LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Двадцать четвертый уровень обучения

Малышу следует объяснить, что большие буквы нужны для того, чтобы с них начинать написание имен.

Двадцать пятый уровень обучения

На этом уровне вводится чтение предложений,
и ребенку потребуются следующие объяснения.
На первом этапе малышу следует объяснить, что первое слово предложения всегда пишется с большой буквы и в конце предложения ставится точка. Когда он видит точку, то вслух это слово произносить не нужно,
а следует просто вернуться к самому первому слову
и прочитать все слова до точки.
На четвертом этапе - в конце предложения вместо точки может стоять вопросительный знак.
На шестом этапе - в конце предложения вместо точки или вопросительного знака может стоять восклицательный знак.
На восьмом этапе - в середине предложения может стоять запятая.
На десятом этапе - в стихах первое слово в строчке всегда пишется с большой буквы, даже если это вовсе не начало предложения.

Как увлечь ребенка чтением

Человек увлекается чтением лишь тогда, когда получает от него удовольствие. Взрослый читатель получает удовольствие благодаря высокой технике чтения. Она позволяет ему быстро схватывать сюжет книги
и следить за его развитием. Если вы следовали всем методическим указаниям в букваре, то техника вашего ребенка будет вполне достаточной для получения положительных эмоций от самостоятельного чтения детских книжек.
Однако, в силу различных причин, далеко не все родители выполняют методические указания. Как быть, если букварь закончен, а техника чтения осталась на низком уровне? Можно пройти пособие еще раз, что настоятельно рекомендую, а можно воспользоваться одним из следующих известных методов.
Метод детского психолога Искры Даунис, идея которого заключается в создании очень простых и, в то же время, интересных для ребенка текстов. Вот как его описывает сам автор в 10-м номере журнала "Семья
и школа" за 1980 год:
"... у меня возникло серьезное затруднение (типичное для начальной школы): как побудить сына читать уже целые фразы и тексты, если это - дело трудное? Когда
я его просила читать не только заглавие книги, но и сам текст, он отказывался.
Заставлять, настаивать - с риском отучить от чтения - не решалась. К тому же в его окружении не было читающих детей, которым сын хотел бы подражать, кого бы хотел догнать. И только когда случайно был найден способ вызвать потребность в самостоятельном чтении, дело стало быстро продвигаться.
Мальчику было тогда четыре с половиной года. Он увлекался волшебными сказками. И вдруг каждую ночь "волшебник" стал подкладывать ему под подушку письмо, написанное печатными буквами. Всего несколько слов. Первые дни ребенок пытался заставить взрослых прочитать ему текст, но получил очередное "волшебное" письмо: "Читай сам" (все тексты вначале пришлось писать из двух слов). Игра тянулась до школы. На все события жизни "волшебник" отзывался письмами: поведение ребенка, праздники, организация кукольного уголка, отношения со сверстниками и т. д.
Уже через год послания были в полстраницы (сколько хватало терпения писать у мамы). Конечно, скоро мальчик стал писать ответы - с того времени, как "волшебник" стал загадывать в письмах загадки. А задания прочитать что-то в книге, данные "волшебником", выполнялись обязательно и охотно. Конечно, за каждую удачу "волшебник" в письме хвалил мальчика. Как ни странно, фактически умея уже читать любые тексты, мой сын долго не решался самостоятельно браться за книгу. И вот однажды он пришел из детского сада с радостным открытием: "Мама, оказывается, я умею читать". Он взял
в детском саду в руки книжку С.Михалкова "Фома"
и "вдруг прочитал" ее. Мальчику было тогда 5 лет и 2 месяца. С тех пор он стал читать сам. Я читала ему иногда в виде поощрения, да еще во время болезни. К школе сын читал бегло, выразительно и умел управлять силой голоса (чего так не хватает начинающим чтецам). Другие родители, которых я знакомила с этим методом обучения чтению, использовали если не все, то многие из описанных приемов - речевые игры, послания-письма. Во всех случаях результаты оказались в общем такими же, как
у меня. Только авторов писем под подушкой приходилось придумывать своих, приспосабливаясь к интересам ребенка. Моему шестилетнему племяннику письма писал "адмирал" - с приказами по ведению военной игры. Четырехлетняя соседка целую зиму получала письма от Снегурочки. Еще одна девочка - от "зайчика". Во всех случаях этот прием оказался прекрасным для перехода ребенка от умения разбирать отдельные слова
к свободному самостоятельному чтению текста. Все эти дети пришли в школу, свободно и, главное, охотно читая.
И. Даунис, научный сотрудник Института общей
и педагогической психологии АПН СССР".
Простые и интересные тексты можно сделать и к семейным фотографиям. Например, "Маша кушает", "Маша купается", "Мама загорает", "Папа ловит рыбу"
и так далее. Дети с удовольствием читают о самих себе
и с нетерпением ждут новых поступлений в фотоальбом-книжку. Еще один вариант - наклеивание простых предложений под картинками в старых книжках. Печатать эти предложения желательно тем же шрифтом, что
и в букваре - так ребенку будет легче их читать.
Когда малыш освоится с простыми текстами, можно переходить к методу Льва Кассиля, суть которого заключается в попеременном чтении. Нужно подобрать интересную для ребенка книжку и прочитать ему несколько первых страниц, чтобы он познакомился
с сюжетом и главными героями. А когда он заинтересуется дальнейшим развитием событий, следует предложить малышу прочитать самостоятельно всего одну строчку на новой странице. Когда он прочтет, вы сами продолжаете чтение до конца этой страницы. На следующей странице он снова читает первую строчку, а вы все остальные. Через некоторое время, когда вы увидите, что ребенок легко справляется с одной строчкой, предложите прочитать сразу две. Таким образом, переходя от одной книжки к другой
и, постепенно наращивая количество самостоятельно прочитанных строчек, можно со временем добраться до попеременного чтения по страницам - одну страницу вы, а другую ребенок. А затем и до полностью самостоятельного чтения. Увеличивать количество строчек, читаемых самим ребенком, следует очень осторожно и постепенно, чтобы от чрезмерной трудности не пропала радость чтения.
Книжки следует подбирать с интересным сюжетом, яркими картинками и крупным шрифтом. Желательно также, чтобы они не были слишком толстыми. Лучше прочитать несколько тонких книжек, чем одну толстую.
В этом случае у ребенка появляется чувство гордости за свои достижения ("Я прочитал уже три книжки!"),
что весьма немаловажно.
Если малыш делает слишком много ошибок во время чтения какого-то текста, из-за которых оно превращается из радости в наказание, то данный текст следует заменить более простым и доступным.
И последнее: независимо от умения ребенка читать, читайте ему сами на ночь! Хотя бы по пять минут, но ежедневно! Во-первых, это приятное общение с мамой или папой, которое в будущем станет для ребенка одним из самых любимых воспоминаний детства. Во-вторых, это интересный рассказ, после которого хорошо и спокойно засыпается. И в третьих, это очень эффективная форма демонстрации необходимости умения читать.
Если у вас появятся вопросы, связанные с обучением чтению, изложите их в письме - я обязательно отвечу. Адрес моей электронной почты вы найдете на сайте "Карта интернета (учебная)" www.marusyak.net.


Приложение

Данная глава предназначена для тех родителей, которые хотели бы на собственном опыте прочувствовать часть проблем, с которыми сталкивается их ребенок
на начальных этапах обучения чтению. В ней собраны основные сведения по семафорной азбуке, дактильной азбуке, азбуке Морзе и машинописи. Выберите понравившуюся вам азбуку и пройдите хотя-бы первый уровень обучения. Этого будет вполне достаточно, чтобы ощутить эмоциональное состояние, аналогичное состоянию вашего малыша.
Буквы всех азбук изучаются в той же самой последовательности, в которой они представлены
во второй части пособия. Другими словами, вы двигаетесь от уровня к уровню точно также, как ребенок при обучении чтению. Но, вместо букв алфавита, вы используете обозначения выбранной вами азбуки. Естественно,
что дефис, разделяющий слова на склады, показывать (озвучивать, печатать) нет необходимости.

Семафорная азбука

Семафорная азбука используется на флоте для передачи информации в светлое время суток. Связь осу-ществляется только словами, передаваемыми по буквам. Каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей условный знак, который изображается определенным положением рук с флажками. Путем последовательного изображения знаков букв, в порядке их очередности
в слове, производится его передача на расстояние. Каждую букву немного выдерживают, чтобы отделить её от следующей. По окончании каждого слова делается отмашка обоими флагами вниз (знак раздела)
и небольшая пауза.
Семафорная азбука не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра "5" будет передана словом "пять", а точка - словом "точка".



Азбука Морзе

В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.
Сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что нужно запоминать не количество точек и тире в букве,
а мелодии (напевы), которые получаются, когда буква звучит целиком.

а
та-таа
р
та-таа-та
б
таа-та-та-та
с
та-та-та
в
та-таа-таа
т
таа
г
таа-таа-та
у
та-та-таа
д
таа-та-та
ф
та-та-таа-та
е
та
х
та-та-та-та
ж
та-та-та-таа
ц
таа-та-таа-та
з
таа-таа-та-та
ч
таа-таа-таа-та
и
та-та
ш
таа-таа-таа-таа
й
та-таа-таа-таа
щ
таа-таа-та-таа
к
таа-та-таа
ь
таа-та-та-таа
л
та-таа-та-та
ы
таа-та-таа-таа
м
таа-таа
э
та-та-таа-та-та
н
таа-та
ю
та-та-таа-таа
о
таа-таа-таа
я
та-таа-та-таа
п
та-таа-таа-та





Дактильная азбука



Примечание. При изображении некоторых букв делаются вспомогательные движения, которые на рисунке показаны стрелками.
б - в воздухе пишется рукописная буква "б".
д - также как "б", но хвостик не вправо, а влево.
з - пишется буква "з".
й - пишется верхняя черточка, отличающая "й" от "и".
к - как будто стреляете из пистолета.
ц - короткое движение кистью руки (1-2 см), обозначающее хвостик внизу буквы "ц".

Машинопись

Если у вас есть печатная машинка или компьютер, можете попробовать освоить "слепой" десятипальцевый метод печати. Суть метода заключается в том, что каждым пальцем нажимается ближайшая к нему клавиша из некоторого исходного положения, а затем он снова возвра-щается в то же самое исходное положение.
В качестве исходного положения для левой руки принято положение, в котором указательный палец лежит на клавише "а", средний - на "в", безымянный на "ы", мизинец - на "ф". Для правой руки: указательный - на "о", средний - на "л", безымянный - на "д", мизинец - на "ж".
На большинстве клавиатур для облегчения постановки рук в исходное положение, существуют маленькие бугорки на клавишах "а" и "о". Поставьте руки в исходное положение, почувствуйте эти бугорки подушечками указательных пальцев обеих рук.
Важный момент: ладони рук в исходном положении всегда старайтесь располагать как можно ниже, почти касаясь стола. Первая ошибка, которую допускают все начинающие - ладони опираются на стол, либо подняты слишком высоко. Вторая ошибка - после нажатия на клавишу, забывают вернуть палец в исходное положение
и он висит над клавиатурой.
Клавиша "пробел" нажимается большим пальцем правой руки. Сведения о том, какими пальцами нажимать остальные клавиши, приведены в таблице. Для каждой клавиши сначала указывается рука, затем палец
и направление его движения из исходного положения.
При изучении каждого движения сначала можно
и нужно посмотреть на клавиатуру, чтобы увидеть
и запомнить его. После этого, не подглядывайте, а вспоми-найте. Только так можно научиться слепому методу.
м
левая, указательный, вниз
а
левая, указательный, нажать
т
правая, указательный, вниз-влево
в
левая, средний, нажать
к
левая, указательный, вверх
л
правая, средний, нажать
б
правая, средний, вниз
с
левая, средний, вниз. Сложное движение, при котором
кисть руки немного поворачивается вокруг подушечки указательного пальца, как точки вращения. Мизинец
и безымянный при этом можно снимать с исходного положения, но обязательно вернуть назад.
н
правая, указательный, вверх-влево
д
правая, безымянный, нажать
п
левая, указательный, вправо
р
правая, указательный, влево
г
правая, указательный, вверх
о
правая, указательный, нажать
е
левая, указательный, вверх-вправо
и
левая, указательный, вниз-вправо
у
левая, средний, вверх
щ
правая, безымянный, вверх
ф
левая, мизинец, нажать
з
правая, мизинец, вверх
ч
левая, безымянный, вниз. Выполняется с поворотом кисти так же, как при нажатии клавиши "с".
х
правая, мизинец, вверх-вправо.
ш
правая, средний, вверх
ц
левая, безымянный, вверх
ж
правая, мизинец, нажать
я
левая, мизинец, вниз. Выполняется с поворотом кисти.
ь
правая, указательный, вниз-вправо
ю
правая, безымянный, вниз
й
левая, мизинец, вверх
ы
левая, безымянный, нажать
э
правая, мизинец, вправо

Буквы "ё" и "ъ" нажимаются мизинцами левой
и правой руки, соответственно. Поскольку эти буквы встречаются очень редко, то их можно нажимать, предварительно посмотрев на клавиатуру.








СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................... 3
Типичные ошибки при обучении чтению................. 3
Когда начинать обучение чтению.............................. 8
Основная идея построения "Спутника букваря"..... 10
Регулярность занятий................................................ 12
Комментарии и пояснения к уровням обучения..... 14
Как увлечь ребенка чтением...................................... 30
Приложение................................................................. 34
??

??

??

??




5



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign