LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

5. Какую профессию я решил для себя выбрать или еще не выбрал и
почему.
6. Что привлекает меня в избранной профессии: специальность инте-
ресная; творческий характер работы; популярность (престиж профессии);
возможности роста (повышение квалификации) заработок, романтика, бла-
городство профессии (47).


Методики для изучения интеллекта (познавательных процессов).
Известно, что усвоение знаний зависит от уровня развития мышления,
приемов запоминания, свойств внимания, воображения и т.д.
С помощью мышления ученик сможет разобраться в сложном учеб-
ном материале, понять его, установить главные причинно-следственные
связи, овладеть системой понятий и применить их на практике.
Если ученик не справляется с подобной задачей, то это происходит
или из-за отсутствия необходимых знаний или из-за недостаточного уров-
ня развития мышления.
Показателем уровня развития мышления можно считать степень
сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация и др.) и качество мышления (самостоятель-
ность, критичность, глубина).

I. Определить умение учащихся сравнивать можно методом наблюде-
ния по следующему плану:
1. Сравнивает или запоминает (рядополагает, т.е. сначала описывает
один предмет, а затем другой).
2. Находит только различия, только сходство, различие и сходство.
3. Количество признаков, на основе которого сравниваются предметы.
4. Характер признаков: внешние, внутренние, существенные, несуще-
ственные.

II. Для изучения умения проводить классификацию можно предло-
жить соответствующие задания следующего типа:
Ряд предметов, обозначенных словами – спирт, соль, молоко, уголь,
сода, торф, руда, солярка, мел, дерево – надо объединить во всевозможные
группы и объяснить, почему так объединил.
При высоком уровне мыслительной деятельности ученик будет груп-
пировать предметы на основе общих и существенных признаков; при низ-
ком – на основе несущественных, чувственно воспринимаемых признаков
(вкус, цвет, твердость).




12
III. Определение эмпирического и теоретического уровней мышления
при решении задачи.
С этой целью можно предложить ученику задания такого типа (с ин-
струкцией).
Не меняя порядок расположения чисел в каждом ряду, расставить ме-
жду ними знаки арифметических действий (сложения, вычитания, умно-
жения, деления) и скобки так, чтобы в результате этих действий в каждом
ряду получилось по единице:
1236=1 0213=1 4037=1
3058=1 6219=1 8109=1
Если учащийся каждый новый пример решает как новый, не стараясь
осмыслить общий принцип решения, то он более сориентирован на эмпи-
рический анализ; если же после решения 2-3 примеров он обнаруживает
общую логическую основу, находит правило или алгоритм решения, то у
него преобладает теоретическое мышление.

IV. Определение уровня развития памяти (прежде всего рациональных
приемов запоминания).
Для этого целесообразно провести беседы с учеником или понаблю-
дать за его учебной деятельностью по следующему плану:
1. Только читает или читает и воспроизводит.
2. Выделяет основные мысли.
3. Составляет план текста.
4. Сравнивает новое со старым.
5. Использует наглядные средства.
6. Составляет задачи, подбирает примеры, проводит опыты.
Воспроизводит материал с большой (малой) степенью точности, легко
(с трудом).

V. При оценке развития внимания следует оценивать такие особенно-
сти его проявления, как:
а) на каких условиях и в какой деятельности внимание устойчиво;
б) что отвлекает учащегося от урока;
в) способен ли сам учащийся сосредоточиться на данном материале
или требуется постороннее вмешательство (17).

VI. Изучение воображения
Можно воспользоваться заданием рисования на свободную тему типа
“Нарисуй, что тебе больше всего нравится”.
Анализ рисунков следует вести по следующим основаниям:
а) выбор сюжета;
б) оригинальность образцов;


13
в) выбор способов воображения;
г) наличие творческого подхода.
Далее для изучения особенностей творческого воображения можно
применить прием незаконченных рассказов (текстов). Учащимся следует
прослушать начало рассказа, а затем он прерывается и дается задание: са-
мим придумать его продолжение и окончание.
Заключение о творческом воображении делается на основе:
а) яркости и оригинальности образов;
б) необычности в повороте сюжета;
в) неожиданности концовки;
г) законченности сюжета.

В ходе индивидуальной работы студенты могут использовать другие,
известные им, методики исследования уровня развития познавательных
процессов.

Опросник № 3
направлен на изучение способностей (основан на методике эксперт-
ной оценки и независимых характеристик).
1. Мнение учителей общеобразовательных предметов:
а) специальные способности к отдельным предметам (к языкам, мате-
матике, физике, химии, биологии, литературе и т.д.);
б) сильно выраженные общие способности (особенности внимания,
восприятия, памяти, мышления, воображения и др.).
2. Оценки учителей труда:
а) отношение к труду, трудолюбие;
б) физическая и психическая устойчивость, и выдержка в работе;
в) специальные способности в работе (сообразительность, изобрета-
тельность и др.);
г) психомоторика (точность, быстрота движений и ориентировки, ко-
ординация и т.п.).
3. Мнение учителей физической культуры:
а) физическая подготовка, достижения в спорте.
4. Мнение учителей музыки, рисования, черчения:
а) специальные способности.

Опросник № 4
или программа наблюдения для изучения характера.
1. Отношение к учебе:
а) учится успешно с повышенным интересом - 12 бал.;
б) успеваемость хорошая, интерес устойчивый - 10 бал.;
в) успевает средне, интерес слабый - 8 бал.;
г) учится плохо, интереса нет - 4 бал.;

14
д) учится плохо, интересы враждебны школе - 2 бал.
2. Отношение к учителям:
а) очень уважает, выполняет все распоряжения - 12 бал.;
б) уважает, выполняет не все распоряжения - 10 бал.;
в) относится скептически к авторитету учителя - 6 бал.;
г) не уважает учителей, распоряжения выполняет под общим нажимом - 4бал.;
д) систематически подрывает авторитет учителей, распоряжения выполня-
ет под общим нажимом - 4 бал.
3. Отношение к одноклассникам:
а) активно участвует в жизни класса, считается с интересами товарищей -
12 бал.;
б) участвует в жизни класса, считается с интересами всех товарищей - 10
бал.;
в) мало участвует в жизни класса, избегает конфликтов с товарищами - 6
бал.;
г) держится особняком, не считаясь с интересами одноклассников - 4 бал.;
д) враждебно относится к интересам класса, конфликтует с одноклассни-
ками - 2 бал.
4. Отношение к родителям:
а) очень уважает, всегда выполняет распоряжения - 12 бал.;
б) уважает, в основном выполняет распоряжения - 10 бал.;
в) относится скептически, распоряжения выполняет под нажимом - 4 бал.;
д) открыто отрицает авторитет родителей, саботирует все распоряже-
ния–2 бал.;
5. Отношение к труду в школе и дома:
а) добровольно и систематически помогает старшим и сверстникам - 12 бал.;
б) дисциплинирован и регулярно выполняет указанную работу - 10 бал.
в) покорно выполняет порученное, но только под контролем -6 бал.;
г) неохотно и эпизодически выполняет порученное дело - 4 бал.;
д) увиливает от дела - 2 бал.
6. Отношение к общественным поручениям:
а) выполняет добровольно и добросовестно - 12 бал.;
б) дисциплинирован и в основном добросовестно выполняет поручения -
10 бал.;
в) пассивен, поручения выполняет под контролем - 6 бал.;
г) неохотно и лишь изредка (под давлением) выполняет поручения - 4 бал.;
д) саботирует - 2 бал.
7. Обладает следующими моральными качествами (заполняется на
основе наблюдения за поведением и деятельностью ученика).




15
Уровень развития
высокий 12 - средний 8 - 5 Низкий 4 - 2
9 бал. бал. бал.
Ответственность
Самостоятельность
Добросовестность
Коллективизм
Дисциплинированность
Уважение окружающих
Трудолюбие


Опросник № 5
для изучения динамических особенностей.
Эмоциональная устойчивость (устойчивость настроения, чувств, от-
ношений):
а) хорошая (сдержан) - 12 бал.
б) средняя - 8 бал.
в) плохая (несдержан) - 4 бал.

Для изучения положения школьника в системе межличностных от-
ношений в классе целесообразно использовать социометрические методи-
ки с применением таких критериев, как: “С кем бы ты хотел выполнить
порученное дело?”, “С кем бы ты хотел проводить свободное время?” и т.д.
Подробнее этот метод описан в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
На основе данных, полученных с помощью описанных методик, не-
обходимо дать оценку состояния личности школьника, определенным об-
разом обобщив всю информацию.
Для большей наглядности результаты диагностики целесообразно
представить на графике в системе декартовых координат: на оси абсцисс
расположить критерии оценки личности школьника, а на оси ординат -
уровень их состояния (от 0 до 12 баллов).
Вопрос о нормативных показателях, т.е. своеобразной точке отсче-
та, для определения примерного уровня состояния личности данного
школьника в момент диагностики можно решить путем условного выделе-
ния зон развития личности: “Высокой, средней и недостаточной”.
Выделение названных зон возможно на основе методического
приема, разработанного К.К. Платоновым и М.Д. Утюжниковым для коли-
чественной оценки руководителя коллектива [33]. Они определяли грани-
цы зон на основе средних, максимальных и минимальных оценок по всем



16
критериям. В нашем случае оценка может производиться 3-5 экспертами
(учителя-предметники, классный руководитель, актив класса и т.п.).
В итоге границы зон будут представлены не прямыми линиями с
постоянной ординатой, а ломанными, отражающими организационный
климат коллектива школьного класса, его ценностные ориентации, воз-
можности для проявления и самоутверждения каждой личности.
На построенные таким образом примерные “зоны развития лично-
сти” можно накладывать графики состояния развития личности данного
школьника в данный момент.
По положению графика состояния личности данного школьника
(“графической модели личности”) относительно трех выделенных зон
можно условно дать диагностическую оценку уровня состояния его лично-
сти. Если “графическая модель” полностью разместилась в рамках одной
зоны, то можно говорить о соответствующем уровне развития личности:
если же “графическая модель” “захватила” несколько зон, то можно гово-
рить о неравномерном или негармоничном развитии личности, наличии
“узких мест” в ее формировании.
Рассматривая “узкие места” в графических моделях личности
школьников, необходимо классифицировать их по степени устойчивости,
типичности или случайности и т.д., чтобы определить эффективные педа-
гогические приемы и стратегию их преодоления

Характеристика личности школьника

Написание характеристики – одна из ответственных обязанностей
классного руководителя, так как содержание характеристики влияет на
решение жизненно значимых для школьников вопросов.
Характеристика должна быть объективной, адекватно отражает ос-
новные качества личности школьника.
Примерная схема психологической характеристики школьника (по
И.Ф. Мягкову) [10]:
Интерес к общественно-политическим событиям. Отношение и оценка
прочитанного и услышанного. Самостоятельные суждения по обществен-
но-политическим вопросам. Как школьник понимает, оценивает и трактует
международные события. Оценка фактов внутренней жизни в стране.
Моральные убеждения – потребность поступать и строить свое пове-
дение в соответствии с нравственными нормами общества. Совершает ли
школьник поступки в соответствии с моральными знаниями; стремится
быть честным, правдивым, справедливым, добрым, принципиальным, тру-
долюбивым, чутким, верным слову и т.д.
Собственные суждения по вопросам морали. Как школьник определя-
ет и истолковывает моральные понятия (скромность, гордость, достоинст-


17
во, честь, дружба и т.п.). Умеет ли он защищать свои взгляды, аргументи-
ровать свою точку зрения, критически относиться к чужим высказываниям,
осуждает ли ложь, несправедливость, тунеядство, хулиганство, или прояв-
ляет терпимость, согласие, приспособленчество к чужим мнениям. Участ-
вует ли в спорах, дискуссиях по вопросам морали, поведения, поступков,
какую позицию занимает.
Мировоззрение – система взглядов на природу и общество. Как пони-
мает и объясняет ученик природные и общественные явления. Отношение
к религии.
Потребности. Материальные потребности, – какие предметы и вещи
ученик имеет в личном пользовании, в каких испытывает потребность. По-
требность в деньгах – как стремится удовлетворить эти потребности: де-
лаются ли попытки самостоятельно заработать деньги (работа во время ка-
никул), как согласуются материальные потребности школьника со стрем-
лением к труду, к приобретению знаний, трудовых умений, навыков, овла-
дению профессией и т.д. Духовные, познавательные и эстетические по-
требности. Потребность в труде.
Потребность в общении. Всегда ли школьник старается быть среди
друзей, товарищей, сверстников в смешанных компаниях; легко ли уста-
навливает контакты, находит общий язык с товарищами. Любит ли совме-
стные игры, делится ли своими мнениями, мыслями, переживаниями, до-
рожит ли дружбой или старается уединиться, наблюдаются слабые контак-
ты с одноклассниками, сверстниками, легко втягивается в конфликты,
проявляет замкнутость и т.д. В процессе общения смущается, проявляет
робость, застенчивость, скованность. Избегает компаний, лучше чувствует
себя в одиночестве.
Интересы и склонности. Направленность интересов и их широта. Лю-
бимые учебные предметы, причины их предпочтения. Любимые писатели.
К каким жанрам художественной литературы проявляет интерес (проза,
поэзия, драма, приключения, детективы, фантастика и т.д.). Интерес к ис-
кусству (драматургия, опера, оперетта, цирк, кино и др.) Музыка. Люби-
мые композиторы и музыкальные произведения. Любимые артисты, лю-
бимые художники и их картины. Устойчивость и глубина интересов, их
действенность. Насколько длительно проявляет интерес к различным объ-
ектам. Причины угасания интересов и возникновения новых.
Склонности и увлечения. Какие виды деятельности привлекают в наи-
большей степени. Чем предпочитает заниматься, в каких кружках участвует.
Уровень притязаний. Завышенный уровень притязаний. Школьник
намечает цели выше своих возможностей, претендует на деятельность не в
меру своих сил и способностей: берет более трудные задания, ответствен-
ные поручения, стремится к лидерству, к популярности, к подчинению се-
бе остальных, требует оценки своих качеств и знаний. Профессиональные


18
намерения не соответствуют уровню знаний и способностей. Как школь-
ник относится к своим успехам (торжествует, кичится, рекламирует их. до-
бивается высокой оценки своих действий, проявляет хвастовство, зазнай-
ство, тщеславие, самомнение). При неудачах причину ищет в других. Об-
наруживает обидчивость, подозрительность, озлобленность, агрессивность.
Заниженный уровень притязаний. Учащийся ставит перед собой цели
ниже своих возможностей, выбирает легкие задачи, доволен незначитель-
ными успехами, рад удовлетворительным оценкам, когда может учиться на
“4” и “5”.
Притязания соответствуют возможностям учащегося, уровню его
подготовленности. Выбирает цели и задачи, с которыми успешно справля-
ется. Претензии его оправдываются, свои умения, и знания не завышает и
не занижает. С оценками знаний, спортивных успехов согласен. С избран-
ной деятельностью справляется легко, не требуя особых похвал.
Моральные качества. Принципиальность. Умение подчинять свое
поведение усвоенным принципам, принятым взглядам, придерживаться
единой линии поведения, несмотря на меняющиеся обстоятельства. Вер-
ность своим идеалам и убеждениям. Последовательное проведение этих
идеалов в жизнь. Требовательность к себе, близким, товарищам, друзьям.
Не может пойти на сделку со своей совестью. Разбирается в средствах дос-
тижения цели, тверд в своих суждениях. Не приспосабливается к мнению
других. Трудно склонить к действиям, противоречащим его взглядам. Сме-
ло выступает с критикой поведения своих товарищей.
Оптимизм – чувство уверенности в благополучном исходе какого-
либо дела, общественного события, вера в ценность и необходимость об-
щественного мероприятия. Умение видеть в жизни и людях положитель-
ное. Уверенность в благополучном исходе личных дел, начинаний, в осу-
ществление мечты, планов (экзамены, соревнования, олимпиады и др.), но
не беспочвенная самонадеянность (ничего не делать и ожидать хороших
успехов). Психическое состояние бодрости, жизнерадостности. Вера в воз-
можность выхода из трудного положения. Способность оценивать трудно-
сти и не пасовать перед ними, смело их преодолевать.
Коллективизм – чувство принадлежности к группе, жизнь и деятель-
ность которой определяется общественными целями и задачами. Стремле-
ние быть в коллективе, участвовать в его жизни, отстаивать его интересы,
бороться за достижение целей, готовность прийти на помощь членам кол-
лектива.
Эгоизм. Равнодушное отношение к интересам коллектива. Забота
лишь о своей выгоде, своем благополучии, стремление уклониться от об-
щественных поручений.
Активность, деятельное отношение к жизни. Имеет ряд обществен-
ных поручений, аккуратно и добросовестно их выполняет, выступает с


19
предложениями, советами, берет на себя ответственность, стремится вы-
полнять организаторские функции. Или, наоборот, избегает общественных
дел и поручений, проявляет инертность, безучастность, стремится к уеди-
нению или делает что-либо без удовольствия, подчиняясь только требова-
ниям.
Инициативность – умение по собственному желанию осуществлять
задуманные действия. Школьник сам побуждает себя к этому, ищет новые
способы совершенствования организации учебы, собственными средства-
ми выходит из затруднительного положения, не ждет указаний, советов,
предложений со стороны, проявляет независимость в суждениях и оценках.
Безынициативность – ждет побуждений со стороны, действует толь-
ко по указанию и советам других, не принимает самостоятельных реше-
ний, в затруднительных ситуациях теряется, не может мобилизовать собст-
венных усилий и др.
Целеустремленность – умение ставить более отдаленные и общест-
венно значимые цели и подчинять свои действия и поступки их достиже-
нию. Целеустремленность отсутствует. Действия и поступки не планиру-
ются. Они вызываются складывающимися ситуациями. Цели малозначи-
мые, неустойчивые, учащийся часто меняет свои намерения. В его мечтах
и замыслах нет постоянства.
Честность – учащийся нетерпимо относится ко лжи, обману, к иска-
жению фактов, не стремится скрыть свои поступки, замаскировать ошибки,
утаить промахи, переложить вину на других. Проявляет лживость, скрывает
свои поступки, случаи обмана родителей, сверстников и их причины.
Самокритичность – способность строго и адекватно оценивать свои
действия, замечать собственные недостатки и стремиться к их устранению.
Не признает своих ошибок, считает все свои действия, поступки и мысли
всегда правильными, обижается, когда делают замечания, указывают на
ошибки и недостатки.
Скромность – способность реально оценивать качества своей лично-
сти, свои возможности. Учащийся не любит, когда его чрезмерно хвалят,
смущается громких фраз в свой адрес. Или, учащийся нескромен, проявля-
ет черты тщеславия, самовлюбленности, зазнайства, ставит себя выше то-
варищей.
Гуманность – доброжелательное отношение к людям, готовность
прийти на помощь.
Откровенность – потребность поделиться с другими людьми своими
впечатлениями, мыслями, чувствами. Учащийся охотно делится своими
переживаниями с другими людьми, доверяет другим свои и чужие секреты,
тайны.
Склонен к болтливости, несдержанности и бестактности.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign