LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1


А.М. Кондаков, А.Л. Семенов, Н.С. Станченко, Т.А. Фиалкова


Российский общеобразовательный портал:
опыт и перспективы развития


Аннотация


В статье рассматриваются структура, сервисы, проекты Российского
общеобразовательного портала. Обсуждаются принципы функционирования,
контекстного сопровождения проекта и вопросы интеграции Российского
общеобразовательного портала с системой федеральных образовательных порталов.


Российский общеобразовательный портал (http://school.edu.ru) существует
около трех лет и у него уже имеется своя довольно обширная аудитория
пользователей. Каждый день страницы портала открывают до 3000 человек, у
новостной ленты 580 подписчиков, и их число растет с каждым днем.
Портал сегодня – не просто поисковая система по образовательным ресурсам
Интернета, это еще и динамично развивающаяся среда коммуникации участников
образовательного процесса. Его жизнь разнообразна: сетевые проекты, коллекции,
форумы, консультации и пр. (рис. 1).


1. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ


Основные пользователи Российского общеобразовательного портала – это
школьники, учителя, студенты педагогических специальностей, администраторы
образования, родители.
Портал предоставляет своим пользователям возможности:
• искать образовательные ресурсы, хранящиеся в Интернете;
• оперативно узнавать новости из области образования;
• своевременно получать информацию о предстоящих образовательных
событиях (конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках и др.);
• консультироваться у специалистов в режиме on-line;
2


• высказывать свое мнение в дискуссиях на форумах порталах и
собственную позицию, тем самым, формируя свое отношение к проблемам
• участвовать в проектной деятельности портала;
• размещать на портале самостоятельно найденные ресурсы,
информацию о себе, своем образовательном учреждении;
• создавать собственные сайты на основе специально разработанного
конструктора и размещать их на страницах портала.


2. ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ


Тематический каталог портала содержит более 6000 ссылок на внешние
образовательные ресурсы и имеет нижеприведенную структуру:
• Дошкольное образование
• Начальная школа
• Основная и полная средняя школа
• Дополнительное образование и воспитание
• Образовательный досуг
• Дистанционное обучение
• Коррекционная педагогика и специальная психология
• Педагогика и педагогическое образование
• Повышение квалификации
• Технические средства обучения и учебное оборудование
• Справочно-информационные источники
• Национальные образовательные порталы
• Интернет: в помощь пользователю
• Печатные издания
Анализ описаний ресурсов (паспортов ресурсов) по типам, функциональным
и жанровым признакам по данным на 20 марта 2004 года показал следующее:


Поле Описание Количество ресурсов
паспорта по всем разделам
ресурса каталога
3


Звук 276
Изображение 2602
Интерактивный ресурс 764
Коллекция 1138
Международный стандарт




Программное обеспечение 94
Служба 352
Событие 73
Структурированный набор данных 347
Текст 5897
Физический объект 164
Атлас 22
База данных 657
Графическая иллюстрация 654
Изобразительная/аудио/видеоколлекция 1025
Исторический документ 261
Карта 215
Литературное произведение 1017
Обзор 1068
Очерк/статья 2298
Справочно-информационный источник




Сайт 1923
Сборник документов 360
Словарь 296
СМИ 180
Справочник 337
Фотография 846
Хрестоматия 56
Электронная библиотека 336
Энциклопедия 113
Варианты выпускных/вступительных экзаменов 178
управления
Средства


учебным




Доклад 1227
Задания олимпиад 313
4


Контрольная/самостоятельная работа 307
Лекция 820
Материал к уроку/занятию 3515
Методические рекомендации 937
Образовательный стандарт 108
План урока/занятия 345
Тест 266
Традиционный/гипермедиаучебник 94
Учебное пособие 288
Учебный план/программа 145
Абитуриенты 2485
Дошкольное 1229
образования




Начальная школа 1612
Уровень




Средняя школа 4142
Старшая школа 4901
Виртуальная среда 591
Задачи/упражнения 835
Интерактивный курс/учебник 235
Лаборатория 50
Лабораторная работа/практикум 170
Учебная деятельность




Отдельные демонстрации 1493
Проектные задания 803
Реферат 930
Тренажер 100


Внеклассная деятельность 3328
деятельност




Самообразование 3820
Форма




Урок 4326
и




Анимация 118
Видео 90
Формат
медиа




Выполняемое приложение 197
5


Звук 311
Картинка 3833
Текст 5920


Сравнительный анализ выборок внешних образовательных ресурсов 2003 и
2004 годов показал, что в Интернете быстро растет число ресурсов, использующих
средства мультимедиа (видео, звук, изображение, анимация). Подобные ресурсы
чрезвычайно важны для повышения эффективности образовательного процесса, и
это послужило основанием для включения некоторых из них в каталог Российского
общеобразовательного портала.
Редакцией портала был проведен ряд пилотных исследований, в результате
которых сформировался перечень типов образовательных ресурсов, которых на
сегодняшний день недостаточно в Рунете. Это дало возможность определить
перспективные направления работы по систематизации и развитию ресурсов
портала, позволяющие восполнить этот недостаток — в 2003 году портал приступил
к созданию собственных ресурсов.


3. СОБСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПОРТАЛА


Собственные ресурсы на Российском общеобразовательном портале
организованы в форме коллекций. В 2003 году на портале были созданы и
динамично развиваются следующие коллекции:
Коллекция: мировая художественная культура (рис. 2)
http://artclassic.edu.ru
В коллекцию включены произведения живописи, графики, архитектуры и т.п.
Изображения предоставляются порталу частными коллекционерами,
государственными музеями, библиотеками и другими организациями – хранителями
предметов и образов мирового культурного наследия.
Музыкальная коллекция (рис. 3)
http://music.edu.ru
Музыкальная коллекция включает аннотированное собрание фрагментов
музыкальных произведений, биографический материал и словарь терминов.
Коллекция содержит около 300 «цитат» русской и зарубежной музыки VI–XX вв.
6


Коллекция: исторические документы (рис. 4).
http://historydoc.edu.ru
Исторический архив включает собрание копий фото-, видео-,
аудиоматериалов, текстов, предоставляемых порталу учреждениями историко-
архивного профиля.
Физика: коллекция опытов (рис. 5).
http://experiment.edu.ru
Коллекция опытов по физике состоит из рубрицированной подборки
видеосюжетов, описывающих физические опыты. Все опыты входят в курс средней
школы. Видеоматериалы снабжены авторским комментарием: описаниями
постановки опыта, сведениями о технике безопасности.
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы (рис. 6)
http://litera.edu.ru
Представляет собой сборник литературных произведений, включенных в
школьную программу. Коллекция снабжена справочным материалом
(биографическим, словарным).


Фонды коллекций портала можно сравнить с фондами музея. Каждая
тематическая коллекция представляет собой раздел большого фондохранилища. На
основе материалов, находящихся в каждом из разделов (исторические документы,
литература, музыка и пр.), составляются тематические подборки ресурсов. Так,
например, учащиеся используют материалы коллекций для подготовки домашних
заданий, в целях самообразования, для работы в проектах; учителя – для разъяснения
и дополнения учебного материала.
Пользователи портала могут пополнять коллекции собственными
материалами, а также составлять на их основе личные собрания-альбомы.
Фонды коллекций постоянно пополняются, а информация об обновлениях
публикуется на главных страницах разделов.
Объекты коллекций содержат метаописания, соответствующие
международным стандартам (LOM, DC). Коллекции снабжены поисковой системой,
включающей контекстный и атрибутивный поиск. Рубрикаторы структурированы по
автору, названию, географии (странам/регионам), периоду/времени.
7


Сценарии коллекций, поисковая карточка и карточки описания ресурсов
созданы с учетом особенностей конкретной области знания или предмета.
Рубрикаторы и поисковая система коллекций строятся на основе внутренней
типологии предмета (рис. 7).
Так, в коллекции «Русская и зарубежная литература для школы» доступен
поиск по позициям:
• род (эпос, лирика, драма и т. д.);
• вид/жанр (поэма, стихотворение и т.д.);
• тип художественной речи (поэзия, проза и т. д.);
• тип сюжета (исторический, бытовой, психологический и т.д.).
В «Музыкальной коллекции» описаны:
• жанр (опера, балет, симфония и т.д.);
• стиль/направление (светская вокальная лирика, барокко, рококо и т.д.).
• тип ресурса (музыкальные фрагменты, статьи, биографии
композиторов и т. д.).
В коллекции «Исторические документы» представлены следующие позиции:
• тип исторического источника (историческое сочинение, записки
путешественника, частные документы и т. д.);
• тема (наука, культура, военное дело и т. д.);
• исторический период (Древний Восток, античность, средневековье и т.
д.).
Карточки объектов всех коллекций указывают также:
• типы ресурсов (документы, статьи, биографии, все типы
мультимедиаприложений);
• принадлежность к образовательному уровню.
Коллекции снабжены открытыми расширяемыми рубрикаторами:
• по автору;
• по названию;
• по периоду/времени;
• по географии.
В настоящее время редакция портала работает над созданием тезаурусов.
8


Редакция считает, что классификация ресурсов, построенная с учетом
внутренней типологии предмета, сможет дать в руки учителю и ученику
исчерпывающий механизм поиска необходимых для обучения объектов.
Специальная программная оболочка связывает объекты коллекций по
персоналиям, географии, времени. Так, возможность перейти со страницы
«Музыкальной коллекции», относящейся, например, к XIX веку, к объектам других
коллекций того же времени позволяет получить более полное представление об
истории, культуре, литературе, естественнонаучных достижениях интересующего
пользователя периода.
Коллекции снабжены комментариями и справочно-биографическим
материалом.
Содержание коллекций определяется в соответствии с приоритетами,
устанавливаемыми потребностями массовой российской школы.
Приведем некоторые отзывы и советы пользователей:


Здравствуйте!
Прежде всего, хотел вас поблагодарить за этот проект – очень
познавательно и интересно. Начал с изобразительного искусства, затем,
воспользовавшись возможностью объединения коллекций по эпохе,
прослушал фрагменты ряда музыкальных произведений. Восторг!!! Какое
удовольствие… Не останавливайтесь, пополняйте коллекции, с нетерпением
буду ждать новых поступлений.
Спасибо.
А. Ковалев, Красноярский край
_________________________________________________________
Уважаемые господа,
К сожалению, не смог попасть на тексты Державина по ссылкам с
Вашего сайта, в целом весьма и весьма интересного и полезного.
Предлагаю поставить ссылки на тексты Державина, имеющиеся в РВБ:
http://www.rvb.ru/18vek/derzhavin/toc.htm
Тексты сопровождаются комментариями.
С уважением,
Владимир Литвинов,
9


Технический редактор РВБ


4. CЕРВИСЫ И СРЕДА КОММУНИКАЦИИ


4.1. ФОРУМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ


На портале работают форумы, консультации, налажена обратная связь с
пользователями и редакцией (рис. 8). Форумы обсуждают проблемы модернизации
образования, введение профильного обучения, отношение к Единому
государственному экзамену. Сформировалась среда для коммуникации участников
образовательного процесса.
Не теряет актуальность форум, который модерирует директор московской
школы Анатолий Пинский «Чего хотят родители от школы».
Вот несколько примеров:


09 сентября 2003 08:20 | В.Семенов
Примеры БУПов для разных профилей
Уважаемый Анатолий Аркадьевич!
Прочтя примеры БУП'ов (http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=103)
обратил внимание на поразительное распределение часов на некоторые
предметы. Например, в гуманитарном профиле курс естествознания
(непрофильные предметы физика+химия+биология) занимает 6 часов в
неделю за 2 года, т.е. оценочно 2 часа на 1 предмет. Естествознание в
аграрно-технологическом профиле (только физика, поскольку химия и
биология – профильные) опять 6 часов (т. е. 6 часов на 1 предмет). А оно же
в информационно-технологическом профиле (химия+биология, физика –
профильная) – 2 часа (1 час на 1 предмет). Вместе с тем, непрофильные
ГОСы по физике, химии и биологии едины для всех профилей. Конечно,
объединение нескольких предметов в интегрированный курс может внести
некоторую небольшую экономию учебного времени, но не в шесть же раз!
Как же можно объяснить этот парадоксальный факт?
С уважением,
В. Семенов
10


__________________________________
11 ноября 2003 15:49 | Анатолий Пинский
re: Примеры БУПов для разных профилей
Уважаемый г-н Семенов, спасибо за верное замечание. Проект БУПа сейчас
будет переделываться, постараемся учесть.
С уважением, Пинский

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign