LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


Литова З.А.


Экономическая подготовка учащихся школ - как фактор их социально-
трудовой адаптации


Рыночная экономика, к которой с трудностями, противоречиями, но
неизбежно идёт Россия, предполагает экономический и социальный сувере-
нитет личности, свободу выбора для каждого, полную личную ответствен-
ность за благополучие своё и своей семьи. Вместо главного принципа совет-
ской педагогики: воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива,
выдвинут постулат индивидуальности, расчёт человека на собственные силы,
способности, инициативу, творчество, упорство в достижении личных целей.
Происходящие в России социальные изменения ставят личность в
сложные психологические условия, связанные с процессом изменения обще-
ственного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку челове-
ком собственного положения, поэтому нужны дополнительные педагогиче-
ские средства, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, по-
лученных через различные виды деятельности в конкретной сфере, учащиеся
могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в
условиях выбора из ряда альтернативных вариантов.
Анализ литературы, теория и практика педагогических исследований
показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее
остро (в рамках системы народного образования) они проявляются при нача-
ле учёбы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из шко-
лы, при поступлении в специальные учебные заведения, мобилизации юно-
шей в армию и т. д.
Ряд этих процессов и само явление адаптации давно уже служат
объектом пристального внимания как со стороны отечественных, так и зару-
бежных учёных разных специальностей: педагогов, психологов, социологов,

1
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


физиологов, медиков и практических работников органов просвещения.
Термин “адаптация” был впервые введён в научную лексику немец-
ким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления “приспо-
собления” чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответст-
вующих раздражителей. Социальная адаптация - это приспособление лично-
сти к определённым видам деятельности, которые происходят в данном со-
циуме, иными словами, “усвоение личностью социального опыта в целом,
той среды (микросреды), к которой он принадлежит” (3, с. 64-71).
Близка к этому определению формулировка Д.В. Ольшанского (5, с.
13) по которой социальная адаптация - это “вид взаимодействия личности
или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовыва-
ются требования и ожидания участников”.
Нами разделяется более ёмкая трактовка, А.Г. Мороза: “Социальная
адаптация - это многофакторный и многомерный процесс вхождения лично-
сти в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в на-
правлении прогрессивного изменения как личности, так и среды” (4, с. 50).
Из неё следует, что данный вид адаптации а) сложный; б) многомерный; в)
педагогически корректируемый; г) двусторонний процесс - “личность - сре-
да”.
Отмеченные обстоятельства имеют большое значение в теоретико-
методологическом плане.
Из вышесказанного следует, что в рамках определения “социальной
адаптации” наблюдается общность ключевых понятий: “приобщение” и “ус-
воение” (Г.П. Медведев), “вхождение” (А.Г. Мороз); “взаимодействие и со-
гласованность” (Д.В. Ольшанский) человека в ту или иную социальную сре-
ду. Применительно к выпускникам школ - это коллективы тех организаций,
где они собираются начать свою трудовую деятельность.
В связи с переходом страны к рыночной экономике перед школами
стоит задача, которую им ещё не приходилось решать, - задача подготовки к

2
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации учащихся
и выпускников учебных заведений. Прежний опыт подготовки учащихся
школ к трудовой деятельности не годится, т. к. учебно-воспитательная работа
была направлена на подготовку выпускников к труду в обществе централизо-
ванно планируемой экономики.
В условиях рыночной экономики на первое место встаёт качество подго-
товки учащихся, формирование творчески мыслящих людей, способных к
совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поис-
ку неординарных решений.
С целью выяснения представления учащихся о рыночной экономике
было опрошено 500 учащихся сельских и городских школ, профучилищ Кур-
ской области. Анкетирование проводилось в три этапа: первый этап - в 1992
году, второй - в 1996 году, третий – в 2001 г.
На первом этапе на вопрос: “Знакомы ли Вы с программами перехода
страны к рыночным отношениям?“ положительно ответили лишь 14,7% рес-
пондентов. “Хотели бы Вы получить дополнительные знания по вопросам
рыночной экономики?” - “Да“, - ответили 72 %. 44% считают, что информа-
ция по вопросам рыночной экономики, полученная из газет, радио, телепере-
дач, недостаточна. На вопрос: “Проводится ли у вас учёба по этому вопро-
су?” отрицательно ответили 76 % опрошенных, положительно лишь 5%. Во-
семьдесят девять процентов считают, что в школах мало внимания уделяется
экономическому воспитанию и образованию. Из приведённых результатов
анкетирования видно, что учащиеся имеют слабое представление о рыночной
экономике, но абсолютное большинство хотят их получить.
На втором этапе, проходившем в 1996 году, на вопрос: “Знакомы ли Вы с
программами перехода страны к рыночным отношениям?” положительно
ответили 20 % респондентов. “Хотели бы вы получить дополнительные зна-
ния по вопросам рыночной экономики?” “Да”, - ответили 62% опрошенных.
55% считают, что информация, полученная из газет, радио, телепередач по

3
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


вопросам рыночной экономики, недостаточна. На вопрос: “Проводится ли у
вас учёба то этому вопросу?” отрицательно ответили 70% опрошенных, в
том числе 66% учащихся школ. Это, видимо, объясняется тем, что в профу-
чилищах введён курс “Основы рыночной экономики и методы хозяйствова-
ния”, а в школах образовательная область технология, содержащая разделы,
способствующие экономическому образованию учащихся, ещё внедряется
очень медленно, лишь кое-где введены факультативы “Основы рыночной
экономики”. 61% учащихся считают, что в учебных заведениях мало внима-
ния уделяется экономическому воспитанию и образованию.
Несмотря на то, что разница в сроках анкетирования четыре года, суще-
ственных изменений в оценке своих экономических знаний школьниками не
произошло, учащиеся по-прежнему считают, что в учебных заведениях мало
уделяется внимания экономическому образованию и воспитанию.
В 2001 году было проведено анкетирование старшеклассников в шести
городских школах г. Курска. Были заданы следующие вопросы: “Считаете ли
Вы, что у Вас сформировано экономическое мышление, соответсвующее но-
вым экономическим отношениям в обществе?” -“Да”, - ответили 7 %. 68 %
ответили “Нет”, 25 % затруднились ответить. Большинство считает, что фор-
мированию экономического мышления способствуют уроки экономики. 10 %
отмечают уроки трудового обучения, внеклассные часы, кружковую работу,
семью, средства массовой информации и др. На вопрос “Считаете ли Вы, что
достаточно подготовлены к труду в условиях рыночной экономики?” - “Да”, -
ответили лишь 6 %. “Нет” - ответили 80 %, 14 % затруднились ответить.
Уже было отмечено, что в послеперестроичный период некоторые уча-
щиеся занимались различной трудовой деятельностью, с целью получения
какого-либо дополнительного дохода. Сейчас положение изменилось. На во-
прос “Участвуете ли Вы в каком-нибудь труду после занятий в школе?” - 70
% ответили “Да”, причём называлась только работа по дому и на дачном уча-
стке. Только 4 % работают дополнительно вне дома. На вопрос “Определили

4
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


ли Вы направление своей будущей деятельности после окончания школы?” -
”Да”- ответили 70 % старшеклассников, “Нет”- 20 %, затруднились ответить
10 %. 65 % отмечают, что им помогли в этом родители, 10 % друзья, 10 %
средства массовой информации. 15 % называют другие пути. На вопрос “Хо-
тели бы Вы подрабатывать где-нибудь, если бы у Вас была такая возмож-
ность?” “Да” - ответили 75 % старшеклассников. На вопрос “Боитесь ли Вы
остаться безработным после окончания школы и получения желаемого обра-
зования?” 70 % ответили “Да”. На вопрос “Где бы Вы хотели работать после
окончания школы и дальнейшей учёбы? - были получены следующие ответы:
в торговле - 17%; на своём частном предприятии -40 %, на частном предпри-
ятии принадлежащем другим - 15% ; в учебном заведении -7 %; в бюджетных
организациях -12 %; в сфере обслуживания -3%; в других местах -6 %. На во-
прос “С каким чувством Вы смотрите в будущее?” были получены следую-
щие ответы: с уверенность и оптимизмом - 30%; с неуверенностью -15 %; со
смешанным чувством -40 %; с безразличием - 3%; с опасением и страхом -
8%, затрудняюсь ответить -4 %.
Сегодня подготовка личности, адаптированной к труду в условиях
рыночных отношений, вопрос актуальный. Школа, выполняя социальный за-
каз государства, берёт на себя такие функции. Вместе с тем, вести эту работу
не имея финансовой поддержки со стороны государства, сложно.
Учебное заведение пытается найти дополнительные резервы для ре-
шения этой проблемы. В учебный план вводятся экономические дисциплины,
утверждена программа образовательной области ”Технология”. Эти меры да-
дут некоторый положительный результат, но полностью не решат проблемы.
Школам приходится латать “тришкин кафтан”, уменьшать количество
часов на одни предметы, чтобы ввести другие. Введение технологии потре-
бует укрепления материальной базы трудового обучения, что не под силу
осуществить учебному заведению самостоятельно. Не хватает не только
средств, но и моральной поддержки, опеки со стороны предприятий, которые

5
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


раньше считались базовыми, а теперь, по понятным причинам, совсем броси-
ли школу “на произвол судьбы”. Учебным заведениям приходится использо-
вать только средства педагогического воздействия для формирования лично-
сти, адаптированной к труду, в новых экономических условиям.
С целью определения направлений деятельности педагогических ра-
ботников для подготовки учащегося к труду в условиях рыночной экономики
попытаемся создать модель выпускника, адаптированного к труду.
Слова “модель”, “математическая модель”, “экономическая модель” и
т. д. всё более входят в жизнь современного общества. Если вдумываться в
понятие модель, то весь мир можно представить состоящим из множества
моделей. Точная модель, как правило, доступнее для исследования, чем ре-
альный объект. Некоторые реальные объекты вообще не могут быть изучены
непосредственным образом.
В литературе существует несколько определений модели. “В наиболее
общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую
определённые стороны, связи, функции предмета исследования” (2, с. 120).
Важное назначение модели состоит в том, что с её помощью выявля-
ются наиболее существенные факторы, формирующие те или иные качества
объекта, поскольку сама модель отражает некоторые основные характеристи-
ки исходного объекта.
Создание идеализированной модели является предварительным усло-
вием осуществления в теоретическом исследовании восхождения от абст-
рактному к конкретному, способом теоретического воспроизведения в соз-
нании целостного объекта.
Модель позволяет научиться правильно управлять объектом, апроби-
руя различные варианты воздействия на модели этого объекта. Эксперимен-
тировать в этих целях с реальным объектом иногда бывает неудобно или во-
обще невозможно.
Если объект исследования обладает динамическими характеристика-

6
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


ми, зависящими от времени, особое значение приобретает задача прогнози-
рования динамики состояния такого объекта под действием различных фак-
торов. При её решении использование моделей также может оказать неоце-
нимую помощь.
Хорошо построенная модель, как правило, обладает удивительным
свойством: её изучение даёт некоторые новые знания об объекте - оригинале.
Одним из важных видов моделирования как метода теоретического
исследования является мысленный эксперимент с идеализированными объек-
тами. Такой эксперимент представляет собой логическое рассуждение о том,
как протекали бы определённые явления и процессы, если бы удалось создать
условия, почему-либо не осуществимые в данный момент.
При составлении модели выпускника школы, способного адаптиро-
ваться к труду в новых экономических условиях, рассмотрим пути, по кото-
рым идут выпускники школы. Некоторые оставят школу после 9-ти классов,
другие после 11-ти. Назовём условно, для удобства рассуждений, выпускни-
ков 9-х классов первым потоком, 11-ых классов - вторым потоком. Из 1-го и
2-го потока часть бывших школьников пойдёт учиться в техникумы, профес-
сиональные училища, высшие учебные заведения. Эти группы молодых лю-
дей мы пока не будем учитывать, т. к. они ещё продолжают учёбу и не гото-
вы к отношениям в процессе производства. Оставшаяся часть выпускников
пытается найти своё место в жизни, трудоустроиться. При построении моде-
ли адаптированного выпускника представим себе идеальный конечный ре-
зультат, т.е. такого учащегося, который имеет необходимые качества, знания,
умения, навыки, будет востребован обществом и успешно адаптируется. На-
зовём модель лично-качественной. В её основу положим три показателя:
1) теоретические знания;
2) практические умения и навыки;
3) социальные качества.
В педагогической теории и практике эти понятия имеют фундамен-

7
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


тальное значение. Вопросы сущности и формирования знаний, умений и на-
выков рассматриваются в литературе по психологии, дидактике, частным ме-
тодикам, в руководстве по практическому обучению учащихся.
Часть знаний, умений и навыков формируется в школе с помощью из-
вестных методов воспитания: умственного, физического, нравственного, пра-
вового, трудового, эстетического. К ним добавляется экономическое образо-
вание, воспитание, которое приобретает статус стандарта образования.
В основу модели положены, получаемые в школе во время обучения
базовые знания, включаемые в себя: теоретические знания, практические
умения и навыки, социальные качества. Чтобы выпускник школы мог сфор-
мировать необходимые, на наш взгляд, качества адаптированного человека в
условиях рыночной экономики, в деятельности школы выделяется девять
направлений работы педагогического коллектива, которые составляют струк-
туру направлений по подготовке учащихся школ к труду в условиях рыноч-
ной экономики. Это:
1. Формирование нового экономического мышления, нового отноше-
ния к труду.
2. Экономическое образование и воспитание учащихся.
3. Повышение качества обучения в образовательных учреждениях как
на уроках общеобразовательного цикла, так и уроках технологии.
4. Организация производительного труда учащихся во внеурочное
время.
5. Подготовка учащихся к управленческой деятельности.
6. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в соци-
ум.
7. Проведение деловых игр, как на уроках, так и во внеурочное время.
8. Профессиональная ориентация учащихся школ.
9. Подготовка к адаптации во время изучения основ наук.
Рассмотрим содержание деятельности педагогических коллективов школ по

8
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


этим направлениям.
В связи с возникновением в нашей стране особой социально-
экономической ситуации, переходом к рыночной экономике, появляется не-
обходимость в формировании нового экономического мышления, соответст-
вующего изменённым условиям жизни.
Ориентация молодёжи на активную позицию к труду в системе ры-
ночных отношений - задача наиболее трудная, поскольку большинству насе-
ления, в том числе и молодёжи, присущи уравнительно-коллективистские,
антирыночные социально-психологические установки, которые формирова-
лись долгие годы. В условиях рынка найдут себя люди предприимчивые, де-
ловые, трудолюбивые, профессионально компетентные, умеющие быстро
адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоя-
тельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений и
саморегуляции поведения.
Одним из существенных вопросов экономической подготовки уча-
щихся является формирование экономического мышления. Экономическое
мышление - это процесс отражения экономических отношений в сознании
людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной
экономической деятельности (1, с . 12-13).
Говоря о структуре экономического мышления Л.С. Бляхман, выде-
ляет три составляющие: познание экономической действительности; усвое-
ние обобщённой информации о явлениях, категориях и законах обществен-
ного производства; претворение мыслей в действия, реализация мышления в
экономическом поведении (1, с. 26).
А.П. Сидельковский считает, что экономическое мышление школьни-
ков, как и их сознание, развивается в разнообразной трудовой и учебной дея-
тельности. Оно опирается на умения, получаемые в ходе учебной деятельно-
сти (6, с. 23).
Участие в реальных, а не искусственных ситуациях трудовой и иной

9
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


деятельности создаёт условия для реального проявления смекалки, деловито-
сти, расчётливости, оперативности - тех качеств, которые представляют ос-
нову для экономического мышления. Экономическое сознание молодёжи
складывается из средств массовой информации, представлений о западном
рынке и реалий сегодняшней экономической действительности.
Важными условиями для формирования экономического мышления,
на наш взгляд, являются система экономических знаний, знание рыночных
законов, умение применить их в практической деятельности, информатив-
ность, юридическая подготовка.
В связи с переходом страны к рыночным отношениям, возрастает роль
экономического воспитания учащейся молодежи. Для воспитания человека,
способного сориентироваться в условиях рынка, необходимы усилия педаго-
гов в экономических, социальных, нравственных вопросах. Ввиду отсутствия
в настоящее время в большинстве школ предмета, дающего экономические
знания, некоторые сведения по этому вопросу учащиеся получают в процессе
трудового обучения.
Для формирования основных технико-экономических навыков, уча-
щимся прежде всего надо научиться ценить время, рационально использо-
вать инструменты и материалы, умело организовывать свою деятельность,
рабочее место, применять передовые приёмы и методы труда, быстро и гра-
мотно читать техническую документацию.
В связи с развитием рыночной экономики и всё большим интересом к
экономике вообще, некоторые исследователи рассматривают как обязатель-
ный компонент воспитания школьников экономическое образование.
Вопросы экономического образования и экономического воспитания в
качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е
годы ХХ столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспита-
нии школьников, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л.Н. По-
номарёв, Л.Е. Эпштейн). Поэтому проблемы экономического воспитания по-

10
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


лучили освещение прежде всего в научно-популярной литературе по эконо-
мике, обращённой к широкой молодёжной аудитории (А.М. Бирман, В.П.
Гранев, В.П. Локтев, А.П. Пономарёв, и др.).
В 70 - 80 гг. прошого столетия в педагогической литературе появляет-
ся ряд исследований, посвящённых экономическому образованию и воспита-
нию школьников. В этих исследованиях экономическое образование рас-
сматривается:
- как часть элемента трудового воспитания (Ю.К. Васильев, Н.П. Ку-
лакова);
- как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспи-
тания (В.К. Розов);
- как самостоятельное направление, составная часть системы воспита-
ния (А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Кисилёв, Л.П.
Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, Л.И. Пономарёв, И.Ф. Прокопенко,
И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергеева, В.А. Товстик, Б.Х. Юнусбаев и
др.)
В этих работах представлены различные определения понятий “эко-
номическое воспитание”, “экономическое образование”. В отдельных рабо-
тах понятия “экономическое образование” и “экономическое воспитание”
существенно не различаются. Так, например, под экономическим воспитани-
ем понимают овладение учащимися экономическими знаниями, формирова-
ние умений и потребностей применять их на практике (А.Я. Автономов,
А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.)
Некоторые авторы в определении экономического воспитания отме-
чают, что его основой является формирование экономического мышления,
сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производ-
ственно-экономической деятельности, повседневной жизни (И.Б. Иткин,
Е.Н. Кириллова, К.Я. Клепач, Н.П. Кулакова, Н.В. Михалкович, М.И. Михай-
лов, Л.П. Мельникова и др.). Другие считают, что экономическое воспитание

11
Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)


выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном от-
ношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов), к труду и окружающей среде
(Н.В. Михалкович), к труду, его результатам, природной среде, ко времени
(Е.Н. Кириллова, А.С. Прутченков, В.И. Ширинский и др.)
На сегодняшний день состояние экономического образования в раз-
личных регионах России очень неоднородно. В одних школах экономика
изучается школьниками как факультатив, в других - выделяется небольшое
число обязательных занятий, в третьих - экономические дисциплины вообще
не изучаются.
Такое положение сказывается на всей системе учебно-методического
обеспечения. Нет общепризнанной концепции экономического образования
школьников на разных ступенях начальной, общей и полной средней школы,
различны учебные программы, учебники, методические пособия.
Рассмотрим некоторые пути экономического обучения и воспитания в
школах. Это, в первую очередь, курс “Основы рыночной экономики”, основы
наук, уроки трудового обучения, занятия в учебных комбинатах, на предпри-
ятии, внеурочная трудовая деятельность, работа на малых предприятиях, в
ученических ателье, во внеклассной работе, во время проведения научно-
практических конференций по экономическим вопросам, деловых игр. На

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign