LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

участнику дается для заполнения таблица для заполнения с подробной ин-
струкцией.
Обработка результатов. 1) сложить оценки левой стороны во всех вопро-
сах – сумма А; 2) сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сум-
ма В; 3) найти разницу С=А-В. 4) Если С=0, или имеет отрицательную ве-
личину, то имеем ярко выраженный неблагополучный климат с точки зре-
ния индивида; 5) Если С более 25, то психологический климат благоприя-
тен; 6) Если С менее 25, то климат неустойчиво благоприятен. 7) Рассчи-
тывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
С = ?С?/N, где N – число членов группы. 8) рассчитать процент людей,
оценивающих климат как неблагоприятный по формуле: n(C? -)/N·100%,
где n(C? -) – количество людей, оценивающих климат коллектива как не-
благоприятный, N – число членов группы.

Опросный лист

Инструкция: Уважаемый товарищ! Оцените, пожалуйста, как проявляются
перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе,
выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки: 3 – свойство проявляется в группе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени то и другое свойство.




49
Таблица 1.

№ Свойства психологическо- Оценка Свойства психологиче-
п/п го климата А ского климата В
1 Преобладает добрый, жиз- 3210123 Преобладает подавленное
нерадостный тон настроения настроение
2 Доброжелательность в от- 3210123 Конфликтность в отноше-
ношениях , симпатии ниях, антипатии
3 В отношениях между груп- 3210123 Группировки конфликтуют
пировками внутри вашего между собой
коллектива существует вза-
имное расположение, пони-
мание
4 Членам Вашего класса нра- 3210123 Проявляют к более тесно-
вится вместе проводить му общению безразличие,
время, участвовать в совме- выражают отрицательное
стной деятельности отношение к совместной
деятельности
5 Успехи или неудачи одно- 3210123 Успех или неудачи това-
классников вызывают сопе- рищей оставляют равно-
реживание, искреннее уча- душными или вызывают
стие всех членов группы зависть, злорадство
6 Одноклассники с уважением 3210123 Каждый считает свое мне-
относятся к мнению других ние главным и нетерпим к
относятся мнениям товарищей
7 Достижения и неудачи 3210123 Достижения и неудачи
группы переживаются как группы не находят отклика
свои собственные у её членов
8 В трудные дни для группы 3210123 В трудные дни группа
происходит эмоциональное «раскисает»: растерян-
единение, «один за всех и ность, ссоры, взаимные
все за одного» обвинения
9 Чувство гордости за группу, 3210123 К похвалам и поощрениям
если её отмечают группа относится равно-
душно
10 Группа активна, полна энер- 3210123 Группа инертна, пассивна
гии
Участливо и доброжела-
11 3210123 Новички чувствуют себя
тельно относятся к нович- чужими, к ним часто про-
кам, помогают им освоиться являют враждебность
в коллективе


50
12 В группе существует спра- 3210123 Группа заметно разделяет-
ведливое отношение ко всем ся на «сильных» и «сла-
членам, поддерживают сла- бых», на «привилегиро-
бых, вступают в защиту ванных» и «пренебрегае-
мых», пренебрежительное
отношение к слабым
13 Совместные дела увлекают 3210123 Группу невозможно под-
всех, велико желание рабо- нять на совместное дело,
тать коллективно каждый думает о своих
интересах

Источник: Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Фе-
никс.1997.с.552 – 554.




51
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.
1980
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М.: Про-
гресс. 1986. с. 246-274.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.
1968.
4. Векслер С. Психолого-педагогический анализ урока // Народное обра-
зование. 1975 № 6.
5. Гребеньков В.А. Взаимодействие личности и коллектива в условиях
совместной деятельности // Социально-психологические аспекты орга-
низованности первичных коллективов школьников и студентов.
Курск.1984.
6. Донцов А.И. Психология коллектива. М. 1984.
7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение. 1991.
8. Зубов С.И. Обучение директоров школ дидактическому анализу урока
// Советская педагогика. 1986. № 2
9. Изучение личности учащегося / Под ред. Афанасьева В.С. Волго-
град.1982.
10. Изучение личности школьника. Методические рекомендации. Сост.
А.Э. Штейнмец. Калуга. 1992.
11. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педа-
гогической технике/ Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика. 1987.
12. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы
психологии. 1980. № 5.
13. Крикунов А.С., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты
работы классного руководителя. Курск. 1981.
14. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.
М.: Знание. 1991 (сер. Педагогика и психология № 4).
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
М.: Просвещение. 1983.
16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации уче-
ния. М.: Просвещение. 1990. с. 17.
17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:
Педагогика. 1972.
18. Махмутов М.И. Урок: типология, структура, анализ // Советская педа-
гогика. 1986. № 2
19. Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования лич-
ности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной пси-
хологии. М. 1983
20. Практические занятия по курсу «Возрастная и педагогическая психоло-
гия» / Сост. Штейнмец А.Э., Спасенков В.В., Горбачева Е.И. и др. Ка-
луга: КГПИ. 1990.
21. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. М.
1979.



52
22. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный
опыт учащихся. М.: Знание. 1989 (сер. Пед. И психол. № 12).
23. Сочень Т.С. Обучение студентов рефлексии при решении педагогиче-
ских задач // Совершенствование профессиональной подготовки сту-
дентов в процесс решения психолого-педагогических задач / Отв. Ред.
А.Э. Штейнмец. Смоленск. 1983.
24. Сурьянинова Т.И., Скорокова И.В. Некоторые психологические аспек-
ты понимания учителем ученика в группах мастеров и немастеров пе-
дагогического труда // Сб.: Социально-психологические основы орга-
низованности коллектива школьников и студентов. Курск. 1986.
25. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни-
ков. М. 1980.
26. Уманский Л.И., Акатов Л.и.. Лутошкин А.Н. и др. Критерии диагности-
ки общественной активности группы как коллектива // Сб.: Социально-
психологические вопросы общественной активности школьников и
студентов. Курск. 1971.
27. Уманский Л.И., Акатов Л.И., Чернышев А.С. и др. Карта-схема психо-
лого-педагогической характеристики группы школьников. Курск. 1971.
28. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических кол-
лективов. М.: Просвещение. 1988. 207 с.
29. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просве-
щение.1987.
30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.
М.: Просвещение.1991.С. 230-241.
31. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности
первичного коллектива. Автореф. …док. Дис. М. 1980
32. Чернышев А.С. Лабораторный эксперимент в исследовании социально-
психологических аспектов организованности коллектива // Психологи-
ческий журнал. 1980. Том 1, № 4. С. 84-94.
33. Чернышев А.С. Социально-психологические свойства коллектива как
субъекта деятельности // Сб.: Вопросы психологии коллектива школь-
ников и студентов. Курск. 1981.
34. Чернышев А.С. Психологические основы диагностики и формирования
личности и коллектива школьников. М.: «Прометей», МГПИ им. В.и.
Ленина, 1989. С. 126.
35. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.
М.: ВЛАДОС. 1998. 512 с.
36. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань. 1991.




53
СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................... 3
Примерная рабочая программа изучения личности школьника с
ориентацией на анализ направленности ее активности .................................. 5
Процедурная часть ...................................................................................... 10
Опросник № 1 .............................................................................................. 10
Опросник № 2 .............................................................................................. 11
Методики для изучения интеллекта (познавательных процессов). ....... 12
Опросник № 3 .............................................................................................. 14
Опросник № 4 .............................................................................................. 14
Опросник № 5 .............................................................................................. 16
Характеристика личности школьника............................................................. 17
Примерная программа для изучения коллектива школьников..................... 23
Процедурная часть ...................................................................................... 26
Карта-схема оценки направленности деятельности класса .................... 27
Карта схема оценки организованности класса....................................... 277
Карта-схема оценки психологического климата в классе....................... 28
Анкета изучения деловых отношений .................................................... 300
Опросник.................................................................................................... 333
Оценка отношений по симпатиям ............................................................. 33
Схема составления психолого-педагогической характеристики
класса .................................................................................................................. 35
Схема психологического анализа урока ......................................................... 37
1. Психологическая оценка целей урока................................................... 37
2. Психология организации познавательной активности
учащихся. ..................................................................................................... 37
3. Мотивация учебной деятельности школьников................................... 39
4. Стиль педагогического общения. .......................................................... 40
5. Профессиональная рефлексия................................................................ 41
Методические замечания............................................................................ 44
Приложение 1………………………………………………………………….46
Приложение 2 .................................................................................................... 49
Литература ......................................................................................................... 52




54

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign