LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Продолжение
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
новых источников и сведений в предметах гуманитарного цикла);
- повторение и заучивание известных способов решения задач (репродуктивная мыслительная деятельность);
обобщенные приемы решения проблемных задач;
- самостоятельный поиск новых проблем и новых способов их решения (творческая, продуктивная мыслительная деятельность);
приемы творческого мышления;
- приемы творческого мышления на основе развитой учебной и мыслительной деятельности;
воспитывать самостоятельность мышления;
- культура умственного труда школьников
обеспечить у школьников сформированность всех видов мышления (наглядно-образного, конкретно-действенного, теоретического), формировать культуру организации умственного труда у учащихся
4. Состояние отдельных психических функций, участвующих в процессе учения школьников:
- память,
- внимание,
- воля,
- воображение,
- речь
Формировать у школьников приемы запоминания, сосредоточения внимания, культуру устной и письменной речи
5. Показатели умственного развития учащихся:

- умение школьников выполнять все учебные действия и мыслительные операции во внутреннем плане (про себя,
Развивать у учащихся внутренний план действий (ВПД);
175

Продолжение
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
в уме), без опоры на наглядность (интериоризация);

- осознанность учениками способов выполняемых ими учебных действий и мыслительных операций (рефлексия);
развивать у школьников самосознание, рефлексию на способы своей учебной работы, на качества своей личности в ходе учения;
- умение школьников перевести усвоенные знания во внешний план, применить их на практике (экстерриори-зация);
развивать у школьников прикладную направленность знаний и способов учебной работы;
- умение ученика сравнивать и выделять общее в способах решения учебных и мыслительных задач (обобщенность) ;
формировать у учащихся обобщенность способов и приемов учебной и мыслительной деятельности;
- умение учащихся преднамеренно, по своему замыслу и плану осуществлять учебную и мыслительную деятельность, организовывать их (произвольность);
воспитывать приемы саморегуляции учащихся в учебной и мыслительной деятельности;
- умение школьника выполнять мыслительную деятельность без прямого указания и помощи взрослого (самостоятельность)
усиливать самостоятельность учения и мышления школьников; определить уровень обученности школьников через состояние указанных выше показателей
II. Психологические характеристики перспективы учебной и мыслительной деятельности, зоны ближайшего развития (обучаемость школьников)

- активность ориентировки школьников в новых условиях;
Поощрять инициативу учащихся в учебной работе;
176

Продолжение
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
- интеллектуальная инициатива, постановка учебниками новых целей, выходящих за пределы ситуации;
формировать мобильность, "открытость" для дальнейшего развития в учении и мышлении школьников;
- гибкость, мобильность, оперативность, способность работать в новых условиях;

- экономичность, темп мышления;

- количество конкретного материала, число шагов, на основе которых достигается правильное решение задач;
формировать экономичность мышления школьников как одно из условий преодоления перегрузки;
- количество потраченного времени;
выявить уровень обучаемости школьников по количеству помощи взрослого, необходимой для их продвижения;
- готовность к помощи взрослого, необходимое число подсказок взрослого для решения задачи;

- готовность к дальнейшему самообучению, к непрерывному самообразованию
поощрять постановку учеником более сложных задач самообучения и саморазвития
Действия по постановке учителем перечисленных выше педагогических задач могут состоять в следующем:
- учитель изучает состояние обученности и обучаемости своих учащихся (с использованием программы, изложенной в бланке 4);
- затем он планирует и реализует в ходе обучения развивающие задачи, направленные на те стороны развития, которые недостаточно выражены либо отстают у отдельных учеников (индивидуальный подход) или групп учеников (дифференцированный подход; например, мало развит самоконтроль или самостоятельная мыслительная деятельность);
- далее учитель под углом зрения этих развивающих задач выбирает методы, формы обучения и их сочетание;
- потом подбирает контрольные работы, которые фикси-
177

руют у школьников не только полноту и прочность знаний, но и улавливают другие многообразные параметры развития, и тем самым проверяет успешность достижения поставленных им развивающих задач;
- характер поставленных и достигнутых развивающих задач может быть предметом обсуждения на методобъединении, педсоветах, в творческих группах школы. Завуч может также проанализировать состояние развивающих задач в обучающей деятельности учителя на основе изучения планов, наблюдения на уроках, бесед с учителями, школьниками.
Хотелось бы подчеркнуть, что описанный путь планирования учебного процесса основан на изучении возможностей и перспектив развития учащихся, т. е. "от ученика". Иными словами, сначала изучаются психологические особенности учащихся, а затем в зависимости от них происходит выбор методов и форм учения. Этот путь отличается от практикуемого обычно в школе, когда в зависимости от содержания отбираются методы обучения и лишь затем учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Психологически обоснованное осуществление воспитательного процесса также требует анализа нравственного развития личности школьников. Вместе с тем воспитательные задачи нередко являются однообразными и недостаточно опираются на психологическое изучение учащихся. Ниже приведены некоторые направления воспитательных задач, вытекающие из описанных выше показателей воспитанности и воспитуемости.
Бланк 26
Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости
Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем
Приемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
I. Психологические характеристики сложившихся уровней нравственного развития (воспитанность школьников)

1. Нравственные знания и их параметры:
Изучать состояние знаний о нравственных нормах.
Длительное наблюдение на уроках и вне уроков, сопоставление повторяющихся поступков и высказываний учащихся, составление независимых характеристик
- содержание знаний: знания об отношении к труду, обществу, к себе, другому человеку;
Расширить запас нравственных знаний и отношений;
178

Продолжение
Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости
Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем
Приемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач

различных учителей на педагогическом консилиуме
- виды знаний: знания о фактах, общих принципах и нормах;
показать на отдельных фактах поведения общие нравственные принципы;
Фиксация динамики нравственного развития отдельных учащихся в дневниках учителя, в сводных листах
- этапы: заучивание по образцу, понимание, применение в новых условиях
стремиться к осознанному пониманию нравственных принципов учащимися
2. Нравственные убеждения, мотивы, ценностные ориентации, цели
Добиваться в ходе воспитательных мероприятий превращения нравственных знаний в нравственные убеждения; учить школьников осознавать и сопоставлять мотивы и цели своего поведения, на этой основе принимать решение в ситуациях выбора, брать на себя ответственность; ставить школьников в ситуации разной степени обязательности; выработка приемов внутренней саморегуляции
3. Реальное нравственное поведение как система повторяющихся поступков, соответствующих знаниям и убеждениям
Учить школьников различать в поступке цели (намерения) и результаты, следствия; добиваться в ходе воспитательных мероприятий перехода нравственных знаний и убеждений в реальное нравственное поведение; учить преодолевать разлад между убеждениями и поступками; воспитательные мероприятия планировать под углом зрения задач развития личности отдельных учеников
179

Продолжение
Характеристики нравственного развития учащихся, их воспитанности и воспитуемости
Виды воспитательных задач, которые могут ставиться учителем, воспитателем
Приемы выявления степени решения поставленных учителем воспитательных задач
(например, создавать условия для реализации стремления к лидерству одного, для преодоления тревожности у другого, для поднятия самооценки у третьего и др.)
II. Психологические характеристики перспектив нравственного развития (воспитуемость школьников)

- активность ориентировки в новых социальных условиях;
Поощрять и стимулировать социальную активность и инициативу;
- социальная инициатива;
упрочивать "открытость" к воздействиям другого человека;
- отклик на воспитательные воздействия другого человека;

- стремление к самовоспитанию
укреплять личную ответственность за становление своей личности; изучать перспективы развития личности отдельных учащихся и на этой основе планировать их участие в различных воспитательных мероприятиях

Общий ход планирования психологически обоснованных воспитательных задач также предполагает:
- изучение развития личности, воспитанности и воспитуемости учеников (бланк 5);
- постановка воспитательных задач "от ученика", т. е. исходя из его конкретных особенностей;
- выбор и реализация приемов воспитания;
- оценка успешности этих мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников.
180

III.2.2. Формирование умений учителя оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль
В данном разделе изложен подход, разработанный нами совместно с А. Я. Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя были положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого был выделен ряд индивидуальных стилей, описанных ниже.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном
- сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем
181

знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Вопросник
для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты отве-
182

тов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).
Вопросы
Варианты ответов
ЗИС
ЗМС
РИС
РМС
1. Вы составляете подробный план урока?
нет
да
нет
да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?
да
нет
да
нет
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
да
да
да
нет
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
нет
да
да
да
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
да
да
нет
нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
нет
да
да
да
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
нет
да
да
да
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
нет
нет
да
да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
нет
да
да
да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
нет
нет
да
да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
да
да
да
нет
12. Вы часто меняете темы работы на уроке?
да
да
нет
нет
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
да
да
нет
нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
да
нет
нет
нет
183

15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
нет
да
нет
нет
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
да
да
нет
нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
да
да
нет
нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
нет
нет
да
да
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
нет
да
нет
да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
нет
да
да
да
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
да
нет
нет
нет
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
да
да
да
нет
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
нет
да
нет
да
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
нет
да
нет
да
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
нет
да
да
да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?
да
нет
нет
нет
27. Как вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках?
да
да
да
нет
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?
да
да
да
нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
да
да
нет
нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания?
нет
да
нет
нет
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
нет
да
нет
да
32. Вас отвлекает "рабочий шум" на уроке?
нет
да
нет
да
184

33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
нет
да
нет
да
Примечание. Наибольшее количество ответов "да" в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности. После того как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой данного стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась эта работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам. Итак, в зависимости от выявленного стиля предлагаем Вам следующие рекомендации.
Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная пред-ставленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, де-монстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.
Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно
185

обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте "скучных" видов работы - отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.
Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.
В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстратив-ность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.
По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
186

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.
У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.
Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.
Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.
В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.
Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционально-
187

го состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное - их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.
Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.
III.2.3. Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и общения, профессиональной самореализации
Педагогическая деятельность учителя. Упражнения на педагогическое целеполагание:
Вы поставили задачу стимулировать обучаемость школьников. Конкретизируйте эту задачу для учеников вашего класса. Воспользуйтесь бланками развивающих задач. Определите этапы реализации этих целей и задач.
Варьируйте в своей педагогической деятельности развивающие задачи, вводите в план урока новые развивающие задачи (от усвоения школьниками знаний и отработки их качества выполнения заданий по образцу до формирования учебной деятельности школьников, решения нестандартных задач). Сравните через несколько месяцев результативность урока, особенности развития учащихся.
Развивайте у себя педагогическое целеполагание в ситуациях с неполными условиями (например, когда неизвестны обстоятельства семьи "трудного" школьника); в педагогических задачах с несколькими возможными решениями; в педагогических задачах с противоречивыми условиями (например, при расхождении мнений учителей об учащемся).
Наметьте цели и задачи урока. Представьте разные препятствия на пути их реализации (контрольная на предыдущем уроке, контрольная на уроке после вас). Измените поставленные цели.
Упражнения на педагогическое мышление: Ставьте себя чаще в педагогические ситуации, в которых у вас могут закрепиться следующие умения: анализ причинно-
188

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign