LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

И.В. Кузнецова, Е.Л. Горлова

Методические рекомендации
по педагогической практике
для студентов АГУ
(психологический компонент)

Барнаул 2001

Введение

Учитель, его личностные и профессиональные качества, во многом
определяют не только успешность педагогического процесса, но и пути
развития личности учащегося. Только личность может воспитать личность.
Работа педагога требует не только высокого профессионализма, но и пси-
холого-педагогической компетентности, включающей умение прогнозиро-
вать развитие личности и коллектива школьников [28].
Однако, как показывает практика, у большинства молодых учителей и
студентов, получающих педагогическое образование, установка на форми-
рование у учащихся знаний явно превосходит установку на слежение за
развитием личности и коллектива учащихся.
Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват са-
мыми тяжелыми педагогическими потерями: возникают острые конфликт-
ные ситуации, у школьников падает интерес к учебе и работе, стрессы ста-
новятся неизбежным явлением в школе.
Привычные субъект-объектные взаимоотношения, когда учитель яв-
ляется субъектом педагогического процесса, а ученик – объектом обучения
и воспитания, необходимо заменить на субъект-субъектные отношения,
где взаимоуважение и взаимопонимание будут являться основными прин-
ципами межличностного общения. Современная школа ждет учителя, со-
четающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогическо-
го такта, академическое знание предмета со способностью понять лич-
ность учащегося и спрогнозировать ее дальнейшее развитие [7, 11, 12].
Для этого будущему учителю надо хорошо овладеть психологической
теорией личности и коллектива и – самое главное – практическими психо-
логическими навыками и умениями, в том числе специальными психоло-
гическими приемами изучения личности и коллектива и воздействия на
них.
Основой и принципиальными ориентирами изучения личности и кол-
лектива являются рабочие планы учителя. Однако когда в условиях прак-
тической работы возникает конкретная задача углубленного познания лич-



3
ности (коллектива), то нужна более подробная и тщательная технология,
т.е. программа изучения личности [33].
Таким образом, конечным продуктом реализации планов изучения
личности и коллектива должна стать рабочая программа исследования.
Рабочая программа – основа, общий контур исследования, в рамках
которого происходят сначала получение и накопление определенного фак-
тического материала, а затем его анализ и интерпретация.
Сама программа состоит из двух частей: методологической и проце-
дурной. Методологическая часть включает в себя:
а) определение сущности объекта изучения. В нашем случае – сущно-
сти личности и коллектива;
б) определение рабочих характеристик – предварительное описание
личности и коллектива в понятиях, доступных наблюдению и измерению;
в) выдвижение рабочей гипотезы относительно оценки деятельности
личности или коллектива;
г) характеристику задач изучения.
В процедурную часть программы входит:
а) составление принципиального плана исследования;
б) описание методов и техники сбора данных;
в) описание способов анализа данных по гипотезам.

Составление и реализация рабочих планов и программ изучения лич-
ности и коллектива – полная ориентировочная основа действий педагога
(по П.Я. Гальперину) в условиях непосредственно практической воспита-
тельной работы [1, 13, 29].
Для овладения ею студент сначала получает общие знания по пробле-
мам личности и коллектива, а также уже готовую схему для упражнений.
В дальнейшем в новых условиях (педпрактика, написание курсовых и
дипломных работ, проведение исследования и т.п.) студент готовит ориен-
тировочную основу самостоятельно.
Для этого необходимо использовать все три уровня усвоения
психологических знаний:
1. Уровень понимания тех знаний, которые излагаются лектором
или в учебнике;
2. Уровень применения полученных знаний на практике – имеются в
виду знания, полученные в готовом виде от преподавателя или из учебни-
ка и примененные на практике;
3. Уровень конструирования новых знаний (т.е. составление и реа-
лизация рабочей программы изучения объекта в новых условиях, вы-
движение гипотез).
Еще одним, наиболее важным и выразительным аспектом педагогиче-
ской деятельности является анализ урока [4, 8, 13, 18, 20]. Это незаменимое


4
звено в обмене педагогическим опытом, в руководстве учебно-
воспитательным процессом, в аттестации учителей. Для студентов, впер-
вые вышедших на педагогическую практику очень важно научиться пра-
вильно и тщательно анализировать урок, так как способ анализа опыта
коллег, освоенный учителем, обязательно становится вместе с тем и спосо-
бом профессионального самоанализа, педагогической рефлексии. Психо-
логическое содержание урока – наиболее важный и наиболее трудный ас-
пект анализа, ведь осмысление психологических реальностей решающим
образом определяет процесс становления педагогического мастерства.
Именно поэтому необходимо выделить специальный психологический
анализ урока, в котором исследование психологической обоснованности и
целесообразности действий педагога выступает на первый план. В данном
пособии приводится примерная схема психологического анализа урока,
основанная на выделении основных аспектов урока.
Известно, что любое психологическое исследование (и большое и ма-
лое) должно сопровождаться положительным психотерапевтическим эффек-
том, предупреждающим возможные травмы личности (коллектива) [2, 3, 34] .
Принцип медицины “Не навреди” актуален и для психологии. Это по-
ложение вносит определенные трудности и ограничения в организацию
системы упражнений по формированию психологических навыков и уме-
ний до выхода на изучение реальных личностей и коллективов школьни-
ков, когда у студента имеется минимальный уровень исследовательских
умений. Цель настоящего пособия помочь студентам наиболее грамотно
организовать и провести самостоятельное психолого-педагогическое ис-
следование.


Примерная рабочая программа изучения личности
школьника с ориентацией на анализ направленности ее ак-
тивности

1. Определение личности
ЛИЧНОСТЬ – это слово широко используется в обыденной речи и
является одним из центральных понятий философии, этики, социологии,
права, психиатрии и других наук о человеке.
В философии с понятием «личность» связывается наиболее глубо-
кая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные
индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущно-
сти по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще
всего соотносится с характером общественных отношений, которые связы-
вают людей между собой. Индивид становится личностью, лишь включа-
ясь в систему существующих общественных отношений, т.е. он приобрета-


5
ет новое системное качество, становясь элементом более крупной системы
– общества.
При этом общественное нельзя понимать только как коллективное.
Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства лю-
бой человеческой деятельности. То, какой именно тип личности будет
сформирован, зависит не столько от биологических особенностей индиви-
да, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросре-
ды, в которой происходит становление личности.
Признание детерминированности личностного развития общест-
венными процессами не означает, что человек является пассивным объек-
том воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого на-
чала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он
только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы.
В этике – личность – это высшая ценность, субъект нравственной
деятельности, обладающий чувством долга и ответственности, совестью,
достоинством и убеждениями.
Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности
личности, ее социальные функции как элемента системы общественных
отношений.
В юриспруденции личностью считается дееспособный человек.
Субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и от-
вечающий за свои поступки.
В медицине главная характеристика личности – это степень ее пси-
хического здоровья, наличие патологий или акцентуаций. В первую оче-
редь, в данной области необходимы знания о том, как влияют те или иные
качества личности на течение соматических заболеваний и как последние,
в свою очередь, могут изменять свойства личности.
В педагогике советского периода личность рассматривалась в ос-
новном как предмет проектирования и направленного формирования. На
современном этапе в педагогике все большее распространение получают
тенденции к пониманию учебно-воспитательного процесса как сотрудни-
чества, взаимодействия личностей педагога и учащегося.
В психологии термин «личность» используется как в широком, так и
в узком смысле.
В широком смысле слова личность понимают как совокупность
психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного че-
ловека.
В узком смысле слова под личностью понимаю то, что в наиболь-
шей степени определяет психологическую сущность человека или природу
человеческой психики, трактуемую по-разному (в этом смысле определе-
ний личности можно насчитать столько же, сколько и авторов-
исследователей занимающихся этим вопросом).


6
Лишь следующие общие положения принимаются почти всеми ав-
торами:
• Личность представляет собой некое неповторимое единство, не-
кую ценность;
• За личностью признается роль высшей интегрирующей инстан-
ции.
Естественным образом возникает вопрос, что же определяет эту це-
лостность личности. Ответ на него зависит от того, какого направления
или школы в психологии придерживается исследователь.

Для целей нашего исследования достаточно будет определить лич-
ность как человека, наделенного сознанием, включенного в общественные
отношения и способствующего их развитию [9, 33]. В соответствии с опре-
делением, основными характеристиками личности будут выступать:
• активность – стремление самостоятельно ставить задачи и самостоя-
тельно их решать. Восприятие окружающего мира через призму собствен-
ного опыта, целей, мотивов и интересов.
• целостность – явление интегрированности всех психических
свойств, создающее нечто единое, так что каждое отдельное свойство вос-
принимается в зависимости от целого, т.е. личности в целом.
• устойчивость – сохранение целостности личности в пределах значи-
тельного времени и изменяющихся обстоятельств.

2. Структура личности

Личность – система, т.е. взаимосвязь иерархических (неравных,
имеющих удельный вес и значимость в общей структуре) блоков или под-
структур.
Опираясь на концепцию К.К. Платонова [10], психологическую
структуру личности можно представить в следующем виде:
ЛИЧНОСТЬ

Направленность:
потребности, мотивы цели, ценности,
интересы, убеждения

Опыт учебной и нравственной деятельности
Способности
Характер
Интеллект:
мышление, память, внимание, речь,
воображение и др.


7
Темперамент,
возрастные, половые особенности

Личность как целостность включает четыре основные подструктуры:
• направленность активности;
• опыт профессиональной деятельности;
• интеллектуальные функции;
• биологически обусловленные особенности (возрастные, поло-
вые, темперамент).
Подструктуры имеют разную значимость. Ведущая роль направленно-
сти – вплоть до вспомогательной роли биологически заданных свойств.
Способности – как сложное свойство личности, обеспечивающее ус-
пешное, творческое (нестандартное) выполнение деятельности за мини-
мально возможное время - включают в себя элементы всех подструктур.
Аналогично представлен и характер как свойство личности, вопло-
щающее отношения (т.е. скрытую взаимосвязь) к труду, к другим людям,
самому себе.
Учитывая ведущую роль подструктуры “направленность активности”
и практическую необходимость в более детальном ее обследовании дадим
ее предварительное сжатое описание через определение входящих в нее
компонентов.
Потребности и мотивы наряду с такими понятиями как нужда и жела-
ние в психологии выступают как источники, побудители поведения.
Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуж-
дой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих ис-
точником его активности. Потребность – это всегда потребность в чем-то,
в предметах или условиях, необходимых для поддержания человеческой
жизнедеятельности.
Одной из наиболее широко известных классификаций потребностей
является деление их на материальные и духовные.
Материальные потребности – в пище, воздухе, одежде, жилище и т.д.
Духовные потребности – в новых знаниях, самоутверждении, обще-
нии, психологической защите и пр.
На уровне субъектности доминирующей формой проявления потреб-
ности является мотив. Мотивы – все то (духовное и материальное), в чем
реализуется потребность. Мотивы могут носить побудительный характер
(установки, влечения, желания) и притягательный характер (интересы,
мечты, идеалы и убеждения). Существует иерархия мотивов, которая регу-
лирует направление наших мыслей и поступков.
В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеа-
лы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в ка-


8
честве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и дея-
тельности человека.
Осознание мотива приводит человека к постановке целей. Цель –
осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности, на дости-
жение которого направлено действие человека, т.е. человек как личность
способен до начала деятельности “видеть” ее результат, что побуждает его
к осознанной направленной активности.
Можно говорить о разновидностях целей и их характеристиках:
а) цели должны быть значительными и социально значимыми, “общи-
ми”, по В.А. Сухомлинскому, и устойчивыми;
б) перспективные цели, – для которых характерна уверенность лично-
сти в посильности, реальности и достижимости ее целей - вызывают поло-
жительные последствия (оптимизм, уверенность в своих силах, энтузиазм).
в) фрустрационные цели – выдвигаются личностью, при одновремен-
ном осознании их нереальности, «непосильности» и непостижимости, и,
тем не менее, человек продолжает удерживать в сознании данные цели.
Стремление их достигнуть вызывает неблагоприятные последствия – по-
давленность, апатия, недовольство собой и другими, раздражительность и
другие негативные проявления.
В реальных соотношениях мотива и цели возникает особая функция
мотива – смыслообразующая. Один мотив может быть основой различных
целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к
цели действия образует личностный смысл деятельности.
Ценности – это степень выраженности значения и личностного смыс-
ла для человека определенных явлений действительности. Ценности вы-
ступают в качестве регулятора поведения человека.
Интерес – форма проявления познавательной потребности, эмоцио-
нально обогащенное отношение к предмету познания.
В структуре интересов школьников можно выделить общие и профес-
сиональные интересы. Соответствие и взаимообращение общих и профес-
сиональных интересов соответствуют более рациональному выбору профес-
сии.
Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее
действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.




9
Процедурная часть

1. Составление принципиального плана изучения личности школьни-
ка.
На основе вышеописанного рабочего плана составляется оперативная
схема обследования с учетом времени, состояния школьника, необходимо-
сти повторных замеров и т.д.
2. Описание методов и техника сбора данных.
Учитывая специфику изучаемых характеристик – потребности в само-
утверждении ценностей и интересов и т.д., целесообразно использовать
комплекс методов наблюдения, беседы (опроса), социометрических и дру-
гих тестов.

Остановимся подробно на описании конкретных методик:
а) для изучения ценностных ориентаций и структуры интересов (об-
щих и профессиональных) можно применить следующие опросники:

Опросник № 1
направлен на выявление ценностных ориентаций в мире профессий.
Опросный бланк “Оценка престижности профессий” включает в себя
список основных профессий (можно поменять предлагаемые профессии на
другие), например:
1. Физики
2. Летчики
3. Радиотехники
4. Математики
5. Инженеры-геологи
6. Врачи
7. Работники литературы и искусства
8. Преподаватели высших школ
9. Инженеры-строители
10. Инженеры-машиностроители
11. Преподаватели средних школ
12. Инженеры-металлурги
13. Шахтеры, горняки
14. Машинисты тепловозов
15. Сталевары
16. Шоферы
17. Воспитатели детских учреждений
18. Медсестры, фельдшеры, акушеры
19. Токари


10
20. Электромеханики
21. Работники связи (почтальоны, телеграфисты, телефонисты)
22. Ткачи и прядильщики
23. Портные, швеи
24. Трактористы и комбайнеры
25. Каменщики и штукатуры
26. Работники общественного питания
27. Кузнецы, прессовщики
28. Столяры-плотники
29. Продавцы
30. Бухгалтеры-счетоводы
31. Работники коммунальных предприятий
32. Делопроизводители

Опрашиваемым предлагается оценить в 10-бальной системе каждую
из указанных профессий: согласно инструкции профессии наиболее инте-
ресные для опрашиваемого, оцениваются баллами 8-9-10; профессии про-
сто интересные – баллами 5-6-7-; профессии менее интересные – баллами
3-4; профессии совсем неинтересные – баллами 1-2.
Таким образом, выявляется сфера профессиональных предпочтений
школьника, можно сказать “ориентация первого порядка”, когда школьник
не выбирает конкретную профессию, а лишь оценивает ее популярность (21).

Опросник № 2
направлен на выявление общих и профессиональных интересов: их
широты, устойчивости, степени соответствия.
Заполните, подчеркнув или дописав нужные варианты ответов.
1. Мои любимые учебные предметы _____________________________
Нелюбимые предметы
_______________________________________
2. Мои любимые занятия на досуге: чтение, участие в художественной
самодеятельности, занятие каким-либо видом искусства (музыка, литература,
рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и
т.д.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д.
3. Какая работа мне больше нравится: работа с людьми, с предметами,
работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, сидячая работа,
требующая покоя работа, работа подвижная, мало или очень ответственная
работа, работа в природных условиях, в помещении, требующая физиче-
ской силы работа, не требующая физической силы.
4. Куда я собираюсь пойти после окончания школы:
а) учиться; б) работать; в) работать и учиться; г) не знаю.



11

страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign