LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Коммуникация (п.6) - одна из наиболее сложных проблем для учащихся (формулировка собственной позиции, понимание позиции другого, аргументация, ситуативное реагирование, удержание предмета дискуссии, удержание собственной позиции, переформулирование и развитие собственной позиции и т.д.). В современной школе этим важнейшим вещам не учат. В рамках игры развитие коммуникативных способностей - это специальный предмет общей работы в 4-й и 5-й день игры.
Соответственно, все мероприятие разделяется на 2 части:
* Игра 1 на освоение общих способов учебной деятельности - 1-3 день
* Игра 2 - "Коммуникативный турнир" - 4-5 день.
В Игре 1 учащиеся предварительно распределяются по 5-и группам (пп.1-5 по списку выше). Распределение производят педагоги школы до начала мероприятия. Тут возможны разные подходы (определить "физтехов" в гр.2-4, а "гуманитариев" - в группы 1 и 5, либо распределить поровну и т.п.). Педагоги могут советоваться или не советоваться с учащимися - это их дело.
В ходе установочного доклада группам предлагаются задания-задачи, с которыми им предстоит работать три дня. Логически и по времени вся работа организована в 3 этапа:
* Понимание задания, постановка задачи, анализ условий, переход к решению
* Решение задачи, рефлексия способа и средств решения
* Перенос найденных способов (средств) на новый материал
Игротехники в группах строят свою работу на принципах мд-педагогики. Они не подсказывают школьникам решение, но активизируют мышление с помощью вопросов, стратегии активного непонимания, просьбы изображать на схеме или рисунке каждый смысловой проход. При таком подходе школьники вынуждены осуществлять поисковые действия, пусть даже поначалу хаотические. Игротехники обязательно заметят интересные содержательные ходы и мысли и обязательно сделают их предметом общего внимания и проработки. Игротехники отвечают за то, чтобы не был скомкан этап постановки задачи, за организацию коллективного движения к решению и за выход в рефлексию способа решения.
Но это лишь часть работы. Реальная проверка владения способом решения задачи происходит на общем обсуждении, где каждая группа представляет результаты своей работы, а организаторы игры управляют коллективной коммуникацией. Задача каждой группы так построить свое выступление, чтобы ее результаты могли присвоить участники других групп. Нужно суметь ответить на вопросы, на критические замечания, преодолеть непонимание, убедиться, что тебя услышали и поняли. Основное содержание докладов обязательно должно быть представлено схематически на плакате.
Уже в игре 1 организаторы выделяют фрагменты работы, связанные с умением строить коммуникацию с товарищами. Так готовиться поле для игры 2.
Игра 2 представляет собой коммуникативный командный турнир. Команды учащихся формируются непосредственно в начале игры 2 с помощью простого социометрического выбора. Группы "сражаться" в "коммуникативных боях" по заранее известным темам. Бои проходят по правилам, работает судейская бригада. Часть тем предлагается организаторами турнира и педагогами школы (как образец формулирования темы), но большая часть тем предлагается самими учащимися.
См. приложения.
В этой игре мы осваиваем так называемый содержательный диалог. Разговор, где цель участников не психологическая победа над противником (уговорить, задавить...), но взаимное продвижение в теме. Спор ради истины.
Такой спор требует наличия единого для двух сторон предмета мысли. Если единого предмета нет (каждый говорит о своем), то мы получаем не спор, но "базар". Единый предмет мысли - это необходимое условие для диспута. Необходимое, но не достаточное. По поводу единого предмета обсуждения должны быть два различных суждения. Только в этом случае есть о чем спорить. Две мысли о едином предмете обеспечивают возможность спора. Чтобы спор состоялся, мы должны уметь различать свою мысль и чужую, видеть их как две разные мысли.


Схема позиционной коммуникации










Рис. 1.

Тексты участников такой коммуникации должны быть выстроены логически: тезис; обоснования тезиса в виде рассуждения; обоснования тезиса в виде примеров.
Идеальную модель коммуникации можно представить как единство трех составляющих, взаимно ортогональных друг другу:


Если одна из составляющих в диалоге отсутствует, то мы получаем вырожденный случай: либо монолог (нет взаимодействия), либо бессодержательный разговор (нет содержания), либо коммуникативный хаос (нет выстроенной формы выражения).
Эти представления даются участникам игры сначала в виде лекции, далее в виде практических рекомендаций и комментариев к выступлениям школьников.
Турнир как игровая и состязательная форма многократно усиливает образовательные эффекты.

5. Результаты реализации модуля как основание для постановки образовательных задач в зоне предметного обучения и социального проектирования для школы. Диагностика индивидуальных способностей и личных образовательных результатов школьников на предыдущем этапе образования. Конкретизация индивидуальных образовательных программ учащихся (материал для работы тьюторов)
Описанный выше модуль решает не только образовательные задачи. Он является также мощной формой диагностики и самодиагностики школьников. Игра предоставляет для школьников возможность для самостоятельного ответственного действия в зоне мышления (моделирование, категориальный и понятийный анализ текстов); коммуникации (доклады, вопросы и критика, понимание собеседника, коммуникативное взаимодействие); мыследействия (ориентация в ситуации неопределенности, постановка задачи и движение к решению, рефлексия, организация коллективного взаимодействия команды, ситуативные и волевые решения и выборы...).
Кроме способностей, связанных с мыследеятельностью как таковой, игра обнаруживает уровень предметной подготовки участников, так как материалом игры являются предметные задачки. Эти задачи позволяют выявить владение детьми базовых предметных понятий (например: площадь фигуры, периметр многоугольника, движение частиц, вес, аренда земли, владение землей и т. д.), а так же способность двигаться, рассуждать по законам той или иной предметной действительности.
В результате молодой человек имеет возможность осознать, что он умеет делать, в какой сфере он обладает способностями, что у него получается плохо, в какой зоне он вообще бессилен. Для полноценной рефлексии нужна добрая помощь педагогов и тьюторов, так как часто дети склонны анализировать действия всех вокруг, но только не свои собственные. Честная рефлексия - показатель зрелости личности.
Педагогический коллектив и управленческая команда школы получают общую картину "успеваемости" коллектива школьников и могут наметить "зоны ближайшего развития". Результаты подобной самоэкспертизы позволяют программировать развитие старшей школы и планировать управленческие ходы.

6. Возможная вариативность заданий в зависимости от конкретной образовательной ситуации школы.
Задачи, используемые в данном модуле - это сменные элементы модуля. В зависимости от предыстории старшей школы (игровой стаж, наличие или отсутствие системы РО, региональные особенности, готовность к освоению нового и т.п.) можно заложить разные по уровню сложности и учебному содержанию задачи.




Приложение 1. Программа образовательной сессии "Способы учебной работы"
Гуманитарный лицей г.Ижевска
10 классы
8-12 ноября 2005 года

День 1 (8 ноября, вторник)
Тема дня: "ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ"
09.00-09.40
Установочное сообщение руководителей игры
09.40-11.40
Работа в группах:
1) Функциональная организация работы в группе;
2) Работа по теме дня
11.50-15.30
Доклады групп и общее обсуждение по теме дня (включая обед)
16.00
Рефлексия игры с педагогами и игротехниками (1,5-2 часа)

День 2 (9 ноября, среда)
Тема дня: "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ И АНАЛИЗ СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ"
09.00-09.15
Установочное сообщение на работу в группах
09.20-11.20
Работа в группах.
1) Рефлексия прошедшего дня;
2) Функциональная организация работы в группе;
3) Работа по теме дня
11.30-15.10
Доклады групп и общее обсуждение по теме дня (включая обед)
15.20-16.20
Лекция для учащихся и учителей на тему "Что такое коммуникация?" (для желающих в рамках подготовки к коммуникативному турниру 4-5-го дней)
16.30
Рефлексия игры для педагогов и игротехников

День 3 (10 ноября, четверг)
Тема дня: "РЕФЛЕКСИЯ СПОСОБОВ И СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. КОНКУРС НА СОСТАВЛЕНИЕ НОВЫХ ЗАДАЧ, ОСНОВАННЫХ НА ПРИМЕНЕНИИ ОСВОЕННЫХ СРЕДСТВ"
09.00-09.15
Установочное сообщение руководителей игры
09.20-11.00
Работа групп по теме дня и подготовка стендовых докладов
11.00-13.40
Доклады групп и заключительное общее обсуждение по теме: Средства и способы учебной деятельности. Презентация составленных задач (стендовые доклады)
12.00-12.40
Обед
15.20-16.30
Коммуникативный практикум для учащихся (Подготовка к коммуникативному турниру для желающих)
16.30
Организационная и содержательная подготовка объединенной "взрослой команды" к турниру (создание жюри, протокольной группы и группы тайм-контроля, экспертной группы, подготовка помещения и прогон турнира)

День 4 (11 ноября, пятница)
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТУРНИР. Поединки "два на два"
09.00-09.40
Установочное сообщение о сути турнира и его правилах
09.40-10.00
Создание команд
10.05-11.20
Подготовка команд к турниру. Функциональная организация. Выработка командной стратегии. Подготовка по тематическому содержанию
11.30-15.00
Коммуникативный турнир. Поединки "два на два"
День 5 (12 ноября, суббота)
КОММУНИКАТИВНЫЙ ТУРНИР. Финальные поединки "один на один"
09.00-11.00
Завершающие встречи турнира
11.00-12.00
Подведение итогов. Рефлексивные выступления участников
12.00-14.00
Подведение итогов с педагогами и игротехниками




Приложение 2. Примерный набор заданий для модуля
1. Построение картины мира, объясняющей данное явление
Бутылка и яйцо.
Варёное очищенное яйцо кладётся на горлышко бутылки из-под кефира (бутылка советская). В бутылку бросается горящая спичка. Яйцо само втискивается в бутылку. Вопрос: в чём природа явления?

2. Мысленный эксперимент
С помощью мысленного эксперимента решите задачу:
В сосуде с водой плавает кубик льда. Как изменится уровень воды в сосуде, если лед растает?

3. Модель "Весы" для решения и исследования алгебраических уравнении
В младших классах для детей довольно сложно понять правила оперирования с алгебраическими уравнениями. Не просто запомнить, а именно понять: почему можно прибавлять или вычитать (делить, умножать) из обеих частей уравнения одно и тоже число, почему при переносе некоторой величины из одной части в другую мы должны изменить знак и т.д.
Используя идею весов, можно легко показать правомерность, например, вычитания из обеих частей уравнения одного и того же числа. Например:

Уравнение 3х + 2 = 2х + 4

Изобразим неизвестное х - , а единицу -

1) 3х + 2 = 2х + 4


2) 3х + 2 - 2 = 2х + 4 - 2
3х = 2х + 2

3) 3х - 2х = 2х - 2х + 2
х = 2

Вам надо придумать такую модель весов, на которой можно было легко видеть (даже малышам) как с помощью весов:
A) решить уравнение: 2х + 1 = -3
B) решить систему уравнений
3х - 5у = 7
х + у = 1
C) обосновывать с помощью модели весов алгебраическое правило переноса величины в другую часть уравнения со сменой знака.
4. Понимание литературного произведения
О чем говорится в стихотворении? Какая ситуация описана? Что происходит?
Ответ нарисовать.

Иосиф Бродский. 1965 г.

Маятник о двух ногах
В кирзовых сапогах,
Тикающий в избе при ходьбе.
Вытянуто как яйцо
Белеет лицо
Вроде белой тарелки,
Лишенное стрелки.
В ящике из тишины
От стены до стены,
В полумраке. Впервой
Вниз головой.
Памятник самому
Себе, одному,
Не всадник с копьем,
Не обелиск -
Вверх острием
Диск.

5. Категориальный и понятийный анализ текста из учебника истории 9 класса
Используя схему категории процесс типа ?®? и на схему отношения типа ?-?.
Схематизируйте содержание отрывка из учебника истории. Какие предметные понятия в этом тексте базируются на основе данных категорий.

6. Задача "Письмо команде "решателей"
"Помогите, пишут вам Петр и Иван. История наша такова: отец наш умер и завещал нам поделить участок земли поровну. Сложная это для нас задача. Обратились мы в фирму "ТТ". Фирма дала рецепт всего за 200 долларов: "Обойдите участок и сосчитайте количество шагов при обходе. Поделите это количество пополам и полученное число шагов сделайте длиной обхода участка Ивана. Оставшийся участок отдайте Петру". Петра такой раздел устраивает, а я вижу, что раздел несправедлив. В чем дело - не могу понять. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Иван и Петр".
Надо разобраться: верен ли рецепт фирмы.




Приложение 3. Темы для коммуникативного турнира
1-й день турнира (темы были предложены педагогами)
1) Жизненный путь
Я должен выбирать свой жизненный путь по совету родителей
Я должен сам искать и выбирать свой жизненный путь
2) Проблема понимания между родителями и детьми
Я должен понимать своих родителей
Мои родители должны понимать меня
3) Нужно ли уметь смотреть фильмы, читать стихи, слушать музыку, "читать" танец
Никакого специального умения не нужно, чтобы смотреть фильмы, читать стихи, слушать музыку, видеть танец
Надо учиться понимать фильмы, художественную литературу, музыку, танец
4) Зачем мне образование. Какое образование мне нужно
В современной жизни образование нужно для того, чтобы получить хорошо оплачиваемую и перспективную работу.
Образование необходимо прежде всего для личного развития.
5) Истина и ложь
Все в мире относительно, каждый имеет право на свою точку зрения, истины как таковой не существует
Есть вопросы, в которых надо стремиться к истине и правде
6) Дружба
Дружба - это на всю жизнь
Дружба - временное явление, в новой жизненной ситуации появятся новые друзья, а старые уйдут
7) Важно ли своеобразие культур и народов
Все народы должны стремиться к единым нормам существования
Необходимо сохранить на Земле разницу национальных культур и норм жизни
8) Изобилие товаров - благо или зло?
Изобилие товаров в современном мире - благо
Изобилие товаров и у слуг в современном мире - зло

2-й день турнира (темы были предложены учащимися)
1) Быть всегда в центре внимания
Быть всегда в центре внимания - условие достижения цели
Быть всегда в центре внимания - помеха в достижении цели
2) Познавать мир
Познавать мир лучше через СМИ
Познавать мир лучше всего в путешествии
3) Сомнения
Сомнения дают импульс в развитии
Сомнения отравляют жизнь
4) "Реалити-шоу" на ТВ
Классно
Нужно запретить
5) Компьютерные игры
Вред для психики
Полезны для развития.
6) Молодежные журналы
7) Интернет
8) Справедливость
Есть
Нет




Приложение 4. Правила коммуникативных поединков
Турнир проводится в виде серии коммуникативных поединков по заранее объявленным предметам обсуждения (7-10 предметов).
По каждому из предметов обсуждения можно отстаивать одну из двух противоположных позиций (также заранее известных).
В одном поединке участвуют два человека (четыре) - по одному (по два) представителю от соревнующихся команд
Право выбрать тему (предмет обсуждения) поединка даётся команде по жребию. Команда выбирает тему и выдвигает своего представителя на бой.
Возможность выбрать позицию в споре имеет команда, которая не выбирала тему поединка. Команда выбирает позицию и выдвигает своего бойца. На выбор темы и выбор позиции каждой команде даётся по 30 секунд. Команда, не успевшая сделать выбор за 30 секунд, считается проигравшей. Продолжительность боя - 7-10 минут. Результаты поединка оценивает жюри в баллах.
Ведущий объявляет начало боя. Никто, кроме ведущего-рефери не вмешивается. Рефери вмешивается лишь на формальных основаниях.
После окончания поединка ведущий просит жюри показать оценки. Каждый член жюри предъявляет свою личную оценку поединка и вносит ее в протокол.
Количество членов жюри должно быть нечётным.
Счетная комиссия заносит в таблицу результатов на сцене сумму баллов каждой команде по итогам встречи.
Члены жюри должны быть готовы к комментарию своей оценки по просьбе ведущего.

Начисление очков
Чистая победа присуждается рефери в ходе самого поединка в случаях:
* Молчание участника поединка в течении 30 секунд. Победа присуждается со счетом 5:0 (если 5 членов жюри)
* Действия участника приводят к тому, что соперник вынужден признать неконтролируемую потерю позиции в ходе поединка - победа 5:0 (потерю позиции отличать от контролируемой "сдвижки позиции", что есть цель содержательной коммуникации).
Во всех других случаях результат поединка оценивает жюри.
Каждый из пяти членов жюри поднимает карточку цвета того участника (цвет определяется местом под цветным квадратом на доске), которого он считает победителем.
Карточка - 1 балл.
Счет встречи - определяется соотношением карточек разных цветов (суммируется число карточек каждого цвета).
Слабая ничья - отсутствие карточки (или ее изнанка) - ноль баллов каждой команде.
Показать сильную ничью член жюри не имеет права, должен сделать выбор в пользу одного из участников.
Турнирная таблица предусматривает встречу каждой команды с каждой.
После боя его участники превращаются в болельщиков - команда должна выставлять на новый бой каждый раз нового участника.

Процедура розыгрыша условий поединка
1. (Этот пункт не обязателен, если заготовлен протокол встреч с порядком встреч участников) Капитаны всех команд выходят на сцену. Производится жеребьевка №1. Жребий определяет пары противников и порядок боя. (На бумажках по две одинаковых цифры, означающие номер боя по порядку)
2. Объявляется порядок боев.
3. 2 капитана команд-участников 1-го боя остаются, остальные возвращаются в зал. Жребий № 2 определяет команду, которая получает право выбора темы. Второй капитан выбирает позицию. Первый капитан вынужден взять оставшуюся позицию.
4. На каждое решение отводится 30 секунд. Если выбор не сделан - команда проигрывает и получает 0 очков (другая автоматически выигрывает 5 очков).
5. На сцену вызываются команды для первого поединка. По 1-му представителю (по два) от команды выходят в центр.
6. По команде ведущего начинается бой и отсчет времени.


Приложение 5. Кое-что о диалоге32
Счастье - это когда тебя понимают...
(Из к/ф "Доживем до понедельника")

1. Понятие диалога. Диа-лог - встреча двух логик, точнее двух людей, стоящих на различных, даже противоположных позициях по поводу одного предмета обсуждения.
2. Цели людей, вступающих в диалог могут быть разными: выяснить, кто прав; убедить в чем-либо; сделать шаг на пути к истине; понять чужую точку зрения и развить собственное понимание предмета обсуждения.
3. Столкновение позиций или борьба людей? Если и Вы и Ваш собеседник стремитесь понять чужую точку зрения и развить собственное понимание предмета обсуждения, диалог никогда не превратиться в агрессивное столкновение и Вы имеете шанс испытать "роскошь человеческого общения". Если же Вы стремитесь понять, а Ваш собеседник желает побороться, выяснить кто прав - диалог может сопровождаться отрицательными эмоциями, но они никогда не станут для Вас разрушительными. Кто-то из великих сказал - Я не разделяю Вашу точку зрения, но я готов отдать свою жизнь за то, чтобы Вы имели право ее высказать. Задумывайтесь всякий раз - какова Ваша цель вступления в диалог?
4. Единица диалога. Схематично "конструкцию" простейшего диалога можно представить так (см. рис.1 и пояснения к нему)










Рис. 1.

Допустим Вы - (2. Развертывание идеального диалога ("идеального" - в том же смысле, в каком говорят - "идеальный газ") выглядит так:
* (1 излагает свою позицию 1 в тексте 1
* Вы обязаны не только выслушать собеседника, но и услышать его, т.е. понять, а также проверить правильность своего понимания. На данном этапе возникают следующие варианты:
1) Собеседник согласился с Вашей версией понимания его позиции - переход к следующему этапу;
2) Собеседник не согласился с Вашей версией понимания его позиции - Вы строите другие версии понимания его позиции;
3) Собеседник не согласился с целым рядом Ваших версий понимания его позиции - Вы начинаете проверку того есть ли у него позиция по обсуждаемому предмету.
* После проверки понимания Вы излагаете собственную позицию.
* Собеседник должен понять Вашу позицию и проверить понимание. Если он пропускает этот шаг, Вы должны так или иначе организовать проверку его понимания Вашей позиции.
* Далее идут этапы аргументации (нападения и защиты в игровом смысле).

5. О позиции. Продуктивный и интересный диалог возможен только при условии, когда хотя бы у одного из собеседников есть позиция. Иметь позицию означает:
* У меня есть представления о предмете обсуждения, опыт размышлений о нем;
* У меня есть личное отношение к предмету обсуждения;
* Я могу выразить свои представления и личное отношение в определенной и обобщенной форме.
В предельном виде позиция это единство поступка, мысли и слова. (Ср. На том стою и не могу иначе! - Лютер). Если же я произношу слова, за которыми не стоит мысли или поступка - у меня нет позиции.
6. Что делать, когда у меня нет позиции. Надо применить метод заимствования позиции - попытаться освоить позицию, которую занимал выдающийся, авторитетный для Вас человек. Попробуйте придерживаться этой позиции в коммуникации, в своих поступках, в мысли. Тогда рано или поздно у Вас появиться Ваша личная позиция. Как говорят, кем себя помыслишь, тем и станешь.
7. О понимании. Понять не означает согласиться с позицией 1. Понять означает "схватить" суть позиции 1, даже если Вы с ней не согласны (по Потебне этимология слова понять: понять происходит от пымать, т.е. поймать, схватить, ухватить). На уровне приема понять означает пересказать услышанное своими собственными словами, либо привести собственные примеры или иллюстрации позиции 1, либо собственную обобщающую формулировку позиции 1, специально не совпадающие с буквальным текстом 1. Пересказывайте не текст изложения позиции, а смысл, стоящий за текстом. Не цепляйтесь к словам, вы не в милиции и не в суде. После пересказа Вы обязаны спросить собеседника: я Вас правильно понял? В этом приеме заключается проверка понимания.
8. Результат диалога. Результатом "хорошего" диалога являются новые вопросы, которых Вы до диалога не ставили перед собой и не видели. Вопросы открывают для Вас новые горизонты, раздвигают границы мира, трансформируют Вашу позицию. В ходе хорошего диалога собеседники могут изменять собственную позицию, уточнять ее и даже иногда вовсе отказываться от позиции. В этом нет ничего плохого, если Вы делаете эти вещи осознанно, отдаете себе отчет о том, что происходит в ходе коммуникации. На рис.1 есть символ - фигурка со звездочкой - та сторона Вашего сознания и сознания собеседника, которая и должна отдавать отчет о происходящем.
9. Выразительность в диалоге. Стремитесь кратко и емко выразить мысль, отношение. Задача не в том, чтобы красиво выстроить речь, а в том, чтобы речь выражала Ваше отношение к предмету диалога и Вашу мысль.
10. "Да-примеры" и "контр-примеры" в диалоге. Мы с Вами пытались практически освоить эти действия. Имеет смысл прочитать книжку И.Лакатоса "Доказательства и опровержения" (термин "контр-пример" принадлежит этому автору) - особенно "физтехам", важно читать "Диалоги" Платона - особенно "гуманитариям".


ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
М.П. Черемных,,
директор Гуманитарного лицея
г. Ижевска

Система педагогического образования для нужд старшей школы должна выстраиваться так, чтобы одновременно охватывать своим вниманием и действием три уровня (три "этажа") педагогической реальности:
1) Инновационная образовательная практика;
2) Педагогическая деятельность по построению (моделированию, проектированию и программированию) инновационной образовательной практики;
3) Система подготовки и переподготовки специалистов под задачи такой педагогической деятельности.
Одной из основных проблем существующей системы образования является проблема содержательного и организационного устройства школы как базовой институциональной единицы сферы образования, поскольку "ЗУН-овская" парадигма, предметная организация содержания, классно-урочная система, "школоцентризм" и т.д. являются признаками такой системы образования, которая не соответствует современным цивилизационным требованиям, предъявляемым к образовательной сфере. Изменения в политической, экономической, социальной и культурной сферах все больше принимают динамический характер: внедряются новые технологии (производственные, информационные и т.д.), изменяются политические и государственные доктрины, появляются альтернативные механизмы формирования общественного мнения, происходит неуклонный рост научного знания, стремительно расширяется объем информации. Перед системой образования встает принципиально новая задача - поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах найти и выстроить свою жизненную и профессиональную траекторию, преодолеть принципиальную фрагментарность знания, обрести собственную интеллектуальную и нравственную целостность и самобытность.
Решая эту задачу, инновационная образовательная практика берет на себя функцию построения и апробации перспективных образовательных моделей, обозначающих возможные горизонты развития сферы образования. При этом моделирование, проектирование и программирование новой образовательной реальности становятся основными предметами деятельности инновационных образовательных площадок и профессиональных педагогических сообществ.
Существенным условием реформирования системы образования, в том числе реализации инновационных моделей современной школы, является совершенствование систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, ориентация этих систем на задачи развития образовательной сферы. Вместе с тем, анализ современной ситуации в системе педагогического образования фиксирует следующие проблемы существующей системы:
- репродуктивный характер содержания программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, внедеятельностный и непроектный характер форм организации содержания;
- отсутствие гибкости в организации, отсутствие выбора и возможности педагогу (и будущему педагогу) самостоятельно формировать индивидуальную программу подготовки и повышения квалификации;
- отсутствие в системе организации педагогического образования современных коммуникативных, информационных технологий, сетевых форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- отсутствие технологий и практик педагогического (тьюторского) сопровождения процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Очевидно, что без решения этих проблем невозможно ликвидировать разрыв между требованиями инновационной педагогической практики к уровню квалификации работников образования и реальным результатом существующей системы педагогического образования (СПО).
Концептуальная основа новой СПО - идея открытого образования. В соответствии с этим, образовательные программы новой СПО должны быть программами открытого типа, то есть:
- опираться на осознаваемые цели участников СПО как субъектов процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации и формировать новые образовательные потребности ее участников;
- обеспечивать возможность индивидуального образовательного маршрута участников СПО через соорганизацию различных форм индивидуального и коллективного участия в исследовательских и проектных разработках в сфере образования;
- предусматривать мобильные перемещения участников по образовательным позициям;
- включать участников в современные формы мышления и деятельности (гуманитарно-организованные управление, проектирование, исследование);
- встраивать участников в различные формы современных общественных коммуникаций;
- предусматривать аналитические и рефлексивные формы фиксации образовательного содержания;
- предусматривать включение в качестве образовательного материала ситуаций городского, регионального, федерального и мирового уровней;
- предусматривать решение таких образовательных задач, которые имеют статус "настоящих" (то есть актуальных и практически значимых) и для участников, и для сферы образования.
Образовательная программа новой СПО должна предусматривать подготовку специалистов по следующим специализациям: "Тьюторство", "Педагогическое проектирование", "Педагогическое исследование", "Антикризисное управление в образовании", "Сетевое администрирование в образовании", "Дизайн образовательного пространства", "Социальное продюсерство", "Образовательная методология и философия".
Выбор этих специализаций продиктован следующими положениями:
1. Инновационный характер деятельности педагога и руководителя образования требует освоения ведущих типов деятельности современного профессионала (исследование, проектирование, программирование, управление, моделирование);
2. Изменение самого образовательного процесса требует подготовки новых специалистов, осуществляющих педагогическую поддержку процесса индивидуализации (тьюторство), процесса социализации (социальное продюсерство), процесса образовательной, в том числе академической, мобильности (сетевое администрирование);
3. Модернизация российского образования требует подготовки новых специалистов, обеспечивающих непрерывность процессов развития, как на уровне образовательных организаций, так и на уровне муниципальных и региональных систем образования (антикризисное управление, методологическое и философское обеспечение управленческой деятельности).
Целостность образовательной программы новой СПО достигается, прежде всего, за счет сетевого взаимодействия программ специализаций во время учебного процесса (возможность использования участником ("слушателем") специализации ресурсов всей образовательной программы, в том числе и других специализаций). Предполагается, что и в реальной педагогической практике выпускники новой СПО будут осуществлять совместную деятельность в одной образовательной ситуации, в совместном образовательном проекте или программе.
Кроме того, целостность образовательной программы задается единством темы ("модернизация системы образования"), концептуальных оснований ("открытое образование"), принципов организации курсов (обучение участников по индивидуальной образовательной программе, тьюторская поддержка процесса образования, модульная структура учебного плана, деятельностный подход к обучению и т.д.).
Новая СПО должна быть надстроена над системой высшего образования, организованного предметным образом. То есть должен быть разработан механизм "рекрутирования" студентов старших курсов вузов (историков, филологов, экономистов, менеджеров, дизайнеров, программистов и т.д.) в СПО и далее - в инновационную педагогическую практику. Одновременно необходимо усилить практико-ориентированную направленность подготовки участников, для чего создать сеть инновационных образовательных площадок (образовательных организаций, проектов и программ) как мест стажерской практики участников СПО. Обе эти задачи могут быть решены объединенными ресурсами сети Инновационных центров повышения квалификации и сети Федеральных экспериментальных площадок, созданных Институтом образовательной политики "Эврика".




ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОМ И ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
М.П. Черемных,,
директор Гуманитарного лицея
г. Ижевска

Обсуждение вопросов, связанных с организационно-управленческими условиями введения тьюторского сопровождения в предпрофильном и профильном обучении, необходимо начать с прояснения того контекста, в котором появление тьюторства в системе общего образования становится не только актуальным, но и необходимым управленческим действием.
Существующая школьная система образования находится в кризисе, который затронул идеологическую, организационно-управленческую, технологическую и содержательную стороны этой системы. По сути, мы имеем дело с институциональным кризисом образования, с потерей школой функции базовой институциональной формы. Система образования демонстрирует все большее несоответствие государственным и общественным потребностям, что ведет к полной потере инвестиционной привлекательности этой системы. Кризис школы как институциональной формы уже привел к тому, что энергия образования уходит из так называемых "образовательных учреждений". Образование начинает жить в новых, более эффективных формах: кадровых программах, летних школах, тренингах, интернет-программах, репетиторстве.
Представления об институциональной трансформации образования требуют указания на новую организационную единицу в системе образования, способную заместить традиционную школу в ее функции базовой институциональной формы. По нашему убеждению, организационной единицей "нового института образования" становится образовательная программа, существующая в нескольких вариантах:
а) как Образовательная программа учреждения (организации),
б) как сетевая образовательная программа, конструируемая из образовательных ресурсов нескольких организаций и/или ресурсов сети Интернет,
в) как образовательный модуль (учебный курс) преподавателя,
г) как Индивидуальная образовательная программа (ИОП) учащегося.
По нашему мнению, институциональная трансформация образования может и должна осуществиться именно (прежде всего) на переходе от подросткового к юношескому типу образования, от ступени общего к ступени т.н. "полного" образования. То есть в системе предпрофильного и профильного обучения.
В данном контексте для нас важно указать на то, что организационно-управленческие условия введения тьюторского сопровождения в систему школьного образования изначально зависят от переустройства старшей ступени образования. Для старшей школы, сохраняющей предметно-классно-урочную систему, ЗУН-овскую парадигму, стандартизацию объема и содержания учебной информации, идеологию "школоцентризма", тьюторство избыточно.

Организационно-педагогическая модель
Основным содержанием образовательной программы старшей школы становится передача молодому человеку технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнедеятельность предметом своих преобразований. К организационно-педагогическим условиям такой образовательной программы относятся:
1. Индивидуализация учебного процесса. Обеспечивается за счет самостоятельного выбора учащимися учебных предметов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Этот выбор оформляется учащимся как Индивидуальный учебный план, который составляется на основе исследования доступных образовательных ресурсов школы, региона, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность авторских программ преподавателей.
2. Расширение пространства социальной реализации учащихся. Обеспечивается включением старшеклассников в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием учащихся в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов учащихся, организацией предпрофессиональных стажировок и практик. Организационно-педагогическое сопровождение социальных и профессиональных проб старшеклассников выстраивается как "социальное продюсирование".
3. Организация пространства образовательной рефлексии (собственно образовательное пространство). Обеспечивается, прежде всего, особой педагогической позицией "тьютор". Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта, анализ образовательной деятельности, формулирование осознанного заказа к обучению и подготовке. Важное место в развитии образовательной рефлексии учащихся занимают т.н. "образовательные игры" - деловые, ролевые, имитационные, - которые также являются предметом совместного анализа учащегося и тьютора.
В основе такой конструкции образовательной программы лежит представление о трех базовых процессах старшей школы - обучении, подготовке, образовании, - и, соответственно, трех основных педагогических позициях - "учитель", "социальный продюсер", "тьютор".

Модель образовательного пространства старшеклассника может быть представлена следующей схемой:

Отличие данной модели от традиционной состоит в том, что процессы социальной реализации и образовательной рефлексии специально не обустраиваются в общеобразовательной школе, ориентированной главным образом на процесс обучения. Школа, ориентированная на профильное обучение и на индивидуализацию образования, рассматривает эти процессы как необходимые, при этом, ведущая функция - за процессом образования. В организационном плане это означает, в частности, сокращение обязательной аудиторной нагрузки старшеклассников на 50% и более. Оставшееся время отводится на самостоятельную и групповую работу, в том числе за пределами школы, и на индивидуальные консультации по предмету, проекту, исследованию, а также на работу с тьютором.
В контексте рассмотрения организационно-управленческих условий тьюторского сопровождения важно обозначить, что необходимость тьюторства возникает лишь в вариативной модели образования, где помимо пространства индивидуализированного обучения существуют также пространство индивидуализированной социальной (профессиональной) пробы и пространство образовательной рефлексии.

Организация тьюторского сопровождения
В ситуации предпрофильного и профильного обучения выделяются два основных предмета тьюторской работы: сопровождение процесса освоения учащимся новых способов деятельности (творчество, исследование, проектирование и т.д.) и сопровождение процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной (профильной) программы. Таким образом, основным организационно-управленческим условием появления тьютора в образовательном процессе и его актуализации для учащегося является наличие двух составляющих - возможности образовательного выбора и необходимости освоения новой деятельности.
При работе с ИОП перед тьютором ставятся следующие задачи:
* помочь учащемуся осознать свои образовательные и профессиональные перспективы;
* создать условия для осознанного и ответственного выбора профиля обучения в старшей школе и выбора учебного заведения или места работы по окончании школы;
* помочь собрать информацию об образовательных ресурсах школы, города, региона, сети Интернет, которые могут быть использованы учащимся при обучении по выбранному профилю и на следующей после школы ступени образования;
* помочь учащемуся оформить заказ к обучению через составление индивидуального учебного плана и к подготовке через составление плана социальных и профессиональных проб.
Основная задача тьютора при сопровождении процесса освоения новой деятельности - предъявлять ("держать") социальные и культурные нормы данного способа деятельности. При этом тьютор сам должен хорошо владеть технологиями творчества, исследования, проектирования или, по крайней мере, одной из этих технологий. Анализируя вместе с учащимся возникающие трудности на каждом шаге освоения новой деятельности, тьютор помогает понять учащемуся, что не хватало для более успешного выполнения творческой работы, проведения исследования, реализации проекта, то есть помогает выявить знаниевые, организационно-управленческие, коммуникативные и т.д. "дефициты" в деятельности учащегося. На основе анализа этих дефицитов должен формироваться осознанный заказ к обучению через составление индивидуального учебного плана, а также понимание того, как (за счет каких ресурсов помимо учебных) эти дефициты могут быть восполнены. Это может стать основой индивидуальной образовательной программы, которая выходит за рамки конкретного учебного заведения и реализуется в открытом образовательном пространстве и/или на следующей ступени образования.
С организационно-управленческой точки зрения тьютор появляется в образовательном пространстве учащегося либо в результате административного решения (назначения, закрепления тьютора за данной группой учащихся), либо в результате выбора тьютора самим учащимся. Основанием для такого выбора может стать желание учащегося работать именно с этим педагогом (опыт предыдущих контактов, коммуникативная совместимость, общность (предметных) интересов) или специализация тьютора по способу деятельности: "тьютор-исследователь", "тьютор-проектировщик" и т.д.
В зависимости от существующих организационных и временных ресурсов количество подопечных у одного тьютора может варьироваться от одного учащегося до группы в 20 и даже 30 человек. При этом группа может состоять как из учащихся одного класса (параллели), так и быть разновозрастной. Поскольку основная форма работы тьютора - индивидуальные и/или групповые консультации, количество подопечных рассчитывается исходя из оптимальной почасовой нагрузки тьютора с учетом того, что каждый учащийся должен иметь возможность часовой тьюторской консультации не реже двух раз в месяц.
Существующее типовое штатное расписание для образовательных учреждений не предусматривает такую должность как "тьютор". В сегодняшних условиях тьютор - это не столько профессия, сколько особая педагогическая позиция, особый взгляд на содержание детско-взрослых отношений в образовательном процессе. Поэтому позицию тьютора могут занимать учителя-предметники, социальные педагоги, школьные психологи, педагоги дополнительного образования, члены школьной администрации, наконец, студенты, в том числе, выпускники данной школы, прошедшие соответствующую тьюторскую подготовку. Юридическое оформление тьюторской работы может осуществляться в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей учреждения (образовательной организации): либо за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей, либо на основании отдельного трудового договора (контракта).
Ресурсами для оплаты труда тьюторов могут служить:
* специально выделенные часы в Учебном плане школы (на предпрофильную подготовку, на руководство исследовательской и проектной деятельностью учащихся и т.д.);

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign