LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

телей, и поэтому их разнонаправленные интересы взаимоуравновешиваются и усред-
няются рынком, т.е. получается, что отдельные потребители мало влияют на рыночную
ситуацию. Иначе говоря, монопсония и олигопсония довольно редкие явления и связа-
ны, в основном, с деятельностью предприятий (см. ниже).


В зависимости от того, как организовано предприятие, оно в различной степени ока-
зывает влияние на рынок, а рынок – на предприятие. Поэтому нелишне посмотреть, как
может быть организовано предприятие.
Предприятия бывают государственные, муниципальные и частные. Частные предпри-
ятия называются фирмами, а общая совокупность фирм – сферой частного бизнеса.




Существуют три классические формы организации бизнеса:




единоличное владение – фирма, учредителем которой является один человек.
Как единственный владелец, он имеет право на всю прибыль и несет полную
имущественную ответственность по обязательствам фирмы. Поскольку фирма суще-
ствует на средства одного человека, масштабы дела бывают ограниченны, что вынуж-
дает фирму очень чутко реагировать на запросы рынка. Российскую форму единолич-
ных владений представляют частные предприниматели;
товарищество – фирма, имущество которой формируется на долевом участии
нескольких партнеров. По этому же принципу осуществляется управление
фирмой и распределение прибыли. В зависимости от способа организации партнеры
несут полную или ограниченную ответственность по обязательствам фирмы. Эта
форма организации бизнеса представлена в России хозяйственными товариществами
и обществами (за исключением акционерных обществ открытого типа).


корпорация – фирма, право собственности на которую разделено на части,
называемые акциями. Состав владельцев - акционеров – неограничен.
Владельцы несут ответственность по обязательствам корпорации в пределах номиналь-
ной стоимости акций, которыми владеют; имеют право на часть распределяемой при-
были в виде дивиденда. Поскольку число и состав собственников не имеют четких ог-
раничений, такого рода фирмы имеют самые широкие возможности для своей деятель-
ности, что иногда может быть опасно для сохранения конкуренции на рынке. Поэтому
государство контролирует создание крупных корпораций и облагает доходы корпора-
ций самым большим количеством налогов по самым высоким ставкам. Российская
форма корпораций – акционерные общества открытого типа.


Следует помнить, что речь до сих пор шла о формах организации частного бизнеса,
а это не полный перечень производящих единиц. Государственные и муниципальные
предприятия характеризуются тем, что собственник предприятия – государство или
местные органы власти – только владеют предприятием, а распоряжается им, использу-
ет его ресурсы и несет ответственность по обязательствам предприятия его админист-
рация.

2.3.2. Поведение фирмы

Поскольку в рыночной экономике производящие единицы в большинстве частные,
мы будем говорить о поведении фирмы.


Мотивирующим фактором деятельности фирмы является получение максимальной
прибыли. Для этого фирма должна выбрать оптимальный объем производства, т.е.
величину выпуска, дающую максимум общей прибыли. Прибыль – это разница между
доходами и расходами фирмы. Чтобы найти производственный оптимум, анализируют
изменения доходов и расходов (издержек) в зависимости от объема производства.


Различаются бухгалтерские и экономические издержки.
Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресур-
сов, измеренную в фактических ценах их приобретения.
Экономические издержки – это издержки упущенных возможностей (альтернатив-
ные затраты). Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее вы-
годном из всех альтернативных способов использования затраченных ресурсов. К при-
меру, шкурки козлика можно использовать для пошива тулупов и чехлов
автомобильных сидений. Одна шкурка, использованная для пошива тулупа, приносит
доход 10 тыс. руб., а шкурка, пошедшая на чехлы – 8 тыс. руб. Если шкурки продаются
на свободном рынке, а не распределяются, фирма, занимающаяся пошивом тулупов,
сможет приобрести шкурки по цене не меньше 8 тыс. руб. за шкурку. То есть переку-
пить необходимый ресурс она может, только компенсировав выгоду, которую упускает
производитель чехлов, если продает шкурки этой фирме.
Разница между экономическими и бухгалтерскими (явными) издержками пред-
ставляет собой неявные издержки. Примером неявных издержек является нормальная
прибыль. Это величина прибыли, необходимая для того, чтобы фирма оставалась на
рынке, как бы ее запас прочности в конкурентной борьбе. Нормальная прибыль удер-
живает предпринимательские способности на рынке определенного товара. Если фирма
не сможет устойчиво получать нормальную прибыль, она, скорее всего, покинет рынок.
Поэтому можно считать эту прибыль ресурсом, необходимым для деятельности фирмы.
В краткосрочном периоде издержки делятся на постоянные (не зависящие от объе-
мов производства) и переменные. В долгосрочном периоде все издержки выступают
как переменные. Различаются общие и средние (в расчете на единицу продукции) из-
держки. Дополнительные издержки, связанные с увеличением производства продукции
на единицу, называются предельными.
В аналитическом виде можно записать:


TC(q) = TFC + TVC(q)


TC (total costs) .........................общие издержки;
TFC (total fixed costs)..............общие постоянные издержки;
TVC (total variable costs) ........общие переменные издержки,
q ................................................величина выпуска.


AC(q) = TC(q)/q = ( TFC / q ) + ( TVC (q) / q ) = AFC(q) + AVC (q)


MC(q) = ? TC(q) / ? q где


? ................................................изменение;
АС (average costs)....................средние издержки;
AFC (average fixed costs) ........средние постоянные издержки;
AVC (average variable costs)...средние переменные издержки;
MC (marginal costs) .................предельные издержки.


Соответственно, различают общий, средний и предельный доход фирмы:
Общий доход (total revenue)
TR (q) = p (q ) * q
где p – цена единицы блага


Средний доход (average revenue)
AR (q) = TR / q = p (q)


Предельный доход (marginal revenue)
MR = ? TR (q) / ? q
где ? – изменение


Теперь несколько слов о ценообразовании на совершенном и монопольном рынках.
На конкурентном рынке фирма не может своими действиями оказывать влияние на
рыночную цену продукции, поэтому цена не зависит от объема производства фирмы и
является для нее постоянной величиной, заданной рынком.
В аналитической форме:


TR = (p * q) АR = p MR = p


таким образом, AR = MR
Фирма-монополист, меняя объем производства, имеет возможность воздействовать
на рыночную цену: уменьшая объем производства, она может увеличить цену, а увели-
чить объем продаж она может, только снизив цену. Таким образом, цена на монополь-
ном рынке является функцией от объема производства.




Так как средний доход (AR) при любой величине выпуска
p
равен цене, по которой продается каждая единица выпус-
ка, данный график будет являться графиком среднего до-
p(q)=AR(q)
хода.



q
Еще одна особенность показателей для фирмы-монополиста заключается в том, что


AR(Q)>MR(Q)


Действительно, выпуск дополнительной единицы блага увеличит общий доход на
величину цены, по которой была продана эта единица, но уменьшит на величину уде-
шевления всех остальных единиц выпуска (помним, что большее количество товара
монополист может продать по меньшей цене).


Для максимизации общей прибыли фирмы, необходимо найти такой объем произ-
водства, при котором разница между TR и TC является наибольшей.


Как фирма определяет оптимальный объем производства? Каждый раз,
решая, произвести ли ей дополнительную единицу блага, фирма отвечает
на вопрос: увеличит ли эта единица общую прибыль или уменьшит? Та-
ким образом, фирма сравнивает свои предельный доход и предельные издержки.


Определение оптимального объема производства конкурентной фирмой (см. график
на следующей стр.).
Если MR > MC, выпуск этой единицы выгоден, он добавит к общей прибыли сум-
му MR – MC (Q = 2, 3, 4, 5). Оптимальный объем производства, гарантирующий мак-
симальную величину общей прибыли, описывается условием:
MR = MC
поскольку выпуск следующей единицы (Q = 7) уже невыгоден: он убавит общую при-
быль на величину MC – MR.
MC и P

MC(Q)


P=AR=MR
– рыночная цена
P




1 2 3 4 5 6 7 Q


Определение оптимального объема производства


Это условие верно и для монопольной фирмы. Но так как своими действиями мо-
нополист может изменять цену, для максимизации общей прибыли он ищет не только
оптимальный объем производства, но и оптимальную цену по более сложным прави-
лам.




2.4. Деньги, денежное обращение
и инфраструктура рынка

Домашние хозяйства и предприятия взаимодействуют на рынках товаров и услуг.
Обмены, которые совершаются при этом, обслуживаются деньгами. Они позволяют
сделать обмен удобным, значит, деньги можно рассмотреть в одном ряду с элементами
инфраструктуры рынка, обслуживающими рынок. Но та роль, которую деньги играют в
экономике, выдвигает их далеко вперед в этом ряду.
2.4.1. Деньги




Деньги – это все, что может приниматься в оплату за любые товары и ус-
луги. Они являются особым товаром, который полезен тем, что выполняет функции:


• средства обращения (делает обмен простым);
• меры стоимости (позволяет выразить стоимость любого товара в терминах, понят-
ных всем);
• средства накопления и сохранения стоимости (позволяет использовать стоимость
проданного сегодня для покупки чего-либо в будущем);


Самое простое деление денег на виды – это наличные и безналичные деньги.
Наличные деньги – монеты и банкноты – законные платежные средства, которые
обязаны приниматься в уплату любого долга.
Безналичные деньги – средства на счетах предприятий и населения. Например,
средства на счетах до востребования, срочные вклады, аккредитивы, кредитные кар-
точки и т.д. Безналичные деньги отличаются друг от друга по степени ликвидности –
т.е. по их способности быстро обращаться в наличные деньги.


Следующий вопрос: сколько денег находится в обращении, или какова де-
нежная масса в экономике? Вот здесь и возникает неоднозначность опре-
деления денежной массы. Предположим, что в 1996 году Вы положили один миллион
рублей на срочный вклад сроком на 3 года. Будет ли этот миллион включаться в де-
нежную массу в 1997 году? С одной стороны, да, ведь мы не можем сказать, что этих
денег в экономике нет. Но с другой стороны, Вы, хозяин этих денег, не можете исполь-
зовать их в 1997 году для оплаты товаров и услуг, стало быть, Ваш миллион, исходя из
определения денег и условий сделки с банком, деньгами не является.
Вот почему рассчитывают разные значения денежной массы: так называемые де-
нежные агрегаты М1, М2, М3 и L, которые отличаются друг от друга степенью лик-
видности платежных средств, входящих в агрегат. Вот примерная структура агрегатов в
США:
• М1 = наличные + средства на счетах до востребования + чековые вклады;


• М2 = М1 + средства на срочных счетах (сроком до года);


• М3 = М2 + средства на срочных счетах (сроком более года) + депозитные сертифи-
каты крупного достоинства;


• L = М3 + погашаемые ценные бумаги (сроком погашения, например, до 18 меся-
цев).


Сохраняя общие принципы определения денежных агрегатов, каждая страна по сво-
ему усмотрению определяет состав каждого агрегата, а иногда может вообще посчитать
нецелесообразным расчет некоторых из них. Так, например, в России денежная масса
рассчитывается только до агрегата М2.


Итак, мы подсчитали количество денег в обращении. Но как определить, много это
или мало? Сколько денег необходимо здоровой экономике?


Считается, что экономика находится в состоянии денежного равновесия, если поток
денег равен потоку товаров (в денежном выражении). Данное условие в аналитической
форме выражает уравнение Фишера:
MxV=PxQ
где: M .............. объем денежной массы,
V............... скорость обращения денег,
Q............... объем выпуска товаров и услуг,
P ............... уровень цен на товары и услуги.


Поток денег – это изменение M x V, а поток товаров – изменение Q. Поскольку ра-
венство в уравнении Фишера должно всегда выполняться, очевидно, что нарушение
денежного равновесия (?M x V? ?Q) влечет за собой колебания уровня цен.




Почему количество денег в экономике непостоянно, и кто отвечает за уст-
ранение нарушений денежного обращения?


Как любой товар, деньги продаются и покупаются. Стало быть, существует рынок
денег, где взаимодействие спроса и предложения определяет равновесную цену (ссуд-
ный процент) и равновесное количество денег. Спрос на деньги предъявляют все субъ-
екты рынка: домохозяйства, фирмы, государство. Эти деньги нужны им для осуществ-
ления сделок, инвестиций, спекуляций.


Сторону предложения денег представляет кредитно-финансовая система – сово-
купность учреждений, являющихся финансовыми посредниками. Финансовое посред-
ничество есть способ зарабатывания денег на аккумуляции свободных денежных ре-
сурсов с последующим предоставления их в ссуду агентам рынка, нуждающимся в
деньгах. Следует обратить внимание, что финансовые посредники, мобилизуя денеж-
ные ресурсы субъектов рынка, определяют условия предложения денег. И особая роль
принадлежит здесь банкам – финансовым учреждениям, специализирующимся на
приеме вкладов и выдаче ссуд в силу их устройства по принципу частичного резерви-
рования средств. Это означает, что определенную часть депозитов (вкладов) банки
оставляют в резерве в соответствии с требованием Центрального банка и для выплаты
вкладчикам, а оставшуюся часть выдают в качестве кредитов. На этом принципе осно-
вана способность банков создавать деньги.
Посмотрим, как это происходит. Общую величину предложения денег в экономике
можно определить как сумму денег в наличной и безналичной форме.
M=C+D
где M (money).....общее количество денег в экономике,
C (cash) .........количество наличных денег,
D (deposits) ... количество безналичных денег.


Для начала, предположим, что все деньги в экономике находятся в виде наличных,
тогда
M=C
Если собственники наличных денег переведут их на банковские счета, количество
денег по-прежнему неизменно, просто из наличной деньги перешли в безналичную
форму:
M=D
Но когда деньги поступают на банковский счет, они уже служат банку источником
кредитования, а точнее, их часть. Если банк обязан резервировать, к примеру, 15% от
суммы на депозитах, значит, в качестве кредитов может быть выдана сумма до
0,85 х D. О количестве денег в экономике можно тогда сказать следующее: это сумма D
на счетах собственников денег и еще сумма 0,85 х D в виде выданного кредита. Этот
кредит также может оказаться на банковском счете заемщика. И количество денег в эко-
номике сможет увеличиться еще на 0,85 х (0,85 х D) и т.д. Если мы обозначим долю де-
позита, не выдаваемую банком в качестве кредита – норму обязательного резерва – как rr
(reserve rate), количество денег, которые банки могут «сделать» из безналичных денег
(M) можно представить в виде:
M x (1+(1–rr)+...+(1–rr)n +...) = M / rr
В данном примере из M безналичных рублей банки могут сделать
M / 0,15 ? 6,7 х M рублей или M / rr
В целом, кредитно-финансовая система любой рыночной экономики представляет
собой пирамиду с коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями* в
основании, вершиной которой является Центральный Банк. Именно он отвечает за при-
ведение денежной массы страны к необходимой величине. Политика, которую прово-
дит Центральный Банк, будет рассмотрена в теме «Экономическая политика».

2.4.2. Инфраструктура рынка

Рыночная инфраструктура – это система институтов, обслуживающих рынок, по-
могающих ему нормально функционировать. Сюда относятся все усовершенствования,
которые «придумал» рынок, чтобы можно было удобно действовать на рынке всем его
субъектам.
Развитие науки делало производство все более сложным и дорогим, и тогда рынок
придумал акционерный капитал – модификацию собственности, позволяющей пре-
вратить частную собственность из индивидуальной в коллективную. Так было снято
ограничение на размер капитала фирмы средствами одного или нескольких собствен-
ников. Для обслуживания отношений теперь уже коллективных частных собственников
возникли ценные бумаги – документы, выражающие право владения и отношения по
займу.




* к небанковскому сектору финансовых посредников относятся страховые компа-
нии, пенсионные фонды, инвестиционные компании и т.д.
Акции – ценные бумаги, выражающие право владения частью капитала акционер-
ного общества и приносящие доход в виде дивиденда.
Облигации – ценные бумаги, выражающие отношения по займу, содержащие обя-
зательства выпустившего облигацию возвратить ее номинальную стоимость в указан-
ный срок с уплатой фиксированного процента.
Векселя – ценные бумаги, выражающие отношения по займу и содержащие обяза-
тельства по наступлению срока уплатить определенную сумму векселедержателю.
Ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться. Поэтому реальная – кур-
совая – стоимость ценных бумаг, которая формируется под воздействием самых разных
факторов, может сильно отличаться от номинальной стоимости, то есть стоимости ука-
занной на ценной бумаге.
Для удобства работы рынка ценных бумаг были созданы фондовые биржи, и тут
нужно сказать о биржах вообще, как о приспособлении, придуманном людьми для
удобства работы оптовых рынков.
Биржа – постоянно действующее оптово-посредническое учреждение, производя-
щее регулярные торги по свободным ценам.
Виды бирж:
• товарная – форма организации оптового рынка товаров;
• валютная – форма организации оптового рынка валюты;
• фондовая – форма организации оптового рынка ценных бумаг;
• биржа труда – государственное учреждение, являющееся посредником между ра-
ботодателем и наемными работниками.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign