LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Человеческая биография имеет, во-первых, биологический аспект, который чисто внешне можно описать как развитие и упадок; эта биография имеет, во-вторых, аспект психического переживания, которое происходит в мыслях, чувствах и волевых импульсах, и, в третьих, наконец, духовный аспект, индивидуализации, осознания собственного Я. Это духовное измерение касается нас прежде всего, потому что в нем мы осуществляем себя как человека, как субъект нашей жизни - в противоположность животному, которое всегда является объектом.
Для исследования этого духовного аспекта должна служить в качестве научного метода интроспекция, самонаблюдение.
Ливехуд в своей увлекательной книге "Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью" описывает, как человек в течение своей биографии превращается в собственно личность, и как он благодаря кризисам, "пороговым переживаниям" и индивидуальным шагам развития уникальным образом придает следующим друг за другом фазам жизни цвета и формы.
На пути становления человека сплетаются нити судьбы, и осуществляется собственная судьбы. Она содержит в себе как начало, так и конечный пункт земной жизни. В биографии каждого человека соединяются дух времени, общество и собственная судьба. Как говорит Ливехуд, человеческая биография развивается в соответствии с тремя различными линиями развития: это, во-первых, наследственно-биологическая, в которой мы находим наши возможности, что касается характера и наклонностей, во-вторых, общественный контекст, который запечатлевается в нас и формирует мышление, чувства и действия, и, наконец, собственная личность или индивидуальность, которая выковывает, из всего этого уникальное целое. Этот процесс происходит на протяжении жизненных фаз, следующих друг за другом. В момент своего рождения человек встречается как с космической, так и земной констелляцией, как описано Кёстлером. Он рождается как дитя своего времени и, так сказать, ныряет в оболочку своего происхождения, которая таинственным образом возникла из материального, духовного и культурного своеобразия. В первые годы жизни ребенок развивается на основании языка и жестов своего непосредственного окружения.
Родители, братья и сестры, дяди и тети, близкие и соседи также накладывают отпечаток на сущность подрастающего ребенка. Первый опыт, который приобретает ребенок, вызывает важное узнавание себя: ребенок называет самого себя как "Я".
Теперь начинается интенсивное взаимодействие с другими людьми, непрерывное исследование всего, что находится здесь, и того, что было сделано другими; человек освобождается из своего мечтательного состояния. Ребенок учится выражать себя под систематическим руководством знаний и умений своих предков. Школа преподносит ребенку учебный материал, при помощи которого он переживает плоды человеческой деятельности и культуры. Ребенок усваивает множество взглядов и душевных движений. Многое опробуется, что-то снова за6ывается и оставляется.
Вплоть до пубертета дети живут в довольно замкнутом мире, в котором приобретается радостный, но иногда и страшный опыт. В возрасте половой зрелости подросток резко дистанцируется по отношению к данному миру и, прежде всего, к тем, кто представляет этот мир. Время 6езоговорочного принятия окончательно прошло. Все нужно исследовать и обдумывать самому, хотя окружение делает это чрезвычайно трудным. Внутри молодой человек создает свой собственный мир, который иногда значительно отличается от того, что признается окружением. Именно в сфере половой зрелости происходит поиск путей, чтобы суметь справляться с этим несоответствием. При этом, прежде всего, важно найти собственный круг друзей и товарищей по судьбе. Развивается несколько миров, в которых участвует молодой человек, каждый из них имеет свой собственный смысл и то и дело вынуждает его принимать решения. Это выражается в выборе образования или работы, в выборе друга, подруги или возлюбленной, в решении покинуть дом и вместе с этим не продолжать праздновать все дни рождения, которые всегда праздновались, или также в том, чтобы не ходить больше в церковь.
С 21-го года жизни происходит процесс обретения самостоятельности. Молодой взрослый создает свой собственный дом, ищет свое место в жизни. Теперь он полностью принадлежит своему времени и совершает первые компромиссы в конфликте между со6ственными стремлениями и тем, что другие позволяют ему делать. Собственная судьба проявляется во все большей мере в удачах и неуспехах, в нахождении и не нахождении, в открытиях и в том, что кое-что пропускается. Молодой взрослый укореняется в общественной жизни: начинается конфронтация между им самим и его окружением, которая продолжается всю жизнь. В профессиональной жизни человек ставит перед собой большие цели, совершает работу и переживает неудачи. За одним шагом идет следующий, и всегда следующий этап кажется более важным, чем предыдущий. Также становится ясно, что определенные планы и перспективы не могут 6ыть осуществлены.
Человек ищет и находит возможности для переживаний самого себя, своих границ и возможностей в конфронтации с другими людьми. Проявляются таланты, они во всех распознаются и используются другими. Человек находит себе наставников и образцы для подражания, в которых можно увидеть свое отражение. Он открывает, насколько различными могут быть люди и взгляды, и удивляется тому, какие странные вещи иногда происходят в мире. Во всех сферах жизни происходит экспансия слова и дела. Растут благосостояние, амбиции, сети и интересы. В процессе этого роста человек наталкивается на границы своего умения и своих возможностей. Это, в свою очередь, действует на волю как призыв к продолжению образования и развития, чему, однако, часто мешают вездесущие соблазны мещанства и медлительности.
Произвести на свет детей означает интенсивную конфронтацию с совершенно новой ролью. Другие люди становятся теперь зависимыми от нас и ожидают ответственного отношения к себе. Рождение ребенка устанавливает нам другие границы, и от ребенка исходит призыв к родителям и воспитателям. Удивительным образом в осуществлении этой новой задачи обнаруживается, насколько было создано равновесие в нашей жизни, и как обстоит дело с переработанным и неперера-6отанным опытом, очищенными и неочищенными качествами, чертами характера и дарованиями.
Человек попадает в хитросплетения жизни, встречаясь с другими людьми, устанавливая с ними связи, которые основываются на общем интересе или стремлении. В работе и при формировании разнообразнейших комплексных жизненных процессов он все глубже связывается с постоянным местом, задачей и определенными отношениями. Все более ясно становится, действительно ли человек нашел ту задачу, место деятельности и ту сеть отношений, которые подходят к тому, что он внутренне хотел бы и мог представлять, или он все сильнее ощущает, что связан с неверной задачей, местами и людьми.
Это растущее сознание с полной силой выходит на поверхность в "Middle Crisis" около 40-го года жизни. Внутренне подводится итог. Сумел ли человек переработать внешние достижения в жизни и создать свободное отношение к ним, или он ощущает, что жизненная ситуация стесняет его? Несломленная витальность и многообразнейшие связи с различными общественными процессами то и дело приводят человека среднего возраста к искушению оставить все позади и последовать за новым, привлекательным. Однако одновременно внутри, так, что этого невозможно не услышать, звучит понимание того, что жизнь имеет циклический характер, при котором человек все снова встречается с другим, но в принципе все же похожим. На новом месте работы скоро начнется то же самое невезение, что и на прежнем, в новых отношениях снова возникнут известные проблемы.
Все яснее становится, что необходимо интенсифицировать внутреннюю активность, что нужно проверить все привычное и при необходимости изменить его. Возможно, что твердые взгляды должны стать более относительными. В человеке созревает понимание того, что сквозь его биографию проходит ясно различимая красная нить.
Если до 40-го года жизни речь шла еще о восходящей линии жизни, которая иногда прерывалась неудачами и потерями, то после 40-го года жизни наступает перемена. Ощущение жизни характеризуется теперь перманентным кризисом, который временами сменяется фазами гармонии и внутренней уверенности. Это звучит драматично и каждый в действительности ощущает это, хотя бы едва заметно. Прежний бурный восторг перед всем новым постепенно уменьшается. Спортивными достижениями можно померяться только со сверстниками, а для молодежи он становится "стариком".
Ощущение того, что находишься в кризисной ситуации, выражается в осознании ограниченности желаний и целей. Становится также все труднее сохранять в течение всей жизни идеал и создавать качество жизни. С другой стороны, плодом этого ощущения кризиса в жизни является укрепление сознания и стремление внутренне продвинуться на шаг вперед. В это период особенную радость вызывает у человека интерес к нему окружения, и просьба позволить учиться у него, узнавать его взгляды и опыт. Начинается новая фаза жизни, в которой человек все больше концентрируется на определенных темах и областях, в этот период также нужно все больше учиться прощаться. 50-й год жизни маркирует особенно решающий момент становления осознания, человек понимает, что перед ним лежит меньше лет, чем уже осталось позади. Возможно, что через несколько лет мы уже выйдем на пенсию, и кто знает, что еще нас ждет?
Образуются свободные пространства: дети покинули дом, и внезапно люди оказываются перед задачей осмысленно заполнить свободное пространство. Состояние, которое, возможно, скопили в течение жизни, можно теперь использовать, причем не всегда каждый стареющий человек воспринимает шанс пережить при этом удивительное и неизвестное. Собственно, эта новая фаза жизни хорошо подходит для того, чтобы опробовать неизвестные пути. Возможно, именно сейчас нам удастся что-то, что раньше казалось невозможным, или мы снова вернемся на тропинку, от которой когда-то отвернулись, и обнаружим, что область прежних интересов снова доставляет нам радость.
С возрастом человек вступает в мир стареющих людей, отношения исчезают, связи прерываются, жизненные потребности регулируются законодательными мероприятиями. Возможно, вы попадете в дом престарелых или в больницу по уходу за пожилыми людьми и окажетесь лицом к лицу с проблемами тела и души.
Старый человек встречает кризис с большим спокойствием, количество мест деятельности сокращается, они становятся проще. Он снова больше живет в семье. Он также чаще уходит в свой собственный мир мыслей, в котором он измеряет объем своего внутреннего богатства богатством собранного жизненного опыта. Он реже участвует в переломных изменениях в обществе. Индивидуальные осо6енности очень сильно обусловливают возможность осуществлять глубокие интересы в инициативах и интервенциях, которые носят такой переломный или инновативный характер, что на них обращает внимание общество.
В биографии индивидуального человека совершается не только личная драма, одновременно в ней прядется также нить развития человечества. В становлении человека участвует дух времени и то, что развилось в человеке, начиная с древних времен. Кроме того, в нем проявляются плоды личной деятельности, которые он благодаря собственным усилиям присоединяет к жизни последующих поколений. Практическая жизнь посвящает его в историю человеческого бытия. В течение своей жизни он открывает, что его судьба связана с судьбой другого человека. Он втянут в кармическую драму и при этом постепенно освобождается от старого, чтобы иметь возможность внести свой собственный вклад, который позволит будущим поколениям сделать следующий шаг в развитии.
Будучи отцом, я вижу, что мои дети могут начать с той точки, которую мне самому пришлось завоевывать с трудом. Каждое молодое поколение вступает в мир, который обустроен и преобразован предшествующими поколениями. Оно стартует с данностями, которые еще доставляли их родителям много проблем. Я всегда поражаюсь, когда вижу, что хочет завоевать следующее поколение, и какие вопросы оно решает. В мире материального благосостояния и само собой разумеющейся социальной защиты, в котором, однако, молодым людям слишком рано приходится рассчитывать на себя, потому что их воспитатели сами имеют дело с таким большим количеством о6язательств и проблем, они хотят найти более глубокий смысл мира и ту жизненную область, в которой они еще действительно смогут что-то сделать. Молодые люди заинтересованы в таких взрослых, которые сопровождают их, оказывая помощь, так что у них вырастает собственное осмысление, и им не навязывается определенное направление мышления или мировоззрение.
Ливехуд говорит в завершение своей книги: "И, наконец, уже подростковый возраст задает себе вопрос: "Кто Я?". Этот вопрос становится постепенно центральным вопросом развития личности. Не потому, что человек охотно считает себя таким важным, но потому, что он хочет знать, "что, собственно, нужно делать" (...).
Как внутренне, так и внешне, человек сегодня, если он честен, стоит перед пропастью, которой он не больше может преодолеть. Вера и мечты поблекли. В этой последней покинутости он может только в своем собственном Я найти силу, которая поможет ему найти путь через обе пропасти. То, что когда-то человеку было дано, он должен теперь развивать сам. Он не может более пассивно ждать, он должен сам отправиться в путь".
В человеческой биографии выражаются во всей своей полноте бесконечно многообразные формы проявления видимого и невидимого, даже безграничности вселенной и неопределенность вечности. В человеке одновременно живут близкое и далекое, понятное и загадочное. Рождение и смерть отмечают границы земной жизни. По ту сторону этих границ скрывается мистерия творческого и неизвестного.


summary



Varfolomeev S.A. Teacher as pupil on the spiritual way. The author states a teacher must be a pupil. Then he gives analyses of an educational situation in modern Russia and new historical condition when consciousness and will create the world. The writer considers the goal of education is forming human features and elements of person's new culture haven't existed but that will be needed in the near future. Then the author describes goal of teacher's work, his features, what a teacher should never do, subjects a teacher should pay attention, his tasks as a pupil, methodological foundations of interrelationships a teacher and a pupil, transformation of pupil's personality, technique of pupil's learning. In conclusion the author compares world outlooks of Eastern teachers based on the Greek Church and Western ones based on Catholicism.
Stcherbak N.P. Valeology is a conflict of understanding. The author states the necessity of including of valeology into a school educational curriculum and describes its part in it. There's a description of the most important ecological, medical, social, psychological problems in the paper. The writer comes to a conclusion that preparing of teachers who have knowledge of valeology is an urgent matter. He describes the content of the course. The author writes about several steps we have to take to increase efficiency of valeological work.
Tckachenko A.S. Psychological consulting of children as a way critical situation's solving. The article is based on a client-centered approach to person's problems considering any assistance to be effective only in the case if it develops client's personality. Conditions of personal development, psychological structure of a complaint: its locus, self-diagnosis, problem, inquiry is described in it. The author gives several examples of consultant's reactions to client complaints, its types. The last part of the article is devoted to phone consulting.
Zuzya A. A., Tckachenko A. A. Development of individual cognitive styles of pupils. The authors write about necessity of personal-oriented direction of modern education. The general goal of the pedagogic is answering the question - What is a mystery of being for a child on every stage of his life? To answer the question is to solve a problem of motives of education. The writers describe 4 models of children development in education: 1) speeding up intelligence; 2) development of emotional and sensitive spheres; 3) priority in practical intelligence; 4) model based upon spiritual growing up of personality. In the article they told about importance of taking into consideration children cognitive styles in education. In conclusion the authors describe complex goal program of increasing teachers' qualification and steps to improve person-oriented education.
Snytnykova N.A. A soul is in cognition. This article is a brief exposition of Nietzsche's views upon cognition. He considered cognition is always going beyond existing limits. You must have free and will to do so. Its origin is inside a man and its goal is making an overman. The overman's emergence will lead to arise of a new moral that determined by the person. There are a lot of citations of German philosopher's works in the paper.
Beckman A. Sources of knowledge. This article is a part of book by Beckman "Self-management". In its first part Beckman considers general ways of cognition: myths, life experience, spiritual experience, philosophy, science. The writer analyses their features, the history of development and their perspectives. In the second part of the article the author writes about importance of a personal biography, lines of its development and particularities of peoples lives on different age stages.

Уважаемый читатель!

Редакция объявляет подписку на 2003 год на журнал "Социология трансформирующегося общества", который мы начинаем издавать вместо уже привычного вам "Социального конфликта".
В новом журнале ключевой станет тематика трансформации техногенной цивилизации, перехода к аграрно-информационному экообразу жизни. Мы собираемся продолжить ту же линию, что и в журнале СК - печатать все и в авторской редакции, что пишется и будет писаться о трансформации глазами социологов. У нас появятся и новые рубрики - по методике и технике социологических исследований.
Так же мы подойдем и к социальным конфликтам - нас будут интересовать те разработки, которые позволят успешнее проходить трансформационный период, понимать суть возникающих при этом трений и противоречий и способов их преодоления.
Мы вернемся к формату 4 номеров в год. Пополним состав редакционной коллегии ведущими российскими учеными (переговоры на эту тему уже проведены). Сменим дизайн.
Журнал распространяется прямой подпиской через редакцию.
Цена подписки 220 рублей за 4 номера (на весь 2003 год), включая пересылку.

Кроме подписки на журнал "Социология трансформирующегося общества", вы можете заказать ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ЖУРНАЛА "СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ" за 1994-2002 гг. (всего 40 томов) по цене 950 рублей за комплект, включая пересылку).
Как оформить подписку через издательство:
* Заполните бланк подписки по прилагаемому образцу, оформите заказ.
* Переведите на счет ООО КаИС-Консалт почтовым переводом или платежным поручением стоимость Вашей подписки.
Отправьте на адрес ООО КаИС-Консалт заполненный бланк подписки и копию документа, подтверждающего оплату, письмом, по факсу или электронной почте.
Наши банковские реквизиты
ИНН 40 270 265 96
Расчетный счет 407 02 810 2222 4010 3502 в Калужском ОСБ N 8608 г.Калуги
БИК 042 908 612
Кор. счет 301 01 810 1000 000 00 612 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калужской области г. Калуги
Заполните бланк-заказ и вышлите его по адресу: 2486000, г. Калуга, ул. Ленина, 83, ООО Калужский институт социологии и консультирования.
Тел./факс (0842) 57-00-21; 57-13-76; E-mail: kais-k@postklg.ru

Бланк-заказ
Просим выслать ______ экземпляров журнала "Социология трансформирующегося общества" за 2003 г. по адресу __________
_________________________________________________________
подписная плата в сумме ___________________________________ уплачена платежным поручением № ______ от _________________
_________________________________________________________

1 Сведения об авторе: Сергей Алексеевич Варфоломеев, с.н.с. КаИС-Консалт, психолог, к.б.н., руководитель лаборатории управленческого консультирования.
2 Сведения об авторе: Щербак Николай Петрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой валеологии и медицинской психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.
3 Сведения об авторе: Ткаченко Алексей Стефанович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Брянского государственного педагогического университета.
4 Сведения об авторах: Зюзя Анна Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного педагогического университета. Ткаченко Алексей Алексеевич - аспирант Брянского государственного педагогического университета.
5 Сведения об авторе: Снытникова Наталья Александровна - студентка пятого курса факультета практической психологии Калужского государственного педагогического университета им.К.Э.Циолковского.
6 Статья печатается по книге Адриаана Бекмана "Само-менеджмент. Искусство овладения повседневностью" / Перевод с немецкого Малова Н.В. - Калуга, Духовное познание, 2002 - 152с. Книгу можно приобрести в издательстве: e-mail: banzeliouk@kaluga.ru
7 Ulrich Beck. Risikogtsellschaft/ Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main 1996.
8 Michel Foucault. Freiheit und Selbstsorge. Frankfurt 1985.
9 G. Hottois, Symbool en techniek. 1995.
10 Arthur Koestler, Fruhe Emporung. Autobiographische Schriften. Erster Band und Abschaum der Erde. Autobiographische Schriften Zweiter Band. Frankfurt am Main / Berlin 1993.
11 Bernard Lievegoed, Lebenskrisen - Lebensschancen. Die Entwicklung des Menschen zwischen Kindheit und Alter. Munchen 1998.
Бернард Ливехуд "Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью" - Калуга: Духовнео познание, 1994.
??

??

??

??




2





6



<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign