LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В зале или на площадке на дистанции в 15 м устанавливаются 4
стойки (мячи) на расстоянии 3 м друг от друга. Учащийся
становится на старт и по команде «Марш!» пробегает между
стойками слева направо, справа налево. Пробежав 15 м, делает
поворот и пробегает эту же дистанцию в обратном направлении.
Время, затраченное на выполнение теста фиксируется
секундомером.
Общая координация. Данную способность можно
определить по результатам прыжка с поворотом кругом на
максимально возможное количество градусов. При выполнении
поворота требуется согласованность действий большого
количества мышечных групп и удержание равновесия, без которого
невозможна координированная двигательная деятельность.
Прыжок с поворотом кругом выполняется в градуированном
кругу. Исходное положение – основная стойка, руки на пояс. Радиус
поворота определяется независимо от степени отклонения от
центра, по лучшей из шести попыток (три в одну сторону и три в
другую сторону). При выполнении задания требуется сохранить
устойчивое равновесие и исходное положение рук во время прыжка
и приземления. Приземление выполнить с сомкнутыми ступнями
ног (табл. 2).
Чувство времени оценивается по показателям секундомера.
После предварительной инструкции выполняется несколько
попыток по определению временных интервалов в 5, 10, 20 с.

15
Затем задание повторяется без зрительного контроля.
Показателем чувства времени является средняя ошибка всех
попыток, выполненных без зрительного контроля. При этом знак
ошибки не учитывается. Каждое задание выполняется после паузы
в 2 – 3 мин. (табл. 2).
Мышечное усилие определяется по показателю ручного
динамометра при усилии, равном 50% максимального. Дается
инструкция – выполнить несколько попыток по воспроизведению
мышечного усилия со зрительным контролем, затем без
зрительного контроля. Показатель способности воспроизведения
мышечного усилия – средняя ошибка трех попыток, выполненных
без зрительного контроля. Знак ошибки не учитывается (табл. 2).


Таблица 2.
Средние значения компонентов двигательных
способностей мальчиков
7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
Способность
X±m X±m X±m X±m
241,0 ± 276,0 ±
247,3 331,3
Координация (Гр)
±3,97 ± 3,52
7,32 4,45
± ± ± 0,97 ±
1,27 1,31 1,30
Чувство времени (с)
0,07 0,05 0,07 0,06
± ± ± 2,65 ±
1,84 1,8 2,14
Мышечное усилие (кг)
0,1 0,1 0,1 0,2
± ± ± 11,7
Пространственная 13,8 12,2 12,1
±0,41
точность (Гр) 0,85 0,75 0,83




16
Пространственная точность движений оценивается по
показателю точности прыжка с поворотом на 75% и 25%
максимального прыжка. Угол отклонения оценивается при помощи
градуированного круга. Показателем пространственной точности
служит средняя ошибка выполнения задания по трем попыткам
(табл. 2).
Вестибулярная устойчивость определяется по методике
Ромберга. Испытуемый находится в положении стоя, ступни одна
перед другой на одной линии, руки вытянуты вперед. Время
удержания данной позы определяется по секундомеру.
Проба проводится без предварительной разминки не дольше
120 с. За показатель вестибулярной устойчивости принимается
среднее время трех попыток.


2. Методика определения уровня физического развития и
функциональных возможностей


Для практики физического воспитания уровень физического
развития и показатели функционального состояния детского
организма являются ведущими критериями при выборе физической
нагрузки, структуры двигательных действий, методов воздействия
на организм.
Оценка физического развития и функционального состояния
организма занимающихся проводится путем анализа данных
антропометрических измерений и функциональных показателей,
проб и индексов.




17
Для оценки физического развития регистрируются
следующие показатели: длина тела (стоя), масса тела, окружность
грудной клетки.
Длина тела измеряется на стандартном ростомере с
точностью до 0,5 см.
Масса тела измеряется на медицинских весах с точностью до
50 г.
Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя (в
паузе), при вдохе и выдохе сантиметровой лентой (с точностью до
0,1 мм).
Для оценки функционального состояния организма
занимающихся используются следующие показатели:
– жизненная емкость легких (ЖЕЛ), определяется воздушным
спирометром с точностью до 50,0 мл. куб;
– время задержки дыхания на высоте вдоха и после
глубокого выдоха (Штанге, Генче).
Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе имеет широкое
распространение в практике. Проводят ее следующим образом:
исследуемый в положении сидя производит глубокий вдох (но не
максимальный), одновременно зажимая нос пальцами. Время
задержки дыхания отмечают по секундомеру; в среднем оно у
здоровых детей равно 30-35 секундам.
Проба Генче с задержкой дыхания на выдохе. Ее производят
следующим образом: после обычного выдоха испытуемый
задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания
отмечают по секундомеру; в среднем она равна 12-15 с.
Для научной обработки материалов и оценки результатов
антропометрических исследований используют метод индексов

18
(показателей): жизненный индекс характеризует функциональные
возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем
деления жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг), то есть,
рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела.
Состояние сердечно-сосудистой системы в покое,
оценивается по частоте сердечных сокращений в состоянии покоя
и методом электрокардиографии. Величина ЧСС при нагрузке и в
период восстановления, также имеет важное диагностическое
значение. При пальпаторном измерение ЧСС регистрируется за
10 с и умножается на 6.
Для регистрации ЧСС также применяются телеметричиские
мониторы сердечного ритма.
Оценка артериального давления (АД) проводится по методу
Короткова, как правило, пружинными и электронными манометрами
с точностью до 5 мм. рт. ст. в состоянии покоя и после нагрузки.
Контроль за уровнем физической работоспособности и
функциональным состоянием организма юного спортсмена
проводится в рамках этапного комплексного обследования для
определения потенциальных возможностей спортсмена, динамики
уровня тренированности, соответствия выполняемых
тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным
возможностям организма.
В исследовании используются стандартные тестирующие
процедуры с дозированными физическими нагрузками (PWC170,,
гарвардский степ-тест, проба Руфье и др.).
Результаты тестирования оцениваются на основании
эргометрических, вегетативных и метаболических показателей.



19
Для получения объективной оценки уровня физической
работоспособности и функционального состояния спортсмена
необходимо стандартизировать методику тестирования. Для этого:
1. Режим дня, предшествующий тестированию, должен строиться
по одной схеме. В нем исключаются средние и большие нагрузки,
но могут проводиться занятия восстановительного характера.
2. Разминка перед тестированием должна быть стандартной (по
длительности, подбору упражнений, последовательности их
выполнения).
3. Тестирование, по возможности, должны проводить одни и те же
умеющие это делать люди.
4. Схема выполнения теста не изменяется и остается постоянной
от тестирования к тестированию.
5. Интервалы между повторениями одного и того же теста должны
ликвидировать утомление, возникшее после первой попытки.
6. Спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально
возможный результат.
На оздоровительном и учебно-тренировочном этапах
подготовки для контроля за повышением уровня тренированности
применяется тест PWC170. Тест может быть проведен как с
помощью велоэргометра, так и с помощью ступеньки.
Методика определения PWC170 с помощью велоэргометра.
При постоянной частоте педалирования (60 – 70 оборотов в мин.)
нагрузка дозируется индивидуально в зависимости от массы тела
испытуемого. Мощность первой нагрузки составляет 1 Вт/кг массы
(6 кгм/мин), мощность второй нагрузки – 2 Вт/кг массы (12 кгм/мин).
Если после второй нагрузки пульс не достигает 150 уд/мин, то



20
нагрузка должна быть увеличена до 2,5 – 3,0 Вт/кг массы (15 – 18
кгм/мин), а исследование продолжено.
Длительность каждой нагрузки составляет 3 мин. ЧСС
регистрируется в конце первой и второй нагрузки.
PWC170 = N1 + (N2 – N1) x (170 – f1) / (f2 – f1)
где N1 и N2, — мощности двух нагрузок. f1, и f2 —
соответствующие частоты сердечных сокращений. При выполнении
теста необходимо следить, чтобы разница в частоте сердечных
сокращений между первой и второй нагрузками составляла не
менее уд/мин, тогда погрешность при расчете будет
40
минимальной.
Методика проведения пробы PWC170 с помощью ступени
аналогична вышеописанной. Величину работы, выполняемой при
подъеме на ступеньку, рассчитывают по формуле
N=l,3 x P x n x h (кгм/мин), где N – работа, кгм/мин; Р – масса
испытуемого, кг; n – число подъемов в минуту; h – высота ступени
(м); 1,3 – коэффициент, учитывающий величину работы при спуске
со ступени.
Высота ступени определяется индивидуально и
соответствует 1/3 длины ноги испытуемого. Темп работы задается
метрономом. Первые 3 мин. темп работы составляет 20-22
подъема в мин, а затем увеличивается до 30-35.
Наиболее информативным является показатель PWC170,
рассчитанный на килограмм массы тела.




21
Таблица 3
РWC170 у детей (кгм/кг)
(по Шварцу В.Б.)
Возраст (лет) Мальчики – юноши Девочки девушки
7 307 236
8 351 285
9 385 306
10 427 337
11 494 361
12 554 417
13 655 451
14 728 437
15 740 444
16 853 459

По величине PWC170 косвенным путем может быть оценена
максимальная аэробная производительность организма юного
спортсмена.
МПК=PWC170 данным В.Л. Карпмана).
x 1,7+1240 (по
Величины МПК, полученные путем этого расчета, дают ошибку, не
превышающую от величин МПК, полученных прямым
15%

методом.

Врачебно-педагогический контроль позволяет достоверно
оценивать изменения показателей физического развития и
функционального состояния организма юных спортсменов под
влиянием тренировочных нагрузок и, следовательно, более точно
определять эффективность учебно-тренировочного процесса.


22
В таблице 4 представлены средние показатели физического
развития и функционального состояния школьников г. Москвы, не
занимающихся спортом.




23
Таблица 4
Средние показатели физического развития и функциональных возможностей учащихся
5-6-х классов общеобразовательных школ г. Москвы
5 Класс 6 Класс
Показатели
физического

развития и Девочки Девочки
Мальчики Мальчики
п/п
функционального (Х ± m) (Х ± m)
(Х ± m) (Х ± m)
состояния

Рост (см)
1. 149,5 ± 3,31 151,7 ± 3,22 154,8 ± 3,32 156,4 ± 1,92

Масса тела (кг)
2. 38,4 ± 2,08 39,8 ± 2,08 42,4 ± 1,50 43,8 ± 1,36
Окружность
грудной клетки
3. 65,6 ± 0,92 67,5 ± 1,82 68,1 ± 1,62 69,6 ± 2,44
(см)
ЖЕЛ (см3)
4. 2008,2 ± 47,6 2069,5 ± 56,4 2132,5 ± 66,4 2133,2 ± 78,5
Жизненный
5. 51,9 ± 2,34 52,3 ± 2,01 50,8 ± 2,67 48,9 ±1 ,78
индекс (мл/кг)
Проба Штанге (с)
6. 28,4±1,24 25,9±1,06 34,4±1,01 29,3±1,42

Проба Генче (с)
7. 14,7±0,51 14,4±0,24 16,3±0,62 15,1±0,45



24
ЧСС (уд/мин)
8. 75,2 ± 2,78 75,1 ± 3,83 74,3 ± 3,02 76,8 ± 1,19
АД систолич.
9. 105,6 ± 5,21 105,0 ± 3,25 110,0 ± 3,50 110,0 ± 2,10
(мм.рт.ст)
АД диастолич.
10. 65,0 ± 2,67 74,3 ± 1,88 75,0 ± 1,35 70,5 ± 2,05
(мм.рт.ст)
11. PWC 170 (кгм/кг) 12, 6 ± 0,65 11,9 ± 0,95 12,9 ± 0,42 11,2 ± 0,38




25
Гарвардский степ-тест. Тест заключается в подъемах на
скамейку с частотой 30 подъемов в минуту. Каждый подъем
выполняется на 4 счета (лучше под метроном): раз – одной ногой
на скамейку; два – другой; три – одной ногой на пол; четыре –
другой. Высота ступеньки и длительность нагрузки зависят от пола
и возраста испытуемых (табл. 4).
Если испытуемый утомится и не сможет поддерживать
заданный темп, подъемы прекращаются, и тогда фиксируется
продолжительность работы в секундах до момента снижения
темпа.
Сразу после прекращения упражнения у испытуемого,
находящегося в положении сидя, измеряют частоту сердечных
сокращений в интервалах между 1 мин. и 1 мин. 30 с. (Р1), между
2 мин. и 2 мин. 30 с. (Р2) и между 3 мин. и 3 мин. 30 с. (Р3)
восстановительного периода.
По продолжительности выполнения работы и количеству
ударов пульса вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ),
позволяющий судить о функциональном состоянии сердечно-
сосудистой системы.
ИГСТ рассчитывается по полной или сокращенной формуле:


ИГСТ = (t ? 100) / ((P1 + P2 + P3) ? 2);
ИГСТ = (t ? 100) / (P1 ? 5,5)
где t – время восхождения (в секундах), Р1, Р2, Р3 – ЧСС за
первую, вторую и третью минуты восстановления.
Величина индекса оценивается как отличная при индексе от
90 и выше, хорошая – от 70 до 90, средняя – от 70 до 80, ниже
среднего – от 60 до 70 и неудовлетворительная – от 50 до 60.

26
Таблица 5
Выбор высоты ступеньки и длительности нагрузки при
выполнении Гарвардского степ-теста
Возраст Высота Продолжительность
Пол
ступеньки (см) Подъема (мин)
(лет)
Мальчики – до 8 35 2
девочки
Мальчики – 8 – 12 35 3
девочки
Девочки – 12 – 18 40 4
девушки
Мальчики – 12 – 18 45 4
юноши


Проба Руфье. У испытуемого, находящегося в положении
лежа на спине в течение 5 мин, определяют ЧСС за 15 с. (Р1), затем
в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний. После
окончания нагрузки испытуемый ложиться и у него вновь
определяют частоту пульса за первые 15 с (Р2), а потом за
последние 15 с первой минуты восстановления (Р3). Оценку
работоспособности сердца производят по формуле:


Индекс Руфье = (4 (Р1 + Р2 + Р3) – 200) /10


Результаты оценивают по величине индекса от 0 до 15.
Возможны и другие модификации расчета:


Индекс Руфье – Диксона V = ( (Р2 – 70) + (Р3 – Р1)) / 10


27
Полученный индекс Руфье–Диксона расценивается как
хороший от 0 до 2,9, как средний от 3 до 6, удовлетворительный –
от 6 до 8 и плохой от 8 и выше.


3. Субъективные показатели функционального состояния
Настроение играет большую роль в жизни человека.
Большей эффективности тренировочного процесса способствует
хорошее настроение.
Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают
настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в
своих силах.
Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он
совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.
Самочувствие это своеобразный барометр влияния

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign