LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность родительского комитета общеобразовательного учреждения, являющегося органом соуправления общеобразовательного учреждения.
1.2. Положение об общешкольном родительском комитете принимается на общешкольном родительском собрании, утверждается и вводится в действие приказом по общеобразовательному учреждению. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в таком же порядке.
1.3. Родительский комитет (далее по тексту - комитет) возглавляет председатель. Комитет подчиняется и подотчетен общешкольному родительскому собранию. Срок полномочий комитета - 1 год (или ротация состава комитета производится ежегодно на треть).
1.4. Для координации работы в состав комитета входит заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе.
1.5. Деятельность комитета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской федерации в области образования, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.
1.6. Решения комитета являются рекомендательными. Обязательными являются только те решения комитета, в целях реализации которых издается приказ по общеобразовательному учреждению.

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Основными задачами комитета являются:
2.1. Содействие руководству общеобразовательного учреждения:
- в осуществлении образовательного процесса, в охране жизни и здоровья обучающихся;
- в защите законных прав и интересов обучающихся;
- в организации и проведении общешкольных мероприятий.
2.2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся общеобразовательного учреждения по разъяснению их прав и обязанностей, значению всестороннего воспитания ребенка в семье.
III. ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА.
3.1. Содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (в соответствие с Концепцией школы и планом её реализации на текущий период). Совместно с директором организует обсуждение и разработку концепции общеобразовательного учреждения.
3.2. Координирует деятельность классных родительских комитетов.
3.3. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
3.4. Оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий, в том числе родительских собраний.
3.5. Рассматривает обращения в свой адрес, а также обращения по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции комитета, по поручению руководителя образовательного учреждения.
3.6. Обсуждает локальные акты общеобразовательного учреждения по вопросам, входящим в компетенцию комитета.
3.7. Взаимодействует с общественными организациями по вопросам пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
3.8.Взаимодействует с другими органами соуправления общеобразовательного учреждения по вопросам проведения общешкольных мероприятий и другим, относящимся к компетенции комитета.
3.9.Совместно с руководством общеобразовательного учреждения контролирует качество организации образовательного процесса и его условий (на основе мониторинга).

IV. ПРАВА РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА.
В соответствии с компетенцией, установленной настоящим Положением, комитет имеет право:
4.1. Принимать участие в обсуждении локальных актов общеобразовательного учреждения, разрабатывать и принимать локальные акты в соответствие со своим уровнем компетенции (о классном родительском комитете, о постоянных и временных комиссиях комитета)
4.2.Заслушивать и получать информацию от руководства общеобразовательного учреждения, других органов соуправления.
4.3. Вносить предложения руководству общеобразовательного учреждения, другим органам соуправления и получать информацию о результатах их рассмотрения.
4.4. Обращаться за разъяснениями в учреждения и организации.
4.5. Давать разъяснения и принимать меры по рассматриваемым обращениям.
4.6. Организовывать постоянные или временные комиссии под руководством членов комитета для исполнения своих функций.
4.7. Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную деятельность на благо школы.
4.8. Формировать Фонд родительского коллектива и расходовать его по своему усмотрению
4.9. Приглашать на свои заседания родителей (законных представителей) обучающихся по представлениям (решениям) классных родительских комитетов.
4.10. Председатель родительского комитета может присутствовать (с последующим информированием комитета) на заседаниях педагогического совета, других органов соуправления по вопросам, относящимся к компетенции комитета.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА.
Комитет несет ответственность за:
5.1. Выполнение плана работы.
5.2. Выполнение решений, рекомендаций комитета.
5.3. Принятие решений в соответствии с действующим законодательством.
5.4. Реализацию Концепции школы в вопросах семейного и общественного воспитания.

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ.
6.1. В состав комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся по 1 от каждого класса (в зависимости от количества классов в общеобразовательном учреждении могут входить по 1 представителю от параллели, по 2 от класса и т.п.). Представители избираются ежегодно в начале учебного года на классных родительских собраниях.
6.2. Численный состав комитета определяет руководство общеобразовательного учреждения.
6.3. Из своего состава комитет избирает председателя (могут также быть избраны заместитель председателя, секретарь, казначей и т.п.)
6.4. Комитет работает по плану и регламенту, которые согласованы с директором общеобразовательного учреждения.
6.5. Отчет о работе комитета происходит на общешкольном родительском собрании не реже 2 раз в год. В течение года родительский комитет информирует о результатах своей деятельности родителей на классных собраниях, через школьную газету.
6.6. Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решение принимается простым большинством голосов.
6.7. Переписка комитета по вопросам, относящимся к его компетенции, ведется от имени общеобразовательного учреждения, документы подписывают директор общеобразовательного учреждения и председатель комитета.

VII. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.
7.1. Комитет ведет протоколы своих заседаний и общешкольных родительских собраний в соответствии с Инструкцией о ведении делопроизводства общеобразовательного учреждения.
7.2. Протоколы хранятся в канцелярии общеобразовательного учреждения.
7.3. Ответственность за делопроизводство возлагается на председателя комитета (секретаря).



ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Объем курса: 64 часа
Режим занятий: сентябрь - апрель, 1 раз в месяц по 4 часа , продолжительность два года.
Второй вариант: сентябрь - апрель, 2 раза в месяц по 4 часа, продолжительность один год.
Форма обучения: очная

Цель: способствовать выполнению родителями главной функции семьи - первичной социализации ребенка через предоставление правовых, психолого-педагогических, валеологических знаний, освоение умений и навыков построения "помогающих" взаимоотношений в семье.
Задачи:
1. Познакомить с подходами к социализации ребенка, воспитанием его в современных условиях.
2. Предоставить родителям знания о правовых основах современного воспитания.
3. Дать знания о психологических основах развития личности и организации эффективного общения.
4. Рассмотреть понятие "семья" как социальный институт, обладающий огромным воспитательным потенциалом.
5. Познакомить с условиями коллективного воспитания в классе - как пространстве взаимодействия педагога, родителей и ребенка.

Актуальность просвещения родителей сегодня налицо. По данным исследований 1/3 родителей испытывают затруднения в отношениях с детьми, 1/5 часть испытывают проблемы в отношениях с педагогами. Более половины родителей испытывают потребность в освоении приемов и форм организации эффективного общения с детьми, организации семейных традиций и праздников. Это связано с недостаточной психологической и педагогической компетентностью родителей. Большая потребность обнаруживается в умении создавать и поддерживать оздоравливающую среду, в знании правовых основ семейного воспитания.
На удовлетворение этих потребностей родителей и направлена предлагаемая авторами Программа всеобуча родителей для образовательных учреждений.

Теоретико-методологической основой программы являются:
- гуманистический подход в психологии ( Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др. ).
- Методологические и теоретические проблемы личности как субъекта деятельности и отношений (Ананьев Б.Г., Братусь Г.С.,Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский В.А., Сухомлинский В.А., Рубинштейн С.Л. ).
- Исследования в области воспитания коллектива ( Иванов И.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Макаренко А.С., Новикова Л.И., Радина К.Д. и др. ).
- Проблемы валеологии семьи ( Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.)
- Исследования проблем социальной работы с семьей ( Асмолов А.Г., Бадя Л.В., Бочарова В.Г., Гуров В.Н., Лесгафт П.Ф., Макаренко А.С.).
Принципы организации деятельности в процессе обучения родителей:
- 1. Принцип гуманных взаимоотношений - как отношений принятия, сопереживания, понимания и содействия.
- 2. Принцип открытости.
- 3. Принцип индивидуально - личностного подхода. Предполагает актуализацию индивидуально-личностных потенциалов родителей во взаимодействии.
- 4. Принцип анализа и самоанализа. Предполагает включение рефлексивного компонента на завершающем этапе деятельности.
Формы занятий:
Это могут быть: лекция, практикум, мастерская, тренинг, видеотренинг, упражнения на взаимодействие, продуктивная игра, дискуссия, посещение уроков и классных дел.

Содержание программы

Раздел 1. Социализация ребенка - как педагогическая проблема

Тема 1. Основы социализации личности школьника в процессе социального воспитания.
Социализация как сложное научное понятие. Воспитание как часть социализации. Факторы социализации по А.В.Мудрику: макро-, мезо-, микрофакторы.
Тема 2. Направления обновления современного воспитания в ОУ.
Воспитательная система ОУ, признаки, содержание компонентов, их взаимосвязи. Гуманистические концепции воспитания (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.) Личностно-ориентированный подход в воспитании. Психолого - педагогическая медико-социальная поддержка субъектов в ОУ в процессе деятельности.




Раздел 2. Психолого-педагогические основы развития личности

Тема 1. Индивид. Личность. Субъект.
Пол и психология воспитания. Нестандартный ребенок : гений, "трудный"? Возрастные особенности развития детей. Психологические особенности ранней юности. Так ли уж труден трудный подросток? Как стать и остаться здоровым ( условия сохранения здоровья учащихся ). Я - это Я, или искусство быть собой. Как снять стресс, или 20 способов улучшить свое самочувствие за три минуты.
Тема 2. Развитие навыков эффективного общения.
Общение: понятие деятельности общения. Качества личности, необходимые для успешного общения. Правила эффективного общения. Слушание: непременное условие поддерживающего поведения. Как ясно сообщить о своих наблюдениях, потребностях, чувствах. О "работе лицом". Закомплексованность в общении, ее причины и пути преодоления. Аутотренинг. Типичные ситуации общения. Общение с проблемными людьми. Воздействие стиля общения родителей с детьми на их эмоциональный опыт. Начало, развитие и сохранение гуманных (помогающих) взаимоотношений - как фактора благоприятного самочувствия ребенка.

Раздел 3. Семья - как приоритетная сфера воспитания ребенка

Тема 1. Семья как социальный институт.
Характеристика функций семьи, компоненты семьи, валеологические аспекты семейного воспитания. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования. Правовая и экономическая защита ребенка. Конвенция о правах ребенка. О правовой культуре учащихся.
Тема 2. Воспитательный потенциал семьи, его слагаемые.
Родители и дети, или педагогика "помогающих" отношений. Влияние на ребенка семейных традиций, их место в современном укладе семьи. Искусство создания семейного праздника. Интимность : проблемы семейного общения. Технологии организации деятельности с детьми : "Информационное зеркало", "Огонек", "Башня", "Детектив" и др.

Раздел 4. Коллектив. Коллективное воспитание в школе.

Тема 1. Ученический коллектив -как фактор воспитания и развития ребенка.
Общее представление о коллективе. Дружный класс как маленькая планета (А.Кроник). Я - Ты - Мы. Психолого-педагогические возможности улучшения общения в коллективе. Отношения и взаимоотношения в коллективе. Лидеры и тихони, социальные роли в коллективе. Как мы играем самих себя (А.Добрович). Личность. Деятельность. Коллектив. (А.В.Петровский).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем
Всего часов
Лекции
Практические
1.Социализация ребенка как педагогическая проблема
10
10
1.1. Основы социализации личности школьника в процессе социального воспитания
2
2
1.2. Направления обновления современного воспитания в ОУ
4
4
2. Психолого-педагогические основы развития личности
26
12
14
2.1. Индивид. Личность. Субъект
12
8
4
2.2. Развитие навыков эффективного общения
14
4
10
3. Семья - как приоритетная сфера воспитания ребенка
20
10
10
3.1. Семья как социальный институт
4
4
3.2. Воспитательный потенциал семьи, его слагаемые
16
6
10
4. Коллектив. Коллективное воспитание в школе
10
8
2
4.1. Классный ученический коллектив как фактор воспитания и развития личности
10
8
2
Итоговая диагностика удовлетворенности родителей курсом
2
2
Всего:
64
36
28



ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.,1995.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000.
4. Бочарова В.Г. Педагогики социальной работы. - М., 1994.
5. Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: общественный и зарубежный опыт. - Т. 1. - Москва-Тула, 1993.
6. Бочарова В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. - М., 1996.
7. Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1978.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
10. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1976.
11. Болдырев Е.В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. - М.,1964.
12. Битянова М.Г. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - C-Пб.: Питер, 2003.
13. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей - М., 2003.
14. Гуров В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае // Педагогика. - 1997. - № 1.
15. Гурьянова М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе. - М.,1993.
16. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы : становление и развитие. - М., 2001.
17. Газман О.С. Неклассическое воспитание. - М.: Мирос,2002.
18. Зюбин Л.М. Все равно я к тебе приду. - Лениздат, 1990.
19. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология - Бахрам. - М.,2003.
20. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива, - Минск: Народная асвета, 1994.
21. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
22. Казаринова Н.В., Погольши В.М. Межличностное общение (хрестоматия). - C-Пб.: Питер, 2001.
23. Касаткин С.Ф. Мастер общения. - C-Пб.: Питер, 2002.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.
25. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.,1991.
26. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2003.
27. Лесли Рай Развитие навыков эффективного общения. - C-Пб.: Питер, 2002.
28. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.: Знание, 1988.
29. Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Педагогическое руководство формированием классного коллектива: формы и приемы. - Великий Новгород, 2003.
30. Маслоу А. Мотивация и личность. - C-Пб.: Евразия, 1999.
31. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей // Избр. пед. соч. - Т.2. - М., 1977.
32. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.,1969.
33. Мудрик А.В. Социализация в "смутное время". - М.: Знание, 1991.
34. Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988.
35. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.
36. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.
37. Сухомлинский В.А. Избр. пед. произв. - Т. 5. - М., 1978.
38. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1978.
39. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей // Автор- составитель Л.В. Байбородова. - Ярославль, 1992.
40. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.





СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Собеседование с учащимися нового набора и его родителями 4

Технология "Солнечный круг"
(Первое общешкольное родительское собрание) 4

Первое родительское собрание в классе 4

Памятка для родителей 4

Примерное положение о родительском комитете
общеобразовательного учреждения 4

ПРОГРАММА
Родительского всеобуча в образовательном учреждении 4

Литература 4










Научно-методическое издание




О.А.Лепнева,
Е.А.Тимошко



Родители и школа: первая встреча


Научно-методические рекомендации






Редактор:
О. Н. Лаврова

Компьютерная верстка:
Джураева С.М.

Ответственная за выпуск:
В.И.Белова


____________________________________________________________
Лицензия ЛР № 040305 от 24.03.97
Подписано в печать 25.10.2004. Объем 2 п.л. Тираж 100 экз.
Новгородский региональный центр развития образования.
173001, Великий Новгород, Новолучанская, 27.
Отпечатано в фирме "Бумеранг".
173001, Великий Новгород, Стратилатовская, 15.

??

??

??

??










32



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign