "От начальной школы до средней" мы показали, как развивалась наша школа. Наша школа - путешественница. Она 6 раз меняла свое место расположения. Возникнув на Нижней часовне в одной комнате дома купца Крайнева, она впоследствии перешла в помещение Российского общества трезвости. Вероятно от большой трезвости, дом сгорел, и гимназия вновь вернулась к купцу Крайневу. А в 1914 году для нее уже было выстроено отдельное здание на 4 классных комнаты. Дальше уже началось строительство на Верхней террасе. В Заволжье это было первое школьное здание со спортивным залом. В нем сейчас находится школа №54. В 1979 году мы опять перешли в новое здание. Показалось, этого мало - присоединили еще детский сад.
Хочу обратить ваше внимание на стенд директоров школы. С его помощью мы хотим отразить определенную преемственность. История школы не безликая, она имеет свои человеческие лица, ее составляющие. Экспозиция "Вся жизнь в строю" рассказывает об учителях - участниках войны - и учениках, исполнивших свой воинский долг перед Родиной. Память - это не только сохранение предметов в музее. Вот, характерный пример. Ученик школы Андрей Страшнов, погибший в Афганистане, активно занимался в секции футбола. Учитель физкультуры нашей школы организовал традиционные районные соревнования по футболу имени Андрея Страшнова. Это тоже музейная, мемориальная работа, хотя и совершающаяся за стенами музея.
Один из заглавных стендов музея посвящен Володе Дееву, чье имя носит гимназия. Здесь есть материалы, посвященные его матри. На диараме глубиной 50 сантиметров изображен момент героического подвига Владимира Деева. В школе помнят о дне его рождения 21января. В этом году ему исполнилось бы 80 лет.
В различных учебных курсах мы закладываем понятия, связанные с менталитетом. В школе целенаправленно формируются особые черты учащихся. Одной из таких черт является личное ощущение истории своей школы и своей малой родины, своеобразная историческая глубина личного бытия.
В школьном музее существует стенд под названием "От военного подвига героя Советского Союза Владимира Деева к подвигу героя России В.А. Шаманова". Владимир Анатольевич был родителем нашей школы в годы командования 104-й воздушно-десантной дивизией. В это время в школе училась его дочь Светлана.
Тема следующего стенда - От ратного подвига к подвигу учителей. Стенд так и называется "Подвиг повседневного труда". Очень важно, что материалы о заслуженных учителях школы собирались самими учениками. Число заслуженных учителей растет. Стенд опять придется перестраивать, но мы не жалуемся.
Последний стенд связан с признанием заслуг учащихся. Он называется "Граждане школьной республики - достойные граждане России". На нем представлены копии грамот и других наград, полученных учениками школы. Спортивных наград здесь нет, они находятся в другом месте.
Учениками-экскурсоводами проводятся обзорные экскурсии по музею. Углубленные тематические лекции чаще проводятся учителями. Ежегодно в музее бывает около 2000 посетителей.
В заключение хочется высказать еще несколько соображений по теме нашего семинара. Музейная работа возможна только в том случае, если есть место, есть зона, в которой дети занимаются особой деятельностью. Без такого территориального отделения она невозможна. Мы даже проводили отдельные собрания родителей, дети которых работают в школьном музее. Эта работа накладывает на детей глубокий отпечаток. Многие выпускники в качестве одной из первых характеристик своей школы вспоминают, что они учились в школе, "в которой есть музей". Среди участников семинара находится моя бывшая ученица - бывший секретарь комитета комсомола. Ее одноклассница Тамара Коленкова была директором школьного музея. И директор музея по своему статусу являлся также членом комитета комсомола. Я считаю, что музею нужно придавать такой статус, чтобы он был в числе руководящих органов школы и выполнял управленческие функции. Например, совет музея ежегодно раздает краеведческие задания. По традиции в нашей школе каждый класс является экспедиционным отрядом. То есть, исследовательская группа является, прежде всего, отдельным классом. Найденные материалы защищаются на совете музея. Если получены результаты достаточно высокого уровня, они передаются в музей. Если качество результатов недостаточное, они отдаются на доработку. Если же надежды на доработку весьма слабы, то тема закрывается, а материалы передаются в архив музея. Результативность поисковой работы является одной из позиций соревнования между классами, итоги которого ежегодно подводятся в школе. Это придает дополнительный стимул работе музея.
И, наконец, последнее. Музей обязательно должен быть гордостью школы. Если он не является гордостью школы, он превращается в склад, где скапливаются разные ненужные вещи. В этом особенность наших представлений о традициях школы. Традиция - это не то, что проходит традиционно. Традицией можно считать то мероприятие, которое дети ждут, к которому они готовятся, и в проведение которого вносят свой творческий вклад. Школьный музей тогда станет традицией, когда он будет необходим школьникам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надежды на какую-то достаточно строгую формализацию взаимоотношений системы музея с педагогической системой образовательного учреждения не оправдались. В этом смысле семинар можно считать блестящей неудачей. Блестящей потому, что по содержанию представленных докладов и видеоматериалов он действительно оказался гораздо богаче многих прошедших ранее семинаров. А неудачей, потому, что на поставленные перед ним теоретические вопросы внятного ответа все равно получить не удалось. Поэтому, у нас остается еще открытый фронт работ на будущее. Но не получив достаточных теоретических результатов, мы, тем не менее, имеем возможность для некоторых выводов методологического характера.
Не подлежит сомнению, что музей и педагогическая система образовательного учреждения имеют разную "природу", разные области деятельности, которые пересекаются друг с другом лишь частично. И первый, и вторая передают знания и формируют ценности. Но образование формирует в умах и душах учащихся некий целостный педагогический эквивалент общечеловеческой культуры, содержание которого строго определено обществом. Это содержание фиксируется и сохраняется при помощи жесткого инструмента рекомендуемых учебных программ и стандартов образования.
В противоположность образованию, музей не обязан охватывать всю культуру в целом. Наоборот, музей отстаивает, во-первых, ограниченность своей предметной области, а во-вторых, право на ее свободное исследование. Музей является одновременно научным и идеологическим учреждением. Как научное учреждение, он исследует различные предметы и факты материальной и духовной культуры. Результатом такого исследования являются новые знания об этих предметах. Как идеологическое учреждение музей определяет ценность полученных знаний, присваивает имеющимся в его коллекции предметам атрибуты научной, культурной, исторической, художественной и т.п. ценности, и впоследствии имеющимися в его распоряжении способами утверждает эти вновь установленные ценности в умах и сердцах посещающей его публики.
Энергия, движущая развитие музея, иная, чем энергия развития образования. Общественные потребности, удовлетворяемые музеем, существенно отличаются от образовательных потребностей населения.
Таким образом, вряд ли имеет смысл создавать в образовательном учреждении музей, перед которым стоят только образовательные цели, так сказать, музей в помощь учебному процессу. Такой музей либо "перерастет" свои первоначальные задачи и начнет жить своей специфической музейной жизнью, либо превратится со временем в скучный склад наглядных пособий к урокам.
В каком-то смысле слова музей выше школы, как выше школы по своему статусу научный институт или церковь. Поэтому идейно гораздо легче школу подчинить музею, чем музей школе. Некоторым удивительным компромиссом в разрешении этого противоречия явился опыт гимназии №44, в котором предметом исследования музея стала история и идеология самой школы.
С другой стороны, различие социальной и культурной сущности образования и музея способно дать при их соединении такое противоречие, которое может стать источником продуктивного развития для обеих сторон. Конкретные способы и специфические особенности такого соединения были продемонстрированы в сегодняшних докладах.









ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign