LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

совершенствование работы педагогических коллективов с учащимися в этих
направлениях, на наш взгляд, и должны быть направлены усилия педагогиче-
ских коллективов школ.
В связи с изменением общего направления социально-
экономического развития, переходом к рыночной экономике, к выпускнику
школы, избравшему рабочую специальность, предъявляются требования
уметь адаптироваться в быстроменяющейся технической производственной
ситуации. Для рабочего важна функциональная грамотность, мобильность,
профессиональная и психологическая готовность к постоянному переобуче-
нию. Но переобучение не только приобретение знаний, оно предполагает оп-

12
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


ределённую базу, фундамент знаний, позволяющий оперировать ими, нара-
щивать их, при необходимости быстро сменить специальность.
Экономической подготовке школьников способствует введение экспе-
риментальной программы образовательной области “Технология” вместо
трудового обучения, содержащей раздел: «Элементы домашней экономики и
основы предпринимательства».
Само введение предмета технология предполагает формирование все-
ми имеющимися в арсенале учебного заведения силами и средствами легко
адаптирующейся личности, которая может жить и работать в новых социаль-
но-экономических условиях.
Большое значение имеет, на наш взгляд, практическое внедрение эле-
ментов предпринимательской деятельности в учебный процесс. Это может
достигаться как с помощью деловых игр непосредственно на занятиях, так и
при обучении в ходе выпуска полезной продукции, которая может быть реа-
лизована покупателю, и во внеурочное время - во время работы в различных
коммерческих структурах.
Важно, чтобы учащийся не был постоянно занят только одним делом,
а мог пройти практику на нескольких местах. Побыть как в роли исполните-
ля, так и организатора производства, чтобы почувствовать “вкус” к тому или
иному виду деятельности и определить, где ему нравится, где лучше получа-
ется, к чему есть способности.
Определённая роль в экономической подготовке учащихся школ от-
водится деловым играм. Деловые игры являются педагогическим средством,
интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моде-
лирования определённых управленческих, экономических, психологических,
педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в
дальнейшем.
Деловые игры могут проводиться как на уроках общеобразовательных
дисциплин и технологии в школе, так и во внеклассной работе. Они могут

13
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


проходить в виде конкурсов, в которых принимают участие несколько чело-
век, арбитром выступает жюри, а зрителями - зал. Можно включить в игру
всех учащихся и устроить соревнование между классами. Участие в таких
мероприятиях служит большому взаимопониманию, укреплению добрых
взаимоотношений между педагогами и учениками, способствует отработке
операционных умений и навыков коммерческой деятельности.
Экономическая реформа, переход страны к рыночной экономике вы-
звал необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в
профессиональной деятельности, как в личных интересах, так и в интересах
общества.
В настоящее время следует отказаться от валовой профориентации,
выраженной в зазывании молодёжи на вакантные, непристижные трудовые
посты: обобщённой модели подготовки учащихся к выбору профессии, про-
фессиональной карьере, не учитывающей индивидуальные запросы лично-
сти, игнорирующей средства дифференцированного индивидуального подхо-
да.
Вступая в рыночные отношения, подросток получает нового проф-
ориентатора - рынок, который диктует свои условия, предлагает те рабочие
места, которые ему необходимы, а учащемуся предстоит уже выбирать из
предложенного с учётом своих интересов, склонностей и способностей.
При подготовке учащегося школы к социально-трудовой адаптации в
новых экономических условиях большое значение имеет индивидуальность
личности. Индивидуальность личности, её интеллектуальный потенциал яв-
ляется как бы “лакмусовой бумажкой”, которая по-разному реагирует на по-
лучаемый объем знаний, умений и навыков. В зависимости от личности уча-
щегося, его приобретённых индивидуальных знаний, умений, навыков можно
выделить три уровня подготовленности школьников.
Рассмотрим модель выпускника школы, адаптированного к труду в
условиях рыночной экономики. На первом уровне модели находятся выпуск-

14
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


ники, которые получили хорошие практические навыки и могут качественно,
на высоком профессиональном уровне выполнять определённую работу. Они
будут успешно трудиться и найдут своё место в новых экономических усло-
виях, заняв низшую, первую, ступеньку нашей модели. Занять эту ступеньку
поможет им компетентность в деле, которым они занимаются, профессиона-
лизм и хорошая работоспособность в выполнении своей работы.
На втором уровне находятся выпускники, обладающие предпринима-
тельскими качествами, врождёнными или приобретёнными, интуицией, уве-
ренностью в своих силах, стремлением делать всё качественно. Если они бу-
дут повышать свою теоретическую подготовку, закончат техникумы, высшие
учебные заведения, то могут стать руководителями малых предприятий, ча-
стных фирм.
На третьем уровне нашей модели расположим выпускников, наиболее
успешно адаптировавшихся в новых экономических условиях и твёрдо стоя-
щих на ногах. Кроме качеств, которые мы выделили для выпускников школы,
занявших вторую ступеньку модели, они должны, на наш взгляд, обладать
ещё и следующими качествами: умением увидеть идею, обдуманным расчёт-
ливым риском, порядочностью в делах и отношениях с людьми, большой ра-
ботоспособностью, постоянной работой мысли, расчетливостью при разре-
шении различных ситуаций. К этим качествам необходима хорошая теорети-
ческая подготовка, только в этом случае успех может быть полным.
Чтобы модель давала отдачу, считаем, что вместе с социальным зака-
зом государства должен прийти профессиональный заказ отраслей, предпри-
ятий, организаций, производств, коммерческих структур на подготовку спе-
циалистов. Это будет для системы “приводной ремень”, который позволит
модели действовать в полную силу. Высшие учебные заведения тоже будут
работать над выполнением этой задачи, поддерживая тесный контакт со шко-
лами, набирая себе студентов из учащихся школ с высокой подготовкой по
их профилю. Будут создаваться специализированные классы, заработает це-

15
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


почка: школа-вуз-предприятие.
Несмотря на усилия педагогических коллективов школ, семьи, обще-
ственных организаций, некоторая часть выпускников не сможет, по ряду
причин, адаптироваться к труду в условиях рыночной экономики, их мы от-
несём к нулевому уровню адаптированности.
В Концепции воспитания школьников в современных условиях и Док-
трине образования в России в основу положена гуманизация взаимоотноше-
ний воспитателей и воспитанников, учителей и учеников, педагогической
среды всех образовательных учреждений. Предлагаемая нами лично-
качественная модель подготовки учащихся не идёт вразрез с вышеназванны-
ми положениями, а вписывается в них. Поскольку личность живёт в общест-
ве, пытающемся встать на путь рыночной экономики, то она усваивает опыт,
ценности, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые
она входит.
Говоря о модели социально-трудовой адаптации выпускника, мы не
отделяем её от системы воспитания в школе, а, наоборот, пытаемся использо-
вать всё, что имеется положительного в Концепции воспитания школьников в
современных условиях, вводим некоторые, на наш взгляд существенные, на-
правления педагогического воздействия на учащихся, способствующие их
подготовке к труду, которые помогут нашей модели заработать.
Учитывая вышеизложенное, берём за основу модели теоретические
знания, практические умения и навыки, формируемые в школе, социальные
качества. Осуществлять воздействие на личность учащегося педагогические
работники школы могут с помощью девяти ранее названных направлений,
способствующих социально-трудовой адаптации. Вместе с тем учащийся
формирует определённые качества не только в школе, но и дома, и во внеш-
ней среде. Чтобы составить более полную модель выпускника, адаптирован-
ного к труду в условиях рыночных отношений учитываем и эти факторы
(рис.1).

16
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


При работе с моделью мы пришли к выводу, что для более глубокой
проработки вопроса адаптации учащихся в условиях рыночной экономики
необходимо разработать критерии адаптации. Согласно (15, с. 663), критерий
- признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация чего-либо; мерило оценки. Нами были разработаны критерии
адаптации, включающие в себя:
1. Подготовленность к труду. Сущность его в том, что выпускник
школы готов трудиться дальше. Он или продолжает учёбу в высшем учебном
заведении, что тоже является трудом, или сразу начинает самостоятельно за-
рабатывать на жизнь, имеет достаточный объём знаний умений и навыков,
повышает свою квалификацию.
2. Психологическая устойчивость для включения в систему социаль-
ных отношений. Включает в себя умение общаться с людьми, противостоять
трудным жизненным обстоятельствам.
3. Самостоятельность в суждениях и действиях. Самостоятельно при-
нимает важные для себя решения и действует согласно со своими жизненны-
ми планами.
4. Социальная активность. Активно участвует в жизни общества, ин-
тересуется событиями, происходящими в стране и за рубежом, думает о бу-
дущем, предпринимает попытки для повышения своего жизненного уровня.
5. Стремление к учёбе, самообразованию. Выпускник школы постоян-
но повышает свой образовательный и культурный уровень, читает художе-
ственную литературу, периодическую печать.
Лучшей проверкой подготовленности к труду в новых экономических
условиях будет трудоустройство выпускника с учётом его желания, возмож-
ностей и его социально-трудовая адаптация




17
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)




Модель выпускника школы, адаптированного к труду в условиях рыночной экономики

1. Теоретические знания
2. Практические умения и навыки
3. Социальные качества



Формирование Организация Подготовка
нового экономи- Подготовка к Повышение производи- Профессио- учащихся к Экономическое
ческого мышле- адаптации во качества обуче- тельного труда Проведение нальная ориен- управлен- образование,
ния, нового отно- время изучения ния в школе во внеурочное деловых игр тация учащихся ческой деятель- воспитание
шения к труду основ наук время ности учащихся




Подготовка к адаптации в семье, обществе


Индивидуальность личности


Большая работоспо-
I уровень
Компетентность в собность
деле, которым занима-
ешься

II уровень
Наличие пред- Хорошая теоре- Уверенность в своих Стремление делать
приимчивость Интуиция тическая подго- силах все качественно
товка


III уровень
Рис.1увидеть
Обдуманный, рассу- Умение Постоянная работа Порядочность в
дительный риск идею мысли, расчет делах и отноше-
ситуации ниях с людьми




18
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)




Литература


1. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. - М.: Полит-
издат, 1990.- 271 с.
2. Введение в научное исследование по педагогике Ю.К. Бабанский,
В.И. Журавлёв, В.Н. Розов и др. /Под ред. В.И. Журавлёва М.: Просвещение,
1988.-239 с.
3. Медведев Г.П., Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная
проблема высшей школы // Советская педагогика. - 1969.- № 3.- С. 64-71.
4. Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогиче-
ского вуза: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- Киев: КТУ, 1983.- 50 с.
5.Ольшанский Д.В. Адаптация: Философский энциклопедический сло-
варь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.
6. Сидельковский А.П. Формирование у школьников экономической
культуры//Советская педагогика.- 1987.- №1.- С. 20-23.




19

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign