LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комитет образования Новгородской области
Новгородский региональный центр развития образования







О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко






Родители и школа:
первая встреча

Серия "Администрации школы о работе с родителями"




ВЫПУСК 1














Великий Новгород
2004

Комитет образования Новгородской области
Новгородский региональный центр развития образования










Родители и школа:
первая встреча

Серия "Администрации школы о работе с родителями"



ВЫПУСК 1



Научно-методические рекомендации
















Великий Новгород
2004

ББК 74.200.2 Печатается по решению
Л 48 РИС НРЦРО



Рецензенты:
Александрова М.В., гл. методист НРЦРО
Шляхова Г.С, гл. методист НРЦРО












Л 48 Лепнева О.А., Тимошко Е.А.
Родители и школа: первая встреча // Серия "Администрации школы о работе с родителями: Научно-методические рекомендации" / Авторы Лепнева О.А., Тимошко Е.А. - Великий Новгород: НРЦРО, 2004. - 32 с.


Данные научно-методические рекомендации открывают серию "Администрации школы о работе с родителями", посвященную актуальным проблемам организации взаимодействия школы с родительским сообществом. В выпуске 1 представлены технологии и формы организации первой встречи с родителями.
Рекомендации адресованы руководителям школ, классным руководителям, родительским комитетам.


ББК 74.200.2


(c) Новгородский региональный центр
развития образования, 2004
(c) Лепнева О.А., Тимошко Е.А., 2004



ВВЕДЕНИЕ

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитание и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В "Программе развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг." обозначена задача "создания системы психолого-педагогической медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением".
Этим выпуском начинается серия научно-методических рекомендаций по работе с родителями, адресованная в первую очередь администрации школы, а также классным руководителям, родительскому активу.
Опираясь на результаты исследований родительского сообщества (Е.С.Заир-Бек (1998), О.Е.Лебедев (1998), С.Г.Вершловский (2000), О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко (2003)), можно с сожалением констатировать множество затруднений во взаимодействии школы с родителями. В числе основных выделяются:
- Недостаточный уровень информированности родителей о достижениях и затруднениях и своего ребенка, и школы в целом;
- Низкий уровень включенности родителей в деятельность в школе, в том числе в управление;
- Недостаточно гуманное отношение педагогов к родителям, неадекватный характер взаимоотношений;
- Слабое использование результатов диагностики родительского коллектива, как следствие, недостаточная опора на потенциалы родителей в организации деятельности;
- На этапе становления во многих школах находится система работы с родителями в целом.
Эти затруднения, типичные для многих школ России, испытывают и образовательные учреждения Новгородской области. По результатам областного исследования "Удовлетворенность качеством воспитательного процесса в школе: субъектный взгляд" (2003), выявлена недостаточная удовлетворенность родителей характером взаимоотношений с педагогами, характером организации общешкольных дел, организацией внутреннего пространства школы. Педагогами также обозначена проблема взаимодействия с родителями в числе наиболее острых.
Продуктивное взаимодействие родителей и школы возможно, если в его основе - гуманистический подход в воспитании. Обозначим основные положения, без опоры на которые любая форма, предлагаемая в рекомендациях, бессмысленна.
1. Родители-партнеры, и, как всякие партнеры имеют право на уважение, информацию и собственную точку зрения.
2. Ответственность за компетентное и качественное взаимодействие в первую очередь несет тот, кого этому обучали - директор, педагог, психолог.
3. В основе сотрудничества с родителями - гуманистический характер взаимодействия и высокий уровень коммуникативной компетентности всех сотрудников школы.
4. Взаимодействие с родителями строится не вслепую и не только на основе житейского опыта, а на основе результатов диагностики, данных мониторинга.
5. Без выстраивания системы (как в работе с родителями, так и воспитательной системы школы в целом) достичь воспитательных результатов - позитивных личностных изменений в ребенке и родителе - практически невозможно.
Размышляя о взаимосвязи "школа - родители", мы выделили несколько "болевых точек", опираясь на которые определили тематику следующих выпусков серии.
Данный выпуск посвящен моменту первого знакомства родителей со школой. От того, как оно организовано, во многом зависит дальнейший характер взаимодействия. Мы остановили свое внимание лишь на некоторых формах, позволяющих утолить "информационный голод" родителей, попавших в новое (или измененное) образовательное пространство.
Второй выпуск мы предполагаем посвятить проблеме изучения особенностей родительского коллектива и удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы. По нашим данным, лишь 5 % школ области такое изучение реализуют систематически.
В третьем выпуске вниманию администрации школ будут предложены технологии и формы, позволяющие эффективно включить родителей в управление воспитательным процессом школы.
Четвертый выпуск мы планируем сформировать, опираясь на результаты второго мониторингового среза (2004) "Удовлетворенность качеством воспитательного процесса в школе: субъектный взгляд".
Мы надеемся на активное взаимодействие с руководителями и педагогами школ, ждем ваших предложений и пожеланий.
Наши координаты: 173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д.27, Новгородский региональный центр развития образования, кафедра социальных и педагогических технологий, лаборатория воспитания и дополнительного образования. Тел. (8162) 17 46 01.
E-mail: post@nrcro.novsu.as.ru



СОБЕСЕДОВАНИЕ С УЧАЩИМИСЯ НОВОГО НАБОРА
И ЕГО РОДИТЕЛЯМИ


Собеседование проводится на этапе поступления учащегося в школу для обеспечения оптимальной адаптации к образовательному процессу. Рекомендуем проводить собеседование после того, как обобщены результаты диагностики - психолого-педагогического тестирования, медицинского осмотра, анализа документов (хотя и сама форма собеседования выступает в роли диалогово-диагностической методики).

Цель: Создать условия для оптимальной адаптации учащегося к школе.
Задачи:
1. Сбор дополнительной информации об особенностях личностного развития учащегося, особенностях семьи.
2. Включение родителей в совместное обсуждение особенностей и затруднений ребенка.
Необходимое время: 30 - 40 минут.
Участники собеседования: Школьный психолог, учащийся, родители (законные представители).
Организация среды и материалы: Собеседование проводится в самом уютном помещении школы (оптимально, если это кабинет психолога, социального педагога, одна из учебных аудиторий; возможно, это школьный музей). Помещение может быть оформлено дополнительно (живые цветы, ковровая дорожка). Часы (их располагают в поле зрения психолога, чтобы, не нарушая ход беседы, он мог контролировать время). Табличка на дверь "Просим не входить. Идет собеседование". Визитка: фамилия, имя, отчество психолога.

Процесс подготовки включает:
* Анализ и интерпретацию результатов диагностики.
* Анализ документации (личного дела учащегося, медицинской карты).
* Организацию пространства и оформление помещения.
* Составление графика (по времени) и списка участников.
* Подготовка психологом конкретных вопросов, возникших в процессе работы с документами учащегося и результатами диагностики.

Процесс собеседования:
1. Собеседование начинается с приглашения в аудиторию учащегося. Психолог знакомится с ребенком, в первую очередь называя себя. Сообщает в доступной для ребенка форме смысл собеседования.
Для включения в процесс собеседования, обеспечения комфортности самочувствия разговор может начинаться с уточнения информации. Психолог задает вопросы по итогам анализа личного дела, по "Информанкете", по итогам консультации с медработником. Например, "Андрей, в анкете ты писал, что занимаешься в музыкальной школе. Давно, сколько лет? На каком инструменте играешь? А если тебя в классе попросят, ты сыграешь?"
Вопросы, касающиеся социально-психологических особенностей семьи ребенка, задаются только родителям.
2. Далее психолог говорит о том, что результаты тестирования предлагается внимательно выслушать, а потом сказать, что, на взгляд учащегося, на него не похоже, с чем он не очень согласен, что непонятно.
Сообщаются результаты тестирования в интерпретации психолога. Психолог предлагает высказаться учащемуся, поясняет и уточняет непонятное. Далее психолог ведет беседу (обязательно отслеживая обратную реакцию собеседника, корректируя форму вопросов, сохраняя благоприятную атмосферу), выясняет информацию на основе заготовленных вопросов, системы критериев и показателей.
Например, если по предварительным данным у учащегося достаточно высок уровень активности, могут быть использованы вопросы:
* Бывало ли, что тебя выбирали старостой, капитаном команды (спортивной, брейн-ринга)? Сколько раз?
* Как ты считаешь, ты быстро можешь сориентироваться в новой ситуации, например, в другом городе? Что ты будешь делать, чтобы сориентироваться?
* Представь, что на контрольный сбор в конце августа собрался ваш класс, а классного руководителя пока нет. Ты подойдешь к кому-нибудь первым знакомиться? Или будешь сидеть, ждать пока к тебе подойдут?
* Ты больше любишь участвовать в играх или сам их организуешь? Есть ли у тебя любимая игра? Много ли друзей?
Очень важно, помимо содержания диалога, фиксировать форму - особенности реакций учащегося, характер взгляда, речевые особенности, мимику, жесты, позу.
2. В завершении диалога с ребенком психолог обобщает результаты беседы, акцентируя внимание на достигнутых договоренностях (например, о том, что учащийся принесет психологу свои рисунки и т.п.), если необходимо - дает 2-4 конкретные рекомендации (например, чаще улыбайся, когда общаешься со взрослыми). Обязательно поздравляет с поступлением в школу, началом нового этапа жизни. Возможно, вручает буклет школы.
3. Психолог просит учащегося пригласить родителей.
4. Психолог, называя каждого из родителей по имени и отечеству, предлагает уточнить неясные данные в информанкете, уточняет все особенности семейной ситуации. Далее предлагает выслушать результаты тестирования ребенка, отметить в завершение то, что, на взгляд родителей, не очень похоже, с чем они не совсем согласны, что вызывает сомнение.
5. Сообщаются результаты тестирования в интерпретации психолога, выслушиваются дополнения и вопросы родителей.
6. Далее психолог задает уточняющие вопросы родителям, в том числе опираясь на информацию, полученную от ребенка на собеседовании.
7. Завершив собеседование, психолог резюмирует основные совместные решения, если необходимо, дает рекомендации и поздравляет с поступлением ребенка в школу. Приглашает на общешкольное родительское собрание (психолого-педагогический семинар, родительский лекторий, индивидуальную консультацию). Вручает "Памятку для родителя" (буклет школы).
8. Психолог фиксирует результаты собеседования в "Карте развития учащегося.
9. Анализирует ход и результаты собеседования.


ТЕХНОЛОГИЯ "СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ"
(ПЕРВОЕ ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ)


Первое общее собрание родителей имеет особое значение для становления эффективного взаимодействия с родителями, для формирования школьного коллектива родителей.
Во многом от этой встречи будет зависеть:
- Будет ли принята родителями "философия школы", её ценности, принципы, идеалы, традиции?
- Будут ли эмоционально переживаемы родителями цели и перспективы, достижения и неудачи?
- Будет ли достигнуто в дальнейшем осознание необходимости участия родителей в развитии воспитательной системы школы?
- Наконец, смогут ли родители понять, что без их участия школа бессильна в деле воспитания, что их содействие - это необходимый вклад в своего ребенка?
Такое взаимодействие, в основе которого находятся взаимоотношения понимания и доверия, принятия и содействия не складываются сразу, на одной встрече. Это противоречивый и долгий путь. Но именно первая встреча определяет, насколько долгим и противоречивым этот путь будет.
Технологию первого общешкольного родительского собрания мы назвали "Солнечный круг". "Солнечный", потому что и идти на собрание, и, тем более, уходить с него родители должны с приподнятым, радостным настроением, с впечатлением уверенности и надежды, с направленностью на действие. "Круг" - потому, что это идеальная форма расположения участников общения. Мы закладываем в этом названии следующий смысл: все вопросы нашего партнерства решать, обращаясь друг к другу, в атмосфере понимания и содействия. Другого пути нет.
Цель собрания: Определение общих ценностных оснований в воспитании, общих педагогических подходов через социальное партнерство: взаимный интерес, равный вклад и ответственность.
Необходимое время: 2 часа, рекомендуем проводить собрание 15-20 сентября.
Участники: Родители (или лица, их заменяющие), педагогический коллектив школы, члены Совета школы, старшеклассники.
Технология включает 4 этапа.
Этап "Диагностика".
Цель этапа - Сбор первичной информации об индивидуальных особенностях родителей, особенностях семьи.
Эта работа осуществляется в период поступления ребенка в школу. Используются такие формы как:
- информанкета поступающего в школу;
- психолого-педагогическое тестирование;
- анализ документов ребенка;
- собеседование с родителями и ребенком.
Каждой семье по графику на собеседование дается 30-40 минут, его могут вести специалисты школьной психолого-педагогической медико-социальной службы.
Комментарий. Для нас важно, чтобы уже на этапе поступления родители почувствовали и реально пережили заботу, интерес к ним со стороны педагогического коллектива. Интерес как к полноправным партнерам в деле воспитания. Школе важно получить информацию о ребенке и его семье, необходимую для эффективного взаимодействия. из первых рук. В процессе индивидуального собеседования создаются условия совместного переживания будущих перспектив взаимодействия, задается "дух" необходимого уровня доверия в общении.
Данный этап реализуется, как правило, в мае - июне. На каждого ребенка (соответственно семью) заводится папка психолого-педагогической информации. Уже на этом этапе собранная информация используется для создания "Социального паспорта родительского коллектива".
Этап предварительной подготовки.
Цель: Реализовать планирование и подготовку собрания.
За 2 недели до начала собрания распоряжением директора создаются группы подготовки собрания:
- группа финансовой поддержки и проведения;
- группа, ответственная за подготовку выступающих;
- группа встречи гостей и родителей;
- группа оформления места проведения;
- группа информационной и художественной поддержки.
Ответственность за все собрание возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, который вместе с ППМС-службой предварительно анализирует информацию о родителях, полученную на предыдущем этапе.
На стадии предварительного планирования собрания в кабинете директора собираются старшие ответственные от каждой группы. Планируется, что по содержанию в процессе подготовки каждая группа должна проделать в обозначенный срок (2 недели). Если необходимо, проводится еще один сбор старших групп, где устраняются проблемы.
Группа оформления места проведения.
Готовится предварительно вся необходимая информация, отражающая нормативно - правовые основы жизни школы:
- выдержки из Устава школы;
- Положение о Совете школы;
- Положение о родительском комитете (школы, класса);
- Положение о психолого-педагогической медико-социальной службе;
- Положение о Совете старшеклассников;
- Правила для учащихся;
- памятка (для учащихся, родителей);
- символика школы (гимн, флаг, вымпел, эмблема).
На одном из этажей оформляется фотолетопись школы, стенгазеты о школе. Обновлена "Доска Почета", представлены план работы школы, расписание, анонсы и объявления о предстоящих делах.
В зале, где проводится собрание, необходимо:
- оборудование для презентации результатов образовательного процесса, схема модели, цель концепции;
- выставка - парад достижений - кубки, дипломы, грамоты и т.п.;
- подарки и символы каждого выпуска (по годам);
- государственная символика России;
- информация о выпускниках;
- информация о меценатах и спонсорах школы (полное название организаций и фирм, ФИО руководителя);
- список социальных партнеров.
Стулья (кресла) в зале расставляются в полукруг. Готовится вся необходимая аппаратура для музыкального оформления. Все учебные кабинеты открыты. Работает "видеоряд" с фильмами о жизни школы перед началом собрания.
До начала собрания родителям предлагается чай, кофе в школьной столовой. Там тоже идет показ видеофильмов о школе. При входе в зал оформляется "Стена настроения". Подготовлена для вручения родителям новых учащихся "Памятка для родителя".
Группа встречи гостей и родителей несет ответственность за процесс встречи у входа в школу, гардероб. В неё может входить один педагог и несколько старшеклассников.
Группа подготовки выступающих.
Планирует - кто и по какой проблеме будет выступать, рассчитывает время, необходимое оборудование, оформление. Участники группы обсуждают с каждым выступающим содержание выступления, форму представления материалов. В эту группу могут входить директор, его замы, представители Совета школы, Совета старшеклассников, родительского комитета, ППМС-службы.
Группа информационной и художественной поддержки.
Обеспечивает "связки" между блоками собрания. Поддерживает эмоциональное насыщение дела через художественное творчество детей (1 - 3 номера, не более!). Информирует общественность о состоявшемся первом собрании через СМИ.
В группу могут входить 2 педагога, старшеклассники, приглашенные (журналисты).
Группа финансовой поддержки и проведения.
Обеспечивает необходимое финансирование собрания (приобретение канцтоваров, видеокассет, оплату услуг фотографа, видеооператора и прочее).Обеспечивает ведение собрания, совершает необходимые процедуры и действия (включает-выключает музыку, микрофоны, слайды, обеспечивает очередность выступающих, следит за вниманием аудитории, если необходимо, динамично корректирует программу).
В группу могут входить 2 ведущих собрание (зам.директора, старшеклассник), старшеклассники (5-6 человек).
Этап проведения собрания.
Этап можно считать удачно завершенным, если 60-70 % родителей уже после собрания проявляют направленность на совместную деятельность, занимая активную позицию - задают вопросы, вносят предложения, выражают позитивное отношение к происходящему. Это можно диагностировать, предложив им ответить на вопрос "Готовы ли Вы уже сейчас активно взаимодействовать со школой?". Используется экспресс-диагностика "Выбор": лист ватмана делится линией пополам, слева вверху пишется слово "да", справа вверху - "нет", снизу лист нарезается на тонкие полоски. Уходя с собрания, родители отрывают только одну полоску.
Комментарий. Для педагогов важно уже сейчас выявить степень направленности на взаимодействие родителей со школой, а различные приемы способствуют развитию такой направленности.
Процесс.
1. За 30-40 минут до начала все готово. Звучит приятная музыка в зале и во всей школе. При входе в школу родителей встречают старшеклассники (по 2 человека) и провожают в гардероб. При входе в зал стоит журнальный столик "Регистрация", где родители регистрируются и получают "бэйджи" (на которых каждого родителя просят написать фамилию, имя, отчество, класс). Здесь же родители получают "Программку" собрания, "Памятку для родителя", буклет о школе. Родителей просят отметить разноцветными фломастерами свое настроение на "Стене настроения".
До собрания родители имеют возможность посмотреть всю информацию, классы, фильмы о школе, попить чай или кофе в школьной столовой, поговорить друг с другом, найти месторасположение в зале родителей своего класса.
Комментарий. Как правило, использование таких приемов при встрече создает благоприятную, спокойную атмосферу и положительные эмоции.
2. В назначенное время звучат музыкальные позывные, через радиосвязь они слышны во всех аудиториях и уголках школы. Все рассаживаются в зале. Ведущий (заместитель директора) открывает собрание, называя первую рубрику "Наш дом": "Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в нашем Доме - нашей школе! Ведь не случайно одной из их традиций нашего Дома является гостеприимство..." Далее ведущий знакомит присутствующих с историей школы (кратко!), называет все традиции и ключевые дела. Перечисляет расположение кабинетов, помещений. Называет службы и структурные подразделения, их телефоны. Сообщает режим работы школы. Указывает, где можно познакомиться с основами нормативно-правовой деятельности.
Комментарий. Оптимален вариант демонстрации презентации с комментариями. Для родителей важно понять и знать - куда они могут обратиться по конкретному вопросу; какие системообразующие формы деятельности в основе жизни школы; какую позицию по отношению к родителям занимает школа. Осознание этого должно углубляться в процессе собрания.
3. Второй ведущий (старшеклассник) предлагает всем познакомиться и открывает рубрику "Давайте познакомимся". Предлагается встать (поочередно) родителям каждого класса - используется прием "Визитка". На основе информации, собранной на этапе "Диагностика", оглашаются самые яркие, привлекательные стороны родителей каждого класса. Например:
"Перед вами, уважаемые родители - ваши коллеги из 1 А. Надеемся, что это будет коллектив спортивный, ведь 11 семей из 20 - любители путешествий и спортивных игр..."
"А это родители будущих победителей! Из 18 отцов целых 5 - Викторы".
И так о каждом классе.
Далее ведущий предоставляет слово заместителю директора по учебно-воспитательной работе для знакомства с коллективом педагогов.
"Уважаемые родители! Традиции школы, жизнь наша создаются людьми. Люди - дети, педагоги, и вы, родители - для нас главная ценность. Я хочу познакомить вас с педагогами нашей школы..."
Далее представляет всех педагогов с их званиями и достижениями.
Комментарий. В гуманистической педагогике большое значение для расположения к себе имеет равная педагогическая позиция. Именно поэтому сначала знакомим родителей друг с другом, потом - с педагогами и директором. Руководитель "мягко" выходит на свои властные полномочия, постепенно занимая роль "ядра" собрания.
4. Первый ведущий предоставляет слово директору школы. Директор обращается к присутствующим, например, с такими словами:
"Уважаемые родители! Я представляю вам для осмысления философию нашей школы в рубрике "Концепция". Наша концепция проста, она основывается на идеях гуманистической психологии и педагогики (называет ряд имен). Она включает в себя прежде всего те ценности, которые мы хотим воспитать у наших детей, это - самосовершенствование, активность гуманные взаимоотношения....Таким хотим видеть выпускника, живущим и действующим на основе названных ценностей, умеющим решать жизненные проблемы. Учащийся развивается, обогащая свой жизненный опыт. Большие возможности для этого имеет школа. Поэтому организацию образовательного процесса мы строим на основе принципов:
- принятие;
- сопереживание;
- взаимопонимание;
- содействие...
Целью является ...(называет), в числе задач...(называет). Важно, чтобы мы все понимали - достигли ли мы цели, решены ли задачи. Как проверим запланированный ожидаемый результат? В концепции определены критерии и показатели оценки ожидаемого результата - это группа личностных критериев, которая показывает динамику личностного роста учащегося (называет) и группа процессуальных, которая показывает, в какой степени в образовательном процессе школы созданы условия для развития учащихся (называет). В соответствии с заявленными подходами и наполняется содержание деятельности: учебные и целевые программы, внеурочные дела, ключевые дела школы (называет)."
Далее директор расставляет акценты - какое содержание в каких формах, технологиях целенаправленно "работает" на ценностные ориентиры.
Рассказывает о психолого-педагогической медико-социальной поддержке учащихся, родителей, педагогов. Показывает, как процесс обеспечивается необходимыми ресурсами. Определяет, где в процессе важно использовать потенциалы родителей, где без них просто не обойтись; где родители имеют возможность принять участие в управлении о/системой школы.
Комментарий. Как правило, родители очень заинтересованно и внимательно слушают и желают понять - насколько компетентно, искренне и откровенно представляет подход к организации процесса руководитель. Они хотят видеть и слышать прежде всего педагога, лидера, организатора. Руководителя, который последовательно реализует круг управленческих функций, понимает свою ответственность и берет на себя смелость изменять. Руководителя, устремленного в будущее, служащего коллективу и проявляющего заботу о нем, стремящегося к совместным усилиям, включенности всех в управление.
Обозначенные в концепции подходы не могут быть приняты всеми родителями сразу. Но уверенная позиция директора влияет на такое принятие.
После выступления директор предлагает задать вопросы и отвечает на них (5-10 минут). Приглашает на индивидуальные встречи в режиме повседневной работы.
5. Ведущий называет рубрику "Наши достижения и проблемы", предоставляя слово заместителю директора. Он комментирует слайды, на которых в графиках, диаграммах представлены результаты образовательного процесса и развития ребенка в нем за прошедший учебный год (возможно, данные по выпускникам школы).
"Уважаемые родители! Школьный мониторинг позволяет нам анализировать информацию по результативности образовательного процесса. В соответствии с критерием "Здоровье" по показателю "Комфортность самочувствия учащихся в школе" мы выявили... (Анализирует результаты по всем показателям)"
Делает выводы, обозначает противоречия и проблемы. Затем обращает внимание на яркие достижения школы и объявляет "Парад наград". На фоне комментария и музыки старшеклассники проносят по залу некоторые награды и призы прошедшего учебного года. Ведущий обращает внимание родителей на представленные на выставке в зале награды и достижения прошлых лет. Как вариант, возможно выступление 1-2 художественных коллективов школы.
6. Ведущий представляет слово родителям выпускников, объявляя рубрику "Наши партнеры". Предлагаем возможный вариант выступления родителей.
"Уважаемые коллеги! Мы благодарны коллективу школы за воспитание детей. Не только школа, педагоги, но и свой вклад в совместную деятельность мы до сих пор осознаем и понимаем. Невозможно готовить ребенка к будущей жизни. Надо, чтобы он её достойно проживал в разные периоды, с раннего детства: жил полноценно, интересно, насыщенно, самостоятельно, свободно и творчески. Чтобы было ему хорошо и спокойно в школе, трудно, но успех был бы достижим. Чтобы он был уверен в себе, ценил себя и других, был активным. Без нас, родителей, создать такую жизнь невозможно. Школа без семьи не сможет полноценно реализовать воспитательную функцию".
После выступлений родителей ведущий просит подойти всех к стенду "Выбор" и к "Стене настроения", отразить свое ощущение готовности и настроение от собрания. Звучит музыка. Все расходятся. На этом собрание заканчивается.
Комментарий. Очень полезным может быть прием "Общая фотография". Большинство родителей с удовольствием фотографируется, продолжая общаться и знакомиться, а, значит, делают первый шаг к становлению родительского коллектива!
Этап анализа и самоанализа.
На этом этапе могут быть использованы разные формы анализа:
- совещание с группами подготовки;
- "разговор в кругу" с каждой группой подготовки отдельно, а затем сбор у директора старших ответственных;
- совещание только с представителями - старшими групп.
Целью этого этапа является рефлексия произошедшего события. Важно выявить, что получилось наиболее удачно и почему? Что не получилось и почему? Что и как можно сделать по-другому в следующий раз?
Ведет анализ директор школы. Очень важно почувствовать, проговорить (объективизировать), понять переживания не только родителей как субъектов происшедшего, но и детей, педагогов готовивших и проводивших собрание. Критерием удачно проведенного собрания можно считать удовлетворенность родителей, а показателями - настроение, самочувствие, активность: количество обращений с предложениями, замечаниями, вопросами; количество эффективных контактов, позволяющих решать проблемы школы.


ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В КЛАССЕ

Большое значение для сотрудничества семьи и школы имеет объединение родителей и становление родительского сообщества как коллектива. Особое значение имеет первое родительское собрание, от качества его проведения во многом зависит, произойдет ли взаимопринятие родителей и классного руководителя, будут ли согласованы цели и требования, и, в результате, будет ли налажено сотрудничество родителей и школы. Данное собрание проводится, как правило, в середине сентября.
В числе психолого-педагогических оснований организации деятельности родителей в процессе собрания следующие:
1. Для родителей образовательное пространство школы является новой жизненной ситуацией и, попадая в неё, родители испытывают "информационный голод". От полноты и достоверности информации зависит способность адекватно сориентироваться и выбрать стратегию поведения, соответствующую требованиям и возможностям школьной среды. Именно поэтому так важно предоставить уже в момент первых встреч с родителями подробнейшую информацию:
- об особенностях ценностно-смыслового ядра и образовательного процесса школы;
- о биографических данных, особенностях педагогической концепции классного руководителя;
- об особенностях детского и родительского коллективов класса;
- о ближних, средних и дальних перспективах жизнедеятельности класса.
2. Взаимодействие будет перерастать в конфликтную ситуацию, если с первой встречи не обсуждены и не выработаны принципы (в том числе правила и нормы) совместной деятельности. Для достижения договоренности необходимо, чтобы участники диалога (и классный руководитель, и родители) находились в субъектной позиции (активность, творчество, ответственность) - то есть общие перспективы должны появиться в результате неформального размышления-обсуждения. Показателем степени его неформальности и будет готовность принять на себя ответственность.
3. Закрепление ответственности (выборы органа соуправления) родителей возможно в том случае, если каждый из участников собрания отчетливо представляет - что будет происходить, для чего (цель и смысл), в какой степени успешность происходящего зависит от включенности каждого, в чем будет проявляться организующее начало родительского комитета и не пересекаются ли его полномочия с ответственностью классного руководителя.
4. Большое значение для успеха дела имеет организация пространства. Известно, что существуют пространства, как способствующие социальному взаимодействию (социопетальные - по Г. Осмонду), так и препятствующие ему.
Оптимальной формой расположения людей считается круг, обеспечивающий равноправие участников диалога. Зная эту закономерность, используют её в организации родительских собраний, по нашим данным, всего около 20% педагогов.
Кроме этого, на цель собрания должны "работать" все компоненты пространства: оформление стен, классной доски, входной двери, расположение мебели, звуки, внешний вид классного руководителя.
Цель собрания: Определение общих подходов в воспитании через взаимоинформирование, совместное определение перспектив сотрудничества школы и коллектива родителей класса.
Задачи:
1. Познакомить родителей с классным руководителем, друг с другом, с особенностями школы и класса.
2. Договориться об общих подходах к организации жизнедеятельности в классе.
3. Выбрать родительский комитет.
Необходимое время: 1,5 часа.
Организация среды и материалы: Собрание проводится в закрепленном за классом кабинете, создается либо общий "круглый стол", либо стулья располагаются в общем кругу.
Оформление: газета "Портрет класса", эпиграфы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовлены видеомагнитофон с видеозаписями класса на линейке "День знаний", тематическом классном часе; "Памятки для родителей" по количеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15 на 20 см).
Участники: Кроме родителей, в числе участников могут быть специалисты психолого-педагогической медико-социальной службы школы.
Подготовка: Классный руководитель предварительно анализирует информацию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, консультируется у специалистов ППМС - службы (психолога, социального педагога, врача, валеолога).
Процесс:
1. Организовать пространство классному руководителю помогает совет дела из числа учащихся класса - расставляет столы и стулья, оформляет класс, встречает родителей, провожает в гардероб, в класс, регистрирует пришедших (используется прием "Визитка" - на табличке каждого родителя подписывается маркером имя и отчество, ниже - фамилия и имя ребенка.) Таблички - визитки располагают на столах перед каждым родителем.
2. Звучит тихая музыка, родители читают информацию, имеющуюся в классе.
3. В обозначенное время классный руководитель предлагает расположиться за "круглым столом", установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет три условных этапа в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.
4. Этап "Знакомство" начинается с рассказа о себе классного руководителя.
Комментарий: Для родителей очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребенка, им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. Потребность в этой информации велика, и лучший вариант - получить её из первых рук. Кроме этого, собственным искренним рассказом классный руководитель задает тон необходимого уровня доверия в общении.
5. Классный руководитель предлагает познакомиться со всеми присутствующими. В качестве приемов знакомства можно использовать как приемы:
"Микрофон по кругу" - микрофон, либо предмет его заменяющий, передается по кругу, чтобы представился каждый участник собрания.
"Снежный ком" - каждый говорящий повторяет имена предыдущих людей, только потом называет свое.
"География школ" - если учащиеся класса из разных мест (школ, деревень, городов) в процессе представления предлагается назвать и эту информацию.
"Сладкий звук" - опираясь на высказывание, что "Самый сладкий звук для человека - это звук собственного имени", каждому предлагается произнести свое имя и отчество в той форме и в той интонации, как человеку хочется, чтобы его называли.
"Минута на выступление" - ограничение по времени.
"Фотография класса": "У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверняка рассматривали, возможно, ребенок рассказывал первые впечатления. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребенка, показывая его на фото, а вы, уважаемые родители, назовите себя, представьтесь".
Комментарий: Использование данных приемов (особенно приема "Фотография класса") вызывает позитивные эмоции у родителей, что создает необходимую на данном собрании атмосферу доверия и заинтересованности.
6. Классный руководитель предлагает объединиться в микрогруппы (по 3 человека) и, поразмышляв 3 минуты, ответить на вопрос: "С кем из педагогов, работающих в классе, нам бы хотелось встретиться на ближайшем собрании?". После завершения обсуждения предоставляется слово каждой микрогруппе, результаты фиксируются на доске. Классный руководитель, используя прием "Рейтинг ожиданий" называет двух педагогов, с кем состоится встреча на следующем собрании и перечисляет (в порядке убывания) всех названных. Поясняет, что в течение этого учебного года, по школьной традиции, встретятся с родителями, представят свой подход все педагоги, работающие с классом. Обращает внимание родителей, что на встречах с родителями не будет идти разговор об оценках или отдельных проблемах конкретных учащихся (для этого есть индивидуальные консультации и встречи "классный руководитель - предметник - родитель").
7. Классный руководитель разъясняет особенности школы, рассказывая о традициях, укладе, режиме деятельности, ожидаемых результатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащихся. Обращает внимание на имеющуюся у учащихся "Памятки учащегося". Каждому родителю вручает "Памятку для родителя" (либо буклет школы).
Как вариант может быть использован прием "Микроэкскурсия", когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке "История школы", фотогалерее.
8. Этап 2 "Ориентиры". Классный руководитель говорит о значимости общих подходов в воспитании, необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.
9. Классный руководитель делит родителей на микрогруппы, помогает пересесть для работы и просит, обсудив в течение 7 минут, предложить от микрогруппы свое видение. Для обсуждения предлагается тема "Каким я хочу видеть своего ребенка на выпуске из школы".
Когда время на обсуждение истекло, предлагается от каждой микрогруппы одному из родителей выразить наиболее общие, сходные мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание на то, что результатов в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.
10. Классный руководитель обращает внимание, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий и переходит к представлению своего видения организации жизни в классе: ценности, принципы организации деятельности, требования, режимные моменты, основные формы. Раздает распечатку с необходимой информацией (или предлагает записать): что, где, когда будет происходить.
11. Классный руководитель договаривается с родителями о регулярности встреч и системе информирования, поясняя значимость.
Комментарий. Классный руководитель говорит, что очень важно, чтобы на наших встречах присутствовал кто-то из семьи ребенка, даже если родители не могут в этот день прийти, пусть придет бабушка, тетя или старший брат. Важно, чтобы "ниточка понимания", общей информированности не прерывалась, тянулась от встречи к встрече.
12. Классный руководитель предоставляет слово руководителю школьной психолого-педагогической медико-социальной службы, который объясняет смысл деятельности службы. Руководитель показывает диаграммы и графики, отражающие некоторые особенности класса. Разъясняет, если необходимо, что человек развивается благодаря деятельности и отношениям. Раздает информацию, где указано время индивидуальных консультации специалистов. Приглашает на психолого-педагогический семинар для родителей, рассказывая об этой форме психолого-педагогического просвещения, обращает внимание на отзывы родителей выпускников (информация на стене).
13. Этап 3 "Планы и перспективы" начинается с включения отрывков видеозаписи класса в процессе уже состоявшихся дел. Далее классный руководитель в быстром темпе демонстрирует материалы, отражающие жизнь класса за прошедший период и кратко комментирует их (газета "Портрет класса", эпиграф к родительскому собранию, лучшее сочинение, лучшая тетрадь, правила жизни класса и т.д.).
14. На доску вывешивается плакат "Общешкольные и классные дела/ учащиеся - ответственные). Предлагается разделиться на микрогруппы, но уже другого состава, нежели в начале собрания, и, поработав 5 минут, ответить на вопросы:
- Какие проблемы хотели бы обсудить и решить на собраниях в этом году?
- В организации и обогащении содержания каких дел готовы поучаствовать родители?
15. Выслушивая мнение каждой группы, классный руководитель фиксирует основное на плакате маркерами двух цветов. Стремится, чтобы каждый родитель увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности классного коллектива.
16. Для дальнейшей работы классный руководитель предлагает выбрать родительский комитет. Подробно рассказывает о его функциях и указывает срок деятельности (1 год или полгода). Предлагает назвать от микрогрупп кандидатов. Могут быть использованы :
- прием "Самовыдвижение";
- прием "Выдвижение кандидата от микрогруппы";
- прием "Миниконкурс".
- прием "Старый знакомый" - классный руководитель предлагает в первый состав родительского комитета родителей, чьи старшие дети уже учились в школе. После завершения выборов участникам родительского комитета предлагается назвать еще раз свои фамилию, имя, отчество и телефон для связи.
17. Для подведения итогов классный руководитель просит всех расположиться в общем кругу и предлагает высказаться каждому, отвечая на вопрос: "Мои предложения и пожелания родительскому коллективу, новому классу, классному руководителю". Можно использовать приемы:
- "По часовой стрелке" ("Микрофон" передается по кругу по ходу часовой стрелки);
- "Радуга настроений" ( В качестве микрофона используется набор фломастеров (12 и более цветов), выступающий вынимает фломастер, соответствующий цвету его настроения в данный момент);
- "Аудиозапись"(соответственно "видеозапись").
18. Родители высказываются, классный руководитель, используя приемы активного слушания, обеспечивает атмосферу комфорта и конструктивного общения.
19. В завершение классный руководитель благодарит всех за участие. Предлагает собраться родительскому комитету на оргзаседание.
20. Классный руководитель записывает в педагогическом дневнике результаты анализа собрания.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В вашей семье появился ученик. Это для него новый и непривычный вид деятельности и, возможно, ему понадобится ваша помощь. Начните с совместного изучения "Памятки учащегося".
По опыту мы знаем, что одна из трудностей, с которой сталкиваются наши учащиеся (особенно начинающие), заключается в нехватке времени, так как появилась серьёзная работа. Помогите, если необходимо, своему сыну или дочери правильно распределить время.
Каждое задание - это небольшая научная работа по соответствующей теме. Каковы же основные критерии её успеха?
Во-первых, - максимальная самостоятельность. Если у Вас есть возможность, Вы, естественно, поможете в решении неподдающихся задач, но это всё-таки должно быть исключением, а не правилом.
Во-вторых, - регулярность занятий. Важно работать ежедневно, систематически, научиться "вынашивать" чёткие и продуманные решения.
В-третьих, - работа над ошибками. Работа над ошибками - очень важный этап. Она позволяет до конца усвоить тему, понять свои ошибки и недочёты, чтобы в будущем их не повторять, а, значит, совершенствоваться.
В-четвёртых, - мы рады использовать в воспитательной работе Ваш творческий и профессиональный потенциал. Это поможет увеличить выбор условий и форм для развития личности каждого Вашего ребёнка. Уважаемые родители, наши ученики - ваши дети! Мы предлагаем вам работать вместе, в тесном контакте. Ведь цель у нас одна - помочь ученикам получить знания, стать увереннее в себе и определиться в дальнейшей жизни. Поэтому звоните нам и пишите - наши телефон и адрес даны в "Памятке".
В свою очередь, мы хотим поделиться своими трудностями. Школа - бюджетная организация, ей очень нужны дополнительные средства на оборудование, индивидуальную работу с учащимися (конкурсы, конференции, олимпиады), на поощрение педагогов, издание учебно-методических материалов и т.д. Наша школа ищет спонсоров, меценатов, социальных партнеров. Мы обращаемся ко всем, кто хочет и может помочь нам.

Будем рады сотрудничеству.
Наши телефоны:
Наш E-mail:
Наш адрес:


ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Комментарий: положение о родительском комитете общеобразовательного учреждения обсуждается и утверждается общешкольным родительским собранием при согласовании с учредителем. Вводится в действие приказом по общеобразовательному учреждению.
Срок действия не ограничен.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign