LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Давайте приостановимся на этом блоке задач. Это та самая вступительная
часть, о которой говорилось выше. Здесь преобладают задачи с занимательны-
ми условиями, но, как бы между прочим, даются «основополагающие» задачи
(на 1-м занятии — закономерности, на 2-м занятии — об интервалах, на тре-
тьем — о сравнениях и т. д.).
Обратите внимание: как только началась какая-то тема, на каждом следу-
ющем занятии обязательно даётся задача на ту же тему — для «закрепления».
Когда мы введём уже достаточно много тем, задачи для «закрепления» можно
будет давать реже.
И вот ещё на что обратите внимание: мы для своих занятий выбрали появ-
ление математических тем именно в таком порядке, а вы вольны взять и другой
порядок появления этих тем. Кроме того, если вы увидите, что тема оказалась
трудноватой, лучше отбросьте эту тему и дайте её значительно позже (если
вы посвятите ей не одно занятие, а два-три, чтобы дети во всём разобрались,
то возникнет опасность сделать кружок скучным).
Вот темы, которые можно дать сразу же, эти задачи не требуют особых
знаний и умений, а только сообразительности и здравого смысла: задачи с под-
вохом; внимательный счёт; числовые ребусы, магические квадраты и т. п.; па-
радоксы; домино; задачи со спичками. Только на самых первых занятиях надо
следить, чтобы формулировки этих задач были достаточно забавны (это свое-
образный рекламный трюк).
Вот темы, которые можно дать довольно быстро и, более или менее, в лю-
бом порядке: интервалы; простейшая геометрия; чётность-нечётность и чёрное-
белое; неравенства и сравнения; закономерности; делимость чисел и простые
числа. И тоже, на первых занятиях надо следить за тем, чтобы формулировки
этих задач были достаточно забавны.
Одновременно можно вводить и темы: с алгеброй и без неё; логические
задачи; комбинаторика; стратегии; взвешивания; цифры; целые числа. Отличие
этих тем от предыдущих состоит в том, что для них не нужна предварительная
подготовка. Но, как всегда, желательно начинать с забавных условий.
Задачи на оставшиеся темы (обратный счёт; шарады, шифры; размерно-
сти; турниры; среднее арифметическое; целое и его части; календарь и время;

163
::::::::::::::::::::::::::::::: :::::::::::::::::::::::::::::::
Приложение
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::


принцип Дирихле), как правило, более трудные, поэтому, например, третье-
классникам их можно вообще не давать, хотя, конечно, и здесь есть исключе-
ния. Посмотрите эти задачи и решите сами, как с ними поступить. Это зависит
в основном от того, какие дети посещают ваш кружок и что их интересует. Вы
ведь не обязаны дать абсолютно все задачи, которые есть в книге.
Занятие 7: 167, 43, 81, 134, 271, 86. Занятие 8: 192, 55, 50, 57, 59. Занятие 9:
124, 95, 228, 90, 323, 132. Занятие 10: 321, 34, 24, 25, 9, 38. Занятие 11: 231,
175, 176, 199, 316, 79, 180. Занятие 12: 61, 137, 138, 23, 37, 153. Занятие 13:
96, 167Б, 10, 80, 111, 30. Занятие 14: 313, 87, 144, 91, 159, 185. Занятие 15:
81, 109, 142, 66, 67, 99. Занятие 16: 84, 161, 126, 105, 56, 123. Занятие 17: 97,
6, 226, 229, 136, 125. Занятие 18: 106, 181, 100, 131, 46, 151. Занятие 19: 154,
147, 47, 204, 218, 183. Занятие 20: 148, 200, 165, 289, 164, 127, 128.
Вот, собственно, расклад задач по занятиям. Здесь 20 занятий — ровно
на 20 учебных недель. Напоследок хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что задачи
в этом расписании можно и нужно менять в зависимости от интересов, умения
и возможностей ваших учеников. И конечно, хотелось бы пожелать вам успеха
на этом не слишком лёгком, но удивительно увлекательном пути!


6. Заключение
С выхода 1-го издания этой книги прошло почти 10 лет. Это большой срок,
поэтому, естественно, при повторном издании книга потребовала переработки.
Мы добавили 100 достаточно лёгких задач. Это повлекло за собой изменение
порядка появления задач в книге. Как и в предыдущем издании, задачи помеще-
ны в том порядке, в котором они давались на одном из кружков. Как и раньше,
в книгу вошли только те задачи, которые были решены детьми.
Несколько последних лет мы вели кружки в московской физико-матема-
тической школе-лаборатории № 444. На занятиях не только решались задачи,
но и готовились математические стенгазеты. Мы смогли выпустить 13 стенгазет,
в оформлении которых дети активно использовали компьютер. Начинали мы
с использования Лексикона и простейших графических редакторов, а последние
стенгазеты были выпущены с использованием самых современных компьютер-
ных разработок. Стенгазеты, как правило, вызывали большой интерес во всей
школе — во-первых, своим ярким оформлением, а во-вторых, тем, что и для
малышей, и для старших школьников там обязательно находились интересные
задачи.
В заключение мы хотели бы поблагодарить директора школы-лаборатории
№ 444 г. Москвы И. И. Крючкову за организацию кружков в школе; О. С. Ерма-
кову и В. П. Илюхину за помощь в проведении занятий; И. В. Ященко за советы
по дополнению рукописи; И. А. Пушкарь и Т. Г. Усачеву за плодотворные об-
суждения будущей книги; М. А. Голуба, А. Ю. Котову и Ю. Н. Торхова за ценные
советы по оформлению рукописи; и, конечно же, всех бывших кружковцев, по-
мощь которых в составлении этой книги неоценима.
Оглавление
Дорогие ребята! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Подсказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 20)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign