LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

поддержания темпов роста экономики, рушится система целей и ценностей общества,
методов их достижения. Это ведет к затуханию развития, возрастанию растерянности и
дезориентации экономических агентов. Такое крайне неустойчивое и тяжелое
состояние общества преодолевается с появлением новых способов и мотивов
накопления капитала, способных преодолеть деградацию общества, с перестройкой
системы ценностей основной части населения, что является крайне сложным и
болезненным процессом, с появлением новых общественных институтов,
объединяющих и направляющих индивидуальные мотивы людей на созидательную
деятельность, и, наконец, все вместе взятое позволяет восстановить эффективное
общественное движение производства и обменов.
Состояние общества между разными способами регуляции деятельности будем
называть переходной экономикой. Регуляция – общее условие сохранения сложных и
больших систем. Но способы регуляции могут быть самыми разными. Если говорить о
хозяйственных системах, то в 1 разделе уже были выделены регуляции, основанные на
традициях предков, национальных традициях, на рыночных принципах и стихийном
конкурентном механизме, на командных принципах и преобладании
административного механизма над конкурентным, на сочетании разных принципов
регуляции под контролем правительственных органов.
Каждый способ регуляции жизнедеятельности обусловлен определенными
общественными институтами, целями функционирования хозяйственной системы,
системой ценностей, механизмом воспроизводства и изменения структуры
производства и т.п., т.е. разным экономическим порядком. Постоянные изменения,
происходящие в ткани общественной жизни, направлены на поддержание необходимой
пропорциональности производства и соотношений между взаимосвязанными частями и
элементами целого: между добывающей и обрабатывающей промышленностью, между
производством энергоносителей (или их закупкой в других странах) и темпами замены
ручного труда машинным, между изменением в структуре выпуска продукции и
профессиональной структуре работников, между текущей рыночной информацией о
сегодняшних потребностях и неопределенностью будущих, между конкурентным,
административным и традиционным механизмами распределения ресурсов в
экономике.


Иногда в обществе возникает ситуация, когда, казалось, отлаженные, привычные
методы организации и стимулирования производства, способы обмена перестают
справляться с движением массы товаров и денег, снижается эффективность
производства, хуже удовлетворяются потребности населения. Их косметический
ремонт не дает ожидаемого результата, а самонастройки не происходит. Глубокий
кризис всех сторон общественной жизни побуждает людей искать новые формы,
способы, механизмы регуляции жизнедеятельности, обращать внимание на явления,
которым раньше они не придавали значения, или в муках придумывать новые способы
существования в изменившихся незаметным образом условиях.


Современная Россия переживает переходный период. Обсуждение состояния и
проблем переходного периода, приводимое ниже, касается в основном экономики и,
отчасти, преобразований в социальной сфере. Проводимая в настоящий момент
Правительством экономическая политика не имеет однозначной оценки. Мы лишь
дадим небольшой комментарий к цифровому материалу, отражающему, на наш взгляд,
основные результаты и проблемы изменения хозяйственной системы в России.
Непривычное для школьника обилие статистического материала в данной части
пособия не должно смущать, хотя некоторые данные и удивят.
Во-первых, цифры – хлеб экономиста, во-вторых, их не нужно все запоминать, но
некоторые знать полезно, каждый запомнит ту цифровую информацию, которая
произвела наибольшее впечатление, в-третьих, статистический фон позволяет лучше
уяснить суть происходящих процессов, и, в-четвертых, цифры могут быть
использованы для иллюстрации теоретических положений других частей пособия.
4.1. Цели реформ и методы их достижения

Основные цели экономических реформ в России были сформулированы в
Программе углубления экономических реформ и представлялись следующим
образом: «Конечные цели реформ – экономическое возрождение России, рост и
процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе
благосостояния и свободы ее граждан» (Экономическая газета, 1992, №30, стр.14).
Неизбежность временного спада авторам реформ была очевидной, но они намеревались
допустить его до определенного уровня и сохранить системы жизнеобеспечения
страны.
Средство достижения целей – рынок. Его формирование полагалось в следующих
основных взаимосвязанных направлениях:


• снятие административных ограничений с цен, развитие торговли взамен
бюрократического распределения;
• стабилизация финансовой и денежной системы;
• приватизация, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного
хозяйства;
• структурная перестройка экономики и ее демилитаризация, повышение
конкурентоспособности российской продукции на мировой арене;
• создание конкурентной среды;
• активная социальная политика с целью приспособления трудоспособного населения
к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев от негативных проявлений
переходной экономики.
Предполагалось, что реформа пройдет в три этапа.
Этап I – кризисное развитие. Главными приоритетами полагались либерализация цен и
экономической жизни, финансовая стабилизация. Важные критерии завершения
первого этапа: темп инфляции – не более 3% в месяц, прекращение спада
производства.
Этап II – восстановление народного хозяйства. Приоритетами здесь обозначались
институциональные изменения, направленные на развитие конкуренции. Критерий
завершения: доля госсектора в производстве не более 40%, достижение
докризисного уровня ВВП.
Этап III – экономический подъем. Приоритет отдается реконструкции народного
хозяйства. Критерии завершения: темп экономического роста не менее 3–4% в год,
норма накопления в ВВП не менее 15%.
Большое значение придавалось институциональным изменениям.
Институциональные преобразования связаны:
• с ускоренной корпоратизацией и приватизацией промышленности;
• с реорганизацией системы государственного управления в соответствии с
условиями рыночного хозяйства;
• с реформой социальной сферы с целью повышения нормы частных сбережений
(доля сбережений в доходе частных лиц) и сокращение налогового бремени.
Начиная реформировать экономику, Правительство полагало, что:
• освобождение цен на большинство видов товаров с ограничениями в денежно-
кредитной сфере и налоговой реформой поможет ликвидировать бюджетный
дефицит;
• либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению
внутреннего рынка и снижению первоначально взлетевших цен;
• широкая приватизация создаст основы институциональной собственности;
• экономика относительно быстро (в течение года) выйдет на нижнюю точку спада, и
после этого, по крайней мере, в некоторых отраслях начнется постепенный подъем.
Глубокие социально-экономические образования всегда сопряжены с потерями и
ошибками, глубина и масштабы которых тесно связаны с состоянием общества: его
организованностью и возможностями самоорганизации, силой и эффективностью
государственной власти, структурой экономики и состоянием ее производственного
аппарата, уровнем развития науки и восприимчивостью обществом ее достижений,
социальной структурой общества, достигнутым уровнем благосостояния и
дифференциацией последнего и т.п.


Известно, что мало кому из реформаторов удается довести задуманные реформы до
конца, и еще гораздо меньшему числу – по намеченному сценарию. Анализируя итоги
развития России за годы преобразований, отечественные и зарубежные экономисты не
всегда едины в оценке российских преобразований, что является нормальным
явлением. Важно обратить внимание на те аспекты переходных процессов, которые
перекликаются с теоретическими вопросами программы курса «Основы экономики».
4.2. Основные результаты преобразования
российской экономики


4.2.1. Динамика макроэкономических показателей

В самом общем виде результаты российских преобразований отражаются в
динамике макроэкономических показателей (таб.1). Данные таблицы показывают
изменение сводных индикаторов (показателей) по отношению к 1989 году, как
предкризисному году, после которого началось падение темпов роста ВВП и
продукции важнейших секторов экономики.


Динамика показателей свидетельствует, что объем ВВП сократился с 1990 по 1996
г. почти на половину, а промышленного производства – почти на 60%, сельского
хозяйства – на 40%.
Наибольший спад наблюдается в производстве капитальных товаров, являющихся
материальным воплощением капитальных вложений. Их величина по отношению к
1989 г. сократилась на три четверти.
Таблица 1.
Показатели социально экономического развития
в 1990–1996 гг. в % к 1989 г.


Годы
Показатели
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996

Продукция
99,9 91,2 74,6 62,5 48,2 45,9 42,2
промышленности
Продукция сельского
96,4 92,1 83,4 79,9 70,1 64,5 60,6
хозяйства
Капитальные
100,1 84,6 51,0 45,1 34,1 29,6 24,3
вложения
Розничный
- 96,8 93,4 95,2 95,3 88,6 85,9
товарооборот
Среднемесячный
рост – 8,3 31,2 20,6 10,0 7,2 1,9
потребительских цен
Дефицит
– 2,89 3,51 4,60 10,30 2,90 3,30
федерального
бюджета, % ВВП
Уровень
– – – 1,5 7,0 8,3 9,1
безработицы, %*1
Степень
0,250 0,260 0,289 0,398 0,409 0,381 0,375
дифференциации
доходов**2
Доля населения с
доходами ниже
– 11,7 40,1 31,5 22,5 24,7 21,6
прожиточного
минимума, %
97 92,2 78,8 71,9 62,9 60,3 56,7
ВВП




* по методологии, Международной организации труда
** cтепень дифференциации доходов (коэффициент Джини) меняется
от 0 до 1. Значение 0 соответствует абсолютно равномерному
распределению дохода.
При таком спаде производства розничный товарооборот сократился все же только
на 14%. Объяснение этому вполне очевидно – уменьшение выпуска отечественных
товаров было компенсировано импортом потребительских благ.
Одним из существенных факторов, оказавших негативное влияние на экономику в
рассматриваемом периоде, была инфляция. Среднемесячный рост цен в 1992–1993
годах составлял 31,2 и 20,6%. Затем темп инфляции сокращается примерно до 2% в
месяц в 1996 году.
Беспрецедентный для мирного времени спад производства сопровождался в России
низкими показателями безработицы. К 1996 году уровень безработицы несколько
превысил 9%. Характерная для России скрытая форма безработицы во многом
определяет весьма низкий ее уровень при значительном сокращении производства.
Высокие темпы инфляции обусловили, как одна из причин, высокий уровень
дефицита государственного бюджета. Максимальной величины дефицит
федерального бюджета достиг в 1994 г. и составил 10,3% от валового внутреннего
продукта. Снижение инфляции и государственных расходов (например, невыплата
зарплаты работникам бюджетной сферы и государственных предприятий) позволили
сократить дефицит федерального бюджета до 3,3% в 1996 году.
Как известно, от инфляции страдают все субъекты экономической деятельности,
хотя и в разной степени. Ухудшение положения населения России обусловлено не
только инфляцией, но и задержками выплаты зарплаты, сокращением рабочих мест в
виду прекращения производства многих видов продукции, отсутствием действенной
системы социальных гарантий. Результатом явилось возрастание доли населения с
доходами ниже прожиточного уровня. Их доля резко возросла в 1992г. – до 40%, а
затем начала постепенно сокращаться и в 1996 году составляет примерно пятую часть
населения.
Другим результатом преобразований в России стал рост дифференциации доходов.
Степень дифференциации доходов (коэффициент Джини) возросла с 0,25 в 1990 году до
0,409 в 1994 году, а затем стала несколько уменьшаться, составив в 1996 году 0,375.
Такова общая результирующая картина преобразований в России.
Теперь прокомментируем эти и другие итоги российской экономической жизни в
90-е годы.
4.2.2. Приватизация

Private – частный. Приватизация означает превращение государственной
собственности в частную, представленную разными ее видами: индивидуальной,
кооперативной, акционерной.
Чтобы лучше понять современное состояние приватизации, необходимы замечания,
связанные с характером собственности в СССР и с теорией прав собственности.


Не подвергается сомнению, что в бывшем СССР государственная собственность
была господствующей. Справедливо ли это? Разделим две стороны вопроса:
формальную и реальную. С формальной точки зрения это так.
А реально? Дело в том, что отношения собственности реализуются в многообразии
прав: владение деньгами, реальным капиталом, всей или частью дохода от него,
пользовании на определенных условиях всем капиталом, или его долей, распоряжением
имуществом, его частью на тех или иных условиях и т.п.


В советской действительности разные правомочия реально осуществлялись
разными группами людей или их организациями (институциональные
собственники): например, политическая номенклатура принимала
стратегические решения относительно распределения ограниченных ресурсов,
государственный аппарат реализовывал эти решения уже корректируя. Представители
областных органов власти, руководители крупных предприятий, конкурируя в
коридорах власти за ограниченные ресурсы, тоже вносили коррективы в
централизованные решения. Директора предприятий к тому же являлись
распорядителями той или иной части собственности в процессе производства.
Трудовые коллективы помимо использования собственности также претендовали на
участие в управлении долей государственной собственности.


Таким образом, различные права собственности были по разному распределены за
разными слоями советского общества. Это распределение прав, их реальные изменения
зачастую складывались стихийно, были слабо формализованы, а главное – функции
контроля за собственностью были размыты по этажам власти.
Такое подчас аморфное состояние хозяйственного субъекта способствовало тому,
что часть государственной собственности находила реальных хозяев в теневом секторе
экономики.
Теория прав собственности, изучая нормативные и разрешенные
(санкционированные) правила отношений между людьми по поводу
использования экономических благ, утверждает, что если права собственности плохо
определены и нечетко распределены, экономика не может работать эффективно.
И вот на фоне хаоса и неопределенности экономических полномочий относительно
больших и малых имущественных комплексов начинается приватизация.
Главной целью приватизации объявлялось формирование слоя частных
собственников, содействующего созданию социальной рыночной экономики.
В ходе приватизации выделяются следующие этапы.
Первый этап – (1.07.1992 г. по 30.06.1994 г.) представлял бесплатную раздачу
приватизационных чеков (ваучеров) с очень символичной долей собственности. Это
был, конечно, неэффективный вариант приватизации, но отвечал чаяниям населения о
социальной справедливости. Чековая приватизация способствовала появлению
акционерных предприятий.
Как утверждают исследователи приватизации в России, именно на первом этапе в
хаосе и административной неразберихе эффективные предприятия, подлежащие
приватизации, оказались под контролем представителей теневой экономики. Это было
облегчено и существующей размытостью прав собственности.
Приватизация состояла в таком случае в официальном оформлении правомочий,
реализуемых узким слоем российского общества. Некоторые промежуточные
итоги приватизации приведены в таб.2.
Таблица 2.
Изменение структуры капитала, % от уставного капитала
(средние данные)


Группы 1994 г. 1995 г. 1996 г.
акционеров (середина) (середина) (оценка)
Рабочие предприятий 49 43 35
Администрация
10 13 16
предприятий
Внешние инвесторы:
крупные 13 22 32
мелкие 11 11 13
Государство 17 11 4
Источник: Вопросы экономики. 1995. – №10. – С. 53.
По итогам чековой приватизации внутренние инвесторы – работники предприятия и
администрация – имели контрольные пакеты акций. Инвестор – вкладчик денег.
Структура акционеров в 1994 году отражала расстановку сил среди фактических
собственников. Однако в наших условиях рабочие не могут рассматриваться
серьезными инвесторами вследствие их бедности, доля государства в капитальных
вложений резко снизилась (до 18,8% в 1996г.). Следовательно, возрастает значение
администрации и внешних инвесторов, как будущих владельцев контрольных пакетов.
Бесплатная раздача ваучеров не пополнила государственный бюджет и не
сформировала эффективного собственника, способного вкладывать крупные деньги в
структурную перестройку экономики.
Второй этап приватизации (1.07.94 г. до середины 1997 г.) называют денежной
приватизацией. Механизм приватизации – аукционы и инвестиционные
конкурсы.
Заметным процессом на этом этапе стала продажа крупных государственных
пакетов акций с целью пополнения доходов бюджета. Покупателями стали объединения
банков и промышленных монополий.
В результате денежной приватизации резко возросла доля внешних инвесторов,
увеличилась доля директората в акционерном капитале за счет сокращения доли
рабочих и государства.
Третий этап развернулся с выходом летом 1997 года закона, регламентирующего
процессы приватизации. Его характеризует малое количество предприятий,
подлежащих приватизации (точечная приватизация), хотя и очень выгодных (например,
АО Норильскникель) и большая проработанность процедур приватизации. За его ходом
страна следит по громким скандалам вокруг приватизации весьма «лакомых кусочков»
государственной собственности.
В конечном итоге можно констатировать, что цели приватизации достигнуты лишь
частично. И все же главным было то, государство осталось собственником менее 40%
предприятий. Важно было также появление разных формы собственности и
институциональных собственников: холдингов, коммерческих банков и
инвестиционных фондов.
Однако до действенного института частной собственности, до формирования
эффективного собственника, содействующих созданию социальной рыночной
экономики, еще далеко.

4.2.3. Цены и инфляция
Начиная экономическую реформу, Правительство полагало привести в соответствие
спрос и предложение. Накануне реформ в стране господствовала талонная система
распределения основных продовольственных и непродовольственных товаров.
Средством для ликвидации дефицита была выбрана либерализация (освобождение)
цен. Свободные цены в условиях свободного (совершенного) рынка действительно
приводят в соответствие спрос и предложение и являются главным и единственным
регулятором движения ресурсов и товаров.
Либерализация же цен в условиях преобладания государственной формы
собственности и высокого уровня монополизма производства привела к
возникновению и развитию кризиса неплатежей и многократному росту цен
(см. таб. 1). Какова здесь логика событий?
Всеобщая дефицитность товаров накануне реформ означала, что денежная масса
значительно превышает сумму фиксированных товарных цен. Их либерализация в
условиях высокого монополизма привела к росту цен и породила инфляционные
ожидания. Инфляция обесценила не только вклады населения, но и денежные средства
предприятий, что вынудило их покупать ресурсы в кредит и продавать продукцию в
долг. Так возникла взаимная задолженность предприятий, которая получила название
кризиса неплатежей.
Объем задолженности предприятий промышленности друг другу позволяет понять,
почему межфирменный кредит в российских условиях назвали кризисом неплатежей
(долги фирм друг другу по заключенным сделкам – нормальное явление в рыночной
экономике). На конец 1995 года величина взаимной задолженности в промышленности
приблизилась к 90% от объема выпускаемой продукции. Тем не менее жизнь в долг
была естественным поведением. Государственные предприятия обоснованно полагали,
что собственник – государство – рано или поздно прокредитует взаимную
задолженность своих предприятий.
И действительно, во второй половине 1992 года правительство попыталось решить
проблему неплатежей путем взаимных зачетов и льготного кредитования. Это спасло
многие предприятия от банкротства, увеличило выпуск продукции и поступлений в
бюджет, но проблемы неплатежей не решило. Вскоре они снова стали нарастать и
превратились в постоянного спутника нашей экономики.
Задолженность предприятий ведет не только к нерегулярности выплат заработной
платы, но и к угрозе банкротства вполне благополучных предприятий, к нарушению
нормального хода производства. Неплатежи за полученную продукцию сделали
выгодным экспорт сырья и любой, хоть сколько-нибудь конкурентной продукции,
поскольку в этом случае получение денег за нее гарантировано.


Надо сказать, что иногда неплатежи принимают искусственный характер. Имея
возможность расплатиться, предприятие этого не делает, т.к. неплатежи – норма и
некого уже не возмущают. В целом же проблема неплатежей до сих пор не нашла
своего приемлемого решения, а сами долги превратились в низколиквидные денежные
субституты.


Либерализация цен быстро погасила инфляцию спроса, и к концу 1992 года
инфляция издержек начинает преобладать над инфляцией спроса. В общем росте цен
инфляция спроса составляет 1/3 и инфляция издержек – 2/3. Рост цен на факторы
производства, вызвав сокращение производства, вместе с ростом цен на
потребительские товары обусловили и сжатие совокупного спроса, что не прекратило
инфляцию, но существенно повлияло на предложение: оно сократилось под влиянием
сжатия спроса.


Таким образом, инфляция 90-х годов стала постоянно действующим фактором. Она
порождена несоответствием массы денег и суммы товарных цен, огосударствлением
собственности и высоким уровнем монополизма производства. Выбранная политика
либерализации цен для борьбы с инфляцией оказалась мало успешной. Она изменила
вид инфляции и породила кризис неплатежей. Величина денежных неплатежей не
учитывается при расчете величины годовой инфляции, поэтому официальные данные о
темпах инфляции оказываются заниженными.
Общий рост цен оказал влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное
предложение, вызвал обесценение национальной валюты и стимулирует бегство от нее.
Инфляция делает невыгодными долгосрочные вложения в развитие экономики, что
блокирует выход из глубочайшего экономического кризиса.

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign