LINEBURG


страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Нижегородский государственный педагогический университет




На правах рукописи



Криворотова Татьяна Анатольевна


Идея русской национальной школы в отечественной педагогике
второй половины XIX - начала ХХ века


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования



Диссертация на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук




Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор А.А. Фролов




Нижний Новгород - 2003
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ИДЕИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1. Социально-гуманитарные предпосылки идеи русской
национальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.2. Идея русской национальной школы в общественно-
педагогическом движении России второй половины
XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1.3. Разработка идеи русской национальной школы ведущими
57
представителями отечественной педагогики . . . . . . . . . . . . . .
81
Выводы по I главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИДЕИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
НАЧАЛА XX ВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
2.1. Социокультурная ситуация в России в начале XX века: новые
85
условия развития идеи русской национальной школы . . . . . .
2.2. Роль общественно-педагогического движения в развитии
идеи русской национальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
2.3. Поиск путей практической реализации идеи русской
национальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Выводы по 2 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
3
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. На современном этапе развития России
образованию отведена “ключевая роль в сохранении нации, ее генофонда, обес-
печении устойчивого, динамичного развития российского общества” (29, с. 4).
Произошедший в 1990-х годах “общесистемный социально-экономический кри-
зис существенно затормозил позитивные изменения” в сфере образования. Эко-
номическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальва-
ция духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное созна-
ние различных социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили
воспитательное воздействие отечественной национальной культуры, искус-
ства, образования. В этих условиях “российской школе предстоит проявить
свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, фор-
мирования национального самосознания и национальной самоидентичности”
(там же). Деятельность школы в данном контексте определяется необходимо-
стью создания условий, в которых, с одной стороны, происходит аккумулирова-
ние, развитие и трансляция национальных традиций, с другой – осуществляется
воспитание в духе межэтнического взаимодействия, этнокультурного диалога.
Реализация этой цели требует создания целостной системы воспита-
ния, “способной на основе формирования патриотических чувств и сознания
обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию обществен-
ной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Рос-
сийской Федерации” (27, с. 5).
Стратегические цели российского образования тесно связаны с при-
оритетами международного развития. Тенденции интеграции страны в мировое
сообщество на социально-экономическом, социально-политическом, социо-
культурном уровнях заострили проблему соотношения международных и нацио-
нальных интересов, укрепления национально-государственной системы, со-
хранения национальной самобытности России. В этой связи актуализируется
4
задача патриотического воспитания на основе сохранения и развития нацио-
нальной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуре
народов России.
В современной педагогической практике возникают “русские националь-
ные школы”. Их опыт требует решения ряда сложных задач, связанных с опреде-
лением сущностных особенностей учебного заведения данного типа, специфи-
кой
организации учебно-воспитательного процесса в нем, прогнозированием ре-
зультатов педагогической деятельности.
Успешная работа в данном направлении в немалой степени зависит от
дальнейшего освоения теоретического и опытно-практического материала,
содержащегося в историческом наследии представителей педагогической и об-
щественно-политической мысли и практики. Необходимо объективно оценить
это относящееся к проблеме русской национальной школы наследие, определить
его значимость для своего времени и в разработке данного направления в отече-
ственном образовании.
Состояние проблемы исследования. Историографический анализ пока-
зывает, что идея русской национальной школы активно разрабатывалась в раз-
личных аспектах. Историко-педагогические исследования, так или иначе рас-
сматривающие процесс становления и развития идеи русской национальной шко-
лы во второй половине XIX - начале ХХ вв., традиционно по хронологии делятся
на три группы: дореволюционные работы (до февраля 1917 г.), проведенные в
советский период и современные (с 1991 г.).
В дореволюционных работах (В.А. Баляев, А.Н. Бехтер, Д.И. Введен-
ский, В.Ф. Динзе, П.Ф. Каптерев, С.Д. Смирнов) прослеживается общая ориен-
тация их авторов на создание качественно новой основы отечественного обра-
зования – русской национальной идеи – и дается обоснование такого подхода.
Выделяются также три группы историко-педагогических и социально-
педагогических работ, среди которых: труды, показывающие сущностный ха-
5
рактер русской идеи и ее значение для развития отечественного образования
(К.С. Аксаков, С.А. Булгаков, К.Д. Кавелин, В.В. Розанов, В.С. Соловьев,
А.С. Хомяков); исследования, касающиеся проблем и перспектив идеи русской
национальной школы в контексте политико-культурного мировоззрения авто-
ров (Н.М. Архангельский, К.Я. Грот, А.А. Мусин-Пушкин, Н.В. Шелгунов); тру-
ды видных представителей общественно-педагогического движения, в которых
раскрывается концепция русской национальной школы (Н.В. Дмитриев, П.Н.
Игнатьев, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин, К.Д.
Ушинский).
Историко-педагогические работы советского периода ориентированы
в основном на изучение условий, в контексте которых зародилась и развивалась
идея русской национальной школы. Изучались ее отдельные аспекты: общеис-
торический аспект (В.З. Смирнов, Н.В. Чехов, Э.Д. Днепров, Ш.И. Ганелин,
С.А. Золотарев, Э.Н. Бурджалов, Н.А. Константинов, В.Я. Струминский); со-
циально-политический аспект (В.А. Виноградов, Б.С. Итенберг, Н.М. Пирумова,
В.А. Твардовская); социокультурный аспект (С.С. Дмитриев, Ю.А. Дмитриев,
Т.В. Ильина, Л.В. Мочалов).
Широкий спектр исследований по изучаемой проблеме представляют рабо-
ты современных авторов. Философско-педагогический аспект развития нацио-
нально-патриотических основ воспитания раскрывается в исследованиях
Б.С. Гершунского, В.И. Мильдона, М.Н. Руткевича. Проблемы межэтнического
взаимодействия отражены в работах В.Ф. Афанасьева, В.М. Коротова, И.Л. Лен-
ского. К вопросу о необходимости создания национально-идеологической базы
образования неоднократно обращались Н.Н. Баркова, Р.Б. Вендровская,
Н.Д. Никандров, М.П. Стурова. Роль традиционной культуры как источника и
средства воспитания рассматривается в трудах Л.Н. Беленчук, Г.Н. Волкова.
Психологический аспект функционирования и развития русской национальной
школы отражен в исследованиях В.Н. Максимовой. Организационно-методоло-
гический аспект русской национальной школы освещен в трудах Г.Н. Волкова,
6
Л.Н. Пауковой, учет национально-региональных особенностей в историко-пе-
дагогическом процессе – в работах В.Б. Помелова, сохранение русского нацио-
нального компонента в педагогике и системе образования российского зару-
бежья – в исследованиях Е.Г. Осовского, общеисторический аспект в контексте
возникновения и развития отечественной системы образования – в трудах
А.А. Фролова, русский национальный компонент в рамках поликультурного
воспитания – в работах А.Н. Джуринского.
Проблеме русской национальной школы посвящены исследования И.Ф. Гон-
чарова, А.Я. Данилюка, Н.П. Коробовой, где она рассматривается с точки зре-
ния структуры управления русской национальной школой, содержательного ас-
пекта и особенностей ее функционирования в современных условиях.
Анализ историко-педагогической и современной педагогической ли-
тературы позволяет выявить противоречие между потребностью образователь-
ной практики в дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в рос-
сийском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и науч-
но-теоретической разработки.
Несоответствие проведенных исследований современной потребности
в детальном изучении возникновения и развития идеи русской национальной
школы ведет к постановке проблемы исследования: какова сущность идеи
русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX -
начала ХХ века, особенности ее генезиса и процесса развития, реализации в
практике отечественного образования?
Эта проблема предопределила выбор темы нашего диссертационного
исследования: “Идея русской национальной школы в отечественной педагогике
второй половины XIX - начала ХХ века”.
Цель исследования: раскрыть сущность идеи русской национальной шко-
лы, проследить историю ее развития в отечественной педагогике второй по-
ловины XIX - начала ХХ века.
7
Объект исследования: система образования и педагогическая мысль
России в указанный исторический период.
Предмет исследования: процесс трансформации содержания идеи рус-
ской национальной школы, ее формирование и развитие в отечественной педа-
гогике второй половины XIX - начала ХХ века.
Хронологические рамки диссертации включают два периода: 1850 -
1900 гг. (вторая половина XIX в.) – возникновение и оформление идеи русской
национальной школы в общественно-педагогическом движении в русле соци-
ально-политических и философских поисков путей дальнейшего развития Рос-
сии; 1900 - 1917 гг. (начало ХХ в.) – развитие идеи русской национальной школы в
контексте демократических преобразований общественно-политической
жизни России, когда она приобретает различную социальную направленность во
взглядах представителей различных политических партий, организаций, кон-
фессий.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность идеи русской национальной школы, дать ее содер-
жательную характеристику; определить и охарактеризовать основные этапы
развития идеи русской национальной школы в истории отечественной педаго-
гики и школы.
2. Проанализировать социокультурные условия жизни российского общества
второй половины XIX - начала ХХ века в их влиянии на генезис и эволюцию
идеи русской национальной школы.
3. Определить роль общественно-педагогического движения России в
его влиянии на развитие идеи русской национальной школы.
4. Охарактеризовать процесс реализации идеи русской национальной
школы в деятельности видных представителей отечественной педагогики.
Основные направления, структура и методы исследования определяют-
ся его концепцией: генезис и развитие идеи русской национальной школы опре-
деляется мировоззренческим направлением “евразийства”, которое рассмат-
8
ривает специфику исторического развития России на основе синтеза характер-
ных черт восточной и западной цивилизаций, интеграции различных националь-
но-этнических образований при доминирующей роли русской этнической
общности в геополитическом устройстве России. Исследование предполагает
воссоздание целостной картины становления и развития идеи русской нацио-
нальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX - начала ХХ ве-
ка с учетом многообразия концептуальных подходов к ее разработке в контексте
проблем теории и практики ее реализации в условиях Российской империи ука-
занного исторического периода.
Методологическую основу исследования составляют философские по-
ложения о всеобщей связи и развитии явлений, о связи истории и современности;
философские категории общего, особенного и единичного; понятие развития
как качественного, необратимого, направленного, закономерного измене-
ния, происходящего во времени и пространстве, обязательным атрибутом ко-
торого является преемственность. Идея русской национальной школы рассмат-
ривается в русле концепции о социально-этническом взаимодействии, где
определяющими факторами являются изучение, сохранение, культивирование на-
циональных традиций с целью создания условий для этнокультурного обогаще-
ния через межнациональное взаимодействие (Г.А. Стачинский); концепции
“русской национальной личности”, направленной на формирование в человеке
тех общих установок, взглядов на жизнь и специфических проявлений русской
культуры, которая позволяет русскому народу определить, утвердить и твор-
чески совершенствовать свое место в мире (В.А. Воробьев); концепции народ-
ного воспитания как процесса верификации и передачи новым поколениям куль-
турного опыта народа, формирование его национального самосознания в преде-
лах расселения этого народа, а также как организации жизнедеятельности лю-
дей и использования окружающей среды в целях формирования этических стерео-
типов поведения, обеспечивающих саморазвитие этноса в современных усло-
виях развития мирового сообщества (Г.А. Стачинский).
9
В работе использован комплекс методов историко-педагогического
исследования: изучение, анализ и систематизация педагогической литерату-
ры, периодики, исторических документов, архивных материалов; сравнитель-
но-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности
представителей общественно-педагогического движения второй половины XIX -
начала ХХ века; системный анализ, учитывающий государственно-политиче-
ские, социальные, экономические, социо- и этнокультурные, демографиче-
ские и другие факторы жизни Российского государства и общества; обобщение
и систематизация полученных результатов и выводов.
Понятийно-терминологический аппарат исследования. “Русская на-
циональная школа” понимается как целостная образовательная система, сис-
темообразующим фактором которой является сохранение, культивирование и
развитие русских национальных традиций, равно как и определение их роли в
контексте мировой культуры. “Национальное” применительно к системе отече-
ственного образования представляется как приоритет этнокультурной основы
в процессе социализации, воспитания и обучения, осуществляемых в интересах
личности, общества и государства. “Идея русской национальной школы” – это
совокупность базовых положений в системе взглядов, теориях, концепциях,
деятельности видных представителей отечественной педагогики, обществен-
но-педагогического движения второй половины XIX - начала ХХ века.
Источниковая база исследования представлена документами и материа-
лами центральных и региональных органов власти по народному образованию,
материалами общественно-педагогического движения второй половины XIX -
начала ХХ века, общественно-политической литературой указанного периода,
данными о деятельности отдельных учебных заведений, историко-педаго-
гическими трудами советских и современных исследователей, современной пе-
риодической печатью.
Научная новизна исследования:
10
– сущность идеи русской национальной школы раскрыта как стремление
общественно-политических и социально-педагогических сил России усилить рус-
ский национальный компонент в отечественной системе образования;
– показано, что характерные особенности содержания идеи русской на-
циональной школы по-разному проявились в деятельности представителей го-
сударственно-охранительного, либерально-демократического и революци-
онно-демократического направлений общественно-педагогического движе-
ния, социально-педагогической мысли и практики;
– динамика развития идеи русской национальной школы выразилась в
трех этапах ее разработки, когда этой идее придавалось различное значение и
общественно-педагогическая направленность;
– выявлено основное социокультурное условие возникновения и разви-
тия идеи русской национальной школы – противостояние двух тенденций: прио-
ритетная установка на развитие России по образцу западной цивилизации – и
стремление к преимуществу самобытного, традиционного пути развития России;
– содержательная характеристика понятия “русская национальная
школа” раскрыта на основе взглядов видных представителей отечественной пе-
дагогики, деятелей промонархического и православно-религиозного направ-
лений, различных прогрессивных общественных и политических сил.
Теоретическая значимость исследования: оно дает историко-педаго-
гический анализ роли и места идеи русской национальной школы в отечественном
образовании, позволяет глубже осознать значимость национального воспи-
тания в системе российского образования второй половины XIX - начала ХХ ве-
ка, создает предпосылки для более эффективного соотнесения русского на-
ционального компонента с тенденцией поликультурного воспитания в совре-
менной отечественной системе образования, способствует разработке теории
и практики патриотического и гражданского воспитания в современной
школе.
11
Практическая значимость исследования: результаты исследования
дают материал для создания авторских программ по проблеме русской нацио-
нальной школы и способствуют развитию опытно-экспериментальной деятельно-
сти образовательных учреждений; конкретизации и углублению соответствующей
тематики в учебных курсах истории педагогики и педагогики в процессе подго-
товки педагогических кадров в высших и средних специальных учебных заведе-
ниях, в системе элективных курсов в рамках повышения квалификации педаго-
гических кадров.
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования
обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики НГПУ (1997 - 1998 гг.),
отражены в докладах и выступлениях на конференциях: Первая Нижегородская
сессия молодых ученых (Нижний Новгород, 1998); Наука молодых: проблемы, по-
иски, решения (Арзамас, 1999); региональная научно-практическая конфе-
ренция “Философия и история образования – учебный предмет в системе подго-
товки будущего учителя” (Нижний Новгород, 1999); Четвертая Нижегородская
сессия молодых ученых: математические и гуманитарные науки (Нижний Новго-
род, 1999); Пятая Нижегородская сессия молодых ученых: гуманитарные науки
(Нижний Новгород, 2000).
Внедрение результатов исследования: они использованы в лекционном
курсе “Гуманизация воспитания”, а также спецкурсе “Идея русской нацио-
нальной школы: история и современность” для слушателей курсов повышения
квалификации педагогических работников всех категорий, осуществляемой на
базе Нижегородского института развития образования; отдельный аспект ис-
следования включен в приложение к аттестации педагогических кадров (2001 -
2002 гг., 2002 - 2003 гг.), работающих в сфере воспитания “Критериальные требо-
вания, формы и процедуры аттестации старших вожатых, социальных педаго-
гов, воспитателей ГПД (групп продленного дня), воспитателей пришкольных
интернатов и общежитий государственных и муниципальных образовательных
учреждений” (г. Нижний Новгород).
12
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечи-
вается применением системного подхода, рассмотрением многообразных педа-
гогических явлений в их единстве и развитии; разнообразием методов, аде-
кватных целям и задачам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность идеи русской национальной школы во второй половине XIX -
начале ХХ века предполагала усиление русского национального компонента в оте-
чественной системе образования, реализующей следующие программные уста-
новки ведущих общественно-политических и социально-педагогических сил:
сохранение самодержавного строя и развитие образования в рамках среди пред-
ставителей государственно-монархического блока; устранение чрезмерного
влияния западноевропейской культуры на отечественную педагогику и школу в
среде либералов; воспитание нового поколения, способного осуществить смену
государственного строя России в сфере революционно-демократического дви-
жения.
Сущность идеи русской национальной школы раскрывается в процессе ее
развития, где выделяются три этапа: 1900 - 1907 гг. – идея русской националь-
ной школы рассматривается как возможность стабилизации общественных про-
цессов в контексте монархических реформ; 1907 - 1914 гг. – идея русской нацио-
нальной школы приобретает двойственную направленность: в русле программ
крайне правых монархических организаций, являясь проводником национал-шо-
винистических настроений; развитие этой идеи в контексте этнокультурных
установок представителей либерального направления социально-политиче-
ской мысли и практики; 1914 - 1917 гг. – отношение к идее русской националь-
ной школы как к базовой идее реформирования отечественной системы образо-
вания.
2. Идея русской национальной школы возникла и развивалась под влия-
нием общественно-экономических и социокультурных факторов, действующих в
российском обществе во второй половине XIX - начале ХХ века, противоречиво-
13
го сочетания двух процессов: развития капитализма во всех сферах жизни
страны, освоения передовых достижений западной цивилизации и бурного разви-
тия самобытной русской культуры, роста национального самосознания. В новых
условиях происходит обращение к русской национальной идее как цементирую-
щей основе русской государственности. Под влиянием процессов обществен-
ного развития она обретает различную социально-политическую направлен-
ность и находит свое отражение в деятельности представителей различных
направлений: государственно-охранительного, либерально-демократиче-
ского и революционно-демократического.
3. В генезисе идеи русской национальной школы действовали три взаи-
мосвязанных фактора: сознание несовершенства отечественной системы обра-
зования в массе населения; отсутствие должного внимания правительства к из-
менению социально-экономических общественных потребностей в контексте
национального образования; ограниченное понимание целей национального
воспитания в новых общественных условиях. Формирование идеи русской нацио-
нальной школы происходило преимущественно на основе деятельности предста-
вителей либерально-демократического направления на уровне реформирова-
ния начальной народной школы. Активному развитию идеи русской национальной
школы способствовало противоборство государственно-охранительного и ли-
берально-демократического направлений общественного движения, где она
рассматривается как основа реформирования средней школы.
4. Идея русской национальной школы была представлена и разработана
в педагогических концепциях К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина; проектах
Н.В. Дмитриева, П.Н. Игнатьева, В.Н. Сороки-Росинского; в практике работы
школы С.А. Рачинского. В реализации данной идеи ключевым положением было
создание воспитывающей среды, где осуществлялось изучение, сохранение и
трансляция этнокультурного опыта, характерного для отдельной националь-
но-этнической общности в пределах ее расселения.
14
Теоретические разработки идеи русской национальной школы в трудах
деятелей либерального и монархического направлений общественно-педаго-
гического движения велись в трех направлениях: в области начальной народной
школы; в сфере среднего образования; в контексте управления и реформирова-
ния отечественной системы образования. Характерной особенностью монархи-
ческих концепций являлось усиление религиозного компонента и жесткая
гражданско-патриотическая ориентация русской школы. Отличительной чер-
той подходов либералов выступает ориентация на развитие национального са-

страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign