LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

б) высокий уровень монополизма отечественного производства в случае остановки
небольшого числа крупных предприятий вызвал бы лавинообразное сокращение
доходов бюджета;
в) конверсия первоклассных ресурсов ВПК на удовлетворение потребностей
населения и гражданского производства требует крупных капиталовложений и
государственной программы, которых нет.
В конечном итоге дефицит бюджета удалось показать на приемлемом уровне,
прибегая к невыплатам заработной платы, пенсий, не оплачивая продукцию
сельскохозяйственным производителям (своего рода продразверстка).
Инфляция тоже вроде вполне терпима – 1,4–3% в месяц. Но при этом не
учитываются неплатежи предприятий друг другу, которые стали применяться для
взаимозачетов, т.е. для оплаты взаимных поставок продукции. Поэтому их и назвали
низколиквидными денежными субститутами.
Таким образом, в области антиинфляционной политики, преодоления бюджетного
дефицита есть и достижения и промахи.
Бюджетная политика. Для уменьшения бюджетного дефицита была проведена
налоговая реформа и сокращены государственные расходы на содержание
государственных предприятий, социальной сферы, науки, образования и т.п.
Налоговая реформа, существенно увеличив налоговое бремя на
предпринимательство, породила эффект бегства от налогов. Плохая собираемость
налогов в свою очередь привела к работе Всероссийской чрезвычайной комиссии по
сбору налогов, хотя и с малым эффектом.
Социальная сфера и системы развития общества попали в очень трудное положение
не только потому, что плохо исполнялась доходная часть бюджета, но и потому, что в
России не развиты негосударственные источники финансирования науки, образования,
система медицинского страхования, пенсионного обеспечения и т.п. Их развитие –


длительный процесс. А пока мы с сожалением наблюдаем катастрофическое
ухудшение положения в социальной сфере в целом при появлении отдельный
«оазисов» в виде медицинских, образовательных учреждений, работающих на новых
принципах и технологиях и обслуживающих преимущественно высокодоходный слой
населения.
Совокупный спрос и предложение. Регулирование, а точнее сжатие совокупного
спроса было связано на первых порах с политикой жестких денежных ограничений
путем повышения ставки рефинансирования, которая доходила до 210%, и
административного ограничения величины заработной платы бюджетной сферы,
дополненного невыплатами зарплаты шахтерам и задержками мизерных пенсий.
Главным же фактором сжатия совокупного спроса с долговременными последствиями
стало падение внутреннего производства и прежде всего в отраслях, обеспечивающих
выход из кризиса: инвестиционном комплексе и высокотехнологичных производствах.
Совокупное предложение оказалось неэластичным по ценам. Взлетевшие
вначале цены не привели к росту предложения, как это следует из монетарной
концепции. А снижение впоследствии темпов инфляции и ставки
рефинансирования Центрального банка не улучшило инвестиционного климата в стране.
Следовательно, на соотношение и динамику совокупного спроса и предложения влияли
неучтенные или слабо регулируемые Правительством факторы.
Внешнеторговая политика. Наибольшего успеха российские реформы достигли,
пожалуй, во внешнеторговой деятельности. Оказалось весьма просто либерализировать
режим внешней торговли. Отечественный рынок был наполнен широким
ассортиментом потребительских товаров, возник «челночный» бизнес, давший работу,
хотя и очень тяжелую, миллионам квалифицированных работников. Однако беспокоит
товарная структура импорта и экспорта, о которой уже шла речь. Но для накопления
валютных резервов, поддержание курса рубля и решения многочисленных внутренних
проблем другого выхода пока нет.
Итак, то, что сейчас называют достигнутое макроэкономическое равновесие, имеет
очень шаткое основание. Возникает вопрос о причинах столь разноречивых
результатов российских преобразований. Он является предметом исследования
российских и зарубежных экономистов, социологов, политологов и т.д.
Перечислим лишь некоторые из причин.
• А. Отсутствие рыночной среды сделало малоэффективным рецепты монетарной
концепции. Последние дают приемлемые результаты в рыночной и приближенной к
ней среде.
• Б. Преобразование собственности в России еще не закончено. Процесс передела
собственности пока концентрирует внимание инвесторов в финансовом, а не
реальном секторе экономики. Ход преобразований собственности способствовал
возрастанию контроля теневой экономики над сферой хозяйственной деятельности.
Существуют оценки, согласно которым от 30 до 50% экономики России подвластны
теневому капиталу, и по прогнозу на 1988 г. его влияние будет расти. Результаты
преобразования собственности во многом определят мотивы деятельности
собственников. Вопрос об итогах приватизации, таким образом, пока открыт.
• В. Россия занимает большое пространство. Выше уже отмечалось, что регионы
очень сильно отличаются друг от друга: по обеспеченности ресурсами, по
хозяйственной освоенности, по густоте транспортных коммуникаций, своими
традициями принятия решений и многим другим. Поэтому единой модели
преобразований экономики в регионах быть не может. Они нуждаются, с одной
стороны, в эффективной центральной власти, а с другой – большей автономии от
центра. Однако именно этого баланса регионы и не имеют.
• Г. Снижение общего уровня жизни и дифференциация регионов и населения по
материальному достатку (различие в региональном разрезе достигают 15 раз), а
также ошибки и упущения политики Правительства по достижению национального
согласия относительно проводимых преобразований способны не только затормозить
реформы, но и трансформировать сначала механизм изменений, а потом и сами
изменения. Например, перейти от преимущественно либерального к механизму с
сильной административной компонентой, от действий по улучшению благосостояния
всех к повышению уровня жизни лишь узкого слоя, от структурной перестройки к
развалу систем жизнеобеспечения и развития и т.п.
• Д. Слабость и неэффективность государственной власти, механизмов реализации
законов, коррумпированность чиновной братии усиливают криминальный характер
преобразований, подменяя подчас критерии и направления хозяйственной
деятельности. Противостоять этому может только эффективный общественный
контроль. А для этого общество должно быть организовано.




Современное российское Правительство пока не смогло обеспечить
цивилизованные рамки для хозяйственной деятельности. Вместе с тем экономический
порядок опирается, как на профессиональное, независимое от власти, осуществление
законов, так и на самоорганизацию населения, на ответственных, инициативных и
законопослушных граждан. Будем надеяться, что Россия этого достигнет.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign