LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

способность к изменчивости к развитию. Оно
(адаптации),
изначально дано человеку и обусловлено той наследственной
информацией, с которой человек рождается и которая
сопровождает его в течение всей жизни.
Адаптация организма человека к физическим нагрузкам в
14
процессе тренировки является биологической основой
тренировочного эффекта, тем главным механизмом, на основе
которого он достигается.
Выделяют следующие свойства адаптации:
Срочные приспособительные изменения не
1.
закрепляются в организме. Они возникают только при
непосредственном внешнем воздействии определенного характера
и быстро исчезают, как только устраняется вызвавшее их внешнее
обстоятельство.
Характер и интенсивность срочной адаптивной реакции
2.
точно соответствуют характеру и силе внешнего воздействия.
Срочными изменениями организм способен отвечать
3.
только на те внешние воздействия, которые по своему характеру,
силе и времени воздействия не превышают физиологических
возможностей организма.
Долгосрочная адаптация характеризуется такими
приспособительными изменениями, которые возникают под
влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий.
Примерами долгосрочной адаптации могут служить
приспособление к высокогорью у альпинистов, закаливание,
повышение работоспособности под воздействием тренировки и т.п.
Приобретенные в результате долгосрочной адаптации
свойства носят устойчивый характер и сохраняются некоторое
время после прекращения серии внешних воздействий. Это
сопровождается значительными морфологическими и
функциональными преобразованиями на клеточном уровне и в
деятельности различных систем организма.
Если процесс долгосрочной адаптации не подкрепляется
15
новой серией аналогичных раздражителей длительное время, то
организм теряет приобретенные свойства и приспосабливается к
новым условиям «спокойной жизни». Из этого следует важный для
понимания сущности тренировки вывод: тренировочный процесс не
должен прерываться на длительное время, интервалы отдыха
между сериями нагрузок должны быть оптимальными.
В процессе долговременной адаптации организм не только
приобретает способность отвечать более быстрыми и точными
ответными реакциями на уровне имеющихся функциональных
возможностей, но существенно повышает уровень этих
возможностей и оказывается в состоянии выполнить больший
объем более интенсивной и сложной работы.
При регулярном повторении одних и тех же внешних
воздействий процесс активного приспособления к ним снижается,
происходит «привыкание». После этого внешние воздействия
перестают быть активными раздражителями, предъявляющими к
организму новые требования. Организм отвечает на них строго
определенной привычной реакцией, их тренирующее значение
исчезает, дальнейшего интенсивного развития физических
возможностей организма не происходит.
Отсюда вытекает необходимость постоянно повышать
физические нагрузки в процессе тренировки, постоянно
предъявлять организму все новые и новые требования. Здесь
имеется два пути: 1) повышать нагрузки от тренировки к
тренировке; 2) изменять характер нагрузок.
В конкретных условиях выбор пути изменения величины
характера воздействий на организм зависит от многих факторов, и
решение о том, какому из них отдать предпочтение, должно в
16
максимальной степени учитывать все эти факторы.
Во всяком случае, не подлежит сомнению тот факт, что
однообразная, монотонная тренировочная нагрузка, особенно при
частом ее применении, очень быстро теряет свое тренирующее
значение. Вот почему так важно заранее спланировать все
изменения величины, характера и направленности тренировочных
нагрузок, средств и методов тренировки как в одном занятии или в
серии занятий, так и на достаточно протяженном отрезке времени,
который может составлять несколько лет.
Таким образом, регулируя частоту, интенсивность,
длительность физической нагрузки, возможно, сознательно
формировать новые качественные признаки двигательной функции
человека, то есть программировать и осуществлять ее развитие в
заданном направлении и с намеченными промежуточными и
конечными ориентирами.
Однако эффект адаптации не будет постоянным. С течением
времени возникает такая ситуация, когда вызвать прогрессивные
адаптивные изменения очень трудно. Это будет означать, что
организм человека в процессе своего развития уже вышел из зоны,
благоприятной для воздействий физическими нагрузками
определенного характера, или что его конкретные физиологические
адаптивные возможности в данный период времени исчерпаны.
Характерным в этом отношении является опыт тренировки
спортсменов высокого класса. Спортсмены высокой квалификации
на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей
и сохранения высших достижений отличаются чрезвычайно
высокой степенью адаптации к тренировочным воздействиям и
несмотря на то что, выполняют исключительно большие объемы
17
интенсивной, рационально спланированной работы улучшения
спортивных результатов не наблюдается. Происходит это из-за
исчерпания адаптационных резервов организма, в значительной
мере обусловленных генетически, а так же из-за высокой степени
приспособления к факторам педагогического воздействия,
реализованным на предшествующих этапах подготовки.
Физическую тренировку человека можно определить как
специально организованный процесс целенаправленной
стимуляции развития и совершенствования его двигательной
функции. В результате тренировки происходит переход организма
человека из одного состояния в другое, новое, состояние,
происходит освоение им этого нового состояния. Повышаются
физические возможности, формируется новый, более высокий,
уровень таких физических качеств, как быстрота, сила,
выносливость, гибкость, ловкость. Человек овладевает новыми
видами движений, обогащает арсенал своей физической
активности новыми формами и новым качеством движений.
Вместе с тем в каждом возрасте цели тренировки
специфичны. Например, специфика цели физической тренировки
ребенка определяется необходимостью создания фундамента его
физического здоровья, основы его двигательного потенциала.
Специфика ее содержания связана с возрастными особенностями
растущего организма.


Организация физкультурно-спортивной деятельности детей,
подростков, юношей и девушек
Управление спортивной подготовкой предусматривает
детальное изучение объекта, на который направлено
18
педагогическое воздействие. Этот объект растущий,

развивающийся организм юного спортсмена, процессы которого
подчинены определенным закономерностям.
Установлено, что сила, быстрота, выносливость, гибкость и
ловкость, которые определяют содержание физической подготовки,
в возрастном аспекте развиваются гетерохронно. Эти данные легли
в основу определения направленности педагогических
тренировочных воздействий для каждого этапа подготовки юных
спортсменов.
Изучение растущего организма как целостной динамической
системы позволило определить и общие нормы тренировочных
нагрузок, их интенсивность в разные возрастные периоды.
Таким образом, изучение закономерностей развития
растущего организма юных спортсменов, особенностей их
адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам и
многих других данных позволило определить структуру и
содержание спортивной подготовки детей и подростков как
педагогической системы, разработать основы теории и методики
детского и юношеского спорта.
В старшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать
интерес ребенка к освоению новых видов движений и физических
упражнений, к повышению уровня своих физических способностей,
стимулировать стремление к участию в коллективных играх и
соревнованиях со сверстниками. Важным элементом системы
физического воспитания дошкольников является закаливание.
К 5–6 годам у ребенка существенно улучшается координация
движений. Именно в этот период происходит процесс освоения
навыков рисования, изготовления игрушек из бумаги и картона.
19
Вместе с тем более интенсивное развитие крупных мышц еще
затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью.
Особенностью высшей, нервной деятельности старших
дошкольников является неустойчивость нервных процессов,
преобладание процессов возбуждения над процессами
торможения легко нарушает возникающие условно-рефлекторные
связи. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение
ребенком 5-6 лет сложных двигательных умений и действий.
Большее физиологическое и психологическое значение имеет сам
процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической
культуры.
В этот период происходит активное биологическое
созревание коры головного мозга, и ребенок приобретает
способность к логическому мышлению, анализу и обобщению
отраженных в его сознании явлений окружающей среды. Возникает
способность сосредоточить на некоторое время внимание на
каком-либо одном роде занятий или предмете, начинают
проявляться типологические особенности высшей, нервной
деятельности, формируется характер, проявляются личностные
мотивы и интересы. Дети этого возраста очень восприимчивы к
реакциям взрослых на их поведение. Поощрение и похвала
вызывают сильные положительные эмоции. Формируются основы
дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои
действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей,
интересам коллектива.
Возраст 5-го года жизни является критическим для многих
параметров физического здоровья ребенка. У детей резко
изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается
20
ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных
связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки,
плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного
столба. Эти же причины приводят к тому, что грудная клетка
становится плоской, а нередко даже впалой, ослабленные мышцы
живота делают его заметно выступающим вперед. Все эти факторы
весьма неблагоприятны для организма ребенка, так как
ослабевшие мышцы груди и диафрагмы приводят к затрудненному
дыханию и плохому обеспечению организма ребенка кислородом.
Единственным, эффективным средством предотвращения
аномалий физического развития является правильно
организованная физическая активность детей, их регулярные и
тщательно продуманные физические тренировки.
Большое место среди физических упражнений в этот период
займут те из них, которые способствуют выработке умения
правильно, в соответствии с заданием, перемещать звенья тела в
пространстве, точно воспроизводить заданные траектории,
направление, скорость и темп движений. Специальные усилия
воспитателя должны быть направлены на силовую подготовку
мышц ребенка, в особенности более мелких мышц, управляющих
движениями кисти, стопы, голени, предплечья. Важную роль будут
играть упражнения, направленные на освоение отдельных
элементов спортивных движений прыжковые,
(беговые,
метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот
период можно усложнить упражнения на ловкость и быстроту
реакции. Большое внимание по-прежнему следует уделять
развитию гибкости.
В этот период следует прививать детям понимание того, что
21
только трудом, упорством и настойчивостью можно добиться
поставленных целей. В процессе освоения новых движений
полезно подбадривать детей по мере освоения ими отдельных
элементов движений, по мере последовательного приближения к
правильному выполнению задания.
Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для
него задачу, следует незаметно изменить задание в сторону его
упрощения и выразить радость по поводу его успешного
выполнения ребенком. Для воспитания устойчивого интереса детей
к физическим упражнениям и тренировке очень важно добиться
того, чтобы у них было как можно меньше неудач и как можно
больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том, что
даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие
делает его более ловким и более сильным.
В этом возрасте наиболее целесообразны трехразовые
учебно-тренировочные занятия в неделю продолжительностью 30-
35 мин. и обязательная утренняя гимнастика в течение 10-12 мин.
настоящее время в детских дошкольных учреждениях

физкультурные занятия проводятся централизованно под
руководством инструктора-методиста).
Главная задача физического совершенствования 6-7 летних
детей состоит в расширении объема двигательных навыков за счет
овладения более сложными видами движений из арсенала
различных видов спорта и повышения внимания к развитию
физических качеств преимущественно быстроты и

выносливости.
Большое место займет и силовая тренировка. Однако
скоростная и силовая подготовка, равно как и воспитание
22
выносливости, не должны быть самоцелью физической подготовки
детей этого возраста. Задача таких занятий состоит, прежде всего,
в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и
связок, систем управления движениями и их энергетического
обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком
будущем значительному повышению физических и умственных
нагрузок в связи с началом учебы в школе.
Дети в возрасте лет часто переоценивают свои
6-7
физические возможности. Поэтому необходимо внимательно
следить за их состоянием, вовремя снижать нагрузки или создавать
условия для хорошего восстановления после них.
Игровой метод тренировки в этот период может с успехом
осуществляться в соревновательной форме. В домашних условиях
можно устраивать соревнования ребятишек, живущих в одном
доме, встречи между квартирами, подъездами,
«матчевые»
привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут
соревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет
метать значительно более тяжелый груз или давать ребенку фору в
забеге. Полезны и другие формы состязаний детей и взрослых,
например, игры с мячом, эстафеты и т.п. В условиях детского
дошкольного учреждения или клуба можно организовать
состязания, эстафеты, игры с мячом между ранее
скомплектованными небольшими командами детей одного
возраста.
Младший школьный возраст лет) наиболее
(7-10 —
ответственный период в формировании двигательной координации
ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры
движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные
23
упражнения и действия.
Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в
школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования
двигательного аппарата, обуславливают необходимость
проявления осторожности при дозировании физических нагрузок
младших школьников. Ограничения касаются применения силовых
упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени
проведения отдельных занятий.
В этот период происходит становление индивидуальных
интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в
том числе и спортивными.
В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у
ребенка интерес к расширению диапазона физических
способностей посредством овладения основами техники
спортивных упражнений, приемов и действий. Развитие
двигательной координации — главная направленность физической
подготовки детей младшего школьного возраста. К концу периода
целесообразно ориентировать ребенка на занятия тем видом
спорта или физической активности, который в наибольшей мере
соответствует его способностям и интересам и может быть
реализован в конкретных условиях жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит завершение
анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих
двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти
системы еще далеки от созревания, сам процесс развития
моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом
возрасте с высокой степенью интенсивности.
Способности детей к освоению техники движений настолько
24
велики, что многие новые двигательные умения приобретаются без
специального инструктажа, а сложные элементы техники
различных видов спорта зачастую осваиваются быстрее, чем
подростками и юношами.
Известно, что ритмический и силовой образ движения дети
воспринимают, прежде всего, в ощущениях и обобщенных
впечатлениях и в меньшей мере путем
— «осознанного»,
продуманного освоения деталей техники. Этот феномен, по-
видимому, объясняет тот факт, что обучение целостному
упражнению в этом возрастном периоде имеет больший успех, чем
разучивание его по элементам.
В младшем школьном возрасте почти все физические
качестве имеют очень высокие темпы прироста. Исключение
составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в
этот период начинают снижаться.
В возрасте лет происходит бурное развитие
7-10
биодинамики движений ребенка, и, прежде всего,
координационного компонента, активное формирование
физического и функционального потенциала организма. Если
двигательная активность ребенка в этот период, по каким либо
причинам ограничена, то на последующих этапах онтогенеза
потери в развитии двигательного анализатора наверстать,
практически невозможно.
Организация правильного тренировочного режима ребенка в
целях обеспечения общей физической подготовки при
акцентированном повышении координационных способностей
оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям
развития двигательного потенциала человека в этот период жизни.
25
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и
склонности к определенным видам физической активности,
выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений,
предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает
условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации
школьников для определения каждому из них оптимального пути
физического совершенствования.
Наиболее важным моментом в физическом воспитании
ребенка этого периода жизни является формирование личностного
отношения к физической тренировке, воспитание активной позиции
в отношении к своему здоровью, крепости тела и закалке. Пример
родителей и других старших членов семьи будет главным
стимулом для приобретения устойчивой привычки, основательных
и зрелых мотиваций к систематическим занятиям физическими
упражнениями. Необходимо помнить, что основные социальные,
психологические и биологические компоненты физической
активности взрослого человека формируются именно в этот,
ключевой для развития моторики, период жизни ребенка.
Физическая активность младшего школьника в виде
организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры,
рекреации должна дополняться ежедневной утренней зарядкой и
двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю.
Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом
завершения биологического созревания организма. В это время
окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая
взрослому человеку. Для подростков характерно ухудшение
двигательных координации при интенсивном развитии скоростных
и скоростно-силовых качеств. В сфере психики идет сложный
26
процесс становления характера, формирования интересов,
склонностей и вкусов.
Основная направленность физического воспитания
подростков лет) формирование интереса к
(11-14 —
систематической, спортивной или оздоровительной тренировке.
Важным элементом физического воспитания в этот период
является формирование бойцовского, спортивного характера
подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление
трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться
для достижения поставленных целей.
Подростковый возраст — период максимальных темпов роста
всего организма, ответственный этап не только биологического
созревания, но и социального взросления личности ребенка. В этот
период происходит рост его самосознания, осуществляется
переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро
развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в
образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается
степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При
этом тормозящая функция коры больших полушарий головного
мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль
над эмоциональными реакциями. При этом его внушаемость
уменьшается, а неуравновешенность и эмоциональность
возрастают. Все это проявляется в резких сменах настроения,
конфликтах с учителями, родителями и другими взрослыми.
Эти особенности психики детей среднего школьного возраста
необходимо учитывать при организации их физической активности.
С одной стороны, следует поощрять их стремление к
самоутверждению через сферу спортивных занятий и физической
27
подготовки, а с другой – необходимо формировать у детей этого
возраста понимание общественной важности высокого уровня их

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign