LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

б) оценку показателей при проведении процедур аттестации и аккредитации образовательного учреждения;
в) процедуру инспектирования муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений;
г) аттестацию руководителей, педагогов, работников образовательных учреждений;
д) участие муниципальных органов образования в реализации областных программ.
II уровень - районный (городской), включает программно-методическое и кадровое обеспечение; осуществление контроля за реализацией Концепции.
Организация работы на уровне района (города) предусматривает:
- рассмотрение и направление в образовательные учреждения муниципального округа Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.;
- разработку и реализацию муниципальных программ в области образования (воспитания);
- разработку методических рекомендаций по реализации Концепции в соответствии со спецификой социально-экономического развития района (города);
- проведение семинаров-совещаний руководителей образовательных учреждений по вопросам реализации Концепции, методических советов заместителей директоров по воспитательной работе по организации системы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- координацию работы по вопросам воспитательной деятельности, включающую возможности всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.);
- осуществление контроля за реализацией Концепции:
а) через включение вопросов организации деятельности образовательных учреждений по реализации Концепции в план проведения совещаний у руководителей муниципальных органов управления образованием;
б) оценку показателей при проведении процедур аттестации и аккредитации образовательного учреждения;
в) процедуру инспектирования образовательных учреждений;
г) аттестацию руководителей, педагогов, работников образовательных учреждений;
д) участие образовательных учреждений в реализации районных (городских) программ.

III уровень - уровень образовательных учреждений, включает:
а) руководство: организация работы педагогических коллективов по реализации основных направлений Концепции; организация управления внедрением основных положений Концепции (проведение педагогических совещаний, педсоветов, издание приказов, утверждение планов мероприятий и др.); руководство работой методических объединений образовательных областей, контроль за выполнением планов, качеством мероприятий и их эффективностью;
б) исполнение: составление конкретных планов работ с первичным коллективом (классным, творческим временным объединением, группой обучающихся, студенческой группой); разработка планов воспитательной деятельности совместно с общественными организациями.
Организация работы на уровне образовательного учреждения предусматривает:
- разработку программ, плана воспитательной деятельности по реализации цели, задач, основных направлений Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг. в соответствии со спецификой образовательного учреждения;
- проведение совещаний, методических объединений классных руководителей (кураторов), кафедр по вопросам реализации Концепции;
- определение форм, методов, средств воспитательного воздействия в рамках реализации Концепции в соответствии с программами, планами воспитательной деятельности образовательных учреждений на уровне первичного коллектива;
- координацию работы по вопросам воспитательной деятельности, включающую возможности всех институтов (семьи, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.);
- осуществление контроля за деятельностью классных руководителей (кураторов) по реализации основных направлений программы, планов воспитательной деятельности;
- определение ответственности за конечный результат воспитательной деятельности образовательных учреждений;
- осуществление контроля за реализацией Концепции:
а) через включение вопросов организации деятельности образовательных учреждений по реализации Концепции в план проведения совещаний у руководителей образовательных учреждений;
б) оценку показателей при проведении процедур аттестации и аккредитации образовательного учреждения;
г) аттестацию руководителей, педагогов, работников образовательных учреждений;
д) участие первичных коллективов в реализации программ и планов мероприятий образовательного учреждения.
Воспитательные функции в образовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. В настоящее время в классном коллективе, группе учебно-воспитательный процесс организует классный руководитель, куратор, который взаимодействует с учителями-предметниками, преподавателями, педагогом-психологом, старшим вожатым школы, библиотекарем, медицинскими работниками, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования, семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов.
Контроль за деятельностью классного руководителя, куратора, как правило, осуществляет заместитель руководителя учреждения по воспитательной работе, который несет ответственность за организацию, реализацию и эффективность воспитательного процесса в рамках образовательного учреждения; создание системы воспитания, координацию деятельности работников образовательного учреждения, учреждений культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, правоохранительных органов, родителей, общественных организаций, общественности.
Администрация обязана создать классному руководителю (куратору) как координатору всех воспитательных усилий необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение воспитательного процесса, повышение квалификации и профессионального мастерства.
Функционированию воспитательной системы образовательного учреждения предшествует ее моделирование (выработка алгоритма действий).
Технологическая цепочка процесса моделирования воспитательной системы в конкретном образовательном учреждении, как правило, включает следующие звенья:
- формирование инициативной группы моделирования воспитательной системы;
- принятие единой концепции воспитательной системы образовательного учреждения;
- разработка и утверждение программы, плана действий по реализации основных положений Концепции;
- научно-методическое обеспечение и руководство воспитательным процессом.
Построение воспитательной системы проходит четыре этапа: 1-й - проектный (1-2 месяца); 2-й - опытно-экспериментальный (5-6 месяцев): 3-й - обобщающий (1 год); 4-й - внедренческий.
Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ

Образовательное учреждение, педагогический коллектив которого стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, остается тем важнейшим социальным институтом, который обеспечивает реальное взаимодействие растущей личности, родителей и социума (рис. 3.).




















Рис. 3. Структура взаимодействия учреждений образования с другими учреждениями и организациями институционального и неинституционального уровней



КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Для оценки состояния и результативности воспитания разрабатывается критериально-диагностический аппарат.
Критерий - обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели.
Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя из ее цели, задач и направлений деятельности. (Подробнее об этом см.: Методические рекомендации по реализации Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.). На основе этого определяются методики изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются и интерпретируются, делается анализ и оценка результатов, прогноз дальнейшего развития и совершенствования воспитательной работы.
При организации системы воспитательной работы необходимо уделить особое внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату.
Ожидаемый результат (черты личности будущего первоклассника):
- умеет в сюжетах игр отражать и преломлять окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач;
- стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры;
- умеет взять на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре;
- умеет соблюдать правила игры и получает удовольствие от их выполнения; распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурных по столовой, по уходу за животными и растениями в группе и на территории детского сада, по поддержанию порядка в группе;
- инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется тому, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и т.д.);
- хочет нравиться, отличается глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (радость, гнев, злость, страх);
- способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности; поддается уговорам воспитателя;
- хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;
- стремится к контактам с окружающими людьми, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат (черты личности младшего школьника):
- имеет широкий познавательный интерес, любознателен, наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями;
- стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников;
- проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;
- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
- обладает чувством собственного достоинства;
- следит за своей внешностью и вещами;
- наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
- умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ.
Ожидаемый результат (черты личности выпускника образовательного учреждения):
- владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;
- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд;
- умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;
- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;
- владеет навыками сотрудничества;
- владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству;
- убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;
- умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется;
- владеет навыками организационной культуры;
- наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран;
- способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;
- умеет противодействовать асоциальным проявлениям.








СОДЕРЖАНИЕ


Введение...........................................................................................
....3
Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности........................
....6
Цели, задачи, принципы воспитательной деятельности...............................
....8
Направления воспитания.....................................................................
..13
Модель реализации Концепции воспитательной деятельности......................
..15
Алгоритм управления системой воспитания .............................................
..23
Взаимодействие учреждений образования с другими учреждениями
и организациями институционального и неинституционального уровней.........
..29
Критерии эффективности воспитания......................................................
..30







Научное издание

Концепция воспитательной деятельности
образовательных учреждений Воронежской области
на 2006-20011 годы

Редакторы Л.М. Волошинова, Н.Н. Ендовицкая
Компьютерная верстка Е.В. Шишкиной








Лицензия И.Д. №06550 от 16.01.02
Подписано в печать 24.11.05. Формат 60 х 84 1/16.
Уч.-изд. л. 2,5. Печать офсетная. Тираж 300.



ВОИПКРО
394043, Воронеж, ул. Березовая роща, 54

1 Мудрик А.В. Воспитание в системе образования. М., 2004. С. 15.
2 Селиванова Н.Л. Воспитательные системы и воспитательное пространство. М., 2004. С. 243.
3 Там же. С. 253.
4 См.: Сокольников Ю.П. Системное понимание педагогической действительности. Общая педагогическая теория. М., 1997.
5 См.: Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 1996.
6 Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М., 1989.
С. 47.
7 Беспалько В.П. Указ. соч. С. 49.
??

??

??

??







3



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign