LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

89. Почасовики
Некоторые преподаватели нанимаются на работу на условиях подневного или иного краткосрочного использования их услуг, часто в качестве помогающих учителей. Таким преподавателям платят на основании подневного расчета, исчисляемого при условии, что полный рабочий год состоит из 195 рабочих дней. Нет никаких установленных законом предписаний относительно продолжительности их рабочего дня, однако министр образования полагает, в рекомендательном плане, что такой день должен составлять 6,5 часов рабочего времени (включая исполнение других обязанностей, помимо преподавания). Таким преподавателям всегда должна предоставляться возможность быть вовлеченными в исполнение других обязанностей, помимо преподавания, и в этих случаях учителю следует платить по полной ежедневной норме. Для некоторых случаев, однако, другие обязательства учителя могут препятствовать использованию его услуг во внешкольные часы. Оплата занятости в течение нескольких часов, менее полного рабочего дня, рассчитывается пропорционально.
90. Почасовики подчиняются тем же правилам, что и преподаватели, работающие на регулярной основе, вне зависимости от того, являются они квалифицированными или неквалифицированными. Технически, каждое новое назначение для почасовика должно повлечь за собой новую оценку заработка. Чтобы минимизировать документооборот, почасовики могут находить удобным хранить заверенную запись всех пунктов, по которым велась оплата их труда в течение года и оценка пособий. Пункты, начисляемые за стаж работы, продвигают к следующему назначению, однако соответствующие органы имеют право проводить переоценку пособий, назначенных любым почасовикам для исполнения обязанностей по управлению, найму и содержанию, или для преподавания детям со специальными образовательными потребностями.
111. Управление заменами и замещение отсутствующих преподавателей
Профессиональные обязанности преподавателей (включая заместителя и помощника директора школы) включают контролирование и "максимально возможное" обучение любых учеников, чей учитель отсутствует. Однако отдельный учитель обычно не обязан заменять учителя, который отсутствует в течение трех или более рабочих дней подряд, или замещать педагога, о чьем предполагаемом отсутствии соответствующему органу было известно за два или более рабочих дня. Исключительными являются случаи, когда:
- учитель работает как вспомогательный учитель, или
- преподавателю было поручено выполнять определенные обязанности в течение менее чем 75 % от учебной недели.
112. Министр надеется, что будет сделано все возможное, чтобы минимизировать ущерб, наносимый обучению учеников отсутствием регулярных учителей. Всякий раз, когда это возможно, необходимо предусмотреть образовательные курсы во внешкольное время, в которые учителя должны быть доступными для работы: в течение вечеров, во время выходных дней и школьных каникул, когда может производиться соответствующая дополнительная оплата.
113. Директора должны контролировать возможные пределы отсутствия преподавателей на легальном основании и уделять повышенное внимание эффективному управлению этим процессом. Соответствующие органы должны оценить, насколько эффективны существующие в их школах системы управления и мониторинга учительских отсутствий по болезни. Школы должны принимать эффективные меры на месте, чтобы обеспечить соответствующие внутренние или внешние замены в случаях отсутствия преподавателей, параллельно обеспечивая достаточные ресурсы для внешних замен в пределах школьных бюджетов или через схемы страхования.

3.2.Экспертная оценка преимуществ, проблем и рисков введения штатно-окладной системы

Первоначальная экспертная оценка проекта штатно-окладной системы оплаты труда учителей, проведенная рядом директоров школ, показывает, что введение этой системы - как и любого крупного нововведения в системе образования - может дать ряд преимуществ, однако при этом также необходимо предусмотреть возможные проблемы и риски. В обобщенном виде результаты подобных экспертных оценок говорят о следующем.

I. Положительные стороны

1. Возможность высвободить часть рабочего времени с сохранением оплаты руководителю методического объединения, кафедры, предметной комиссии для организации методической работы, посещения уроков и т.д.
2. Возможно ведение двух и более смежных предметов одним учителем, при наличии соответствующих программ и специальной подготовки учителя, напр. по предметам:
- биология и химия,
- биология и география,
- история, обществознание, правоведение,
- природоведение, биология, экология;
- природоведение, география, экономика;
- русский язык, литература, МХК, риторика;
- изобразительное искусство, МХК, черчение;
- технология, черчение;
- иностранный язык и предмет по специальности учителя;
- ОБЖ и предмет по специальности учителя;
3. Возможность высвободить часть времени с сохранением оплаты молодому специалисту для стажировки, посещения уроков, семинаров, а опытному учителю для наставничества.
4. Возникает возможность оплатить такие виды работы, как подготовка к урокам, проведение олимпиад, методическая работа учителя, работу по систематизации материалов и оформлению учебного кабинета и т.д.
5. Возможность уравнять норму урочных часов на единый оклад учителям начальной и средней школы - 18 часов. (Учитель начальных классов ежедневно готовится к каждому уроку отдельно, ежедневно ведет уроки по разным предметам, к каждому уроку изготавливает дидактический материал и наглядные пособия, ежедневно проверяет две пачки тетрадей, прописывая в них образцы, исправляя написание и т.д.).
6. Возможность обеспечить более качественную замену отсутствующих учителей за счет предусмотренного уменьшения нагрузки отдельных специалистов.
7. Возможность устранения сегодняшних несоответствий в оплате труда учителей различных предметов за проверку тетрадей и подготовку к урокам.

II. Проблемы и риски

1. Может возникнуть необходимость в дополнительных кадрах, так как при существующей системе учителя отдельных предметов (русский язык, физкультура, иностранный язык и т.д.) нередко имеют большую урочную нагрузку (до 30-35-40 часов), чем то предусмотрено новой СОТ.
2. Могут возникнуть сложности с распределением урочной нагрузки по предметам с большим количеством недельных часов (русский язык и литература, математика).
3. При ведении одним учителем без специальной подготовки нескольких предметов возникает риск снижения качества преподавания. Необходима организация, в течение ряда лет, активной работы по повышению квалификации учителей в этом направлении, а также постепенная перестройка системы высшего педагогического образования.
4. Неясность позиции о возможности для учителя внутреннего совместительства (без решения этого вопроса могут возникнуть сложности с исполнением базисного учебного плана в полном объеме - в тех случаях, когда наличным педагогическим составом не удается покрыть все необходимые урочные часы в предлагаемых границах возможной нагрузки учителя, напр., от 14 до 22 часов, и остаются "хвосты" по несколько часов в неделю).
5. В целом, важным вопросом является вопрос о возможных надбавках к должностному окладу. Вызывает сомнения иногда обсуждающаяся ныне позиция, согласно которой вознаграждение учителя должно на 100% определяться должностным окладом, в котором, в свою очередь, включена оплата за все виды работы учителя19.



3.3. Некоторые значимые статистические данные (по выборочным межрегиональным обследованиям)

а) Интегральные результаты обследования (по запросу Комитета Госдумы)

В период ноябрь 2003 - февраль 2004 проводилось выборочное обследование некоторых показателей, значимых для разработки системы оплаты труда учителей. Работа велась по запросу Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ (3-го созыва). Данные обобщались Институтом развития образования Высшей школы экономики (отв. - Т.Абанкина)
Данные поступили из 12 регионов, в обобщенные материалы вошли данные от 9 регионам (Республика Чувашия, Астраханская, Ленинградская, Московская, Ростовская, Самарская области, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург).
Приведем основные результаты.



Показатель
Значение (на 2003 г.)
1
Средняя фактическая зарплата учителя
2.829 руб.
2

Средняя наполняемость класса
Город - 23
Среднее -
19

Село - 16
3
Среднее соотношение "число учеников на 1 учителя"
Город - 14
Среднее -
13

Село - 11
4
Структура работников в общеобразовательных учреждениях (учителя - АУП - вспомогательный персонал)
Учителя - 60%
АУП - 8%
Вспомогат. персонал - 32%
5
Величина надтарифного фонда
22 %
6
Средняя урочная нагрузка учителя
21 час./нед.
7
Доля учителей-совместителей
5,5 %
8
Доля вакантных должностей учителей
1,7 % (макс. - 3,6%, С.-Пб.)

Табл. 15


b) Исследование фактической структуры рабочего времени педагогов

В конце 2003 - начале 2004 г. отделом заработной платы Управления экономики Минобразования проводилось выборочное обследование по вопросам фактической структуры рабочего времени учителей. Данные были получены от 11 регионов (Республика Чувашия, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тверская области, Краснодарский и Хабаровский край), в разрезе "большой город, более 200.000 чел. - малый город, менее 100.000 чел., - село", раздельно по учителям начальных классов, учителям-предметникам основной и старшей школы, педагогам дополнительного образования.
Для получения объективной картины затрат фактического рабочего времени учителей разных предметов, имеющих различную нагрузку, проводилось анкетирование учителей-предметников, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования 30-40 школ различных видов (начальная школа, основная школа, полная средняя школа, гимназия), расположенных в городах с населением более 200 тыс. человек (10-15 школ), в городах с населением менее 100 тыс. человек (10-15 школ) и сельских школ (10 школ).



Таблица №16

Структура фактического рабочего времени учителя в неделю (астрономические часы) по школам, расположенным в городах с населением более 200 тыс. человек (учителя-предметники)

№ п/п
Наименование деятельности
Субъекты Российской Федерации

Краснодарский край
Калининградская область
Псковская
область
Самарская
Область
Ростовская
область
Воронежская область
Тверская
область
Волгоградская область
Пермская
область
Хабаровский
край
Чувашская
республика
Среднее
значение







1
Учебная (аудиторная) работа с учащимися по предмету
18
20,6
23
13
16,5
18,1
22
27,5
22,11
18
23,4
20,2
2
Проверка тетрадей
5,4
14
8
6
6,15
10,2
6
7,5
6,08
3
5,6
7,08
3
Заведование кабинетом - составление дидактического материала
1,5
4,1
3,5
3
2,4
4,6
2
0,4
1,88
2
2,8
2,56
4
Подготовка к урокам, планирование поурочное, тематическое
8,55
12
12
3
10,2
10
13
11,8
9,95
4
13,7
9,84
5
Индивидуальная работа с учащимися (больными, неуспевающими)
1,6
3,7
2,25
3
2,05
2,5
2
2,5
1,92
2
2,4
2,36
6
Индивидуальная работа с одаренными учащимися
1,1
1,6
1,35
2
1,75
2,5
1
1,5
1,39
2
2,5
1,7
7
Руководство кружком по предмету, оно же-дополнительное образование
1,25
2
1,75
2
1,3
2
1
1,7
0,65
2
1,4
1,55
8
Повышение квалификации (вне школы)
0,3
1
2
2
2,3
4
2
2
0,86
0
3,5
1,81
9
Классное руководство
0,4
4
4
6
2,25
3
2
3
3,74
4
7
3,58
10
Педагогические советы, методические собрания, семинары, совещания, учеба (в школе)
1,65
1
1,5
1
1,45
1
1
1,7
1,45
3
1,4
1,47
11
Методическая работа-работа над темой по самообразованию, взаимопосещение уроков, чтение материалов по предмету
2,15
4
3,2
3
2,05
2,2
2
3
2,73
3
2,8
2,74
12
Работа с родителями
0,6
3
1,7
2
1,65
1
1
1,5
1,35
2
1,4
1,56
13
Родительские собрания
0,55
1,5
1
0,5
0,65
1,5
0,5
1
0,61
0
1
0,8
14
Организация внеклассных мероприятий по плану работы школы
1,25
1
1,85
1
2
2,5
1
1,3
1,04
1
2
1,45
15
Экскурсии, театры, выезды с учащимися
0,65
1,5
1
1,5
0,8
2,5
1
0,8
0,99
1
1,4
1,19
16
Оформление личных дел, выдача аттестатов, проведение выпускного бала
0,6
0,5
1,5
0,5
0,75
2
0,5
1
0,55
4
1,2
1,19
17
Дежурство на переменах
0,55
2
2
3
0,85
2
2
1,2
1,15
2
0,5
1,57
18
Дежурство класса
0,5
0,5
1
5
1,6
2
1
1,2
1,36
1
0,3

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign