LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>













141

Продолжение
Название ка тегори" профес сиона-лизма
Бал-лы
Блоки профессиональной компетентности

Педагогическая деятельность (ПД)
Педагогическое общение

Проф.знан.
Пед. умения
Проф. позиции
Психол качества
Проф. знан.
Пед. умения
Проф позиции
Психол. качества

видах ПД
1-я группа умений
2-я группа умений
3-я группа умений
"Предметник"
"Методист"
"Диагност"
"Самодиагност"
Пед. целеполагание
Пед. мышление
Пед. рефлексия
Знания о строении, уровнях ПО
4-я группа умений
5-я группа умений .
"Гуманист"
" Психотерапевт"
Пед. эмпатия
Пед. такт
Пед. этика

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
14
15
16
17
18
19
0. Не готов к профессии к моменту оценивания










142

Продолжение

Личность учителя (Л)
Обученность школьников ( буч.)
Воспитанность школьников (восп.)
Проф.знан.
Пед. умения
Проф. позиции
Психол. качества
Проф.знан.
Пед.умен.
Проф. поз.
Психол. качества
Проф.знан.
Пед.умен.
Проф. позиции
Пси-хол. качества
Знания о структуре Л
6-я группа умений
7-я группа умений
"Гражданин"
"Педагог по призванию"
"Мастер"
"Творец", "новатор"
Гуман. направленность
Позит. Я-концепция
Индивидуальность
Креативность
1 Знания о показателях и уровнях обученности
8-я группа умений
"Диагност"
Диагн. мышление
Пед. прогнозирование
Знания о показателях и уровнях воспитанности
9, 10 группы умений
"Диагност"
"Воспитатель"
"Эксперт"
Диагн. мышление в сфере Л
Исследоват. мышление
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42























143

Бланк 12
Общая карта профессиональной компетентности учителей школы
Ф. И. О учителей
Блоки профессиональной компетентности
Пожелания _ и рекомендации к дальнейшему профессиональному са-- моразвитию
Педагогическая деятельность
Педагогическое общение
Личность учителя.
Обученность и воспитанность школьников

Профессиональные педагогические позиции

"Предметник"
"Диагност"
"Методист"
"Гуманист"
" Психотерапевт"
"Гражданин"
Педагог по призванию
"Психолог"
"Индивидуальность"
"Мастер"
"Новатор"
"Диагност"
"Консультант"
"Воспитатель"
" Исследователь"

1
















2
















3
















144

II. 2. Приемы экспресс-диагностики отдельных сторон труда учителя
В данном разделе будет приведен ряд коротких диагностических приемов, вытекающих из предложенной выше программы.
Задания носят различный характер. Это анализ и оценивание учителем учащихся и самого себя с помощью предложенных бланков и шкал (II.2.1, II.2.2), и упражнения по мысленной постановке учителем себя в воображаемые педагогические ситуации (II.2.3), и составление на основе качественного анализа психологической аттестационной характеристики учителя.
II.2.1. Приемы изучения обученности и воспитанности школьников
Состояние обученности и обучаемости школьников может быть выявлено наиболее надежным образом в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Первый путь - это диагностически построенный устный опрос учеников, когда учитель не торопится выставить отметку за ответ ученика, а пытается дополнительными вопросами и заданиями прощупать причины неполного усвоения. Другой путь - специально подобранные письменные контрольные работы, в которых надо предусмотреть задания на все виды знаний, их уровни, качество, состояние учебной деятельности. Но разработка контрольных работ, фиксирующих изменения в психическом развитии учащихся, их обученности и обучаемости, - дело, требующее больших психологических знаний и опыта работы в школе. Таким образом, для учителя вполне доступны и информативны именно портативные модели психологических диагностических приемов, включенные в реальный ход учебно-воспитательного процесса.
Состояние обученности может выявляться также с помощью тестов, где ответы ученика сравниваются с некоторыми нормами. Например, используются короткие задания (предметные тесты), на которые учащиеся должны реагировать составлением ответа (что часто представляет собой заполнение пробелов), выбором правильного ответа, объединением подходящих элементов, суждением о правильности предъявленных ответов (И. Унт).
Обучаемость школьников лучше всего выявляется в индивидуальном формирующем эксперименте, например, в форме
145

дополнительных индивидуальных занятий с дозированной помощью взрослого (общее подбадривание, наводящие вопросы о причинах затруднений, показ ученику начала действия, показ всего действия). Учитель предлагает учащимся задание, несколько превышающее их возможности, и, предъявляя последовательно систему подсказок, устанавливает уровень обучаемости школьников.
Воспитанность школьников изучается в ходе длительного наблюдения за повторяющимися поступками учащихся на основе фиксации их в дневниках наблюдений, сопоставления мнений нескольких экспертов в педагогическом консилиуме. Реально воспитуемость выявляется постановкой учащихся в ситуации нравственного выбора, необходимости сопоставления школьниками нескольких мотивов и принятия решения. Кроме того, могут применяться опросники-задания, где учащиеся не столько решают проблемы, сколько сообщают нечто о себе, а также проективные методы, где даются малоструктурированные задачи и ученикам предлагается самостоятельно сформулировать решение или ответ.
Результаты изучения учеников оформляются в дневниках, записях. Наряду с этим могут использоваться приемы экспресс-диагностики обученности и воспитанности школьников, облегчающие учителю сопоставление характеристик, поскольку предполагают применение готовых бланков, на которых педагог может быстро сделать свои пометки на основе предыдущих наблюдений. Ниже предлагаются разработанные нами бланки для подобной экспресс-диагностики (бланки 13 и 14).
II.2.2. Приемы изучения профессиональных психологических качеств учителя
Педагогическая деятельность учителя. Задания на педагогическое целеполагание:
- Наметьте задачи урока. Проведите урок. Затем составьте поставленные и реально выполненные задачи, проанализируйте причины их несоответствия. Какие из намеченных целей и задач не удалось реализовать и почему?
- Выделите макро- и микроциклы в своей педагогической деятельности в течение урока, недели, месяца, четверти.
Задания на педагогическое мышление:
- Продумайте педагогическую ситуацию сегодняшнего урока. Сформулируйте в ней еще раз педагогические задачи.
146

Бланк 13
Краткая графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике
Ф. И...............класс.......уч. год...........
1. Знания
Полный запас знаний, близкий к школьной программе
Запас знаний ограничен
Владеет понятиями, терминами, законами, теорией
Владеет только конкретными знаниями о фактах
Знания понимает, умеет переформулировать своими словами
Знания воспроизводит дословно и буквально
Знания гибко переносятся и применяются в новых условиях
Знания лежат "мертвым грузом" без применения
2. Умение учиться (учебная деятельность)
Понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи
Не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя
Владеет учебными действиями (изменения, сравнения, моделирования учебного материала)
Сам активных учебных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил
Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их
Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа
Выполняет учебные действия быстро, в свернутом виде
Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий, операций
Умеет приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до нее
Умеет себя проверить только после окончания работы
Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе
Завышает или занижает свои возможности в учебной работе
Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои плюсы и минусы
Может оценить свою учебную работу только в целом и приблизительно
Выполняет учебные и контрольные действия в уме
Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы)
3. Возможности дальнейшего обучения (обучаемость и умственное развитие)
В новых условиях активно осуществляет ориентировку
В новых условиях пассивен
Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи
Помощь взрослого не помогает (мало помогает)
Ставит самостоятельные задачи самообучения
Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне
Проявляет познавательную инициативу, выходит за пределы обязательных заданий
Инициативу не проявляет
Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности)
Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии)
147

Умеет переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы к другому (есть самоорганизация, произвольность)
Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкие уровни самоорганизации
Работает экономично, в быстром темпе. Работоспособен, вынослив
Медлителен. Быстро истощается, устает
Бланк 14
Краткая графическая запись состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике
Ф. И...............класс.......уч. год................
1. Нравственные знания
Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе
Узкий запас знаний о нормах межчеловеческих отношений
Нравственные знания понимает, умеет рассуждать
Нравственные знания повторяет по подражанию
Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций
Нравственные знания мало используются в жизни
2. Нравственные убеждения
Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентации, мотивов
Реальные личные убеждения не связаны со знаниями, с тем, что творится на словах
Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение
Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов
Отстаивает свои позиции и убеждения
Конформен, легко может изменить свои убеждения
Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение
Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности
Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений
В случае затруднений цели разрушаются
Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смыслы
В кризисных ситуациях мало способен к построению новых смыслов, подвержен срывам
Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера
Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив
3. Нравственное поведение
Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям
Имеется разрыв в том, что говорит и что делает
Поведение соответствует личным убеждениям
Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему контролю
148

4. Возможности дальнейшего личностного развития (воспитуемость)
В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку
В новых социальных ситуациях пассивен
Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности
Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности
Ставит самостоятельно задачи самовоспитания
Самостоятельно задачи своего развития не ставит, тяготеет к целям извне
Проявляет инициативу в социальных ситуациях
Инициативу не проявляет
Стремится осознать способы своего личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign