LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ






КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2006-2011 годы














ВОРОНЕЖ 2005



ББК 74.200
К-64

Авторы концепции: Г.В. Агапова, начальник отдела молодежной политики, воспитания и дополнительного образования Главного управления образования Воронежской области, канд. пед. наук, Г.И. Веденеева, зав. кафедрой воспитательной работы ВОИПКРО, канд. пед. наук, В.В. Васильев, зав. кафедрой педагогики и психологии ВОИПКРО, канд. пед. наук, А.В. Енин, доц. кафедры педагогики и психологии ВОИПКРО, канд. пед. наук, Л.Г. Горькова, доц. кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования ВОИПКРО, В.А. Великородная, зам. декана деканата воспитательной работы ВОИПКРО, Е.С. Работкина, ст. преп. кафедры воспитательной работы ВОИПКРО.

Под общей редакцией проф. Я.Е. Львовича.


К-64 Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы. - Воронеж: ВОИПКРО, 2005. - 34 с.

Адресована руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений всех уровней, заместителям директоров образовательных учреждений, проректорам по воспитательной работе вузов, классным руководителям, кураторам, воспитателям, педагогам-организаторам, вожатым и другим педагогическим работникам образовательных учреждений, руководителям общественных организаций, руководителям учреждений и организаций, в функции которых входят вопросы организации деятельности с детьми, подростками и молодежью.

Рекомендована Главным управлением образования Воронежской области.


(c) Агапова Г.В., Веденеева Г.И.,
Васильев В.В., Горькова Л.Г.,
Енин А.В., Великородная В.А.,
Работкина Е.С., 2005
(c) ВОИПКРО, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения.
За последнее десятилетие отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Все это отразилось на отношении молодежи к таким ценностям, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, исторические, интеллектуально-образовательные, профессиональные, конституционно-государственные, общечеловеческие и т.д. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживается тенденция значительного ослабления восприятия в сознании у молодежи этих ценностей или изменения в ориентирах на них.
Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию.
Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Особо это значимо на современном этапе общественного развития в период переоценки ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Изменения, произошедшие в политических и социально-экономических условиях современного общества несомненно сказались на условиях организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Воронежской области:
- произошел переход от общества с жестким политическим детерминированием к гражданскому, определяющему свободы личности, слова, совести и др.;
- были внесены изменения в конституционные и правовые основы в области образования;
- происходит глобализация всех процессов жизнедеятельности общества;
- определен программно-целевой подход к социально-экономическому развитию Воронежской области;
- обеспечена доступность к разнообразной информации, ведутся "информационные войны";
- происходит дифференциация материальных и социальных условий обучающихся и их семей;
- ощущается влияние разрушительных социальных тенденций (кризис семьи, имущественное расслоение населения, криминализация, алкоголизм и наркомания, проявление агрессии со стороны молодых людей, детская безнадзорность, социальное сиротство, рост психических аномалий и отклонений в поведении детей, подростков и молодежи, ухудшение здоровья, рост необучающихся и неработающих молодых людей и т.д.);
- проявляются тенденции национализма, экстремизма, терроризма.
В самой системе образования необходимо выделить следующие недостатки:
- задачи совершенствования структуры и содержания образования, в том числе воспитания, затрагивают в большей степени вопросы содержания общего образования. Между тем эта проблема актуальна и для всех уровней системы образования;
- современная система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты воспитательной деятельности учебных заведений;
- в настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирования и реализации воспитательной деятельности в системе образования;
- прослеживается недостаточная координация действий структур, организаций, учреждений по организации воспитательного воздействия в рамках проводимых мероприятий;
- отсутствует содержательная и организационная преемственность между уровнями и ступенями образования по вопросам воспитания;
- определяется значительная степень несоответствия заявляемых целей и задач воспитательных преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации.
Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования должна быть направлена, прежде всего:
- на необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
- восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании молодых граждан;
- обеспечение социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества;
- обеспечение безопасности граждан и государства;
- сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций и объединений, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей, подростков и молодежи;
- расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность;
- активизацию мер по повышению социального статуса воспитания в общеобразовательных учреждениях Воронежской области;
- развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей, подростков и молодежи;
- создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;
- развитие многообразия программ воспитательной деятельности, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучаемым, приобретение умений и навыков, способствующих формированию активной жизненной позиции, умению противостоять асоциальным явлениям;
- разработку инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;
- формирование у педагогов и руководителей образовательных учреждений системного видения процесса воспитания;
- актуализацию потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью с целью преодоления ряда разрушительных социальных тенденций;
- инициирование создания авторских программ на местах по различным направлениям воспитания с учетом особенностей своего образовательного учреждения, города, села;
- разработку критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Инновационный характер образования должен стать важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Оно должно играть ведущую роль в его социализации.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственный заказ на воспитание личности определен:
в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации;
- Законе Российской Федерации "Об образовании" (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
- Законе Российской Федерации "Об общественных объединениях" (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
- Законе Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
- Законе Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних" (от 24.06.1999 г. №120-ФЗ);
- Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
- "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
- "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);
- федеральной программе развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);
- государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
- программе "Дети России" (2003-2006 гг.);
в законодательных актах Воронежской области:
- Законе Воронежской области "Об образовании" (принят 14.02.2005 г. №3-ОЗ);
- областных программах: "Развитие образования", "Молодежь (2004-2006 годы)", "Дети Воронежской области", "Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2002-2005 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту"; "Олимпиец", "Комплексная программа развития физической культуры и спорта", "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области на 2001-2006 годы" и др.
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением.
Основные цели, задачи, принципы, направления, модель и алгоритм управления воспитанием в системе образования определены в настоящей Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области. Концепция воспитания определяет систему взглядов на сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, руководства и критерии эффективности воспитательного процесса, адекватные современному социально-экономическому и политическому состоянию общества.
Внедрение настоящей Концепции в практическую деятельность предполагает создание системы воспитательной работы, включающей возможности всех институтов (семьи, образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.). Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы воспитания, является государство (органы исполнительной власти всех уровней, законодательной (представительной) власти).


ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Основные задачи воспитания. Система воспитания призвана обеспечить:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;
- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;
- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- организацию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;
- эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, организации работы по месту жительства, увеличения количества творческих организаций и объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечения семьи к воспитанию детей и молодежи;
- организацию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, содействие созданию детских и молодежных организаций;
- укрепление взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех уровней, законодательной (представительной) власти), организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными, в том числе религиозными, и другими организациями по вопросу воспитания детей, подростков и молодежи.
Задачи, определяемые возрастом воспитанников:
а) Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:
- развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование навыков культурного поведения;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- развитие интереса к труду, воспитание навыков трудовой деятельности;
- обогащение духовного мира детей средствами искусства.
б) Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:
- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке;
- воспитание патриотических чувств;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- развитие потребности проявлять заботу о других;
- развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.

в) Задачи воспитательной работы с подростками:
- дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;
- развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям - это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
- воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.
г) Задачи воспитательной работы с юношеством:
- освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;
- формирование умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;
- формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;
- закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
- формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям;
- вовлечение подростков и молодежи в многообразную социаль-ную практику и деятельность институтов гражданского общества.
Процесс воспитания в образовательных учреждениях организуется на основе следующих принципов:
- системности, который обладает свойствами целостности, наличием организации и многообразных связей, а также интегративных качеств подхода к воспитанию как к сложному системному процессу;
- историзма, который предполагает подход к духовному воспитанию детей, подростков, молодежи как изменяющемуся во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей;
- преемственности, последовательности и систематичности организации педагогического процесса, который направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;
- интегративности процесса обучения и воспитания, который основывается на единстве целей и задач организованного педагогического процесса;
- индивидуальной избирательности, когда программы деятельности должны быть рассчитаны не на массу, а на конкретного человека с его интересами, взглядами, жизненной позицией;
- комплексного подхода, который предполагает определение содержания воспитания, вычленения его узловых, стержневых моментов и распределение ответственности всех структурных компонентов;
- возрастной целесообразности, основанной на том, что в каждом возрастном периоде продуктивно воспитание определенных качеств личности;
- воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
- гуманистической направленности педагогического процесса, который выражает необходимость сочетания целей общества и личности;
- уважения к личности молодого человека в сочетании с разумной требовательностью, который вытекает из сущности гуманистического воспитания, при которой требовательность является своеобразной мерой уважения к личности обучаемого;
- ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения, требующей организации деятельности, в которой обучающиеся должны постоянно убеждаться в истинности получаемых знаний, при овладении умениями и навыками социально ценностного поведения;


- связи организации воспитательного процесса в образовательном учреждении с социокультурной средой, который предполагает комплексность, целостность всех компонентов воспитательного процесса, единство действий и требований учебного заведения, семьи, общественности, всех учреждений структур социума;
- организационно-управленческого, предполагающего определение механизма реализации деятельности, планирование, координацию деятельности и функционирования подсистем, контроль, выявление критериев эффективности.


НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и психологическими закономерностями ее формирования. В связи с этим к направлениям воспитательной деятельности можно отнести:
1) формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности (познание истины). В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений;
2) формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, образа "Я", помыслов, желаний, устремлений души). Это направление предполагает:
а) воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик - результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности

и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры.
б) воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, края. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания; формирование электоральной культуры личности;
в) воспитание основ экономической культуры и культуры труда, учитывающее уровень современных научных знаний, исторических и культурных традиций нашего общества. Ориентация на активную трудовую деятельность предполагает учет нравственных принципов и требований социальной справедливости. Важное значение для жизненного самоопределения личности, воспитания трудолюбия имеет проводимая в образовательных учреждениях работа по профессиональной ориентации;
г) экологическое воспитание: ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
д) эстетическое воспитание как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного (в отличие от безобразного) в искусстве и жизни, развитие эстетического вкуса на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, стремление привнести прекрасное в реальную жизнь;
е) физическое воспитание, направленное на развитие потребности в здоровом образе жизни и стремление быть красивым и сильным духом и телом. Большую роль в формировании такого отношения играют семья и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
ж) семейное воспитание. Семья - первая школа общения растущего человека, в условиях которой приобретается нравственный опыт поведения, воспитывается уважение к старшим, братьям и сестрам, развивается потребность заботиться о престарелых и больных, формируются навыки ведения домашнего хозяйства. Главным средством воспитания в семье является личный пример отца и матери, отношениям которых с детьми и подражают молодые люди, создавая свою семью;
3) процессуально-деятельностное направление, связанное с созданием условий (воспитывающей среды) для реализации воспитанниками своего познавательного, мировоззренческого, нравственного, эстетического, коммуникативного, творческого потенциала. В процессе разнообразных видов деятельности, предоставляющих возможность усваивать различные социальные роли, выражается потребность и способность субъекта проявлять заботу о других, создаются условия для воспитания организационной культуры, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, умения подчиняться и требовать, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, активной творческой позиции, умения самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, навыков организации и проектирования собственной деятельности, организации самоуправления в образовательном учреждении.
Указанная классификация направлений воспитания вследствие комплексного влияния любого воздействия на личность носит инструментальный характер и используется для осмысления сущности воспитания, для составления программ и планирования воспитательной работы.


МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются "не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений"1.
Повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы. Воспитательная система "должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данной школы, быть обеспеченной материально-технической базой, носить коллективный характер"2.
Любая воспитательная система проходит в своем развитии несколько этапов:
1. Взаимодействие со средой (создание зон упорядоченности, введение новаций, определение ступеней роста и др.).
2. Утверждение системообразующей деятельности (выбор основополагающих принципов, направлений, отработка содержания деятельности, структуры системы, новообразование).
3. Создание целого, единого образования (окончательное формирование системы, когда каждый компонент занимает свое место. Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития.
4. Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов).
5. Обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса)3.
Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу; если система направлена на воспитание послушания, скрупулезное представление требований, выбор помощников, а не соратников, то она нивелирует и подавляет личность.
Говоря о создании единой системы воспитательной деятельности, мы подразумеваем, прежде всего, организацию ее управления, постановку единых и осознанных целей и задач, общих принципов, основных доминантных направлений воспитательной работы. Все это должно быть направлено на решение актуальных педагогических задач воспитания, создание и выбор концептуальных основ их развития в системе образования Воронежской области.
Разрабатывая новую Концепцию воспитательной деятельности, самое главное - не поломать, а сохранить те положительные наработки, которые были осуществлены, разработать инновационные формы воспитательной деятельности, соответствующие требованиям современного общества.
В областной Концепции выделено три блока направлений воспитания.
1. Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала обучающихся (приобретение знаний, их систематизация и обогащение в процессе жизни, формирование системы социальных, научных, философских, нравственных и эстетических взглядов и убеждений на различных возрастных этапах становления личности). В модели реализации Концепции воспитания этому блоку соответствуют ступени личностного роста (рис. 1).
2. Формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, помыслов, устремлений и др.). Этот блок ориентирован на физическое, семейное, нравственное, гражданское (патриотическое), экологическое, эстетическое, трудовое воспитание. Ему соответствуют направления воспитательной деятельности: "Здоровье", "Семья", "Наша Родина", "Культура", "Природа", "Труд", "Человек" (см. рис. 1).
3. Процессуально-деятельностное направление воспитания (ориентировано на создание условий (воспитывающей среды) для реализации воспитанниками своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала.) На реализацию этого блока направлений воспитания сориентированы принципы воспитательной деятельности (см. рис. 1).
Ступени, направления и принципы воспитательной деятельности взаимозависимы, находятся в постоянном (латентном, или явном) взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг
друга.









































Рис. 1 Модель реализации Концепции воспитательной деятельности
в учреждениях образования

СТУПЕНИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Выделение ступеней личностного роста диктуется необходимостью более четкого и глубокого понимания межвозрастных особенностей обучаемых. Они определены задачами формирования системы научных, философских, социально-политических, нравственных взглядов и убеждений на каждом возрастном этапе. Становление личности - путь приобретения разнообразных знаний, их систематизации и обогащения в процессе прохождения человеком различных этапов познания мира. Это могут быть ступени акмеологического роста человека: "индивидуальное" (природная основа человека-индивида), "субъектно-деятельностное" (профориентационное самоопределение человека в обществе), или этапы реализации условий развития организма: индивидуальные, частные, особенные, специфические, общие4, или ступени поискового самоопределения "я", направленные на поиск природного или энергетического начала человека, на поиск понимания и принятия другого человека, отношения к людям, поиск знаний и путей их реализации, на поиск общего, объединяющего начала мировоззренческих категорий и т.д.5, или временные этапы отношения человека к своему прошлому, настоящему и будущему. Эти ступени могут определять и доминантные основания, характеризующие конкретный возраст воспитанников: дошкольники, учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста, обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования, студенты.
В любом случае они выступают основанием "социосообразности" цели и задачи воспитания, "необходимым при налаживании гармоничного, непрерывного образования и процесса формирования личности"6. На каждом таком временном отрезке (этапе) должны "...быть поставлены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся и отвечающие требованиям социального заказа. Это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности"7.
В модели определены пять актуальных этапов (ступеней) личностного роста воспитанников: "Мой индивидуальный мир", "Мой мир знаний", "Мой мир отношений", "Мой мир дела" и "Это наш мир" (см. рис. 1).


НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. "Здоровье" (соответствует физическому воспитанию учащихся) - организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума и т.д.
2. "Семья" (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) - организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, волонтерского движения, работа по половому просвещению обучаемых, изучение ролевых особенностей в семье, понятий "мать", "отец", изучение основ семейных взаимоотношений, понятий "любовь", "дружба", "уважение" и т.д.
3. "Наша Родина" (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) - организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, участие в управлении воспитательным процессом членов детских молодежных объединений и т.д.
4. "Культура" (соответствует эстетическому воспитанию) - организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей задатков, формированию чувства прекрасного и т.д.
5. "Природа" (соответствует экологическому воспитанию) - организация деятельности по направлениям "краеведение", "туризм", природосообразная деятельность, деятельность по защите природы и т.д.
6. "Труд" (соответствует трудовому воспитанию) -организация трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, профессиональной диагностики, деятельности по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда, по экономическому просвещению подростков и молодежи и т.д.
7. "Человек" (соответствует нравственному воспитанию обучаемых) - организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, изучение правовых и законодательных норм, формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям и т.д.


ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Необходимость выделения принципов воспитательной деятельности обусловлена определением условий для создания воспитывающей среды, направленной на эффективную реализацию обучаемыми своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. Они способствуют более успешной и естественной реализации личности и имеют процессуально-деятельностную направленность.
На основе данных мониторинга воспитательных систем Воронежской области выделено пять принципов воспитательной деятельности:
1. Принцип "само" (умение реализовать себя) - направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.).
2. Принцип творческой активности (умение искать творческие решения) - может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).
3. Принцип успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность ("Я нужен", "Я могу", "Я делаю").
4. Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать) - направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его - гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.
5. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения. Под элективностью подразумеваются действия человека, ориентированные на осознанную возможность правильного, реального и позитивного выбора труда (физического, интеллектуального, эстетического), приносящего пользу и самому человеку, и обществу (в том числе выбора будущей профессии), личностных ценностей, жизненных ориентиров, социальных и духовных приоритетов (индивидуальная, личностная, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, самореализация и т.д.), умение вести себя в соответствии с правовыми нормами, противодействовать асоциальным явлениям.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, программы, спецкурсы и т.д. (в т.ч. в системе дополнительного образования), характеризующие то или иное направление воспитательной деятельности и раскрывающие его сущность.
К направлению "Здоровье" можно отнести следующие темы-доминанты: "Здоровый образ жизни", "Спорт", "Туризм", "Профилактика употребления ПАВ", "Гармония тела, духа, разума" и др.; к направлению "Семья" - "Малая родина", "Милосердие", "Семейные традиции", "Планета", "Половое воспитание" и др.; к направлению "Наша Родина" - "Я - гражданин", "Национальные традиции", "Защитник Отечества", "Электоральная культура", "Детские и молодежные общественные организации" и др.; к направлению "Культура" - "Эстетическое воспитание", "Культура", "Культура поведения", "Творчество", "Искусство" и др.; к направлению "Природа" - "Краеведение", "Защита природы", "Глобальная экология", "Экология человека", "ЭкологиЯ" и др.; к направлению "Труд" - "Трудовое воспитание", "Экономические знания", "Профориентационная деятельность", "Трудовые бригады", "Культура труда" и др.; к направлению "Человек" - "Воспитание толерантности", "Противодействие асоциальным явлениям", "Правовая культура", "Культура общения", "Я и Мы" и др.
Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике реализации различных образовательных структур.


ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рекомендации по формам, методам и средствам реализации Концепции ориентированы на различные возрастные периоды становления личности (дошкольный возраст, младший школьный, подростковый возраст, период юности), возможности, обусловленные возрастными особенностями, спецификой и социальным статусом, профилем образовательного учреждения: детские сады, учреждения общего и дополнительного образования, учреждения профессионального образования (подробнее об этом см.: Методические рекомендации по реализации Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.).


АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВОСПИТАНИЯ

Реализация направлений деятельности в соответствии с целями и задачами, приведение их в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями может быть осуществлено только путем разработанной системы управления воспитательным процессом.
Структура регионального управления воспитательным процессом в рамках реализации Концепции представлена на рисунке 2.




Администрация Воронежской области



I
уровень




II
уровень















III
уровень















Образовательные учреждения, их руководители




Семья; учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта;
клубы; центры; правоохранительные органы; общественные организации,
в том числе религиозные; СМИ

Рис. 2. Структура регионального управления воспитательным
процессом в рамках реализации Концепции

I уровень - областной, включает: нормативно-правовое, научно-методическое, финансово-экономическое обеспечение; разработку концептуальных положений воспитательной работы; организацию мониторинга воспитательной работы; обучение кадров; осуществление контроля за реализацией Концепции.
Организация работы на I уровне предусматривает:
- разработку и направление в муниципальные органы управления образованием Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.;
- определение нормативно-правового обеспечения реализации Концепции;
- определение финансово-экономического обеспечения Концепции через разработку и принятие областных программ;
- разработку учебных и методических пособий по реализации основных направлений Концепции;
- организацию мониторинга реализации основных направлений Концепции;
- подготовку и обучение работников муниципальных органов управления образованием, отвечающих за вопросы воспитания в сфере образования, проректоров по воспитательной работе вузов, заместителей директоров по воспитательной работе системы начального и среднего профессионального образования по вопросам создания системы воспитания в образовательных учреждениях области;
- осуществление контроля за реализацией Концепции:
а) через включение вопросов организации деятельности образовательных учреждений по реализации Концепции в план работы коллегии Главного управления образования Воронежской области;

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign