LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ


Подготовлено
Информационно-методическим центром
Отдела развития и планирования
Санкт-Петербург









В.Г.Майданник, Н.В.Хайтович и др.




"Ваш ребенок"

























В.Г.Майданник, Н.В.Хайтович и др. "Ваш ребенок"

Вы получите ответы на вопросы:

Что такое нервность?
Что делает ребенка нервным?
В чем проявляется демократический стиль воспитания?
Какая роль отца в семье?
Чем отличается любовь отца и матери?
Нужны ли отцам эмоции?
Кто и как должен наказывать детей?
Какие причины двигательной расторможенности у детей?
Что делать, если у ребенка школьного возраста страдает внимание?
Как развивать внимание у детей?
Как формировать интересы у детей?
Какое значение игры в воспитании?
Запрещать ли детям смотреть телевизор? Есть ли вред от игры на компьютере?
Что делать, если в семье один ребенок?
Как предотвратить сложности взаимоотношений при рождение в семье второго ребенка?
Как подготовить ребенка к травмирующей процедуре?
Как подготовить ребенка к детскому коллективу?
Развод родителей, что он значит для детей?
Как строить отношения при появлении в семье отчима?
Как поступать, если ребенок упрям?
Как влиять на детскую ложь?
Переучивать ли ребенка, ели он все предметы берет левой рукой?
Какие причины детских страхов?
Как избавить ребенка от страхов?
Как избавить ребенка от вредных привычек?
Есть ли вред от мастурбации?
Что делать, если у ребенка агрессивные игры?
Может ли ребенок трудится?
Как воспитать в ребенке потребность к занятиям спортом?



Что такое нервность?
Нервность включает в себя повышенную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушение сна, а также невропатию и невроз.
Обусловлена детская нервность как биологическими, так и микросоциальными причинами, но чаще всего - их сочетанием. Биологические причины - это травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности, родов, в первые годы жизни, а также неблагоприятные наследственные влияния. К микросоциальным причинам относят переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребенка.

Что делает ребенка нервным?
1. Неразрешимые проблемы воспитания
1. это отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей. Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с неврозами: "Царевна Несмеяна", "Снежная Королева", "Спящая Красавица", "Унтер Пришибеев", "Суматошная", "Наседка", Вечный ребенок";
2. проекция личностных проблем родителей на отношения с детьми;
3. большое количество взрослых;
4. односторонний характер воспитания;
5. инверсия воспитательных ролей (бабушка играет роль матери, мать - отца, а последний - роль "приемного сына");
6. конфликтный характер воспитания.
2. Преобладание рационального аспекта воспитания в виде большого количества моральных предписаний и требований, его "заорганизованость", формальность в ущерб эмоциональности, спонтанности и детской непосредственности. Родители, много учат, наставляют, советуют, объясняют, проверяют, но забывают поиграть с детьми, сходить с ними на концерт, в кино, дать им возможность побыть собой и эмоционально отреагировать свои чувства и желания:
1. отношение к детям, как к уже "почти взрослым";
2. недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей;
3. заданность, шаблонность, схематизм, когда воспитание подгоняется под заранее составленные схемы;
4. недостаток индивидуализации;
5. разрыв между словом и делом;
6. дефицит душевной щедрости, доброты и естественности;
3. Непонимание своеобразия детей:
1. неприятие;
2. несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизиологическим возможностям детей. Никто не требует, чтобы 4-х месячный ребенок хорошо ползал, но часто требуют, что бы 4-5-х пятилетний ребенок был сдержанным, мог длительное время сидеть неподвижно;
3. негибкость - отсутствие альтернативы, косность суждений, их трафаретный, не учитывающий обстоятельств характер;
4. неравномерность воспитания - недостаток эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы;
5. непоследовательность;
6. несогласованность.
4. Неблагоприятные личностные особенности родителей:
1. гиперсоциальность - повышенная принципиальность в отношениях с детьми, гипертрофированное, одностороннее понятие чувства долга;
2. тревожность в отношениях с детьми - следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера родителей, их невротического состояния;
3. аффектность в обращении с детьми - эмоционально бурные проявления родителями своего раздражения и недовольства;
4. доминантность, или властность в отношениях с детьми, безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей, стремление подчинить себе детей и добиться безприкословного послушания;
5. недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту, - как правило, это субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям. Недоверие часто идет параллельно с тревожностью и нетерпимостью родителей, их категоричностью и властностью;
6. недостаточная отзывчивость;
7. противоречивость - сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.

В чем проявляется демократический стиль воспитания?
1. Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
2. Власть используется лишь в меру необходимости;
3. В ребенке ценится как послушание, так и независимость;
4. Родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
5. Он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Какая роль отца в семье?
Чтобы мальчик стал настоящим мужчиной, ему необходимо с раннего детства иметь перед глазами мужской стиль поведения в лице отца. Вначале ребенок запечатлевает внешний стиль поведения, затем, с 5 лет, воспринимает внутренний мир отца, его отношение к людям, событиям, жизни, к трудностям и неудачам.
Складывался веками образ отца - опоры, защиты, справедливого судьи. Отец учит безусловному выполнению своего долга перед обществом, берет на себя ответственность в экстремальных ситуациях. Он прививает уважение к женщине и милосердие к старости, великодушие к слабому, утверждает понятие о доброте истинной силы. Отец учит руководить и подчиняться, подает пример организованности и сознательной дисциплины.
Девочка в полной семье чувствует себя увереннее, защищеннее, и она своевременно постигает особенности мужского характера. Вырастая, она, в таком случае, вернее выбирает будущего мужа и чаще благополучна семейной жизни.

Чем отличается любовь отца и матери?
Чтобы период детства был не только счастливым, но и подготовил ребенка к жизни, он нуждается в безусловной и требовательной любви.
Безусловная любовь - когда любят такого, какой есть. На заре жизни это абсолютно необходимо. Если ребенок чувствует, что родители его любят, то он счастлив, спокоен, удовлетворен, ощущает свою самоценность.
Требовательная любовь - любовь за достигнутое, преодоленное, и ее необходимо заслужить. Требовательная любовь побуждает ребенка быть лучше, поступать достойно, преодолевать себя и сложные обстоятельства. Такая любовь воспитывает. Если отец любит сына требовательно, а мать - безусловно, безоговорочно, или отец любит дочь безусловно, а мать требовательно, то и сын и дочь, таким образом, счастливы и воспитываются родителями с любовью.

Нужны ли отцам эмоции?
Сегодня раскрепощение женщины лишило мужчин их превилигированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинизации, - чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики - подростки старательно искореняют в себе эти якобы "женские" качества, а став взрослым, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания.

Кто и как должен наказывать детей?
Все дети рано иногда совершают плохие поступки. Было замечено, что дети, которые особенно плохо себя ведут, стремятся тем самым привлечь к себе внимание родителей. И, наоборот, дети, которым родители уделяют достаточно внимания, не так уж часто нарушаю правила поведения. Известно также, что в семьях, где родители относятся друг к другу с любовью и уважением, дети также растут добрыми, приятными людьми. И, естественно, ребенка из такой семьи редко приходится наказывать. Выбор метода наказания во многом зависит от национальности родителей, традиций семьи, индивидуальный свойств родителей.
В книге Роберта Ротенберга "Расти здоровый" есть такие слова обращенные к ребенку:
"Хотя наказание не нравятся никому - ни родителям, ни детям, по-видимому, в воспитании все же без них не обойтись. Знаешь, попробуй как-нибудь поговорить с мамой и папой о наказаниях. Заведи этот разговор, когда никакое наказание тебе не грозит, Скажи родителям какой вид наказания тебе кажется справедливым, а какой - несправедливым. Ты, наверное, будешь удивлен, когда узнаешь, что родители во многом согласны с твоими взглядами. Для твоих папы и мамы такая беседа тоже будет полезной, потому что, можешь мне поверить, родители иногда сами не знают, как быть с ребенком, совершившим проступок. Например, согласен ли ты с тем, что можно ребенка за плохое поведение отшлепать? Справедливо ли, по твоему мнению, когда в качестве наказания ставят в угол, закрывают одного в комнате, лишают прогулки и игр с друзьями? И когда тебя отправляют спать раньше обычного? Или когда тебе запрещают смотреть любимую телевизионную передачу? А если в наказание а плохое поведение ребенку не разрешают идти в гости или на праздник - как ты думаешь, правильно это или нет?
Короче говоря, как, по твоему мнению, следует наказывать непослушного ребенка?"
Отец, если надо, наказывает сына. Плохо, ели это приходится делать матери, поскольку есть исконное распределение роли отца и матери в семье. Наказывает тот, кто любит требовательно. Поэтому, мать наказывает дочь.

"А МОЖЕТ БЫТЬ СОБАКА?..."

Итак, не важно какой именно аргумент вашего чада казался столь убедительным, но после очередного разговора "по душам" вам вдруг показалось, что приобретение какой-нибудь живности для ребенка принесет больше плюсов, чем минусов. Плюсы, несомненно, есть. Общаясь с домашним животным. ребенок не только развлекается, но и воспитывается. Давно известно, что четвероногие друзья-воспитатели делают ребенка более уравновешенным, заботливым. ответственным и дисциплинированным. Минусов тоже достаточно. Поэтому вопрос "Кого же выбрать?" принципиален, и к его решению нужно подойти осмысленно.
Возможно, некоторые из состоятельных сограждан не прочь и здесь продемонстрировать свойственное им стремление к эксклюзивности - приобрести, например, аллигатора, бабуина или десяток тарантулов. Наверное, излишне упоминать, что эти животные весьма небезопасны для человека. Их место в родных природных условиях, ну или в зоопарке, на крайний случай. Дикие животные практически всегда опасны, даже если это и не какой-нибудь гигантский варан с острова Комодо, а вполне безобидный на первый взгляд бурундук. Их непредсказуемость в непривычной обстановке чревата серьезными проблемами.
Экзотические зверушки прибывают к нам из-за рубежа, нередко контрабандой, минуя всякий ветеринарный контроль. Никому неведомо, какую заразу они принесли на своем хвосте. Даже безмолвные осторожные черепашки могут "наградить" такой инфекцией, что мало не покажется. Поэтому, при выборе домашнего питомца лучше проигнорировать и забавную обезьянку, и тропического паука размером с ладонь.
Поэтому остановимся на более прозаичных, но куда менее опасных представителях "домашней" фауны, столь милых детскому сердцу - птичках, рыбках, хомячках, морских свинках, ну и. конечно, кошках и собаках. Тем более, что выбор здесь более чем достаточен, и в каждой "номинации" есть свои "за" - так же, впрочем, как и "против".
Если ваш ребенок большой непоседа и сорвиголова, то, возможно, аквариумные рыбки несколько успокоят его. Как утверждают заядлые любители аквариумов. наблюдение за жизнью подводных обитателей действует куда лучше любого успокаивающего медикамента. Необходимость регулярной чистки аквариума. Необходимость регулярной чистки аквариума подтягивает дисциплину и развивает ответственность ребенка. Правда, справиться с этой задачей не так-то просто, поэтому рыбок желательно приобретать детям. уже окончившим начальную школу. Кроме того, чем младше ребенок, тем ранимее - и тем более болезненно он будет реагировать на любимую рыбку, всплывшую поверх брюхом. А гибель рыбок нередко случается даже у самых опытных аквариумистов. Нужно также учесть, что нередко встречается аллергия на сухой корм для рыб и если кто-то из членов семьи страдает этим недугом, то от обзаведения аквариумом придется отказаться.
Птицы в доме нравятся далеко не всем детям и взрослым. Однако если ребенок склонен к слезам и грусти, наблюдение за всегда веселыми канарейками или попугайчиками окажется для него полезным. Опять же надо помнить про аллергию - птичий пух и высохшие экскременты довольно опасны в этом смысле.
Что касается хомяка или морской свинки, то этих животных лучше приобрести опять таки для учеников начальной школы. Именно в этом возрасте дети искренне порадуются такому подарку. Взаимности, правда, между грызунами и хозяевами достичь не удается, но места они занимают немного, и кусаются редко - если уж совсем "достали". Основной смысл этого приобретения - научить ребенка с малых лет заботиться о живом существе.
И, наконец, собаки и кошки - вот кто действительно мил детскому сердцу. Придавленным урбанизацией и обделенным вниманием детям такой друг, как собака, на самом деле нужен. Ни с каким другим животным невозможно установить столь тесный контакт и так весело проводить время. Именно поэтому дети (особенно мальчики) бывают так настойчивы в своих просьбах приобрести собаку. Следует помнить, правда, что при неумелом обращении и собака таит немало опасностей для здоровья. Детям лучше иметь дело с породами дружелюбного нрава. Агрессивные собаки-бойцы не для них!
Всем известно, что кошек больше любят девочки. Кошачью благосклонность можно заслужить только регулярным и вкусным кормлением пушистого друга, да ежедневной уборкой ею туалета. Кошка - штатный домашний психотерапевт. Когда она умиротворенно растягивается на коленях хозяина, создается неповторимая атмосфера уюта и покоя, очень полезная детям, замученным хроническими стрессами. Неприятный момент - у кошки есть острые когти, о которые "можно оцарапаться". И тогда вполне возможно развитие заболевания, которое так и называется - "болезнь кошачьих царапин". Суть ее заключается в том, что инспекция с кошачьих когтей проникает через царапину и достигает близлежащих лимфоузлов, вызывая их воспаление. Впрочем, хорошо воспитанные кошки пускают в ход свое оружие только при наличии пускают в ход свое оружие только при наличии достаточного повода.
Выбор домашнего животного следует обсудить на "домашнем совете" и непременно - вместе с ребенком. Он должен прочувствовать всю серьезность момента, знать, хотя бы в общих чертах, тот груз ответственности, который приобретается вместе с кошкой или собакой.
По поводу безопасности ребенка при общении с домашним животным, можно сказать, что она во многом зависит от родителей. Американские специалисты предлагают несколько простых правил, которые могут помочь мамам и папам избежать подобных проблем. Во-первых, следует научить ребенка обращению с животным: объяснить, почему нельзя таскать четвероногого друга за хвост, тянуть за усы, бросать, пинать, морить голодом и т.д. Во-вторых, нужно запретить ребенку тревожить домашнего питомца, когда тот ест, спит, или (что особенно важно) - озабочен только что появившимся потомством. В-третьих, не стоит оставлять маленького ребенка наедине с животным - никогда нельзя поручиться в том, что их контакт окажется на этот раз обоюдополезным. И, наконец, "золотое" правило, которое должно стать автоматизмом для ребенка - научите малыша всегда мыть руки после общения с домашним животным.




Какие причины двигательной расторможенности у детей?
Пока ребенок созревает, он проходит ряд определенных этапов. Эти этапы постепенно усложняются, дифференцируются. Пока ребенок грудной, у него почти не развита психика и на все неблагоприятные воздействия он реагирует соматическими и вегетативными симптомами: повышенной температуры, рвотой нарушением питания и т. д. Став постарше, он достигает следующего этапа развития - психомоторного. Поэтому все неблагоприятные воздействия в 4-7 -летнем возрасте вызывают нарушения со стороны двигательной сферы: появляется расторможенность, или заторможенность, либо нарушения координации движения (например, тики и заикание). Потом наступает третий уровень развития, для которого уже не характерны двигательные расстройства и они сами по себе проходят: ведь возрастной этап закончился - закончились и типичные для него нарушения.
Причин, вызывающих чрезмерную суетливость, - бесчисленное множество: это и родовая травма и ушибы головы в раннем возрасте, и инфекционные заболевания и многое другое. Неблагоприятные воздействия могут произойти задолго до наступления психомоторного уровня развития, но, как только ребенок достиг этого этапа, все его нарушения будут окрашены в "двигательные" тона. В болезни всегда заостряется то, что присуще здоровым людям, а ведь здоровым дошкольникам в первую очередь свойственно бегать.
Наиболее часто расторможенность сочетается психической незрелостью. Если ребенку 10 лет, а он ведет себя как шестилетний, значит у него преобладают реакции свойственные более младшему возрасту, и он отстает в своем эмоциональном развитии. Начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется играть, бегать, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания, делом.

Что делать, если у ребенка школьного возраста страдает внимание?
Понятие "школьная зрелость" включает в себя не только интеллектуальную но и эмоциональную зрелость ребенка, готовность его вступать в определенный отношения, признавать авторитет учителя. Среди проблем с которыми наиболее часто сталкиваются родители школьников в последнее время одно из важных мест занимает проблема дефицита внимания (СДВ). СДВ определяется у 20% младших школьников, причем мальчики страдают в 2 раза чаще. Считается, что дефицит внимания обусловлен нарушением обмена нервных медиаторов (норадреналина и дофамина). Основными факторами риска развития СДВ у школьников есть такие:
Психосоциальные - психичесая травма в период беременности у матери, неблагоприятный микроклимат в семье, сложности в общении с ребенком, наследственная обусловленность.
Медико-биологические - возраст родителей старше 30 лет.
Заболевания детей - энурез, навязчивые движения, частые головные боли, хронические заболевания.
Характерными проявлениями синдрома дефицита внимания являются сложность в сосредоточении внимания при выполении задания или игры; ребенок часто переходит от одного незавершенного действия к другому, легко отвлекается на посторонние раздражители; часто теряет вещи, необходимые в школе и быту (игрушки, карандаши, книги); при выполнении поставленных заданий возникают трудности, не связанные с негативным отношением или низким интеллектом; на вопросы ребенок часто отвечает не подумав, не дослушав; мешает другим; ему трудно дождаться своей очереди; он не может играть тихо, спокойно; часто беспокоят движения в кистях и стопах; не могут сидеть спокойно, если надо - крутится, вертится.
Такие дети легко декомпенсируются при обычных школьных нагрузках, что проявляется нарушениями поведения, частыми головными болями, нередко болями в области живота. Часто основным симптомом заболевания является нарушение поведения на уроках, что переводит этих детей в категорию "невоспитанных". Большое значение в терапии синдрома дефицита внимания придается охранительному режиму.

Как развивать внимание у детей?
Не следует отвлекать ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Все остальное в это время (еда, сон, гости, разговоры) имеет второстепенное значение. Играя, занимаясь с ребенком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить, что отвлекаясь родители учат отвлекаться и его. За воспитанием внимания у ребенка стоит не только проблема полноценного умственного развития. Внимательный ребенок, как правило, обязателен, способен к самоконтролю, аккуратен. Черты характера - во многом привычки, которые стали второй натурой. Поэтому внимание формируют и закрепляют как привычку, как важнейшую черту характера. Родители изучают с ребенком игрушку и помнят, что внимание к ней стол же важно, как познание ее.

Как формировать интересы у детей?
Ребенок сам определяет, что его интересует. Однако родители должны направлять его, формировать интересы. Что окружает ребенка, к тому он и проявляет интерес, о том и спрашивает. В том и ориентируется. Поэтому родители должны показывать ребенку мир и жизнь во всем его многообразии. А уж от многообразного ребенок придет к чему-то особенно интересующему его, сделает выбор, но сделает его, опираясь на полноценное общее развитие.
Особое внимание уделяется ориентации в информации. Информация отбирается до определенного времени родителями за ребенка. Основной метод ориентации от начальных до более сложных форм, основной способ познания - ответы на вопросы ребенка и постановка развивающих вопросов перед ним. При поисках ответа на вопросы родители размышляют вместе с ним. С 4-5 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно, глубоко. Беседуя с ребенком, родители как бы размышляют вслух. Как размышляют они, так будет размышлять и малыш.

Какое значение игры в воспитании?
Кроме личного примера существенными факторами воспитания являются совместная игра, чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение телевизионных передач, фильмов.
Больше всего вопросов возникает в игре. Игра для ребенка - сама жизнь. В ней он познает себя, других людей. Она учит, лечит, готовит к детскому саду, школе. Игра требует от ребенка всего, что ему понадобится потом во взрослой жизни - от сосредоточенного внимания до ориентации в сложном, понимания, предвиденья. В игре он ставит цель, планирует, как дойти к ней. И достигает ее.

Запрещать ли детям смотреть телевизор? Есть ли вред от игры на компьютере?
Одним из сложных аспектов взаимоотношений детей и родителей в последние десятилетия являются отношение ребенка к просмотру телевизора и игре на компьютере. При этом высказываются самые разнообразные точки зрения. В некоторых семьях просмотр телевизора родителями строго регламентируется вплоть до полного запрета, тогда как в других семьях дети часто бесконтрольно и неограниченно смотрят телепередачи, часами просиживаю возле компьютера. У врачей тоже нет четких рекомендаций по этому поводу. Есть врачи, которые говорят о 15 минутах просмотра телевизора в день, тогда как эта рекомендация практически мало выполнима. Есть заболевания глаз, нервной системы, которые значительно усиливаются от избыточного просиживания возле экрана монитора или телевизора. Кроме тог у школьников возникает проблема приоритетного просиживания возле телевизора вместо выполнения домашних заданий. Трудно переоценить вред для впечатлительных детей бесконтрольного просмотра страшных фильмов особенно в вечернее время. Увлекательная компьютерная игра также может излишне перевозбудить ребенка, нарушить режим дня, отвлечь от выполнения необходимых заданий.
С другой стороны, развитие информационных технологий невозможно приостановить и ребенок с малых лет учится ориентироваться в сложном мире информации и отношений. Поэтому важно учитывать воспитательный и развивающий характер многих телепередач, мультфильмов, фильмов, некоторых компьютерных игр. Важно что бы ребенок не оставался с увиденным один на один. Обсуждение телепередач (основной темы фильма, поступков главных героев, документальной информации) учит детей высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, сопоставлять с точкой зрения родителей. Родители должны участвовать в выборе ребенком телепередач для просмотра. Лучше это сделать заранее, обсудив в воскресенье телепрограмму на следующую неделю.
Мерилом пользы или вреда от просмотра телепередач и игры на компьютере должны быть показатели здоровья (самочувствие, сон, аппетит) и результаты успеваемости в школе, которые можно обсуждать еженедельно. Пусть ребенок также участвует в обсуждении. Ограничение просмотра телевизора и игры на компьютере может быть логическим выводом из результатов ухудшения успеваемости и самочувствия.

Что делать, если в семье один ребенок?
Единственного ребенка труднее воспитать правильно. Он не может не понимать, что он значит для родителей. Им нередко держится и скрепляется семья. Он улавливает тревогу родителей при малейшей угрозе его здоровья. Безраздельное внимание к нему приводит его к истеричности, Его чаще наказывают, так как видят каждый проступок. Ситуация с наличием в семье единственного ребенка нередко осложняется борьбой за него - за стиль воспитания, за его привязанность. На нем концентрируются повышенное внимание бабушек и дедушек, которым безмерно дороги единственный внук или внучка. Все их внимание на нем, они активно вступают в борьбу с родителями ребенка за "нормальное отношение к нему", а на самом деле парализуют воспитательные усилия родителей. Единственный ребенок испытывает психологическое давление сверхожиданий. От него молчаливо требуют умственного превосходства, больших знаний и культурных навыков, чем у сверстников, и если их ожидания не оправдываются, это шокирует родителей, вызывает чувство вины за ребенка. Это особенно выражено в школьном возрасте.
Для воспитания единственного ребенка необходимо знать основные правила:
1. Необходимо обязательно установить раз и навсегда, что малыш - равноправный член семьи и не более. Им не следует восторгаться, его не следует изнеживать. Хотя бы один член семьи не должен терять голову от любви и тревоги за своего единственного ребенка, и именно он должен играть ведущую роль в воспитании. В такой семье уделяется больше внимания больным. Пожилым, уставшим, много работающим ее членам, чем единственному ребенку, и как раз он должен подключаться к этим заботам.
2. Кроме того единственного ребенка поощряют к играм со сверстниками. Для него такой метод воспитания просто необходим. В этом отношении сверстники ему нужнее, чем родители.
3. Его своевременно определяют в детское дошкольное учреждение, даже если в семье есть бабушка, которая может ухаживать за внуком дома. Там, в детском саду, его исключительность как бы растворится в группе сверстников, и он хотя бы несколько часов день не будет чувствовать себя привилегированным. Дети в детском учреждении в какой-то степени заменят так недостающих ему братьев и сестер.
4. Родители должны жить не для него, а вместе с ним, радостями и заботами семьи.

Как предотвратить сложности взаимоотношений
при рождение в семье второго ребенка?
Ребенка необходимо готовить к появлению брата или сестры - ему многократно повторяют, что ему будет интереснее, лучше, что он станет защитником малыша, а когда тот подрастет, то будет играть с ним.
Лучше когда братик или сестричка появятся, когда первенцу исполнится 3 года. В этом возрасте ребенок как раз жаждет самостоятельности, считает себя "большим" и пусть заботится о маленьком. Трехлетний малыш охотно проводит время с любым членом семьи, меньше нуждается в матери, позволяя ей заняться новорожденным.
Когда новорожденный уже в доме, первенцу не стоит докучать ежеминутным: "Молчи, не кричи, не бегай". Второго ребенка нужно воспитывать как равного в правах с первым. Это важно и для первенца, чтобы он не испытывал ревности к брату, сестренке, и для второго ребенка, что бы он не был эгоистичным и истеричным.

Как подготовить ребенка к травмирующей процедуре?
Всем детям независимо от их здоровья приходится сталкиваться с болезненными процедурами. Профилактические прививки, анализы крови, посещения стоматолога даже здоровые дети проходят с определенной периодичностью. Некоторые дети испытывают сильнейший страх перед врачебным осмотром, потому что необходимо показывать горло. Часто болеющим детям кроме того приходится сталкиваться с инъекциями, зондированиями и т.д. Очевидно, что страх процедуры делает процедуру еще более болезненной, что в дальнейшем еще больше усиливает страх.
Для того, чтобы ребенок как можно легче перенес процедуру часто родители стараются внушить, что "не будет никакой боли", "это не страшно", до последнего момента скрывают от ребенка о том, что ему будут делать процедуру ("тебе только смажут горлышко", что в дальнейшем существенно подрывает доверие ребенка к словам родителей. Кроме того, когда ребенку говорят "не бойся", он слышит "бойся", так как отрицательная приставка им бессознательно упускается.
Как же поступить? Если ребенку предстоит столкнуться с незнакомой процедурой, необходимо кратко, но понятно объяснить, в чем будет состоять процедура, где и в каких условиях будет она проводится. Важно указать понятными для ребенка словами сколько она будет длиться ("столько, сколько длится одна серия "Ну погоди"" или "ты успеешь за это время посчитать до 10"). Необходимо ребенку объяснить, как себя лучше всего вести, чтобы процедура прошла легче. Можно оговорить, чем будет ребенок заниматься после выполнения этой процедуры, возможно даже оговорить подарок за правильное поведение при проведении процедуры.

Как подготовить ребенка к детскому коллективу?
Сложным моментом в семье часто является начало посещения ребенком детского учреждения. Известно, что насильный отрыв от матери у ребенка 6 мес - 2,5 лет может вызвать тяжелую эмоциональную реакцию, вплоть до развития анаклитической депрессии, когда ребенок отказывается от еды, резко теряет в весе. Чаще бывают утренние капризы, отказ идти в детский сад. Ребенок может начать часто болеть простудными заболеваниями. У ребенка могут возникнуть проблемы общения со сверстниками. Часто дети отказываются есть в детском коллективе, спать во время тихого часа. Многие дети очень болезненно переносят казалось бы справедливое наказание воспитателя.
Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от нее в этом возрасте - тяжелое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года - не самое лучшее время для этого. Следует ждать окончания кризисного периода освоения ходьбы и фразовой речи, т.е. достижения более высокого уровня адаптивности. У девочек это происходит в 1.5 года, у мальчиков - в 2 года, и тогда они будут готовы к посещению дошкольного детского учреждения.
2.5-3 летний возраст лучше всего подходит для оформления ребенка в детский коллектив есть возраст. В этом возрасте дети уже перестают чувствовать большую зависимость от матери, очень тянутся к сверстникам, требую разнообразия в играх, легко обучаются навыкам самообслуживания. Очень важно, что бы подготовка ребенка к детскому коллективу началась заранее. Можно прогуляться с мамой на детсадовскую игровую площадку, познакомится с воспитателями. Необходимо заранее рассказать ребенку о режиме в детском учреждении. Первые 1-2 недели ребенка необходимо приводить на неполный день постепенно увеличивая пребывание в детском коллективе от получаса до нескольких часов. Важно давать возможность ребенку обсудить то что было с ним за день. При нежелании посещать детский коллектив необходимо это обсудить с воспитателем. Возможно у ребенка не складываются с кем то отношения или что-то н получается, то что считается важным. Частые простудные заболевания также могут свидетельствовать о дискомфорте детском коллективе и требуют не только укрепления иммунной системы, но и определенных психокоррективных мероприятий.

Развод родителей, что он значит для детей?
Дети чувствую нелады в семье, растущее отчуждение родителей. Нередко неврозы у детей возникают за 1-3 года до развода родителей. Развод родителей для ребенка - катастрофа, предательство, унижение. Двойственность ситуации - осуждение отца и тоска по нему - невротизируют ребенка. Еще хуже, если он считает, что в уходе отца повинна мать Плохо и взрослым, но ребенок много не понимает, и поэтому его переживания еще тяжелее. Взрослые понимают правила такой игры, ребенок - нет. Ребенок мечется между двумя любимыми людьми ставшими врагами. Развод - всегда трагедия для одного из родителей или для обоих, но он не должен становится, насколько это возможно, трагедией для ребенка.
Итак, распалась семья. Последствия развода для детей должны быть максимально смягчены. Необходимо заставить себя не проецировать свои переживания на ребенка. Отец ушел из семьи, но пусть он останется в жизни ребенка. Не следует препятствовать встречам отца с ребенком, напротив, необходимо поощрять такие встречи. И тогда ребенок может понять - отец от него не отказался.

Как строить отношения при появлении в семье отчима?
Появление в семье отчима может быть причиной нервности или трудности ребенка. Как бы внимательно ни относилась мать к отцу ребенка, малыш привык к этому, воспринимает такое отношение как нормальное, не ревнует. Но отчима ребенок воспринимает конфликтно. До его появления ребенок жил с матерью вдвоем, и она безраздельно принадлежала ему. И он сравнивает положение до появления отчима с тем, что стало теперь. Это может привести к тяжелой борьбе, в которой ребенок может победить только заболев. И он заболевает неврозом, чаще истерическим. Положение резко обостряется с рождением от отчима желанного матерью ребенка, который должен закрепить второй брак Ребенка от отчима любят, а первый испытывает неистовую ревность. Теперь в семье уже два отчима, оттесняющих первого от матери.
Но в тоже время мальчик ежедневно нуждается в мужском общении, в поддержке и ободрении. Вот на эту потребность и должен опираться отчим, завоевывая привязанность ребенка. И здесь все будет зависеть от ума и такта отчима. С девочкой отчиму следует соблюдать дистанцию. Девочка может ревновать не мать к отчиму, а отчима к матери, пытаясь наладить с ним особые отношения, бессознательно кокетничая с ним, требуя к себе особого внимания. Неврозом в таком случае могут заболеть все трое.
В новой семье, если в ней есть ребенок от первого брака, отчиму следует быть сдержанным в указаниях и требованиях относительно ребенка. Отчим не должен наказывать ребенка от первого брака. Наказывают ребенка - только тогда это не обидно для него - родные ему по крови. Отчим не должен обуреваемый педагогическим пылом, поучать такого ребенка. Он воспитывает его самим фактом своего присутствия, своими поступками, своей мужественность. Он может позволить себе лишь выразить недоумение по поводу неправильного поступка ребенка, что действует сильнее всего. Если отчим ненавязчиво, тактично, постепенно завоюет сердце ребенка, особенно мальчика, то тогда может стать для нег вторым отцом.

Как поступать, если ребенок упрям?
Кризис периода упрямства начинается в 2-2,5 года и заканчивается к 5-5,5. У девочек он начинается раньше и проходит легче, чем у мальчиков. Психологической основой происхождения упрямства будет формирующееся чувство "я", подчеркнуто звучащее в 2 года. Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой представляет волевой аспект формирования "я". К этому возрасту ребенок упрям с точки зрения родителей, поскольку проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний его нелегко переубедить. Известна педантичность детей этого возраста, стремление к порядку, определенному расположению вещей, месту за столом, времени укладывания. Упрямство здесь связано с изменением жизненного стереотипа, которое вызывает чувство беспокойства и протест, расстройство настроения и капризность. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная последовательность (ритуал) его действий, создает чувство безопасности, изначальной уверенности в себе, являясь необходимой предпосылкой для формирования целостного чувства "я".
Существенное значение в генезе упрямства в этом возрасте имеют чрезмерные ограничения активности у детей с холерическим темпераментом и избыточная стимуляция у детей с флегматическим темпераментом. В первом случае повышается возбудимость, а во втором случае - тормозимость, что осложняет еще в большей степени восприятие требований родителей.
Если в столкновении со взрослыми всегда побеждает ребенок, начинается путь переоценки себя, к эгоизму. "Победив" родителей, он устраняет их из воспитания. С другой стороны, побежденный более сильной волей родителей, ребенок может стать удобным для них, "хорошим", прекратит свое несносное "я сам", "не хочу". Отныне он будет всегда подчинять чужой воле, станет несамостоятельным, робким и тревожным, пассивным. У ребенка, которому не позволили самоутвердится в возрасте 2-5 лет, сломлен стержень личности - темперамент, воля, его "я".
Наилучшим поведением родителей в этот период: все разумные требования ребенка, попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие пресечено. Взрослые должны понимать ребенка, а не он взрослых. Ему самому трудно, поскольку борьбу за свое достойное место среди людей ведет несмышленыш, маленький и, в общем беспомощный человек. Вот он и использует свое единственное оружие - плач, крик. Понимая ребенка, стараясь быть мудрыми, родители из множества провинностей замечают одну-две принципиальные, пресекают безоговорочно неприемлемое поведение. Тогда в 5-5,5 лет он и сам поймет свои истинные возможности, свои права и обязанности, поймет, что позволительно, а что запретно, и сформируется как гармоничная личность. С этого времени он осознает, что еще мал, и естественно доверчиво последует за родителями, вложив свои ручки в их надежные руки.

Как влиять на детскую ложь?
У маленьких детей склонность ко лжи связана с неспособностью удержать в узде свое богатое воображение, дифференцировать реальные и сказочные явления. В силу большой внушаемости и эмоциональности они пешком уходят в мир своих фантазий. Их ложь, так сказать, невинна, неосознанна, не преследует каких-либо корыстных целей, содержание фантазий быстро меняется. В некоторых случаях склонность ко лжи может зафиксироваться и ребенок привыкает лгать, что требует педагогических воздействий.
Очень часто в школьно возрасте ребенок стремится приукрасить свои достоинства или выдумать их. ребенок хочет привлечь к себе внимание и, чтобы добиться этого, придумывает всевозможные истории, в которых он играет самую привлекательную и уж во всяком случае заметную роль. Такие дети смущаются если их разоблачают; это служит для них хорошим уроком и в дальнейшем они редко и более осторожно прибегают к такому способу привлечения к себе внимания.
У детей с гипертрофированным честолюбием и самолюбием, стремлением выделиться, привлечь к себе внимание, вызвать восторг окружающих лживость может быть более стойкой, грубой, плохо, а главное, не надолго поддающейся исправлению. Лживость их ограничивается преувеличением своих достоинств. К такого рода лжи чаще всего прибегают девочки. Большинство из них по мере созревания избавляются от этого недостатка.

Переучивать ли ребенка, ели он все предметы берет левой рукой?
Врачи отметили, что дети левши в несколько раз чаще встречаются в городах, по сравнению с сельскими местностями. Выявлено, что дети левши чаще всего рождаются в семьях, где кто-то из родственников склонен к тому, чтобы быть левшой. Кроме того влияет патологическое течение беременности и родов. Одной из гипотез есть та, что дети, у которых нервная система пострадала от гипоксии, не имеют четкого преобладания левого полушария, что сказывается на том, что они с раннего детства "отзеркаливают" действия взрослых, которые за ними ухаживают, что способствует лучшему развитию левой половины тела. В любом случае нет никаких оснований беспокоится, если ребенок предпочитает все делать левой рукой. Наоборот излишнее беспокойство приведет к вредным последствиям для нервной системы ребенка. Так, известно, что дети левши в 4 раза чаще болею неврозом, чем правши, и во многом это объясняется настойчивыми попытками родителей заставить ребенка делать "как все". Вспомним, особенности левшей: художественность мышления, высокую впечатлительность, тревожность, и лучше сразу подумаем о том, где в какой сфере ребенок наилучшим образом реализует свои особенности восприятия. Вспомним, что Олегу Блохину не мешало то, что он предпочитал забивать левой ногой, а Брюсу Уиллису не помешало стать великим актером, то что он ручку и пистолет держал в левой руке.

Какие причины детских страхов?
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности.
Для младшего дошкольного возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В таком случае ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрытой.
В старшем дошкольном возрасте страхи наиболее выражены, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности. Центрально место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет, а у девочек в 6 лет.
В младшем школьном возрасте и в начале подросткового на фоне повышенной внушаемости, достигающей максимума в 10 лет, появляются страхи покойников, вурдалаков, космических пришельцев, и т.д. Большей частью подобные персонажи аффективно воздействуют на воображение детей перед сном и во время его после чтения книг, просмотра кинофильмов, рассказов сверстников, компьютерных игр. Таким образом, время перед засыпанием, темнота, сон и образуют своего рода замкнутое психологическое пространство, населенное у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей пугающими образами их противостоящего жизни мира.

Как избавить ребенка от страхов?
В проблеме детских страхов важны три момента.
Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания и никем - ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо - значит пугать смертью. В урочный час по мере его развития ребенку следует указывать на реальные опасности, но никогда не следует запугивать мнимыми, придуманными коллизиями. Воспитание страхом - наиболее частая и тяжкая ошибка воспитания. Ребенок воздерживается от запретного и побуждается к необходимому только страхом. В таком случае он не только станет нервным, тревожным, страдающим от страхов, но и, что хуже, может вырасти трусливым, не ведающим чувства ответственности, долга, достоинства и стыда перед самим собой за свои поступки.
Во-вторых, родители никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка - жестокость. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенка начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Ребенок остается один на один со страхом, страх поработит его психику и он будет чувствовать себе одиноким и беззащитным, что формирует депрессию, невроз, патологические привычки.
В-третьих, ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомой для него обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для него. Ребенок должен быть в неизвестной для себя обстановке только рядом со взрослыми.
Полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим - и полноценная ориентированность ребенка в окружающем его мире - профилактика детских страхов. Чем больше ребенок знает, особенно о том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Ребенок с полноценными умственными возможностями остро интересуется окружающим. Ориентация для него - жизненная потребность. Не получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационно - познавательные вопросы, он отвечает на вопросы сам, но не лучшим образом. Фантазия и неведенье порождает страхи.
Если страх уже мучает ребенка, его изживают рисуночным или игровым методом. Страхи, как и все, что волнует ребенка, находит отражение в его рисунках. В рисунках ребенок создает огонь и гасит его. Чудовище на рисунке получается с каждым разом все нелепее, смешнее.
В игре страх изживается символическим действием, страх побеждается, если превращается в обыденное. Игра наилучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком (один с играющих надевает маску волка) с ружьем, И теперь просто уже боится, просит прощения волк. В игре можно и самому побыть волком, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с ребенком, он обогащается новым опытом. Становится более ориентированным, обогащается его ум.

Как избавить ребенка от вредных привычек?
Вредные привычки (грызение ногтей, детский онанизм, сосание пальцев и т.д.) часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии. Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление много времени. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью.
В.И. Гарбузов рекомендует детям с вредными привычками ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой перед сном. Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут. При засыпании ребенка следует включить тихую ритмичную музыку. Один из ценных методов преодоление вредных привычек - совместное чтение и обсуждение книг, просмотр кинофильмов, мульфильмов.
В книге "Расти здоровый" даны советы по поводу различных проблем у детей. Мы привели выдержку из книги, в которой обсуждается привычка брать в рот несъедобные предметы:
"У многих детей есть странная привычка брать в рот что-то совершенно несъедобное. Никто не знает, зачем они это делают, но отучить ребенка от этой привычки довольно сложно. Самое удивительное в том, что предметы, которые ребенок любит грызть ил сосать, совсем невкусные. Например, какой вкус может быть у пуговицы или монеты. Я знаю одного мальчика, который любил грызть кончики карандашей и пилок. Он не получал таким образом ни питательных веществ, ни витаминов, но все равно продолжал жевать карандаши. Привычка грызть или сосать что-либо почему-то помогает им успокоится. Если это и правда, все равно лучше успокаиваться не таким странным способом, а поговорить родителям и рассказать им, что тебя беспокоит. Родители помогут тебе справится со всякими трудностями. Я объясню, почему не стоит брать в рот посторонние предметы. Представьте себе: мальчик держит во рту пуговицу, монету, камешек или даже гвоздь, а тут подходит его товарищ, и они начинаю бегать, играть или бороться. Знаешь что нечаянно может произойти? Мальчик заиграется и не замети, как проглоти предмет, который держал во рту. Или же, что еще хуже, предмет попадет в дыхательные пути, и мальчик может задохнуться. А если бегать и играть с карандашом ил палкой во рту, то можно случайно споткнуться, упасть и больно поранить горло.
Знаешь, почему еще нельзя брать в рот пуговицы и другие предметы, а также и собственные пальцы. Потому что на них множество микробов. Когда ты суешь в рот грязную палку или немытую руку, ты одновременно съедаешь массу микробов. От них у тебя рано или поздно заболит горло, разовьется воспаление десен или произойдет еще какая-нибудь неприятность.
Хорошенько запомни: во рту место только пище питью, а когда ты болен - еще и лекарствам. Кроме пищи, питья и лекарств во рту может находиться только один несъедобный предмет - твоя зубная щетка. Чисть зубы хотя бы дважды в день, и рот у тебя будет здоровым".

Есть ли вред от мастурбации?
О вреде мастурбации ходит много слухов, большей частью необоснованных. Онанизм бывает физиологическим и патологическим
Физиологическая мастурбация как возрастная особенность подростка ничего страшного собой не представляет. Она с возрастом проходит. Очень существенную помощь в этом оказывают меры педагогического воздействия: не ругать, ни грозить, а успокаивать, отвлекать, переключать энергию подростка, способствовать тому чтобы он уставал физически. необходимо заниматься спортом, не употреблять во второй половине дня возбуждающей пищи, следует спать на спине и пр. Конечно, нужно уменьшить поступление к подростку информации сексуального содержания. Есть мнение, что физиологическая мастурбация - особенно у женщин - нередко играет и полезную роль (если она имеет меру), как бы подготавливая у предстоящей половой жизни с эмоционально-насыщенным оргазмом. Случаи патологического онанизма входят в компетенцию врача, и связаны они чаще всего с резким усилением влечений, оно может быть очень сильным и проявляться с самого раннего возраста.

Что делать, если у ребенка агрессивные игры?
Родителям необходимо очень внимательно относится к играм своих детей. Если игры однообразны с агрессивными проявлениями (ребенок только ломает игрушки, но не пытается собрать их, разбрасывает игрушки по углам и больше не интересуется ими. Это может свидетельствовать об отыгрывании подавленных влечений. Лучшим способом уменьшить агрессию ребенка и при этом изменить характер игры является высказывание о положительном контексте данного действия. Разрывает бумагу и бросает - "идет снег", ломает игрушки - "хочет разобраться, как они устроены", сует предметы в рот - "делает уборку". Затем когда ребенок заинтересовался высказыванием необходимо предложить ему другой способ это сделать (погулять на улице и посмотреть на снег, вместе разобрать и собрать игрушку, вместе сложить игрушки). Это значительно уменьшит агрессивный запал и научит ребенка по-новому смотреть на привычные вещи.

Может ли ребенок трудится?
Нет умственного воспитания без воспитания трудолюбия. Родители не должны за ребенка делать то, что он может сделать сам. Они не должны позволять ему бросить незавершенное. Завершение начатого дела - необходимое условие воспитания ребенка. Пусть он сделает паузу, пусть он вернется к этому делу позже, но оконченное дело формирует чувство удовлетворения.
Родители помогают малышу, ободряют. Как только он оказывается способным сделать что-либо полезное, и у него возникает потребность в этом - пусть делает. Не гасите в нем желание трудится, но сразу, решительно отделяйте баловство и труд.

Как воспитать в ребенке потребность к занятиям спортом?
Значение физического воспитания в наше время трудно переоценить. Интенсивные интеллектуальные и информационные нагрузки при пассивности, малоподвижном образе жизни способствуют развитию ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы. Поэтому двигательный режим есть необходимым условием поддержания здоровья. Для привития ребенку навыков физического воспитания имеет значение создание у ребенка представления об определенном образе жизни в котором наряду со сном, едой, выполнением гигиенических требований присутствуют и индивидуально подобранные физические упражнения, которые можно выполнять как в домашних условиях (оборудовав спортивный уголок), так и на природе. Главным условием при этом есть восприятие ребенком физических нагрузок как части образа жизни, а не как наказания за повышенный аппетит, поэтому больший успех достигается в тех семьях, где родители сами активно занимаются спортом.







ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign