LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Если величина спроса никак не реагирует на изменение цены, то есть товар покупа-
ют при любой цене, то говорят, что это абсолютно не эластичный спрос. Например,
спрос на наркотики (?ED(P)?= 0). Другой крайний случай – абсолютно эластичный
спрос (?E D(P)?= ?) характеризует спрос на товар, который покупают в любом количе-
стве по определенной цене.


Важными факторами, которые влияют на величину ценовой эластичности спроса,
являются:


• доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Трудно спорить с тем, что
при одинаковом потреблении яблок повышение цены на них сильнее скажется на
бюджете студентки Сидоровой, чем на бюджете певицы Шер, а значит, спрос на яб-
локи у студентки эластичнее, чем у певицы;


• степень необходимости данного товара. Именно поэтому продавцы без зазрения со-
вести повышают цены на цветы 7 марта. Крайняя необходимость в цветах делает
спрос на них неэластичным;


• доступность взаимозаменяемых товаров. Скажем, в глухой деревушке спрос на хо-
зяйственное мыло неэластичный, потому что другого – нет.
Предложение – это количество товара, которое производи- P S
тели (продавцы) хотят и могут предложить на определенный
рынок по любой цене за какой-то промежуток времени при
прочих равных условиях. Закон предложения говорит, что при
S
прочих равных условиях продавцы планируют предложить
Q
большее количество товара, когда цена на товар повышается.
Это означает, что график предложения имеет положительный
наклон.




P S0 S1
Как и при анализе спроса, мы будем говорить об
изменении величины предложения, если на рын-
ке меняется только цена. Когда меняются другие
P0
переменные (факторы предложения), мы наблю-
даем изменение предложения. В этом случае пе-
ремещается кривая предложения, что означает, что
при той же цене продавцы будут продавать больше
или меньше.
Q




Вот наиболее типичные причины, приводящие к уменьшению или увеличению
предложения:
• изменение количества продавцов на рынке;
• изменение технологии производства товара. Новая технология, позволяющая при
прежнем уровне затрат вырастить большее количество тюльпанов, приведет к тому,
что будет предлагаться большее количество тюльпанов по существующей цене;
• изменение цен на ресурсы, используемые при производстве товара или услуги.
Удорожание пломбировочного материала сделает оказание зубоврачебных услуг
для некоторых стоматологов убыточным при существующих ценах на эти услуги. В
результате при том же уровне цены будет предлагаться меньше услуг такого рода;
• изменение налогов и дотаций. Так, увеличение акциза на продажу ликероводочных
изделий приведет, при прочих равных условиях, к уменьшению их предложения;
• ожидания продавцов, касающиеся каких-либо перемен. Например, ожидание исхода
президентских выборов может заставить продавцов уже сегодня продавать больше
или меньше товаров по существующей цене.
Предложение так же может по-разному реагировать на изменение цены. Поэтому
говорят о ценовой эластичности предложения, показывающей, как сильно меняется
величина предложения при определенном изменении цены. Коэффициент ценовой эла-
стичности предложения рассчитывается следующим образом:



изменение величины предложения (в %)
ES(P) = изменение цены (в %)



Эластичность предложения зависит, как правило, от промежутка времени, на кото-
ром эти изменения отслеживаются. Чем больше времени пройдет с того момента, как
изменилась цена, тем больше возможностей у продавца изменить количество товара,
предлагаемого на рынке или приспособиться к новой ценовой ситуации.


В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке складывается равно-
весная цена. Если мы нарисуем в одной системе координат оба графика, то цена рав-
новесия – значение ординаты в точке пересечения графиков спроса и предложения (Ро)
(см график на стр. 31).


Действительно, равновесной называется цена, при которой количество товара, ко-
торое покупатели хотят и могут купить, соответствует количеству товара, которое про-
давцы хотят и могут продать на рынке. Это количество товара называется равновесным.
Следует отметить, что обычно конкурентное
D S
p
рыночное равновесие является устойчивым, т.е.
любое отклонение цены от равновесия вызывает
противодействие, заставляющее ее вернуться в
Избыток
равновесное состояние. Действительно, наличие
p2
излишка товара у продавца при уровне цены p0
p1
выше равновесного значения, скорее всего, заста-
Дефицит
вит его снизить цену, чтобы избавиться от этого S D
излишка. Дефицит товара, образующийся при q
снижении цены ниже равновесного значения, заставляет покупателей конкурировать за
приобретение товара, а это приводит к повышению цены.
Хронический дефицит позволяет продавцу не обращать внимание на качество товара
и обслуживания. Он уверен, что дефицитный товар все равно раскупят. Такой дефицит
приводит к появлению «черного рынка», на котором цены взлетают выше равновесных.
Поэтому в любой ситуации в условиях дефицита страдает покупатель.
2.1.3. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Именно конкуренция – состязание агентов рынка за лучшие для себя условия на
рынке – заставляет цену на рынке возвращаться к равновесному значению. Рынки, на
которых отдельные продавцы и (или) покупатели не имеют преимуществ во влиянии на
цены перед другими участниками рынка, называются рынками совершенной конку-
ренции. Вот основные условия, необходимые для того, чтобы конкуренция на рынке
была совершенной:


необходимо наличие на рынке большого числа продавцов и покупателей, и
каждый из них не должен контролировать большую часть рынка. Тогда каждый в
отдельности не сможет своими действиями оказать влияния на цену на рынке. Цена бу-
дет устанавливаться в результате взаимодействия всех участников рынка;
товары (и его продавцы) должны быть однородны с точки зрения покупателя,
т.е. товары должны быть примерно одинакового качества, и покупателю должно
быть, в общем-то, все равно, у какого продавца покупать товар. Так же и продавцу
должно быть, в принципе, все равно, какому покупателю продавать товар. В этом слу-
чае обоюдная конкуренция продавцов и покупателей за лучшие для себя условия сдел-
ки сформирует уровень цены, приемлемый для большинства;


рынок должен быть открытым, т.е. любой продавец или покупатель имеет
право войти на рынок или покинуть его. Это условие необходимо, чтобы рынок
стал механизмом координации распределения ресурсов в обществе;


рыночная информация должна быть доступна, ибо это – основа для принятия
решений.




Однако реальный мир дает множество примеров тому, как эти условия могут нару-
шаться. Тогда мы имеем дело с рынками несовершенной конкуренции, на которых
отдельные продавцы или покупатели своими действиями могут изменить рыночную це-
ну.
Так, если на рынке много продавцов и покупателей, но продавцы продают диффе-
ренцированный товар, который, удовлетворяя однотипную потребность, имеет инди-
видуальные черты у каждого продавца, конкуренция может стать неценовой, то есть
использовать в качестве стимула для покупателя не привлекательную цену, а другие
факторы: упаковку, индивидуальные черты товара и т.п. Например, мужской деловой
костюм – он и в Московском ГУМе, и в Доме Моды В. Зайцева – костюм. Однако это
не мешает данным костюмам иметь существенную разницу в цене. Рынки такого типа
называются рынками монополистической конкуренции. Примерами таких рынков
являются рынки обуви, мыла, сыра.


Другие типы рынков несовершенной конкуренции являются таковыми в силу нали-
чия на них доминирующих продавцов или покупателей:


• монополия продавца (один доминирующий продавец товара Х);
• монопсония (один доминирующий покупатель товара Y);
• олигополия (на рынке действуют несколько крупных поставщиков товара X);
• олигопсония (на рынке действует несколько крупных покупателей товара Y).

2.1.4. Рынки факторов производства (ресурсов)

Во многом рынки факторов производства (ресурсов) похожи на рынки товаров, но
на рынке ресурсов покупателями являются производители (фирмы), а продавцами –
домохозяйства. Покупая фактор производства, например, рабочую силу, фирма покупа-
ет услуги, которые работник может оказать (хотя часть факторов производства можно
купить в прямом смысле).
Следовательно, рынок факторов производства – это рынок услуг, которые они ока-
зывают в процессе использования.
Спрос на ресурсы является производным от спроса на товар, при производстве ко-
торого используется ресурс. Кроме того, величина спроса зависит от выбора техноло-
гии, которая позволяет экономить дорогостоящий ресурс.
Любые природные ресурсы можно так или иначе привязать к земле, так как они на-
ходятся в ней, на ней или над ней. А земля в рыночной экономике находится в частной
собственности. Значит, покупатель природных ресурсов должен на самом деле полу-
чить право пользования землей, где расположены нужные ему ресурсы. Количество
земли в каждый данный момент строго ограничено, и предложение ее слабо реагирует
на изменение цены земли, т.е. предложение земли неэластично, а в краткосрочном пе-
P
D
S риоде – абсолютно неэластично. P0 – цена, называемая
рентой, уплачивается за пользование землей ее вла-
P0
дельцу.
D

Q0 Q – земля
Капитал, будь то реальный или фи- P
D S
нансовый – «дело рук человека», т.е. тиражируемый ресурс, поэтому
увеличение цены будет увеличивать величину предложения капитала,
следовательно кривая предложения имеет классический вид.
P0
S D
Цена P0 – плата за капитал, называется процент на реальный капи- Q0 Q
тал или ссудный процент на денежный капитал.


Рынок труда представляет общественные механизмы и организации, позволяющие
людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять ра-
ботников, которые им необходимы для осуществления коммерческой или иной дея-
тельности.
Особенность рынка труда заключается в том, что регуляторами ценообразования на
нем являются не только спрос и предложения, но и социальные институты, социально-
психологические факторы: профсоюзы, государство, традиции, исторические моменты,
ограниченная мобильность этого фактора производства.


Графики спроса и предложения услуг труда отдель-
ным индивидуумом выглядят следующим образом: P
Цена P0 – плата за услуги труда, называется заработ- D S
ной платой.
Вид кривой предложения труда объясняется тем, что
P0
при высоком уровне заработной платы, которая позволяет S D
обеспечить и высокий уровень удовлетворения потребно- Q0
Q – человеко-часы
стей, дальнейшее ее увеличение вызывает сокращение
величины предложения: свободное время начинается цениться выше, чем дополнитель-
ное потребление материальных благ (высокая заработная плата позволяет сокращать ра-
бочий день без ущерба для личного благосостояния).


2.2. Домашнее хозяйство
Как уже отмечалось в 1 разделе, домохозяйства – это экономические субъекты, эко-
номической целью которых является потребление. А для того, чтобы потреблять, нуж-
но располагать соответствующими средствами. Отсюда и принцип формирования
бюджета: исходя из размера получаемого дохода, планируются расходы, а значит, объ-
ем и структура потребления.
Так же и мы рассмотрим, как формируются доходы домашних хозяйств, а затем как
осуществляются расходы, то есть проанализируем поведение потребителя.

2.2.1. Доходы домашних хозяйств.
Распределение доходов

В экономике частной собственности именно домохозяйства – частные лица – вла-
деют ресурсами.
Цена располагаемого ресурса является доходом собственника (домохозяйств): вла-
дельцы природных ресурсов получают доход, называемый рентным доходом, владель-
цы производительного капитала – процент, собственность на рабочую силу дает право
в случае предоставления услуг труда на получение заработной платы ее обладателю,
предпринимательские способности приносят их обладателю предпринимательскую
прибыль. Такая структура доходов получила название функционального распределе-
ния доходов. Иначе говоря, в зависимости от функций, выполняемых в экономике соб-
ственниками факторов производства.
Доход домохозяйства =
зарплата + рента + ссудный процент + прибыль


Даже малыши, следя за похождениями героев в сказочном мире, знают, что есть
“богачи” и “бедняки”. Они вырастут, и не понаслышке столкнутся с тем, что люди
имеют неодинаковые доходы. Для многих из них это будет не самым радостным от-
крытием, грозящим иногда опасными социальными последствиями – от роста преступ-
ности до революции.
Увы, неравномерное распределение доходов объективно обусловлено. Объясняется
оно рядом причин, а именно: имущественное неравенство, а значит, разные возможно-
сти получения ренты и ссудного процента, неравенство способностей, различие уров-
ней образования, удача, связи, дискриминация и т.д.
Степень неравномерности распределения доходов в обществе можно отразить с по-
мощью кривой Лоренца:
Абсолютно равномерное
Доход распределение доходов

100%

75

50
Кривая
Лоренца
25


100%- население
25 50 75




Неравномерность распределения доходов можно уменьшить, перераспределив часть
дохода от богатых с помощью прогрессивного налогообложения к бедным через посо-
бия из бюджета.
Кривая Лоренца в этом случае станет более гладкой, приблизится к диагонали.
Сам вопрос о неравенстве и перераспределении доходов тесно связан с понятием
“бедность”, но определить такой стандарт – уровень бедности – очень трудно. Каждое
государство поступает в этом случае по-своему. Одни считают бедность от величины
доходов, когда они не выше, чем определенная доля среднего дохода; другие – по по-
требительской корзине, как невозможность приобрести определенную ее часть. Способ
преодоления бедности в рыночной экономике – рост производства и перераспределе-
ния доходов.

2.2.2. Поведение потребителя

Изучение поведения потребителя не случайно предшествует изучению фирмы.
Производство и сфера услуг на рынке «запрашивают» потребителя, апеллируют к нему
как к «высшей и последней инстанции»: что производить? Отдаст ли потребитель свои
деньги за товар и, если отдаст, то сколько он готов отдать? Следовательно, получит ли
фирма прибыль и, если получит, то сколько?


Экономисты определяют вышесказанное как суверенитет потребителя – спо-
собность воздействовать на производителя, покупая товар или услугу, по цене,
которую согласен заплатить. Необходимым условием реализации суверенитета
потребителя является свобода потребительского выбора, то есть право самостоятельно
принимать решения «потреблять – не потреблять», «когда покупать», «у кого покупать»
и т.д.


Какие задачи стоят перед экономистом, который берется за рассмотрение поведения
потребителя? Может ли он ответить на вопрос: что покупать потребителю? Вероятно,
нет. Иначе пришлось согласиться с тем, что джаз – музыка для толстых, телевизор лучше
холодильника и т.д.


Так что же тогда «лучший» для потребителя набор товаров? Экономисты
предполагают, что у каждого потребителя существует своя субъективная
шкала предпочтений, то есть, каждый человек знает, чего хочет больше, а чего – мень-
ше. С точки зрения своих предпочтений он стремится выбрать лучший набор товаров и
услуг. Это предположение носит название гипотезы о рациональном поведении по-
требителя.


Если удовлетворение, получаемое от потребления выбранного набора назвать «по-
лезностью», то данная гипотеза может быть сформулирована следующим образом: по-
требитель ведет себя так, чтобы при ограниченном доходе максимизировать (сделать
как можно большей) полезность выбираемого набора товаров и услуг.


Рассмотрим поведение потребителя с точки зрения полезности.
Итак,
полезность (utility) – степень удовлетворения от потребления товара или услуги;
?

совокупная полезность (total utility) – величина удовлетворения от всего количества
?

товара, потребленного в заданный момент времени;
предельная полезность (marginal utility) – величина удовлетворения от потребления
?

каждой дополнительной или последней единицы товара или услуги.


По мере того, как количество потребляемого товара растет, предельная полезность
каждой последующей единицы товара уменьшается. В этом проявляется закон убы-
вающей предельной полезности. Его обоснование очевидно: по мере насыщения каж-
дая последующая единица блага приносит все меньше удовольствия.
В терминах полезностей и затрат на получение благ потребительский выбор можно
описать следующим образом: потребитель стремится достичь наибольшей общей по-
лезности, используя для этого представления о предельной полезности благ: решая, что
выбрать – третье пирожное или второй стакан кофе? – потребитель оценивает, сколько
удовольствия на затраченный рубль принесут ему эти единицы благ. То есть в качестве
критерия выбора используется отношение предельной полезности последней единицы
блага к его цене.


Лучший для потребителя набор товаров и услуг - с максимальной общей полезно-
стью – достигается, если для всех благ, входящих в потребительский набор, выполняет-
ся условие:


Предельная полезность Предельная полезность
последней единицы товара А последней единицы товара В
=
Цена А Цена В


Если это соотношение не выполняется, значит, последняя единица какого-то блага
приносит больше удовольствия на единицу затрачиваемых денег. Тогда набор благ
можно улучшить: нужно перераспределить средства в пользу блага, приносящего
больше полезности на единицу затрат.


2.3. Предприятие

Теперь рассмотрим поведение другого субъекта экономики – производящего.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий товары,
услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической дея-
тельности с целью извлечения прибыли.




2.3.1. Виды предприятий

Рассматривая поведение потребителя, мы не ставили задачу ответить на вопрос о
том, какие бывают потребители. Причина в том, что на рынке обычно много потреби-

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign