LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ных областях;
• умение создавать свои источники информации;
• умение использовать современные технологии при работе с ин
формацией;
• умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Для того чтобы систематизировать весь набор умений, входящих
в информационную грамотность, выделим три основных раздела:
1. Человек. (В этом разделе будем рассматривать общие навыки ра
боты с информацией: хранение, поиск, передача и использование, вклю
чая такие виды использования, как принятие решений и создание ин
формационных продуктов.)
2. Человек и компьютер. (В этом разделе будем рассматривать на
выки использования информационных технологий.)
3. Человек и общество. (В этом разделе будем рассматривать на
выки обращения человека с информацией в обществе.)
В каждом их приведённых разделов выделим по четыре аспекта:
А. Концептуально аналитический.
Этот аспект связан в первую очередь с осмыслением информацион
ной деятельности, пониманием сути информационных процессов, фор
мированием целостного представления об информационной картине
мира. Рассматривая разделы в этом аспекте, ученики будут понимать,
что именно они делают, для чего они это делают, будут знакомиться с
новыми понятиями, связанными с информационной деятельностью.
Концептуально аналитический аспект тесно связан с понятием «мо
дель». Собирая информацию об объекте и явлении, ученики будут фор
мировать новое представление об этом объекте или явлении. Закрепле
нию этих новых представлений служит создание информационных
моделей объектов или явлений – описаний в произвольной или заданной
форме, с возможным дополнением изображениями, аудио и видеозапи
сями. Модель может отражать структуру изучаемого объекта или явле
ния, его поведение, отношения с другими объектами или явлениями.
44
Не менее важна роль моделей при создании информационных про
дуктов. В этих случаях модель выступает как средство фиксации замыс
ла. В зависимости от вида информационного продукта ученики будут
иметь дело либо с неформальными моделями эскизами, либо с процес
сом формализации – поэтапного перехода от неформальной модели к
все более строгим и точным формальным моделям с последующей реа
лизацией получившейся в итоге формальной модели средствами ком
пьютерных технологий и созданием исполняемого на компьютере ин
формационного продукта.
При рассмотрении раздела «Человек и общество» ученики будут зна
комиться с информационными потоками и ролью информации в обще
стве на основе социальных моделей, описывающих те или иные аспекты
жизни общества.
Б. Организационный.
Этот аспект связан со спецификой организации информации, на
блюдаемой в конкретных видах информационной деятельности. Напри
мер, с организацией информации в книге, теле и радиопередаче, биб
лиотеке; со структурой объектов, со структурой описывающих их моде
лей и, как следствие, с организацией информации об этих объектах.
В. Коммуникационный.
Этот аспект связан с коллективными видами информационной дея
тельности, с вопросами взаимодействия в процессе информационной
деятельности, а также с вопросами адаптации информационных про
дуктов под целевую аудиторию.
Г. Прикладной.
Этот аспект связан с практическим применением навыков инфор
мационной деятельности. При рассмотрении каждого раздела в этом
аспекте основное внимание уделяется конечному результату той или
иной информационной деятельности.
Далее рассмотрим каждый аспект каждого раздела с указанием пе
речня учебных предметов, на которых формируются перечисляемые
навыки информационной деятельности.
1А. Концептуально аналитический аспект поиска, хранения,
передачи информации и создания информационных продуктов
В начальной школе дети будут:
Различать реальные и вымышленные рассказы, факт и вымысел.
Различать факт и мнение.
Выявлять предвзятость, необъективность в информации.
Пытаться предсказывать содержание книги по обложке (текста по
заглавию, иллюстрации).
Предсказывать развитие сюжета и проверять свои предположения.
Составлять простые планы получения информации и последователь
но их выполнять.
Составлять описания разных объектов и мероприятий.
Описывать структуру предметов через описание составных частей
и их назначения.
Описывать общее в составных частях и действиях у всех предметов
из одного класса (группы однородных предметов).
Называть общие признаки предметов из одного класса и значения
признаков у разных предметов из этого класса.

45
Описывать типовые действия и сценарии с помощью алгоритмов.
Записывать выводы в виде правил «если–то» и для заданной ситуа
ции составлять короткие цепочки правил «если–то».
Понимать, что такое ключевые слова, и находить их.
Задавать вопросы для выяснения значений слов.
Исследовать иллюстрированные словари и энциклопедии.
Получать информацию от изображений и реальных предметов.
Получать информацию из рекламных объявлений.
Повторять основные сведения, полученные из коротких научно по
пулярных текстов, цитировать детали, подтверждающие правильность
пересказа.
Составлять карты понятий, изображать сеть объектов, относящих
ся к поиску информации.
Изображать графы и выбирать граф, правильно отражающий пред
ложенную ситуацию.
Составлять краткие обзоры тем или проблем по материалам спра
вочных изданий.
Понимать разницу между эскизом, проектом и законченным про
дуктом.
Создавать схемы, эскизы.
В средней школе дети будут:
Формировать базу знаний из различных ресурсов.
Различать разные виды вопросов и цели, с которыми их задают.
Формулировать вопросы, в которых объединялись бы разные точки
зрения и информация из разных источников.
Расставлять вопросы по их значимости.
Выделять в тексте основные идеи и поддерживающие их детали.
Обсуждать закономерности в данных.
Решать задачи на составление графов и нахождение в графах путей,
удовлетворяющих некоторым условиям.
Образовывать сложные высказывания из простых с помощью логи
ческих операций.
Производить логические рассуждения, используя схему логическо
го вывода.
Производить изменения в информационных моделях, связанных с
изменением ситуации.
Анализировать, как были собраны данные, и обсуждать достовер
ность результатов.
Искать информацию в периодических изданиях, каталогах, альма
нахах, атласах, справочниках.
Делать предварительный отбор периодических изданий для извле
чения информации.
Находить согласование и рассогласование между источниками.
Различать первичные и вторичные источники информации.
Выявлять и формулировать точку зрения автора.
Понимать, что такое плагиат и авторское право.
Знать и уметь применять критерии, используемые для оценки ин
формации.
Сравнивать и проверять информацию из разных источников.
Распознавать предвзятость в методах сбора данных.

46
В старшей школе дети будут:
Направлять вопросы на самое важное в исследовании.
Оценивать ясность речи при высказывании идей.
Рассуждать, следует ли заключение за аргументом.
Обращаться за информацией в исторические, экономические и куль
турные справочные издания, в региональные справочные издания, в
правительственные документы и архивные материалы.
Анализировать обоснованность гипотезы источника информации,
исследуя его первичные и вторичные источники.
Создавать логические высказывания для проверки истинности ар
гумента.
Анализировать аргументы для определения исходных принципов.
Анализировать индуктивные и дедуктивные аргументы и оценивать
логику их рассуждений.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающе
го мира и комплекса естественно научных дисциплин, а также в про
цессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
1Б. Организационный аспект поиска, хранения, передачи
информации и создания информационных продуктов
В начальной школе дети будут:
Разбираться в структуре литературных текстов (заглавие, автор, со
держание, главы, иллюстрации).
Разбираться в структуре книги и использовать информацию из раз
ных частей книги (оглавления, предметные указатели, приложения и т.д.).
Разбираться в структуре атласов и детских энциклопедий.
Использовать словари для поиска информации.
Использовать ссылки в текстах для поиска информации.
Разбираться с информацией, упорядоченной разными способами (по
алфавиту, по номерам, по тематике).
Описывать устройство библиотеки, режим работы, правила пользо
вания; использовать библиотечную терминологию.
В средней школе дети будут:
Использовать словари для выяснения дополнительных значений
слов, их происхождения, идиоматических выражений с этими словами.
Понимать и объяснять условные обозначения и принятые соглаше
ния в справочных материалах.
Использовать сноски, библиографию, цитаты для дальнейшего по
иска информации.
Понимать и уметь использовать для дальнейшего поиска информа
ции ссылки на периодические издания.
Создавать и использовать простые планы графики, на которых от
ражается последовательность выполнения этапов работ.
Понимать важность крайних сроков выполнения чего либо и соблю
дать их.
Готовить для своих работ предметные указатели, использовать в них
заголовки, рубрики, условные обозначения, предисловия и оглавления.
Понимать назначение разных элементов записей в библиотечных
каталогах.


47
В старшей школе дети будут:
Сравнивать структуры похожих справочных изданий.
Создавать краткое содержание (резюме).
Конспектировать.
Использовать редакторские обозначения при просмотре текстов.
Вставлять в свои работы цитаты и факты из других работ, проверяя
точность цитат и фактов при вторичном цитировании.
Следовать заданному формату при создании информационной про
дукции.
Посещать различные библиотеки и описывать их особенности.
Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках
русского языка и литературы, окружающего мира и комплекса есте
ственно научных дисциплин, а также в процессе урочной и внеуроч
ной проектной деятельности.
1В. Коммуникационный аспект поиска, хранения, переда
чи информации и создания информационных продуктов
В начальной школе дети будут:
Работать в группе – поочерёдно высказывать идеи, «держать» тему
обсуждения, участвовать в коллективных ответах.
Участвовать в классных дискуссиях.
Использовать мозговой штурм для выяснения возможных идей и
мнений.
Выражать чувства и мнения по поводу увиденного и услышанного.
Логично и выразительно рассказывать о найденной информации.
Обсуждать свои стратегии поиска с учителем и сверстниками и при
необходимости пересматривать их.
Иллюстрировать свои тексты для лучшего понимания другими.
Участвовать в инсценировках.
В средней школе дети будут:
Работать в команде при подготовке эскиза (проекта) работы.
Слушать, понимать и обсуждать в группах мнения, отличные от их
собственного.
Формулировать гипотезы и проверять их в групповых или клас
сных дискуссиях.
Выступать от имени группы по итогам обсуждения.
Использовать разные приёмы при обсуждении и порождении идей в
группе (ролевые игры, моделирование, мозговой штурм).
Проводить серии интервью для оценки идей.
Оценивать преимущества и недостатки разных способов представ
ления информации, экспериментировать с разными способами пред
ставления одних и тех же данных.
В старшей школе дети будут:
Использовать конспекты, схемы, планы графики работ в процессе
обсуждения своих идей и хода выполнения работ.
Использовать неформальные встречи и неформальные обсуждения
для оценки своих идей и работ.
Использовать специально организованные дебаты для обсуждения
своих идей и работ.
Проводить специально организованные семинары для обсуждения
своих идей и работ.

48
Готовить выступления для представления своих идей и работ перед
разными аудиториями и для разных целей.
Перечисленные умения формируются в первую очередь на уроках
риторики, русского языка и литературы, а также в процессе урочной
и внеурочной проектной деятельности.
1Г. Прикладной аспект поиска, хранения, передачи инфор
мации и создания информационных продуктов
В начальной школе дети будут:
Создавать таблицы и графики, отражая, что уже известно, а что надо
выяснить.
Создавать схемы рассказов (планы).
Обсуждать новый учебный материал.
Распознавать элементы книги и простых художественных текстов.
Создавать списки ключевых слов к текстам.
Прояснять значения слов с помощью словаря.
Использовать энциклопедии для создания обзора предложенной темы.
Выражать мысли и чувства относительно прочитанного в художе
ственной, научно популярной и справочной литературе.
Делать выводы о прочитанном.
Связывать прочитанное со своими знаниями и опытом.
Понимать организацию школьной библиотеки и принятые правила
пользования, просматривать библиотечные полки при поиске инфор
мации.
Начинать пользоваться библиотечными каталогами для поиска по
фамилии автора, названию, теме.
Начинать формировать свое мнение при рассмотрении сведений
из разных источников.
Находить связанные между собой идеи.
Находить взаимосвязи и взаимозависимости в повседневной жизни.
В средней школе дети будут:
Готовить список потенциальных источников информации до нача
ла поиска.
Находить периодические издания и книги по указанным ссылкам.
Делать аналогии для подключения к выполнению работ идей из дру
гих областей.
Анализировать данные, формулировать аргументы, делать выводы.
Сравнивать предсказанные и экспериментальные результаты.
Перегруппировывать и менять организацию данных для выявления
связей и зависимостей.
Анализировать противоречивую информацию.
Самостоятельно производить поиск информации в общественных
библиотеках.
Самостоятельно проводить поиск в каталогах.
Просматривать подходящие разделы библиотеки для поиска инфор
мации по теме.
Использовать музеи и другие организации для сбора информации.
Переоформлять свою работу для широкого круга целей и читателей.
В старшей школе дети будут:
Использовать библиографическую литературу для начала сбора ин
формации.

49
Обнаруживать связи и зависимости различных данных, сопостав
лять результаты анализа информации с личным опытом.
Сравнивать свои гипотезы с другими опубликованными гипотезами.
Переносить заключение, сделанное в одном контексте, на другой кон
текст, например, от искусств к наукам.
Предлагать области для дальнейшего исследования проблемы.
Использовать специализированные библиотеки для поиска инфор
мации.
Находить архивные и правительственные документы.
Перечисленные умения формируются в первую очередь в процессе
урочной и внеурочной проектной деятельности.
2А. Концептуально аналитический аспект информацион
ной деятельности с применением информационных техно
логий.
В начальной школе дети будут:
Выбирать аудио , видео , CD ресурсы для выполнения поставлен
ной задачи.
Объяснять важность найденной информации.
Повторно воспроизводить нужную информацию на аудио и видео
магнитофонах.
Использовать компакт диски для сбора информации.
Знать средства информационных технологий и описывать их на
значение: телефон, телевизор, компьютер.
Анализировать элементы рассказа в звуковом, видео и электрон
ном представлении.
Знать принципы работы компьютера как исполнителя алгоритмов.
Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с парамет
рами, обратные заданным.
В средней школе дети будут:
Знать общепринятые технологические средства и типы задач, для
которых они могут использоваться.
Анализировать телепередачи для понимания замысла авторов, це
лей и путей их достижения, для оценки предвзятости, полноты, наличия
стереотипов, правдоподобия.
Анализировать сайты в Интернете для оценки их структуры и
дизайна.
Изучать предложенную тему с использованием видеозаписей и те
лепередач.
Анализировать и оценивать данные с использованием специальных
программных средств.
Различать первичные, вторичные и третичные материалы из элек
тронных источников.
Оценивать значение и применимость электронных ресурсов.
Выбирать технологию презентации своих работ и объяснять свой
выбор.
Объединять группу объектов в один класс, составлять описание клас
са с указанием его признаков и действий.
Выполнять, составлять и изменять, алгоритмы с ветвлениями цик
лами, переменными и массивами.

50
В старшей школе дети будут:
Анализировать разнообразные электронные источники информа
ции. Делать утверждения, основанные на анализе данных, взятых из элек
тронных таблиц и баз данных.
Знать и уметь объяснить правила использования информации из
электронных ресурсов и ответственность за это использование.
Устанавливать критерии для оценки сайтов в Интернете.
Выполнять сложные вычисления над базами данных и в электрон
ных таблицах для реализации своих информационных потребностей.
Перечисленные знания и умения формируются в первую очередь
на уроках информатики, русского языка и литературы, окружающе
го мира и комплекса естественно научных дисциплин, на уроках с при
менением компьютера как ТСО (технического средства обучения), а
также в процессе урочной и внеурочной проектной деятельности.
2Б. Организационный аспект информационной деятельно
сти с применением информационных технологий.
В начальной школе дети будут:
Отвечать по телефону и принимать сообщения для других.
Использовать аудио и видеозапись для сбора информации.
Использовать меню на компакт дисках для понимания того, как
организована на диске информация.
Использовать планы в виде набора картинок при работе над проек
тами.
Понимать назначение составных элементов информационных про
дуктов.
Ориентироваться в операционной среде компьютера и запускать
приложения на выполнение.
В средней школе дети будут:
Вводить текст в текстовом редакторе, пользоваться инструмента
ми: вырезание, копирование и вставка.
Делать рисунки в графическом редакторе.
Использовать простые средства рисования и простые базы данных
для записи, редактирования и сортирования информации.
Изображать данные на диаграммах, круговых диаграммах, гисто
граммах и т.д.
Использовать при записи и организации информации «ленты вре
мени», «деревья» понятий, гипертекстовые связи и надписи.
Использовать компьютерную записную книжку для записи найден
ной информации.
Использовать графические средства в документах для подчеркива
ния его структуры.
Проектировать базы данных и электронные таблицы.
Составлять и по необходимости вносить изменения в схему насле
дования классов.
Составлять диаграмму состояний объектов одного класса.
Выполнять алгоритмы методов класса для разных экземпляров класса.
Анализировать организацию информации на компакт дисках.
Создавать эскиз компьютерной презентации в виде набора картинок.
Использовать программное обеспечение для организации отдель
ных слайдов в презентацию.

51
Посещать электронные библиотеки и описывать их организацию.
В старшей школе дети будут:
Создавать планы работ с помощью графических инструментальных
средств.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign