LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комитет Институт
физической культуры и спорта социальных инициатив
города Москвы




ТЕХНОЛОГИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Методическое пособие




Москва
2004
УДК 796.012:37.042-053.67(072)
ББК 75.0я7
К 32

Методическое пособие подготовлено в отделе Теории и методики
детского и юношеского спорта Всероссийского научно-исследовательского
института физической культуры и спорта.


Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Никитушкин В.Г.
кандидат педагогических наук Ивочкин В.В.




К 32 Квашук П.В., Семаева Г.Н.
Технологии определения двигательной подготовленности и
физического состояния детей и подростков. Методическое пособие. М.: Де
Ново, 2004. – 35 с.


ISBN 5-93536-027-6



В методическом пособии раскрываются особенности
педагогического и врачебного контроля в процессе физкультурно-
спортивных занятий с детьми и подростками.
Приводятся комплексы наиболее распространенных тестов,
функциональных проб и субъективных критериев, отражающих уровень
двигательной подготовленности, физической работоспособности и
функционального состояния занимающихся физической культурой и
спортом.

УДК 796.012:37.042-053.67(072)
ББК 75.0я7


ISBN 5-93536-027-6




©Институт социальных инициатив, 2004
©Комитет физической культуры и спорта города Москвы, 2004
Содержание

Введение ................................................................................................ 4
1. Методика определения уровня физической подготовленности.... 6
2. Методика определения уровня физического развития
и функциональных возможностей ...................................................... 17
3. Субъективные показатели функционального состояния ............. 28
4. Противопоказания к назначению оздоровительной
тренировки............................................................................................ 33
Литература ........................................................................................... 35




3
Введение

Основной задачей врачебно-педагогического контроля
является регулярное определение уровня физического развития,
функционального состояния и физической подготовленности детей
и подростков, начинающих активные физкультурно-спортивные
занятия.
Регулярный контроль уровня тренированности юных
спортсменов необходим для объективной оценки эффективности
воздействия тренировочных средств и применяемых
тренировочных нагрузок, особенностей адаптации к интенсивному
двигательному режиму, а также в целях сохранения и укрепления
здоровья.
С целью выяснения воздействий тренировочных нагрузок
различной направленности, объема и интенсивности выделяют
следующие формы контроля:
– этапный контроль направлен на определение изменения
состояния юных спортсменов под воздействием относительно
длительного периода тренировки и разработку на последующий
макроцикл или этап тренировки;
– текущий контроль служит оптимизации тренировочного
процесса в течении дня, тренировочного микро и мезоцикла;
оперативный контроль направлен на оптимизацию

программы тренировочного занятия непосредственно в процессе
его проведения (динамики нагрузки и отдыха, степени развития
утомления и т.д.).
Для организации различных форм контроля применяются
различные тестовые процедуры, позволяющие регистрировать


4
консервативные развития двигательных качеств,
(уровень
физической работоспособности, компонентный состав тела,
максимальные показатели аэробной и анаэробной
производительности и др.) и лабильные (пульс, частота дыхания,
легочная вентиляция, концентрация лактата в крови и др.)
показатели.
На практике инструментом для измерения физической
подготовленности служит комплекс тестов, которые должны
соответствовать основным требованиям спортивной метрологии –
надежности, валидности и объективности.
это постоянство результатов,
Надежность теста —
свидетельствующее о точности в
(воспроизводимости)
соответствующей тестируемой процедуре. Тест считается
надежным в тех случаях, если с его помощью получаются
неизменные результаты измерения. Значение надежности теста
также в том, что он позволяет внести соответствующие коррективы
в суждение о величине, характеризующей взаимосвязь с другими
контрольными упражнениями или исследуемыми признаками.
Валидность теста — это показатель корреляций, связи
между тестами и тем критерием, который характеризует
интересующий признак. Валидность теста свидетельствует о его
прочности, то есть о том, насколько точно (обоснованно) с его
помощью можно измерить ту или иную способность (признак, навык
и т.д.). Этим критерием пользуются не только при решении вопроса
спортивной пригодности, но и при исследовании частных проблем
спорта.
Объективность теста — это степень независимости
результатов тестирования от личных качеств исследователя.

5
Объективность теста характеризуется стойкими, постоянными
результатами при проведении тестовой программы с разными
испытуемыми разными исследователями. Иными словами,
объективность теста – это точность измерительных средств и
способов измерения.
Тесты и тестовые программы, разработанные с целью
оценки двигательной подготовленности юных спортсменов должны
отвечать следующим требованиям:
быть доступными и интересными для начинающих

спортсменов;
• быть удобными для практического применения в условиях
спортивного зала, стадиона;
• обеспечивать сравнительно быстрое решение задачи по
измерению той или иной способности;
• иметь устойчивые результаты, на которые бы не влияли
субъективные факторы (погодные условия, освещение, тренер и
т.д.);
иметь оценочные таблицы для сопоставления с

индивидуальными показателями.


1. Методика определения уровня физической
подготовленности
Сила и скоростно-силовые качества. Для измерения
силы мышц предлагаются инструментальные методики и тесты:
1. Сила мышц правой и левой кисти измеряется ручным
плоскопружинным динамометром типа ДПУ (погрешность не более
2 %.) Взяв его кистью (стрелкой к ладони), обследуемый
вытягивает прямую руку в сторону и сжимает динамометр

6
максимально сильно. Измерение повторяется два раза.
Регистрируется лучший показатель;
Становая сила измеряется стандартным динамометром,
прикрепленным к полу или к платформе, на которой стоит
испытуемый. Измерение повторяется два раза. Регистрируется
лучший показатель.
2. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы при
исходном положении сидя на полу, ноги врозь. Измеряется
расстояние от стартовой линии (за спиной) до места падения мяча.
Выполняются шесть бросков подряд, засчитывается лучший. Для
выработки правильной траектории полета мяча (от чего в
значительной степени зависит результат) натягивается шнур или
устанавливаются другие препятствия на постоянной высоте.
3. Прыжок с места в длину. Этот тест выполняется на
размеченной дорожке, что позволяет быстро оценивать результат.
Испытуемый принимает исходное положение на линии (ноги на
ширине стопы), не переступая ее, делает несколько махов руками,
а затем, с силой оттолкнувшись двумя ногами, махом рук снизу
вверх производит прыжок. Дается три попытки подряд,
засчитывается лучший результат.
4. Выпрыгивание вверх с места. Для выполнения этого теста
применяются различные приспособления.
Прибор В. Абалакова, например, представляет собой
пружинный зажим, прикрепленный наглухо к полу. Через щель
зажима пропускают сантиметровую ленту: на ее верхнем конце
имеется веревочная петля, которая продевается в пояс
исследуемого и закрепляется. В протокол измерения записываются
показатели ленты при положениях основной стойки и стойки на

7
носках. После того как записаны необходимые данные,
принимается исходное положение полуприсед, из которого и
выполняется прыжок вверх с помощью рук.
Для измерения силы с проявлением выносливости
применяются такие упражнения, как подтягивание на перекладине,
сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Быстрота. Для измерения и оценки быстроты
целесообразно использовать несколько тестов, которые дают
информацию о всех формах проявления быстроты – двигательной
реакции, частоте движений и целостном движении.
Для измерения максимальной быстроты размечается
дистанция, которую можно преодолеть за 6 с. С этой целью
используется разметка – 25 фанерных щитов размером 10х15 см.
На каждом щите пишутся цифры от 25 до 50. Щиты могут
устанавливаться на земле или подвешиваться на тросе. Первый
щит с цифрой 25 устанавливается на расстоянии 25 м от старта,
остальные – через каждый метр. Примерное количество метров,
которое пробегают учащиеся разного возраста в начале учебного
года: 15 лет – 35/42 м; 16 лет – 38/43 м; 17 лет – 38/45 м.
Быстроту двигательной реакции можно измерить, наблюдая,
как испытуемый реагирует на падающий предмет. Используется
любой предмет, но лучше всего гимнастическая палка,
размеченная в сантиметрах или линейка.
Из инструментальных методик, позволяющих измерить время
двигательной реакции, используются реакциомеры, в которых
основной частью являются электрические и электронные
секундомеры.



8
При измерении максимальной частоты движений ведется
подсчет движений за определенное время. Движения могут быть
самые разнообразные: на «раз» – руки вверх, на «два» – вниз, бег
на месте с высоким подниманием бедра при фиксированном
положении высоты поднятия бедра, показатели теппинг-теста и т.д.
Быстрота целостного движения может измеряться по
показателям бега на 10, 20, 30 м как с высокого, так и с низкого
старта. Время выполнения теста фиксируется с точностью 0,1 с.
Выносливость. Для определения уровня общей
выносливости применяется несколько методик.
Определить уровень общей выносливости можно по
показателям бега: а) с постоянной скоростью, б) со скоростью,
указанной тренером.
Во главе группы ставят выносливого бегуна-лидера, которому
дается задание пробежать за определенное время дистанцию,
размеченную флажками. Скорость прохождения отрезков
дистанции лидер корректирует, учитывая показания секундомера.
Все участники бегут за ним с интервалом в 2 м.
Темп бега можно установить и с помощью звукового сигнала,
который тренер или его помощники подают свистком через
определенные промежутки времени, соответствующие моменту
прохождения бегущими очередного флажка. Время прохождения
отрезков дистанции контролируется секундомером, циферблат
которого через равные промежутки времени размечен цветными
треугольниками. Например, дается задание – пробежать возможно
большее расстояние по дорожке стадиона при скорости 40 м за
10 с. Для контроля за заданным темпом дорожку стадиона
размечают цветными флажками через каждые 40 м. На циферблат

9
секундомера тренер наклеивает треугольнички через 10 с.
Участники поддерживают заданный темп, стараясь согласовать
момент пробегания мимо очередного флажка со звуковым
сигналом.
В практике также применяется 6 и 12-минутный бег, после
которого регистрируется величина пройденного пути.
Выносливость может быть определена и по времени пробегания
определенного расстояния (например, 300 м, 500 м, 800 м, 1000 м,
2000 м и т.д.).
Гибкость. Для оценки уровня развития гибкости,
подвижности в суставах обычно применяются различные
контрольные упражнения и измерительные приспособления,
позволяющие регистрировать величину максимальной амплитуды
движений.
В практике спортивного отбора распространение получил
тест – наклон вперед с выпрямленными ногами. Однако он
позволяет определить только подвижность в тазобедренном
суставе, а для определения гибкости во всех суставах
используются гониометры различной конструкции. В спортивной
практике целесообразно использовать приставной гониометр,
которым можно измерить как активную, так и пассивную гибкость.
Приставной гониометр (он может крепиться к суставу
резиновым бинтом) состоит из двух соединенных шарниром
металлических пластинок с вертикальными стойками: к одной из
них против нулевой отметки прикреплена градуированная круглая
шкала, а другая пластинка служит отметчиком градусов.
Для измерения подвижности прибор шарниром
приставляется к суставу, чтобы пластинки были совмещены с

10
осями движущихся частей тела. Отклонением подвижной пластинки
от исходного положения, возникающим при выполнении
упражнения, измеряется степень подвижности в том или ином
суставе (в градусах).
При тестировании физической подготовленности школьников,
не занимающихся спортом, может быть использован следующий
комплекс упражнений :
– бег на 20 и 60 м с высокого старта;
– бег на 1000 м в условиях стадиона;
– прыжок в длину с места толчком двух ног и прыжок в высоту с
места и прыжок в высоту с места;
– подтягивание на перекладине из виса (мальчики), подтягивание
на низкой перекладине (девочки);
– динамометрия кистевая и становая (табл. 1);
– наклон вперед (стоя на гимнастической скамейке).
В таблице 1 представлены средние показатели уровня
развития физических качеств учащихся 5 – 6 классов.


Измерение основных компонентов двигательных
способностей. Двигательная способность определяет, по
существу, качество выполнения любого упражнения, а в спорте она
имеет прямое отношение к технической подготовке.
Компонентом двигательной способности является ловкость,
которая оценивается координационной сложностью движения и
точностью его выполнения. Кроме того, качество выполнения
движения зависит от таких показателей, как координация, чувство
времени, величина мышечного усилия, пространственная точность,
вестибулярная устойчивость.

11
В спорте требуется высокий уровень развития всех этих
компонентов. Высокий уровень техники выполнения упражнений в
конкретном виде спорта обуславливают специальные
двигательные способности, основой которых являются компоненты
общей двигательной способности.




12
Таблица 1
Средние показатели уровня физической подготовленности учащихся 5-6-х классов
общеобразовательных школ г. Москвы
5 Класс 6 Класс
№ Показатели физической
Девочки Девочки
Мальчики Мальчики
п/п подготовленности
(Х±m) (Х±m)
(Х±m) (Х±m)


Бег 30 м (с)
1. 5,61±0,13 5,82±0,49 5,14±0,10 5,60±0,09


Бег 60 м (с)
2. 10,68±0,12 11,41±0,22 10,18±0,36 10,96±0,13

Прыжок в длину с места
3. 163,2±2,28 153,8±5,08 174,2±5,06 165,8±3,32
(см)

Подтягивание из виса
4. 3,3±0,58 13,1±1,68 3,8±0,39 11,94±1,14
на перекладине (раз)

Бег 1000 м (мин. с)
5. 4.50±0.23 5.35±0.43 4.38±0.18 5.12±0.26




13
Сила, правой кисти (кг)
6. 22,1±0,36 18,6±1,16 24,5±2,32 23,8±1,67


Сила левой кисти (кг)
7. 21,6±0,44 16,8±0,84 22,3±3,18 20,6±1,93


Становая сила (кг)
8. 61,4±3,14 45,8±4,18 64,5±6,56 54,8±2,62


Наклон (см)
9. 3,1±0,24 5,1±0,65 3,8±0,87 9,5±0,96




14
Ловкость. Для определения уровня ее развития
используется несколько тестов.
Для первого теста необходим такой инвентарь — площадка
длиной 15 – 20 м, четыре стойки (или набивные мячи), секундомер.

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign