LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

самыми близкими, домашними отношениями. Ребенок, не имеющий
надежных семейных тылов, особенно нуждается в принятии со стороны
учителя, его школьная успешность будет целиком зависеть от того, уда
лось ли учителю установить с учеником теплые, личные отношения.
Если общая самооценка ребенка ущербна или если ее благополучию
что то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, дей
ствующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следу
ющих особенностях поведения: (1) ребенок реагирует на критику агрес
сивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оцен
ке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, неодобре
ние, презрение, неуважительное отношение к себе; (2) ребенок оценивает
других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно,
превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо
дураками, либо мерзавцами; (3) на похвалу, на любое выражение любви
(пусть даже формальное, поверхностное) ребенок отвечает всплеском
слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость
от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление вос
принимает как предательство, как крушение мира; (4) любое дело, за
которое ребенка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает,
быстро растет число отвлечений и, соответсвенно, ошибок, замечания
вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся вне
шние причины для неуспеха (кто то помешал, навредил); (5) ребенок от
чаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если
не получается по хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки,
шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира го
раздо страшнее, чем осуждение; (6) снижается общий уровень поведе
ния, ребенок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень
самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих
проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.
Такую симптоматику учителя наблюдают нередко, но в большин
стве случаев пытаются аппелировать к разуму ребенка, переубеждают
его. Однако там, где мы имеем дело с бессознательными механизмами
поведения (в данном случае отчаянными попытками ребенка остаться
хорошим в собственных глазах), рациональные методы не работают.
Если ребенку недостает в мире тепла, безопасности, личного внимания,
выражения заинтересованного участия, любовного признания: «Ты есть,
и для меня это важно», то мир перед ним в долгу. И если учитель займет
позицию чистого рационализма: «Корни ущербности самопринятия сле
дует искать в семье, коррекция базисного самоуважения – дело родите
лей и семейных психотерапевтов», то ребенку, скорее всего, не выкараб
каться, а в вашем классе прибавится «очень слабый» ученик.
Нельзя показывать ребенку его несовершенство (неаккуратность или
непонимание арифметики, плохую технику чтения или грубость манер)
до тех пор, пока с ним не установлены совершенно надежные, довери

168
тельные отношения безусловного принятия. Нельзя ждать от ребенка
ни малейшего усилия стать лучше (учиться лучше) до тех пор, пока ре
бенок не убежден, что он хороший, и вы его таковым считаете.


Приложение 13

Формы мониторинга хода эксперимента
и его результатов

Для учителей, работающих в 1 х классах:
1. Разработка новой формы дневника.
2. Создание инструкций для родителей: «Как оценивать учебные до
стижения моего ребенка?».
3. Создание проверочных работ, позволяющих обнаружить, чему
дети научились сверх базового минимума. Эти работы должны вклю
чать как навыковые характеристики, так и характеристики, связанные
с развитием детской самостоятельности (в мышлении и поведении). Эти
разработки должны быть принципиально разными для разных образо
вательных программ.
4. Совместное решение вопроса о том, какие характеристики рабо
ты ребенка будут, а какие не будут предметом оценивания в первом классе.
В частности, должен быть решен вопрос, оценивать ли то, о чем посто
янно беспокоятся родители первоклассников: активность на уроке, доб
рожелательность, волевые качества....
5. Формы итоговой аттестации первоклассников также должны стать
результатом совместной работы педагогов. В этом вопросе админист
рация имеет лишь совещательный голос.
6. Описание всего многообразия найденных в ходе эксперимента
принципов, способов и приемов оценивания детского творчества.
7. Дополнения и уточнения правил оценочной безопасности.
Для психологов, работающих в 1 х классах:
1. Изучение имеющихся и разработка новых методов ранней диаг
ностики и коррекции эмоциональных проблем ребенка, снижающих его
потенциал обучения и развития.
2. Мониторинг эмоционального благополучия учащихся и их учи
телей в классах, где проводится эксперимент.
3. Разработка рекомендаций по мониторингу эмоционального бла
гополучия первоклассников.
4. Проведение тренингов по соблюдению правил оценочной безо
пасности для учителей и родителей. Согласно этике профессии прово
дить такие тренинги психолог имеет право только для желающих.
Для команды педагогов школы, где проводится эксперимент:
1. Экспертиза применяющихся средств оценивания. Отслеживание
того, чтобы не применялись эрзацы отметки или «двойная бухгалтерия».
2. Список проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе экспе
римента:
1а) проблемы, для которых было найдено решение;
2а) проблемы, для которых пока еще удовлетворительное решение
не найдено.

169
3. Стыковка оценочных требований администрации и учителей всех
ступеней. Разработка внутришкольного договора о единой оценочной
системе, который возобновляется ежегодно.
4. Создание внутришкольной «копилки» (банка данных) контрольно
оценочных приемов и средств работы учителя.
Для организаторов эксперимента:
1. Обеспечить постоянную связь участников эксперимента. Посто
янно действующая конференция в Интернете – оптимальна, но требует
некоторого договора о правах и обязанностях участников конференции.
2. Создать открытый для потребителей и разработчиков банк дан
ных, в котором будут накапливаться и храниться уже наработанные (в
ходе эксперимента и в мировой практике) средства и способы конт
рольно оценочных действий учителя.
3. Подключить к этому направлению работы преподавателей вузов,
с тем чтобы подготовить необходимые изменения в подготовку учите
лей начальной школы.
4. Подключить к этой работе не только школы, но и отдельных педа
гогов и психологов, уже имеющих опыт решения задач этого экспери
мента. Решением мог бы стать конкурс целевых проектов или система
заказов на конкретные рекомендации.
5. Организовать перевод и реферирование гигантского массива ино
язычной психолого педагогической литературы, недоступной русско
язычным преподавателям школ и вузов, студентам и родителям школь
ников.

Приложение 14

Учет эмоционально личностных
особенностей детей

Неуверенность в себе.
Неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи заставляют ре
бенка заранее отказываться от решения задач, которые кажутся ему
слишком сложными. Неуверенность в себе часто вызывает трудности в
общении, особенно при вхождении в новый коллектив.
Неуверенному в себе ребенку сложно отвечать у доски. Любое от
ветственное задание (например, контрольная работа) вызывает у него
волнение, ухудшающее результаты. Поэтому у таких детей часто возни
кает парадоксальная зависимость между значимостью работы и ее ре
зультатом: чем важнее выполняемое задание, тем ниже результат.
Рекомендации. По отношению к такому ребенку важно строжай
шее соблюдение правил «безболезненного» оценивания. Учитель должен
приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность та
кого ребенка в себе, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в
коем случае не следует подчеркивать для него значимость выполняе
мых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно пе
ределать, что результат его выполнения не так уж важен. При таком
настрое реальный результат работы ребенка оказывается выше, чем
если ученик придает этой работе особо большое значение. Для неуве
ренного в себе ребенка ответ с места предпочтительнее вызова к доске.

170
Вызывать его к доске следует только в том случае, если учитель точно
знает, что материал ребенку очень хорошо знаком. Но даже и в этом
случае надо давать ему достаточно времени, чтобы преодолеть волне
ние, «собраться с мыслями».
Повышенная утомляемость.
Повышенная физическая и умственная утомляемость снижает ра
ботоспособность ребенка, ухудшается память и внимание. Появляются
плаксивость, капризность, раздражительность. Повышенная утомля
емость возникает в результате перенесенных заболеваний (как нервных,
так и общих), при недостатке витаминов, нарушениях режима жизни
(недостатке сна, питания, прогулок).
Рекомендации. Данная особенность требует от взрослых строжай
шей дозировки нагрузок. В любых занятиях, а особенно в умственном
труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утом
ляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активны
ми движениями, либо релаксацией. При особо сильной утомляемости
рекомендуется предоставлять ребенку дополнительный выходной день
посередине учебной недели.
Повышенная потребность во внимании.
Ребенок с такими эмоциональными особенностями характеризует
ся стремлением все время находиться в центре всеобщего внимания.
В общении главным становится произвести впечатление на собеседни
ка (зрителей, слушателей). Трудности в воспитании такого ребенка вы
званы тем, что для привлечения внимания он может использовать са
мые разные средства – от вызывающего поведения и «истерик» до под
черкнутой застенчивости (когда ребенок как бы говорит: «посмотрите,
как я стесняюсь!»). Если ребенок не обладает никакими особыми способ
ностями, не имеет серьезных достижений в какой либо области, короче
говоря, не может удовлетворить потребность во внимании окружа
ющих с помощью социально принятых способов, то он нередко выбира
ет другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознатель
ном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством
привлечения к себе внимания.
Рекомендации. Ребенку с повышенной потребностью во внимании
необходима сфера, в которой он может удовлетворить ее. В данном слу
чае особо благоприятны, а иногда практически незаменимы театраль
ные занятия. Такой ребенок все время играет какую то роль – вот и надо
дать ему играть ее не в жизни, а на сцене.
Если ребенок с повышенной потребностью во внимании постоянно
нарушает школьные правила, то основные рекомендации следующие.
Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: вни
мание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь
главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен,
когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внима
ние дикими способами. А в случае «фокусов» – все замечания свести к
минимуму. Главное – свести к минимуму эмоциональность реакций, ибо
именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими
выходками. Активно эмоциональное отношение к проделкам такого
«негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение, подкрепля
ющее асоциальные способы привлечения взрослых.

171
Повышенная двигательная активность.
Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях
регуляции поведения. Для такого ребенка характерны высокая импуль
сивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение само
контроля. Ребенок не может усидеть на месте, постоянно крутит что
нибудь в руках. Он плохо принимает задачу, поставленную взрослым,
перескакивает с одного занятия на другое, хотя может подолгу зани
маться каким либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.
Рекомендации. Ребенок с повышенной двигательной активностью
нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не про
ходит часа, чтобы он не совершил чего либо недозволенного. Из этого
следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться
без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказа
ния. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация
невропатолога.
Трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Ребенок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует вы
сокий уровень активности, стремление все делать «так, как надо». Тако
му ребенку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность,
чувство ответственности, целенаправленность, стремление доводить
начатое дело до конца. Такой ребенок, как правило, стремится к лидер
ству, но недостаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские
наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями пере
ключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно раздра
женное, озлобленное состояние.
Рекомендации. Детям с таким складом личности надо давать до
статочно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить.
Количество переключений следует по возможности уменьшить. В част
ности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, так как
после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение
к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, не высока, что по
зволяет удлинять занятия.
Замедленность темпа деятельности.
В этих случаях ребенок трудится совершенно добросовестно и целе
направленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельно
сти имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных
процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как «лень».
Рекомендации. Эту особенность следует просто учитывать. Нельзя
осуждать ребенка за медлительность, над которой он не властен. Следу
ет понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулиро
вать объем работы. Следовательно, объем домашнего задания можно и
должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания
была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано все, но скверно.




172
Приложение 15

Анкета для родителей

В нашей школе проводится работа, направленная на улучшение орга
низации обучения. Нам важно знать, насколько успешны ее результаты,
что получилось хорошо, а что нет. Искренне ответив на вопросы этой
анкеты, вы будете способствовать тому, чтобы в будущем году как для
вашего ребенка, так и для остальных детей были созданы лучшие усло
вия обучения. Ответы даются анонимно, без указания своих имени, фа
милии или каких либо других данных о себе (указывается только класс,
в котором учится ваш ребенок).
1. В каком классе учится ваш ребенок?
2. Любит ли ваш ребенок ходить в школу?
а) Очень любит (огорчается, когда нет занятий).
б) Ходит охотно, но не скучает по школе, когда нет занятий.
в) Относится к школе спокойно (без любви, но и без неприязни).
г) Ходит неохотно, но понимает, что это необходимо.
д) Очень не любит; если есть хоть малейшая возможность, стара
ется не пойти.
3. Что для вашего ребенка в школе самое трудное?
а) Учеба.
б) Соблюдение правил поведения.
в ) Отношения с учительницей.
г) Отношения с одноклассниками.
д) Что либо еще (впишите).
4. Как оценивает вашего ребенка учительница?
а) Очень положительно.
б) Довольно положительно.
в) Средне.
г) Довольно отрицательно.
д) Резко отрицательно.
5. Как оцениваете своего ребенка вы сами?
а) Намного выше, чем учительница.
б) Несколько выше, чем учительница.
в) Так же, как учительница.
г) Несколько ниже, чем учительница.
д) Намного ниже, чем учительница.
6. Как относятся к вашему ребенку одноклассники?
а) Очень хорошо.
б) Довольно хорошо.
в) Средне.
г) Довольно плохо.
д) Очень плохо.
7. Как влияют школьные дела вашего ребенка на ваши взаимоотно
шения с ним?
а) Очень положительно.
б) Довольно положительно.
в) Средне.


173
г) Довольно отрицательно.
д) Резко отрицательно.
8. Как изменилось настроение и общее самоощущение вашего ре
бенка по сравнению с прошлым годом?
а) Сильно улучшилось.
б) Несколько улучшилось.
в) Не изменилось.
г) Несколько ухудшилось.
д) Сильно ухудшилось.
9. Какие изменения, по вашему мнению, следовало бы внести в орга
низацию обучения на будущий год?

Для родителей, дети которых учатся в этой школе не первый год:
10. Произошли ли в школе заметные изменения по сравнению с про
шлым годом?
а) Произошли явные изменения к лучшему.
б) Произошли некоторые изменения к лучшему.
в) В целом не стало ни лучше, ни хуже.
г) Произошли некоторые изменения к худшему.
д) Произошли явные изменения к худшему.
Если вы считаете, что что то изменилось, то опишите, пожалуйста,
в чем именно вы видите изменения.




174

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign