LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ты – педагоги. Это их, а не его деятельность, он в ней не свободен и ниче
го не определяет. В конце концов ребенок приучается действовать толь
ко по подсказке, не может принять самостоятельного решения, пере

153
стает верить в собственные силы. Он утрачивает одно из фундаменталь
ных свойств личности – способность проявлять инициативу. Свобода и
независимость ребенка является необходимым условием его развития
как личности. Разумеется, под независимостью и свободой понимается
личная свобода человека, которая, естественно,
ограничена свободой и независимостью других людей. Для развития у
ребенка чувства собственного достоинства совершенно необходимым
является развитие у него толерантности (терпимости) к мнениям, суж
дениям и оценкам других людей.
Коммуникативность (социальные навыки), образ «Я», (базо
вое доверие, чувство защищенности). В возрастных характеристи
ках коммуникативность, связанная с социальными навыками ребенка,
объединена со сферой развития у ребенка образа «Я», представления о
себе. Это сделано, во первых, потому, что сфера представления ребенка
о себе теснейшим образом связана с развитием его коммуникативной
сферы и, во вторых, потому, что традиционный смысл, который в рос
сийской педагогике вкладывается в понятие социальной сферы, обычно
сводится к отношениям индивида и коллектива, либо общества людей.
Соответственно понятие социализации, которое занимает довольно су
щественное место в педагогике, обычно связывалось с представлением
о вхождении индивида в коллектив или в общество. Мы предлагаем не
сколько другое понимание термина «социальные навыки», которое пред
полагает готовность ребенка общаться с окружающими людьми на лич
ном уровне, даже если речь идет о членах какой либо группы. Что же
касается представления ребенка о себе, то эта сфера развития его лич
ности, безусловно, является ядерной в этом возрасте. Ему жизненно
необходимо позитивное отношение к нему со стороны окружающих (осо
бенно, близких взрослых); это позитивное отношение рождает у него
положительный образ «Я», который дает ему возможность жить и раз
виваться дальше. «Я хороший, меня любят и у меня все получается» –
такое самоощущение ребенка является совершенно необходимым для
его неискаженного развития. Это самоощущение рождается очень рано,
еще в младенческом возрасте, хотя, конечно, оно еще не может быть
выражено в такой форме. Это раннее чувство называется чувством ба
зового доверия. Возникающее на первом году жизни ребенка доверие к
себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально лич
ностного и социального развития и в очень сильной степени определяет
направление и качество этого развития. Если у ребенка не возникает
доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает
неблагоприятные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно
исправить.
Ответственность представляет собой качество личности, кото
рое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и
независимости. Ребенок, который способен проявлять инициативу, от
нюдь не всегда автоматически понимает, что она налагает на него опре
деленные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его
хорошо, сдержать данное слово. Это чувство ответственности за себя
как субъекта в его развитых формах, разумеется, может присутство
вать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответ
ственности закладываются именно к концу дошкольного детства и нуж

154
даются в помощи педагога для их развития. При этом обычной педаго
гической ошибкой является отождествление чувства ответственности с
дисциплиной. Основное отличие этих качеств заключается в том, что
ответственность является результатом личной инициативы ребенка и
следствием принятого им самим решения, в то время как дисциплини
рованность вполне может быть присуща безынициативному, пассивно
му человеку, который взял на себя роль добросовестного исполнителя.
Однако именно из ответственности, а отнюдь не из дисциплинирован
ности вырастает осознание человека себя как личности – свободной и
ответственной.
Произвольность является качеством личности, дополняющим
чувство ответственности и обеспечивающим ребенку возможность осу
ществления основных видов деятельности. Произвольность в отече
ственной психологии рассматривается как следствие способности че
ловека к соподчинению мотивов. В дошкольном возрасте такое сопод
чинение уже существует в виде способности ребенка к принятию прави
ла и овладению своими непосредственными желаниями. К концу
дошкольного возраста эта способность развита вполне достаточно для
занятия ребенком позиции субъекта учебной деятельности.


Приложение 4

Методики выявления готовности к школе

Для выявления уровня готовности к школе может быть предложена
система из трех простых в проведении методик:
1. «Рисунок человека» – методика, выявляющая уровень развития
наглядно образного мышления.
2. «Образец и правило» – методика, выявляющая уровень произволь
ности и организации действий, умения ориентироваться на систему
условий задачи.
3. «Графический диктант» – методика, выявляющая способность точ
но выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе
бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по
указанию взрослого.
Все эти методики проводятся фронтально, с группой из 15–20 де
тей. Желательно, чтобы в проведении методик участвовали два челове
ка: проверяющий и ассистент.
А. Рисунок человека
Проведение методики. Каждому ребенку даются простой каран
даш и лист нелинованной бумаги, на котором написаны его имя, фами
лия и дата обследования. Не забудьте подготовить точилку, чтобы то
чить карандаши, сломавшиеся во время работы. Инструкция: «Нари
суйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно
лучше – так, как вы умеете».
Если кто либо из детей задает уточняющие вопросы («Мальчика или
девочку?», «А можно, чтобы у него в руке был шарик?» и т.п.), то ему гово
рят: «Рисуй так, как ты хочешь». К робкому ребенку, долго не начина

155
ющему рисовать, надо подойти, подбодрить его и побудить к рисова
нию. Приходится подбадривать и тех детей, кто работает особо медлен
но, не успевает кончить рисунок к тому времени, когда большинство
остальных уже закончили. Тому, кто рисует только лицо, надо индиви
дуально повторить указание нарисовать человека целиком.
Оценка результатов. Прежде всего устанавливается общий тип
изображения: пластическое оно, схематическое или промежуточное. В
пластическом изображении части тела переходят одна в другую без чет
кой границы, что соответствует реальному строению человеческого
тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся на
верху в одну точку, руки органично вырастают из плеч. Схематическое
изображение – это рисунок, на котором человек как бы собран из от
дельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между кото
рыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей
(при ее наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематиче
ском рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке
фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку, а
расположены по бокам туловища. Рисунок, промежуточный между
схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что
некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что
соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как
другие части как бы «приклеены». Например, руки органично вырастают
из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей, или наоборот.
В возрасте 6–7 лет пластическое или промежуточное изображение
свидетельствует о хорошем уровне развития образного мышления и
оценивается в 16 баллов. При схематическом изображении оценка ос
новывается на количестве имеющихся деталей. Она выводится следу
ющим образом. Если в рисунке отсутствуют голова или туловище, то
оценка – 0 баллов. Если имеются голова и туловище, то ставится по
2 балла за каждую из следующих деталей: а) глаза (2 глаза засчитывают
ся за одну деталь); б) рот; в) нос; г) руки (2 руки – одна деталь); д) ноги (две
ноги – одна деталь). Еще по 1 баллу ставится за каждую из дополнитель
ных деталей: а) уши; б) волосы (или шапка); в) шея; г) пальцы; д) одежда;
е) ступни (обувь). Таким образом, минимальный балл за это задание – 0,
максимальный – 16 баллов.
Б. Образец и правило
Проведение методики. Детям раздаются карандаши и задания,
каждое из которых представляет собой фигуру образец и расположен
ные справа от нее «точки» разной формы (мелкие кружочки, треуголь
ники и крестики). Каждый лист надо подписать так же, как листы для
рисунка человека. Проверяющий, держа в руках такой же лист с зада
ниями, как у детей, дословно зачитывает инструкцию: «У вас у всех та
кие же листы, как у меня. Видите, здесь были точки (указывает пальцем
на вершины треугольника в верхней левой части листа). Их соединили
так, что получился такой рисунок (проводит пальцем по сторонам тре
угольника). Рядом тоже есть точки (указывает «точки» справа от тре
угольника образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно
такой же рисунок, как тут (снова указывает на образец). Здесь есть лиш
ние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите:

156
точки все одинаковые или разные?».
Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Пра
вильно, они разные. Одни точки – как маленькие крестики, другие – как
маленькие треугольнички, есть точки как маленькие кружки. Вам нуж
но запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми
точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между
двумя треугольничками, или между двумя крестиками. Линию можно
проводить только между двумя разными точками. Если какую то ли
нию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверя
ющий и ассистент), мы сотрем ее. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте
следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию меж
ду двумя одинаковыми точками».
Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу
его выполнения проверяющий и ассистент по просьбе детей стирают
указанные ими линии, следят за тем, чтобы не была пропущена какая
либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок перехо
дил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения детям не да
ются, все их действия поощряются, даже в случае совершенно неверно
го решения. По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повто
рена инструкция. При прямом вопросе может быть объяснено, что
наличие в изображенной фигуре двух одинаковых «точек» не запрещено
правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки
не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно обо
дрять, стимулировать, объясняя, что лучше решить задачу с ошибкой,
чем вовсе не решить.
Оценка результатов. За каждую из 6 задач ставится оценка, ко
торая может колебаться от 0 до 2 баллов. В случае если в задаче наруше
но правило и неправильно воспроизведен образец, то ставится 0 бал
лов. Нарушением правила считается проведение хотя бы одной линии
между одинаковыми «точками» или использование точки, отсутству
ющей в задаче, – например, поставленной ребенком самостоятельно (за
исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность,
вызванная двигательными трудностями). В случае если в какой либо
задаче проведено меньше трех линий, за нее также ставится 0 баллов.
В случае если нарушено правило, но правильно воспроизведен об
разец, ставится 1 балл. Любые другие варианты оцениваются как не
правильно воспроизводящие образец. В случае если соблюдено прави
ло, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл. Пра
вило считается соблюденным, если имеется не менее трех линий, ни одна
линия не проведена между одинаковыми точками и не используются
точки, отсутствующие в задаче.
В случае если соблюдено правило и правильно воспроизведен обра
зец, ставится 2 балла. Если фигура не завершена (отсутствует хотя бы
одна из линий), то ставится 1 балл (за соблюдение правила). Погрешности
в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижают
оценки.
Общий балл за выполнение задания выводится путем суммирова
ния баллов, полученных за каждую задачу. Он может колебаться в пре
делах от 0 (если во всех задачах нарушено правило и неправильно вос
произведен образец) до 12 баллов (если во всех задачах соблюдено пра
вило и правильно воспроизведен образец).
157
В. Графический диктант

Проведение методики. Перед проведением методики доска рас
черчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать ука
зания, дающиеся детям. Каждому ребенку дают карандаш и лист бума
ги в клетку с нанесенными на нем 4 точками, подписанный, как для пре
дыдущих заданий. Проверяющий дословно зачитывает инструкцию:
«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, что
бы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внима
тельно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую
сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, ко
торые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как надо
проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где
закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят,
где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указы
вает на дверь (называется какой либо реальный ориентир, имеющийся
в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я ска
жу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери
(на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я
провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки,
провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствую
щая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно
(снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я,
не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске
проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».
После этих объяснений переходят к рисованию тренировочного узо
ра. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставь
те карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна
клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточ
ка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.
Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна
клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на
текст, а на сам узор. При диктовке нужно делать достаточно длительные
паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоя
тельное продолжение узора дается полторы две минуты. Детям нужно
объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине стра
ницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так
и далее – самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допу
щенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При
рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент
следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и на
чинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободря
ет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.
По окончании времени, отведенного для самостоятельного продол
жения тренировочного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставь
те карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клет
ка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка напра
во. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клет
ка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх.
Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Предоставив детям полторы две минуты на продолжение узора,

158
проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы бу
дем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на
следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх.
Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки
вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две
клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка на
право. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Через полторы две минуты начинается диктовка последнего узора:
«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки
направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделя
ется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две
клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево.
Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка
налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного
узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается
порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.
Оценка производится по следующей шкале.
Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожа
щая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки). Вос
произведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла. Воспроиз
ведение с несколькими ошибками – 2 балла. Воспроизведение, в кото
ром имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узо
ром, – 1 балл. Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той
же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оцен
ки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное про
должение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.
Общая оценка работы под диктовку выводится из трех соответству
ющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной
из них с минимальной (оценка, занимающая промежуточное положе
ние или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учи
тывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично
из трех оценок за продолжение узора выводится общая. Затем обе эти
общие оценки суммируются, давая общую оценку выполнения всего за
дания в целом, которая может колебаться от 0 (если ни за один узор не
получено больше 0 баллов) до 24 (если во всех трех узорах получено по 4
балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продол
жение).
Чтобы определить уровень, средний для данной группы, удобно вос
пользоваться показателем, который в статистике называется медианой
(а не средним арифметическим). Для его определения надо составить
пронумерованный список всех детей, входящих в обследованную груп
пу, расположив их в соответствии с итоговым уровнем: начиная с того,
чей уровень ниже всего, и кончая тем, чей уровень выше всего (в каком
порядке располагать детей с одинаковым уровнем, безразлично). Уро
вень ребенка, занимающего среднее положение в этом списке, – это и
есть медиана, т.е. средний уровень группы. Рассмотрим пример.
Пусть наша группа состоит из 6 детей: А, Б, В, Г, Д и Е со следующими
оценками: А – 12, Б – 12, В – 14, Г – 9, Д – 13, Е – 13. Расположив их по
порядку, получаем список: 1) Г – 9; 2) А – 12; 3) Б – 12; 4) Д – 13; 5) Е – 13;
6) В – 14. Среднее положение делят 3 й номер (12 баллов) и 4 й номер
(13 баллов). Таким образом, средний уровень группы – 12,5 балла.
159
Окончательные выводы не рекомендуется делать на основе группо
вого обследования, так как его результаты менее надежны, чем при ин
дивидуальном обследовании. Поэтому детей с особо низким (по сравне
нию с группой в целом) уровнем рекомендуется обследовать индивиду
ально с использованием тех или иных дополнительных методик. Только
после такого обследования можно сделать достаточно обоснованный
вывод о том, насколько готов ребенок к школе, следует ли рекомендо
вать родителям на год отложить его прием или возможно дополнитель
ное обследование у невропатолога или дефектолога.


Приложение 5

Методики подготовки и проведения
разновозрастного урока

1 й этап – планирование разновозрастных уроков (РУ).
1) Определяется содержание РУ исходя в первую очередь из учебных
планов 5–6 го классов. Оптимально строить РУ на материале тех поня
тий, которые в начальной школе уже начали изучаться, а в 5–6 м классе
обобщаются и углубляются. Например, после изучения корней с непо
зиционными чередованиями гласных пятиклассники проводят во вто
рых классах урок «Проверка орфограмм в корне».
2) Учителя начальной школы и учителя предметники 5–6 го клас
сов согласовывают расписание. Возможны разные варианты планиро
вания совместных уроков. Вариант максимум – РУ проводятся регу
лярно, например, 1 раз в неделю при синхронном построении расписа
ния между классами начальной школы и 5–6 го классами основной шко
лы. Удобно проводить РУ по понедельникам, а подготовку маленьких
«учителей» к РУ – по пятницам. На какой предмет и в какой класс началь
ной школы пойдут пяти шестиклассники в ближайший понедельник,
определяется на основании синхронизированного календарно темати
ческого плана учителей.
Вариант минимум – РУ по каждой учебной дисциплине прово
дится 2–3 раза в год, при этом учителя в начале года договариваются о
«точках стыковки» содержания учебных курсов.
3) Перед каждым РУ учителя согласовывают состав рабочих пар «уче
ник–учитель». Главный критерий создания пары – учебная успеваемость:
очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых силь
ных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать «учи
телей» посильнее. Для небольшой группы детей (сверхтревожные, сверх
капризные, упрямцы и т.д.) требуется также учет их личностных осо
бенностей. Когда «учителей» меньше, чем учеников, наиболее сильные
пяти шестиклассники могут заниматься с двумя малышами. Когда «учи
телей» больше, чем учеников, они получают дополнительное задание:
например, пока один «учитель» работает с ребенком, другой записывает
вопросы, вызвавшие у ребенка трудности. На основе этих записей «учи
теля» после урока составляют рекомендации по самоподготовке своего
ученика.
2 й этап – подготовка маленьких «учителей» к уроку. Это цент
ральный этап РУ, занимающий сначала 2–3 занятия и 1 занятие для тех
«учителей», которые накопили изрядный педагогический опыт. Элемен
ты подготовки к РУ:
160
1) Совместное обсуждение заданий для малышей, самостоятельно
подготовленных дома. Взрослый учитель помогает маленьким «учите
лям» определять степень трудности задания. Именно эта часть работы
требует взглянуть на свое знание с новой точки зрения: с позиции не
знания.
2) Деловая игра, где взрослый учитель берет на себя роль ребенка и
демонстрирует маленьким «учителям» типичные ученические трудно
сти. Маленькие «учителя» сообща ищут возможные формы учительской
помощи. Записывают их в свой конспект урока. Эта часть работы способ
ствует систематизации понятий: анализ причин предполагаемых ошибок
высвечивает межпонятийные связи, которые ошибающийся не учел.
3) Вырабатываются критерии оценки работы ребенка.
4) Особое внимание взрослый учитель уделяет неформальным мо
ментам общения ученика и учителя, помогая юным коллегам найти свой
стиль решения двух важнейших педагогических задач: как создать у
ребенка спокойное деловое настроение, как помочь ребенку самостоя
тельно решить задачу, как, не давая никаких готовых ответов, привести
ученика к успеху. Специально отрабатывается в форме деловой игры
момент знакомства с учеником и завершения урока (прощания).
5) Каждый «учитель» записывает имя своего ученика и номер каби
нета, где будет проходить РУ. Домашнее задание в этот день: подгото
вить конспект урока и материал для ученика (карточки с заданиями,
рисунки, тексты и пр.).
3 й этап – проведение самого урока.
Урок проходит в двух помещениях: часть учащихся начальной шко
лы переходит в кабинет 5 го (6 го) класса, и наоборот. Вся работа на уро
ке проводится парами. К началу урока за каждой партой должен сидеть

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign