LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лин. Он с горечью повествует о детальном пересмотре всего гимназического
курса по русской словесности и русской истории, где обычная оценка “русских
писателей по степени их художественности и общественно-культурной значи-
мости, а исторических событий и лиц по их значению в процессе развития рус-
ской жизни – совершенно меняется”; главным критерием является либо патрио-
тизм, либо способность воздействовать на национальное чувство, что, по мне-
нию В.Н. Сороки-Росинского, совершенно неприемлемо (56, с. 67).
Считая главными “учебными средствами” в русской национальной школе
предметы гуманитарно-художественного цикла, он констатирует необходимость:
1. Подчеркивать в преподаваемых предметах все, способное подчеркнуть
национальную гордость и разбудить национальное чувство;
2. Рассматривать “на первом плане “светлые” стороны русской жизни, а
стало быть, затушевывать ”темные”.
3. Увеличить количество “уроков по русской словесности”, по русской
истории, по географии России и по отечествоведению” (там же, с. 66).
“Чтобы обеспечить стройность формируемого (ученика – Т. К.) посред-
ством знаний..., – писал В.Н. Сорока-Росинский, – необходимо разработать
145
такую программу школьного курса, которая давала бы целую систему
разнообразных, строго координированных и пропорциональных относительно
друг друга заданий…”.
Согласно воззрениям педагога, в каждом предмете должен быть зало-
жен свой оригинальный круг идей, способный воздействовать “на разные сторо-
ны души” учащегося, “создавая свои особенности в характере и, каждый по-сво-
ему, обогащая его душу и делая ее многосторонней и в то же время гармоничной”
(56, с. 102). К необходимым “учебным средствам” В.Н. Сорока-Росинский отно-
сил наглядность обучения, как оказывающее наибольшее воздействие на психо-
эмоциональную сферу учеников. В своей концепции русской национальной школы
педагог говорит об “учении о наглядности преподавания как о педагогическом
оперировании не столько с представлениями, сколько по мере возможности
первоисточниками таковых”, т. е. с живыми восприятиями, с реальными вещами
(там же, с. 101).
По концепции В.Н. Сороки-Росинского, воспитательные и учебные сред-
ства создают благоприятную среду, где происходит национальное воспитание
учащихся, направленное на развитие в них национального чувства. Особенно-
стью концепции является осуществление национального воспитания с учетом
индивидуально-психических характеристик ученика, его развития в фазах ге-
терономии, аномии и автономии. Размышляя о жизнеспособности своей концеп-
ции, автор задумывался о государственном регулировании отношений социаль-
ной среды с целью создания “системы национального образования”. К ним, по
его мнению, следовало отнести:
1. Уменьшение непосредственных иностранных влияний – как окружение
детей иностранными боннами и гувернантками и поручение русских учебных
заведений руководству чехов и немцев;
2. Общественный почин и энергичная общественная деятельность в делах
образования;
3. Самостоятельная педагогическая литература;
146
4. Самостоятельность в известных пределах педагогических корпора-
ций, участие их в выработке законов, касающихся постановки воспитания и об-
разования, свободы педагогических обществ, собраний, съездов;
5. Предоставление видного места “в образовательном курсе наукам,
имеющим своим предметом родину”, т. е. русской истории, русской литературы,
географии и этнографии России, знакомство с флорой и фауной страны;
6. “Общая русская обстановка школ в бытовом отношении, религиозном,
эстетическом и всех других”;
7. Укрепление в учащихся чувства законности и большого уважения к
науке.
Концепция В. Н. Сороки-Росинского имела четкую структуру, благодаря
которой предлагаемая автором модель русской национальной школы выглядела
более жизнеспособной по сравнению с остальными проектами. К особенностям
ее организации педагог относил:
1. Изучение социальных условий и выявление средовых факторов созда-
ния русской национальной школы, определяющими ее цель, которая в зависи-
мости от изменяющихся социальных условий может быть подвергнута корректи-
ровке;
2. Базовой основой учебно-воспитательного процесса в школе является
русская национальная культура, которая пронизывает всю учебную и воспита-
тельную работу;
3. Необходимым условием воспитания должно быть культивирование
позитивных составляющих русского национального характера;
4. Задача школы состоит в создании воспитывающей среды, которая спо-
собна оказать влияние на учащихся с целью обогащения его социокультурного
опыта, овладения научными, трудовыми и нравственно-культурными навыка-
ми, развитию творческого начала и способности к действию.
Русская национальная школа, согласно проекту В.Н. Сороки-Росин-
ского, представляла собой живой организм, динамичную систему, чутко реаги-
147
рующую на изменение воспитательного пространства как вне, так и внутри нее.
По мнению педагога, прогрессивному развитию школы способствует своевре-
менная коррекция цели, содержания и конечного результата учебно-воспи-
тательного процесса в соответствии с изменяющимися условиями социальной
жизни.
Это положение приобретает особую значимость на современном этапе.
Как показывает педагогическая практика последних лет, одной из главных про-
блем в работе современных школ является соотношение поставленных целей, со-
держания деятельности, прогнозируемого и реально достигнутого результата
в рамках целостного образовательного процесса. Проект В.Н. Сороки-Росин-
ского дает возможность проследить это соотношение на примере организации
русской национальной школы. Предложенная педагогом модель русской нацио-
нальной школы не только показывает ее структурные особенности, но и помогает
отследить механизм функционирования такой школы.
Согласно концепции В.Н. Сороки-Росинского, развитие отечественной
школы должно происходить с опорой на русские национальные традиции, рус-
скую культуру, что обеспечивает воспитание “патриотических чувств и созна-
ния граждан на основе историко-культурных ценностей” (27, с. 5).
Уникальность и значимость идей В.Н. Сороки-Росинского для современ-
ной школы состоит в том, что модель русской национальной школы мобильна и с
учетом ее дальнейшей разработки может стать базовой для формирования и раз-
вития системы межэтнического взаимодействия в рамках образовательного
учреждения, школы “диалога культур”.
148




Выводы по 2 главе


Развитие идеи русской национальной школы в России начала ХХ века про-
исходило в контексте изменения социокультурной ситуации. Усиление капита-
листических тенденций в ходе социально-экономического развития страны
привело к росту общественных потребностей в либерально-демократических
преобразованиях относительно экономической, политической и культурной
сфер общественной жизни страны.
В соответствии с динамикой общественных процессов развитие идеи
русской национальной школы происходило поэтапно.
I этап охватывает период с 1900 по 1907 годы и характеризуется обра-
щением к русской национальной идее как к основному самодержавно-охрани-
тельному принципу построения государства. Она становится основой идеоло-
гии монархического государства и стержнем образовательной политики.
II этап связан с эпохой преобразований П.А. Столыпина и хронологиче-
ски включает в себя период с 1907 по 1913 годы. В рамках политической реакции и
напряженности после первой русской революции происходит поиск новых путей
развития России. Появляется ряд факторов, которые способствовали процессу
развития идеи русской национальной школы, а именно:
– усиление русского национального компонента в системе социально-
политических связей внутри страны;
– активизация деятельности монархических партий и организаций с
целью культивирования русских национальных традиций в российском
образовании;
– оживление интереса российской интеллигенции к русской националь-
ной идее и определения её значения для развития России.
149
III этап включает период с 1913 по 1917 годы – время подъема нацио-
нально-патриотического движения, связанного с началом первой мировой войны
и последующим его спадом. Идея русской национальной школы обретает новую
жизнь в проектах государственных деятелей, представителей монархического
и либерального направлений общественного движения.
Поворотным пунктом развития идеи русской национальной школы стало
изменение характера общественно-педагогического движения в начале ХХ века.
Ярко выраженная социальная, а порою и откровенно политическая направлен-
ность общественно-педагогического движения сделали необходимым рассмот-
рение национального компонента образования как составляющей процесса де-
мократизации.
Отношение как к русскому национальному компоненту, так и к националь-
ному компоненту вообще было неоднородным, что было обусловлено различным
пониманием и трактовкой данного вопроса представителями направлений обще-
ственно-педагогического движения:
1. Позиция представителей революционно-демократического направ-
ления претерпела значительные изменения в трудах социал-демократов
(П.А. Кропоткин, А.А. Богданов, Н.К. Крупская, В.Д. Бонч-Бруевич и др.), где
имело место противопоставление национальному компоненту интернацио-
нального; развитию национальных традиций – “эффективность социального
взаимодействия”.
2. Отношение к идее русской национальной школы среди представителей
государственно-охранительного направления было выражено во взглядах
двух течений:
– “крайне правые монархисты” (С.С. Володимеров, М. Менстров, В.М, Ко-
рякин, П. Грингмут и др.), утверждавшие единение самодержавно-монархиче-
ской империи с русским национально-православным духом и трактовавшие рус-
ское национальное начало как единственно верный путь спасения России от хао-
са и нестабильности;
150
– “либеральные монархисты” (А.А. Мусин-Пушкин, П.И. Ковалевский,
А.А. Царевский, Б.М. Юзефович, К.Н. Ярош и др.) выступали за развитие “русско-
го национального патриотизма”, отказа от классической системы образования
наряду с введением элементов демократизации в школьную жизнь (активизация
деятельности родительских комитетов, расширение прав учащихся и т. д.).
3. Основу взглядов представителей либерально-демократического
направления (А.И. Шестов, Д.И. Менделеев, П.Ф. Каптерев, Н.И. Кареев и др.)
составляло положение о необходимости создания русской национальной школы
как воспитывающей среды, где происходит сохранение и приумножение этно-
культурного опыта русской нации с учетом взаимодействия с иными составляю-
щими полиэтнического социума.
Либерально-демократическое направление было основным оппонентом
концепций государственно-охранительного толка. Истоки противоречий по
вопросу о русской национальной школе состояли в различном понимании значе-
ния нации, национального воспитания для развития отечественного образова-
ния, направленности национальной школы, равно как и перспектив ее развития.
Поиски путей практической реализации идеи русской национальной шко-
лы касались разрешения целого круга вопросов, к которому относились: на-
циональное воспитание как этнокультурная основа русской школы; энцикло-
педизм образования и национальное воспитание; традиционность в националь-
ном воспитании; свобода личности и национальное воспитание; национальное
воспитание как результат общественного развития; содержание обучения в на-
циональной школе.
Острая актуальность вопросов, связанных с реализацией идеи русской
национальной школы заставила обратить на себя внимание как передовых педа-
гогов, так и представителей государственного аппарата, что предопределило
появление проектов создания русской национальной школы. Их характерной
особенностью является единодушное мнение авторов о том, что идея русской на-
151
циональной школы полно и результативно может быть реализована не только на
уровне начальной народной школы, но и в средних учебных заведениях России.
В основу проекта Н. Дмитриева легли промонархические идеи о едине-
нии самодержавной идеологии и православия как цементирующей основы на-
ционального воспитания в средней школе. Автор придавал огромное значение
национальной направленности преподавания как особенности учебно-воспитатель-
ного процесса в русской национальной школе.
Среди либеральных проектов большой резонанс получили два: проект
русской национальной школы В. Н. Сороки-Росинского и т. н. “русская школа
графа П. Н. Игнатьева”. Главное отличие проектов состояло в их социальной
направленности. Основанная на глубоком психологическом анализе учащихся,
школа В.Н. Сороки-Росинского предполагала развитие национального чувства
в детях, ориентацию на освоение ценностей собственной национальной культу-
ры с учетом возможностей этнокультурного взаимодействия. Проект П. Н. Иг-
натьева ставил целью создание системы образования на русской национальной
основе с условием возможной вариативности учебных программ для учета ре-
гиональных особенностей.
Все эти проекты приобретают особую значимость в современных усло-
виях по следующим направлениям: реализация идеи русской национальной школы
в целостной образовательной системе, где все ее компоненты тесно связаны на
основе сочетания национально-регионального и базового федерального компо-
нентов образования; разработка механизма функционирования этой системы,
предполагающего учет изменяющихся социально-экономических и социокуль-
турных условий в процессе целеполагания и определения критериев конечных
результатов в деятельности школы.
150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Сущность идеи русской национальной школы в рассматриваемый пе-
риод состояла в стремлении различных социально-политических и обществен-
но-педагогических сил России усилить русский национальный компонент в сис-
теме отечественного образования; сделать образование подлинно народным,
способным культивировать и транслировать через будущие поколения нацио-
нальные ценности, культуру, традиции; освободиться от механического ис-
пользования традиций западноевропейской системы образования без учета
особенностей этнокультурной среды отечественной школы.
В процессе развития идеи русской национальной школы прослеживаются
три этапа:
– 1900 - 1907 годы: обострение национальных противоречий внутри го-
сударства, стремление национальных элит к самоопределению в рамках либе-
рально-демократических преобразований в экономической, политической и
социальной сферах общественной жизни. Идея русской национальной школы бы-
ла рассмотрена как единственно возможный способ стабилизации обществен-
ных процессов и консолидирующий фактор общественного развития в рамках
монархических реформ;
– 1907 - 1913 годы: реакция на события первой русской революции, в рам-
ках которой происходит подготовка и проведение либерально-монархических
реформ. Идея русской национальной школы развивается в двух направлениях:
как основа национал-патриотической идеологии в контексте программ крайне
правых монархических организаций и как один из аспектов этнокультурной ос-
новы российского образования в русле концепций представителей либерально-
демократической интеллигенции;
– 1913 - 1917 годы: подъем национально-патриотического движения и
последующий его спад вследствие начала и хода военных действий в период пер-
вой мировой войны. Русская идея переживает свою эволюцию, став на короткое
151
время консолидирующим фактором российского общества и государства, усту-
пив затем идеологические приоритеты интернационализации во взглядах соци-
ал-демократов.
2. Возникновение и развитие идеи русской национальной школы про-
исходило в рамках развития капиталистических отношений; освоения либераль-
но-демократической идеологии; формирования новых социальных групп и со-
словий, в своей деятельности изменяющих систему ее социально-экономиче-
ских, социально-политических и социокультурных отношений. Изменение со-
циокультурных условий осуществлялось в контексте двух процессов: с одной
стороны, изменения социально-экономического базиса государства, преоб-
ладания капиталистических тенденций во всех сферах общественной жизни,
приобщения к западной культуре; с другой стороны, стремления к укреплению
национального суверенитета, национальных особенностей российской госу-
дарственности, самобытности русской культуры.
В условиях сочетания этих двух противоречивых процессов происхо-
дили поиск национального идеала, верификация национальной идеи государ-
ства, которая имела различную социально-политическую направленность: на-
ционально-монархическую на религиозной основе в официальных кругах; эт-
нокультурную с учетом возможности взаимовлияния национальных культур
среди либералов и от революционно-патриотической у революционеров-демо-
кратов до интернациональной у социал-демократов.
Влияние социально-политических сил на изменение характера, направ-
ленности и содержания русской национальной идеи целиком зависело от полити-
ческих приоритетов в определенный исторический период. Во второй половине
XIX века господствующее место принадлежало официальной трактовке русской
национальной идеи. Для начала ХХ столетия характерно открытое противоборст-
во между сторонниками государственной линии (в основном деятелями
правых и крайне правых монархических организаций) и приверженцами либе-
ральных позиций.
152
3. Появление идеи русской национальной школы было продиктовано ди-
намикой общественно-педагогического движения второй половины XIX - начала
ХХ века. На фоне активного изучения западноевропейских образовательных
моделей, в недрах педагогической общественности крепло движение за прио-
ритет национальных традиций в русской школе. Его инициаторами выступали
Н.Ф. Бунаков, С.А. Рачинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и
другие.
Обращение к идее русской национальной школы среди представителей
общественно-педагогического движения было вызвано изменениями общест-
венных потребностей в контексте национального образования:
– со стороны государства – удовлетворением потребностей в специали-
стах, созданием национальной экономической элиты;
– со стороны интеллигенции – изучением национальных особенностей с
целью эффективного взаимодействия с инонациональной культурой;
– со стороны народных масс – национальным образованием как возмож-
ностью социального продвижения.
На протяжении исследуемого периода роль представителей революци-
онно-демократического крыла общественно-педагогического движения в
разработке идеи русской национальной школы имела тенденцию к снижению. Изу-
чение вопросов, связанных с русской национальной идеей, значением русской
национальной культуры в развитии национального самосознания народа, в
работах представителей народнического движения во второй половине XIX ве-
ка уступило место идее интернационального воспитания у социал-демократов
в начале ХХ столетия. Само понимание русской национальной школы было вос-
принято как способ реализации национал-шовинистических установок в обра-
зовании.
4. Идея русской национальной школы нашла свое выражение в концепциях
представителей общественно-педагогического движения второй половины
XIX - начала ХХ века, отличие которых состояло в определении приоритетов
153
национального воспитания в русской школе, выборе средств, форм и методов ра-
боты. Содержание и направленность концепций целиком зависела от политиче-
ских взглядов авторов. Разработки идеи русской национальной школы нашли
отражение: в концепциях промонархического толка (В.Ф. Динзе, Е. Ефимов,
А. Изотов, П.И. Ковалевский, М. Менстров, Н.А. Миллер-Красовский, А.А.
Царевский) и либерально-демократических концепциях (Н.Ф. Бунаков, Д.И.
Иловайский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Кареев, Д.И. Менделеев, В.Н. Сорока-
Росинский).
Концептуальные подходы, раскрывающие особенности содержания учеб-
но-воспитательного процесса в русской национальной школе, нашли свое отра-
жение в конкретных проектах видных деятелей общественно-педагогического
движения. Начиная со второй половины XIX века, идея русской национальной
школы рассматривается как основа учебно-воспитательного процесса в на-
чальной народной школе (К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский). В концепциях, ка-
сающихся среднего образования (В.Я. Стоюнин, Н.В. Дмитриев, В.Н. Сорока-
Росинский), отдано предпочтение русскому национальному воспитанию с уче-
том условий социальной среды.
Наиболее масштабно идея русской национальной школы была отражена
в проекте реформирования всей отечественной системы образования в начале ХХ ве-
ка (П.Н. Игнатьев), где русскому национальному компоненту отведены при-
оритетные позиции.
Широкий спектр проектов русской национальной школы имел низкую сте-
пень реализации в педагогической практике, что объяснялось двумя причина-
ми: с одной стороны, жесткое противостояние между силами общественно-педа-
гогического движения и официальной педагогикой во второй половине XIX века
не позволили с должным вниманием отнестись к разработанным в недрах обще-
ственно-педагогического движения проектам русской национальной школы на
государственном уровне; с другой стороны, возросшая потребность в реформи-
ровании системы образования и использовании в качестве идеологической ос-
154
новы идеи русской национальной школы в начале ХХ века не получила возможности
реализации вследствие революционных событий 1917 года.
Изучение вопросов, связанных с идеей создания русской национальной
школы, в истории отечественной педагогики позволяет выделить следующие со-
ставляющие учебно-воспитательного процесса, которые могут быть учтены в
педагогической практике:
– создание образовательной системы, системообразующим фактором
которой являются национальное воспитание, учет традиций этнокультурного
пространства;
– аккумулирование, развитие и трансляция национальных традиций в
рамках системы осуществляется через процесс взаимодействия учащихся и пе-
дагогов;
– исследование воспитательного потенциала образовательного учреж-
дения в контексте национального воспитания.
155
ЛИТЕРАТУРА


1. Источники
Архивные материалы
Государственный архив Нижегородской области /ГАНО/
Фонд канцелярии Директора Народных училищ. Ф. 505. Оп. 407.
1. Дело 792. Отчет о специальных испытаниях в Педагогическом Совете
Нижегородской губернской мужской гимназии от 1851 г. Л. 20.
2. Дело 809. Отчет о специальных испытаниях на звание учителя истории
в Семеновском уездном училище выпускника Нижегородской губернской мужской
гимназии В. Нуждина. Л. 10.
3. Дело 892. Список учеников Нижегородской гимназии с показанием
мест, куда они по окончанию курса поступить желают. Л. 74.
4. Дело 1027. Ведомость о числе учащихся в Нижегородской губернии в
продолжение десяти лет. Л. 33.
5. Дело 1027. Опись присяженных на вступление в должность. Л. 18.
6. Дело 1327. Программы преподавания предметов в приготовительном
классе Нижегородской губернской мужской гимназии. Л. 30.
7. Дело 1348. Программа педагогических курсов. Л. 20.
8. Дело 1381. О приемных экзаменах для желающих поступить в Учи-
тельскую семинарию Московского учебного округа Смоленской губернии. Л. 42.
9. Дело 1381. Программа приемных испытаний для желающих посту-
пить в III Учительскую семинарию Московского учебного округа от 1875 г.
Л. 41.
Фонд Нижегородской губернской I мужской гимназии. Ф. 520. Оп. 478.
10. Дело 235. Отчет об испытаниях в Педагогическом Совете Нижегород-
ской гимназии от 1862 г. Л. 25.
11. Дело 259. Отчет об испытаниях в Педагогическом Совете Нижегород-
ской гимназии от 1867 г. Л. 106.
156
12. Дело 417. Краткий очерк учебного заведения (Нижегородской гу-
бернской мужской гимназии). Л. 40.
13. Дело 445. Отчет об испытаниях в Педагогическом Совете Нижегород-
ской гимназии от 1876 г. Л. 25.
14. Дело 506. Сведения об учащихся Нижегородской гимназии. Л. 47.
15. Дело 418. Учебные планы преподаваемых предметов в 1875 - 1876 уч.
году. Л. 75.
16. Дело 529. Учебные планы преподаваемых предметов в 1881 - 1882 уч.
году. Л. 58.
17. Дело 1143. Сведения об учащихся Нижегородской гимназии. Л. 20.
18. Дело 1220 а. Отчет о работе Попечительского Совета. Л. 25.
Документы государственных органов Российской империи, политиче-
ских и общественных организаций
19. Доклады, прения и постановления II секции I Всероссийского съезда

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign