LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сфере образования.
Существует и еще одна трудность: “…Нет решительно учителей для на-
родных школ”, нет еще и самой идеи народной школы, хотя первоначальных школ
по родным ведомствам существует много (62, с. 66). “Но это не народные школы,
соответствующие тому понятию о народной школе, которое, вслед за Песталоцци,
выработано Германией; а училища, устроенные для различных, иногда вовсе не
воспитательных целей и более или менее удовлетворяющие своему назначению:
это не школы, которые бы полагали прочные начала умственному и нравственному
развитию народа” (там же).
Чтобы реализовать идею народной школы, нужно было решить целый ком-
плекс вопросов. Главный вопрос: кто и как должен заниматься народным образо-
65
ванием? К.Д. Ушинский отвечает – сам народ: “Мы видим, что наша народная школа,
как ни слабы еще до сих пор ее начатки, уже действительно начинается у нас,
и начинается самым естественным образом, из понимания народом необходимо-
сти образования для жизни и из теплого источника любви родителей детям, кото-
рых отцы хотят приготовить к жизни лучше той, которую они сами вели” (195, с. 68).
Говоря о народной школе, К.Д. Ушинский подчеркивал, что школа
должна “всецело” принадлежать “самому народу”. Такой виделась К.Д. Ушин-
скому земская школа, наиболее прогрессивная в педагогическом и материаль-
ном отношении, наиболее быстро развивающаяся школа.
Таким образом, опираясь на теорию народности в воспитании, К.Д. Ушин-
ский не только проанализировал историю и современное состояние мирового и
Российского образования, но и разработал основы идеологии и теории русского
народного (национального) воспитания и образования отечественной школы;
разработал содержание образования; методики обучения в начальной (народ-
ной) школе; определил характер воспитания и обучения; разработал теорию
подготовки русского учителя; организацию школы.
Согласно теории К.Д. Ушинского, при создании русской национальной
школы необходимо учитывать следующие положения:
1. Соединяя в себе духовное и светское начала, школа аккумулирует и
транслирует передовой опыт с целью развития основ традиционной русской на-
родной педагогики;
2. Национальная идеология является основой образования, ибо предпо-
лагает развитие умственных, нравственных и этических качеств представите-
лей определенной этнокультурной среды;
3. Построение учебно-воспитательного процесса осуществляется с
учетом геоэтнических (влияние природных и климатических условий конкрет-
ного региона на развитие личности) и этнокультурных особенностей;
4. Содержание, методы и формы воспитательной работы не могут быть
однотипными для различных социальных групп;
66
5. Содержание образования в русской национальной школе обусловлено
усилением русского национального компонента в предметном блоке для обеспе-
чения сохранения и передачи этнокультурного опыта;
6. Народный учитель выступает носителем и транслятором националь-
ных традиций.
Теоретическое обоснование идеи русской национальной школы, пред-
ставленное К.Д. Ушинским в своих трудах, не получило полного воплощения в пе-
дагогической практике дореволюционной России, что не умаляет его значимо-
сти для развития современного отечественного образования. Современная
российская школа функционирует в условиях “существенного возрастания роли
этнического фактора” (27, с. 10).
Это условие находит свое отражение в задачах воспитательной деятель-
ности современного образовательного учреждения как стремления
“выявить социализирующий потенциал этнической среды и снивелировать нега-
тивное восприятие инонациональной культуры” (там же).
Выводы, сделанные К.Д. Ушинским относительно роли русского нацио-
нального компонента как базовой основы образования, могут быть использова-
ны для решения образовательных задач на современном этапе:
1. Характерной особенностью современной школы является воспитание
учащихся в духе культуры мира, способности к межэтническому взаимодейст-
вию. Высокий уровень межэтнического взаимодействия предполагает этно-
культурный обмен, который обусловлен изучением, аккумулированием и транс-
ляцией традиций собственной этнической среды. В этом контексте идея сохра-
нения и передачи национальных традиций поколениям посредством развития
русской народной педагогики является актуальной, хотя применительно к реа-
лиям современности опирается исключительно на светскость школы.
2. Выбор национальной идеологии как базовой основы образования име-
ет место в современной школе. Другое дело, каково ее истинное содержание. Со-
временная российская школа, как правило, учреждение многонациональное.
67
Отсюда приоритеты национальной идеологии должны носить общероссийский ха-
рактер с тенденцией развития этнических особенностей.
3. Новым и малоизученным аспектом жизни школы является учет этно-
культурных и геоэтнических особенностей при моделировании учебно-воспи-
тательного процесса, что подчеркивает бесспорную значимость данной идеи
К.Д. Ушинского для развития современной педагогики и школы.
4. При выявлении потенциала конкретной этнокультурной среды для
воспитания и социализации личности особое внимание следует обратить на ме-
ханизм трансляции этнокультурных традиций через процесс взаимодействия
педагогов и учащихся. Учитель в данном случае выступает не только как носи-
тель и транслятор национальных традиций, по словам К.Д. Ушинского, но и соз-
датель новых средовых условий, в которых национальная традиционность полу-
чает свое развитие.
5. Для современной школы не вполне приемлем смысл социального воспи-
тания, встречающийся у К.Д. Ушинского. Бесспорно актуальна вариативность
содержания форм и методов воспитательной работы образовательных учрежде-
ний. Однако уповать на необходимость организации воспитания в зависимости
от установок и потребностей различных социальных групп может пагубно отра-
зиться как на социально-политической жизни общества, так и на развитии обра-
зования в целом.
6. Крайне осторожными необходимо быть и с идеей усиления русского
национального компонента в отечественном образовании.
В.Я. Стоюнин: основы “русской национальной школы”. Последовате-
лем К.Д. Ушинского в разработке идеи русской национальной школы был извест-
ный педагог второй половины XIX века В.Я. Стоюнин.
В основе педагогической системы В.Я. Стоюнина лежат “любовь к челове-
ку и уважение личности, индивидуальный подход в воспитании” (208, с. 6). Эти
принципы он считал главными для школы, если она ставит своей целью образова-
ние и воспитание человека, полезного обществу, своей стране.
68
Путь воспитания человека-гражданина он видел не только в создании
бессословной школы, но и в изменении структуры и содержания образования, но-
вых методов преподавания с использованием воспитательного значения луч-
ших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества.
При этом непременным условием должно быть использование творческого труда
учащихся, воспитание нравственной связи с народом и чувство патриотизма
на уроках истории и литературы, развитие самосознания учащихся. “Государст-
ву, – писал В.Я. Стоюнин, – нужны такие же люди как и обществу, т. е. честные,
развитые граждане; следовательно, приготовление хорошо школой
для общественной жизни и годных для службы государственной, интересы которой
должен понимать каждый образованный гражданин” (57, с. 17).
В своих педагогических исканиях В.Я. Стоюнин опирался на достиже-
ния прогрессивной педагогической мысли 40-60-х годов, основные направле-
ния которой были сформулированы в трудах В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова,
К.Д. Ушинского. Вслед за В.Г. Белинским и Н.И. Пироговым, он поддерживал и
развивал идеи воспитания человека-гражданина, “любящего правду и готового
стоять за нее горою”, гуманизма в воспитании, всеобщего образования и демо-
кратизации школы, сближении ее с жизнью, воспитывающего обучения и необ-
ходимости сознательного усвоения учащимися изучаемого предмета.
С большим одобрением В.Я. Стоюнин отнесся к исканиям К.Д. Ушин-
ского в контексте определения содержания задач и значения принципа народно-
сти в воспитании, педагогического значения родного языка и труда как основы
воспитания и обучения. Он решительно поддерживал программу журнала Мини-
стерства Просвещения, провозглашенную его редактором К.Д. Ушинским. “Но-
вая программа журнала Министерства народного Просвещения чрезвычайно об-
ширна, – отмечает В.Я. Стоюнин,– она вмещает почти все, что только можно
вместить для пользы и успехов русской педагогики” (176, с. 103).
В борьбе за создание русской национальной школы и педагогики В.Я.
Стоюнин выступал против механического перенесения школьного опыта и педа-
69
гогической науки западных стран в Россию. Он утверждал, что нельзя осуществ-
лять
воспитание по иностранным образцам, “оно должно быть в тесной связи с харак-
тером и духом народа, с условиями его жизни” (57, с. 2). Он соглашался, что для
успехов правильного воспитания знание трудов западных педагогов и психоло-
гов нужно, однако, “это только половина знаний, другую нужно непременно до-
бывать в глубоком изучении жизни русского общества, жизни не только совре-
менной, но и прошедшей...”, а значит нужно наряду со знанием европейской пе-
дагогики создать свою отечественную педагогику.
Неоднократно в своих публицистических выступлениях, делая упор на
то, что “живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чу-
жим опытам”, В.Я. Стоюнин призывал “сделать русскую школу русской” (163,
с. 143). Для этого необходимо основать ее на почве народной психологии и исто-
рии, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экологи-
ческие, климатические и другие условия нашей народной жизни. Нужно согласо-
вать школу с “русскими общественными потребностями”, она должна отвечать
им, она должна удовлетворять их.
В.Я. Стоюнин был убежден в необходимости изменить характер деятель-
ности школы, системы обучения и воспитания. Несмотря на рост численности
школ по сравнению с началом 60-х годов и появлении ее новых типов, такой как
“народный”, уровень обучения и воспитания в них и в других учебных заведени-
ях
остается, по его мнению, неудовлетворительным. Те “образовательно-воспи-
тательные” средства, которые применялись для образования и воспитания де-
тей, чтобы подготовить человека к реальной жизни, явно не соответствовали
духу общества и требованиям времени, несмотря на то, что все проекты (“к на-
шему стыду”) посылали на одобрение немецких педагогов.
По мнению В.Я. Стоюнина, для создания живой национальной школы, по-
мимо знания законов общей психологии, необходимо изучать и свою народную
70
психологию, национальные особенности, быт и историю народа. Возглавлять шко-
лу должны люди хорошо образованные, “понимающие святость школьного дела, с
чистыми помысла об общенародной пользе” (79, с. 150). Педагог ставит вопрос о
национальном воспитании практически во всех своих работах. Однако, в отли-
чие от К.Д. Ушинского, идея русской национальной школы в трактовке В.Я. Сто-
юнина касается не только начальной народной школы, но преимущественно сред-
него (гимназического) образования.
По представлениям В.Я. Стоюнина, русская национальная школа должна
разрешить комплекс проблем, нависших над российским образованием XIX века:
– воспитания человека-гражданина;
– преемственности образования;
– целеполагания в учебно-воспитательном процессе;
– взаимоотношения школы и государства;
– взаимоотношения школы и церкви;
– взаимосвязи школы и семьи.
Целью образования В.Я. Стоюнин считает воспитание людей, полезных
обществу, “ желающих осваивать закон и подавлять власть произвола” (там
же). Для этого необходимо органичное взаимодействие трех составляющих на-
чал гражданского национального воспитания: семьи, школы и общества. Такое
взаимодействие в России или очень слабо, или вовсе отсутствует, по мнению пе-
дагога.
Воспитание в семье ведется, справедливо отмечает В.Я. Стоюнин, либо по
патриархальным законам, либо по западноевропейскому образцам, бездумно
перенесенным на русскую почву. Эти традиции настолько сильны, что даже в сла-
вянофильских кругах принято давать детям иностранное образование, а вместе
с ним и воспитание (79, с. 94). В.Я. Стоюнин не определяет подобное явление как
западноевропейское: в каждой стране Западной Европы дети в семьях воспиты-
ваются “вполне в национальном духе” (57, с. 149). Скорее, как ни парадоксаль-
но это звучит – это чисто русское явление.
71
Пороки нравственного воспитания В.Я. Стоюнин видит в социальном
устройстве России, все слои общества которой пронизаны чиновничьим аппара-
том, диктующим свой способ общения, свои законы. Успехи в чиновничьей карь-
ере являются мерилом социального статуса личности, поэтому даже обществен-
ные деятели меряют все чиновничьими, бюрократическими стандартами, пере-
ступая нравственные нормы. Отсюда и школа развивает и культивирует в детях
карьеризм, стремление получить не знания, а диплом, позволяющий устроиться
на службу; в школе царит подозрительность, основанная на недоверии к учащим-
ся, а следовательно, остается основа лжи. “Школа, – пишет В.Я. Стоюнин, – ни-
как не влияет на нравственность общества и народа” (57, с. 125). Когда все три
звена скоординируют действия в воспитательном процессе, тогда и возможно
будет создание национальной воспитательной системы, учитывающей интересы
и традиции всех членов общества.
По идеальной модели В.Я. Стоюнина (см. рис. 4) общество создает сеть
независимых от политики и идеологии школ, которые посредством своей дея-
тельности влияют на семью и воспитательные идеалы общества. Образуется
замкнутая воспитательная система, которая вбирает в себя национальные эле-
менты, поскольку они отвечают ее собственной национальной природе. Отличи-
тельными особенностями такой школы, по мнению В.Я. Стоюнина, являлись:
1. Выбор структуры и содержания учебно-воспитательного процесса
русской национальной школы в соответствии с потребностями русского обще-
ства, всецелого удовлетворения их.
2. Национальная основа воспитания предполагает создание целостной
воспитательной системы, ориентированной на сохранение и развитие русской
национальной самобытности, а также способствующей “подготовке детей к ре-
альной жизни”.
3. Необходимость взаимодействия школы с обществом (семьей, общест-
венными, культурными и благотворительными организациями) с целью разви-
тия и закрепления механизма трансляции национальных традиций.
72
4. Приоритет гражданского воспитания на основе национальных тра-
диций через осознание и развитие в детях “нравственной связи с народом”;
72




национальный
элемент



Русская национальная
Общество
школа


Основа содержания Основа воспитания
церковь
государство учебного процесса


связь
исторические словесность
связь семьи и между
науки
школы нравствен-
семья ностью,
знанием и
эстетикой




национальный
элемент



Рис. 4. Модель русской национальной школы как воспитательной системы по В.Я. Стоюнину
73
чувства патриотизма посредством углубленного изучения русской истории и
литературы; развития творчества и национального самосознания учащихся с
целью воспитания людей, полезных обществу, своей стране.
5. Изучение и развитие национальных традиций осуществляется на ос-
нове народной психологии, быта, истории народа; повышения значимости род-
ного языка в процессе обучения.
6. Динамика развития русской национальной школы требует использо-
вания передового педагогического опыта западных стран с целью обогащения
традиций отечественной педагогики.
Предложенная В.Я. Стоюниным концепция русской национальной шко-
лы не получила полного воплощения в педагогической практике своего времени.
Согласно ей, учебно-воспитательный процесс в школе носил социально-ориен-
тированный характер, а собственно школа являлась открытой педагогической
системой, системообразующим компонентом которой выступала русская на-
циональная культура. К понятию “открытость школы” в официальной педагогике
относились осторожно, воспринимая его как синоним свободомыслия.
С развитием отечественной школы и педагогики педагогические идеи
В.Я. Стоюнина не потеряли своей значимости. Современная школа, ориентиро-
ванная на “сохранение исторической преемственности поколений, развитие
национальной культуры, ... воспитание патриотов России, ... развитие куль-
туры межэтнических отношений” (31, с. 14) стоит перед необходимостью педа-
гогической организации среды; создания воспитательной системы, системо-
образующей составляющей которой может и должно стать сохранение и разви-
тие национальной самобытности.
Однако приоритет русских национальных традиций в образовательном
процессе, предлагаемый В.Я. Стоюниным в своей концепции русской националь-
ной школы, уступает место паритету межнационального этнокультурного взаи-
модействия, “воспитания бережного отношения к историческому и культурно-
му наследию народов России” (там же).
74
Ребенок (подросток, молодой человек), будучи главным субъектом
воспитательного процесса, является носителем не только индивидуально-
психологических, физиологических особенностей, но и этнических традиций,
культивируемых в отдельной семье. Следовательно, одной из задач школы явля-
ется создание условий для развития “этнофорных” характеристик учащихся
через открытое взаимодействие с иной этнокультурной средой и сохранение ав-
тохтонного начала воспитанников.
В современной педагогической науке под этнофорностью понимается
тяготение человека к этнической изменчивости, преобразованию устоявшихся
этнических традиций определенного национального сообщества. Автохтон-
ность, в свою очередь, определяется этнической статичностью, консерватиз-
мом, устойчивостью национальных традиций (108, с. 260-265).
Таким образом, в современной школе должен быть продуман механизм
трансляции национальных традиций, равно как их обогащение посредством ме-
жэтнического взаимодействия. Очевидно, что в данном контексте идеи В.Я. Сто-
юнина имеют неоспоримую ценность и могут служить одним из вариантов соз-
дания подобного механизма, основой которого, по мнению педагога, должна
стать
эффективная организация взаимодействия школы и общества в различных на-
правлениях.
С. А. Рачинский: сущность национального образования. Взгляды
К.Д. Ушинского и В.Я. Стоюнина в контексте разработки идеи русской нацио-
нальной школы во многом нашли отражение в практической деятельности школ
С.А. Рачинского. Главная отличительная особенность сельской школы, по убеж-
дению С.А. Рачинского, состоит в том, что она, прежде всего, учреждение воспи-
тательное. В школе Рачинского господствовал дух народной культуры, тради-
ции, сельской общинности. Его школу можно назвать школой “добрых нравов”.
Ее учебная программа имела художественно-эстетическую направленность.
75
Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль выполняла иг-
ра, праздники (181, с. 27).
С.А. Рачинский предпринял попытку изменить процесс обучения и вос-
питания в начальной народной школе. Воспитательная задача школы, по мнению
педагога, состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, кото-
рыми богата душа русского народа. “Та высота, – пишет С.А. Рачинский, – та
безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом
христианским по преимуществу, которая в натурах спокойных и сильных выра-
жается
безграничной простотой и скромностью в совершении всякого подвига..., ко-
торая в натурах страстных... ведет к ненасытному исканию...; которая в нату-
рах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бесси-
лия...; которая во всяком русском человеке обуславливает возможность побе-
доносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть
русского человека уже заложена в русском ребенке” (51, с. 22).
Будучи человеком религиозным, С.А. Рачинский утверждал, что основой
русской национальной школы может и должна быть православная вера, ибо в кре-
стьянской среде она тесно переплетена с обычаями и бытом русского человека.
Он впервые в педагогической практике применил “народный способ патриотизма”
– путешествия по русским святым местам. Предприняв попытку показать, чего
ищет народ в школе и что должна дать русскому народу сельская школа, С.А. Ра-
чинский с горечью увещевал, что “начальная школа в России велась по образцу
школ иностранных; это была, во-первых, школа совершенно светская и, во-вто-
рых, ее программа не сообразовывалась нисколько с запросами русской народ-
ной жизни” (181, с. 30).
Отсюда С.А. Рачинский формулирует цели воспитания:
– развитие умственных сил ребенка и его воли;
– гармоничное развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и
высших духовных дарований;
76
– создание нравственно цельного характера.
Реализация этих целей, по мнению педагога, должна осуществиться через
следующие задачи:
– учить детей для последующей жизни;
– воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности;
– развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитан-
ников для “жизненной борьбы”.
Школа С.А. Рачинского активно осваивала окружающую среду. Это вы-
ражалось в ее участие во всех сельских событиях, дабы приобщить детей к исто-
кам русской народной жизни. В характеристике русской народной жизни С.А.
Рачинский усматривал некую дуальность, а потому “школе, отрешенной от церк-
ви”, по его мнению, решение воспитательных задач не по силам, “ей нужно со-
действие всех наличных сил этой церкви, в самом широком смысле этого слова и
духовных и светских” (89, с. 96).
С.А. Рачинский, увидев в народе высоту нравственного идеала, выразив-
шуюся в стремлении жить по благодати Нового Завета, утверждал, что та высота,
которая присуща русскому народу в целом, не в меньшей степени присуща рус-
скому ребенку крестьянского сословия. Богатый материал для изучения духов-
ных запросов русского крестьянского ребенка давали ему сочинения его
учеников.
Анализируя сочинения детей, в которых они писали о том, как бы желали
провести свою жизнь, С.А. Рачинский отметил тот ведущий мотив, который был
в этих сочинениях – мотив поступления в монастырь: “Да, монастырь, жизнь в Боге и
для Бога, отвержение себя – вот что совершенно искренно представляется конеч-
ной целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практиче-
ским мальчикам. Эта мысль не могла быть им навязана учителям, ни мало не сочув-
ствующим нашим современным монастырям. Монастырь они и не видали. Они разу-
меют тот таинственный, идеальный, неземной монастырь, который рисуется
77
перед ними в рассказах странников, в житии святых, в собственных смутных
алканиях их души” (83, с. 100).
Идея религиозного воспитания пронизывает весь замысел создания
русской национальной школы в сельской среде. Основу системы национального
воспитания С.А. Рачинского составляли нравственные идеалы христианства и
гуманизма в совокупности с понятиями “русского идеала, патриотизма, испол-
ненного долга” (87, с. 66).
Согласно воззрениям педагога, единственно стимулирующим образо-
вание фактором в крестьянской среде может быть русская национальная
школа (см. рис. 5), а в ней педагог. Школа должна развивать и укреплять пози-
тивные традиции социума, основу которого в крестьянском сообществе состав-
ляет семья. Родители, в большинстве своем по безграмотности, не способны
адекватно оценивать ситуацию, могут лишь воздействовать на ребенка через
религиозное воспитание.
Таким образом, школа по отношению к обществу играет особую роль в
обучении и воспитании детей, в формировании у них православного самосозна-
ния и развитии национальной гордости учеников.
Специфичность обращения С.А. Рачинского к идее создания русской на-
циональной школы состоит в том, что ориентиром педагога выступала сельская

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign