LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



В любой момент времени ряд субъектов в экономике обладает временно свободны-
ми денежными средствами, а другие субъекты нуждаются в деньгах. Тогда появляются
финансовые посредники – профессиональные охотники за свободными деньгами, за-
рабатывающие на удовлетворении потребности в финансовых средствах различных
субъектов экономики. К финансовым посредникам относятся банки, страховые компа-
нии, инвестиционные компании, пенсионные фонды и т.п.


2.5. Проблемы роста и развития экономики.
Роль государства в экономике
Как говорилось выше, государство как экономический субъект должно создавать
рамочные условия экономической деятельности в стране и корректировать развитие
экономики в целом. Вот почему сначала необходимо рассмотреть, каким образом мож-
но оценить состояние экономики. Затем проанализировать, какие проблемы могут со-
провождать развитие экономики. Обзор тех проблем, которые не в состоянии решить
экономика частной собственности, позволит окончательно и полно сформулировать
роль государства в экономике, а затем изучить поведение этого субъекта, то есть про-
анализировать экономическую политику государства.

2.5.1. Показатели состояния экономики

Макроэкономические показатели позволяют увидеть и измерить никогда не пре-
кращающийся процесс создания и воссоздания богатства страны, а также понять, что
происходит с экономикой в целом: растет ли, деградирует? не меняется? как быстро
растет? какие особенности развития присущи данной экономике в сравнении с другими
странами?
Огромный поток благ, в котором заключен конечный результат работы экономики
за год, называется валовой национальный продукт (ВНП).
Валовой национальный продукт – это экономический показатель, выражающий со-
вокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года, в ры-
ночных ценах.
ВНП, рассчитанный в текущих ценах, называется номинальным. Однако, в силу то-
го, что уровень цен в экономике меняется, по значениям номинального ВНП трудно
анализировать тенденции экономического развития. Для удобства такого анализа рас-
считывают реальные ВНП (ВНП в сопоставимых ценах, т.е. в ценах года, принятого за
базовые). Отношением номинального ВНП к реальному ВНП определяется индекс –
дефлятор.
В целом схему оценки состояния экономики с помощью показателя ВНП можно
представить следующим образом (см. рис. на следующей странице).
Изменение трудовых ресурсов происходит тогда, когда растет население или повы-
шается его общеобразовательный уровень. Капитальные ресурсы меняются с увеличе-
нием размера капитала в прежнем техническом состоянии или повышением его техни-
ческого уровня.
Для подсчета ВНП в первую очередь учитываются расходы на конечные товары и
услуги внутри страны. Они включают в себя расходы всех основных секторов рыноч-
ной экономики:


• расходы домохозяйств на конечное потребление (C – consumption);


• расходы фирм на покупку инвестиционных товаров и услуг (Ig – валовые инвести-
ции), одна часть которых идет на восполнение потребленного капитала (A – амор-
тизация), а другая – на расширение производства (In – чистые инвестиции);


• государственные расходы (G – government expenditure), которые могут быть направ-
лены как на инвестирование, так и на конечное потребление.
Объем ВНП
Реальный ВНП Номинальный ВНП
оценивается (в текущих ценах)
(в ценах
по значению
базисного года)
показателя




Темпы роста Номинальный
Реальный рост
(прироста) рост
(исключает
= процентное (испытывает влияние
влияние цен)
изменение ВНП цен)




Факторы роста
(см. тему график
Капитал
Труд производственных
возможностей)




Невоспроизводимые природные ресурсы




Экстенсивный рост (за
счет
Рост Увеличение
увеличения
населения капитала
количества
ресурсов




Интенсивный рост (за
Рост общего
счет
и профессионального Технический
повышения
образования прогресс
качества
ресурсов)




После подсчета расходов нужно учесть, что ВНП – стоимость произведенных това-
ров и услуг. Экономика может потребить больше или меньше того, что производит.
Поэтому к внутреннему потреблению прибавляется разница между экспортом (M) и
импортом (X) , называемая чистым экспортом. Таким образом:


ВНП = C + Ig + G + X – M, где Ig = A + In
ВНП можно рассчитать и другим способом, представив его как поток доходов. Дей-
ствительно, купля, т.е. расходование денег, и продажа, т.е. получение денег, являются
двумя сторонами одной сделки.
Общая схема кругооборота ресурсов, денег и продуктов в рыночной экономике по-
казывает, на какие виды доходов распадается ВНП - это вознаграждение наемных ра-
ботников, рентные платежи, процент и прибыль. Кроме того, в ВНП включается еще
два компонента, не связанные с выплатой доходов: амортизация и косвенные налоги на
бизнес.
Амортизация – элемент затрат, представляющих собой отчисления на покупку ин-
вестиционных товаров, потребленных в процессе производства ВНП за определенный
период. Косвенные налоги на бизнес рассматриваются производителями как издержки
и включаются в рыночную стоимость товара. Можно сказать, что косвенные налоги на
бизнес являются незаработанным доходом государства.
Довольно часто в статистике используется показатель валового внутреннего про-
дукта (ВВП), представляющего собой общую рыночную стоимость конечных товаров
и услуг, произведенных в течение года в границах данного государства. В ВВП наряду
с конечным продуктом, произведенным на национальных предприятиях страны, входит
стоимость товаров и услуг, произведенных иностранцами в данной стране, но не вхо-
дит стоимость товаров и услуг, произведенных гражданами и доходы от их собственно-
сти за рубежом (ВНП учитывает эту стоимость). Поскольку значения ВНП и ВВП
близки (различия, как правило, около 1%), показатель ВВП используется для тех же
аналитических целей, что и ВНП.
Еще один важный макроэкономический показатель, характеризующий успехи эко-
номики страны, – национальный доход (НД) – вновь созданная (добавленная) за год
стоимость. Очевидно, чтобы получить значение НД, нужно вычесть из ВНП стоимость
потребленного капитала, идущего на воспроизводство (амортизация), а также величину
косвенных налогов, включенных в стоимость товаров и услуг (косвенные налоги на
бизнес).
Значение этого показателя определяет базу расширенного воспроизводства и роста
благосостояния в будущем. Вновь созданная стоимость направляется на потребление, и
тогда увеличивается благосостояние граждан сегодня, и на инвестирование в экономи-
ку, что должно привести к росту производства, а затем, как следствие, к росту благо-
состояния в будущем.
Чтобы рассчитать сумму дохода, действительно получаемую населением на руки, –
личный доход – нужно из национального дохода вычесть:


• вклады работников и работодателей в социальную систему страхования (взносы в
пенсионный фонд, например);
• налоги на прибыль;
• нераспределенную прибыль;
• и добавить те платежи, которые населением получены, но не заработаны, а именно
трансфертные платежи государства.

2.5.2. Экономический рост.
Проблемы развития экономики

Экономический рост представляет собой увеличение массы товаров и услуг по
сравнению с предшествующим периодом. Если говорить о формах проявления, то эко-
номический рост выражается в улучшении благосостояния – уровня удовлетворения
материальных, социальных и духовных потребностей человека.
Потребности и их удовлетворение подчинены закономерному порядку. Социальные
потребности возникают у человека, уже удовлетворившего на каком-то уровне матери-
альные потребности. Определенная степень удовлетворения социальных и духовных
потребностей порождает у человека материальные потребности более высокого класса
и т.д.
Подобную последовательность можно проследить в улучшении благосостояния в
различных экономиках мира. В 50-е и 60-е года, когда впереди виделся неограничен-
ный рост потенциала экономики, установка на рост благосостояния выражалась в коли-
чественном увеличении богатства индивидуумов. Однако по мере роста материального
благосостояния выявились связанные с ним проблемы.
С ростом доходов увеличивается ценность рабочего времени (так как единица рабо-
чего времени становится дороже) и времени свободного, поскольку с высоким уровнем
удовлетворения материальных потребностей растет потребность в духовном развитии.
Значит, сокращается время, затрачиваемое на бытовые нужды, чему способствует уве-
личение производства одноразовых приспособлений и полуфабрикатов. А это – нера-
циональное использование ресурсов, возникают проблемы утилизации отходов, загряз-
нения окружающей среды и т.д.
В связи с этим с конца 60-х годов акцент начал смещаться на социальные индика-
торы благосостояния. Они включают в себя следующие характеристики: здоровье,
смертность, продолжительность жизни, доступность врачей, больниц, уровень образо-
вания, условия труда, экологическая обстановка, уровень доходов и социальная защи-
щенность, семья и социальная среда, индивидуальная безопасность и т.д.

2.5.3. Экономическая нестабильность

Экономическое развитие не является стабильным. Имеется в виду, что на практике
развитие экономики имеет не равномерно-поступательный, а циклический характер: эко-
номика периодически переживает спад, депрессию, оживление, подъем (см. стр. 54).
Экономика любой страны представляет собой постоянно развивающуюся сложную
структуру, состоящую из множества субъектов с несогласованными и часто противо-
речивыми целями. Не удивительно, что экономический барометр крайне редко и не на
долго останавливается на отметке «ясно». Небольшие колебания его показаний счита-
ются нормальным явлением и опасений не вызывают. Повод для беспокойства возни-
кает, когда стрелку барометра зашкаливает, или в том случае, если отклонение является
хроническим.




ВНП Общая тенденция развития




подъем

спад оживление
депрессия
t, ВРЕМЯ




Ниже пойдет речь о таких видах отклонений как инфляция и безработица, их виды,
стагфляция.
Количество товаров и услуг, которые можно купить на деньги, называется покупа-
тельной способностью денег.


Инфляция – это снижение покупательной способности денег, что ведет к
общему росту цен в экономике. В терминологии экономического равновесия
инфляция означает взаимное несоответствие потока денег и потока товаров в
том смысле, что в экономике денег больше, чем сумма цен товаров. Причиной этому мо-
жет быть рост платежеспособного спроса, опережающий возможности экономики их
удовлетворить. Рост цен, вызванный таким обстоятельством, называется инфляция спро-
са. А рост издержек производства товаров и услуг, который увеличивает их цену, но от-
нюдь не количество, порождает инфляцию издержек. Не следует думать, что последст-
вия инфляции одинаково ужасны для всех. Как часто бывает в жизни, «кто-то теряет –
кто-то находит».


Фрикционная безработица (естественный уровень безработицы) – неизбеж-
ное явление в рыночной экономике, обусловленное наличием свободы пере-
мещения на рынке труда в любой момент времени, когда некоторая часть людей нахо-
дится в процессе смены места работы.
Причиной структурной безработицы являются структурные сдвиги в экономике, в
силу которых люди определенных профессий или жители отдельных регионов теряют
работу. Хотя структурная безработица так же естественна, как и фрикционная, ее пре-
одоление уже связано с необходимостью общественных затрат: нужны время и средст-
ва, чтобы обучить таких безработных новым специальностям, на которые есть спрос,
или дать возможность переехать в другой регион.


Циклическая безработица является спутницей экономического спада и депрессии
(падение темпов роста производства, а то и его сокращения). В отличие от прочих ви-
дов безработицы, она характеризуется абсолютным превышением численности безра-
ботных над общим количеством вакансий рабочих мест.
О последствиях безработицы красноречиво говорит закон Ойкена (правда, эмпири-
ческий): превышение фактического уровня безработицы на 1% над естественным уров-
нем безработицы приводит к отставанию реального ВНП от потенциального уровня
примерно на 2.5%. Потенциальный уровень ВНП – максимально возможный выпуск
благ при полном использовании ресурсов имеющегося качества.
Стагфляция – это проявление экономической нестабильности, сочетающее инфля-
цию и безработицу.

2.5.4. Случаи несостоятельности рынка

Общая система частного рынка допускает сбои. Рынок, как механизм координации
экономической деятельности, не в состоянии решить ряд проблем, а значит, требует
участия еще одного субъекта экономики – государства. Вот типичные случаи несо-
стоятельности рынка:


Общественные блага – это такие блага, предоставление которых отдельному
лицу невозможно без предоставления их другим людям. Например,
национальная оборона: если защищен один гражданин страны – защищены все ее гра-
ждане. Частное производство не станет производить такие блага, потому что ими поль-
зуются и те, кто не платил за них. Значит, такие блага должно производить государство.


Внешние эффекты (экстерналии) – эффекты производства или потребления
блага, воздействующие на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни
продавцами этого блага.
Поскольку цена блага – результат индивидуальной договоренности прямых участ-
ников сделки, она не отражает эффекты воздействия на третьих лиц. Значит, рыночная
цена перестает адекватно выполнять свою роль на рынке. Тогда необходимо вмеша-
тельство государства, которое могло бы уменьшить отрицательные внешние эффек-
ты, например, защищая окружающую среду от загрязнения при производстве товаров и
услуг, и поддержать положительные внешние эффекты. Например, установить нало-
говые льготы охранным фирмам в Ивановской области. Таких фирм, традиционно
мужских, станет в Иваново больше, что уже хорошо для «города ткачих». Безопасность
бизнеса привлечет другие фирмы. Расцветающий бизнес – это не только возможный
прирост мужского населения, но и возможная сфера приложения сил для женщин,
ставших безработными из-за спада производства в текстильной промышленности.


Защита прав потребителя. Эффективное функционирование рыночной
системы предполагает равные права для участников. На деле же получается, что
потребители – гораздо менее организованная сила, чем производитель. Поэтому у по-
следних больше возможности обернуть ситуацию на рынке в свою пользу. Государство
уравновешивает это несоответствие сил специальной сферой законодательства – «Зако-
ном о защите прав потребителя».

2.5.5. Государство и экономика

Теперь обобщим и сформулируем функции государства:


• Сохранение экономической системы (в данном случае рыночной). Имеется в виду,
что государство должно создать правовую базу для функционирования экономиче-
ской системы.


• Решение проблем несостоятельности рынка, а именно: производство общественных
благ, поддержка конкуренции, регулирование внешних эффектов, защита потреби-
теля.


• Стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.


• Перераспределение доходов в обществе.
• Внешнеэкономическое регулирование, направленное на повышение эффективности
национальной экономики (об этом – в следующем разделе).


Для выполнения перечисленных функций государство разрабатывает и реализует
бюджетную и кредитно-денежную политику. Такая политика – важная составная
часть общей политики государства.


Бюджетная политика подразумевает использование в качестве средств
достижения целей, в основном, структуры государственного бюджета, т. е.
совокупности доходов и расходов государства.




В статьях государственных расходов в рыночной экономике доминируют, как пра-
вило, расходы на социальные программы и обеспечение обороноспособности.
Основным источником доходов являются налоги. По принципу формирования став-
ки налогообложения, они делятся на прогрессивные, ставка которых растет вместе с
увеличением облагаемого дохода; пропорциональные – ставка налогообложения не
изменяется с ростом облагаемого дохода; и регрессивные, ставка которых, соответст-
венно, уменьшается. При разработке налоговой политики нужно постараться учесть
распределение налогового бремени. Часто формальные плательщики пытаются пере-
ложить бремя налога на плечи других категорий населения включением налога в цену
реализуемого блага. То, насколько это удается, зависит от эластичности спроса на дан-
ное благо. Если спрос эластичен, повышение цены на сумму налога вызовет значитель-
ное снижение объема продаж, что, очевидно, невыгодно производителю. В этом случае
перекладывание налогового бремени на потребителей маловероятно.
Превышение расходов госбюджета над доходами называется дефицитом государ-
ственного бюджета.
Дефицит финансируется за счет займов внутри страны и за границей. Дефицит гос-
бюджета порождает проблему государственной задолженности. Когда государству уже
не у кого занимать, оно вынуждено покрывать дефицит проведением дополнительной
эмиссии денег.
Механизм воздействия бюджетной политики на общеэкономическое состояние
страны можно кратко описать следующей схемой (см. след. стр.).
Стимулирующее
Ограничительное
воздействие
воздействие
на конъюнктуру
на конъюнктуру

Сокращение расхо-
дов в т.ч. сокраще-
Политика
Увеличение
ние расходов на
расхода
расходов
некоторые соци-
госбюджета
ГБ
альные
программы



Бюджетная
политика




Политика
доходов
Повышение Понижение
госбюджета
налогов налогов

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign