LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Они были здесь вчера? => Were they here yesterday? — Yes, they were. / No,
they were not.
У их друзей были какие-нибудь книги? => Had their friends any books? —
Yes, they had. / No, they hadn't.
Примечания:
в разговорной речи глагол to have может использоваться в сочетании со словом got
(to have got) или со вспомогательным to do; оба эти случая относятся к 2);
при использовании в вопросительной форме оборота there + to be слово there
ставится перед подлежащим, а в кратких ответах — на место 2:
На столе есть какая-нибудь книга? => Is there a book on the table? — Yes,
there is. / No, there is not (isn't).
2) Сказуемое: любое, кроме 1)
Схема вопроса:
1 2 3 4 5
Вспомогательный Подлежащее Смысловой ... ...?
глагол глагол
(вместе с (как в
описательным повествовательно
словом/словами предложении)
Схема краткого ответа:
Утвердительно: 1 2 3
Yes, местоимение, вспомогательный
заменяющее глагол (обязательно тот
подлежащее же, что и в вопросе)
Отрицательно: 1 2 3
No, местоимение, вспомогательный
заменяющее глагол (обязательно тот
подлежащее же, что и в вопросе) +
not
Примечание:
в кратких ответах между местоимением, заменяющим подлежащее, и
вспомогательным глаголом можно вставлять наречие:
— Do you like her? — Yes, I sometimes do. => — Она тебе нравится? — Да,
иногда.
— Will he call us tonight? — Yes, he probably will. => — Он позвонит нам
сегодня вечером? — Да, возможно, позвонит.
— Does your father meet you after lessons? — No, he never does. => — Отец
встречает тебя после уроков? — Нет, никогда.
Комментарии к схеме вопроса:
на первое места в предложении ставится только самый первый вспомогательный
или модальный глагол:
Do you like my room? => Тебе нравится моя комната? Can your father help
me? => Твой отец может помочь мне?
подлежащее ставится вместе со всеми описательными словами:
And will your vary beautiful sister come tomorrow? => А твоя очень
красивая сестричка придет завтра?
Were any new facts found there? => Были ли там обнаружены какие-нибудь
другие факты?
Has the film about new materials been shown yet? => Фильм о новых
материалах уже показывали?
на место смыслового глагола ставятся все оставшиеся после первого
вспомогательного глаголы формулы:
Has this child been sleeping here long? => Этот ребенок долго спит здесь?
Have they been shown our office yet? => Им уже показали наш офис?
для построения отрицательной формы вопросительного предложения нужно
поставить частицу not после подлежащего (в русском языке такие вопросы начинаются
словами Разве ...? / Неужели ...?):
Did you not call him? => Разве / Неужели ты не звонил ему?
но такой вариант выглядит довольно официально и используется редко, намного
чаще используется редуцированная форма;
при построении редуцированной формы отрицания (разговорная речь) в таких
вопросах частица not ставится сразу после первого вспомогательного глагола:
Didn't you call him? Haven't they been shown our office yet?
русские предложения в форме общего вопроса с отрицанием, но не начинающиеся
словами Неужели ...? /Разве ...?, переводятся на английский без отрицания:
Ты не читал эту книгу? = (англ. вариант) Ты читал эту книгу? —
ситуация одинаковая => Did you read this book?
в русском языке мы можем использовать Нет как в утвердительном, так и в
отрицательном вариантах ответа на вопрос с отрицанием:
Разве тебе не нравится мой дом? — Нет, нравится. / Нет, не нравится.
в английском языке в подобных случаях утвердительный ответ всегда начинается
Yes, а отрицательный — No:
Разве тебе не нравится мой дом? =>
Don't you like my house? — Yes, I do. => Нет, нравится.
No, I don't. =>Да, не нравится.
при использовании в вопросительных предложениях оборота there + to be в Future
схема вопроса выглядит следующим образом:
1 2 3 4 5
подлежащее (вместе с
обстоятельство
Will there be описательным словом
места / времени
/ словами)
Will there be a new film next week? => На следующей неделе будет новый
фильм?
Will there be many people at the concert? => На концерте будет много
народу?
при использовании в вопросе формулы Active Indefinite на первое место ставится
вспомогательный to do (Present / Past) или will (Future), a смысловой глагол стоит в форме
Infinitive без частицы to (поскольку грамматические функции забирает на себя
появившийся вспомогательный глагол):
Did you go there alone? => Ты ездил туда один?
Does she ever call you? => Она звонит тебе когда-нибудь?
Will they take us with them? => Они возьмут нас с собой?
вопросы с использованием глaгaлa to have в качестве эквивалента модального глагола
строятся только с помощью вспомогательного to do:
Did you have to help them yesterday? => Тебе пришлось помогать им вчера?
Does she have to wait here? => Ей обязательно ждать здесь?
вопросы с использованием to have в качестве смыслового в разговорной речи часто
строятся с помощью вспомогательного to do:
Do you have any money? => У тебя есть сколько-нибудь денег?
Did you have a good rest? => Вы хорошо отдохнули?
в вопросах с сочетанием to have got глагол to have ставится на первое место, a got —
на место смыслового глагола:
Have you got some money? => У тебя есть немного денег?
Has she got anything against me? => Она имеет что-нибудь против меня?
использование в вопросительных предложениях наречий времени — см. Дополнение к
Теме 1.
Запомните:
общие вопросы произносятся с повышающейся интонацией в конце предложения.
Примеры общих вопросов:
1. Ты когда-нибудь видел дождь? => Have you ever seen the rain? — Yes, I
have. / No, I haven't. / No, I never have.
2. Твоя мама спит? => Is your mother sleeping? — Yes, she is. / No, she isn't.
3. Их друзья приходили сюда прошлый раз? => Did their friends come here
last time? — Yes, they did. / No, they didn't.
4. Почта уже пришла? => Has the post come yet? — Yes, it has. / No, it hasn't.
5. Этот дом построят в следующем месяце? => Will that house be built next
month? — Yes, it certainly will. / No, it won't. (won't (разг.) == will not)
6. Неужели ты не можешь помочь ей? => Can't you help her? — Yes, I can.
=> Нет, могу. / No, I can't. => Да, не могу.
7. Ты хорошо себя чувствуешь? => Do you feel well? — Yes, I do. / No, I
don't.
8. Ваш дом строится? => Is your house being built? — Yes, it is. / No, it isn't.
9. В этой бутылке была вода? => Was there any water in that bottle? — Yes,
there was. / No, there wasn't.
10. Ты обязан помогать отцу? => Do you have to help your father? — Yes, I
do. / No, I don't.
11. У тебя есть деньги? => Have you got any money? — Yes, I have. / No, I
have not.
Have you any money? => Yes, I have. / No, I have not. = Do you have any
money? => Yes, I do. / No, I don't.
12. Разве вы не говорите по английски? => Don't you speak English? — Yes,
I do. => Нет, говорю. / No, I don't. =>Да, не говорю.
2. Специальные вопросы
Начинаются вопросительным словом, указывающим, к какому конкретно члену
предложения относится вопрос.
Эту группу вопросов условно можно поделить еще на две:
1) вопросы к подлежащему или к его определению (описательному слову /
словам);
2) вопросы к любым другим словам в предложении.
1) Вопросы к подлежащему или к его определению.
При построении вопросов этой группы в предложении сохраняется прямой порядок слов
утвердительного предложения, т.е. на первое место в вопросе ставятся вопросительные слова,
заменяющие подлежащее или его определения; далее идут сказуемое и все остальные слова.
В вопросах к подлежащему используются только два вопросительных слова:
who? => кто? what? => что?
Схема:
1 2 3 4
Who
сказуемое .. ... ?
what
Кто помогает тебе делать эту работу? => Who helps you to do this work?
Сказуемое в этом случае ставится только в форме единственного числа (как в
русском языке):
Кто любит играть? — Дети. => Who likes to play? — Children.
В вопросе к определению подлежащего используются вопросительные слова:
whose? => чей?
what? => какой?
which? => который?
how much / how many? => сколько?
Схема:
1 2 3 4 5
вопросительное
подлежащее сказуемое ... ...?
слово
Чьи дети приходили? => Whose children came?
Примечания:
what используется в значении какой вообще?; which — в значении какой из данного
рада предметов? / который из?:
Какие книги (вообще) интересные? => What books are interesting?
Какие книги (из тех, что в этой комнате) интересные? => Which books
are interesting?
how much => сколько? (того, что нельзя сосчитать: вода/воздух/...):
Сколько жидкости (неисчисляемое) использовали? => How much liquid
was used?
how many =? сколько? (того, что можно сосчитать: дома /столы / карандаши /...):
Сколько сигар (исчисляемое) выкурили? => How many cigars
have been smoked?
Вопросы, обозначающие наличие предмета в пространстве, строятся с помощью оборота
there + to be:
Что (лежит) на столе? — Книги. => What is there on the table? — Books.
При этом вопросительное слово, заменяющее подлежащее, и there меняются местами по
сравнению с утвердительным предложением, сравните:
There are books on the table. => На столе лежат книги. Ответы на вопросы этой группы
даются в краткой форме и состоят из подлежащего (с описательными словами или без них) +
соответствующий использованной в вопросе формуле вспомогательный / модальный глагол,
который ставить не обязательно (см. также стр. 381):
Who likes to play? — Children (do). => Кто любит играть? — Дети.
What helps you in your work? — My good sense of humour (does). => Что
помогает вам в вашей работе?.— Чувство юмора.
What books are interesting? — These books (are). => Какие книги
интересные? — Эти.
Which books are interesting? — Those new books (are). =>
Какие книги интересные? — Вон те, новые.
Whose children came? — Our friends' children (did). => Чьи дети приходили?
— Наших друзей.
How much liquid was used? — One / A bottle. => Сколько жидкости
использовали? — Одну бутылку.
How many cigars have been smoked? — About twenty. => Сколько сигар
выкурили? — Около двадцати.
Who can cook? — I can. => Кто умеет готовить? — Я (умею).
В кратком ответе на вопрос к определению подлежащего можно
использовать слово-заменитель one вместо самого подлежащего:
Какой автомобиль твой? => Which car is yours? — That one. => Вон тот.
Какой мужчина может вам помочь? => What man can help you? — A strong
one. => Сильный (мужчина).
2) Вопросы к любым другим словам в предложении.
Для построения вопросов к любым другим словам предложения, кроме подлежащего и
определения к нему, используются следующие вопросительные слова:
what? => что? / какой?
who? => кто?
whom? => кого? / кому? (это слово постепенно выходит из употребления в данном
случае, и в разговорной речи в его значении часто используется who?)
whose? => чей?
which? => который? / какой?
when? => когда?
where? => где? / куда?
why? => почему? / зачем?
how? => как? / каким образом?
how many? => сколько? (исчисляемого)
how much? => сколько? (неисчисляемого)
how long? => сколько? (о времени)
Схема:
1 2 3 4 5
вопросительное вспомогательный подлежащее смысловой обстоятельство
слово глагол глагол времени / места
Комментарии к схеме:
из схемы видно, что специальный вопрос по своему построению отличается от
общего тем, что перед вспомогательным глаголом ставится вопросительное слово;
подлежащее ставится вместе со всеми описательными словами:
When will your very beautiful sister come? => Когда приедет
твоя красавица-сестричка?
на место смыслового глагола ставятся все оставшиеся после первого
вспомогательного глаголы формулы:
How long has this child been sleeping here? => Сколько / Как долго этот
ребенок спит здесь?
при использовании в вопросе формулы Active Indefinite на место вспомогательного
глагола ставится to do (Present / Past) или will (Future), а смысловой глагол стоит в форме
Infinitive без частицы to:
Why did you go there alone? => Почему ты ездил туда один?
вопросы с использованием глагола to have в качестве эквивалента модального глагола
строятся только с помощью вспомогательного to do:
Why does she have to wait here? => Почему она должна ждать здесь?
в вопросах с сочетанием to have got глагол to have ставится на место
вспомогательного глагола, a got — на место смыслового:
Why has she got something against me? => Почему она имеет что-то против
меня?
перечисленные выше вопросительные слова не передают всех значений русских
вопросительных слов (откуда? / с кем? н др.); в таких случаях в английском языке
вопросительные слова используются с предлогами, которые занимают место в самом
конце предложения (но перед обстоятельством времени при его наличии) или в самом
начале (намного реже):
Откуда вы? => Where are you from?
слова what? / which? в значении какой? ставятся на первое место вместе с
существительными, к которым относятся:
What drinks do they prefer? => Какие напитки они предпочитают?
Which book do you want? => Какую книгу (из тех, что перед -тобой) ты
хочешь?
Примеры специальных вопросов:
1. Чем вы занимаетесь? / Кем работаете? => What do you do?
2. Чем ты занимаешься (сейчас)? => What are you doing?
3. Почему ты не смог помочь нам? => Why couldn't you help us?
4. Где вы живете? => Where do you live?
5. Сколько вам лет? => How old are you? (стандартное описание ситуации;
используется глагол to be)
6. Сколько лет вашему сыну? => How old is your son?
7. Сколько лет было вашему отцу? => How old was your father?
8. С кем ты пойдешь в кино (завтра)? => Who will you go to the cinema with
(tomorrow)? / With whom will you go to the cinema (tomorrow)?
9. Кто вы (по специальности)? => What are you?
10. Кто вы (как вас зовут)? => Who are you?
11. Сколько у тебя денег? => How much money have you got? / How much
money have you? / How much money do you have?
12. Сколько долларов ты ему заплатил? => How many dollars did you pay
him?
13. Кем был построен твой дом? => Who was your house built by? / By whom
was your house built?
14. Какие сигары ты любишь курить? => What cigars do you like to smoke?
15. Что мне делать? => What must I do? / What should I do? / What shall I do?
16. Что ты должен купить? => What do you have to buy?
17. Куда их отправят? => Where will they be sent?
18. Сколько времени тебе понадобится для выполнения этой работы? =>
How long will it take you to do this work? (стандартное описание ситуации;
дословно: "Сколько времени это отнимет у тебя сделать эту работу?" — обратите
внимание на форму построения вопроса и запомните ее)
19. Сколько идет письмо до Нью-Йорка? => How long does Н take a letter
to get to New-York?
20. Сколько тебе понадобилось времени, чтобы добраться сюда? => How
long did it take you to come here?
21. Когда она пришла? => When did she come? (со словом when в вопросах
никогда не используется Perfect Present, т.к. подразумевается, что действие
произошло- в какой-то определенный момент ранее и не укладывается в
продолжающийся до момента речи промежуток времени)
22. Когда же мне разрешат увидеться с тобой? => When shall I be allowed to
see you?
23. Который час? => What time is it? / What is the time? / Have you got the
right time? (стандартные описания ситуации)
24. Зачем / Для чего ты купил этот дом? => What have you bought this house
for? / Why did you buy this house?
25. Какая сегодня погода? => What is / What's the weather like today?
(стандартное описание ситуации; дословно: "На что похожа погода сегодня?" —
такая форма построения вопроса используется в тех случаях, когда речь идет о
предметах, обладающих набором общеизвестных признаков, и вопрос в такой
форме предлагает выбрать из набора какой-либо один признак для сравнения)
26. Как там женщины? => What are the women like there?
27. Какое во Франции вино? => What is the wine like in France?

3. Альтернативные вопросы
Предполагают выбор одного из двух лиц / предметов / действий / качеств / признаков.
Могут быть заданы к любому члену предложения. Выбор, обозначаемый словом ог =>
или может вводиться как в общие, так и в специальные вопросы, при этом схемы "обоих типов
вопросительных предложений остаются без изменений:
— Do you smoke or not? — I do. / I do not. =” — Вы курите или нет? —
Курю. / Не курю.
— Are you sleeping or reading? — I'm reading. / I'm not sleeping. / Neither.
=> — Ты спишь или читаешь? — Я читаю. / Я не сплю. / Ни то, ни другое.
— Is she a student or a worker? — Neither. => — Она учится или работает?
— Ни то, ни другое.
When will you come: tomorrow or the day after tomorrow? =>
Когда ты придешь: завтра или послезавтра?
Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то подлежащих в
предложении становится два, и оба ставятся с вспомогательным глаголом:
Do you or does your brother smoke these cigars? => Вы или ваш брат
курите эти сигары? (можно: Who smokes these cigars: you or your brother? (— на
такой вопрос дается краткий ответ: My brother does. / I do. / Neither (of us does).
Если альтернативный вопрос относится к определению подлежащего, то порядок
слов соответствует схеме, а выбор обозначается в конце вопроса:
Чьи дети сделали это: наши или их? => Whose children did it: ours or
theirs?
Какие книги интереснее: эти или те? => Which books are more interesting:
these ones or those ones?

4. Разделительные вопросы
Соответствуют русским вопросительным предложениям, заканчивающимся словами не
так ли? / не правда ли?, и имеют схожие формы построения, состоящие из двух частей:
повествовательное предложение + не так ли?
Разделительные вопросы можно условно разбить на две группы:
1) где в первой части утвердительное предложение;
2) где в первой части отрицательное предложение.
1) В первой части утвердительное предложение.
Схема:
1 2 3
вспомогательный местоимение,
утвердительное
/ модальный заменяющее
предложение,
глагол + not подлежащее
You are a student, aren't you? / (реже: are you not?) => Ты студент, не так ли?
She will come tomorrow, won't she? / will she not? => Она приедет завтра, не
так ли?
They were sleeping, weren't they? / were they not? => Они спали, не так ли?
I am a beautiful girl, aren't I? / am I not? — обратите внимание! => Я
красивая девушка, не правда ли? lam a good boy, am I not? / aren't I? => Я хороший
парень, не так ли?
Your friend can help us, cannot / can't he? =” Твой друг может помочь нам, не
так ли?
You have come alone, haven't you? => Ты пришел один, не так ли?
Your students have been seen together, haven't they? =>
Ваших студентов видели вместе, не правда ли?
2) В первой части отрицательное предложение.
Схема:
1 2 3
местоимение,
отрицательное вспомогательный /
заменяющее
предложение, модальный глагол
подлежащее
There is not any / no water in the bottle, is there? =>
В бутылке нет воды, не так ли?
They won't be able to help us, will they? =>
Они не смогут помочь нам, не так ли?
My friends didn't have to do it, did they? =>
Мои друзья не обязаны были делать это, не так ли?
You are not sleeping, are you? =>
Ты не спишь, не так ли?
На разделительный вопрос можно дать краткий ответ, совпадающий по схеме с кратким
ответом к общему вопросу:
You are a student, aren't you? — Yes, I am. / No, I am not.
She will come tomorrow, won't she? — Yes, she will. / No, she won't.
I am a beautiful girl, aren't I / am I not? — Yes, you are. / No, you are not.
There is not any water in the bottle, is there? — Yes, there is. /
No; there isn't. =>
Нет, есть вода. / Да, нет воды.
They won't be able to help us, will they? — Yes, they will. / No, they won't. =>
Нет, смогут. / Да, не смогут.
Некоторые вопросительные формы, характерные только для разговорной речи,
приведены в Разделе V.

Раздел II Грамматика ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНЫХ АНГЛИЙСКИХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
До сих пор мы рассматривали лишь возможности построения простых английских
предложений, т.е. таких, в которых речь идет главным образом о выполнении одного действия.
Но во всех языках можно строить предложения, описывающие ситуации, которые включают в
себя несколько действий.
При этом действия могут быть:
1. Одинаковыми по степени важности в предложении, выполняющимися одним и
тем же предметом в одно и то же время. В этом случае они называются однородными и,
обладая одинаковыми грамматическими признаками, согласуются с одним подлежащим, а в
предложении просто перечисляются:

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign