LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

* оплачиваемые из бюджета часы, отведенные на дополнительное образование (клубы, студии, секции и т.д.), часть из которых оформляется как "тьюторский клуб";
* средства, получаемые школой за оказание платных образовательных услуг. При этом тьюторское сопровождение оформляется как такая услуга.
К правовым и экономическим условиям организации тьюторского сопровождения также относятся следующие общие требования:
1. Закрепление в уставе и локальных актах учреждения (образовательной организации) положений об индивидуальных образовательных программах учащихся и тьюторском сопровождении ИОП;
2. Утверждение на Совете школы (Попечительском совете) Образовательной программы учреждения (организации), предусматривающей реализацию ИОП и необходимость тьюторского сопровождения;
3. Совместная трехсторонняя (тьютор - родитель - учащийся) разработка и подписание документа "Индивидуальная образовательная программа учащегося";
4. Заключение трехсторонних Образовательных договоров между учреждением (организацией), родителем и учащимся на оказание образовательных услуг по утвержденной программе, в том числе, на организацию тьюторского сопровождения;
5. Расчет бюджета Образовательной программы, включая расходы на тьюторское сопровождение, и его формирование за счет различных источников: бюджетных средств муниципалитета и региона, родительской платы по Образовательному договору, дополнительных средств, привлеченных учреждением (организацией): целевые средства, гранты, доходы от оказания услуг сторонним организациям и т.д.;
6. Самостоятельное ведение бухгалтерии, возможность использования схем экономии и рационального использования средств, возможность реализации внутренней финансовой политики (в частности, контрактной формы оплаты труда работников, внутриорганизационной дифференциации почасовых ставок и доплат, привлечения совместителей на выполнение отдельных педагогических работ).
В заключении необходимо отметить, что в условиях институциональной трансформации образования у школы как образовательной организации появляется новая функция - быть ресурсным центром индивидуального (профильного) образования старшеклассников, по сути, тьюторским центром.


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Может ли современная старшая школа быть построена на основе индивидуальных учебных планов либо индивидуальных образовательных программ? Или это просто очередной управленческий лозунг?
Широкомасштабный министерский эксперимент по введению профильного обучения скорее дискредитировал идею, чем позволил ее осуществить. Когда учебные планы и программы внедряются в школьную практику "по велению сверху", содержание зачастую теряется в тумане общих слов.
К счастью, совсем иначе обстоит дело в инновационной практике, которая возникает как инициатива снизу. Именно в этой практике и формируются реальные модели новой старшей школы.
А можно ли, соединив различный опыт, выработать целостную концепцию старшей школы, отвечающую на запросы сегодняшнего дня?

Проектируем старшую школу!
На семинаре в Ижевске собрались теоретики и практики инновационного образования.
Семинар был организован по инициативе ряда школ. "После нескольких встреч на различных педагогических форумах, - рассказывает председатель Новосибирской городской общественной организации Центр развивающего обучения "Умка" Анна Любченко, - у нас возникло четкое понимание: в каждой инновационной школе есть свои задумки, как выстроить старшую ступень. И родилась идея: как было бы здорово, если бы удалось объединить их в целостную модель старшей школы!"
Но будет ли нужна эта "целостная модель" кому-то, кроме самих разработчиков? Как найти тех, кто будет готов вложиться в ее реализацию?

В поисках заказчика
Казалось бы, первый и очевидный возможный заказчик - государство. Ведь старшая школа превращается сегодня в совершенно неэффективный, если не сказать бесполезный институт.
В некоторых городах около половины старшеклассников уходят в экстернат; репетиторство распространено повсеместно. При этом сегодняшняя старшая школа не помогает ребятам в решении задач жизненного самоопределения: они, как правило, плохо представляют, в какой области деятельности хотели бы себя реализовать. А преподаватели вузов сетуют: вчерашние школьники оказываются не готовы к обучению в новой форме. При этом во всех общественных сферах ощущается дефицит специалистов, способных порождать новые идеи и доводить их до реализации. В общем, проблем множество. Но государство никак не сформулирует, какого же результата оно ожидает от школы. И готово ли выступать в качестве заказчика предлагаемых школами проектных разработок?
Научный директор Школы гуманитарного образования Александр Попов, автор интереснейшего доклада о рынке образовательных программ, достаточно жестко подчеркнул: "Сегодня нельзя ориентироваться на так называемый государственный заказ. И история с тендером на старшую профильную школу, который якобы выиграла РАО, этому яркое подтверждение. Поэтому надо двигаться самим".
Но если не государство, то кто может стать заказчиком разрабатываемой по инициативе школ модели?
Научный директор Центра образовательных технологий Татьяна Ковалева предложила три возможных варианта: "Мы можем сделать модель школы, которая приоритетна для государства, можем поставить на коммерческие корпорации, которые заказывают "школы под ключ", и, наконец, можно разработать модель с ориентацией на чисто научный рынок".
Директор ижевского гуманитарного лицея Михаил Черемных высказался за компромисс: "Хотелось бы создать такую модель старшей школы, которая устроит и государство и бизнес-структуры".
В конце концов все участники согласились с позицией менеджера проектов по развитию из автономной некоммерческой организации "Образовательный форум" Елены Моргорской: "Это миф, что заказ возникает прежде предложения. Сначала появляется оформленное предложение (или несколько предложений), а затем под него находится заказчик".

Научиться решать задачи
И хотя на семинаре присутствовали в основном представители "мыследеятельностной педагогики" и системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, представленной палитры мнений оказалось более чем достаточно для дискуссий по самым разным вопросам. И за этими дискуссиями постепенно выстраивался образ современной старшей школы.
Например, в качестве основной цели образования в старшей школе была предложена концепция выпускника, "умеющего решать задачи в самом широком смысле слова". Поясняя эту мысль, научный руководитель гимназии № 42, г. Кемерово, Вячеслав Лозинг заметил: "Поступить в институт - это решить задачу, жениться - решить задачу. Фактически на любом производстве, в любой фирме работники не делают ничего, кроме того, что решают задачи!"
При этом выпускники школы должны уметь решать задачи индивидуально и в команде, решать задачи нетворческие и творческие (последние - это те, которые не имеют способа решения или способ решения которых неизвестен).
"Задачу невозможно решить без определенного набора способностей, - продолжил свои размышления Вячеслав Лозинг. - Надо уметь поставить цель, сформулировать замысел, а на его основе построить план действий и действовать в соответствии с ним. Необходима также способность понимания. А в большинстве школ, как правило, обучение строится на узнавании: ученики узнают в учебных текстах то, что они уже знают".
Хорошо, конечно, детям Кемеровской гимназии, где развитие "задачных" способностей является ведущей целью с первого класса: сначала они решают чисто учебные задачи, затем - социально-практические (в рамках школы и ее ближайшего окружения), а уже в старших классах учатся работать с проектными задачами в самых разных областях - политической, управленческой, правовой. А что будет, если попытаться организовать подобную деятельность в старших классах обычной школы? Большинству ребят будет очень сложно включиться в нее. А это значит, что старшая школа должна реализовывать свое предназначение на конкурсной основе. И через механизм конкурсного отбора, считает Михаил Черемных, влиять на пересмотр целей и содержания образования в начальном и среднем звене.

Пробы и перспективы
Образование на старшей ступени эффективно тогда, когда оно строится на основе желаний, потребностей, интересов ученика. Но чтобы юноша мог определиться в собственных образовательных потребностях, ему нужно предоставить широкое поле всевозможных проб и выборов. А поскольку сама школа это сделать не в состоянии, значительная часть образования старшеклассника должна реализовываться не в школе, а в других образовательных центрах: в учреждениях дополнительного образования, в профессиональных практиках на предприятиях и фирмах, в системе дистанционного обучения и т.д. Ну а помочь ученику в простраивании его индивидуального образовательного маршрута должен тьютор - специально подготовленный педагог, хорошо представляющий себе спектр образовательных ресурсов региона.
Еще один ресурс увеличения возможностей выбора и проб - сетевое образование, когда начинают взаимодействовать образовательные ресурсы разных учебных заведений. Скажем, ребята из школ Новосибирска, Томска, Красноярска, Междуреченска и других городов ездят друг к другу на олимпиады, молодежные ассамблеи, фестивали... Что это дает? За счет привлечения дополнительных ресурсов расширяется спектр выбора: другие учителя, другой город, другой менталитет. При этом ребята становятся более мобильными и свободными: знакомятся друг с другом, начинают переписываться, ездить в гости...
Впрочем, на практике такой подход к образованию старшеклассников связан и с определенными рисками. Один из главных состоит в преувеличении способности шестнадцати-семнадцатилетнего человека осознанно простраивать свой образовательный маршрут, трезво оценивая свои возможности и жизненные перспективы...

Что в итоге?
Следует ли вести речь об одной или нескольких моделях старшей школы для РФ? Большинство участников склонились ко второй позиции: модели старшей школы должны быть разными. Но все они должны быть убедительными для заказчика.
А вот с этим возникли проблемы.
На встрече участников семинара с представителями органов городского управления, общественных организаций и коммерческих структур выяснилось, что разработчики и потенциальные заказчики пока что плохо понимают друг друга. Например, бизнесмены были готовы говорить об экономических вопросах построения старшей школы, а вот вникнуть в ее содержательные аспекты у них не получалось. Характерное замечание: "У этой модели нет глобальной цели, подобной удвоению ВВП или вступлению в ВТО!" В свою очередь у педагогов оказалась совершенно не просчитанной финансовая часть...
Стало понятно, что мало разрабатывать модель, - неплохо бы подумать над задачей ее продвижения на рынке, предъявления заказчику и обоснования конкурентных преимуществ. Нужен механизм, который связал бы продукт и интересы заказчика.
Вывод, к которому пришли участники семинара: результатом моделирования должен стать пакет документов, включающий в себя не только концепцию старшей школы, но также и бизнес-план ее построения, бюджет, нормативно-правовую базу, систему оплаты труда, систему подготовки кадров и многое другое...
"Это и есть то, что называется "школа под ключ" - полный пакет документов, модель которых может быть реализована любым заказчиком, будь то руководитель финансовой корпорации, губернатор региона или министерство Российской Федерации", - подвел итог Михаил Черемных.
На семинаре было принято решение начать работу по наполнению этого портфеля и уже к концу ноября сделать черновые варианты основных документов для обсуждения их на следующей встрече, которую намечено провести в Москве. А для практической апробации модели участники семинара решили создать сетевую образовательную организацию, объединяющую все заинтересованные в этом школы.
1 Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - с.240

2 См. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995. - с.652-656
3 Там же. - с.647
4 Там же. - с.666
5 Стенограмма семинара "Старшая школа как взрослая жизнь: программирование содержания образования", Красноярск, 29.04 - 1.05.2000 г. (публикуется с сокращениями).
6 Такую способность мы называем планированием
7 К.Н. Поливанова, 1999
8 Важна именно такая формулировка: "в мир профессионалов", а не "в мир профессий"
9 В нашей ситуации вряд ли осмысленно можно говорить о требованиях рынка труда, а также о влияющих группах маргинального или асоциального характера. Во-первых, требования рынка труда проникают в ситуацию молодых людей и становятся сколько-нибудь значимыми для них при приближении перспективы профессиональной работы либо в ситуациях жизненной необходимости (раннего начала трудовой жизни). Влияние маргинальных и асоциальных групп на молодежь бесспорно, однако это не является перспективой нормального развития молодых людей и для нас может обсуждаться лишь как риски возрастной ситуации.
10 Вообще, интересно, что окончание школы знаменует именно ритуальное окончание детства, несмотря на готовность или неготовность принять следующий этап жизни.
11 Естественно, что мы в силу ограниченности объема текста не приводим более структурированной картины.
12 Однако мы должны оговориться, что для женских моделей самотождественности профессия может совсем не являться ориентиром.
13 Стенограмма семинара "Старшая школа как взрослая жизнь: программирование содержания образования", Красноярск, 29.04 - 1.05.2000 г. (публикуется с сокращениями).
14 Статья готовилась в очередной номер культуротехнического альманаха "Архэ", посвященного 10-летнему юбилею Школы Гуманитарного образования (ШГО) А.Попова.
15 Олег Игоревич Генисаретский размышляет о жизненном пространстве в журнале "Со-общение" №6(42)июнь 2003г.
16 Школа Культурной Политики, основатель П.Щедровицкий, подробнее с исследовательскими программами ШКП можно ознакомиться на сайте<www.shkp.ru>
17 В 2005 году в Томске состоялась 10- юбилейная Тьюторская конференция.
18 Программа была разработана по запросу Московской делегации Международного комитета красного креста (МККК) на экспериментальном Отделении конфликтологии Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета для создания практического курса для учащихся старших классо российской школы. Подробнее с материалами программы можно познакомиться в журнале "Кентавр" №35. Авторы-разработчики программы Р.Шайхутдинов, И.Постоленко, Ф.Александров,О.Перцовский.
19 В 2000 году появился Открытый институт "Развивающего обучения", который осуществляет широкомасштабный эксперимент в статусе Федеральной экспериментальной площадки по апробации системы учебных материалов на предметах естественно-научного цикла в подростковой школе. Руководит работами Б.Д.Эльконин, доктор психологических наук.
20 Стоимость одной сессии указана в ценах 1994 года
21 Визит - профессор был вынужден для чтения лекции на сессии бизнес-колледжа свернуть свой курс, который он читал в вузе в течение года, до 6-8 учебных часов, так как сессия длилась 3-4 дня, а в сессии, как правило, участвовали три-четыре профессора. Наименование должностей указано на момент проведения сессии.
22 Инна Алексеева, Данил Зубарев, выпускники Центра образования, участники программы, впервые разместили свои работы в культурологическом альманахе "Архэ". Оба создали свои собственные школьные издания: школьную газету и школьный
23 Доклад П.Щедровицкого "Реформа образования-3:предметы стратегического партнерства государства и общества" издан в сборнике материалов 11-й научно-практической конференции "Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты" в2005 году. Красноярские конференции стали местом встречи инновационного образовательного движения и людей, реализующих образовательные программы и проекты разного масштаба.
24 С тем, как описывают ситуации для проектирования программ развития можно ознакомиться в концепции Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы на сайте Министерства образования и науки РФ.
25 Громыко Ю.В. "Мыследеятельностная педагогика".- Минск, 2000.- С.114-115.
26 Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с.
27 Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540 с.
28 Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. - 376 с.
29 На консультацию дети могут приходить одни либо с родителями. Желающих проконсультироваться оказалось достаточно много - около половины учащихся.
30 На самом деле нет никаких принципиальных ограничений по количеству - можно делать даже группу из 1 человека.
31 Пока у нас трудность возникла только с геометрией, которую выбрали только 10 человек, и базовая группа оказалась слишком большой.
32 Данный назидательно-методический текст был подготовлен специально для учащихся по итогам одного трудного турнира.
??

??

??

??




3



<< Пред. стр.

страница 4
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign