LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

строитель - - ...,
водитель - - . . . .

Вспомни героев сказок, име-
на которых помогают понять,
почему их так зовут. Составь с
помощью фишек имя одного из
героев. Прочитай схему этого
слова.

Догадайся, какое имя спрятано в этой схеме.
• Справка: это слово [н'изнайка]. Обратите внимание: звук [и] согласный,




Прочитай слово.
18
Звуки, как ты уже знаешь, бывают гласные и соглас-
ные. Какие звуки называются гласными? Какие звуки на-
зываются согласными? Как обозначаются гласные звуки
в схеме?
Вспомни слова, называющие рабочие инструменты.




Выбери из этих слов одно, которое начинается на глас
ный звук. Составь схему слова «игла»


Прочитай схему.
Назови слово, которое обозначает инструмент и начи-
нается с согласного звука. Составь его схему. Прочитай.
режут - - ножницами,
пишут - - ...,
рисуют - - ...,
шьют - - . . . ,
вяжут - - . . . .
Обратите внимание: в слове «нбжницами» ударение падает на первый слог.

Каким инструментом ты чаще всего пользуешься? Сос-
тавь схему этого слова, прочитай ее.
19
Произнеси звуки [в] и [в']. Какие это звуки: гласные
или согласные? Почему ты так думаешь?
В произнесении этих звуков много общего, но есть и
различие. Звук [в] - - твёрдый, звук [в'] - - мягкий.
Определи, какой согласный звук твёрдый, а какой мяг-
кий:
[с], [с'], [к], [и], [м], [м'].
[и] — мягкий согласный звук.

Твердые согласные обозначаются синими фишками,
мягкие - - зелёными.

Угадай сказочного героя по описанию: неуклюжий, не-
поворотливый, недогадливый.




Составь схему слова «медведь», прочитай ее



20
Вспомни, благодаря чьей помощи наконец-то вытяну-
ли репку. Какой первый звук в этом слове? Расскажи
о нём.




Составь схему слова «мышь».


Придумай подобное задание для своих друзей.

Из чего состоит слово? Какие бывают звуки? Какие бы
вают согласные звуки?
Произнеси слово «рябина» отчетливо.
Произнеси слово по частям. Эти час-
ти называются слоги.
Для деления слова на слоги, определения ко-
личества слогов используется послоговое про-
говаривание, слово произносится с выражен-
ной паузой между слогами: [р'и-б'-и-на]. В сло-
ве столько слогов, сколько гласных звуков.

21
Слово обозначается полоской, а слоги в слове - - полос-
кой, разделенной на части: —i—i— .
Произнеси по слогам слово «малина». Сколько слогов в
слове «малина»?
Названия ещё каких ягод ты
знаешь? Назови слово, подели его
на слоги, скажи, сколько слогов в
слове.

Подумай, какое слово здесь за
гадано (черёмуха):




Слово делится на слоги. Количест-
во слогов в слове может быть различ-
ным. Назови слово, которое обозна-
чает цветок и состоит из двух слогов.
Произнеси это слово так, чтобы
можно было услышать, сколько сло-
гов в этом слове. Составь схему звуко-
вого состава этого слова. Сколько
гласных звуков в слове «роза»?


22
Назови слово, обозначающее цветок
и состоящее из трех слогов (мимоза).



Назови цветы, изображённые на рисунке.



Произнеси эти слова
по слогам, скажи, сколь-
ко слогов в каждом слове.



• Справка: при произнесении слова по слогам ребёнок ориентируется на
звучающую речь, поэтому слова будут поделены на слоги так: [а-ду-ван-
чик], [ра-ма-шка], [а-стра].

Покажи, какая схема какому слову соответствует:




Вспомни название овоща, первый слог в котором «ка».
Вспомни название овоща, последний слог в котором
«па ».




23
В каком слове больше слогов: ка-ба-чок или ре-па?
Произнеси каждое слово по слогам, сосчитай количество
слогов:

Название какого овоща зашифровано в этой схеме:



Отгадай загадки:
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Когда его раздевают,
То слёзы проливают.
Красненькая матрёшка,
Беленькое сердечко.
Сидит девица в темнице,
а коса на улице.
Сколько слогов в слове «морковь»?
Вспомни загадку об овоще, который здесь нарисован.




Сколько слогов в слове-отгадке?
24
Подбери слова с противоположным значением:
ленивый - - трудолюбивый,
свет - - . . . ,
далеко - - ...,
прибежать - - . . . .
Сколько слогов в слове «школьник»?
С помощью фишек покажи, из каких звуков состоит
слово «школьник».



Сколько слогов в слове «ученик»?
С помощью фишек покажи, из каких звуков состоит
слово «ученик».



Чем отличаются эти пары слов — значением или соста-
вом звуков:


котик - - котик,




носок - - носок?
С помощью каких звуков различаются данные слова:
дом - - дым,
сом - - сам,
лук - - люк?
Справка: слова «лук -- люк» различаются с помощью согласных звуков
Н,[л']: [лук], [л'ук].

Правильно ли понял художник выражения:
совать нос,
клевать носом,
натянуть нос?




Что обозначает выражение «делать из мухи слона»?
Б. Орлов
+ НОЧНОЙ КОЛОБОК
Приутихли птицы понемножку.
До утра заснула тишина.
Колобком на звёздную дорожку
Выкатилась жёлтая луна.
Тихо покатилась вдоль опушки,
Повстречала ёлочку в лесу
И уселась на её верхушке,
Словно у лисички на носу.




Почему луну поэт называет колобком? Что еще в стихо
творении напоминает сказку про колобка?
Послушай начало стихотворения:
«Приутихли птицы понемножку...»
О ком здесь говорится? Что говорится о птицах?
«Приутихли птицы понемножку» предложение.
Предложение состоит из слов. В предложении о чём-либо
сообщается.
Сколько слов в этом предложении?
Вновь произнесите первое предложение с чёткими паузами между словами.

Составь схему предложения (составляется с помощью
взрослого). Помни, что первое слово в предложении обо-
значается особой полоской:


Вспомни, как начинается новогодняя песня о ёлочке
(«В лесу родилась ёлочка...»). О чём говорится в этом
предложении? Что говорится о ёлочке? Произнеси это
предложение, скажи, сколько в нём слов. Составь схему
этого предложения.


Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что слова в предложении от-
деляются друг от друга паузой, поэтому между словами в схеме пробелы.
Схема составляется слева направо. Количество слов в предложении опре-
деляется членением предложения на слова в устной речи: в лесу --в уст-
ной речи одна единица.

Прочитай схему.
Скажи, какими игрушками ты украшаешь новогод-
нюю ёлку? Сколько слов в твоём предложении? Составь
схему предложения, прочитай ее.
Покажи с помощью фишек, из каких звуков состоит
слово «ёлка».
• Справка: в слове «ёлка» 5 звуков [йолка]. Напомним: звук [и] согласный,
мягкий.

Расскажи, почему ты так думаешь. Какой первый звук
в этом слове?




Придумай к этой схеме предложение о новогоднем
празднике.




29
+ НАЧИНАЕМ ЧИТАТЬ



Аа Назови предметы, нарисованные на
картинках.




Какой звук повторяется в этих словах? Какой это звук:
гласный или согласный? Почему ты так думаешь?

Звук [а] обозначается на письме буквой Аа.

Покажи с помощью фишек, из каких звуков состоит
слово «бант». Прочитай эту схему.


Вместо фишки, обозначающей звук [а], вставь фишку
с буквой а.
Буква, как и фишка, является способом обозначения звукового состава
слова, способом передачи звукового состава слова на письме. Поэтому
прочитывание слова не должно быть побуквенным, прочитывание заклю-
чается в воспроизведении звукового состава слова.



30
Составь схему слова «аист», замени в ней гласный звук
[а] буквой а. Прочитай.



а-а-а.
Прочитай:
Назови «космические» предметы. Есть ли в названии
этих предметов звук [а]?




Что изображено на картинке?


Сколько раз в этом слове повторя-
ется звук [а]? Составь схему этого
слова.


Вместо фишек, обозначающих звук [а], поставь фишки
с буквой а. Прочитай:


31
Б. Орлов
ХВОСТАТАЯ ТРУБА

Над заснеженной
Трубой Оо

Хвостик вьётся
о
Голубой.
to 0

Во дворе трещит
Мороз,
На трубу глядит
Барбос:
Почему труба
Молчит?
Не мяучит,
Не рычит?
Помоги Барбосу ответить на этот вопрос. Скажи, о ка-
ком хвостике идёт речь? Покажи этот хвостик на рисунке
Какие слова со звуком [у] встречаются в этом стихотво-
рении?
Произнеси звук [у]. Какой это звук: гласный или со
гласный? Почему ты так думаешь?

Звук [у] на письме обозначается буквой Уу.

Составь с помощью фишек схему слова «труба», обо-
значив гласные звуки буквами. Прочитай его, поделив на
слоги. Сколько слогов в слове «труба»?

У собаки - - лапа,

у человека - - . . . .




Составь схему слова «рука», обозначив гласные звуки
буквами. Прочитай слово по слогам. Сколько слогов в сло-
ве «рука»?
Прочитай: а-у, а-у.




33
Оо
Как называется эта буква? Какой
звук она обозначает? Произнеси этот
звук. Какой это звук: гласный или сог-
ласный?

Звук [о] на письме обозначается буквой Оо




Какой первый звук в слове «острый»? Назови предме-
ты, способные поранить, в составе которых есть звук [о].
Составь схему слова «иголка». Произнеси это слово по

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign