LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Электронная библиотека “Либрус” ( http://librus.ru )
Научно-техническая библиотека электронных книг. Первоначально задуманная
как хранилище компьютерной литературы, в настоящий момент библиотека
содержит книжные издания по различным областям знания (медицинские науки,
техника, гуманитарные науки, домашнее хозяйство, учебная литература и т.д.).
Серьезность научно-технических e-book'ов разбавляет раздел развлекательной
литературы (эротика, комиксы, задачи и головоломки).

Основной целью проекта является ознакомление читателей с многообразием
книгопечатной продукции и помощь в выборе действительно стоящей книги для
приобретения у законных издателей, их представителей или в соответствующих
организациях торговли. Для покупки через Internet мы рекомендуем
воспользоваться услугами интернет-магазина “Озон”.

ВНИМАНИЕ!
Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях!
После ознакомления с данной книгой Вы обязаны удалить ее с Вашего компьютера.
В случае несоблюдения данного обязательства, Вы нарушите закон "Об авторском праве
и смежных правах".
Все авторские права сохраняются за правообладателем. По его требованию доступ к
данному электронному документу будет перекрыт. Однако, таким образом, тысячи
потенциальных покупателей так и не узнают о, возможно, нужной и полезной книге.

Авторам и издательствам
Если Вы заинтересованы в рекламе и продвижении Ваших книг на бескрайних
сетевых просторах мы с удовольствием включим их в наш каталог.
Е и
А К А Д м ; Я ;д о ш К о л ь н О г о Р А З В И Т И Я

М. Л. Кусова




Понятие гласных
и согласных букв
и звуков, изучение
алфавита, навыки
послогового чтения,
активизация
словаря и речевого
аппарата
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

«Букварь» составлен таким образом, что его материал четко распределен в
комплексе занятий. Начало каждого нового занятия обозначено значком "Т* -
«Букварь» включает логические упражнения, речевые задания, рассчитан-
ные на активизацию словаря дошкольника, и составление рассказов. По ус-
мотрению взрослого занятия могут быть дополнены аналогичными задания-
ми, это дает возможность остановиться на том материале, который представ-
ляется ребенку сложным или особенно интересным.
Логика изложения материала в «Букваре» обеспечивает переход ребенка
от устной формы речи к письменной, являющейся для него новой, и к пони-
манию того, что письмо — это способ передачи звучащей речи с помощью оп-
ределенного набора знаков (фишек, букв), а чтение — это озвучивание данно-
го набора знаков. Эта логика отвечает жизненному опыту ребенка (рисуя, он
с помощью графических средств рассказывает об увиденном, услышанном)
и соответствует современному методу обучения грамоте, на который ориенти-
руются все системы обучения, реализуемые в начальной школе. Подача мате-
риалов способствует осознанному овладению чтением и письмом, пониманию
ребенком механизма этих речевых действий, а звуковой анализ предупрежда-
ет графические и орфографические ошибки, нередко встречающиеся
в школьных тетрадях.
Отличие данного «Букваря» от школьных «Букварей» заключается в том,
что в нем последовательно учтены возрастные особенности и возрастные воз-
можности именно дошкольника. Сначала у ребенка формируется представле-
ние о том, что звучание можно передать с помощью простой системы фишек,
затем формируется умение использовать этот способ «записывания» звуча-
ния: звук обозначаем фишкой, таким способом «пишем» и обязательно про-
читываем то, что получилось. Потом набор фишек усложняется — вводятся
разные цветовые обозначения для гласных и согласных звуков, различные по
цвету фишки для обозначения твердых и мягких согласных. Следовательно,
письмо и чтение выполняются на материале постепенно усложняющейся зна-
ковой системы: от действий с одной фишкой (слышу звук — обозначу его
фишкой) ребенок переходит к действиям с двумя, тремя фишками (слышу
звук, определяю, какой это звук, выбираю, какой фишкой нужно его обозна-
чить). Оперирование фишками позволит ребенку усвоить правило графики —
выбор буквы определяется тем, какой звук эта буква обозначает, но при этом
ситуация выбора проста: первоначально она связана не с 33 буквами русско-
го алфавита, а с фишками.
Обучение по данному «Букварю» предупреждает побуквенное чтение, ре-
бенок сразу начинает читать по слогам, что также очень важно, поскольку в
русской графике единицей чтения и письма является слог, неслучайно чтению
слогов уделяется много внимания в школе. Вводимая для обозначения глас-
ных красная фишка обеспечивает этот важный для чтения навык — видеть
при чтении обозначение не только согласного звука буквой, но и гласного зву-
ка, определять, какой звук обозначается согласной буквой с учетом рядом сто-
ящей гласной буквы. Однако, познакомив детей с правилами графики, «Бук-
варь» не ставит своей задачей познакомить детей с правилами орфографии, по-
скольку это не входит в содержание подготовки к обучению грамоте. С другой
стороны, подготовка к обучению грамоте, включающая последовательное обу-
чение детей анализу звукового состава слова, готовит детей к грамотному
письму, к овладению орфографией, обеспечивает главное орфографическое
умение и условие грамотного письма — умение видеть орфограмму.
Осознанное овладение дошкольником механизмом чтения и письма про-
исходит и благодаря тому, что в отличие от школьных «Букварей» ребенок
учится читать, используя одновременно два способа передачи слова на пись-
ме — фишки и буквы. При этом он всякий раз проводит звуковой анализ сло-
ва, в процессе которого «пишет» слово фишками, определяет, какой буквой
обозначается тот или иной звук, и читает эту знакомую ему запись. Таким об-
разом ребенок не испытывает затруднений при переходе от звука к букве, лег-
че воспринимает соотношение между ними, овладевает навыками звукового
анализа. Ребенку понятно, что он читает, так как ранее слово было «написа-
но» им самим. В начале «Букваря» предлагаются слова, в которых написание
не расходится с произношением. Далее появляются слова, где написание и
произношение не совпадают. Очень важно, чтобы ребенок эти слова прочиты-
вал трижды: 1) по слогам; 2) целиком; 3) так, как говорим. Такое прочтение
способствует осознанному чтению, пониманию прочитанного.
Порядок знакомства с буквами также отличается от порядка, принятого
в школьных «Букварях». Сначала ребенок знакомится с буквами, которые
обозначают звуки, легко выделяемые при произношении, хорошо слыши-
мые. При знакомстве с гласными буквами сначала определяется основной
способ обозначения гласного звука, затем дополнительный.
Кроме формирования представлений о звуке, «Букварь» предполагает
формирование представлений о слове и элементарном способе его обозначе-
ния на письме, о предложении и элементарном способе его записи, что также
готовит ребенка к чтению и письму в школе. Ребенок узнает, что начало пред-
ложения пишется с заглавной буквы, что слова в предложении отделяются
пробелом, учится «читать» предложение, записанное с помощью условных
знаков, «пишет» предложение, используя эту систему.
Анализ единиц языка и речи во многом опирается на опыт самого
ребенка: он вспоминает слова, придумывает предложения, составляет расска-
зы. Тематика рассказов также определяется кругом детских знаний. Подоб-
ный подход к отбору материала обеспечит интерес ребенка, его желание рабо-
тать с «Букварем».
При этом предлагаемый «Букварь» не ставит своей задачей продублиро-
вать содержание школьного курса обучения грамоте, он не повторяет содер-
жание школьных «Букварей», в нем нет непонятных для дошкольника сведе-
ний по теории языка, как в первых школьных книгах.
Ранее мы говорили, что в «Букваре» обозначены границы занятий, это по-
может педагогам и родителям не только определить рамки урока, но и в слу-
чае необходимости остановиться на материале того или иного занятия, допол-
нить его. Четко определенные границы занятий позволят судить о достиже-
ниях ребенка и определить, когда ребенку необходима дополнительная по-
мощь. Заметим, что количество занятий учитывает планирование в дошколь-
ных образовательных учреждениях (ДОУ). Предлагаемые занятия могут
быть и частью занятий по развитию речи в ДОУ, так как на их материале обес-
печивается не только специальная готовность дошкольника к обучению гра-
моте, но и общая речевая готовность к обучению в школе.
Следует отметить, что «Букварь» предполагает обеспечение и общей го-
товности ребенка к учебной деятельности: ребенок учится отвечать на поста-
вленный вопрос, решать учебную задачу, рассказывать с учетом заданной те-
мы и т.д.
Уважаемые родители и педагоги, рекомендуем перед работой с «Буква-
рем» внимательно его просмотреть, а перед началом занятий прочитывать весь
текст занятия.
Белые фишки^квадратики предназначены для обозначения звуков в со-
ставе слова, красные — для обозначения гласных звуков, желтые — для обо-
значения всех согласных звуков, синие — для твердых согласных звуков, зе-
леные — для обозначения мягких согласных звуков. Тексты заданий, ком-
ментарии к ним, набранные более мелким шрифтом, предназначены взрос-
лым. >
Предложенное в «Букваре» содержание апробировалось в рамках про-
граммы «Развитие речи дошкольника», сертификат соответствия 0584 серия
ОП.
ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА

Всё, что нас окружает, можно назвать словами. Наша
речь состоит из слов. Назови слова, обозначающие эти
предметы.

Все эти предметы можно
назвать одним словом. Назови
это слово. Какими бывают иг-
рушки?


Ребёнок называет слова, определяющие признаки игрушек: яркие, наряд-
ные, интересные и т.п.

Расскажи о своей любимой игрушке: как она называет-
ся, как с ней можно играть?


Сколько школьных принадлежностей нарисовано на
картинке? Назови эти предметы. Расскажи, для чего ис-
пользуется каждый предмет?
А теперь подумай: какие предметы нужны пожарному,
а какие - - космонавту?




Назови слово-отгадку.
Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.

Как называется книга, которую ты любишь слушать
или читать? Кто её автор?
Каких героев известных книг ты знаешь? Расскажи
о них.
СЛОВО ЗВУЧИТ

Наша речь состоит из слов. А из чего состоят слова?
Слова состоят из звуков. Произнеси слово «луна» так, что-
бы был хорошо слышен первый звук.




На этапе знакомства с техникой выделения звуков в слове обязателен об-
разец взрослого. Сначала взрослый произносит слово, выделяя нужный
звук, затем ребёнок повторяет. Для того чтобы выделить звук в слове,
в большинстве случаев используется удлиненное произнесение звука: л-л-
луна. Определяя количество звуков в слове, произносим его столько раз,
сколько в нём звуков. Протяжным произнесением можно выделить все
гласные звуки, согласные, кроме б, бь, п, пь, д, дь, т, ть, г, гь, к, кь. Эти со-
гласные выделяются более громким проговариванием: маК.

Какой первый звук в слове «луна»?
Произнеси слово «луна», выделив второй звук. Какой
это звук?
Звуки в слове можно обозначить (для этого использу-
ются белые фишки). Посмотри на схему слова «луна».
Почему в этой схеме четыре фишки? Сколько звуков в
слове «луна»?


!I
Назови слово, обозначающее предмет, изображённый
на этой картинке.


Произнеси это слово
так, чтобы был хорошо
слышен первый звук.
Какой это звук?


Ребёнок произносит звук [м]. Далее по аналогии выделяются второй и
третий звуки.

Посмотри на схему слова «мак».

Почему в этой схеме три фишки? Сколько звуков в сло-
ве «мак»?


А теперь послушай, как звучат другие слова. Назови
слово, обозначающее нарисованный здесь предмет. Опре-
дели, из каких звуков состоит слово «дом»?




Сколько звуков в этом слове? С помощью фишек со
ставь схему этого слова.
12
Здесь и в дальнейшем ребёнок самостоятельно, используя приготовлен-
ные взрослыми фишки, составляет схему звукового состава слова. Схемы
в «Букваре» даются для проверки, в помощь взрослому.

А теперь определи, из каких звуков состоят слова:
ваза, лента, лейка.
При этом взрослый должен следить за тем, чтобы ребёнок выкладывал
схему слова слева направо, по направлению письма.



Составь с помощью фи-
шек схемы каждого из этих
слов.
Как тебя зовут? Составь
своё имя с помощью фишек.



ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Называется слово, второе слово должно начинаться на
последний звук первого слова, третье слово - - на послед-
ний звук второго слова и т.д.




13
Обратите внимание: в игре при назывании слов нужно учитывать звучание
в соответствии с нормой литературного языка, а не написание. Например:
в слове «дуб» последний звук [п]. Например, цепочки: ду[п] -- попугай -
[йу]ла -- автомобиль [л'] -- лес [с] -- снегирь [р'] -- рисунок [к] -- кедр
[р] -- ракета [а]...


КАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА

Слово состоит из звуков. Слова могут быть длинными,
состоять из большого количества звуков, и короткими, со-
стоять из небольшого количества звуков. Какое слово
длиннее: «слон» или «воробей»?




Какое слово длиннее: «дуб» или «самолёт»?




14
Сколько звуков в слове «дуб»? Покажи это с помощью
фишек.


Сколько звуков в слове «самолёт»? Покажи это с помо-
щью фишек.




Какое слово длиннее: «жук» или «жучок», «лист» или
«цветок»?




Чтобы узнать правильные ответы, составь с помощью
фишек схемы сопоставляемых слов.




15
Назови слова с противоположным значением:
медленно весело
громко - много
горько -
Подбери слова, близкие по значению:
добрый человек - - ... человек,
храбрый солдат - - ... солдат.
Подбери слова, противоположные по значению:
мягкая подушка - ... подушка,
мягкий пластилин - - ... пластилин.

Составь с помощью фишек схему звукового состава
слова «врач».

Схему нужно сохранить для сопоставления.

Составь с помощью фишек схему звукового слова «док-
тор».




Что объединяет данные слова? Чем они различаются?
Mi
В МИРЕ ЗВУКОВ И СЛОГОВ

-у- Произнеси звук [а]. Как проходит воздух через рот при
произнесении этого звука? Если при произнесении звуков
воздух проходит свободно, не встречает преграды, то та-
кие звуки называют гласными. Звук [а] гласный. Глас-
ные звуки будем обозначать красными фишками.
Произнеси звук [у]. Какой это звук? Почему ты так ду-
маешь?
Произнеси звук [б]. Когда мы произносим этот звук, воз-
дух проходит свободно через рот или встречает преграду?
Звуки, при образовании которых воздух встречает пре-
граду, называются согласными. Звук [б] согласный.
Согласные звуки обозначаем в схеме жёлтыми фишками.

Произнеси звук [о]. Какой это звук? Почему ты так ду-
маешь?
Произнеси звук [л']. Какой это звук? Почему ты так ду-
маешь?
• Справка: ' в надстрочнике
указывает, что это мягкий сог-
ласный звук.

Составь с помощью фи-
шек схему слова «повар»,
используя для обозначения
гласных звуков красные
фишки, для обозначения
согласных — жёлтые.



17
А как на корабле называется повар? Составь схему сло-
ва «кок».


Составь схему слова «матрос», назови гласные звуки
в этом слове.



Закрась красным карандашом гласные звуки в схеме.


Почему их так называют?
Мечтатель - - мечтает,
учитель - - . . . ,
покупатель - - . . . ,

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign