LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


4. "Самодиагност"




5. "Субъект своей педагогической деятельности "




6. "Гуманист"




7. "Психотерапевт"




8. "Актер"




9. "Педагог по призванию"




10. "Индивидуальность"




11 . "Творец"




12. "Исследователь"




13. "Новатор"




14. "Профессионал"




Бланк 18
Изучение психологического климата на уроке по характеру воздействия учителя на учеников
Время урока
Содержание этапов работы
Характер воздействия учителя на учеников

Организующие, обучающие, развивающие
Оценивающие
Дисциплинирующие

с положительным знаком
с отрицательным знаком
9.00-9.10
Опрос



167

Продолжение
Время урока
Содержание этапов работы
Характер воздействия учителя на учеников

Организующие, обучающие, развивающие
Оценивающие
Дисциплинирующие

с положительным знаком
с отрицательным знаком
9.10-9.25
Изучение нового материала, решение проблемы




9.25-9.35
Выполнение самостоятельной работы




9.35-9.45
Закрепление




Бланк 19
Характер взаимодействия учителя и учащихся в ходе педагогического общения на разных этапах урока
Время урока
Содержание этапов работы
Учитель
Ученики

Инициатива
Диалог
Открытость
Инициатива
Диалог
Открытость

Начинает общение
Продолжает общение
Включает учеников в диалог
Прерывает их диалог
Стимулирует критическое мышление школьников
|Не допускает особого мнения школьников
Начинает общение вслед за учителем
Продолжает общение
Идет на диалог с учителем, стимулирует его
Уходит от диалога с учителем
Стремится к обмену различ-ными точками зрения
Уходит от высказывания своей, отличающейся от учителя точки зрения
Бланк 20
Рефлексия в педагогическом общении (умею ли я показать ученикам, что я их слушаю)
Я умею выслушивать ученика не прерывая
5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5
Из-за недостатка времени приходится прерывать речь ученика
Когда я слушаю ученика, то откладываю писанину в сторону
5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5
Приходится одновременно и писать, и слушать ученика
168

Продолжение
Во время слушания я показываю своими репликами, кивками головы, улыбкой, что внимательно слушаю ученика
5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5
Считаю, что для роли учителя больше подобает невозмутимое, беспристрастное выражение лица
Я убеждаю своих учеников, что мне интересно беседовать с ними
5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5
Не задумываюсь над тем, считают ли ученики меня заинтересованным слушателем
Во время разговора стремлюсь уделять равное внимание всем ученикам
5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5
Во время разговора часто бывает, что говорю с одним, не обращая внимания на других
Бланк 21
Педагогическая рефлексия в сфере общения (в баллах: 54321)
Виды оценок
Особенности общения
Самооценка учителя
Оценка его другим учителем
Оценка учеником
Оценка родителем
Общая оценка
Учитель специально предусматривает коммуникативные задачи





Для учителя ученик - не средство, а источник общения





Учитель умеет переключаться на другие роли и позиции





Учитель может встать на точку зрения ученика





Для учителя характерен демократический стиль общения





Учитель всегда стремится в конце общения создать удовлетворенность у всех его участников





169

Бланк 22
Педагогическая рефлексия индивидуального стиля
Признаки
Рассуждающе-методичный стиль
Эмоцио-нально-импрови-зацион-ный стиль
Признаки
Стремится четко планировать урок


Не стремится к четкому планированию урока
Много внимания уделяет повторению и закреплению


Не любит повторять материал
Работает со слабыми и средними учениками


Предпочитает работать с сильными учениками
Формирует дисциплину мышления учеников

Формирует инициативу, активность учеников
Вызывает прежде всего репродуктивную деятельность учеников


Поддерживает поиск учениками нестандартных путей решения
Обеспечивает хорошее качество знаний у большинства учащихся


Качество знаний неравномерное
Бланк 23
Педагогическая рефлексия личностных качеств
Пять самых важных качеств личности учителя
Пять самых важных качеств личности ученика
способствующих общению с учеником
препятствующих общению с учеником
способствующих общению с учителем
препятствующих общению с учителем
с точки зрения учителя
с точки зрения учеников
с точки зрения учителя
с точки зрения учеников
с точки зрения учителя
с точки зрения учеников
с точки зрения учителя
с точки зрения учеников
170

Бланк 24
Карта уровней творчества в работе учителя
Стороны труда учителя

Уровни
творчества
Педагогическая деятельность
Педагогическое общение
Личность
Обу-чен-ность и обучаемость
Воспитанность и воспи-туе-мость
Творчество как нахождение принципиально новых решений





Творчество как "открытие для себя"





Творчески-репродуктивный уровень





Репродуктивно-творческий уровень





Адаптивный уровень





Бланк 25
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
I. Психологические характеристики уже сложившихся уровней знаний и умений учиться (обученность школьников)
Изучать психологические особенности знаний учащихся. Обеспечивать наличие у всех школьников всех параметров знаний
Диагностика в ходе устных опросов и письменных контрольных работ
1. Знания и их параметры:
Виды: знания о фактах, понятия и термины, законы и теория, знания о способах деятельности и методах познания
Добиваться наличия не только знаний о фактах и отдельных понятиях, но и законов, знаний о способах деятельности
Этапы: заучивание и воспроизведение, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание
Переводить школьников с этапа заучивания на этап понимания, далее на этапы применения, оценивания; преодолевать формализм в знаниях (заучивание без понимания, без применения и др.)
171

Продолжение
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
Уровни: репродуктивный и продуктивный
Обеспечивать у школьников не только воспроизведение заданных знаний по образцу, но и искать новые нестандартные пути их добывания и применения
Качества: научность, фундаментальность, обобщенность, системность знаний; мобильность, гибкость, оперативность, практическая направленность знаний, их действенность; полнота, прочность знаний
Обучать школьников выделению ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета. Формировать у школьников приемы применения знания в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний. Расширять запас знаний, учить приемам их запоминания. В целом добиваться не только запаса знаний, но наличия их качеств: обобщенности, системности, гибкости, действенности и через организацию учебной деятельности школьников (см. ниже)
2. Учебная деятельность учащихся и ее компоненты:
а) Понимание учебной задачи:
- понимание учебной задачи, поставленной учителем;
- принятие школьником для себя задачи, поставленной учителем;
- самостоятельная постановка школьником одной или нескольких учебных задач
Формировать у школьников полноту учебной деятельности в единстве ее компонентов как основу умения учиться; формировать учебную деятельность на уроках разных учебных предметов
Наблюдение на уроках и анализ того, как формирует учитель отдельные компоненты учебной деятельности учащихся
Добиваться понимания учениками смысла тех заданий и упражнений, которые они выполняют (для чего мы это делаем, что мы усваиваем), создавать в ходе этого мотивацию ученика, ибо без этого он является только исполнителем а не субъектом учения
172

Продолжение
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
Добиваться активного включения учеников в анализ задачи с учетом своих реальных возможностей, учитывать процессы "переопределения" и "доопределения" задач самими учениками, повышать уровень притязаний учеников

Подводить учеников через столкновение с трудностями к постановке задач (что надо усвоить, чтобы преодолеть эту трудность)
б) Выполнение школьниками учебных действий:
- выполнение отдельных действий (анализ, изменение, сравнение, моделирование);
- выполнение крупных "блоков" действий (способов, приемов, методов) ;
- выполнение действий на осознанном уровне (умения) и "автоматически" (навыки);
- выполнение действий при опоре на наглядные опоры, затем - "проговаривание", затем - "в уме"
Отрабатывать учебные действия школьников, перевода их от операции к действиям, затем к способам и приемам, затем к умениям и навыкам

В случае затруднений школьников опять спускаться от навыков и умений к действиям и операциям.

Формировать у школьников различение способа и результата, сопоставление нескольких способов получения результата

Переводить учеников от действий со схемами к действиям в уме, при затруднениях возвращаться к развернутому выполнению действий и операций с опорой на наглядность
в) Выполнение школьниками самоконтроля и самооценки:
- итоговый контроль (по результату работы);
Формировать у школьников умение оценивать себя, постоянно привлекать учеников к самооцениванию.
173

Продолжение
Характеристики учения и умственного развития учащихся, их обученности и обучаемости
Виды развивающих задач, которые могут ставиться учителем
Приемы определения степени решения поставленных учителем развивающих задач
- пошаговый, следящий самоконтроль (по ходу работы, в ее процессе) ;
Формировать у учеников все виды самоконтроля
- планирующий, предваряющий самоконтроль (до начала работы);

- самооценка, адекватная своим возможностям;
- самооценка дифференцированная
Формировать у учеников реалистическую самооценку своих возможностей, повышать самооценку; учить школьников умению оценивать отдельные стороны и части своей работы, ставить школьников в разные позиции оценивающего и оцениваемого
Приемы

- самостоятельной организации учебной деятельности;
- приемы и навыки самообучения, самообразования
Учить школьников самостоятельному переходу от одного звена учебной деятельности к другому; способы самостоятельного поиска информации, приемы работы с книгой
3. Мыслительная деятельность учащихся и этапы решения мыслительных задач:
- постановка проблемы;
Формировать у школьников полноценную мыслительную деятельность, умение ставить, осознавать и формулировать проблему;
- выдвижение гипотез;
умение выдвигать и сопоставлять разные гипотезы по решению поставленной проблемы;
- проверка гипотез и определение выводов;
умение находить различные способы проверки гипотезы (эксперимент и наблюдение в предметах естественного цикла, привлечение
174

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign