LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Определять (предположительно) цели участников будущего обсуждения, их возможные роли в групповом "разделении труда", личные качества и позиции.

Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Распределение ролей: Кто будет вести список выгод, полученных в связи с овладением огнем? Кто будет следить за тем, чтобы уже сказанное не повторялось? И т.д.

3. Планировать свои действия (стратегия) в будущей дискуссии

Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Роль учителя: учителю важно инициировать обсуждение, оставаясь в тени. Лучше назначить кого-то в качестве "жюри" для оценки приводимых примеров использования огня. Учитель "отсутствует" и в случае попытки втянуть его в дискуссию просит обращаться с вопросами к жюри. Он оценивает активность участников и "появляется" только в конце для оценки итогового списка.

4. Придерживаться темы и фокусировать внимание на цели обсуждения

Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Рамки темы: Учитель сообщает жюри, что в его обязанности входит следить за соблюдением рамок темы. Непресеченные жюри попытки уйти от темы (в область рассказа о походе или переключиться на другие способы охоты помимо тех, когда для загона крупного зверя в яму использовался огонь) фиксируются и отмечаются после дискуссии при разборе результатов.
В 5 кл. не рекомендуется пользоваться провокационными приемами (увести тему разговора в сторону, а потом указать классу на неумение держаться темы).

5. Корректировать цели и предмет обсуждения

Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Корректировка целей: Тема способов добывания огня может вызвать повышенный интерес и увести от разговора о применении огня. Надо показать жюри, как корректно вернуть осуждение в нужное русло. "Хорошо, я понял, о чем речь. Огонь уже есть. Как его будем применять?"

6. Делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения

Пример микросценария.
(5 кл. История. Первобытные люди. Роль огня в жизни людей) Обобщение: Жюри может заранее получить рекомендательный список, к которому надо стремиться при обобщении применений огня:
9. Приготовление пищи (включая копчение).
10. Отопление жилища.
11. Защита от хищников.
12. Охота.
13. Расчистка участков для посевов.
14. Приготовление керамики.
15. Гигиена
16. Другое
Итог подводится учителем. Не рекомендуется связывать примеры неудачных формулировок с присутствующими. Они обсуждаются без перехода на лица. А удачи надо подкрепить и назвать авторов.

2.2. Структура компетентности в решении проблем.

В описании микросценария будут освещены следующие блоки, выделяемые в решении проблем:
1. Ориентационно-мотивационный блок. Постановка целей
2. Определение проблемы, ее описание и анализ
3. Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения)
4. Проверка и описание результатов

2.2.1. Обсуждение

Как указывает Равен, при формировании компетентностей важен "постепенный переход детей от более легких целей к более сложным". Устное обсуждение поможет включить в зону рефлексии учащихся и постепенно сформировать следующие составляющие компетентности в решении проблем:

Ниже предлагается сценарий для создания в классе развивающей среды для работы с терминологией и постоянного обсуждения терминов в кругу школьников. Мотивация должна быть многоплановой: баллы, списки освоенных терминов, поощрение со стороны родителей, периодические викторины на знание терминов, поощрение авторов кроссвордов, загадок, создателей новых способов запоминания терминов и заданий для проверки на знание терминологии.

1. Определение цели

Пример сценария.
Что обсуждаем? - Создание в классе развивающей среды для работы с терминологией.
Постановка задачи и цели обсуждения. - Чтобы усвоить термин, надо его употреблять.

2. Перевод цели в задачи

Обсудить структуру проблемы:
знать термин - это
5. знать, как он пишется,
6. знать, как он произносится,
7. знать, как он употребляется,
8. знать его определение.

Определение структуры задач:
1. Чтобы знать, как термин пишется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, употреблять термин в письменной речи.
2. Чтобы знать, как термин произносится, надо посмотреть в словаре ударение, спросить у товарища, употреблять термин в устной речи.
3. Чтобы знать, как термин употребляется, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, слушать, как употребляют термин другие.
4. Чтобы знать определение термина, надо посмотреть в словаре, спросить у товарища, понять и выучить определение термина.

Сформулировать основные вопросы:
1. Чтобы посмотреть термин в словаре, надо, чтобы он постоянно был в классе.
2. Чтобы спросить у товарища, надо, чтобы все стремились знать термины.
3. Чтобы слышать, как употребляют термин другие, надо, чтобы другие термин употребляли.
4. Чтобы понять определение термина и проверить правильность своего понимания, надо термин употреблять в общении со знающими людьми.
5. Чтобы выучить определение термина, надо не только хотеть, но и знать зачем это нужно.
Сформулировать критерии, по которым можно определить, что проблема решена, надо индивидуально. Каждый ведет словарик терминов и готов пройти проверку на их усвоение. Термины, выходящие за рамки школьной программы, оцениваются также, но при условии, что ученик справился с программой.
Получив информацию или совет со стороны, ученик получает поощрительный балл. За консультацию товарища также начисляется балл.

3. Создание плана и его согласование

Определение временного ресурса - 1 учебный год.
Календарный план.
Создается в конкретном классе. Главные принципы - наличие словаря, готовность учителя помочь, создание условий для соревнования между школьниками на знание терминов.

4. Сравнение результата с образцом

Групповая самооценка и индивидуальная оценка со стороны учителя.
Постановка задачи на саморазвитие (в зависимости от специфики предмета).
Описать результаты проверки (задача учителя или независимого эксперта со стороны)


Таблица
Содержание требования
общ.
р.яз.
ин.яз.
О/зн.
пр.
О/пр.
эк.
О/эк.
лра
ист.
иск.
(З) Знать и понимать





связь языка и истории, культуры
+




основные функции языка / денег
+


+


правовые и экономические отношения гражданина


+
+


правовые и экономич. отношения в обществе и мире


+
+

прогноз, вероятность события
+


+
+

моделирование / реконструкция
+


+
+
+
принципы периодизации, обусловленность событий



+
+
+
сущность прогресса; системность; многовариантность

+
+
+
+
+

основные элементы структуры общества

+
+
+
+
+
+

основные закономерности историко-литературного пр.




+

содержание обязательных произведений л-ры

+


+

факты, интерпретации в истории




+
основные вехи культуры, шедевры, имена

+



+
мировоззренческая основа / авторское отношение




+
+
закономерности смены / черты стилей в искусстве




+
+
речевые нормы и стили
+
+




истоки разных искусств и общность идеала / выявлять "сквозные темы" русской литературы




+
+
знания об историческом времени и пространстве




+
системность, целостность и разномасштабность исторического процесса


+
+
+
+
+
(У) Уметь (владеть способами познавательной деятельности)





критерии истины;

+



оценивать устные и письменные высказывания / ист. источник
+
+



+
оценивать достижение коммуникативных целей
+
+




участвовать в обсуждении / дискуссии
+
+
+
+

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign