LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

русского языка и литературы дает возможность познания “национального
лика русского народа”, развития “национального чувства и самосознания” (там
же, с. 13).
Большое значение автор придает изучению отечественно географии и
истории, где изучение русского народа не должно быть обыденным, сухим ана-
лизом, но “проповедью, полной горячей любовью к своему народу, исполненной
силы убеждения и нравственного воздействия” (132, с.14).
Патриотические идеи Н.В. Дмитриева наталкивались на раздумья о роли
интеллигенции в деле образования. Автор неоднократно подчеркивал, что рус-
ская интеллигенция в силу определенных обстоятельств исторического контек-
ста слишком оторвана от народа и утратила некоторые свои национальные
черты, а вместе с тем и “первоначальную чистоту своего национального созна-
ния” (132, с. 14).
132
Подобно славянофилам, Н.В. Дмитриев считал, что истоки национальной
культуры следует искать в культуре простого народа. Следовательно, базовой
основой национальной школы следует считать “народные начала”.
Проект русской национальной школы Н.В. Дмитриева представлял собой
три взаимосвязанные составляющие (см. рис. 8).
1. Условия, необходимые для создания русской национальной школы;
2. Национальная направленность преподавания как особенность учебно-
воспитательного процесса;
3. Предполагаемый результат.
Проект, созданный Н.В. Дмитриевым, не был совершенен и содержал про-
тиворечия, которые автор старался обойти, создавая некий идеальный образ
школы и не давая конкретного решения многих вопросов. Идея национального об-
разования в русской школе, по мнению Н.В. Дмитриева, содержала ряд специ-
фических аспектов:
1. Концептуальной основой учебно-воспитательного процесса в рус-
ской школе должна стать национальная идеология, способствующая развитию в
детях специфических национальных черт, воспитанию гражданских и патрио-
тических чувств;
2. Содержание образования в русской национальной школе предпола-
гает развитие познавательных способностей на основе национальных особен-
ностей детей;
3. Выбор предметов учебного цикла, построение учебных программ обу-
словлены спецификой национальной культуры и ориентированы на усвоение
детьми специфических национальных черт на сознательном и бессознательном
уровнях в процессе обучения;
4. Развитие этнокультурного потенциала личности, ее национального на-
чала с учетом изменений социального поля определенной этнокультурной среды;
5. Учебно-воспитательный процесс в русской национальной школе
ориентирован на конечный результат, составляющими которого должны стать
133




Контингент Социальная база
Условия создания
детей
национальной школы

Цель:
развитие познавательных способностей на основе
национальных особенностей личности

Национальная направленность содержания образования

Закон Божий Русский язык и литература Отечественная история Отечественная география Физическое воспита-
выяснение изучение психологических развитие патриотизма и ние
изучение особенностей
психологической особенностей русского народа, гражданственности на фо- родного края, пропаганда здорового
связи русского развитие лучших не изучения эволюции мо- воспитание национальной образа жизни,
характера и национальных качеств народа нархизма в России гордости формирование культуры
православия в учащихся тела



Предполагаемый результат
– воспитание гражданина и патриота России;
– развитие национального чувства и
национального самосознания в учащихся;
– формирование уважения к собственному
народу



Рис. 8. Русская национальная школа (по Н.В. Дмитриеву)
134
воспитание гражданина и патриота России, формирование уважения к собствен-
ному народу, развитие национального чувства и национального самосознания
учащихся.
Позиция Н.В. Дмитриева по вопросу создания национальной школы в Рос-
сии состояла в том, что государству и обществу необходима, в первую очередь,
русская школа, которая не только выступает гарантом национальной устойчи-
вости государства, но и способствует развитию национальных традиций внут-
ри России.
Подобная установка педагога в современных условиях выглядит несо-
стоятельно. Изменения содержания учебно-воспитательного процесса в со-
временной школе в пользу усиления русского национального компонента может
повлечь за собой нежелательные и даже опасные трансформации на социально-
политическом, социально-экономическом и других уровнях развития совре-
менного общества. В настоящее время ситуация в системе образования, равно
как и общество в целом, находится под влиянием определенных факторов, не
позволяющих определить приоритет русской национальной школы. К ним сле-
дует отнести:
1. Изменение численности многонационального состава Российской
Федерации в сторону возрастающей прогрессии (вследствие миграционных про-
цессов на территории России в последнее время);
2. Рост политической активности радикальных национал-патриоти-
ческих организаций.
Идея создания русской национальной школы может быть рассмотрена
исключительно как проявление “единства во множестве”, один из возможных ва-
риантов организации образовательной среды на национальной основе.
Совершенно по-другому следует отнестись к отдельным положениям
проекта Н.В. Дмитриева, которые в современных условиях остаются без внима-
ния как ученых, так и педагогов-практиков. Бесспорно, современная школа
ставит перед собой задачу развития познавательных способностей учащихся.
135
Однако в практике работы образовательных учреждений сложно найти критери-
альные показатели изучения национальных особенностей детей с целью более
эффективной организации учебно-воспитательного процесса.
Любая программа деятельности современной школы предполагает оп-
ределенную логику, где четко определены цели, содержание и конечный резуль-
тат деятельности. Несомненным достоинством проекта, предложенного
Н.В. Дмитриевым, является не только соответствие данному алгоритму, но и вы-
деление четких критериев конечного результата национальной школы.
Русская национальная школа В. Н. Сороки-Росинского: проблемы и
перспективы. Пристальное внимание к идее создания русской национальной
школы в кругу либералов, противоречивые суждения и оценка значимости этого
явления для отечественного образования побудили известного своими либе-
ральными взглядами педагога В.Н. Сороку-Росинского изложить собственную
точку зрения в монографии “Путь русской национальной школы”, опубликован-
ной в 1916 году в журнале “Русская школа”.
Уделяя в своей работе большое значение проблемам и особенностям на-
циональной психологии, автор подчеркивает, что глубины человеческой пси-
хики нельзя постигнуть “элементарным евклидовым мышлением” – их постиже-
ние требует детального анализа и осмысления. “В душе человека, – размышляет
автор, – не измеряемые никакими самыми точными, самыми хитроумными аппара-
тами психологических лабораторий, объяснимые до конца никакими категория-
ми рассудка, непостижимыми для простого и столь могучего в других областях
евклидого мышления” (56, с. 56).
С точки зрения педагога, к скрытым глубинам человеческой психики
следовало отнести т. н. “национальный инстинкт”, который “в ... своем разви-
тии может превратиться в ... высокий героизм” (там же, с. 59). Следовательно,
педагогика, “считающая своей задачей уход за психикой воспитываемых, и
должна обратить свое внимание прежде всего на эти могучие подсознательные
душевные силы, а в том числе и на тот комплекс, в котором как-то тесно связаны
136
воля к жизни, национальный инстинкт и стремление к деятельности и творче-
ству” (там же, с. 58). По мнению В.Н. Сороки-Росинского, наука о воспитании не
должна ставить понятие “родной нации” выше этических принципов, которые
должны быть составной частью национального сознания (79, с. 93).
Таким образом, развитие национального сознания в рамках реализации
воспитательных функций учебного заведения должно составлять основу учеб-
но-воспитательного процесса в национальной школе, становясь ее знаковым
обличьем.
Представив детальный анализ развития идеи русской национальной
школы в общественно-педагогическом движении, В.Н. Сорока-Росинский, об-
ращал внимание на ряд факторов, без учета которых национальная школа не могла
быть жизнеспособной. К числу наиболее значимых он относил необходимость
различия двух понятий – национального воспитания и национального чувства,
“ибо эти понятия далеко не всегда совпадают, и мы мыслим такой случай, когда
при стремлении дать национальное воспитание будет игнорироваться развитие
национального чувства”(56, с. 65), давая на самом деле национально-обезли-
ченный результат воспитания.
Другой крайностью педагог называл культивирование “национального
чувства” при отсутствии должного понимания роли национального воспита-
ния, в результате чего в детях укореняется “нетерпимость к иной нации, а на-
циональный эгоизм возводится в принцип личного поведения” (там же). Избе-
жать крайностей поможет лишь четкая научная этическая система, каковой, по
мнению автора, является педагогика.
“Национальное чувство есть великая, неискоренимая и страшная по
своей стихийности сила”, – писал В.Н. Сорока-Росинский; им надо “учиться
управлять”, либо оно может стать разрушительным (55, с. 126). Таким образом,
педагог настаивал на том, что правильная постановка национального воспитания
может быть осуществима лишь в условиях национальной школы, главной зада-
чей которой должно быть культивирование позитивных составляющих
137
национального характера. В этой позиции автор солидарен с К.Д. Ушинским, од-
нако, в тоже время, справедливо подчеркивает сложность поставленной задачи,
ибо “научная формула для определения национального характера пока не най-
дена” (56, с. 66).
Принимая во внимание широкий спектр вопросов, связанных с реформи-
рованием средней школы в России, В.Н. Сорока-Росинский предлагает свою кон-
цепцию русской национальной школы (см. рис. 9).
Априорным пунктом создания русской национальной школы автор счи-
тал выбор основополагающих принципов воспитания, в которых смогла бы отра-
зиться вся специфика учебно-воспитательного процесса. Одновременно педа-
гог подчеркивал, что “национальная школа вовсе не какое-нибудь грандиозное
стильное в русском хотя бы духе на много лет построенное здание”; это прогрес-
сивное движение, “где с каждым новым этапом открываются новые горизонты, но-
вые пути” (56, с. 71).
Для определения принципов, лежащих в основе организации русской на-
циональной школы, В.Н. Сорока-Росинский предлагал провести анализ “всей
совокупности фактов текущей русской жизни” с учетом новых тенденций в хо-
зяйственной, культурной, политической сферах. По мнению автора, всесторон-
ний анализ позволил бы обозначить факторы создания русской национальной
школы, определить их педагогическую значимость и направления развития в
ближайший период времени.
Изучение социальных условий и определение средовых факторов соз-
дания русской национальной школы, по твердому убеждению педагога, “предпо-
лагает никогда не останавливающуюся постоянную работу, делающую невозмож-
ной какую-нибудь вполне установленную, раз навсегда вполне законченную
форму национальной школы” (56, с. 71), в то же время, дает возможность обозна-
чить и утвердить ее цель и принципы организации.
Реализации цели в русской национальной школе подчинено содержание
всего учебно-воспитательного процесса, основой которого, по замыслу авто-
138
Анализ совокупности фактов
Учет новых тенденций в
текущей русской жизни
хозяйственной, культурной,
политической областях
Факторы создания русской
национальной школы



Определение их педагогической значимости
Выявление направления их ближайшего развития

Цель русской национальной школы и принципы ее организации

Содержание учебно-воспитательной работы

Русская национальная культура как главный этический и художественный фактор
воспитания

Воспитательные средства Учебные средства
– героизм – предметы гуманитарно-
–народность как нравственная категория художественного цикла
– семейное воспитание – наглядность преподавания
– демократизация внутришкольной жизни


национальное
национальное
воспитание
чувство


Учет особенностей в фазах:
гетеронимии аномии автономии


Рис. 9. Модель русской национальной школы: концепция В.Н. Сороки-Росинского
139
ра, должна была стать русская национальная культура как главный этический
и художественный фактор воспитания.
“Воспитание, имеющее своей целью активность психики воспитывае-
мых, – писал В.Н. Сорока-Росинский, – должно исходить из понимания нацио-
нального, должно опираться на то, что связывает единичного человека с его
нацией, должно развивать в его душе то, что может слить индивидуальность с
духом народа и с высшим проявлением духовной жизни нации – с национальной
культурой” (56, с. 115). Отсюда главной направленностью национальной шко-
лы следует считать “создание поколений, способных продолжать культурную
работу своих предшественников путем творчества культурных ценностей”
(55, с. 133).
Принимая во внимание многообразие русской культуры, педагог указы-
вал на необходимость учитывать “количественное и качественное различие
культур” между “верхней и нижней Русью”, равно как и влияние динамики соци-
альных процессов (“движение от народных низов к социальным верхам”) на раз-
витие культурного пространства России (56, с. 78).
Передача этнокультурного опыта молодым поколениям, по замыслу
В.Н. Сороки-Росинского, должна осуществляться в рамках воспитания. Отда-
вая воспитанию приоритетные позиции в русской национальной школе, он опре-
делял роль обучения как “воспитывающую”, утверждая, что “само надлежаще
поставленное обучение и есть воспитание” (56, с. 103).
Традиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса
в истории отечественной школы был назван педагогом “интеллектуалистиче-
ским”, содержащим рациональное начало, что, по его мнению, совершенно про-
тиворечит возможности построения “системы национальной школы”.
“Будь человеком – таков здесь девиз воспитания, – пишет В.Н. Сорока-
Росинский, – ...человек как идея, как цель воспитания не только возвышается и
логически, и этически над понятием национальности, но и исключает всякое
национальное понимание личности: ребенок должен в процессе воспитания
140
стать не русским, не немцем, не французом, но преодолев всякие национальные,
ограничивающие понятие человека вообще особенности, реализовать в своей
личности то, что является именно общечеловеческим, не зависящим от местных
особенностей – нации, класса, касты, религии” (56, с. 104).
Национальное воспитание, согласно воззрениям В.Н. Сороки-Росин-
ского, предполагало развитие в детях национального чувства, сама природа
которого противоречила интеллектуалистическому подходу, направленному
на “рационализацию всей душевной жизни человека”. Автор настаивает на не-
возможности построения системы национальной школы на базе “интеллектуали-
стических принципов” и требует отказа от “всех свойственных ему и неразрывно
с ним связанных привычек, методов преподавания и способов рассмотрения
педагогических проблем” (56, с. 106).
Отказываясь от приоритета интеллектуализма, педагог отдавал
предпочтение новому течению, зародившемуся в недрах философии и получив-
шему
развитие в педагогике и психологии – энергетизму как концептуальной основе
учебно-воспитательного процесса в русской национальной школе. Сущность
энергетизма, в понимании его В.Н. Сорокой-Росинским, сводится к тому, что
“человек в течение своей жизни повторяет вкратце историю всего человеческо-
го рода”, а потому, воспринимая внешний мир, он отнюдь не пассивен: человек
оказывается вовлеченным в борьбу представлений, где побеждают не более
сильные (согласно теории Ч. Дарвина), а “более приспособленные, более со-
ответствующие условиям местной обстановки, т. е. те, которые соответствуют
наследственным и индивидуальным особенностям психики данного учащего-
ся...” (56, с.109).
Таким образом, “школа, – пишет В.Н. Сорока-Росинский, – должна не
столько учить, сколько помогать учиться, и задача ее сводится не столько к
обогащению ученика многоразличными знаниями, сколько к выучке его трудо-
вым, научным и нравственно-культурным навыкам,... волевой его тренировке,
141
к развитию у воспитываемого способности к действию, к творческому
выявлению своего “я”, к уразумению того, что человеческая жизнь есть стрем-
ление к выходу из единичного существования путем самотворчества” (56, с. 112).
Постановка учебно-воспитательного процесса в русской национальной
школе может быть эффективной лишь при условии, если она “отрешается от своей
единичности и расширяется, сливаясь нравственно с тем высшим целым, с кото-
рым она связана органически, – с нацией и с выразителем ее высшего блага – с
государством” (56, с. 113).
В свою очередь, национальное воспитание не может выражаться только
лишь как стимулятор национальной гордости или условие, при котором возмож-
но более полное изучение материала, касающегося русской жизни. Главное в
национальном воспитании – формирование мировоззрения человека как “строи-
теля жизни, упорного в достижении целей, непреклонного в борьбе за своего
Бога”, что необходимо должно быть “...выработано самим человеком, но имело
бы глубокие корни в бессознательном психики и оттуда черпало силу, чтобы оно
было выстрадано, пережито, чтобы оно прошло через любовь, через ненависть,
через все море чувств, через всю душу” (56, с. 119).
Утверждая, что при организации учебно-воспитательного процесса
в русской национальной школе необходимо учитывать индивидуально-психиче-
ские характеристики учащихся (одной из которых является “национальный
инстинкт”), В.Н. Сорока-Росинский разграничил воспитательные и учебные
средства. Спектр воспитательных средств крайне широк, однако, в своих рабо-
тах В.Н. Сорока-Росинский упоминает о них скупо, подробно останавливаясь
лишь на доминирующих.
Главной доминантой воспитательных средств внутри школы педагог
считал “героизм” как воспитательное понятие, ибо именно оно “образует центр
той сферы чувствований, в которой может оперировать преподаватель началь-
ных классов и вне которой он напрасно будет стучаться в душу ребенка; чувства
142
эти со свежестью и полнотою, никогда более не повторяющиеся, захватывают
психику иногда без остатка, делая ее удивительно цельной” (55, с. 127).
Считая героизм единственным чувством, посредством которого в рам-
ках русской национальной школе поддерживаются и культивируются нацио-
нальные начала в детях, педагог большое значение в воспитании национальных
чувств отдавал семье. Именно там, по его мнению, должны быть заложены
основные принципы национального воспитания, к числу которых он относил: ре-
лигиозное воспитание, трудовое воспитание и воспитание на традициях устно-
го народного творчества.
Отводя религиозному воспитанию роль индикатора духовного роста,
В.Н. Сорока-Росинский определял труд вторым по важности фактором семей-
ного воспитания. Именно труд объединяет и сплачивает семью в повседневной
жизни. Пример дружно трудящихся членов семьи действует на ребенка зарази-
тельно. “При этом сотрудничестве, – пишет педагог, – ребенок рано учится под-
чинять свои действия одной, не только своей, личной, но и общей цели; он при-
учается в случае удачи испытывать не только свою личную, но и общую радость,
он узнает и общее горе, отодвигающее на задний план его личные огорчения; он
узнает про полезность и необходимость дисциплины; такой труд дает ребенку
основу для особой гордости трудом, а далее и для чувства собственного досто-
инства...” (56, с. 83).
Поддерживая гуманистическую традицию прогрессивной русской педа-
гогической мысли, В.Н. Сорока-Росинский выступает за воспитание на тради-
циях устного народного творчества в семье. Песня и сказка выводят ребенка за
узкие пределы его семьи, воздействуя на его чувства и фантазию, знакомят с
жизнью родного народа и окружающей природой.
Национальная песня и музыка открывает в душе воспитываемого то ин-
тимное родное, что, “таясь обычно в бессознательном в области чувств и ин-
стинктов, составляет ядро и самое существенное – основу национальной психи-
ки”, что обеспечивает “духовное, уже осознаваемое родство” между поколения-
143
ми, преемственность “дум, чувств и желаний, а стало быть, и приемство куль-
турной работы” (55, с. 133-134).
С горечью отмечает педагог тот факт, что в семьях современной ему дей-
ствительности дети растут “без роду и без племени”, хотя с книжками, а иногда
и большими нравоучениями со стороны взрослых. Задумываясь над эффективно-
стью национального воспитания, педагогам необходимо учитывать как пробле-
мы внутри семьи, так и внешние факторы, влияющие на семью. В.Н. Сорока-
Росинский указывает на насущную необходимость средоточия воспитательных
усилий педагогов и родителей. Большую роль в этом, по его мнению, должна
сыграть
демократизация внутришкольной жизни. Он был уверен, что происходящая в
обществе демократизация русской жизни должна учитываться национальной
школой. Причем, “школа и политика лежат в различных плоскостях”.
Указывая на антагонистический раскол русского общества, педагог
восклицал: “Барская и мужичья Русь превратились в два, не понимающих уже друг
друга враждебных народа”. Школа же как социальный институт может создать
гармоничную социокультурную среду для формирования гражданина “нового
общества”. Она, по мнению педагога, не может стоять в стороне от движения
за обновление общества (54, с. 136-138).
По глубокому убеждению В.Н. Сороки-Росинского, успешность воспи-
тания в русской национальной школе во многом определяется таким понятием
как “народность воспитания”. Будучи категорией нравственной, оно пред-
ставляет собой слияние личных стремлений с волей народа, личного блага с
благом страны. Через осознание себя частью народа, воспитанник развивает
свою духовную сущность; воспитание приобретает особый нравственный
смысл, готовит человека к жизни, взращивает в нем лучшие качества, ориенти-
рует его на служение родине, народу. Поэтому воспитанник уже “не питомник
будущих космополитических человеков, способных все познать, все почувст-
вовать, все потребить; воспитание уже не тренировка будущих карьеристов и
144
деловиков. Воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и
для воспитываемого в нравственную обязанность перед народом, родиной”
(56, с.121).
Однако для того, чтобы с доблестью служить родной стране, чтобы сво-
им жизненным делом осуществлять волю нации, недостаточно одного лишь жела-
ния или убеждения. Нужно обладать еще соответствующими знаниями и умения-
ми. Поэтому в своей концепции русской национальной школы В.Н. Сорока-Росин-
ский значимое место отводит “учебным средствам”, необходимым для реализа-
ции целей обучения в контексте национального воспитания.
Педагог подвергает критике стремление представителей официальных
кругов осуществить национальное воспитание посредством механического
изменения учебных программ и введения новых приемов преподавания дисцип-

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign