LINEBURG


страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Комитет Институт
физической культуры и спорта социальных инициатив
города Москвы




ОРГАНИЗАЦИЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
Методическое пособие




Москва
2004
УДК 796.011.3-053.67(072)
ББК 74.200.55я7
К 32


Методическое пособие подготовлено в лаборатории проблем
физической культуры взрослого населения Всероссийского научно-
исследовательского института физической культуры и спорта.



Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Кабачков В.А.
кандидат педагогических наук Чебураев В.С.




К 32 Квашук П.В.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с
детьми, подростками и молодежью. Методическое пособие. — М.:
Де Ново, 2004. — 51 с.



ISBN 5-93536-024-1


ББК 74.200.55я7
УДК 796.011.3-053.67(072)

ISBN 5-93536-024-1




©Институт социальных инициатив, 2004
©Комитет физической культуры и спорта города Москвы, 2004
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 4
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ....................... 6
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ТРЕНИРОВКИ ...................................................................................... 13
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ
И ДЕВУШЕК .......................................................................................... 18
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ............................................ 33
ПРИНЦИПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ ...................................................................................... 35
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ
СОРЕВНОВАНИЙ ................................................................................ 37
ПРИМЕРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ
РАЗЛИЧНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ......................................................... 40
ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................... 48




3
Введение


Государственная политика в области детско-юношеского
спорта в соответствии с Концепцией развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации (распоряжение Правительства
РФ от 29 октября 2002 года № 1507-Р) направлена на создание
условий для физического, нравственного, духовного развития,
спортивного совершенствования юных россиян и достижение
успеха страны на международной спортивной арене.
Массовый детско-юношеский спорт включает все формы
физической активности детей и подростков, юношей и девушек в
образовательных учреждениях, жилых микрорайонах и местах
отдыха.
В настоящее время развитие массового спорта обеспечивают
695 ДЮКФП, 2905 ДЮСШ, 1109 СДЮШОР, которыми охвачено
более 2,8 млн. детей и подростков 6 — 15-летнего возраста, что
составляет около 10% юных россиян.
Несмотря на некоторый рост числа спортивных школ,
наблюдаемый в последнее время темпы процесса вовлечения
детей, подростков, юношей и девушек в регулярные занятия
физической культурой и спортом явно недостаточны.
Сведена к минимуму физкультурно-оздоровительная работа
по месту жительства. Не проявляется забота о создании
материально-технической базы для занятий молодежи
физкультурой и спортом во дворах и микрорайонах. Стали
недоступны для проведения массовых занятий многие
физкультурно-спортивные сооружения, бассейны, стадионы.
Спорт игровая, соревновательная деятельность,

4
позволяет осуществлять формирование сильной и мужественной
личности, а спортивный педагог, работающий с детьми и
подростками, обязан владеть большим объемом знаний по
педагогике, физиологии, психологии и другим научным
дисциплинам.
Учебно-тренировочный процесс требует знаний в области
технологии тренировочных нагрузок, соответствующих возрасту,
владения методами и формами организации занятий, умений
оценивать состояние юного спортсмена и вносить коррективы в
содержание педагогических воздействий. Только правильное и
умелое педагогическое воздействие вызывает и поддерживает
интерес детей и подростков к спортивной деятельности, желание
тренироваться ежедневно, участвовать в соревнованиях, даже
если они не приносят победных очков.
Основным принципом деятельности учителя и тренера
является органическое единство биологического, возрастного
развития и системы средств, методов и форм спортивной
подготовки с учетом возраста, пола и индивидуального развития
занимающихся.
Особое место в спортивной подготовке занимает
соревновательная деятельность, которая, по существу, является
проверкой «на прочность» не только юного спортсмена как
личности, но и его тренера, воспитателя. Соревновательная
деятельность требует серьезной подготовки как физической, так и
психологической. К ней заранее готовятся не только в процессе
учебно-тренировочных занятий, но и в повседневной жизни,
соблюдая основные требования режима дня, питания,
восстановления.
5
Теория и практика спортивной подготовки детей и подростков
имеют не только свою историю, но и большое будущее, поскольку
спорт воспитывает, заставляет думать и анализировать, укрепляет
здоровье, закаляет волю и характер, что, в конечном счете,
определяет и будущее нации.


Современные требования к профессиональной деятельности
тренера юных спортсменов
Педагогическая деятельность тренера детского и юношеского
спорта, как и деятельность учителя физической культуры, имеет
сложную структуру и значительные отличия от других
педагогических профессий.
Сочетание высокого уровня знаний в области биологических
и психологических процессов, которые происходят в период
активного роста и развития юного спортсмена, средств, методов и
форм педагогического и тренировочного воздействия, высокая
физическая и техническая подготовленность требует от тренера
детского и юношеского спорта комплекса педагогических и
специальных способностей.
Педагог (греч. — воспитатель, наставник) — лицо, которое
ведет практическую работу в области воспитания и обучения как
взрослых, так и подрастающего поколения.
Спортивный тренер — это, прежде всего, педагог, который не
только занимается обучением технике движений и развитием
физических способностей, но и формирует личность будущего
гражданина, а основу этой деятельности и составляют
педагогические способности.
По мнению исследователей и практиков, обладать
6
педагогическими способностями — это:
• уметь представить учебный материал в доступной для
учащихся форме, понимать своих воспитанников и проявлять
творчество в учебном процессе;
• обладать волевыми педагогическими качествами,
оказывающими влияние как на отдельных учеников, так и на
весь коллектив в целом;
• организовывать детский и юношеский коллектив, проявлять
интерес к деятельности и жизни учеников;
• уметь объяснять, содержательно и ярко проводить беседы,
владеть образной и убедительной речью;
• проявлять педагогический такт, уметь наблюдать,
анализировать и делать правильные выводы из наблюдений,
быть требовательным не только к ученикам, но и к себе лично;
• уметь связывать учебный материал с требованиями
современной жизни и различными, жизненными ситуациями.
К сопутствующим педагогическим способностям относятся
такие качества, как организованность, любознательность,
трудоспособность, самообладание, активность, настойчивость,
сосредоточенность и умение распределить внимание. Кроме того,
каждый из этих компонентов имеет свои составляющие. Изучая
структуру педагогических способностей, мы углубляемся в
изучение этих составляющих, что позволяет их развивать и
совершенствовать как в отдельности, так и во взаимосвязи в
процессе педагогической, тренерской деятельности.
Результаты анализа деятельности тренера детского и
юношеского спорта позволяют утверждать, что его
профессиональные способности основываются на совокупности
7
психических свойств личности, которые и являются предпосылкой
успешной педагогической деятельности.
Структура деятельности тренера, прежде всего, требует
развития перцептивных, проектировочных и конструктивных,
организаторских и дидактических, экспрессивных,
коммуникативных, академических и специальных способностей.
Таким образом, успешная деятельность тренера
определяется развитием целого ряда способностей, которые
требуют теоретической подготовки и практических навыков.
Перцептивные способности отражение
(перцепция —
непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и
явлений реального мира), которые отражаются в педагогической
наблюдательности и, прежде всего, в умении концентрировать свое
внимание как на отдельном ученике, так и на всем коллективе
учащихся.
Наблюдение является одним из древних методов научного
познания, и он доступен каждому тренеру для изучения объекта, на
который направлено его педагогическое, тренировочное
воздействие.
Естественно, каждый метод требует определенных знаний и
навыков по составлению программы наблюдения, его анализа и
оценки, выводов.
Например, необходимо уточнить, используя метод
наблюдения, какие по интенсивности физические нагрузки
оказывают отрицательное влияние на организм юного спортсмена.
Мы знаем, что тренировочные нагрузки могут оказывать влияние на
цвет лица (покраснение, побледнение), на потовыделение, на
изменение координации движений и т.д. После проведенного
8
наблюдения полученные данные анализируются и на их основании
делаются выводы.
Таким образом, в данном случае необходимо
придерживаться правила — наблюдаем, анализируем и делаем
выводы, которые, естественно, будут зависеть от
профессиональных знаний.
Педагогическое направленное внимание позволяет отбирать
факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым
поступком и действием ученика видеть педагогическую ситуацию,
требующую тщательного анализа.
Распределенное внимание позволяет тренеру не упускать из
поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности,
сочетать фронтальную работу с индивидуальной.
Проектировочные и конструктивные способности в
значительной степени зависят от профессиональных знаний
тренера в области теории спорта, а также сведений об объекте, т.е.
юном спортсмене, на которого будет направлено педагогическое
воздействие.
Прежде всего, проектирование, или точнее назвать
планирование учебно-тренировочных занятий, осуществляется на
основе решения трех основных задач — оздоровительных,
образовательных и воспитательных.
Ни одна учебная дисциплина не решает три задачи в
комплексе, как этого требует спортивная тренировка.
Кроме одного учебно-тренировочного занятия спортивный
тренер планирует как годичный, так и многолетние циклы
подготовки юного спортсмена.
Таким образом, проектировочные и конструктивные
9
способности тренера детского и юношеского спорта требуют
комплекса знаний, позволяющих проектировать деятельность для
всей группы и для каждого юного спортсмена отдельно.
Здесь предусматривается единство учебно-тренировочного
процесса, воспитательной и организаторской работы,
целенаправленность, систематичность и непрерывность
воспитательного воздействия на все стороны жизни и деятельности
спортивного отделения и личности; самодеятельный характер
деятельности коллектива юных спортсменов. И, естественно, в
планировании предусматривается соответствие всех мероприятий
уровню подготовленности юных спортсменов, их возрастным и
психологическим особенностям.
Организаторские способности проявляются в умении
организовывать учебно-тренировочные занятия, а также
деятельность юного спортсмена вне спортивных занятий — дома, в
школе и т.д. И этим не ограничивается организаторская
деятельность тренера детского и юношеского спорта.
Прежде всего, началом работы спортивного тренера
является организация набора и отбора детей и подростков для
занятий спортом. Затем идет процесс организации и проведения
учебно-тренировочных занятий, которые, как правило,
завершаются участием юных спортсменов в соревнованиях,
Важное значение имеют организаторские способности в
проведении спортивных соревнований и работа в спортивно-
оздоровительном лагере.
Организаторская способность, как и любая педагогическая
способность, состоит из ряда элементов и образует
взаимосвязанную структуру, состоящую из направленности
10
личности, ее подготовленности, общих и специальных свойств
личности, индивидуальных особенностей нервной системы,
темперамента.
В жизненных ситуациях эта способность оценивается по
таким качествам, как общительность, способность привлекать к
себе людей, трезвость ума, волевые качества, умение разбираться
и иметь подход к людям и т.д.
Дидактические способности проявляются в методах передачи
знаний юным спортсменам, проведении занятий творчески, с
учетом возрастных особенностей юных спортсменов. Дидактика
(греч. — учу) — часть педагогики, которая изучает закономерности
образования, в данном случае начального образования юных
спортсменов в области теории и методики спортивной подготовки.
Известно, что основоположником дидактики является
чешский педагог Ян Амос Коменский, совершивший переворот в
теории обучения, противопоставивший средневековой школе
зубрежки и механического запоминания разработанную им систему
обучения, которая была рассчитана на учет возрастных и
психологических особенностей детей, на развитие их творческих
способностей и всей мыслительной деятельности.
Эти правила нашли свое место в практической деятельности
учителя и спортивного тренера.
Экспрессивные (экспрессия — выражение — выразитель-
ность, сила выражения чувств, взглядов, жестов и т д.) способности
проявляются в наиболее эффективном, с педагогической точки
зрения, выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с по-
мощью речи, мимики и пантомимики.
Речь спортивного тренера, который работает с детьми и
11
юношами, всегда должна отличаться внутренней силой,
убежденностью.
Одним из основных средств интонационно-звуковой
выразительности речи является основной тон высказывания, с
помощью которого учитель, тренер передает свое отношение к
тому, о чем говорит.
Основной тон высказывания — интонационное средство
эмоционально-смысловой выразительности высказывания. В его
создании большую роль играет тембр голоса и другие
интонационные средства. Тонов может быть столько, сколько
разных отношений, которые имеют следующие характеристики:
• убеждающий, назидательный, уверенный;
• приказывающий, волевой;
• просительный, вопрошающий;
• мажорный, радостный;
• мягкий, ласковый;
• сдержанный, спокойный, холодный;
• взволнованный, тревожный, торжественный;
• повествовательный, описательный;
• юмористический и т.д.
Выбор тона зависит от основной идеи высказывания, его
цели. Тон должен подчеркивать основную мысль высказывания,
отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
При объяснении техники выполнения упражнения при
обучении следует использовать логические ударения и паузы —
важное средство смысловой и эмоциональной выразительности
звучащего слова.


12
Немаловажное значение имеет темп разговорной речи и
громкость, а также взгляд, мимика, жесты, оживляющие речь. Но
жестами следует пользоваться осторожно. Слишком частые,
однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и
раздражают.
Коммуникативные способности помогают спортивному
тренеру устанавливать с воспитанниками гармоничные
взаимоотношения. Коммуникативность проявляется в
педагогическом такте, умении избегать конфликтов и
предупреждать их. Важное значение имеет эмпатия, т.е.
способность эмоционально отзываться на переживания других
людей.
Академические и специальные способности являются
основой любой профессиональной деятельности. Академические
способности свидетельствуют об общей эрудиции тренера, а
специальные определяют его профессиональные успехи в
построении системы и организации спортивной подготовки детей,
подростков, юношей и девушек.


Основы спортивной и оздоровительной тренировки
Достижения спортивной науки, принципиальные положения
теории и методики спортивной тренировки, как наиболее
разработанного направления теории и методики физической
культуры необходимо использовать при определении основных
подходов к методическому оснащению физической активности
человека.
Тренировка — главный элемент подготовки и спортсменов
высокой квалификации, и юных спортсменов, и физкультурников,
13
занимающихся оздоровительными видами двигательной
активности, так как только на основе тренировки можно изменить
физическое состояние человека.
При организации физкультурно-спортивной деятельности,
направленной на расширение функциональных возможностей
организма человека и укрепление его здоровья необходимо
использовать позитивный опыт, накопленный спортивной
педагогикой и медико-биологическими дисциплинами в решении
вопросов управления тренировочным процессом.
Основным вопросом физической (оздоровительной)
тренировки, так же как, и основным вопросом спортивной
тренировки является эффект тренировочной нагрузки, который
зависит от ее величины, характера, последовательности,
продолжительности и содержания отдыха.
Процесс управления физической тренировкой должен
строиться на основе оптимальности соотношения величины
внешней нагрузки (тренировочной работы) и внутренней нагрузки
(реакции организма), только при рациональном соотношение этих
компонентов может быть получен значимый тренировочный
эффект.
Таким образом, тренировка направлена на изменение
состояния организма человека. Эта простая формула отражает
фундаментальное свойство человека и вообще всего живого — его

страница 1
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign