LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

здоровья, воспитывать благородные чувства долга, помощи
слабым, предотвращать возникновение комплекса силы и
вседозволенности для незаурядного в физическом отношении
человека. В этом смысле привлечение физически одаренных юных
спортсменов к общественной работе в сфере физической культуры,
в том числе к работе с малышами и сверстниками, может стать
мощным средством нравственного воспитания личности подростка.
При осуществлении физического воспитания подростков
необходимо учитывать и некоторые особенности
морфофункциональной организации. Так, чрезмерные мышечные
нагрузки, как факторы ускорения процесса окостенения, могут
замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет
на сбалансированность ритма роста ребенка.
Пристальное внимание необходимо уделять формированию
осанки, так как возникающие нарушения вследствие слабого
мышечного корсета могут приводить к серьезным изменениям
функций различных органов и систем организма подростка.
При действии сверхсильных или монотонных раздражителей
у подростков развивается резко выраженное запредельное
торможение, что следует учитывать при выполнении детьми этого
возраста нагрузок, связанных с проявлением выносливости, и
разнообразить виды нагрузок.
В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те
компоненты физического потенциала ребенка, которые
обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых
способностей. При этом базовым элементом всего комплекса
28
физических качеств является быстрота.
Основной акцент в физической подготовке ребенка должен
быть сделан на использовании тех физических упражнений,
которые наиболее адекватны особенностям ритма развития
двигательной функции в подростковом возрасте. В этом смысле
очень важен соответствующий подбор спортивных снарядов.
Физическая активность подростка реализуется, прежде всего,
в организованных формах — на уроках физкультуры, во время
активного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков
занимается в спортивных секциях. Для всех остальных
обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух-
трехразовые, самостоятельные тренировки. Общая
продолжительность занятий 70-90 мин.
Независимо от формы занятий существенным элементом
физической подготовки подростков являются соревновательные
нагрузки, участие в различных состязаниях.
Следует максимально использовать потребность детей
среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие
возможности помериться силами со спортивными соперниками.
Виды соревнований должны быть разнообразными, с тем, чтобы
предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.
Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет)
характерно достижение самых высоких темпов развития
физического потенциала в целом. Отмечаются наиболее
интенсивный рост силовых показателей, выносливости и
совершенствование двигательных координации. Процесс
взросления и возмужания сопровождается изменением структуры
личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания
29
к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Физическое воспитание юношей и девушек 15-17 лет
направлено на закрепление мотиваций к повседневному и
систематическому физическому совершенствованию в
организованных и, особенно, в самостоятельных формах, на
формирование гражданской зрелости по отношению к
собственному здоровью и физической подготовленности, освоение
навыков здорового образа жизни. Основные направления развития
физического потенциала человека в этот период — повышение
уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня
координации движений в физических упражнениях, в том числе и
спортивных, а для юношей — и в военно-прикладных.
В период юношества завершается развитие центральной
нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса
является достижение высокого уровня совершенства
анализаторно-интегративной деятельности коры головного мозга.
Возрастает подвижность нервных процессов. При этом продолжает
оставаться некоторый дисбаланс соотношений возбуждения и
торможения. Возбуждение по-прежнему несколько преобладает
над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает
у юношей и девушек очень высокого уровня. Значительные
изменения происходят и в психической сфере старшего школьника.
Для этого возрастного периода характерны стремление к
неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству.
У юношей и девушек складываются основные черты
личности, заканчивается формирование характера. Их поведение
отличается сознательной критической установкой, стремлением
выработать собственное суждение. Более объективной становится
30
самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные
социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей
молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и
закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.
Период юношества — время бурного расцвета физических
способностей человека, формирования телесной красоты и
двигательного совершенства, достижения близкого к максимально
возможному уровню развития физических качеств. Наиболее
важными задачами физического воспитания юношей и девушек
являются: развитие силовых качеств, повышение уровня
выносливости и совершенствование техники выполнения
физических упражнений.
Программа физической активности старшего школьника
должна быть весьма насыщенной и разнообразной. Наиболее
целесообразными в этот период будут занятия одновременно
несколькими видами спорта, возможно, с сезонной их сменой.
Однако в этом возрасте хорошей и эффективной формой
физической активности может быть признана и углубленная
специализация при занятиях спортом.
Задачи моторного обучения и технического
совершенствования лучше всего решаются в процессе занятий в
организованных формах физической активности под руководством
учителя физкультуры, тренера, инструктора. В рамках этих же
форм происходит и повышение уровня развития физических
качеств. Однако, если юноша или девушка не занимаются в
спортивной секции или спортивной школе, т.е. не имеют условий
для достаточно интенсивной физической подготовки, то
организованные занятия физическими упражнениями на уроке
31
физкультуры они должны дополнять самостоятельной физической
активностью в свободное от учебы и других занятий время.
Физкультурно-спортивные занятия должны проводиться не менее
2-3 раз в неделю по 1,5-2 ч. Целесообразно разрабатывать план
самостоятельных тренировок совместно с учителем физической
культуры или инструктором по фитнесу.
Помимо этого молодым людям полезно ходить в туристские
походы, участвовать в различных соревнованиях, а главное — не
упускать возможности заняться спортивными играми.
Самодеятельный футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис,
настольный теннис, гандбол и другие игры — прекрасное средство
обогащения моторных возможностей юношей и девушек, развития
их физических качеств. Немаловажную роль в этом отношении
могут сыграть занятия ритмической гимнастикой и серьезное
обучение народному или современному танцу. Не стоит забывать и
о физическом труде как в домашнем хозяйстве, так и в школьных
производственных бригадах. Это тоже своеобразная тренировка.
Обязательной является ежедневная утренняя зарядка,
комплексы которой могут быть заимствованы из радио-,
телепередач и популярных методических пособий.
Важным элементом физического воспитания юношей и
девушек является формирование знания о физической активности.
Знание основ теории физической тренировки, законов
биомеханики движений, способов развития и совершенствования
физического потенциала, медико-биологических основ тренировки
и закаливания, а также других сведений, необходимых для
сознательного и предметного управления своей физической
активностью — показатель достижения серьезных успехов в
32
физкультурном воспитании старшего школьника. Не менее важным
является и воспитание понимания роли физической активности в
достижении высокого уровня здоровья, гармонического
совершенства человека. Такое понимание может послужить
основой для формирования серьезной, «взрослой», системы
мотивации регулярной физической активности и будет
способствовать возникновению и развитию новой формы
физкультурных и спортивных интересов, в центре которой
находится идея всестороннего гармонического развития
физических способностей, а не только спортивная
результативность.


Учебно-тренировочное занятие
Наиболее универсальной и эффективной формой
организации двигательной активности детей и подростков следует
считать учебно-тренировочное занятие. При этом тренировка не
всегда может быть похожа на традиционный урок, но основные
компоненты структуры урока, его основополагающая идея всегда
присутствуют при любой форме тренировки. Суть этой структуры
определяется обязательностью подготовительной, основной и
заключительной частями занятия. Например, если применяется
игровой метод и тренировка организована в форме игры, то в
подготовительной части занятия проводят разминку и организацию
игры, в основной — собственно игру и в заключительной —
плавный выход из режима интенсивной двигательной активности.
Главное место в подготовительной части занятия занимает
разминка, то есть функциональная подготовка организма к
основной физической нагрузке. Цель разминки — обеспечить
33
постепенное врабатывание организма, подготовку его
функциональных систем к работе в более интенсивном режиме,
чем в обычных условиях. Вовлекая в предварительную работу
большинство мышечных групп, в период разминки особенно
тщательно следует подготовить те из них, которые будут в
наибольшей степени загружаться в основной части занятия. В
разминку входят спокойная и умеренная ходьба, легкий бег, бег со
сменой направлений и положений тела, гимнастические
упражнения преимущественно на растягивание мышц и связок,
упражнения с легкими снарядами, предметами и со
вспомогательным оборудованием.
Продолжительность разминки у детей и подростков может
составлять от 1-2 до 10-15 мин, у взрослых — до 20-25 мин. в
зависимости от предполагаемой основной работы.
Основная часть занятия посвящается тренировке или
освоению новых движений. Если в основной части занятия
предстоит тренировочная нагрузка разного характера, то лучше
строить ее в такой последовательности: сначала упражнения,
требующие проявления координационных способностей, потом —
тренировка физических качеств. При этом упражнения,
направленные на развитие физических качеств, распределяются
следующим образом: упражнения на быстроту, силу, скоростно-
силовые качества и на выносливость.
Основная часть занятия длится от 30-35 мин у детей лет до
50-70 мин у взрослых.
В заключительной части занятия нужно привести организм в
обычное состояние, постепенно снизив его функциональную
активность. Обязательным условием заключительной части
34
является так называемая заминка, которая включает в себя легкий
бег трусцой (2-5 мин) и спокойную ходьбу, во время которой
выполняют дыхательные упражнения и упражнения на
расслабление. Продолжительность этой части 7-10 мин.


Принципы многолетней физкультурно-спортивной подготовки
Руководствуясь эволюционным подходом В.К. Бальсевича,
который сформулировал основные принципы теории многолетней
физической подготовки.
Принцип детерминации означает необходимость учета в
процессе физической подготовки консервативных и лабильных
компонентов морфофункциональной организации человека и ее
развития в ходе реализации физической активности.
Консервативные признаки морфо-функционального комплекса
моторики должны быть главными объектами нашего внимания при
выборе видов физкультурной и (или) спортивной активности, при
разработке многолетних программ физического
совершенствования человека. В то же время лабильные признаки
должны оцениваться с точки зрения возможностей и оптимумов их
развития, необходимости и достаточности уровня развития
физического потенциала на разных этапах жизни, способности
индивидуума надежно усваивать обучающую (тренирующую)
информацию.
Принцип детерминации диктует необходимость разработки
индивидуальных морфо-функциональных и мотивационных
профилей занимающихся как основы для построения этапных
моделей их моторной, функциональной и психологической
подготовленности, а также обусловливает полезность разработки
35
типологии двигательных проявлений как базы для обоснованного
выбора оптимальных границ биомеханических параметров и
реализуемых в физических упражнениях двигательных качеств.
Это, в свою очередь, открывает новые возможности для
детализации тренировочных программ на основе эффективного
учета индивидуальных особенностей каждого человека и уточнения
оптимальных характеристик его функциональных кондиций.
Принцип адекватности означает необходимость такой
организации тренирующих воздействий, которая учитывала бы
готовность систем организма человека к восприятию обучающей
или тренирующей информации определенного типа.
Таким образом, эффективность физической тренировки как в
многолетнем плане, так и в более короткие промежутки времени,
вплоть до недельного цикла и отдельного занятия, будет более
высокой, если акценты тренирующих воздействий будут совпадать
по характеру с естественными ускорениями в развитии отдельных
элементов и структур моторики и текущим состоянием
функциональных систем организма.
Принцип фазового акцента предполагает учет
закономерностей фазовости и цикличности развития моторики.
Опираясь на этот принцип, мы получаем возможность
обоснованно распределить во времени тренировочные нагрузки
разной направленности. Принцип фазового акцента обусловливает
целесообразность соблюдения строгой последовательности в
стимулировании развития сначала элементной основы систем
движений (отдельные физические качества, обеспечивающие их
морфо-функциональные компоненты), а затем их структурной
организации.
36
Такой подход к тренировке позволяет создать принципиально
новые возможности для упорядочения распределения средств
тренирующих воздействий в согласии с основами теории
адаптации и закономерностями естественного развития
двигательного потенциала человека.


Организация и проведение спортивных соревнований
Одним из главных факторов спортивной подготовки является
соревновательная деятельность, которая осуществляется по
следующим возрастным группам:
I группа – мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет,
которые регулярно занимаются в спортивных секциях, школьных
коллективах физкультуры, в секциях и командах, сформированных
по месту жительства, в детско-юношеских спортивных школах;
II группа — юноши и девушки 15-16 и 17-18 лет, проходящие
систематическую подготовку в спортивных секциях, спортивных
школах и клубах;
III группа — молодежь (юниоры) 19-21 и 22-24 года, которая
развивает достигнутые успехи в спортивных секциях, школах
высшего, спортивного мастерства, в отделениях спортивного
совершенствования высших и средних учебных заведений.
Спортивные соревнования — один из наиболее эффективных
путей привлечения широких масс населения и особенно детей к
занятиям физической культурой и спортом.
Организация и проведение соревнований среди различных
молодежных коллективов предусматривает тщательную подготовку
к ним, проведение соревнований, подведение их итогов.


37
1 этап — подготовка к соревнованиям.
Это важнейший этап работы. Если хорошо и продуманно
подготовлены соревнования, то они пройдут на высоком уровне,
будет создано хорошее настроение не только у участников, но и у
зрителей. Готовясь к соревнованиям, необходимо составить план
подготовки, не упустив ни одной мелочи.
Прежде всего, составить Положение о соревнованиях и
своевременно разослать его в участвующие коллективы (команды).
Составить смету расходов на проведение соревнований.
Определить ответственных лиц: а) за подготовку мест
соревнований, б) за организацию, стенда, таблицы, хода
соревнований и других материалов.
Обеспечить медицинское обслуживание на местах
соревнований (договориться заранее).
Составить сценарий открытия и закрытия соревнования (кто
будет принимать парад, приветствовать участников, поднимать
флаг и др.).
Подготовить билеты участников, пригласительные билеты,
афиши, программу соревнований
Обеспечить освещение соревнований в местной газете, по
радио, организовать выпуск фотомонтажей.
Подготовить всю необходимую документацию (протоколы,
таблицы), измерительные приборы (секундомеры, часы, рулетки,
запасные нагрудные номера и др.).
Провести совещание судейской коллегии.
2 этап — в день соревнований.
Пригласить руководство района, школы и др. гостей,
приготовить для них места.
38
Проверить подготовку мест для соревнований.
Вносить результаты игр в таблицу хода
(эстафет)
соревнований.
Комментировать ход соревнований.
В период соревнований главный судья может назначить
совещание представителей команд, если эго необходимо.
В последний день соревнований подсчитываются очки
каждой команды, определяются места, подготавливаются
программы, дипломы, памятные вымпелы, жетоны, призы и др.
Затем проводится закрытие соревнований и награждение
победителей.
3 этап — подведение итогов соревнований.
Секретарь соревнований подготавливает и вручает
представителям команд папки с результатами соревнований.
Составляется отчет главного судьи, который также
вкладывается в папку с документами
Как составить Положение о соревнованиях? Следует
заметить, что Положение о соревнованиях очень важный документ,
на основании которого команды готовятся к соревнованиям.
Положение должно быть составлено очень ясно, четко. Оно должно
предусматривать все варианты, не оставляя каких-либо неясностей
и по другим разделам.
В Положении о соревнованиях должны иметь место
следующие разделы:
Наименование соревнований.
1.
Цель и задачи данного соревнования.
2.
Руководство соревнованиями.
3.
Место и сроки проведения.
4.
39
Участники соревнований (возраст, класс и т.д.).
5.
Условия проведения соревнований:
6.
а) система розыгрыша, б) порядок зачета, в)
7.
определение победителей.
Награждение победителей.
8.
Форма и сроки представления заявок.
9.


Примерные положения о проведении различных
соревнований
Положение о проведении Спартакиады дошкольных
образовательных учреждений
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.
Соревнования проводятся с целью:
– укрепления здоровья детей,
– воспитания интереса к занятиям физическими
упражнениями,
– освоения навыков и приемов физических упражнений
ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
2.
Соревнования Спартакиады проводятся в течение всего года
в помещениях и на открытых площадках дошкольных учреждений
по следующей схеме:
а) соревнования в группах ДОУ;
б) зональные соревнования среди ДОУ;
в) финальные выступления в День защиты детей — июнь.
УЧАСТНИКИ
3.
В соревнованиях принимают участие все дети, входящие в
состав группы старшего возраста и подготовительных групп, не
имеющие запрета на участие в соревнованиях со стороны врача.
40
РУКОВОДСТВО ПРОВЕДЕНИЕМ СОРЕВНОВАНИЙ
4.
Руководство проведением соревнований осуществляет
оргкомитет, утвержденный Управлением образования и отделом
физкультуры и спорта.
Непосредственное проведение соревнований возлагается на
судейскую коллегию, утвержденную Оргкомитетом.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign