LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

бование использовать ресурсы наилучшим способом. Действительно, трудно утвер-
ждать, что Вы получаете максимальное количество картошки со своих восьми соток,
если Вы обработали только половину участка или пытались вскопать его ручным мик-
сером?
Эффективность в распределении – это ситуация, когда невозможно увеличить
удовлетворение от потребленных товаров и услуг для одного человека, не уменьшив
при этом уровня удовлетворения потребностей хотя бы одного из оставшихся.
Распределение товаров и услуг может быть более эффективным, если общество не
препятствует добровольному обмену, хотя и в этом случае не всегда наилучшее рас-
пределение гарантировано. Механизм эффективного распределения в данном случае
прост: если Вы по обоюдному согласию с соседом по парте меняете карандаш на бу-
терброд, удовлетворение каждого из вас не уменьшится, а скорее всего увеличится, по-
тому что вы оба меняете менее желанное для себя на более желанное.


1.4. Производственные возможности
экономики



Основные понятия экономической теории и допущение о
Б: кнуты




выпуске в экономике лишь двух товаров позволяют нам по-
B
D
строить первую общую графическую модель экономики:
график производственных возможностей, где:
A

область А – все комбинации кнутов и пряников, которые
С
А: пряни-
может произвести данная экономика;
линия ВС (кривая произведенных возможностей) – максимально возможные комби-
нации выпуска кнутов и пряников при заданном количестве ресурсов;
область D – комбинации кнутов и пряников, несомненно, более желанные, но не-
доступные при данном количестве ресурсов.


Характер графика показывает, что в экономике, работающей эффективно, то есть
производящей максимально возможное количество благ на имеющихся ресурсах, боль-
шее количество продукта А может быть получено только путем отказа от производства
определенного количества продукта Б. Эта «жертва» называется вмененными издерж-
ками производства продукта А. На графике видно, что с увеличением производства про-
дукта А вмененные издержки его производства растут. Это объясняется тем, что ресурсы
в экономике обладают неодинаковой производительностью в производстве разных това-
ров. Поэтому для производства каждой последующей единицы блага А нужно затрачи-
вать все большее количество все менее производительных для выпуска А ресурсов, при-
спосабливая их к производству данного блага.
Такой график может использоваться для анализа экономики лишь при условии, что
количество ресурсов и технологии в экономике не меняются. Если мы рассматриваем
экономику какой-либо страны в течение определенного времени, понятно, что это до-
пущение является нереальным. В стране может увеличиваться или уменьшаться коли-
чество ресурсов, могут изменяться технологии, а значит, будут изменяться и производ-
ственные возможности страны.


Если производственные возможности экономики увеличиваются, то есть экономика
может произвести большее количество одного продукта, не жертвуя при этом произ-
водством другого, мы наблюдаем экономический рост. Графически экономический
рост выражается в перемещении кривой производственных возможностей дальше от
начала координат. Рост, причиной которого было увеличение количества ресурсов в
экономике, называется экстенсивным. Если рост являлся следствием улучшения тех-
нологий, что означает возможность произвести больше благ из прежнего количества
ресурсов, он называется интенсивным.
Обратная ситуация – уменьшение производственных возможностей экономики –
тоже, в принципе, возможна. Тогда мы говорим об экономической деградации.
График производственных возможностей позволяет в самом общем виде анализиро-
вать состояние экономики, ее возможности и наиболее предпочтительные варианты
развития.




1.5. Структура экономики

График производственных возможностей – не единственная общая черта, объеди-
няющая экономики всех стран. Хозяйство любой из них, как уже говорилось выше, со-
стоит из четырех взаимосвязанных сфер: производства, распределения, обмена и по-
требления. Эти сферы определяются экономической активностью субъектов
экономики в разных ее секторах.
Сферу потребления представляют домашние хозяйства – субъекты экономики, ос-
новной экономической функцией которых является потребление. К домашним хозяйст-
вам относятся не только семьи или одинокие люди, ведущие самостоятельное хозяйст-
во, но и организации, например, политические партии или религиозные секты, которые
с экономической точки зрения являются только потребителями.
Совокупность конкретизированных желаний домохозяйств дает картину потребно-
стей общества.
Эта картина – подсказка ЧТО и СКОЛЬКО производить для тех, кто занят произ-
водством. Сфера производства в экономике представлена предприятиями. Производ-
ственная деятельность предприятий служит удовлетворению потребностей общества.
Если предприятие верно определило наличие в обществе потребности в определенном
благе, оно может успешно реализовать это благо, а значит, получить прибыль.
Чтобы произведенные блага были потреблены, в экономике необходимо наличие
какой-то системы распределения благ, сферы обмена. Эту функцию могут выполнять
рынки или централизованное распределение благ. Сфера обмена в каком бы то ни бы-
ло виде также представляется определенными экономическими субъектами, например,
банками и биржами, страховыми компаниями и т.д.
Необходимым условием осуществления экономической деятельности является соз-
дание для нее рамочных условий: правил, по которым должны действовать и взаимо-
действовать экономические субъекты. Значит, в любой экономике должен быть пред-
ставлен еще и такой субъект, задачей которого являлось бы определение правил
взаимодействия всех прочих субъектов в экономике, обеспечение гарантий того, что эти
правила будут выполняться и общее регламентирующее и регулирующее воздействие на
экономику. Этот экономический субъект – государство.
Любая экономика, таким образом, может быть представлена в виде определенной
схемы взаимодействия между указанными выше субъектами.




1.6. Экономические системы.
Экономика переходного периода.
Рыночная экономика
Если у экономик всех стран столько общего, почему же они такие разные? Ответ
прост: различные экономики сталкиваются с одними и теми же проблемами, но по-
разному подходят к способу их решения.
Существуют самые разнообразные определения экономической системы. Вот не-
которые из них:
«Экономическая система – совокупность механизмов и институтов для выбора
способов использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, приня-
тия решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной
географической теории».
П. Грегори, Р. Стюарт.


«Экономическая система включает все те институты, организации, законы и пра-
вила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые
прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение или результаты».
Ф. Прайар.


Для нас сейчас удобнее будет использовать следующее определение:
экономическая система – это совокупность общественных институтов
и механизмов для выбора способов использования ограниченных ре-
сурсов в производстве благ, имеющих целью удовлетворение потребно-
стей общества.




По способу принятия экономических решений можно выделить три основных типа
экономических систем.


Традиционная экономика – люди, в общем, повторяют экономические
решения, которые уже неоднократно принимались ими или предшествующими
поколениями. Эти решения основываются не на соображениях эффективности, а на их
соответствии принятым традициям.


Командная экономика – основана на централизованных методах принятия
решений и господстве государственной собственности.
Рыночная экономика – основана на децентрализованных методах принятия
решений и частной собственности.


Любая реальная экономическая система содержит элемент всех трех типов, а зна-
чит, является смешанной. Например, в любой рыночной экономике государство уста-
навливает и собирает налоги, то есть мы наблюдаем элемент централизованного приня-
тия решений в децентрализованной экономической системе.
Или то, что в экономике командного типа – в Советском Союзе – 1-е января не являлся
рабочим днем, то есть государство соглашалось с традицией празднования Нового Го-
да. Но чаще всего в экономике можно выявить доминирующий тип принятия решения
и назвать соответствующую экономическую систему.
Экономика России сейчас являет собой пример еще одного типа экономик – пере-
ходная экономика. Так характеризуются экономические системы, поставившие цель
поломать сложившийся тип принятия экономических решений и построить иные эко-
номические отношения. Исходя из определения экономических систем, это означает
создание новой законодательной базы, ломку старых традиций, организаций, экономи-
ческих отношений, правил поведения и ценностей в обществе и создание новых взамен.
Это весьма сложная задача, откуда, во-первых, ясно – процесс перехода – не год, и не
два, а десятилетия. Во-вторых, трудно проследить закономерности перехода, по край-
ней мере, сейчас, – когда прошло так немного времени с его начала.
Правомерно ли тогда говорить о необходимости изучения экономической теории,
если эта теория не позволяет смоделировать переходные процессы? Да, и вот какие до-
воды можно привести в пользу этого:


• мы уже говорили об общих чертах всех экономик. В России, как и в любой другой
стране, существуют домашние хозяйства, предприятия, государство и т.д. В нашей
стране протекают сходные процессы: мы производим, обмениваем, потребляем.
Значит, можно попытаться описать экономику России с общих позиций;
• вроде бы ясно, к чему мы стремимся перейти. Пытаемся создать рыночную систему
экономических отношений. Поэтому так важно уделить особое внимание изучению
рыночной экономики.


Многие экономисты утверждают, что рыночная экономика благоприятствует эф-
фективности распределения ресурсов, стабильности производства и экономическому
росту. Как это происходит? Отдельные лица и предприятия участвуют на рынке, при-
нимая решения относительно объемов и условий купли-продажи на основе личных ин-
тересов. Эти решения отражаются в спросе и предложении. Рынок «складывает» мил-
лионы таких решений о спросе и предложении и вырабатывает систему рыночных цен,
отражающих предпочтения участников экономических отношений. Рыночные цены и
их изменения являются сигналами производителям, что производить, чего хотят поку-
патели. Они же – цены – выступают в роли средства распределения ресурсов, т.к. ре-
сурсы распределяются в соответствии с тем, что покупатели хотят и могут купить.
Таким образом, рыночную экономику можно определить как систему децентрали-
зованного принятия решений, основанную на использовании рыночных цен для коор-
динации экономической деятельности.
В основе рыночной экономики лежит специализированная деятельность частных
собственников. Иначе говоря, основная масса товаров и услуг производится специали-
зированными частными фирмами, которые, в свою очередь, покупают производствен-
ные ресурсы у частных лиц – владельцев ресурсов, а им продают готовые товары. Это


(а) (а)
Рынок
ресурсов


(б)
(б)
Домашние Частные
хозяйства фирмы

Рынок
продуктов


() ()
позволяет представить схему функционирования рыночной экономики следующим об-
разом:
где: а......... поток ресурсов
б......... плата за ресурсы (деньги)
в ........ поток товаров и услуг
г......... оплата за товары и услуги (деньги)
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
РЫНОЧНОГО ТИПА.
ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ


Задача данного раздела – более точно описать, как работает экономика. Это означа-
ет, что нужно описать правила, по которым функционируют экономические субъекты.
То есть, необходимо рассмотреть работу рынков, поведение домашних хозяйств и
фирм. Естественный вопрос: «Что новенького «придумал» рынок за время своего су-
ществования?» – наведет на тему рыночной инфраструктуры; а анализ состояния и раз-
вития экономики, неудачи рынка в решении ряда проблем заставят вести в рассмотрен-
ную выше схему функционирования экономики рыночного типа еще один субъект –
государство.


2.1. Рынки


2.1.1. Условия возникновения,
функции и виды рынка

Рынок – это общественное устройство (институт), позволяющее потенциальным
продавцам и покупателям взаимодействовать по поводу материальных благ и услуг.
Это взаимодействие не всегда заканчивается куплей–продажей. Можно говорить тогда,
что потенциальный покупатель и продавец не пришли к согласию и не вступили в об-
менные отношения.
Для возникновения рынка необходимы два основных условия.
Во-первых, общественное разделение труда – специализация групп людей или од-
ного человека на выполнении определенного вида работ. Общественное разделение
труда обусловливает появление механизма экономического сотрудничества людей.
Поскольку каждый товаропроизводитель специализируется на выпуске определенных
товаров или выполнении отдельных операций, то возникает необходимость обменивать-
ся продуктами своего труда. Разделение труда создает возможность обмена, увеличивая
производительность труда каждого отдельного товаропроизводителя.
Разделение труда существует в коммуне и на фабрике, но рыночных отношений в
этом случае нет. Для возникновения рынка необходимо еще одно важное условие – на-
личие частных собственников, которые как собственники условий производства рас-
поряжаются и его результатами.


Рынок выполняет в экономике следующие функции:


• во-первых, выступает посредником между продавцами и покупателями, это – по-
средническая функция;
• во-вторых, на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения определя-
ется цена товара, это – ценообразующая функция;
• в-третьих, система цен, складывающаяся на рынке, несет важную информацию для
производителей: что хотят потребители и каким образом это лучше произвести –
это информационная функция;
• в-четвертых, самая главная функция рынка – регулирующая. С помощью рыноч-
ной информации производители решают три главные вопроса, стоящие перед лю-
бой экономикой: что, как и для кого производить, то есть с помощью рынка опреде-
ляется производственная структура экономики, распределяются ресурсы и
произведенные блага;
• в-пятых, рынок «оздоравливает» (санирует) экономику: безжалостно выбраковы-
вает неконкурентоспособные предприятия. Но он также безжалостен и к людям, не
сумевшим «вписаться» в рыночные условия или потерпевшим неудачу в силу тех
или иных причин.


Рынок – сложный механизм. И как всякое сложное явление, его можно рассматри-
вать с разных сторон или классифицировать.
Классификацию можно проводить по разным критериям:


а) по объектам купли и продажи: рынок товаров и услуг, средств производства,
включая рынок инвестиций, услуг труда, финансовый или денежный рынок, рынок
ценных бумаг.
Данную классификацию можно расширять и углублять. Например, рынок товаров и
услуг можно разделить на рынок товаров длительного и краткосрочного пользова-
ния:


б) по географическому положению: местный, региональный, национальный, миро-
вой рынки;


в) по видам продаж: розничный или оптовый рынки;


г) по технологиям сделок: с посредником или без него, с помощью наличных или
безналичных денег и т.п.;


д) по степени ограничения конкуренции: чистый конкурентный рынок, рынок моно-
полистической конкуренции, олигополистический рынок и чистая монополия.


Можно выделить и другие критерии классификации рынков.

2.1.2. Рыночное ценообразование

Система рыночных цен выполняет регулирующую роль: она несет информацию и
стимулирует агентов рынка.
p
Цена на каждый конкретный вид товара складыва-
D
товара




ется под воздействием спроса и предложения.
Спрос – это количество товара, которое люди хотят
и могут купить по любой цене в определенный про-
Цена




межуток времени. Связь между ценой товара и величи-
D
ной спроса на него описывает закон спроса. Графиче-
ская интерпретация этого закона называется график Количество товара Х q

спроса и имеет следующий вид:


Эффект изменения цены при прочих равных условиях проявляется в перемещении
из одной точки кривой в другую. Такое перемещение называется изменением величи-
ны спроса. На действия покупателей оказывает влияние не только цена. Изменение
других параметров также может повлиять на спрос. Эти параметры называются факто-
рами спроса. К ним относятся:
• потребительские вкусы. Мода на украшения из коралла приведет к тому, что поку-
патели будут приобретать большее их количество за ту же цену;
• количество покупателей на рынке. Ясно, что во время каникул в столовой универ-
ситета покупают меньше порций компота просто потому, что в столовую заходит
меньше народа;
• доходы потребителей. Если студентам повысят стипендию, можно предполагать,
что спрос на компакт-диски возрастет;
• ожидания потребителей. Спрос на компакт-диски может возрасти и без изменения
размера стипендии, если студенты почему-то уверены, что стипендию повысят в
следующем месяце;
• изменения цен на другие товары. Имеется в виду изменение цен на взаимодопол-
няемые и взаимозаменяемые товары: если, например, выросли цены на компакт-
диски, то увеличится спрос на кассеты. P
D0 D1
Когда меняется какой-либо фактор спроса,
происходит перемещение самой кривой спроса,
P1
т.е. при той же цене люди будут покупать большее
или меньшее количество блага. В этом случае на-
блюдаем изменение спроса.


Q
Завершая рассмотрение спроса, необходимо заметить, что величина спроса на раз-
личные товары по-разному реагирует на изменения цены. Для анализа этой стороны во-
проса служит показатель ценовой эластичности спроса, который показывает, как меняет-
ся относительная величина спроса при определенном относительном изменении цены:

изменение величины спроса (в%)
ED(P) = изменение цены (в%)




Из-за отрицательного наклона кривой спроса величина коэффициента эластичности
отрицательна, но для удобства ее берут по абсолютному значению.
Если величина спроса меняется в большей степени, нежели цена, то говорят, что
спрос эластичен (коэффициент больше 1). Если в меньшей степени, т.е. величина спро-
са слабо реагирует на изменение цены, – спрос неэластичен (коэффициент меньше 1).
Если цена и величина спроса меняется одинаково, то говорят, что это спрос с единичной
эластичностью (коэффициент равен 1).


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign