LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



20
Скрытность. Старается о себе и своей жизни говорить мало (или со-
всем не говорить), умалчивает о своих поступках, планах, переживаниях
(по какой причине).
Самостоятельность – умение руководствоваться в деятельности, по-
ведении, поступках своими взглядами, убеждениями, личным опытом,
опираться на собственные силы. Или у школьника отсутствует уверенность
в своих силах, знаниях, его можно легко переубедить.
Решительность – умение уверенно принимать обоснованные реше-
ния, последовательно выполнять их, без уважительных причин меняет свои
решения, или проявляет нерешительность, неуверенность в правильности
своих решений, колеблется, сомневается.
Настойчивость – умение доводить до конца начатое дело, добиваться
достижения поставленных целей, преодолевая различные препятствия и
отрицательные психические состояния (усталость, сонливость, апатию,
лень и др.), может отложить на время развлечения, если они помешают ис-
полнению запланированного важного дела.
Выдержка и самообладание – умение сдерживать эмоциональные
всплески, не допускать необдуманных действий. Терпеливое ожидание
конца занятий, начала каких-либо мероприятий (собрания, концерта, со-
ревнования). Умеет сдерживать эмоции, вызванные обидой (насмешки, ос-
корбления, несправедливость взрослых, сверстников), или же школьник
невыдержан, допускает грубость, ответные действия (резкие слова, приме-
нение физической силы и др.).
Мужество и смелость – достижение цели, несмотря на опасность для
жизни и личного благополучия. Школьник готов выступить против нару-
шителей порядка, моральных норм, преградить путь хулигану. Может вы-
ступить с критикой своих товарищей и других лиц по поводу их незакон-
ных действий, неправильных решений. Или же проявляет трусость, испы-
тывает боязнь при виде действий хулигана, избегает опасности, риска.
Характер. Свойства, выражающие отношение к отдельным людям,
коллективу, труду, вещам, самому себе.
Темперамент как динамическая характеристика психических процес-
сов, преобладание свойств холерического, сангвинического, флегматиче-
ского и меланхолического типов темперамента.
Способности – общие и специальные.
Суждения о личности должны опираться на материалы самостоя-
тельного психологического исследования.

Важное средство формирования личности школьника – психологиче-
ски грамотная оценка его личности.




21
Мудрая, научно инструментированная оценка человека является для
него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутвер-
ждении в социально ценном направлении.
Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского,
А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др., изменяет
человека к лучшему [5, 12, 33].
Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие прави-
ла оценки личности [10]:
– положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требова-
тельностью к человеку;
– неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицатель-
ная оценки.
Глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимо-
сти, снижает самокритичность, требовательность к себе и закрывает пути
для дальнейшего совершенствования.
Глобальная отрицательная оценка подрывает у школьников веру в
себя, вызывает отвращение к школе.
Наиболее целесообразны:
– парциальная положительная оценка, так что в итоге личность гор-
дится своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осоз-
нает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других от-
ношениях;
– парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает,
что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно ис-
править, так для этого он имеет достаточно сил и возможностей.
Кроме того, оценки могут быть: прямыми (с называнием фамилии) и
косвенными (без указания имени). Оценки эффективны, если:
ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности
благодаря личной инициативе и творчеству, его надо похвалить персо-
нально публично;
ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей
вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указать на сам
факт нарушения, не называя фамилии ученика.




22
Примерная программа для изучения коллектива школь-
ников
1. Определение коллектива
Существует несколько (довольно близких) определений коллектива:
а) коллектив – это группа высокого развития, где межличностные
отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым со-
держанием совместной деятельности (по А.В. Петровскому) [21];
б) коллектив – это свободная группа людей, объединенных единой
целью, единым действием, организованная, снабженная органами управле-
ния, дисциплины и ответственности (по А.С. Макаренко);
в) коллектив – это группа людей, отличающаяся коммунистической
направленностью и высоким уровнем развития организационного единства
и психологической коммуникативности (по Л.И. Уманскому,
А.С. Чернышеву, А.С. Крикунову, И.С. Полонскому, Е.И. Дымову,
Е.А. Шанину, А.Н. Лутошкину) [19, 26,32].
Таким образом, коллектив – группа объединенных общими целями
и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной деятельности
высокого уровня развития.
В коллективе формируется особый тип межличностных отношений,
который характеризуется высокой сплоченностью, коллективистским са-
моопределением, коллективисткой самоидентификацией, социально цен-
ным характером мотивации межличностных выборов, высокой референт-
ностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в
возложении и принятии ответственности за результаты совместной дея-
тельности.
Значительными побудительными силами воздействия на личность
обладает высокоорганизованный коллектив, в котором хорошо отлажен-
ные отношения увеличивают физические и духовные силы человека, соз-
дают резерв для более успешного выполнения деятельности. Только в кол-
лективе можно добиться положительного взаимовлияния людей друг на
друга.
Целесообразно оказывать воспитательное воздействие на школьни-
ков главным образом через коллектив, применяя только в отдельных слу-
чаях приемы непосредственного личного воздействия: совет, убеждение,
принуждение и т.д.
Между членами коллектива как личностями устанавливаются много-
образные взаимоотношения и взаимодействие – сотрудничества и взаимо-
помощи, руководства и подчинения; симпатии и антипатии, напряженно-
сти и конфликтности и т.д. Сложившиеся в коллективе отношения и взаи-
модействие определяются не самим фактом прямого контакта людей, а со-


23
циально ценным и личностно значимым для каждого школьника содержа-
нием их совместной деятельности – ее целями, задачами, мотивами, спосо-
бами достижения целей [21].
Социометрическая структура коллектива – система предпочтений и
отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы.
Положение школьников в межличностных отношениях (степень при-
знания, авторитетности или статус) неодинаково: выделяется группа наи-
более популярных (их условно называют «звездами»), группа достаточно
уважаемых («предпочитаемых»), включенных в общение («принятые») и
психологически изолированных школьников – «аутсайдеры». Лица, зани-
мающие низкий статус («принятые» и «аутсайдеры»), тяжело переживают
свое положение и стремятся к повышению статуса [5, 6].
Большую роль в жизни класса играют лидеры – школьники, которые
своим поведением, мобилизующим воздействие на других, инициативно-
стью, усилиями по достижению учебных и воспитательных задач обеспе-
чивают успешность групповой деятельности.
К школьникам, занимающим высокий статус, тянутся другие и в ито-
ге образуются небольшие микрогруппы по 3-5 человек.
Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социаль-
но-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от
индивидуально-психологических особенностей учеников. Школьники,
входящие в микрогруппу, поддерживают друг друга, стремятся вместе
проводить время. Подобные группировки возникают на основе общих ин-
тересов, увлечений, жизненного опыта, возраста. Иногда объединяющим
началом могут стать нейтральные и даже вредные для интересов класса
ценности.
Задача учителя – способствовать объединению учащихся в микро-
группы на деловой и здоровой нравственной основе. Необходимо доби-
ваться установления сотрудничества и взаимопомощи между отдельными
микрогруппами, что способствует повышению организованности коллек-
тива класса в целом. Микрогруппы (2-5 человек) выполняют защитную
роль для личности: многочисленные требования руководителей и коллек-
тива в целом к данной личности как бы амортизируются микрогруппой и
ученик ограждается от чрезмерной психической нагрузки [30].
Школьный класс становится коллективом в результате совершенст-
вования его социально-психологических признаков, т.е. проходит ряд эта-
пов развития от низшего уровня – «диффузной группы» – до высшего –
организованного коллектива.

2. Структура коллектива
Коллектив – это система интегративных (т.е. отражающих его свой-
ства в целом) и дифференциальных (соответственно, указывающих на ха-


24
рактер отношений и взаимодействия между отдельными учениками) при-
знаков.
Коллектив отличается от диффузной группы качественным своеобра-
зием межличностных отношений и взаимодействия, а также такими общи-
ми характеристиками как направленность, организованность, психологиче-
ский климат [30].
Так для коллектива характерны коллективистское самосознание и
самоопределение, готовность взять на себя повышенную ответственность и
инициативу в решении общегрупповых задач, товарищеская взаимопо-
мощь, принципиальность [32].
Групповые процессы в коллективе образуют многоуровневую
структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловлен-
ная социально значимыми целями. Выделяют несколько уровней строения
коллектива:
• Первый уровень – отношения его членов к содержанию и ценностям
коллективной деятельности, которая обеспечивает его сплоченность.
• Второй уровень – межличностные отношения, опосредованные совме-
стной деятельностью.
• Третий уровень – межличностные отношения, опосредованные ценно-
стными ориентациями, не связанные с совместной деятельностью.
Главное в жизнедеятельности коллектива: а) отношение учеников к
учебе, общественной работе, трудовым заданиям, культурно-массовым и
спортивным делам и т.д.; б) мотивы учебной и общественной деятельности
коллективистские или эгоистические; в) характер действующих в коллек-
тиве норм (одобренных классом способов поведения) и ценностей (то, что
волнует школьников то, к чему они стремятся).
В качестве критериев диагностики уровня развития коллектива мож-
но использовать такие главные характеристики:
• Направленность, т.е. содержание тех целей, интересов и мораль-
ных ценностей класса, вокруг которых объединяются большинство его
членов.
• Готовность класса оказывать помощь другим классам и всту-
пать в сотрудничество с ними; готовность поступиться своими интере-
сами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ
«групповой эгоизм») [25].
• Организованность – способность класса к самоуправляемости,
умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непред-
виденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров – организаторов
– на все необходимые управленческие ступени, умение подчиняться
требованиям своих товарищей – лидеров [30, 31].
• Согласованность во мнениях (особенно при принятии важных
решений, оценке людей, событий) и действиях [32].


25
• Готовность каждого школьника проявить в каком-либо деле
инициативу и взять на себя повышенную ответственность.
• Наличие большого числа способных лидеров – организаторов,
которых с «избытком хватает для организации любого дела» (А.С. Ма-
каренко).
• Правильная ориентировка каждого ученика в жизнедеятельно-
сти класса, что «значит, – ощущать в каком месте коллектива ты нахо-
дишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого
вытекают» [6].
• Психологический климат коллектива – преобладание опреде-
ленного психологического настроя («мажорный», приподнятый, песси-
мистический, подавленный); степень психологической защищенности
каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддерж-
ка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упре-
ки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие).
• Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко пережива-
ются коллективом; или разобщенность: ученики не стремятся быть вме-
сте, проявляют безразличие к общению [26].

Процедурная часть
I. Составление плана изучения школьного класса как коллектива.
Оперативный план составляется на основе общего плана изучения коллек-
тива. Здесь же дается общее описание коллектива: время существования
коллектива, опыт деятельности, характер достижений.
II. Описание методов и техники сбора данных.
Остановимся на описании наиболее портативных методик изучения
(включая измерение) интегративных и дифференцированных свойств кол-
лектива, а также на описании способов анализа и обобщения полученных
эмпирических данных.

Диагностика уровня развития группы как коллектива и состояния
межличностных отношений в ней
1. Диагностика развития группы как коллектива
Осуществляется на основе вышеописанных критериев (направленно-
сти, организованности, психологического климата) с помощью следующих
«карт-схем» психолого-педагогической характеристики группы [26, 27].
Используя данные карты-схемы как программы наблюдения, можно
проводить систематическое изучение класса методом наблюдения, можно
использовать эти схемы в качестве опросника, привлекая к опросу препо-
давателей, работающих в данном классе, актив класса.




26
Карта-схема оценки направленности деятельности класса

Признаки направленности Качество проявляется
сильно средне слабо
1.Класс выше всего ставит положительные,
общественно значимые ценности:
а) учебу;
б) общественно полезную деятельность;
в) политическое самообразование;
г) повышение культурного уровня.
2. Класс осуществляет свои запросы и ин-
тересы на деле
3. Класс активен, полон творческой энер-
гии
4. Класс высоко ценит дружбу, честность,
бескорыстие.
5. Велико желание трудиться коллективно
6. Класс стремится общаться и сотрудни-
чать с другими классами

Карта схема оценки организованности класса

Признаки организованности Качество проявляет-
ся
сильно средне слабо
1. Класс представляет собой устойчивое единое
целое. Отдельные группировки (например, по
симпатиям) активно взаимодействуют, под-
держивая общегрупповое единство
2. Вопросы взаимопомощи решаются разумно и
доброжелательно
3. Актив пользуется уважением класса и являет-
ся его авторитетным и полномочным пред-
ставителем
4. Актив обладает деловыми и организаторски-
ми качествами
5. Высокая согласованность действий членов
коллектива
6. Ошибки, приводящие к нарушениям единст-
ва, быстро исправляются
7. В трудных условиях ученики сплачиваются
еще теснее


27
8. Класс может самостоятельно создавать орга-
низацию в новых условиях
9. Ребята способны к самоуправлению

Карта-схема оценки психологического климата в классе

Признаки психологического климата Качество проявляет-
ся
сильно средне слабо
1.В классе преобладает мажорный, приподнятый,
бодрый тон
2.Доброжелательность в отношениях, симпатии
3.Стремление к совместному переживанию собы-
тий
4.Групповые успехи и неудачи переживаются
всеми членами класса
5.Успехи и неудачи каждого переживаются все-
ми, вызывают поддержку и понимание, критику
с доброжелательных позиций
6.Класс умеет регулировать и контролировать
свои эмоции (негодование, возмущение)
7.Класс привлекателен для своих членов, они
стремятся быть всегда вместе

В зависимости от наличия и степени выраженности социально-
психологических признаков коллектива, вмонтированных в вышеописан-
ные схемы, можно с некоторой приближенностью определить этап или
уровень развития данного класса или коллектива.
Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо сопоставить по-
лученные с помощью карт-схем данные с примерной шкалой поэтапного
движения класса по пути к своему высшему уровню развития – коллективу
[27].
Примерные этапы развития класса как коллектива
1. Диффузная группа.
Для диффузной группы характерно отсутствие психологического
единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно психоло-
гическое единство на второстепенной, временной, а не деловой основе.
Как правило, это разобщенные общности, состоящие из изолирован-
ных (а иногда и конкурирующих) группировок.
Наряду с лидерами-организаторами действуют лидеры-
дезорганизаторы.



28
Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправле-
ние развито слабо, организационное ядро неавторитетно.
Управлять такими группами трудно, поэтому они вялы, пассивны.
При получении новых заданий оказывают большое сопротивление: не хо-
тят нововведений, ссылаются на свою «немощь», пытаются «оттянуть» за-
дание под видом любых, часто нелепых отговорок.
Воздействия классного руководителя такие группы пытаются при-
способить к своим узкогрупповым интересам. Личность в диффузных
группах недостаточно включена в общую деятельность, психологически
слабо защищена.
2. Группа-кооперация.
Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют
активность, прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой
эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят с ними отноше-
ния на основе конкуренции, соперничества.
Высокие цели вышестоящей организации такие группы умеют при-
способить к своим групповым интересам.
3. Группа-коллектив.
Они успешно выполняют учебную и общественно-политическую дея-
тельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах
поведения проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту.
Порученные задания решают не шаблонно, а ищут наилучшие вари-
анты их выполнения.
Группы психологически сплочены; важно, что сплоченность базиру-
ется на основе социально-ценных мотивов и целей.
Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуж-
дения различных сторон деятельности класса, в котором принимают уча-
стие все школьники.
Между группировками и их лидерами сложились хорошие деловые и
личные отношения.
Распоряжения вышестоящих инстанций воспринимаются без сопро-
тивления, оговорок и жалоб, но допускается разумная критика в их оценке.
В общении между членами коллектива наблюдается уважительное
отношение друг к другу, личность в них защищена психологически, но
вместе с тем в деловых отношениях преобладает высокая требовательность
к каждому школьнику, а к нарушителям коллективных норм и ценностей –
непримиримость. В настроении группы преобладает мажор, настроение
мажора дополняется ощущением собственного достоинства, основанного
на представлении о ценности своего коллектива и гордости за него.
Каждый школьник в группе чувствует себя легко и свободно. В лич-
ности каждого ученика проявляются определенная способность, индиви-
дуальные качества, украшающие коллектив.


29
В группе-коллективе появляется много лидеров-организаторов, ко-

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign