LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оформление личных дел уч-ся, выдача аттестатов, выпускные вечера
1.3
0.3
1.0
15
Дежурство на переменах
1.3
0.5
0.8
16
Дежурство класса по школе
1.5
1.5
17
Сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей
0.7
0.5
0.2
18
Составление отчетов для вышестоящих администраторов
0.9
0.3
0.6
19
Иная воспитательная, внеурочная работа
0.7
2.8
-2.1
ИТОГО
60.1
40.1
20.0
Заключение.
О переводе учителей на муниципальную (государственную) службу

Изложенный в данной концепции подход закладывает принципиальную основу для возможного перевода учителей в статус муниципальных (государственных) служащих. Деятельность муниципальных (государственных) служащих и система оплаты их труда (денежного содержания) строятся именно на штатно-окладных принципах. Отнесение учителей к категории государственных (напр., Германия) или муниципальных (напр., Англия) служащих является общепринятой за рубежом практикой.

Примечание. Согласно федеральному закону, определяющему основные положения о муниципальной службе20, "финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета" (ст. 6). Необходимо отметить, что это в принципе не противоречит принятому в 2003 г. закону21 о финансировании школы, определяющему финансирование заработной платы учителей за счет бюджета субъекта федерации, поскольку закон № 123 говорит лишь о предоставлении субвенций муниципальному бюджету на эти цели, а фактическое финансирование зарплаты учителей по-прежнему происходит из муниципальных бюджетов.

Предварительные экономические оценки, учитывающие фактический уровень денежного содержания муниципальных служащих в различных субъектах федерации и в различных муниципальных образованиях, показывают, что в принципе перевод учителей в статус муниципальных (государственных) служащих может потребовать не бо?льших дополнительных расходов из консолидированных территориальных бюджетов, чем планируемые на 2005 г. дополнительные 50-100% от совокупного сегодняшнего фонда оплаты труда учителей (то есть порядка 30-50 млрд. руб. в целом). Таким образом, бюджетные ограничения в принципе не препятствуют этой идее.

Кроме того, потребуется пересмотр системы социальных льгот, существующих ныне для учителей, и введение для них общих гарантий, предоставляемых по закону муниципальному (государственному) служащему, в частности:
- медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Важно отметить и то, что муниципальная (государственная) служба предусматривает ряд ограничений. Так, в частности, муниципальные (государственные) служащие не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- избираться депутатами представительных органов местного самоуправления, членами иных выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением ими должностных обязанностей;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Следует также иметь в виду, что данная идея может внести серьезные изменения в ранее разработанный проект так называемой "отраслевой системы оплаты труда в образовании". Кроме того, может возникнуть необходимость решения аналогичных вопросов применительно к статусу работников профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования, к администраторам образовательных учреждений различных типов и видов.

Более детальная подготовка вопроса о переводе учителей на муниципальную (государственную) службу требует дополнительных юридических и экономических проработок, а также социальных оценок. Все это может быть проделано в относительно краткие сроки.
? Версия на 15.04.2004, для рабочих обсуждений специалистов.
Авторский коллектив - Т.Абанкина, Г.Башкина (Управление экономики Минобразования России), А.Вавилов, А.Пинский (руководитель проекта), сотрудники Отдела труда и заработной платы Управления экономики Минобразования России (нач-к отдела - Н.В.Максимова), М.Случ, группа директоров школ Южного округа г. Москвы (координатор - Т.Фильчагина). Организационная поддержка - М.Случ, М.Савельева.

1 По официальному изданию Госкомстата России "Образование в России". - М., 2003.
2 См. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15.07.1964, № 620; от 12.04.1984, № 318, которые носили характерные названия "О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования" и т.п. (таким образом, фактически говоря о том, что сама система оплаты восходит к еще более отадленным временам).
3 Г.Гендлер, Н.Ведерникова. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы. - С.-Пб., 2003.
4 Справочник "Российское образование в контексте международный показателей. Сопоставительный доклад". - М., 2003.

5 Совместное заседание Коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования, 23.12.2003.
6 При этом в случае перехода (перевода) в течение учебного года учащегося в другую школу, с несовпадающим распределением часов (материала) по предмету, организуется изучение в индивидуальном режиме и досдача не освоенного фрагмента программы (либо, наоборот, временное освобождение от занятий, если это позволяют расписание уроков и требования безопасности).

7 В астрономических часах. Далее всюду для урочной нагрузки 1 академический час приравнивается в 1 астрономическому (считая, что перемены входят в рабочее время учителя). Также возможная сокращенная продолжительность урока в начальной школе - 35 или 40 минут - не влечет за собой необходимости пересчета, т.е. 1 урок здесь также приравнивается к 1 астрономическому часу.
8 42 недели = 52 нед. - 8 нед. отпуска - 11 дней праздников (1, 2, 7 янв., 23 февр., 8 марта, 1, 2, 9 мая, 12 июня, 7 ноября, 12 дек.).
9 Согласно законопроекту "О государственном стандарте общего образования" в году может быть от 34 до 37 учебных недель; также из расчета 35 учебных недель в году считались объемы по последнему проекту базисного учебного плана (одобрен Коллегией Минобразования России, 23 дек. 2003).
10 Цифра получена на основе экспертных оценок директоров школ и анализа результатов регионального исследования.
11 Цифра получена на основе экспертных оценок директоров школ и анализа результатов регионального исследования.
12 Представляется целесообразным предоставить возможность общеобразовательному учреждению планировать рабочее время по позициям 5 и 6 либо по годовому графику учебных недель, либо по годовому графику рабочих недель.
13 Полная подборка документов, регулирующих оплату труда в образовании, опубликована, напр., в сборнике "Оплата труда и отпуска работников образования". - ИФ "Образование в документах", М., 2003.
14 Ср. также с данными по структуре деятельности учителей российских школ в последнем Приложении, стр. 29.
15 На основе итогового отчета рабочей комиссии от 17.02.2003 (Hamburg, Kultusministerium).
16 На основе итогового отчета рабочей комиссии от 17.02.2003 (Hamburg, Kultusministerium).

17 Веб-сайт: http://www.teachernet.gov.uk/pay
18 См. также параграф 67 документа "Условия оплаты труда школьных учителей 2002",
веб-адрес: http: // www.teachernet.gov.uk/docbank/index.cfm? id=2846

19 Это не следует рассматривать как принципиальное возражение против собственно штатно-окладной системы оплаты учителей. Так, госслужащие получают зарплату по штатно-окладным принципам, и при этом имеется следующая примерная картина их дохода (вознаграждения): Должностной оклад - 45 %, Ежемесячные надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) - 15 %, Ежемесячные надбавки за особые условия труда - 10 %, Ежемесячные надбавки за выслугу лет - 12 %, Премии по результатам работы - 12 %, Материальная помощь - 6 %.
Отсюда видно, что средства, идущие на выплату должностных окладов госслужащих, составляют менее половины (45%) суммарных средств их денежного вознаграждения.
20 Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изменениями от 13 апреля 1999 г., 19 апреля, 25 июля 2002 г.).
21 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" (от 07.07.2003 № 123-ФЗ).
??

??

??

??




1





45



<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign