LINEBURG


страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Е.Г. Лиманова, д.э.н. Л.П. Буфетова




Учебное пособие для школьников
(выпуск 2)


Редактор С.П. Мкртчян
Оригинал-макет А.Ю. Плотников



© Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова
© Экономический факультет
Новосибирского государственного университета




В учебном пособии «Основы экономики» представлены понятия и описа-
ние базовых элементов рыночной экономики, принципов функционирования ее
частей. Оно включает большой раздел по переходной экономике России.
Краткость изложения, сочетание теоретических положений с фактиче-
скими данными позволяет использовать пособие в качестве справочного мате-
риала.
Учебное пособие предназначено для учащихся выпускных классов сред-
них общеобразовательных и специализированных учреждений и людей, инте-
ресующихся основами функционирования рыночной экономики.
Настоящее учебное пособие является результатом совместной работы преподавателей эко-
номического факультета НГУ, научных сотрудников Института экономики и организации про-
мышленного производства СО РАН и учителей экономики ряда школ по становлению и развитию
школьного экономического образования, которая осуществляется с помощью Федеральной це-
левой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундамен-
тальной науки на 1997-2000 годы».
В настоящее время появляется много учебной литературы, ориентированной на учащихся
разных классов и разных образовательных учреждений. Пробный вариант учебного пособия
«Основы экономики» корреспондирует с программой классов с углубленным изучением структу-
ры экономики и экономического порядка. Авторы предлагают свою логику изложения материала,
представленную в системе понятий. Эта система охватывает минимально необходимый для пер-
вого знакомства с экономической теорией набор таких понятий.
Особенностью предлагаемого варианта является, во-первых, краткость изложения материа-
ла, что стимулирует обращение к более разработанным учебникам и знакомит с иными подхода-
ми и логикой изложения основ экономической теории. Во-вторых, пособие содержит специаль-
ный раздел по экономическим проблемам переходной российской экономики, в котором находят
приложения многие теоретические понятия.


Первый раздел учебного пособия знакомит учащегося с основными понятиями об экономике
и ее структуре. В нем вводятся базовые экономические категории и описывается элементный
состав (структура) всякой рыночной экономики.


Во втором разделе описываются правила, по которым функционирует рыночная экономика,
правила рационального поведения основных рыночных субъектов и функционирования рыночных
институтов. Материал этого раздела призван сформировать фундаментальные представления о
логике экономического выбора, механизме взаимодействия рыночных субъектов на микроуровне, о
возможностях и проблемах достижения экономической стабильности, основных целях и функциях
государства в рыночной экономике, т.е. о задачах макроэкономического анализа. Для анализа и
оценки состояния экономики необходимы специальные показатели, которые позволяют все это
проделывать. С ними читатель знакомится также во втором разделе.


Третий раздел учебного пособия посвящен основам и принципам функционирования мирово-
го хозяйства. В нем в кратком виде представлены цели, правила и критерии международного
торгового сотрудничества и разделения труда между странами, а также показатели оценки эф-
фективности международного экономического сотрудничества.


Четвертый раздел охватывает наиболее важные вопросы социально-экономического положения со-
временной России. Эти вопросы рассматриваются в контексте общих проблем переходной экономики и их
специфике применительно к России. Специфика проявляется в реакции элементов экономической систе-
мы и рыночных субъектов на проводимые преобразования в экономике и отражается в системе статисти-
ческих показателей. Большое количество статистических иллюстраций призвано обратить внимание не
только на стоящие за ними процессы, но и на «хлеб» экономистов, каковыми являются статистические
данные и умение их анализировать.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭКОНОМИКЕ
И ЕЕ СТРУКТУРЕ


Прежде чем определить, что такое «экономика», необходимо провести разграни-
чение: какую «экономику» мы будем изучать? Имеется в виду, что русский язык в сло-
ве экономика может обозначать, с одной стороны, элемент (подсистему) общественно-
го устройства, систему отношений по поводу производства и распределения благ, с
другой – отрасль науки.


Любой человек, переходящий из разряда пешеходов в разряд автолюбителей, дол-
жен для начала представлять, что нужно сделать, чтобы машина поехала, повернула,
посигналила преградившему путь стаду. Однако следующая ступенька – от «автолюби-
теля» к «хорошему автолюбителю» – требует от человека познания принципов устрой-
ства автомобиля, сущности ряда физических процессов. Без науки здесь трудно обой-
тись.


То же и с экономикой. Человеку, вступающему в экономические отношения, небес-
полезно знать, что представляет собой окружающая его экономика. Но для того, чтобы
научиться принимать обдуманные, рациональные решения, лучше прибегнуть к эконо-
мической теории – науке, предметом изучения которой является экономика как хозяй-
ство общества. Итак, мы изучаем хозяйство общества, используя элементы экономиче-
ской теории. «Первая» экономика для нас – цель, «вторая» – средство.


1.1. Экономика как хозяйство общества.

Итак, экономика, которая нас окружает, – это хозяйство общества. Однако «общест-
венное хозяйство» – слишком абстрактно и непонятно. Наша задача – раскрыть это оп-
ределение, посмотреть на него изнутри.
Общественное хозяйство представляет собой единство четырех сфер: производст-
ва, распределения, обмена и потребления.
Каждая сфера включает в себя все средства и типы отношений между людьми, не-
обходимые для обеспечения соответствующих процессов:
• производства – то есть процесса создания благ;


• распределения – то есть процесса присвоения доходов собственниками ресурсов,
затраченных на создание благ;


• обмена – то есть процесса перехода произведенных благ к их потребителям;


• потребления – то есть процесса использования благ.


Откуда берутся эти сферы? Почему они существуют в единстве друг с другом? По-
чему люди не могут проще реализовывать свои интересы?
Вряд ли требует комментариев существование сферы потребления. Люди всегда об-
ременены потребностями. При этом, как правило, возникает несоответствие между от-
носительно неограниченными потребностями и относительно ограниченными возможно-
стями удовлетворить их. Тогда единственный способ решения проблемы – создать
благо, которого недостаточно в естественных условиях, произвести его. Так появляется
еще одна сфера экономики – производство, принимающая и выполняющая социальный
заказ потребителей.
Однако люди, которые заняты в этой сфере, – не кто иные, как работающие на
предприятиях члены семей, сформировавших «заказ». Получается, люди хотят потреб-
лять блага – люди их делают. Зачем же тогда нужно такое деление: «производство –
потребление»? Оно необходимо потому, что практически везде человек уже давно не
делает все, необходимое ему для жизни, сам. Он делает то, что умеет делать лучше все-
го, имея для этого необходимые ресурсы. И как собственник экономических ресурсов
он получает доход от их использования. То есть, речь идет уже о специализации – со-
средоточении деятельности экономического субъекта на производстве отдельного про-
дукта или его частей. Выгода специализации очевидна: если каждый человек начинает
заниматься тем, что у него получается лучше, то все общество в результате получает
больший набор благ. Значит, в целом появляется возможность лучше удовлетворить
потребности членов общества. Однако каждый отдельный человек производит при
этом ограниченный набор благ. Например, только стулья. Это означает, что люди вы-
нуждены обмениваться продуктами своего труда. Так возникает сфера обмена.
В современной экономике разделение труда существует даже в рамках производства
одного продукта. В изготовлении того же стула могут участвовать десятки людей: ди-
зайнеры, столяры, химики–технологи и т.д. Получается, что доход, полученный от про-
дажи стула, принадлежит многим людям, использовавшим имеющиеся в их распоряже-
нии ресурсы для того, чтобы произвести эту вещь. Так появляется еще один элемент
общественного хозяйства – распределение созданного продукта между собственника-
ми ограниченных ресурсов в соответствии с их вкладом в общественное производство.
Так с выделением сферы обмена и сферы распределения экономика становится дей-
ствительно общим, общественным хозяйством, все части которого являются необхо-
димыми и взаимозависимыми.

1.2. Основные проблемы экономики.
Экономика как наука

«Вторую» экономику – экономическую теорию – мы могли бы определить как нау-
ку, которая изучает хозяйство общества. Но в основе возникновения и существования
любого общественного хозяйства лежат одни и те же проблемы, так называемые ос-
новные проблемы экономики. Их понимание позволит нам дать более общее и точное
определение экономической теории.
«С точки зрения экономиста, условия человеческого существования характеризу-
ются следующими четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к
различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены: они
могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент
времени цели обладают различной важностью. Да, мы таковы – существа, наделен-
ные ощущениями, желаниями и притязаниями, массой инстинктивных и осознанных
стремлений, побуждающих нас к действию. Но время для действий ограничено. Внеш-
ний мир не представляет нам возможностей для достижения всех наших целей в пол-
ной мере. Жизнь коротка, а природа скупа. Цели других людей не совпадают с нашими.
Но мы можем употребить свою жизнь на то, чтобы заниматься разными делами, ис-
пользуя имеющиеся ресурсы и услуги других людей для того, чтобы добиваться раз-
личных собственных целей».
Стремление человека удовлетворить потребности всегда упирается в несоответствие с
необходимыми для их удовлетворения ресурсами, которые ограничены относительно по-
требности в них.
Ограниченность – это ситуация, когда ресурса не достаточно, чтобы удовлетворить
желание каждого. Если ресурсы всегда ограничены, людям приходиться выбирать, на
что их потратить.
Две этих непреходящих проблемы – ограниченность ресурсов и проблема выбора –
составляют предмет изучения экономической теории и позволяют сформулировать ее
определение:


экономика – это общественная наука, изучающая законы, лежащие в ос-
нове выборов, которые совершают люди, используя ограниченные ресур-
сы для удовлетворения своих потребностей.


Иногда под содержанием экономической теории понимают ответ на вопросы: Что
производить? Как производить? Для кого производить (т.е. как распределять)?
Своей постановкой эти фундаментальные вопросы обязаны, как очевидно, основным
проблемам экономики.
Вопрос в том, как экономисты изучают эти проблемы, заставляет нас обратиться к
методологии экономической науки. Экономическое исследование содержит несколько
этапов:


Этап 1. Отбор и классификация фактов, относящихся к проблеме исследования. Часть
экономической теории, занимающаяся этой задачей, называется эмпирической
экономической наукой.


Этап 2. На основе собранных фактов выводятся обобщения, устанавливаются взаимо-
связи между фактами. Результатом этого этапа становится разработка гипотезы.


Этап 3. Проверка фактами. Это – ответственный этап изучения экономических явлений.
Он состоит в выявлении того, в какой мере сформулированная гипотеза соот-
ветствует фактам «видимой экономики». Лучше всего такую проверку прово-
дить с помощью моделей. Любое описание того, как факты связаны между со-
бой, мы будем называть моделью. Экономисты используют описательные,
математические и графические модели, другими словами, взаимосвязь фактов
можно выразить словами, формулами (аналитически) и графически.
Этап 4. Применение полученных результатов для обоснования экономической полити-
ки. Для этого используются модели, объясняющие явления «видимой» эконо-
мики, их прогнозирующие, как средства решения конкретной проблемы.


Методы экономических исследований, по сути, являются общенаучными. Особен-
ность же экономического исследования заключается в том, что к любой проблеме эконо-
мисты подходят с позиций «затраты–выгоды».
Остается только добавить, что исследование в экономике может проводиться на
двух разных уровнях анализа: микроэкономический и макроэкономический анализ.
Микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими едини-
цами, с детальным изучения поведения этих единиц. Сюда относится изучение рынков
отдельных товаров и услуг, а так же элементов рынка: спрос, предложение, цена. Важ-
нейшие субъекты рынка – это домашнее хозяйство и предприятие.
Макроэкономика – раздел экономической науки, который анализирует экономику
в целом или основные ее составляющие, объединенные в большие группы.




1.3. Основные понятия экономической
теории

Проблема ограниченности возникает из-за того, что ресурсов, которые ограничены
в любой момент времени, не хватает, чтобы удовлетворить потребности каждого. По-
этому появляется проблема выбора альтернативных способов расходования ресурсов
для того, чтобы полученное удовольствие было максимальным. Как делать такой вы-
бор, а если он уже сделан, как оценить, действительно ли это лучший выбор? Для этого
нужно уметь оценивать эффективность принимаемых решений.
Если факты, указанные выше, лежат в основе существования экономики, осмысле-
ние понятий, которые используются для описания основных проблем экономики, явля-
ется первым шагом, который нужно сделать в ее изучении. Исходным пунктом для нас,
таким образом, становятся основные понятия экономической теории.

1.3.1. Потребности

Потребностями называют все физические, духовные и социальные условия жизни,
к достижению которых стремятся люди, группы и общество в целом.
Из всего многообразия потребностей в экономике изучаются те, которые удовлетво-
ряются потреблением товара или услуги. Эти потребности живо рисуют картину рынка
и легко учитываются в сделках купли-продажи. Кроме того, к экономическим относят
потребность в наличии свободного времени, потому что, не имея свободного времени,
нельзя получить удовольствие от товара или услуги.
Результатом развития общества является постоянный рост потребностей. Если точ-
нее, появлению новых потребностей общество обязано научно-техническому прогрес-
су. Действительно, сто лет назад у гимназиста не было потребности заполнить паузу в
работе над домашним заданием компьютерной игрой. Да и психология человека такова,
что, удовлетворив потребность на простом уровне, ему хочется повторить удовольствие
в более изысканном варианте.
По степени насущности можно выделить потребности первой необходимости, на-
пример, потребность в воде для приготовления пищи, и потребности более высокого
порядка, к примеру, в результате изменения вкуса может появиться потребность но-
сить не коричневый, а красный пиджак. По способу удовлетворения потребности бы-
вают индивидуальные: «Я хочу выпить чашку кофе», – и коллективные: «Мы хотим
иметь в университете кафе, чтобы выпить чашку кофе в обеденный перерыв». Удовле-
творение этой потребности возможно только всем вместе.

1.3.2. Блага

Экономические потребности удовлетворяются посредством благ. Под благом по-
нимают любое средство, приносящее пользу, т.е. способное удовлетворить какую-либо
потребность.
Свободное благо находится в избытке по отношению к потребностям и не является
предметом экономической деятельности. Например, дневное освещение. Однако осве-
щение ночью является относительно редким – его не много относительно потребно-
сти в нем, – поэтому данное благо производят, а производство сопряжено с затрата-
ми. Вот почему оно имеет цену. Это уже пример экономического блага. Только они
имеют экономическое значение, потому что являются предметом экономической дея-
тельности.
Экономические блага бывают:
материальными и нематериальными
?

Обычно под материальными благами понимают товары, а под нематериальными –
услуги. В действительности же услуги могут быть и материальными (например,
транспортные услуги). Значит, между товарами и услугами существует другое от-
личие, а именно: от товаров услуги отличаются тем, что их производство и потреб-
ление происходит одновременно, их невозможно хранить. Например, массаж: эта
услуга потребляется в тот самый момент, когда ее оказывают. Врач не может сде-
лать массаж впрок, чтобы им воспользовались на следующий день.
потребительскими и инвестиционными
?

Потребительские блага непосредственно удовлетворяют потребности, например, джин-
сы, чайники. Инвестиционные блага используются для производства других благ, как,
например, экскаватор, товарный состав.
взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми.
?

Взаимозаменяемые товары и услуги удовлетворяют одну и ту же потребность. Со-
вместное потребление взаимодополняемых благ необходимо для удовлетворения од-
ной потребности.


Итак, для удовлетворения экономических потребностей необходимо произвести то-
вары или услуги, а для того, чтобы их произвести, нужны ресурсы.

1.3.3. Ресурсы

Ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называются
факторами производства. Выделяют три основные категории факторов производства:


Человеческие ресурсы – все умственные и физические способности, затрачи-
ваемые людьми в процессе производства. В рыночной экономике выделяют осо-
бый вид человеческих ресурсов: предпринимательскую способность. Это способ-
ность некоторых людей организовывать экономическую деятельность путем принятия
на себя риска, связанного с началом нового дела, вынесением на рынок нового товара
или услуги, а также совершенствованием технологий, с надеждой получить прибыль.
Этот специфический вид человеческих ресурсов очень важен для рыночной экономи-
ки, поскольку является, фактически, основой ее развития. Действительно, как в экономи-
ке, где нельзя принуждать (принуждают здесь не экономические субъекты, а экономиче-
ские законы), побудить стабильно работающего производителя совершенствовать произ-
водство? Только он сам, готовый рискнуть ради возможности увеличить прибыль, может
что-то изменить в своем производстве. Предпринимательская способность – это опреде-
ленное сочетание психологических характеристик человека, своего рода талант, которому
невозможно научиться. По оценкам психологов, способность к предпринимательству
имеют 10–15% населения.


Капитал – все средства производства, созданные людьми, включая предметы
труда, инструменты, промышленное оборудование и инфрастуктуру. Следует
оговориться, что в этом определении подразумевается капитал реальный.
В широком смысле капитал – это все, что способно приносить доход, вот почему мож-
но было бы выделить еще и финансовый капитал. К нему относят временно свобод-
ные денежные средства экономических субъектов, приносящие доход (например, в ви-
де процента по вкладам или дивиденда). Однако деньги сами по себе ничего не
производят, вот почему финансовый капитал не является фактором производства.
Природные ресурсы – естественные средства производства, дары природы,
используемые в производстве товаров и услуг. Различают невоспроизводимые
природные ресурсы, например, нефть; воспроизводимые с помощью человека – плодо-
родие почвы, к примеру; и самовоспроизводящиеся – климат, как один из них.

1.3.4. Экономический выбор

Основное свойство экономических ресурсов – ограниченность в каждый момент
времени. Как следствие, для каждой единицы ресурсов существует несколько альтерна-
тивных вариантов применения. А значит, выбирая какой-либо из них, мы теряем выго-
ды, которые могли быть получены от иного применения ресурсов. В этом суть пробле-
мы выбора – любой выбор связан с уступкой (отказом) части чего-либо за
возможность обладать чем-то другим.


Иначе цена выбора в экономической теории описывается понятием «альтернатив-
ная стоимость» – это выгода от возможного другого варианта применения ограничен-
ного ресурса, которой приходится поступиться, если ресурс используется так, а не иначе.
То, что результат выбора имеет альтернативную стоимость, является аргументом в
пользу важности изучения проблемы выбора – ведь от того, как мы умеем выбирать,
будет зависеть, не придется ли впоследствии жалеть о сделанном выборе.


Мы не можем наверняка ответить на вопрос, что выберет человек, – это дело его
вкуса, но мы знаем, как он будет выбирать: по возможности уменьшая затраты и уве-
личивая выгоды своего решения. Используя понятие альтернативной стоимости, можно
сказать, что человек выбирает вариант с минимальной альтернативной стоимостью.


На людей, совершающих выбор, можно оказать воздействие с помощью стимулов:
поощрений или наказаний. Умение управлять выбором на основе стимулирования
очень важно для руководителя любого уровня.

1.3.5. Экономическая эффективность

В силу ограниченности ресурсов люди не могут полностью удовлетворить свои по-
требности. Они всегда вынуждены реализовать некоторые из них в пределах распола-
гаемых ресурсов, а значит, всегда актуальным является вопрос о том, насколько удач-
ным оказался сделанный выбор. Для оценки выбора используется показатель
экономической эффективности. Он характеризует результативность использования
ограниченных ресурсов, то есть, в какой мере достигается цель – максимальное удовле-
творение потребностей – при выбранном способе использования ресурсов.
Различают эффективность в производстве и эффективность в распределении.


Эффективность в производстве означает, что при данном количестве ресурсов и
существующем уровне знаний, невозможно выпустить большее количество одного
продукта, не уменьшив производство другого. Это определение отражает ситуацию
полной занятости ресурсов и полного объема производства, подразумевающего тре-

страница 1
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign