LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* преподаватели педагогических училищ и педагогических колледжей,
* преподаватели специальных дисциплин 1-11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений,
* преподаватели 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения,
* педагоги дополнительного образования,
* тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля,
* учителя иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Кроме того, установлено:
- 24 часа в неделю - преподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения,
- 720 часов в год - преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования,
- 20 часов в неделю - учителям-дефектологам и учителям-логопедам,
- 24 часа в неделю - музыкальным руководителям и концертмейстерам,
- 25 часов в неделю - воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии,
- 30 часов в неделю - инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах.
Таким образом, пересмотр норм и режима работы учителя влечет за собой пересмотр норм и режима работы практически всех педагогических работников с учетом выполняемых ими функций (а также педагогических работников сфер культуры и спорта). В случае принятия принципиальных решений по переходу на штатно-окладную систему оплаты труда учителей, вся подготовительная работа по переходу на аналогичные принципы оплаты труда иных категорий педагогических работников может быть проделана оперативно и однородно с новой системой оплаты учителей.

2.7. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих изменениям при переводе учителей и иных педагогических работников на штатно-окладную систему оплаты труда13

Табл. 11

Наименование документов, в которые следует внести изменения
Внесение изменений в следующей части указанного документа
Примечания
Закон РФ "Об образовании" (внесение изменений желательно)
Статья 54. Оплата труда работников образовательных учреждений
1. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

...
4. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается.







Статья 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы
...
6. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

В части установления оплаты за выполнение "других" работ по дополнительному договору (п.1 ст. 54) и в части самостоятельного определения форм, систем, ставок оплаты труда (п.4 ст. 54).




























Статья 55 (п. 6) нуждается в приведение в соответствии с формулировками Типового положения о предельных учебных нагрузках и ст. 333 Трудового кодекса РФ.
Трудовой договор должен быть один (второй трудовой договор является совместительством). Дополнительные работы могут быть предусмотрены индивидуальным рабочим планом работника.









Пункт 4 ст. 54 не соответствует многим законодательным актам.
















К п. 6 ст. 55: Типовое положение может предусматривать только верхний предел учебной нагрузки, в то время, как индивидуальный план может быть принять с допущением диапазона в объеме учебной нагрузки ("от - до"). Кроме того, формулировка ст. 333 ТК более точна
Постановления Правительства, иные подзаконные акты

1. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"
В части установления нормы часов за ставку заработной платы учителям и другим педагогическим работникам
См. раздел данной Концепции "Изменение норм труда иных педагогических работников, в связи с введением штатно-окладной системы оплаты труда учителей"

2. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 " Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
В части установления учебной нагрузки учителям и объема педагогической работы другим пед. работникам сверх установленной нормы (например, сверх 18 часов в неделю учителям). В настоящее время это осуществляется только с их согласия.
3. Постановление Минтруда России от 30 июня 2003 года № 41 " Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры"
В части, касающейся того, что не считается совместительством.

В настоящее время является совместительством:
- преподавательская работа учителей сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы;
- преподавательская работа в том же образовательном учреждении руководителей и других работников.
4. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации"
В части назначения пенсии за выслугу лет директорам, которым в наст. время эта пенсия назначается при условии ведения преподавательской работы в объеме 6 часов в неделю.
При введении штатно-окладной системы директор сможет вести часы преподавательской работы на условиях совместительства за пределами своего основного рабочего времени, либо 300 часов в год. с почасовой оплатой в свое рабочее время.
5. Тарифно-квалификационная характеристика по должности учителя
В части должностных обязанностей учителей.
6. Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения от 16.05.1985
Действует частично (при этом затруднительно определить, в какой части), поскольку "действует, если не противоречит" нормативным правовым актам РФ. Нуждается в полной отмене, особенно в части установления механизма расчета тарификации (установление на учебный год месячного оклада учителя исходя из его недельной нагрузки).
Несмотря на то, что планируемые к принятию документы о новой СОТ учителей, в случае противоречия им прежних актов, де-юре автоматически отменяют действие соответствующих положений Инструкции, необходим акт, специально провозглашающий ее отмену. Иначе будет сохраняться нынешнее положение неопределенности, проистекающей из необходимости анализа и определения каждого положения на предмет соответствия.


2.8. Примерный план-график подготовки перехода на новую систему оплаты труда

Процесс подготовки перехода на новую (штатно-окладную) систему оплаты труда учителей включает в себя следующие основные составляющие:

1) Разработка новой СОТ, вместе с пакетом проектов необходимых актов Правительства РФ.
2) Профессиональная экспертиза новой СОТ, в т.ч. субъектах РФ.
3) Доработка СОТ по результатам экспертизы.
4) Представление новой СОТ на согласование в заинтересованные ведомства (Минфин, Минтруд, Минэкономики, вице-премьер).
5) Доработка СОТ по замечаниям ведомств.
6) Внесение новой СОТ на утверждение в Правительство РФ.
7) Составление и рассылка пакета сопроводительных методических материалов к новой СОТ.
8) Обучение основам работы по новой СОТ заместителей начальников управлений образованием субъектов РФ, иных работников системы общего образования.
Исходя из сказанного, был составлен следующий План-график.


Мероприятие
Сроки
1
Разработка проекта нового нормирования рабочего времени учителя:
- сбор информации в регионах РФ (по школам больших городов, малых городов, сельских районов);
- анализ и обобщение полученного опыта
Дека. 2003 - февр. 2004
2
Разработка конкретных моделей оплаты труда и структуры рабочего времени учителей (на примерах 3-4 типовых случаев), с привлечением разработок директоров московских школ
Янв. 2004
3
Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации по переходу на штатно-окладную систему оплаты труда
Янв. 2004
4
Проведение совещания у Министра образования РФ "Основы штатно-окладной системы оплаты труда учителей"
Февр. 2004
5
Экспертный семинар по рассмотрению модели перевода оплаты труда учителей на штатно-окладную систему (с участием представителей субъектов Федерации)
Март 2004
6
Доработка разработок по штатно-окладной системы оплаты труда учителей
Апрель 2004
7
Формирование пакета нормативных правовых актов по отраслевой системе оплаты труда в образовании, с учетом штатно-окладной системы.
Внесение разработанных документов на согласование в Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России
Май 2004
8
Рассмотрение отраслевой системы оплаты труда в образовании, с учетом штатно-окладной системы, на Совете руководителей органов управления образованием субъектов РФ.
Май 2004
9
Разработка методических материалов по отраслевой системе оплаты труда в образовании, с учетом штатно-окладной системы.
Июнь-авг. 2004
10
Проведение обучающих семинаров с руководителями и специалистами планово-финансовых служб органов управления образованием субъектов РФ
Сент.-окт. 2004
Табл. 12

3. Приложения

3.1. Штатно-окладная система оплаты учителей за рубежом

Важно отметить, что штатно-окладная система оплаты труда учителей действует практически во всех зарубежных развитых странах. В каждой из стран имеются, естественно, свои особенности в системах оплаты труда учителей. Вместе с тем, ряд общих черт может оказаться, при проектировании новой системы, значим и для России. Рассмотрим некоторые аспекты оплаты труда учителей в ФРГ и Англии, могущие оказаться актуальными и для России.

Германия

Учителя в Германии являются госслужащими. При этом Германия, будучи федеративным государством, позволяет входящим в ее состав землям выстраивать образовательное законодательство во многом автономно. Отсюда проистекает некоторая несхожесть конкретных реализаций системы оплаты труда педагогических работников в разных районах Германии. Тем не менее, имеются некоторые единые общие принципы, изложенные ниже.
Общие принципы
1. В Германии тарифицирована (учтена) не только (как ныне в Российской Федерации) урочная нагрузка. Рабочее время учителя включает в себя также время, затрачиваемое на участие в заседаниях педагогического совета, в работе методических объединений, в органах школьного самоуправления, на повышение квалификации, подготовку к урокам, участие в родительских собраниях, проведение замен и т.п.
2. Некоторая часть рабочего времени учителя тарифицируется пропорционально объему урочной нагрузки (прежде всего подготовка к урокам и проверка тетрадей). На практике для этого используется дифференцированная система коэффициентов. Так урокам литературы на старшей ступени гимназии присваивается максимальный коэффициент 1,8; урокам физкультуры - 1,25 и т.д.
3. Принципиально важным является положение, препятствующее бесконтрольному увеличению объема педагогической нагрузки. Учитель в Германии обязан часть своего времени затрачивать на внеурочную деятельность, и эта деятельность четко учитывается ("тарифицируется").
4. Система учета рабочего времени учителя, принятая в Германии, исходит из определенной неравномерности в распределении различных видов деятельности учителя в течение года (каникулы), что делает актуальным составление годового плана распределения рабочего времени учителя. В этом отношении немецкая система близка к системе, принятой в высшей школе в России, а также к подходу, изложенному выше в данной Концепции. Более того, предусмотрена возможность компенсировать некоторую "недоработку" или "переработку" в течение одного учебного года на следующий год. Такая возможность существенно упрощает работу по штатно-окладной системе.
5. Документы по штатно-окладной системе оплаты труда педагогических работников в Германии ясно демонстрируют стремление к учету всех временных затрат, необходимых для исполнения учителем его должностных обязанностей. Так, при планировании учитываются курсы повышения квалификации, работа в органах школьного самоуправления (в Германии, в ситуации относительно развитого коллегиального подхода к управлению, это довольно актуально), дежурства по школе и т.п.
6. Важно отметить, что система оказывается достаточно гибкой в силу определенных традиций (один учитель, как правило, преподает два предмета), а также включению в систему учета ряда функций, в России обычно связываемых с отдельными должностями (классное руководство, функционал заместителя директора, социального педагога, педагога дополнительного образования).
7. Также весьма существенно то обстоятельство, что в ФРГ оказалась принятой реалистичная норма общего объема работы учителя - порядка 48 часов в неделю. Тем самым, например, возможно на практике учесть объемы времени, уходящие у учителя на подготовку к урокам (в Германии это делается за счет соответствующих попредметных коэффициентов). Из того, что в нашем Трудовом кодексе содержится якобы "гуманная" запись об ограничении рабочего времени педагога 36-тью часами в неделю, вытекает однако, что адекватное реальной практике нормирование подготовки к урокам - неисполнимо. В противном случае, учитывая, что на практике - что в Германии, что в России - собственно урочная нагрузка учителя занимает не более 40-45% объема от его общей занятости, мы бы должны были определить базовую урочную нагрузку учителя в объеме всего лишь ˜ 10-15 часов в неделю, что очевидным образом нереально и не нужно14.

К примерам. Примеры расчетов рабочего времени для различных категорий учителей взяты из соответствующих законодательных актов г. Гамбурга (приравненного по своему статусу к федеральной земле, то есть к субъекту федерации, в т.ч. "Положение о трудовом распорядке (рабочем времени) учителей государственных школ", от 1 июля 2003 года). При этом следует иметь в виду, что для дифференцированного определения затрат все педагогические обязанности - в зависимости от предмета и ступени обучения - получают определенное временное измерение. Таким же образом оцениваются и функциональные обязанности, общие обязанности и дополнительные занятия с отстающими. Для индивидуализированных расчетов школами было получено соответствующее программное обеспечение. Ориентировочное впечатление от "гамбургской системы" можно составить, рассмотрев расчеты для занятого на неполную ставку учителя начальных классов и имеющего полную нагрузку преподавателя немецкого языка и физкультуры, работающего в гимназии.

Пример расчета для занятого на неполную ставку учителя начальных классов15



В настоящий момент

Должно быть
Обязанности/функционал, пояснения
WStd
Коэффициент
Количество рабочих часов в неделю
Количество рабочих часов в неделю
Общие обязанности
Неделимые общие обязанности
1,8
1,8
Делимые общие обязанности
2
1,3
Функционал
Управляющая группа

1
Группа классного руководства

1,76
Домашние задания

1
Преподавание
29,94
Преподавание в начальных классах
18
1,3
2,8
DAZ
2
1,2
2,4
Суммарная недельная нагрузка
18
30,04
29,94
Часы преподавания
Рабочие часы - в настоящий момент
Рабочие часы - должно быть
Недель преподавания в год
38
Нагрузка в настоящее время:
28 часов - недельная нагрузка - должна быть
18 - фактическая (частичная) нагрузка
Часов - в настоящий момент - в год
1.141,38
Часов - должно стать - в год
1.137,64
Баланс - часов в год
3,72

Табл. 13
Пример расчета для занятого на полную ставку учителя гимназии16


В настоящий момент

Должно быть
Обязанности/функционал, пояснения
WStd
Коэффициент
Количество рабочих часов в неделю
Количество рабочих часов в неделю
Общие обязанности
Неделимые общие обязанности
1,8
1,8
Делимые общие обязанности
2
2
Функционал
Классный руководитель 5 класса

3
Гандбольная команда

2
Контактный учитель (работа с учащимися)

1,5
Преподавание
29,94
Немецкий язык, 5 класс
5
1,8
8
Физкультура, 5 класс
3
1,25
3,75
Немецкий язык, 8 класс
4
1,7
2,2
Физкультура, 8 класс
3
1,25
3,75
Немецкий язык, LK, 3/4 суббота
5
1,8
9
Физкультура, старшие классы
4
1,25
5
Суммарная недельная нагрузка
24
48,60
48,57
Часы преподавания
Рабочие часы - в настоящий момент
Рабочие часы - должно быть
Недель преподавания в год
38
Нагрузка в настоящее время:
24 часов - недельная нагрузка - должна быть
18 - фактическая (частичная) нагрузка
Часов - в настоящий момент - в год
1.770,80
Часов - должно стать - в год
1.770
Баланс - часов в год
0,80

Табл. 14



Англия

В Англии учителя являются муниципальными служащими. Основы системы оплаты труда английских учителей изложены в Руководстве английского Министерства образования и занятости (DFeS) "Оплата труда и условия найма школьных учителей, 2002" (DfES/0668/2002)17. Особый интерес, в аспекте построения российской штатно-окладной системы, представляет раздел "Рабочее время"18, из которого мы приведем отдельные выдержки.

114. Основной распорядок работы для учителей в течение учебного года:
- учитель, работающий в течение полной рабочей недели, должен быть доступен для работы в течение 195 дней, из которых 190 должны быть днями, в которые он обязан преподавать;
- такой учитель должен быть готов к исполнению таких обязанностей, в такие сроки и в таких местах, которые определены директором школы, в течение 1265 часов, и эти часы должны быть разумно распределены в течение всех дней в учебном году, в которые он должен быть готов к исполнению своих обязанностей;
- учитель обязан работать столько дополнительных часов, сколько может оказаться необходимым, чтобы позволить ему эффективно исполнять свои профессиональные обязанности;
- профессиональные обязанности включают, в частности, проверку ученических работ, составление отчетов об ученической успеваемости, а также подготовку к урокам, учебных материалов и программ преподавания;
- распределение 1265 часов учительского "предписанного времени" между обучением и исполнением других обязанностей относится к компетенции директора школы.
52.Частично занятые преподаватели
Квалифицированные преподаватели, постоянно работающие в режиме частичной занятости, имеют право на получение пунктов по основной и высшей шкалам оплаты и на получение пособий на том же основании, что и преподаватели, работающие полную рабочую неделю. Им нужно платить на пропорциональном основании. Частично занятые преподаватели имеют право на получение пункта за стаж по основной шкале оплаты, если на момент 1 сентября в любом году они отработали любых 26 недель в течение прошедшего года (включая частичную занятость). Частично занятые преподаватели могут просить о пороговой оценке, как только они достигнут максимума по основной шкале оплаты. Министр рекомендует, чтобы рабочее время почасовиков включало, если это уместно, время, потраченное на исполнение других обязанностей помимо преподавания.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign