LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

либо творческим заданием с последующей (часто отсроченной) индиви
дуальной работой каждого ребенка на аналогичную тему.
Все эти направления могут быть предметом эксперимен
тирования.
Основным риском является переоценка степени самостоятельно

137
сти детей, приводящая к неуспеху, который при неправильном оценива
нии легко становится источником школьной тревожности.
Вопросы для самостоятельного анализа успешности экспе
римента:
• В какой мере дети реально осуществляют самостоятельный выбор?
• Происходит ли рост самостоятельности детей в учении? В чем он
проявляется?
7.2. Обеспечение соответствия уровня изучения предметов
индивидуальным возможностям и интересам детей и состоянию
их здоровья.
Если учащиеся демонстрируют стойкую неуспешность в обучении,
необходимо целенаправленно исследовать ее причины. В первую оче
редь следует обратить внимание на адекватность стиля учителя инди
видуальным особенностям ребенка. В этой работе необходима внешняя
исследовательская позиция, которую может занять завуч, классный вос
питатель (освобожденный классный руководитель, тьютор), руководи
тель методического объединения. Они могут увидеть существующее
несоответствие и подсказать учителю, как можно его преодолеть. Это
не формальный контроль и порицание, это реальная помощь учителю,
который не осознает причин неуспешности ребенка.
В некоторых случаях понять причины неуспешности помогает
обследование ребенка квалифицированным психологом и логопедом,
консультация у врача. Целостная картина затруднений ребенка в обу
чении должна стать основанием для педагога при составлении индиви
дуальной программы, обеспечивающей коррекционно развивающий
эффект. При этом желательно не только получить согласие родителей
на ее осуществление, но и согласовать с ними их долю ответственности в
ней.
Переход к составлению и реализации подобных программ, обеспе
ченных договором с родителями, позволяет минимизировать риск не
успешности ребенка в образовании.
Коррекционно развивающая индивидуальная программа
может включать:
индивидуальное тематическое планирование по предметам;
групповые коррекционные занятия с педагогом или психологом;
специальную работу учителя или классного воспитателя с подо
печным (в том числе во время урока) по созданию и поддержке его инте
реса к учению, стимулированию любой, даже минимальной инициатив
ности ребенка.
Индивидуальная программа нужна как в тех случаях, когда ребенок
отстает по учебным достижениям или по общему уровню умственного
развития от среднего уровня класса, так и при опережении этого уров
ня. Детям, показывающим особо высокие результаты, можно рекомен
довать индивидуальные обогащенные программы, состоящие из:
индивидуального тематического планирования с введением про
блемного материала;
групповых занятий по подготовке к участию в интеллектуальных
творческих играх или олимпиадах;
обучения в режиме экстерната по отдельным предметам;
педагогической поддержки, направленной на коррекцию возмож

138
ных трудностей в общении у ребенка, выделяющегося своими учебны
ми возможностями среди сверстников.
Основными рисками экспериментирования являются следу
ющие:
• Ребенок, занимающийся по коррекционной программе, может чув
ствовать себя неспособным или глупым; ребенок, занимающийся по обо
гащенным программам – загордиться. Чтобы этого не происходило,
индивидуальным программам для отдельных детей не должно присва
иваться «ярлыков». Ни сам ребенок, ни класс не должны быть информи
рованы об уровне трудности или типе программы.
• Чрезмерное увлечение индивидуальными программами в ущерб
групповым и фронтальным формам обучения может привести к изоля
ции ребенка от сверстников.
• Занятия по индивидуальным программам могут привести к учеб
ной перегрузке детей. Эти программы должны осуществляться в рам
ках общего расписания уроков, а не в дополнительное время.
7.3. Учет эмоционально личностных особенностей детей.
В школьной практике мало учитываются индивидуальные особен
ности эмоциональной сферы детей. Это ведет к непониманию педаго
гом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание
наиболее распространенных психологических трудностей младших
школьников позволяет педагогу более точно сориентироваться в по
строении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соот
ветствующие особенности. Рекомендации по учету личностных и эмо
циональных особенностей детей приведены в Приложении 14.
Вопросы для самостоятельного анализа успешности экспе
римента в области индивидуализации образования:
Наблюдается ли рост учебных результатов учащихся; по каким
критериям он оценивается?
Удается ли снизить неблагоприятное воздействие учебной нагруз
ки на здоровье детей?
Удается ли со временем перевести детей, занимающихся по кор
рекционной программе, на общую программу? Преодолеваются ли те
нарушения, вследствие которых была рекомендована коррекционная
программа?
Способствуют ли занятия по обогащенной программе умственно
му и личностному развитию детей?
Не ухудшает ли индивидуальная программа положение ребенка
среди сверстников, не нарушает ли его общение с другими детьми?
8. Участие родителей в образовательном процессе
8.1. Общие задачи работы с родителями.
Основными задачами работы школы с родителями являются:
• Информирование о современных тенденциях в образовании; об
образовательных технологиях и конкретной образовательной програм
ме, которую реализует школа. Это особенно важно в тех случаях, когда
школа работает в рамках нетрадиционных образовательных техноло
гий. В частности, родители должны представлять себе особенности при
нятых в данной школе (классе) учебников и о том, каким именно путем
школа планирует работать с их детьми в дальнейшем.


139
• Обеспечение реального участия родителей в образовательном про
цессе. Вовлечение родителей в жизнь школы особенно эффективно при
организации внеучебных форм работы, хотя и не должно ограничивать
ся только ими.
• Помощь ( в том числе, консультативная) родителям в построении
отношений с ребенком: поддержки ребенка в трудных для него ситуаци
ях, активном поощрении каждого его достижения и т.п.
Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим
для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребе
нок не только сам не может успешно учиться, но и мешает другим детям.
Нарушения семейных отношений, приводящие к школьным пробле
мам, часто порождаются самой школой. Широко распространена прак
тика привлекать родителей для наказания ребенка, отстающего в учебе
или нарушающего правила поведения, сообщать негативную инфор
мацию о ребенке на родительском собрании. Вернувшись домой после
такого собрания, родитель вымещает гнев на виновнике неприятно
стей, стремясь получить эмоциональную разрядку после пережитого
публичного унижения и не заботясь о воспитательном эффекте своих
действий. Чтобы исправить положение, необходимо разорвать этот по
рочный круг. Для этого должны неукоснительно соблюдаться следую
щие условия:
• Учитель должен говорить родителям о недопустимости наказания
ребенка за его школьные провинности. Это дело самой школы (обычно
для младшего школьника достаточным наказанием служит строгое за
мечание учительницы).
• Любые сведения о плохом поведении или учебных трудностях ре
бенка должны сообщаться родителям только индивидуально. Админис
трации школы следует официально известить родителей о существова
нии такого правила, чтобы в случае необходимости они сами могли кон
тролировать его соблюдение.
Эти меры направлены на предотвращение отрицательного влия
ния школы на семейные взаимоотношения. Однако школа не должна
ими ограничиваться. Она может и должна активно способствовать бо
лее широкому построению детско родительских отношений. Для этого
очень полезна совместная деятельность, в которой участвуют вместе
дети и родители: совместные общественные проекты школы с другими
сельскими, городскими, региональными структурами, развлечения,
экскурсии, уборка школьной территории и т.п.
Одной из причин нарушений общения родителей с ребенком слу
жит низкий уровень их психолого педагогических знаний. Задача шко
лы – способствовать их образованию в этой области. Для этого будут
полезны лекции, проводимые школьным психологом и опытными учи
телями. В школьной библиотеке, кроме книг для учеников, должны быть
книги по психологии и педагогике, адресованные родителям.
В задачи школьного психолога должно входить индивидуальное кон
сультирование родителей по вопросам воспитания их ребенка, общения
с ним в семье с учетом его психологических особенностей. Консультиро
вание может проводиться на платной основе. Оно должно быть доступ
но любому родителю, желающему получить рекомендации. В случае
когда учитель, администрация школы или психолог наблюдают у ре

140
бенка какие либо трудности, они обязательно должны посоветовать ро
дителям такую консультацию, даже если сами родители об этом не заду
мывались.
Родители могут и должны служить для педагога источником допол
нительной полезной информации об интересах, способностях конкрет
ного ребенка, о том, как он проявляет себя в неформальной обстановке,
насколько может сам организовать свою работу, как справляется с труд
ными заданиями в условиях помощи взрослого.
Еще одно важное направление работы с родителями – это курирова
ние сложных и социально неблагополучных семей. Формы его осуще
ствления зависят от характера неблагополучия, возможностей школы,
конкретных местных условий. Наиболее подходящим специалистом для
разработки и реализации индивидуальной программы курирования
является социальный педагог.
8.2. Позиция родителей первоклассников.
Когда в классе вводится безотметочное обучение, родителям бывает
трудно перестроиться и видеть сильные и слабые стороны учебной ра
боты своего ребенка. Поэтому, когда ребенок выполняет домашнее зада
ние, родители не всегда чувствуют, где нужно оказать помощь ребенку, а
где не надо вмешиваться и предоставить ребенку самостоятельность.
Ясно, что без участия родителей не может быть построена учебная са
мостоятельность младшего школьника. Поэтому сразу после того, как
ребенок поступил в школу, возникает задача подготовки родителей к
новой роли родителей первоклассников.
Основа этой роли состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя
дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учи
телем. Основная функция родителей в помощи первокласснику – эмо
циональная поддержка, предоставление детям максимально возмож
ной самостоятельности в организации своих действий по выполнению
школьных правил. Дети должны самостоятельно помнить о домашнем
задании, привыкнуть делать его в одно и то же время (оптимальное на
чало выполнения домашних заданий – около 16.00), самостоятельно
подготовить место для работы. Самое важное в выполнении домашних
заданий для развития учебной самостоятельности и ответственности
ребенка – уметь начать дело без внешних побуждений и сделать его до
конца.
Когда появляются объемные домашние задания (время выполнения
более получаса), ребенку надо помочь в планировании последователь
ности его действий. Помощь состоит в том, чтобы спрашивать его о том,
как ему удобнее, а не говорить, как должно.
Содержательная помощь (решение с ребенком задач и пр.) в целом
нежелательна. Родители никогда не должны заставлять ребенка пере
писывать неудачную работу.
В связи с появлением безотметочного оценивания в школе родители
не должны дома выставлять ребенку свои отметки.
8.3. Роль родителей в художественном воспитании детей.
Родители должны стать единомышленниками учителей, способству
ющих творческому и личностному развитию ребенка, и если не участво
вать в их художественном развитии, то, по меньшей мере, не препят
ствовать ему вольно или невольно.

141
Необходимо убеждать родителей в необходимости художественно
творческого развития для здоровья, личностного благополучия, а мо
жет быть – и профессионального будущего их детей. Надо помочь им
преодолеть прагматизм, восполнить ущербность собственного художе
ственного образования, научиться ценить индивидуальные творческие
решения детей.
В отдельных случаях нужно будет, напротив, удерживать взрослых от
преждевременной ориентации ребенка на профессиональную карьеру.
Следует при каждой возможности привлекать родителей к совмест
ной творческой работе с детьми и учителями (оформление школы, уча
стие в жюри, школьных праздниках, спектаклях), вовлекать в общение
со специалистами в области искусства и детского творчества.
Направления экспериментирования:
• Параллельно с подготовкой дошкольников к школьному обучению
создать «родительские курсы», пройдя которые, родители могли бы со
вершить осознанный выбор той или иной системы образования, позна
комиться с образовательной программой данного образовательного
учреждения, узнать о том, как необходимо вести себя в период адапта
ции ребенка к школе.
• Ввести в расписание жизни школы «консультационные дни», в ко
торые родители могут прийти за разъяснениями и ответами на возник
шие у них вопросы к ожидающему их учителю, администратору или
психологу.
• Проводить «недели открытых дверей» (примерно один раз в полу
годие), в ходе которых родителям разрешается посещение уроков по их
желанию.
Возможны также другие организационные формы эксперименти
рования.
Особенностью экспериментирования в этом направлении яв
ляется подготовка всего педагогического коллектива к более тесному
сотрудничеству с родителями.
Вопросы для самостоятельного анализа успешности экспе
риментирования:
• Помогают ли предпринятые шаги сближению родителей с деть
ми? (Для ответа на этот вопрос полезно периодически опрашивать ро
дителей.)
• Как ощущают учителя последствия предпринятых шагов: стало ли
им работать проще или тяжелее; помогает ли им общение с родителями
лучше понимать своих учеников?
• Снижается ли число опасений и тревог родителей по поводу учебы
их детей?
• Снижается ли число претензий родителей к школе?
Для оценки влияния экспериментирования на детско родительские
отношения можно использовать Анкету для родителей (см. Приложе
ние 15).

9. Рекомендации к совершенствованию системы
работы с педагогами начальной школы

9.1. Общие задачи педагогического коллектива школы.

142
Качественное изменение образования начинается с формирования
нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового
отношения к ученику. Эмоциональный комфорт, ориентация на инди
видуальность, обретение личного опыта человечных отношений, осно
ванных на само и взаимопринятии и поддержке, ценность развития и
саморазвития – все эти задачи образования относятся не только к уче
никам, но ко всем участникам учебного процесса.
Профессиональные задачи педагога, осваивающего новую техноло
гию образования, требуют от него нового отношения к себе самому, са
мосовершенствования, отказа от авторитарного стиля общения с деть
ми. Нерешенные психологические проблемы учителя неблагоприятно
влияют на психологический климат в классе и на развитие детей.
Решать эти личностные и профессиональные задачи в одиночку не
эффективно. Субъектом образовательных инноваций является школа,
а не отдельный, пусть даже самый талантливый учитель. Поэтому сред
ством решения задачи профессионального и личностного роста учите
ля являются различные организационные формы педагогических сооб
ществ. Однако важны не сами по себе формы, а тот смысл и то содержа
ние деятельности, которые этими формами удерживаются. Это особен
но существенно для взаимодействия специалистов, действующих из
разных содержательных позиций.
Так, целью деятельности психолога является психическое здоровье
и развитие ребенка. С этой точки зрения он оценивает позицию учите
ля, реализующего дидактические цели. Психолог помогает педагогу
осознавать и выявлять условия, необходимые для развития ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Учитель отвечает за организацию условий для успешного продвижения
ребенка в рамках учебного процесса. Воспитатель или тьютор (если он
есть в школе) – за организацию условий, при которых ребенок может
осваивать внеучебное пространство как пространство взаимоотноше
ний и взаимодействия между людьми. Социальный педагог (если он есть)
обеспечивает условия, снижающие негативное влияние среды на ребен
ка. Администрация отвечает за то, чтобы у всех специалистов в школе
существовали условия для эффективной работы, осуществляет необхо
димый контроль и текущую организационную работу.
Эти специалисты объединяются в тех случаях, когда никто из них по
отдельности помочь ребенку не может. Каждый со своей позиции целе
направленно помогает ребенку преодолеть те препятствия, которые
вызвали сбой в системе «ребенок – образовательный процесс».
Особое место в ряду перечисленных специалистов занимает класс
ный воспитатель (тьютор, куратор, наставник) – это новая специаль
ность, которая появилась в российской школе в конце 80 х годов. При
чина введения позиции классного воспитателя заключена в следующем.
Ребенок периодически нуждается в индивидуальном внимании и под
держке взрослого, к которому он мог бы всегда обратиться за помощью
и обязательно ее получить. Обычно у учителя нет для этого времени.
Психолог (один на всю школу) также может оказаться недоступным для
ребенка.
Классный воспитатель – это не тот традиционный классный ру
ководитель, который лишь изредка проводит мероприятия и занимает

143
ся организационными проблемами в нагрузку к своей основной деятель
ности. Классный воспитатель – это специалист, которого необходимо
профессионально готовить к деятельности, связанной с воспитанием и
педагогической поддержкой. Именно он становится основной фигурой,
интегрирующей всех других специалистов в ситуациях, когда ребенку
требуется адресная педагогическая поддержка.
9.2. Обязанности психолога.
В настоящее время в практике работы школы психолог зачастую
оказывается в сложной и противоречивой ситуации. Как член сложи
вшегося в школе педагогического коллектива с его приоритетами и тра
дициями и как сотрудник, зависимый от администрации, он нередко
привлекается к решению непрофессиональных задач (если админист
рация не знает, как решить ту или иную проблему, в ней поручают ра
зобраться психологу, даже в том случае, если содержательно она имеет
вовсе не психологическую природу). Иногда он привлекается к реше
нию профессиональных психологических задач, но при этом в том клю
че, который выгоден администрации или педагогическому коллективу.
Например, уговорить родителей забрать ребенка из школы, потому что
с ним не справляется классный руководитель. Чтобы преодолеть эти
негативные тенденции, нужно соблюдать следующие условия:
1 Психолог должен выполнять только ту работу, которая не проти
воречит его профессиональным возможностям и этическому кодексу.
2 Психолог должен доступным для педагогов и администрации
способом (на бытовом, а не профессиональном языке) предложить тот
набор услуг, которые он может оказать школе, исходя из своих профес
сиональных знаний, опыта и технической оснащенности (наличие тес
тов, диагностических процедур, умение вести коррекционную работу,
проводить беседы, читать лекции и т.п.).
3 Важная функция школьного психолога состоит в контроле за
психическим состоянием детей и их развитием в ходе обучения, а также
в коррекции этого состояния и обеспечении необходимых условий дет
ского развития. Наиболее эффективно эта функция реализуется через
совместное с учителем проектирование и анализ уроков.
4 Целесообразно использование школьных психологов для выяв
ления (как с помощью учителя, так и без него) рисков и отклонений от
нормального хода развития отдельных детей, однако рекомендации учи
телю и управленцу должны даваться психологом не в виде сообщения об
особенностях данного ребенка, а в виде конкретных пожеланий по орга
низации учительских и управленческих действий (или осознанного «без
действия») по отношению к данному ребенку.
5 Наблюдая жизнь школы, посещая уроки, присутствуя на роди
тельских собраниях, педсоветах и методобъединениях, участвуя во вне
урочных школьных мероприятиях, психолог может выявлять актуаль
ные и потенциальные проблемы школы и предлагать их администра
ции для исследования и обсуждения.
6 Целесообразно участие психолога в разработке образователь
ной программы школы, в том числе в выделении критериев для оцени
вания эффективности ее работы.
7 При вхождении школы в эксперимент по обновлению образова
ния психолог должен участвовать в переподготовке учителей и управ
ленцев, а также привлекаться и для решения других проблем:
144
психолог может помочь учителю организовать групповую дис
куссию или коллективную форму учебной работы (помочь подобрать
группы, разделить между детьми задачи и функции);
психолог может помочь учителю ввести новые формы оценки
работы детей (самооценка, выделение ее критериев, оценка динамики
индивидуальных достижений); он может также объяснить родителям
суть новых оценок, сформировать у них адекватное отношение и пони
мание оценки;
анализируя результаты тестирования детей, психолог может оце
нить эффективность развивающих воздействий образовательной сре
ды школы в целом и внедренных нововведений в частности;
психолог может оказать большую помощь педагогическому кол
лективу, участвующему в эксперименте, организуя конструктивное вза
имодействие педагогов экспериментаторов на методических советах
или в других формах обсуждения хода и результатов эксперимента;
психолог должен участвовать в разработке и проведении уроков
с использованием информационных технологий, помогая грамотно
включить мотивационные, информационные, моделирующие возмож
ности компьютерных программ в содержательный контекст урока.
Обязательное условие экспериментирования.
Независимо от конкретной ситуации, проблемы или запроса учите
ля или администрации единственно возможной позицией школьного
психолога является помощь конкретному ребенку (или классу как объ
единению детей), а педагоги, родители, администрация школы должны
привлекаться в той мере и форме, в которой они могут помочь решению
этой задачи.
9.3. Организационные формы совместной работы коллектива
школы.
Положительно зарекомендовавшими себя организационными фор

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 22)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign